Дистанционные технологии при подготовке к ГИА по химии
материал для подготовки к егэ (гиа) по химии (11 класс)

Кузнецова Лариса Валерьевна

Изучение химии в нашей школе идет как на базовом, так и на профильном уровне. Известно, что заниматься школьник начинает в основном за год до проведения экзамена. Для того чтобы помочь ученикам качественно подготовиться к сдаче ЕГЭ использую возможности дистанционного обучения Лузского школьного округа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Л. В. Кузнецова, учитель химии

МОКУ СОШ №2 г. Лузы

Использование дистанционных технологий при подготовке учащихся к единому государственному экзамену по химии.

(из опыта работы Лузского школьного округа).

В современном обществе все большую значимость приобретает повсеместная компьютеризация и информатизация всех областей человеческой жизни. Информационные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Наиболее широко и полно все обучающие возможности информационных технологий используются в системе дистанционного образования.

Проанализировав уже сложившуюся систему своей работы по подготовке к ЕГЭ по химии в условиях нашего образовательного учреждения я столкнулись с несколькими противоречиями:

•        недостаток учебно-методических разработок по подготовке к ЕГЭ с одной стороны и необходимостью повышения качества подготовки выпускников к ГИА;

•        увеличение образовательных потребностей обучающихся при недостаточно развитой информационной инфраструктуре школы;

•        разрыв между уровнем информационно-технологической подготовки учителя-предметника и запросами образовательной практики в условиях внедрения информационно–коммуникативных технологий.

У дистанционного обучения есть свои положительные стороны. Обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию более яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия ученика и учителя. Доступность и открытость обучения -  возможность учиться удаленно от места обучения, не покидая свой дом. Это позволяет современному человеку учиться практически всю жизнь, совмещая с основной деятельностью. Обучение в любом месте в любое время позволяет выработать индивидуальный график обучения.

Дистанционное обучение носит более индивидуальный характер, оно более гибкое, так как обучающийся сам определяет темп обучения, может по несколько раз возвращаться к отдельным урокам, тестам, заданиям. Такая система обучения заставляет заниматься самостоятельно и получать навыки самообразования и самоконтроля.

Направления дистанционного обучения школьников:

•        углубленное изучение тем, разделов школьной программы или вне школьного курса;

•        ликвидация пробелов в знаниях, умениях школьников по определенным темам;

•        подготовка учащихся, не имеющих возможности посещать школу в течение какого-то периода времени;

•        дополнительное образование по интересам;

•        подготовка школьников к экзаменам.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) стал основной формой государственной итоговой государственной аттестации всех выпускников школ Российской Федерации, инструментом, с помощью которого можно оценить знания обучающихся. По результатам ЕГЭ осуществляется приём абитуриентов во все российские ВУЗы.

Как подготовить ученика к успешной сдаче ЕГЭ? Как достичь той вершины, когда ученик уверен в своих силах и без страха идет  экзамен?

Проблемы, с которыми приходится сталкиваться мне в ходе подготовки  обучающихся к ЕГЭ по химии, можно сформулировать следующим образом:

•        Отсутствие учебно-методических комплексов, учебных программ с последовательной и методически правильно выстроенной концепцией подготовки к ЕГЭ.

•        Отсутствие часов в учебном плане для подготовки к ЕГЭ.

•        Обучающиеся непрофильных классов выбирают предмет для сдачи ЕГЭ.

Я работаю в общеобразовательной школе. Изучение химии в нашей школе идет как на базовом, так и на профильном уровне. Известно, что заниматься школьник начинает в основном за год до проведения экзамена. Для того чтобы помочь ученикам качественно подготовиться к сдаче ЕГЭ использую возможности дистанционного обучения Лузского школьного округа.

Необходимость создания школьного округа на территории Лузского района вызвана следующими обстоятельствами:

  • Резким снижением количества обучающихся, и как следствие, отсутствием возможности для комплектования классов (групп) с повышенным уровнем обучения.
  • Несоответствием имеющихся кадров современным требованиям (около трети учителей ведут учебные предметы вне собственной предметной специализации). Кроме того во всех школах Кировской области (а Лузский район здесь опять не исключение) стоит проблема старения кадров. Притока молодых специалистов в школы практически нет.
  • Несоответствием имеющейся материально-технической базы современным требованиям. Слабая материальная база общеобразовательных учреждений не соответствует современным требованиям и не позволяет в полной мере и на должном уровне осуществлять подготовку учащихся.

И если раньше об этом говорили, имея в виду сельские малокомплектные школы, то названные выше реалии становятся характерными и для средних городских школ.

