Исследовательская работа учащихся в домашних условиях
методическая разработка по химии
Данный материал можно использовать на внеклассных занятиях,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_uchashchihsya_v_domashnih_usloviyah_master-klass.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Черанёва Татьяна Михайловна,
учитель химии КОГОБУ СШ с УИОП
пгт. Афанасьево 2017
Мастер-класс по химии
«Исследовательская работа учащихся в домашних условиях»
Слайд 1. Тема.
Вступление: Химия - удивительная наука. С одной стороны, она очень конкретна и имеет дело с бесчисленными полезными и вредными веществами вокруг нас и внутри нас. Поэтому химия нужна всем: повару, шофёру, садоводу, строителю. С другой стороны, эта наука весьма абстрактная: она изучает мельчайшие частицы, которые не увидишь в самый сильный микроскоп, рассматривает громоздкие формулы и сложные законы. Изучать химию в школе трудно. Другое дело, когда возникает интерес. В начале изучения химии учащиеся проявляют большой интерес к предмету. Моя задача, как учителя этот интерес поддерживать и развивать. Помогает мне в этом одно из направлений моей работы - организация домашнего исследовательского ученического эксперимента. Он проходит под руководством учителя и является продолжением работы на уроке. Эти исследования позволяют решать следующие задачи:
- Дать дополнительные сведения о веществах и явлениях
- Формировать навыки написания отчётов
- Научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы.
- Развивать умения находить главное, обобщать, классифицировать
- Самостоятельно приобретать знания
- Научить самостоятельно, оценивать, наблюдать явления
- Развивать познавательный интерес к предмету и творческие способности в процессе самостоятельной работы
При подготовке к работе с учениками обговаривается инструкция по технике безопасности, обсуждается методика проведения эксперимента, план отчёта. Все инструкции ученик получает на руки. Мной проанализирован курс химии и подобраны различные по сложности задания практического характера, которые безопасно можно выполнить дома. Иногда эти задания носят опережающий характер и являются основой для изучения темы на уроке. Напр. Эксперимент по выявлению условий коррозии металлических изделий. (7,9кл) Часто задания носят межпредметный характер (прим. При изучении темы адсорбции и диффузии учащиеся проводят опыты с активированным углем и кукурузными палочками)
Даю задание на практике проверить качественные характеристики моющих средств для посуды (напр. «Золушка») (т.»Жиры» -7,9,10кл)Готовят природные индикаторы и проверяют среду разных домашних растворов.(7,8кл)
Изучают содержание белка, жира, крахмала в продуктах питания и т. д.(7,9,10кл). Многие из такого рода заданий можно предлагать и в начальных классах в курсе « Окружающий мир». Благодаря таким заданиям у некоторых учащихся возникает такой интерес к эксперименту, что они создают целые мини лаборатории дома, и проводят уже самостоятельные исследования, находя интересные задания из литературных источников, интернета (Косолапов Кирилл). Бывает, что приносят результат своего исследования в школу и демонстрируют друзьям. Так может появиться тема для написания проекта (Некрасов Евгений написал работу «Секреты тайнописи»).
Одно из таких заданий, которое также послужило толчком для выполнения исследовательского проекта, мы с вами сейчас попробуем выполнить. Эта работа называется «Выращивание кристаллов»
Когда группа учителей работает по инструкции, показываю ролик.
Выдаю Инструкции
Выращивание кристаллов
Вам потребуется: соль, сахар, горячая вода, прозрачные пластиковые стаканчики (можно использовать стеклянные банки: пол-литровые, майонезные), ложка, верёвка (или нитка), карандаш, лист бумаги или картонка.
Положите несколько полных ложек столовой соли в стакан. Заполните стакан на три четверти горячей водой (60-70). Перемешайте соль ложкой. Если соль растворилась, добавьте ещё одну ложку соли, перемешайте и добавляйте до тех пор, пока раствор не станет насыщенным. Привяжите верёвку к середине карандаша, а свободный конец верёвки опустите с помощью ложки на дно стакана. На следующий день вы увидите, что на стенках стакана и на верёвке выделились кристаллы. Повторите эксперимент, используя сахар или другую соль (например: морскую – из аптеки).
Можно подкрасить раствор пищевым красителем и понаблюдать, что получится. Оставьте опытные установки на неделю, тем самым дав время для прохождения максимальной кристаллизации. Внимательно изучите образовавшиеся кристаллы, и вы заметите, что они разной формы, замените верёвку на нить. Отделите отдельный кристалл и наблюдайте за ним. С каждым днём он будет увеличиваться в размере. Попробуйте сделать форму в виде любой игрушки, используя медную проволочку и нить. Экспериментируйте и у вас всё получится. Напишите отчёт о работе по плану.
В результате у ребят получаются разные результаты. Затем мы их обсуждаем на уроках. За годы работы разные учащиеся более глубоко изучали методы выращивания кристаллов и выполняли проекты по этой теме. Первые работы были в виде описания, современные - с использованием компьютерных презентаций. Показываю пример презентации и готовые кристаллы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы над научно-исследовательской работой учащихся по теме «Корневая гласная – самая опасная!»
Пояснительная записка Изучение безударных гласных в корне в школьном курсе русского языка представляется фундаментом, на котором строится все обучение ребенка русской орфографии. Но, как ни парадокса...
Критерии оценки исследовательских работ учащихся на научно-(исследовательской) практической конференции
Оценить работу учащегося не так просто и, более того, очень ответственно....
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ. Актуальность темы «История освоения космоса» среди учащихся среднего и старшего звена школы. 7 класс.
Работу выполнил: Старостов Алексей Дмитриевич, уч-к 7 «Б» класса , 12 летРуководители: Першина Ольга Владимировна, учитель биологии. Старостов Дмитрий Сергеевич, 35 лет....
Научно - исследовательская работа «Взаимодействие детей в условиях модульного обучения в учреждениях дополнительного образования»
Государственная, социальная и образовательная значимость педагогической работы с детьми, недостаточная разработанность, а также необходимость дальнейшего теоретического исследования проблемы детского ...
Числа вокруг нас (проектно-исследовательская работа учащихся 1 «В» класса МОУ СОШ № 4 на школьную научно-исследовательскую конференцию)
Чтобы заметить огромное влияние математики на личность, достаточно представить себе какие общечеловеческие умения выполняет ученик, изучая математику: доказывает, аргументирует, анализирует, обо...
«Организация домашней учебной работы учащихся школы в условиях введения ФГОС ОО. Опыт организации домашней учебной работы учащихся в зарубежных школах»
Важное отличие домашних работ в связи с введение ФГОС то, что домашняя работа выполняет образовательную, развивающую и воспитательную функции, а не сводится к выполнению тог...
презентация "Исследовательская работа учащихся в домашних условиях"
Использкуется как иллюстрация к мастер-классу "Исследовательская работа учащихся в домашних условиях"...