Как мы учимся составлять уравнения химических реакций.
статья по химии (8 класс)

Цветкова Ольга Владимировна

Эта статья предназначена для обмена опытом с учителями химии, работающими в восьмых классах.  В ней речь идет об одной из важнейших задач, которая возникает у учителя: как  научить ребенка составлять уравнения химических реакций? Какими предварительными знаниями и умениями он должен обладать для того, чтобы обучение этим навыкам было наиболее эффективно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Как мы учимся составлять уравнения химических реакций.

Изучая курс химии в 8 классе, учащиеся неоднократно  встречаются с  проблемой  записи уравнения реакций.  Речь идет не о воспроизведении заученной реакции, о самостоятельной полной фиксации химического процесса. Т.к.  в конце октября и в марте дети обладают совершенно разным опытом, естественно, что способы формирования навыка составления уравнений химических реакций,  должны   меняться.

Главные постулаты неизменны:  

- понимание порядка записи элементов в формуле сложного вещества;

- составление формул по валентности (заряду ионов);

- названия некоторых бинарных соединений;

- подбор коэффициентов (при необходимости).

         К тому моменту, когда моим ученикам  впервые  предстоит встретиться с необходимостью записи химического процесса,  они уже знакомы с понятиями:

- металл/неметалл;

- изменение металлических/неметаллических свойств элементов по периоду и подгруппе (главной, А);

 - ряд «активности» металлов, ряд «активности» некоторых неметаллов (галогенов);

- типы химических реакций.

Эти знания, способность анализировать фрагменты  схемы химического процесса (левая или правая части)  позволяют  ребятам быстрее освоиться в  умении составлять полную  схему химического превращения, а, затем,  и в уравнение реакций.

Как это работает?

Задание №1.  Заверши запись химического процесса. Обоснуй свой выбор.

ZnCl2 + Cu→

По набору веществ левой части схемы ученик делает вывод о том, что перед ним реакция замещения.  Определяет по положению в ПСХЭ, что цинк и медь являются металлами. Анализируя их  взаимное положение в ряду «активности» металлов, заключает, что этот процесс осуществить не возможно.  Эта реакция не идет.

Задание №2. Запиши недостающую часть схемы и преврати ее в уравнение реакции.

… + … → H2S + NaCl

По  набору веществ правой части реакции (два сложных вещества) делается вывод о  необходимости записать уравнение реакции обмена. По формулам определяем валентности элементов, меняем местами водород  н натрий,  формулы новых веществ составляем по валентности, подбираем коэффициенты.

                   I    II         I      I

… + … → H2S + NaCl

 I       II           I     I

Na2S +2 HCl = H2S +2 NaCl    

Следующая  серьезная встреча с уравнениями реакций возникает при изучении химических  свойств важнейших классов неорганических соединений. К имеющимся знаниям, умениям и навыкам  добавляется способность узнавать разные группы соединений, классифицировать и называть их. Дополнительные сведения еще больше помогают в составлении уравнений реакций.                                                                                                                

Задание №3.       Заверши запись химического процесса:

CO2   +  K2O →

Определяем классы соединений и продукт взаимодействия (знание химических свойств классов неорганических соединений). Кислотный оксид + основный оксид  = соль. Соль состоит из атомов металла и кислотного остатка, т.о. K – металл, а кислотному оксиду CO2  соответствует кислотный остаток CO3 (II)

       

        CO2

+  H2   O

    H2CO3              CO2  + K2O = K2CO3

При дальнейшем изучении химии, когда появляются другие способы классификации химических процессов и новые сведения о веществах, ширятся приемы, используемые для составления уравнений реакций. Но все они, несомненно,  дополняют  друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока химии в 8 классе. Тема: Закон сохранения массы веществ. Уравнения химической реакции.

Традиционный урок с использованием магнитной доски и демонстрационного эксперимента, доказывающего Закон сохранения массы веществ....

к уроку "Уравнения химических реакций"

Презентация с небольшими комментарии поможет создать свой великолепный урок!...

Учимся записывать уравнения химических реакций.

Умение правильно записывать уравнения химических реакций- одна из наиболее трудных задач для восьмиклассников.Помочь в решении этой важной учебной задачи поможет алгоритм- определенная последовательно...

Конспект урока "Расчеты по уравнениям химических реакций"

Файл содержит подробный конспект урока...

Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Обобщение

Конспект урока химии в 8 классе по теме "Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Обобщение" с целью обобщения и систематизации знаний о типах химических реакций и закрепления ...

Карточка "План составления ионных уравнений по молекулярному уравнению химической реакции"

Раздаточный материал, полезный как при изучении темы в 8 классе, так и при повторении в непрофильном 11 классе....