Следовательно, школьники районов поставлены в неравные условия по сравнению с учащимися городских (кировских) школ по качеству предоставляемых образовательных услуг. 

Для  решения этой проблемы и создано добровольное объединение образовательных учреждений муниципального района в новую организационную структуру - «школьный округ».  Кроме того практически не используется такой мощный образовательный ресурс, имеющийся во всех (в том числе и сельских) школах области, как свободный, неограниченный доступ к сети Интернет. В школах Интернет используется в основном для получения информации, а возможности сети для дистанционного образования не используются.

Концепция функционирования ресурсного центра школьного округа: Базовая школа является центром, в котором должны быть сгруппированы все ресурсы (и материально-технические, и методические) с целью обеспечения доступа всех учащихся школьного округа к практике работы лучших учителей округа.

В настоящий момент рассматривается один из способов достижения поставленной цели - организацию дистанционного обучения в среде Moodle в рамках созданного школьного округа  как средство повышения качества образования, обеспечения доступности к качественному образованию всех обучающихся, независимо от места проживания, а также как возможность формирования в образовательных учреждениях современной школьной инфраструктуры, что, несомненно, должно привести к позитивным изменениям, касающимся всех участников образовательного процесса внутри округа.

В настоящее время идет функциональный этап реализации проекта. Происходит отладка сетевых механизмов взаимодействия образовательных учреждений, входящих в округ (установлено программное обеспечение, обучены сетевые педагоги, разработаны программы дистанционных курсов, курсы запущены). В 2012 году запущено 7 курсов по выбору для учащихся  (предпрофильная подготовка), 1 курс для сетевых педагогов «Мастерская дистанционных курсов», в 2013 году  - проведение дистанционных предметных недель, 2014 год – элективные курсы по подготовке к ЕГЭ.  2015 год – курсы по выбору для подготовки к ОГЭ. Задача базовой школы школьного округа – обеспечить работу курсов в штатном режиме; осуществить мониторинг показателей результативности проекта.

Система дистанционного обучения будет совершенствоваться на базе поступающих ресурсов.  Поэтому программу Moodle мы не рассматриваем как единственный программный ресурс организации дистанционного обучения.

Moodle - наиболее известная система разработки дистанционных курсов. Она используется во многих университетах мира, переведена на 75 языков. Преимущество системы Moodle - любой педагог, после небольшого периода обучения, может создавать учебные курсы практически любой сложности. Курс может содержать: веб-страницы, файлы мультимедиа, форумы, глоссарии, тесты, задания и многое другое. Moodle - это авторизованная среда, в которой ничего нельзя сделать анонимно, поэтому и учитель, и ученик должны помнить об ответственности. Учитель наполняет курс содержанием, а ученик изучает размещённые материалы и выполняет работы и тесты.

Более подробно с руководством по использованию среды Moodle можно познакомиться по адресу: http://uztest.com/lms.php?file=index.html

Содержание курса можно разделить на 2 части:

Информационные ресурсы - это материалы, с которыми ученик должен познакомиться. (лекционный материал оформлен в презентации Microsoft Power Point, содержащей гиперссылки на ЦОРы сети Интернет). Основой для информационного наполнения курса явились материалы учителей сети Интернет, собственные наработки, демонстрационные версии ЕГЭ, учебные пособия по подготовке к экзамену, материалы единой коллекции ЦОР, Федерального центра информационно-образовательных ресурсов. Темы занятий представлены в соответствии со спецификацией контрольно-измерительных материалов Единого государственного экзамена по химии

Интерактивные элементы - это материалы, в которых ученик должен выполнить какое-либо задание. К ним относятся:

Элемент Задание позволяет преподавателю ставить задачи, которые требуют ответа в электронной форме (в любом формате) и дает возможность загрузить его на сервер. Элемент Задание позволяет оценивать полученные ответы.

 Элемент Тест позволяет создавать наборы тестовых заданий. Тестовые задания могут быть с несколькими вариантами ответов, с выбором верно/не верно, предполагающие короткий текстовый ответ, на соответствие, эссе и др. Все вопросы хранятся в базе данных и могут быть в последствии использованы снова в этом же курсе (или в других). Тесты могут быть обучающими (показывать правильные ответы) или контрольными (сообщать только оценку). В настоящее время мы осваиваем пока этот элемент (контроль знаний в тестовой форме, тест по всем предметам содержит 10 заданий).

 Элемент Wiki делает возможной совместную групповую работу обучаемых над документами. Эта технология специально была разработана для коллективной разработки, хранения, структуризации информации (в основном гипертекста) путем взаимодействия пользователя с веб-сайтом. Любой участник курса может редактировать wiki-статьи.

