Конспект обобщающего урока по биологии «Химический состав клетки. Органические вещества»
план-конспект урока по биологии (10 класс)
Цель урока: повторение и закрепление знаний об особенностях строения органических веществ, их свойствах, классификации и выполняемых функциях.
Задачи урока:
- закрепить знания об органических веществах клетки;
- выявить наличие органических веществ в продуктах питания;
- научиться высчитывать калорийность своего рациона.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 181.11 КБ |
![]() | 1.77 МБ |
![]() | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Газопроводская средняя школа
Конспект обобщающего урока по биологии
«Химический состав клетки.
Органические вещества»
Подготовил:
учитель биологии
1 кв.категории
Быкова Алена Сергеевна
Починки, 2019
Цель урока: повторение и закрепление знаний об особенностях строения органических веществ, их свойствах, классификации и выполняемых функциях.
Задачи урока:
Учебные:
- закрепить знания об органических веществах клетки;
- выявить наличие органических веществ в продуктах питания;
- научиться высчитывать калорийность своего рациона.
Развивающие:
- развивать логику мышления, предлагая задания для сравнения с последующим выявлением сходных и отличительных признаков, формированием выводов и обобщений;
- развивать практические умения проводить самостоятельные исследования по выявлению свойств и функций органических соединений.
Воспитательные:
- воспитывать чувства товарищества, взаимовыручки, ответственности при выполнении коллективных заданий;
- формирование материалистического мировоззрения обучающихся.
Методы: повторение, обобщение, закрепление, практический, исследовательский.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, дидактический материал, стакан с водой, марля, йод, пипетка, семена подсолнечника, мука, картофель.
Ход урока:
Организационный момент
Постановка цели и задач урока.
Теоретическая часть
Фронтальный опрос:
- Что является мономером белка?
- От чего зависит многообразие белков?
- Какой белок содержится в эритроцитах?
- Почему при стирке шерстяных вещей в горячей воде они «садятся»?
- На какие 3 группы делятся углеводы?
- Почему березовый сок сладкий?
- Почему медведь не ляжет в спячку пока не наберёт нужное количество жира?
- Что является мономерами ДНК?
- Перечислите виды РНК?
- Что является универсальным источником энергии в клетке?
Практическая часть
Практическая работа 1
Тема: «Органические вещества в клетках растений»
Цель: выявить какие органические вещества содержатся в клетках растений.
Оборудование: стакан с водой, марля, йод, пипетка, семена подсолнечника, мука, картофель.
Ход работы:
Проведите опыты по выявлению органических веществ в клетках растений. Заполните таблицу.
№ опыта | что делаем? | наблюдение | вывод |
1 | На клубень картофеля капните йод | Клубень синеет | |
2 | А) В стакане с водой промываем тесто. Б) В раствор добавляем каплю йода | Помутнение воды, Раствор посинел | |
3 | Достаём промытое тесто | Клейкая липкая масса | |
4 | На салфетке растираем семена подсолнечника | Появляется жирное пятно на бумаге |
Демонстрационные опыты, доказывающие наличие углеводов в клетке
Определение крахмала
Опыт 1: На клубень картофеля капните йод. Что происходит? (Наблюдения запишите в таблицу).
Опыт 2: Возьмите стаканчик, налейте в него немного воды, приблизительно треть и опустите туда комочек теста, завернутый в марлю. Промойте его в стаканчике. Отлейте немного воды в стаканчик и накапайте туда раствор йода. Что вы наблюдаете? (Наблюдения запишите в таблицу).
Ответьте на вопросы:
- Какой вывод мы можем сделать? (В клетках растений содержится крахмал, который синеет при действии йода)
- В каких органах растений мы чаще всего обнаружим крахмал? Почему?
- Какова роль углеводов в клетке?
Роль углеводов в клетке:
1.Запаса питательных веществ (гликоген, крахмал).
2.Опорная (хитин) и защитная функции ( клетчатка).
3.Кроме крахмала и сахара в состав клеток растений входит целлюлоза или клетчатка.
Где в клетке мы ее обнаружим? (клеточная оболочка)
Демонстрационный опыт, доказывающий наличие белка в клетке.
Опыт 3: Аккуратно выньте комочек теста и осмотрите его развернув марлю. Потрогайте его пальцем. Что чувствуете? (скользкое, клейкое)
Когда сомкнете пальцы что чувствуете? (пальцы склеиваются). Правильно, это выделяется из теста белок – клейковина. Он содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек может из муки получать тесто и печь хлеб и пироги. (Наблюдения запишите в таблицу).
Ответьте на вопросы:
- Какова роль белков в клетке?
Роль белков в клетке:
1.Транспорт кислорода.
2.Сокращение мышц.
3. Защита от инфекций.
4.Свертывание крови.
Демонстрационный опыт, доказывающий наличие жира в клетке.
Опыт 4: Возьмите салфетку, между листочками положите несколько семечек подсолнечника. Обратной стороной карандаша или ручки раздавите семена. Что наблюдаете? (Наблюдения запишите в таблицу).
Ответьте на вопросы:
- Какой можно сделать вывод? (В клетках растений содержится масло-жир)
- Как вы думаете, в каких частях растения чаще всего накапливается жир?
- Почему именно в семенах наибольшее накапливание жира?
- Какова роль жира в клетках?
Роль жира в клетках:
1. Источник энергии и воды.
2. Теплоизоляция.
3.Защитная.
