Разработка внеклассного мероприятия «Химия и биология в повседневной жизни»
план-конспект занятия по химии (8, 9, 10, 11 класс)
Интеллектуальный конкурс-игра.
«Химия и биология в повседневной жизни»
Учитель химии первой квалификационной категории Нуриева Г.Ш.
Учитель биологии первой квалификационной категории Ахмадеев Ф.Р.
Цели:
- Создать условия для расширения и углубления знаний по химии и биологии на основе углубления межпредметных связей.
- Стимулировать познавательную активность учащихся как необходимое условие развития интеллектуальных и творческих способностей, применяя нестандартные формы учебной деятельности.
- создание условий для развития логического мышления и быстроты реакции, умения применять знания на практике;
- Продемонстрировать важность и необходимость знаний по химии и биологии в повседневной жизни человека.
- Способствовать развитию логического мышления и коммуникативных качеств учащихся.
- способствовать формированию чувства ответственности, умения, работать в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himiya_i_biologiya_v_povsednevnoy_zhizni_intellektualnyy_turnir_dlya_starsheklassnikov.docx | 32.63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Химия и биология в повседневной жизни»
Учитель химии первой квалификационной категории Нуриева Г.Ш.
Учитель биологии первой квалификационной категории Ахмадеев Ф.Р.
Цели:
- Создать условия для расширения и углубления знаний по химии и биологии на основе углубления межпредметных связей.
- Стимулировать познавательную активность учащихся как необходимое условие развития интеллектуальных и творческих способностей, применяя нестандартные формы учебной деятельности.
- создание условий для развития логического мышления и
быстроты реакции, умения применять знания на практике;
- Продемонстрировать важность и необходимость знаний по химии и биологии в повседневной жизни человека.
- Способствовать развитию логического мышления и коммуникативных качеств учащихся.
- способствовать формированию чувства ответственности, умения, работать в коллективе.
Форма: интеллектуальный конкурс-игра.
Ведущий 1: Добрый день, дорогие участники и зрители!
Приветствуем всех вас на конкурсе «Химия и биология в повседневной жизни. (слайд №2)
Наш конкурс мы хотим начать со слав великого Конфуция:
«Чтобы достигнуть знания, нужно исследовать сущность вещей; поэтому, кто желает обрести истинное знание, тот должен исследовать причины или законы вещей, которым подчиняются все существа»
Ведущий 2
Две науки о природе
Повстречались на дороге.
Спор затеяли они-
Кто важней из них, пойми!
Ведущий 1
Биология - наука о живом.
Мир живой - наш общий дом.
Каждый должен знать отлично,
Все в природе гармонично!
Полюби науку эту, все живое на Земле…
Посмотри на лес и небо, честь отдай той красоте…
Чтоб цвела и расцветала в млечном космосе большом…
Наша дивная планета, наш с тобою общий дом.
Ведущий 2
От простого к сложному,
От невозможного к возможному.
Химия – наука мироздания,
Скажет из чего построить здание.
Пояснит нам сущность изменения
Фотосинтеза, горения, гниения.
Ведущий 1
Без химии жизни, поверьте, нет.
Без химии стал бы тусклым весь свет,
С химией ездим, живем и летаем,
В разных точках Земли обитаем,
Чистим, стираем, пятна выводим,
Едим, спим, и с прическами ходим,
Химией лечимся, клеим и шьем,
С химией мы бок о бок живем!
Ведущий 1
Все в нашей жизни закономерно,
Все очень точно, а не примерно.
Логика жизни состоит в том
С каким багажом знаний
По жизни пойдем.
Ведущий 2
Начать нашу игру мы хотим со слов великого Гёте:
Просто знать – ещё не всё, знания нужно уметь использовать.
Ведущий 1. Итак, начинаем нашу интеллектуальную игру. Перед нами 2 сборные команды учащихся 9-х, 10-х и 11-х классов.
Наше состязание пройдет с увлекательными экспериментами, провести которых нам помогут знатоки химии 11-го класса Мухарлямова Марьям, Хайруллин Хасан и Хайруллин Хусаин.
Наша игра состоит из 6 раундов. Названия которых :
- «Кто больше, кто дальше»
- Устами младенца
- Эксперимент на кухне
- Таинственная рукопись
- Что бы это значило?