Элемент Глоссарий позволяет создавать и редактировать список определений, как в словаре. Наличие глоссария, объясняющего ключевые термины, употребленные в учебном курсе, просто необходимо в условиях внеаудиторной самостоятельной работы. Элемент Глоссарий облегчает преподавателю задачу создания подобного словаря терминов.  Глоссарий – один из способов фундаментально улучшить опыт исследовательской самостоятельной работы обучающихся.

Элемент Форум используется для организации дискуссии и группируются по темам. После создания темы каждый участник дискуссии может добавить к ней свой ответ или прокомментировать уже имеющиеся ответы. Для того чтобы вступить в дискуссию, пользователь может просто просмотреть темы дискуссий и ответы, которые предлагаются другими.

Со всеми курсами в рамках Лузского школьного округа можно ознакомиться на сайте http://до.школа-лузы.рф/ На сайте учащиеся найдут для себя массу полезных учебных материалов по школьным дисциплинам, таким как русский язык, обществознание, английский язык, математика, физика, химия, биология. Дистанционные курсы разрабатываются лучшими учителями Лузского района. Проект предоставляет возможность учащимся приобрести новые знания по изучаемым предметам, проверить свои знания путем тестирования; сравнить свою подготовку с уровнем знаний своих ровесников, приняв участие в рейтингах по результатам тестов. Это реальная возможность выбрать, не выходя из дома, подходящий учебный курс, связаться по электронной почте с учителем и приступить к занятиям в любое удобное для вас время.

Мне было предложено стать сетевым педагогом Лузского школьного округа. Я разработала и реализую дистанционный курс с использование ЭОР «Подготовка к ЕГЭ по химии».

Цель курса: актуализация знаний и умений учащихся при подготовке к единому государственному экзамену по химии.

Каждое занятие включает в себя повторение теоретических вопросов согласно кодификатору и спецификации демоверсии, прохождение тестовой части из открытого банка заданий ЕГЭ, взятого с сайта ФИПИ.

Тема , содержание

Используемые ЭОР

(ссылки на дистанционный курс)

1

Строение атома и строение вещества.

Данное занятие согласно спецификации включает следующие темы:

  • Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s-, p- и d-элементы.
    Электронная конфигурация атома.
  • Основное и возбужденное состояние атомов.
  • Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам.
  • Ковалентная химическая связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентнойсвязи (полярность и энергия
    связи). Ионная связь.Металлическая связь. Водородная связь.
  • Электроотрицательность.Степень окисления и валентность химических
    элементов.
  • Вещества молекулярного и немолекулярного строения.Тип кристаллической решетки. Зависимость свойств веществ от их состава и
    строения

 Строение атома. Файл

ЕГЭ. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома Гиперссылка

Видеоурок "Разбор заданий Демо 2013" Гиперссылка

 Пособие от разработчиков КИМов Файл

 Задания А1 и А2 Файл

 Виды химической связи Файл

 Виды хим связи и типы кристалличеких решеток Файл

определение степени окисления элементов Гиперссылка

тест №1

2

http://xn--d1au.xn----7sbwjfcr8bzb0b.xn--p1ai/theme/image.php/clean/core/1444331113/spacerhttp://xn--d1au.xn----7sbwjfcr8bzb0b.xn--p1ai/theme/image.php/clean/core/1444331113/spacerНоменклатура и классификация веществ

Данное занятие согласно спецификации включает следующие темы:

  • А7 Классификация неорганических веществ.
    Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная).
    Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ
    (тривиальная и международная)
  • В1 Классификация и номенклатура неорганических и органических веществ.

 Номенклатура неорганических веществ Файл

 Номенклатура неорганических веществ Файл

 Номенклатура органических веществ Файл

 Классификация неорганицеских веществ Файл

 Классификация органицеских веществ Файл

Номенклатура неорганических веществ Гиперссылка

Номенклатура органических веществ Гиперссылка

Тест №2 Классификация и номенклатура веществ

Химические свойства простых и сложных веществ

На этом занятии рассматриваются химические свойства простых веществ (металлов и неметаллов) (А8), основных, амфотерных и кислотных оксидов (А9), оснований, кислот и амфотерных гидроксидов (А10), солей (А11), взаимосвязь неорганических веществ (А12, В5).

