Конспект урока "Расчеты по уравнениям химических реакций"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Ерохина Екатерина Анатольевна

Файл содержит подробный конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата

20.11.2009

Тема урока

Расчеты по уравнениям химических реакций

Основная дидактическая цель

Обеспечить в ходе урока формирования знаний у учащихся об алгоритме, сформировать умения производить расчеты по  уравнениям химических реакций.

Тип урока

УФНЗиУ




Знания

Формируемые:

Знания об алгоритме, вычисление количества вещества одного из вступивших в реакцию либо образовавшегося в результате реакции.

Развиваемые:

понятие количества вещества, химическая формула, коэффициент.




Умения

Формируемые:

производить расчеты по  уравнениям химических реакций.

Развиваемые:

Составлять уравнения реакций, составлять формулы веществ, читать уравнения химических реакций.

Наглядность

Доска


Литература

Методическое пособие по химии за 8-й класс – Е.Е. Минченков и другие;

«Химия 8 класс»- Е.Е. Минченков и другие;

Этап урока

Содержание урока

Время

(мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организа-

ционный

момент

Приветствие, психологический настрой, отмечаем отсутствующих, проверяем готовность к уроку.

1

Приветствует учащихся

Приветствуют учителя

Сообщение

Темы, цели урока, мотивация учебной деятельности

Тема: «Расчеты по уравнениям химических реакций»;

Цель: «Производить расчеты по  уравнениям химических реакций, познакомиться с алгоритмом»

2

Сообщает тему и цель урока.

Записывают тему урока в тетрадь




Восприятие и первичное создание нового материала

Данные, которые можно узнать из таблицы, например относительные молекулярные массы, подсчитанную относительную молекулярную массу, молярную массу, массу указанную коэффициентами числа молей вещества, молярный объем газа и объем, занимаемый указанным в уравнении количеством газа, - все эти величины можно считать дополнительными данными к задачи.


                              2Zn + O2 = 2ZnO

Колич-ва вещества                                                        

2

моль

1

моль

2

моль

Равно коэффициентам в уравнении реакции

Относит-я

Атомная(Ar)

Или молекул-я Масса вевества (Mr)

65

32

81

Табличные данные(Ar) или простой расчет(Mr)

Молярнач масса вещества (М)

65

г/моль

32 г/моль

81

г/моль

Численно равно Ar, Mr

Масса вещества, соот-й указанному в уравнении колич-ву вещества

130г

32г

162г

Устный расчет по формуле m=M*n

Молярный объм газа при н.у. (Vm)

-

22,4

л/моль

-

Величина постоянная

Объем газа, соот-й указанному в уравнении колич-ву вещества

-

22,4

л/моль

-

Устный расчет по формуле V=Vm*n


По уравнению реакции 2 моль Zn вступает в реакцию с 1 моль О2, и результате образуется 2 моль ZnO. Если взять Zn вдвое больше, то и О2  израсходуется вдвое больше, и ZnO образуется вдвое больше и наоборот…

10

Записывает на доске уравнение реакции между твердым и газообразным веществами:                              2Zn + O2 = 2ZnO.

 




Систематизирует информацию, которая заключена в уравнении реакции  2Zn + O2 = 2ZnO.









Обращает внимание учащихся на значительное число дополнительной информации, которую можно использовать при решении задачи.


Предлагает учащимся найти самостоятельно все данные по уравнению 4AI+3 О2 = 2 Al2O3

Читают уравнение, записывают его себе в тетрадь и  под формулами веществ вместе с учителем расставляют все данные.





























Самостоятельно рассчитывают все доп данные в уравнении реакции уравнению 4AI+3 О2 = 2 Al2O3


Первичное обобщение и систематизация знаний



Задача:

В реакцию с О2  вступает 0,1 моль Zn. Какое количества вещества О2  потребуется? Какое количества вещества  образуется?

Дано:

n (Zn) = 0,1 моль

n (О2) =?

n (ZnО)=?

Решение:

                             

   0,1моль         n (О2) =?           n (ZnО)=?

