Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный квадрат»
рабочая программа (11 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена для специального (коррекционного) класса школы 8 вида. Содержит пояснительную записку и календарно- тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_pr_volshebnyy_kvadrat.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                             

Пояснительная записка.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный квадрат» разработана для занятий с учащимися 11б класса во внеурочное время. В процессе разработки программы  главным ориентиром стала  цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального  развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной  культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.  

Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно - деятельностного подхода, предполагающая активизацию познавательной,  художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных  особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей.  Занятия  художественной  практической  деятельностью,  по  данной  программе    решают  не  только  задачи  художественного  воспитания,  но  и  более  масштабные  –  развивают  интеллектуально-творческий  потенциал. В  силу  того,  что  каждый  воспитанник является  неповторимой  индивидуальностью  со  своими  психофизиологическими  особенностями  и  эмоциональными  предпочтениями,  необходимо  предоставить  ему  как  можно  более  полный  арсенал средств  самореализации.  На уровне  предметного  содержания  создаются условия для воспитания:  

-  патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций  своего и других народов;

 -  трудолюбия,  творческого  отношения  к  учению,  труду.  (привитие  воспитанникам  уважительного  отношения  к  труду,  трудовых  навыков  и  умений  самостоятельного  конструирования  и  моделирования  изделий,  навыков  творческого  оформления  результатов своего труда и др.);  

-   ценностного  отношения  к  прекрасному,  формирования  представлений  об  эстетических  ценностях  (знакомство  обучающихся  с  художественно-ценными  примерами  материального  мира,  восприятие  красоты  природы,  эстетическая  выразительность предметов  рукотворного  мира,  эстетика труда,  эстетика  трудовых  отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

  -  ценностного  отношения  к  здоровью  (освоение  приемов  безопасной  работы  с  инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых  материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

  Наряду  с  реализацией  концепции  духовно-нравственного  воспитания,  задачами  привития   ученикам технологических  знаний,  трудовых  умений  и  навыков  программа  «Волшебный квадрат»  выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

 -  интеграция  предметных  областей  в  формировании целостной  картины  мира и  развитии  универсальных учебных действий;  

- формирование информационной грамотности современного школьника;  - развитие коммуникативной компетентности;

  -  формирование  умения  планировать,  контролировать  и  оценивать  учебные  действия  в  соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  -использование знаково-символических средств  представления информации для создания  моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  -  овладение  логическими  действиями  сравнения,  анализа,  синтеза,  обобщения,  классификации  по  родовидовым  признакам,  установления  аналогий  и  причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

 Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся,  воспитание  у  них  интереса  к  различным  видам  деятельности,  получение  и  развитие  определенных  профессиональных  навыков.  Программа  дает  возможность  ребенку  как  можно  более полно представить   себе  место, роль, значение и применение материала в окружающей  жизни.  Связь  прикладного  творчества,  осуществляемого  во  внеурочное  время,  с  содержанием  обучения    по  другим  предметам  обогащает  занятия  художественным  трудом    и  повышает  заинтересованность  учащихся.  Поэтому  программой  предусматриваются  тематические  пересечения  с  такими  дисциплинами,  как  математика  (построение  геометрических  фигур,  разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), биологоия (создание образов животного и растительного мира). Исходя  из  этого,  программа  «Волшебный квадрат»   предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера.  Раскрытие личностного потенциала воспитанника реализуется  путём  индивидуализации  учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе  задания,  исходя  из  степени  его  сложности.  Он  может  заменить  предлагаемые  материалы  и  инструменты  на  другие,  с  аналогичными  свойствами  и  качествами.  В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на  основе  разумного  использования  развивающего  потенциала  информационной  среды  образовательного  учреждения  и  возможностей  современного  школьника.  Передача  учебной  информации  производится  различными  способами  (рисунки,  схемы,  выкройки,  чертежи,  условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации  –  в  книгах,  словарях,  справочниках.

  Развитие  коммуникативной  компетентности  происходит  посредством  приобретения  опыта  коллективного  взаимодействия,  формирования  умения  участвовать в учебном диалоге, развития  рефлексии как  важнейшего качества, определяющего  социальную  роль  ребенка.

 Программа  курса  предусматривает  задания, предлагающие  разные  виды  коллективного  взаимодействия:  работа  в  парах,  работа  в  малых  группах,  коллективный  творческий проект, презентации своих работ. У  ребёнка  формируются  умения  ориентироваться  в  окружающем  мире  и  адекватно  реагировать  на  жизненные  ситуации.  Значительное  внимание  должно  уделяться  повышению  мотивации.  Ведь  настоящий процесс  художественного  творчества невозможно представить без  особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии  легче  усваиваются  навыки  и  приемы,  активизируются  фантазия  и  изобретательность.  Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом  рутинной работы..    

Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно  построенная работа на занятии.    

На  первом  этапе  формируется  деятельность  наблюдения. Воспитанник  анализирует  изображение  поделки,  пытается  понять,  как  она  выполнена.  Далее  он  должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам  самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы  показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако учащиеся имеют возможность предлагать свои  варианты,  пытаться  усовершенствовать  приёмы  и  методы.    

 Следует помнить,  что  задача  занятия  — освоение нового технологического  приема  или  комбинация  ранее  известных  приемов,  а  не  точное  повторение  поделки,  предложенной  учителем.  Такой  подход  позволяет  оптимально  учитывать  возможности  каждого  учащегося,  поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.  

  Учащиеся  могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения  или реализуя  собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных.        

Содержание программы составлено на 18 часов .

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

«Волшебный квадрат»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- владеть монологической и диалогической формой речи.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение,  классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстникам, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

- Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы.

- Достичь оптимального для каждого уровня развития;

- Сформировать систему универсальных учебных действий;

- Сформировать навыки работы с информацией.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема занятия

Необходимые материалы

Дата планируемая

Дата фактическая

1

Беседа по охране труда. Правила поведения на занятиях.

Знакомство с оригами.

Термины, принятые в оригами.

Цветная бумага.

2

История оригами

Базовая форма «Треугольник»

Голубь мира

Цветная бумага, ножницы.

3

История оригами

Базовая форма «Треугольник»

Голубь мира

Цветная бумага, ножницы.

4

Легенды связанные с оригами

Базовая форма «Треугольник»

Голубь мира

цветная бумага, ножницы, клей.

5

Композиция

«Панно мира»

Цветная бумага, клей, ножницы. картон

6

Базовая форма «Прямоугольник»

Небоскрёбы

Цветная бумага, клей, ножницы

7

Базовая форма «Прямоугольник»

Небоскрёбы

цветная бумага, ножницы

карандаши

8

. Базовая форма «Двойной квадрат»

Дома.

цветная бумага, ножницы

карандаши

9

. Базовая форма «Двойной квадрат»

Церковь

цветная бумага, ножницы

карандаши

10

. Базовая форма «Двойной квадрат»

Церковь

цветная бумага, ножницы

карандаши

11

Трава

цветная бумага, ножницы

12

Трава

цветная бумага, ножницы

13

Деревья

цветная бумага, ножницы

14

Деревья

цветная бумага, ножницы

15

Автомобиль

цветная бумага, ножницы

16

Композиция «Город»

Цветная бумага, клей, ножницы. картон

17

Композиция «Город»

Цветная бумага, клей, ножницы. картон

18

Композиция «Город»

Итоговое занятие

Цветная бумага, клей, ножницы. картон

Предполагаемые результаты программы.

Предполагается, что по итогам полного участия   в программе, учащиеся должны:

1.    На уровне своих возрастных особенностей развить способность работать руками, творческие способности и  исследовательские навыки.

2.    Иметь уверенность в собственных силах.

3. Сформировать коммуникативные навыки и навыки совместной коллективной деятельности.

4.    Овладеть терминологией, предусмотренной программой.

Уметь следовать устным инструкциям и последовательности действий.

Способы фиксации результатов

  • Составление альбома лучших работ.
  •  Проведение выставок работ учащихся: 
    – в классе, 
    – в школе, 
  • Оформление  композиций из работ учащихся.

Используемая литература и учебно-методические средства обучения:

  1. Проснякова  Т. Н  Программа «Художественное творчество»  http://stranamasterov.ru
  2. Проснякова  Т. Н  Забавные фигурки. Модульное оригами»,. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений)
  3. Проснякова  Т. Н  Книги серии «Любимый образ» М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА
  4. С.Афонькин Мини-энциклопедия. Оригами. Корабли и лодки. –Вильнюс- 2013

                       Интернет ресурсы:

                     http://stranamasterov.ru

                     http://www.encyclopedia.ru/

                     http://www.nachalka.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по внеурочной деятельности"Волшебный мир оригами"

рабочая программа для учащихся 1-4 классов.ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» для 1 класса

Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.Задачи:– Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.–...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" ( 5 класс)

Данная программа разработана для занятий по внеурочной деятельгости в 5 классе...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный клубок"

Данная программа предназначена для 2-го класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»

рабочая программа курса внеурочной деятельности общекультурного направления в 6 классе "Волшебный мир оригами"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Волшебный мир химии» 7 класс

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, или 1 час в неделю, предназначена для учащихся 7 класса.           Программа реализована в рамках &laqu...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Волшебный мир химии» 7 класс

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, или 1 час в неделю, предназначена для учащихся 7 класса.           Программа реализована в рамках &laqu...