Как мы учимся составлять уравнения химических реакций.
статья по химии (8 класс)
Эта статья предназначена для обмена опытом с учителями химии, работающими в восьмых классах. В ней речь идет об одной из важнейших задач, которая возникает у учителя: как научить ребенка составлять уравнения химических реакций? Какими предварительными знаниями и умениями он должен обладать для того, чтобы обучение этим навыкам было наиболее эффективно.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Как мы учимся составлять уравнения химических реакций.
Изучая курс химии в 8 классе, учащиеся неоднократно встречаются с проблемой записи уравнения реакций. Речь идет не о воспроизведении заученной реакции, о самостоятельной полной фиксации химического процесса. Т.к. в конце октября и в марте дети обладают совершенно разным опытом, естественно, что способы формирования навыка составления уравнений химических реакций, должны меняться.
Главные постулаты неизменны:
- понимание порядка записи элементов в формуле сложного вещества;
- составление формул по валентности (заряду ионов);
- названия некоторых бинарных соединений;
- подбор коэффициентов (при необходимости).
К тому моменту, когда моим ученикам впервые предстоит встретиться с необходимостью записи химического процесса, они уже знакомы с понятиями:
- металл/неметалл;
- изменение металлических/неметаллических свойств элементов по периоду и подгруппе (главной, А);
- ряд «активности» металлов, ряд «активности» некоторых неметаллов (галогенов);
- типы химических реакций.
Эти знания, способность анализировать фрагменты схемы химического процесса (левая или правая части) позволяют ребятам быстрее освоиться в умении составлять полную схему химического превращения, а, затем, и в уравнение реакций.
Как это работает?
Задание №1. Заверши запись химического процесса. Обоснуй свой выбор.
ZnCl2 + Cu→
По набору веществ левой части схемы ученик делает вывод о том, что перед ним реакция замещения. Определяет по положению в ПСХЭ, что цинк и медь являются металлами. Анализируя их взаимное положение в ряду «активности» металлов, заключает, что этот процесс осуществить не возможно. Эта реакция не идет.
Задание №2. Запиши недостающую часть схемы и преврати ее в уравнение реакции.
… + … → H2S + NaCl
По набору веществ правой части реакции (два сложных вещества) делается вывод о необходимости записать уравнение реакции обмена. По формулам определяем валентности элементов, меняем местами водород н натрий, формулы новых веществ составляем по валентности, подбираем коэффициенты.
I II I I
… + … → H2S + NaCl
I II I I
Na2S +2 HCl = H2S +2 NaCl
Следующая серьезная встреча с уравнениями реакций возникает при изучении химических свойств важнейших классов неорганических соединений. К имеющимся знаниям, умениям и навыкам добавляется способность узнавать разные группы соединений, классифицировать и называть их. Дополнительные сведения еще больше помогают в составлении уравнений реакций.
Задание №3. Заверши запись химического процесса:
CO2 + K2O →
Определяем классы соединений и продукт взаимодействия (знание химических свойств классов неорганических соединений). Кислотный оксид + основный оксид = соль. Соль состоит из атомов металла и кислотного остатка, т.о. K – металл, а кислотному оксиду CO2 соответствует кислотный остаток CO3 (II)
CO2
+ H2 O
H2CO3 CO2 + K2O = K2CO3
При дальнейшем изучении химии, когда появляются другие способы классификации химических процессов и новые сведения о веществах, ширятся приемы, используемые для составления уравнений реакций. Но все они, несомненно, дополняют друг друга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока химии в 8 классе. Тема: Закон сохранения массы веществ. Уравнения химической реакции.
Традиционный урок с использованием магнитной доски и демонстрационного эксперимента, доказывающего Закон сохранения массы веществ....
к уроку "Уравнения химических реакций"
Презентация с небольшими комментарии поможет создать свой великолепный урок!...
Учимся записывать уравнения химических реакций.
Умение правильно записывать уравнения химических реакций- одна из наиболее трудных задач для восьмиклассников.Помочь в решении этой важной учебной задачи поможет алгоритм- определенная последовательно...
Конспект урока "Расчеты по уравнениям химических реакций"
Файл содержит подробный конспект урока...
Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Обобщение
Конспект урока химии в 8 классе по теме "Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Обобщение" с целью обобщения и систематизации знаний о типах химических реакций и закрепления ...
Карточка "План составления ионных уравнений по молекулярному уравнению химической реакции"
Раздаточный материал, полезный как при изучении темы в 8 классе, так и при повторении в непрофильном 11 классе....
Химический тренажёр к теме:«Уравнения химических реакций. Типы химических реакций» 8 класс
Методическая разработка для учителей химии...