- Шкатулки с интересом
Игра пройдет между командами АЛХИМИКИ и ХИМБИОЛОГИ. А судить нашу игру мы предоставим компетентному жюри в составе которых наши гости учителя химии и биологии :
Итак мы начинаем игру.
1-й раунд называется «Кто больше, кто дальше»
Инструкция Перед вами вопросы, каждый из которых оцениваются в 1 балл. Вы по очереди выбираете вопрос и выслушав отвечаете. Если нет ответа, то право ответа передается другой команде. Ответы вам задает профессор …….
Итак поехали!
Вопрос №1. Нарушение функций щитовидной железы наступает при недостатке в питьевой воде данного вещества. (Йод)
Вопрос №2. Как называется болезнь железа и растений? (Ржавчина. На железе вследствие окисления, на растениях – бурое пятно в местах, где развиваются споры грибов – паразитов)
Вопрос №3. Как называется вещество, благодаря которому крапива «кусается»? (Муравьиная кислота)
Вопрос №4. Как называется насыщенный органическими веществами верхний тёмный слой почвы? (Гумус)
Вопрос №5. Как называется заболевание печени, при котором нормальная ткань заменяется рубцовой под воздействием избыточного употребления вещества, формула которого С2Н5ОН? (Цирроз)
Вопрос №6. Какая фраза является более точной с точки зрения химика: «Ты мой золотой» или «Ты моя золотая»? Почему? (Содержание золота в организме женщины больше, чем в организме мужчины)
Вопрос №7.Соли, каких элементов входят в состав костей? (Соли Са, P, Mg)
Вопрос №8. Какой оксид надо приложить к суставу для уменьшения болевых ощущений? (Снег или лёд Н2О)
Вопрос №9. Какая кислота в большем количестве вырабатывается у «аппетитных» для комаров людей? (Молочная кислота)
Вопрос №10. Назовите металл, который входит в состав гемоглобина? (Железо)
Вопрос №11.В природе молекулярный азот может фиксироваться именно этими организмами. (Клубеньковые бактерии бобовых растений)
Вопрос №12. Назовите формулу оксида, в удалении которого из тканей большая роль принадлежит эритроцитам. (Оксид углерода (IV) СО2)
Молодцы, ребята! Ваши знания пригодятся Вам в жизни
В знак поощрения давайте посмотрим опыт «Коварный пятиглавый змей»
2й раунд называется «Устами младенца»
Испытание на быстроту реакции. Вопросы на тему «Растения рядом с нами». Задания-загадки вам зададут учащиеся младших классов.
Выслушав задание необходимо максимально быстро поднять сигнальный флажок (зелёного цвета) о готовности дать ответ, правильный ответ оценивается 3 баллами. В случае неправильного ответа вопрос адресуется другой команде. Правильно ответившая команда продолжает игру.
Загадка №1 У нас в саду растет такие штучки на кустиках, их по -индийски называют «крупная ягода», по итальянски – «золотое яблоко». Они бывают оранжевыми, желтыми, красными и даже коричневыми. Я их не люблю, а мама чего только из них не делает! Что же это? (томат)
Загадка №2 Скажите, пожалуйста, зачем скворцы и галки «катаются» на коровах, лошадях, овцах? Им что, летать лень?
( таскают шерсть для гнёзд, выклёвывают насекомых)
Загадка №3 Давным – давно считали, что этим блестящим веществом можно спасти от любого злого колдовства, их делали острыми для убийства вампиров, это же вещество защищает от яда и бактерий, их даже бросают в емкости с питьевой водой. Это что за вещество? (серебро)
Загадка №4 На лугу растут такие красивые белые штучки. Их когда-то использовали гномы вместо зонтиков. А мама говорит, что это очень полезное, лекарственное растение, отвар которой используется против воспаления (ромашка)
Загадка №5 Мне очень интересно, почему нужно дышать через нос, а не через рот?
(в носу есть слизь и волоски, задерживающие пыль из воздуха)
Загадка №6 Я видела таких интересных карликовых деревьев в саду. Папа говорит, что они такие твердые и ими можно поцарапать машину. А мама их не любит, говорит что это сорняк. Мне они нравятся, похожи на сосну для гномиков. Что это? (хвощ)
Спасибо нашим маленьким любознательным ПОЧЕМУЧКАМ.