Для загрузки модулей необходимо установить проигрыватель по ссылке

http://85.142.23.53/oms/OMS.ex

 Презентация "Химические свойства металлов" Файл

Модуль "Химические свойства металлов" Гиперссылка

 химические свойства неметаллов Файл

химические свойства оксидов Гиперссылка

химические свойства оснований Гиперссылка

химические свойства амфотерных соединений Гиперссылка

химические свойства кислот Гиперссылка

 свойства азотной кислоты Гиперссылка

свойства серной кислоты Гиперссылка

свойства солей Гиперссылка

тест №3 Химические свойства веществ

Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова. Гомологи и изомеры. Гибридизация атомов углерода. (А13)

 Теория строения А.М.Бутлерова Файл

 Валентные состояния атома углерода Файл

 Гомологи и изомеры Файл

 Классификация органицеских веществ Файл

 Виды изомерии Файл

Виды изомерии Гиперссылка

ТХСОВ А.М.Бутлерова. Изомеры и гомологи. Гиперссылка

Виды изомерии. ЦОР Гиперссылка

тест №3 Теория химического строения органических веществ

Характерные химические свойства и способы получения

  • углеводородов(А14, В7), кислородсодержащих(А15-17, В8) и азотсодержащих(В9) органических веществ.
  • Взаимосвязь органических соединений (А18,С3)

ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии (А19), скорость реакций её зависимость от различных факторов (А20), обратимые и необратимые химические реакции, химическое равновесие, смещение химического равновесия по действием различных факторов (А21), ЭЛД, сильные и слабые электролиты (А22), РИО (А23), электролиз расплавов и растворов солей, щелочей, кислот (В3), гидролиз солей, среда водных растворов (В4), окислительно-восстановительные реакции (В2, С1)

Расчетные задачи

Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей, вычисление массовой доли вещества в растворе (А 26),  расчеты объемных отношений газов при химических реакциях, тепловой эффект химической реакции, термохимические уравнения, расчеты теплового эффекта реакции (А27), расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ (А28), Расчеты массы (объема,количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси), если одно из веществ дано в виде раствора с определенной
массовой долей растворенного вещества. Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси (С4), Нахождение молекулярной
формулы вещества (C5)

Результатом реализации данного проекта является высокий уровень сдачи выпускниками школ Лузского района ЕГЭ по химии и поступление на бюджетные места в ведущие вузы страны, где профильным предметом является химия.

Год

Средний балл ЕГЭ по химии

Средний областной показатель

КОГОАУ СШ г. Лузы

МОКУ СОШ № 2 г. Лузы

2013

87,33

98,3

69,26

2014

64,5

-

63,17

2015

60,00

71,8

62,12

2016

71,43

72,75

58,08

 Таким образом, новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса дают дополнительные возможности для освоения стандарта на хорошем и высоком уровне при уменьшении в старшей школе учебного времени, отводимого для изучения химии.

Современные технологии (ДОТ, ИКТ) могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи.

На мой взгляд, дистанционное обучение позволяет школьникам, наиболее интересующимся химией, работать по самостоятельному плану, имея при этом возможность дополнительных консультаций, анализа выполненных работ, а также позволяет совершенствовать навыки использования современных прогрессивных средств, а самое главное – осуществить подготовку к успешной сдаче ЕГЭ по химии.

Несмотря на то, что введенная технология является только экспериментом, нет сомнений, что она дает не только положительные результаты, но и будет развиваться дальше, так как является актуальной, удобной и современной.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ХИМИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Статья посвящена использованию дистанционных образовательных технологий для подготовки обучающихся 11 класса к единому государственному экзамену по химии....

Дистанционный курс для подготовки к ЕГЭ по химии

Готовимся к ЕГЭ, разбираем теоретический материал в соответствии со спецификацией Единого государственного экзамена и тренируемся в выполнении тестовых заданий, как несложных, так и более трудных....

Дистанционный курс для подготовки к ЕГЭ по химии

Готовимся к ЕГЭ, разбираем теоретический материал в соответствии со спецификацией Единого государственного экзамена и тренируемся в выполнении тестовых заданий, как несложных, так и более трудных....

Мастер-класс "Использование дистанционных технологий при подготовке к устной части ЕГЭ по английскому языку".

Основная подготовка  учеников к ОГЭ и  ЕГЭ идет не только в 9-х, 10-11 классах, типовые задачи следует начинать решать уже с 5-го класса. Исключительно важным становится планомерная целенапр...

«Использование современных образовательных технологий и федеральных ресурсов, позволяющих внедрять электронное обучение и дистанционные технологии, в том числе при подготовки к ГИА»

laquo;Использование современных образовательных технологийи федеральных ресурсов, позволяющих внедрятьэлектронное обучение и дистанционные технологии,в том числе при подготовки к ГИА» выступлен...

Статья «Методы дистанционного обучения при подготовке обучающихся к урокам химии»

Дистанционное обучение – это новая форма обучения, которая по своему компонентному составу схожа с современной системой обучения. Цели обучения, содержание, стандарт образования должны быть один...