       2Zn     +      O2            =          2ZnO

Рассуждения:  количества вещества O2 (ZnO) будет во столько раз меньше 1 моль (2 моль) во сколько раз 0,1 моль Zn  меньше 2 моль, следовательно, что отношение 0,1:2 будет равно отношению n (О2):1 т.е. можно записать пропорцию 0,1:2= n (О2):1. используя свойства пропорции записываем 2* n (О2)=0,1*1, отсюда  n (О2)=0,1*1:2=0,05 моль. Аналогично определяем, что n (ZnО)=0,1моль. Вновь записываем уравнения реакции и подставляем полученные данные:

  0,1моль    0,05 моль              0,1 моль    

      2Zn     +      O2            =          2ZnO

   2моль           1моль                2моль

Соотношение количеств веществ по уравнению реакции и полуаем в результате расчетов равны:

0,1:2=0,05:1 и 0,1:2=0,1:2. следовательно, задача решена правильно.

10

Раздает алгоритм решения задач.

Решает задачу вместе с учащимися.


Записывают краткое условие задачи на доске.

Записывает уравнение химической реакции.

Спрашивает у учащихся, требуется ли для решения задачи дополнительные данные.

 Решает задачу. Помогает ученикам.

Решают задачу вместе с учителем по алгоритму.


Записывают краткое условие задачи в тетради.





Отвечают что не нужно…





Пытаются понять решение задачи.

Первичное применение новых знаний

Зададача2:

Zn количества вещества 0,1 моль взаимодействует с O2. Определите массу O2, вступающего в реакцию, а так же массу образовавшегося   ZnO.

Дано:

n (Zn) = 0,1 моль,

дополнительные данные:

Mr(О2)=32

M(О2)=32г/моль

Mr(ZnО)=81

M(ZnО)=81г/моль

m(О2)-?

m(ZnО)-?

Решение:

Записываем уравнение реакции:

2Zn + O2   =  2ZnO

m(О2)= M(О2)* n (О2)

m(О2)=32г/моль*0,05моль=1,6г

m(ZnО)= M(ZnО)* n (Zn)

m(ZnО)=81г/моль*0,1моль=8,1г

Ответ: m(О2)=1,6г; m(ZnО)=8,1г

11

Вызывает сильного ученика к доске вместе с тетрадью для решения задачи.

Спрашивает у учащихся, требуется ли для решения задачи дополнительные данные.получив отрицательный ответ записывает доп данные, объясняя при этом зачем они нужны.

Помогает записать условие задачи и помогает ее решить.






Отвечают что не нужно…











Ученик записывает условия задачи и решает ее по алгоритму.

Учащиеся тоже решают эту задачу и записывают ее в тетрадь.

Рефлексивно- оценочный

Отмечаем лучших, благодарим всех учащихся за работу на уроке, выставляем оценки за урок.

1

Благодарит учащихся за работу

Выслушивают благодарность

Организационное окончание урока

Всем спасибо!!!!

До свидания!!!

1

Прощается с учениками.

Прощаются с учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока химии в 8 классе. Тема: Закон сохранения массы веществ. Уравнения химической реакции.

Традиционный урок с использованием магнитной доски и демонстрационного эксперимента, доказывающего Закон сохранения массы веществ....

к уроку "Уравнения химических реакций"

Презентация с небольшими комментарии поможет создать свой великолепный урок!...

Конспект урока по химии "Химические реакции. Химические уравнения"

Конспект урока по химии "Химические реакции. Химические уравнения" для 11 класса...

Конспект урока: Решение задач по уравнениям химических реакции

Тема урока: Решение задач по  уравнениям химических реакцииТип урока: урок усвоения новых знанийЦель: Создание условий для развития навыков решения задач по уравнениям реакций, используя алг...

Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Обобщение

Конспект урока химии в 8 классе по теме "Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Обобщение" с целью обобщения и систематизации знаний о типах химических реакций и закрепления ...

Карточка "План составления ионных уравнений по молекулярному уравнению химической реакции"

Раздаточный материал, полезный как при изучении темы в 8 классе, так и при повторении в непрофильном 11 классе....