А теперь немножко отдохнём, для игроков и зрителей ПЕННЫЙ ВУЛКАН!!!
Химики-лаборанты показывают интересный опыт с разноцветными пенами.
Раунд №3 «ЭКСПЕРИМЕНТ НА КУХНЕ»
Первая ситуация…Представьте ситуацию на кухне. Мама приготовила растворы трёх веществ: раствор поваренной соли, раствор сахара, раствор питьевой соды. Зазвонил телефон, мама вышла из кухни, а вернувшись - не смогла вспомнить, в каком стакане – какой раствор. Задание - помогите маме определить, что, в каком стакане.
Оценивание: при соблюдении правил технике безопасности, если эксперимент выполнен правильно (все вещества определены) – команда получает 5 баллов, если определили два вещества – 4 балла, одно – 3 балла. Все вещества определены неверно – 0 баллов. При не соблюдении правил технике безопасности, команда теряет 1 балл.
Вторая ситуация
Раунд №4 «Таинственная рукопись»
Ведущий-2: За каждую правильно восстановленное задание команда получает по 3 балла. (На опалённых по краям листочках бумаги написаны задания, которые выполняет игрок каждой команды индивидуально и сдаёт жюри:
№1. Zn+ ?=ZnCl2+ ?
№2. тимофеевка → ? →лягушка→ ?
№3. ? →мышь → ? →сова
№4. BaCl2+ ?= BaSO4+ ?
№5. гниющие остатки → ? →сойка→ ?
№6. Fe2O3+ ?=Fe+ ?
Пока они решают эти задания, мы поиграем со зрителями. Эта игра называется «Музыкально-биохимический хит»
№1. Назовите разнообразие тропических плодов, о котором поется в одной из песен группы «Блестящие». (Бананы-кокосы)
№2. Напойте фрагмент песни группы «Сплин» о нарушении функционирования жизненноважного, кровенагнетающего органа. (Моё сердце остановилось, моё сердце замерло).
№3. В очень известном шлягере В.Добрынина герой просит не посыпать его рану этим химическим соединением. Назовите формулу вещества. («Не сыпь мне соль на рану». NaCl)
№4. С точки зрения химика «формула» данной исполнительницы песни о невесте С6Н12О6. Назовите её. (Глюкоза)
Раунд №5 «Что бы это значило?
1.Эксперимент №1 (затухание свечи)
2. Эксперимент №2 (вспыхивание тлеющей лучинки при добавлении катализатора)
Раунд №6 «Таинственные шкатулки»
Инструкция: команда должна выбрать одну шкатулку и по подсказкам определить, что находится в черной шкатулке.
За правильный ответ команда получает 5 баллов. Если ответ дан неправильный, команда имеет возможность выбрать вторую шкатулку, в этом случае за правильный ответ получает только 4 балла. Если и во второй раз ответ неправильный, команда получает 0 баллов.
1. Это изготавливали на Руси еще в древности, собирая и переплавляя смолу елей и сосен. При Александре Македонском для этого использовали веточки мяты, у эскимосов - китовый жир и кожу, в некоторых областях Восточной Африки - ладан, в Китае-корень женьшеня, в середине 19 в. - свечной воск, в 20-е гг. прошлого столетия - асфальт. Основа современной продукции - млечный сок некоторых южных деревьев, остальное - добавки. Статистика утверждает, что жители Америки предпочитают это с ароматом винограда и корицы, Африка - мускуса, Востока - хризантемы, розы и сирени, Европы - мяты. В одной только Японии существует около 150 разновидностей этого. Однако популярность этого продукта создает большие проблемы при уборке помещений. Какая эта продукция?
(Ответ:В черной шкатулке - жевательная резинка).
2. Два элемента, взятые по отдельности, губительно действуют на организм, а их соединение - это вещество, без которого невозможна жизнь человека. Оно обеспечивает постоянство осмотического давления крови и создает условия для существования красных кровяных телец эритроцитов. Оно необходимо также для процесса пищеварения. Запасы этого вещества практически неограниченны. А применяют его ежедневно все люди и даже дикие и домашние животные.