Практическая работа 2
Тема: "Определение суточного рациона питания по энергетической ценности пищевых продуктов".
Цель: научиться рассчитывать калорийность своего суточного питания.
Оборудования: таблицы, необходимые для расчета суточной калорийности употребляемой пищи.
Ход работы:
- С помощью таблицы №1 найдите и запишите свою норму расхода энергии (калорийности) пищи в сутки. Эти данные вам понадобятся в дальнейшем.
- Для определения своего суточного рациона питания заполните эту таблицу. Вспомните, что вы ели в вчера за завтраком, обедом и ужином. Энергоценность пищевых продуктов найдите по вспомогательным таблицам, имеющихся на столах.
- Вычислите общую сумму суточной энергоценности (калорийности), сколько грамм белков, жиров, углеводов употребляете в сутки.
Режим питания | Название пищевых продуктов | Сколько съедаете (в граммах) | Энергоценность | |||
Белки,г | Жиры,г | Углеводы,г | ккал | |||
| 1. 2. 3. 4. | |||||
| 1. 2. 3. 4. | |||||
| 1. 2. 3. 4. |
- Полученные данные сравните с показателями нормы белков, жиров, углеводов и калорийности. Во сколько раз превышена норма или наоборот.
- Сделайте вывод. Что необходимо сделать для того, чтобы укладываться в нормы.
Рефлексия
Подведение итогов урока.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Практическая работа 1
Тема: «Органические вещества в клетках растений»
Цель: выявить какие органические вещества содержатся в клетках растений.
Оборудование: стакан с водой, марля, йод, пипетка, семена подсолнечника, мука, картофель.
Ход работы:
Проведите опыты по выявлению органических веществ в клетках растений. Заполните таблицу.
№ опыта | что делаем? | наблюдение | вывод |
1 | На клубень картофеля капните йод | ||
2 | А) В стакане с водой промываем тесто. Б) В раствор добавляем каплю йода | ||
3 | Достаём промытое тесто | ||
4 | На салфетке растираем семена подсолнечника |
Опыт 1: На клубень картофеля капните йод. Что происходит? (Наблюдения запишите в таблицу).
Опыт 2: Возьмите стаканчик, налейте в него немного воды, приблизительно треть и опустите туда комочек теста, завернутый в марлю. Промойте его в стаканчике. Отлейте немного воды в стаканчик и накапайте туда раствор йода. Что вы наблюдаете? (Наблюдения запишите в таблицу).
Опыт 3: Аккуратно выньте комочек теста и осмотрите его развернув марлю. Потрогайте его пальцем. Что чувствуете? Когда сомкнете пальцы что чувствуете? (Наблюдения запишите в таблицу).
Опыт 4: Возьмите салфетку, между листочками положите несколько семечек подсолнечника. Обратной стороной карандаша или ручки раздавите семена. Что наблюдаете? (Наблюдения запишите в таблицу).
Практическая работа 2
Тема: "Определение суточного рациона питания по энергетической ценности пищевых продуктов".
Цель: научиться рассчитывать калорийность своего суточного питания.
Оборудования: таблицы, необходимые для расчета суточной калорийности употребляемой пищи.
Ход работы:
- Для определения своего суточного рациона питания заполните эту таблицу.
- Вычислите общую сумму суточной энергоценности (калорийности), сколько грамм белков, жиров, углеводов употребляете в сутки.
Режим питания | Название пищевых продуктов | Сколько съедаете (в граммах) | Энергоценность | |||
Белки,г | Жиры,г | Углеводы,г | ккал | |||
| 1. 2. 3. 4. | |||||
| 1. 2. 3. 4. | |||||
| 1. 2. 3. 4. |
- Полученные данные сравните с показателями нормы белков, жиров, углеводов и калорийности. Во сколько раз превышена норма или наоборот.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/06/picture-30412.jpg)
Повторительно-обобщающий урок физики 7 класс "Масса тела. Плотность вещества"
Разработка урока включает в себя презентацию и конспект. На уроке запланированы такие этапы, как физический диктант по формулам, проведение мини-исследования по определению содержания крахмала в разли...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/06/picture-30412.jpg)
Повторительно-обобщающий урок физики 7 класс "Масса тела. Плотность вещества"
Разработка урока включает в себя презентацию и конспект. На уроке запланированы такие этапы, как физический диктант по формулам, проведение мини-исследования по определению содержания крахмала в разли...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/30/picture-276980-1375181753.jpg)
Обобщающий урок по теме "Химический состав клетки", 10 класс.
Основная задача урока систематизировать знания учащихся о химическом составе и функциях веществ клетки, используя электронный учебник «Биология 6-11 класс, лабораторный практикум», Республикански...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/08/picture-377474-1389184964.jpg)
Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" 10 класс
Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" составлен для учащихся 10 класса (базовый уровень - 1 час в неделю) по программе В.В.Пасечника....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/23/picture-370495-1387781406.jpg)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА к уроку физики 7 класса «Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Кратковременная контрольная работа»
Тема урока: Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Кратковременная контрольная работа. Тип урока: комбинированный Цель урока: организация усвоения и закрепления осно...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/12/picture-275193-1731397521.jpg)
Конспект урока по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества"
Урок разработан для учащихся 5 класса с учетом требований ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/19/picture-1375307-1676796901.jpg)
Технологическая карта по теме "Химический состав клетки. Органические вещества" 5 класс. Пасечник В.В.
Технологическая карта по теме "Химический состав клетки. Органические вещества". 5 класс. Пасечник В.В....