Примерная суточная норма этого вещества для одного человека находится в этой шкатулке.
(Ответ: В черной шкатулке вещество-
поваренная соль, или хлорид натрия).
3. Это один из главных металлов электротехники. Вместе с золотом, серебром, железом, оловом, свинцом и ртутью этот металл входит в «великолепную семерку» металлов, известных людям с незапамятных времен. Из этих семи древнейших металлов лишь три – золото, серебро и этот металл – встречаются на Земле в самородном состоянии.
Из сплава на основе этого металла с древнейших времен изготавливали статуи и колокола. Из этого же сплава отлиты царь-пушка и царь-колокол, находящиеся в Московском Кремле. Соли этого металла ядовиты, их растворами в сельском хозяйстве протравливают семена перед посевом для уничтожения спор и плесневых грибов на них. Большие залежи руд этого металла находятся на Урале и Алтае.
(Ответ: медь)
4.Еще древние римляне были неравнодушны к этому цветку. Античные садоводы увеличили число его лепестков с пяти до ста. Среди 25 тысяч современных сортов есть черные, синие, которые пытался вывести еще Гете.
Есть растения с огромными цветками диаметром 24 см. А чем они только не пахнут! Например, свежим сеном, чаем, табаком, корицей, геранью. О каком цветке идет речь? (о розе)
5 ящик. Наполеон III на банкете выдавал особо почетным гостям эту посуду. Гости попроще удостаивались обычными золотыми и серебряными приборами. А сейчас ее называют посудой бедняков. Что это за посуда? К тому же, только у сына Наполеона III была очень дорогая по тем временам игрушка из этого металла.
Ответ: алюминиевую посуду называют посудой бедняков, так как этот металл способствует развитию старческого атеросклероза. При приготовлении пищи в такой посуде алюминий частично переходит в организм, где и накапливается. А в 19 веке на императорских приемах алюминиевая посуда была самой престижной.
В черном ящике № 3 находится алюминиевая посуда: ложка, вилка и др.
6 ящик. Красивыми в Древнем Египте считались жирные волосы, поэтому египтяне обильно смазывали их жиром. В дни похорон принято было посыпать голову пеплом. Однажды во время похорон пошел дождь, и в этот момент, как гласит предание, произошло событие, которое сыграло значительную роль в жизни человечества. Оно остается важным для нас и сейчас. Об открытии какого вещества идет речь?
Ответ: головы покрылись пеной – открытие мыла. В черном ящике № 4 - мыло.
Подведение итогов игры.
Учитель:
Поздравляем с успешным
завершением соревнования!
Желаем упорства и удачи
в дальнейшем изучении предметов
ХИМИИ И БИОЛОГИИ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории. Интерактивная экскурсия «Повседневная жизнь русского народа во времена Кузьмы Минина»
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 7-х классов. Интерактивная экскурсия "Повседневная жизнь россиян во времена Кузьмы Минина"...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии "Цветы в жизни человека".
Цель: показать, что цветы всегда играли и играют особую роль в жизни человека; расширить кругозор учащихся; активизировать мыслительную деятельность через разгадывание загадок, ответы на во...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине: Иностранный язык (Английский) "Жизнь и творчество Роберта Бернса"
Открытое внеклассное мероприятие по дисциплине: Иностранный язык (Английский), посвященное жизни и творчеству Роберта Бернса....
методическая разработка внеклассного мероприятия по теме :"Роль никотина в жизни подростка"
Данная разработка может использоваться на уроках с применением здоровьесберегающих технологий и при проведении классных часов по здоровому образу жизни...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине «Биология» Био-эко-марафон
Данная методическая разработка предназначена в помощь преподавателям среднего профессионального образования при проведении внеклассных мероприятий по предмету.В методической разработке подробно ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «ХИМИЯ +»
Тип мероприятия: внеклассное мероприятие естественно-научной направленности.Форма проведения: интерактивная игра с бинарной (межпредметной) направленностью.Цель: систематизация знаний обучающихся по х...
Разработка внеклассного мероприятия "От здоровых привычек - к здоровой жизни"
Быть здоровым сейчас модно. Не болеть - престижно!...