Дистанционный курс для подготовки к ЕГЭ по химии
материал для подготовки к егэ (гиа) по химии (11 класс) на тему

Егорова Людмила Михайловна

Готовимся к ЕГЭ, разбираем теоретический материал в соответствии со спецификацией Единого государственного экзамена и тренируемся в выполнении тестовых заданий, как несложных, так и более трудных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка к ЕГЭ по химии

Готовимся к ЕГЭ, разбираем теоретический материал в соответствии со спецификацией Единого государственного экзамена и тренируемся в выполнении тестовых заданий, как несложных, так и более трудных.

© Авторы: Овчинникова О. В.

Тема: Электролитическая диссоциация.

Электролиты – это вещества,растворы и расплавы которых проводят электрический ток. 

Частицы, которые проводят ток в растворе – это ионы. 

Ионы образуются при растворении в воде веществ с ионной связью и некоторых веществ с полярной связью.

Ионы – заряженные частицы: Cl - , Cu 2+ , NO3 - Катионы – ионы с зарядом +. 

Анионы – ионы с зарядом – 
Свойства ионов очень сильно отличаются от свойств атомов, из которых они образовались! Процесс распада электролитов на ионы в процессе растворения или расплавления называетсяЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИЕЙ. 
К электролитам относятся: 
1) вещества, имеющие ионную кристаллическую решетку (соли, гидроксиды) – содержат ионы уже в твёрдом состоянии; 
2) вещества с ковалентной сильно полярной связью (кислоты), в процессе растворения образующие ионы. 
Неэлектролитами является большинство органических веществ (кроме кислот и солей, а также фенолов): спирты, эфиры, альдегиды, углеводороды, углеводы. ак происходит процесс растворения электролита? 
Рассмотрим этот процесс на примере растворения поваренной соли и хлороводорода. 

Молекулы воды являются диполями, т.е. один конец молекулы заряжен отрицательно, другой – положительно. 

Растворениевеществасионнойсвязью.

Молекула воды отрицательным полюсом подходит к катиону натрия, положительным – к аниону хлора; окружают ионы со всех сторон и вырывают из кристалла, причём только с его поверхности.
диполь

Свободные ионы,оказавшиеся в водном растворе, окружаются полярными молекулами воды: вокруг ионов образуется гидратная оболочка, т.е. протекает процесс гидратации. 

Растворение вещества с ковалентной сильно полярной связью.

При растворении молекулы с ковалентной полярной связью, молекулы воды, окружив полярную молекулу, сначала растягивают связь в ней, увеличивая её полярность, затем разрывают её на отдельные ионы, которые гидратируются и равномерно распределяются в растворе. 

поляр
Распад на ионы при плавлении.

При расплавлении, когда происходит нагревание кристалла, ионы начинают совершать интенсивные колебания в узлах кристаллической решётки, в результате чего она разрушается, образуется расплав, который состоит из ионов. Характеристикой глубины протекания процесса диссоциации является степень диссоциации. 
Степень диссоциации α – это отношение числа продиссоциировавших молекул к общему числу молекул растворённого электролита . 

альф

Она показывает, какая часть молекул электролита распалась на ионы. 
Если степень диссоциации равна нулю – вещество является неэлектролитом. 
Степень диссоциации веществ зависит от различных факторов: 
· чем выше температура, тем степень диссоциации выше; 
· чем больше концентрация вещества, тем степень диссоциации меньше.

Вопрос: степень диссоциации вещества АВ равна 20%. Сколько моль АВ и ионов А+ и В- будет содержаться в растворе, в котором растворено 0,5 моль этого вещества?

Решение.
Если распадается 20% молекул, то 80% молекул останется не распавшимися. Их количество равно 0,5×0,8 =0,4 моль. 
Распадается, соответственно, 0,1 моль вещества. Ионов получится такое же количество: 0,1 моль катионов А+ и 0,1 моль анионов В-.По степени диссоциации электролиты делят на сильные и слабые:
Сильные электролиты - это вещества, которые в растворе и в расплаве ПОЛНОСТЬЮ распадаются на ионы, в растворе нет не распавшихся молекул, только ионы.
Слабые электролиты - это вещества, диссоциирующие ЧАСТИЧНО, не полностью. В растворе, помимо ионов, содержатся нераспавшиеся молекулы.

Сильные электролиты ( α ≈1) 

Слабые электролиты (α < 1) 

1. Все соли (растворимые). 
Нерастворимые соли практически не образуют ионов в растворе, т.к. их концентрация в растворе очень мала. 

1.- (не бывает солей - слабых электролитов!) 


2. Кислоты: 
HCl , HBr , HI , HNO3 , HClO4 , HMnO4 , 
H2SO4 (по первой ступени), H2Cr2O7 


2. Кислоты: 
HF, HNO2, HClO, H2SO3, H2S, H2CO3, H2SiO3, H3PO4, СН3СООН ( все карбоновые кислоты ) 


3. Основания:
щелочи – NaOH, KOH, LiOH, RbOH, CsOH; гидроксиды щелочноземельных металлов – Ca(OH)2, Sr(OH)2, Ba(OH)2. 


3. Основания:
все нерастворимые гидроксиды и гидроксид аммония. 



Процесс диссоциации можно записать следующим образом: 
1. Если электролит– сильный (степень диссоциации равна 1), он диссоциирует полностью в ОДНУ СТУПЕНЬ, все молекулы превращаются в ионы: 
Cu(NO3)2 --> Cu2+ + 2NO3- ( α =1) 
KAl(SO4)2 --> K+ + Al3+ +2SO42-(α=1) 
2. Если электролит – слабый, он диссоциирует по ступеням, не полностью, частично, степень диссоциации на каждой следующей ступени гораздо меньше, чем на предыдущей: 
H2S
 H+ + HS- (α<1) 
HS-
 H+ + S2- (α<<1) 
Mg(OH)2
 Mg(OH) + OH - ( α <1) 
Mg(OH)+
 Mg2+ + OH - ( α <<1) 
3.Если в составе вещества есть связи разных типов, то сначала диссоциируют ионные связи, затем наиболее полярные: 
NaHCO3 --> Na+ + HCO3- (α=1) 
HCO3-
 H+ + CO32- (α <1) 
Cu(OH)Cl --> CuOH+ + Cl-(α=1) 
CuOH +
 Cu2+ + OH - ( α < 1)

Какие частицы будут содержаться в растворе хлорида алюминия (молекулы, ионы)? 
1) только ионы - катион алюминия и хлорид-анион
2) катион алюминия и хлорид-анион, молекулы воды
3) катион алюминия и хлорид-анион, не распавшиеся молекулы хлорида алюминия, молекулы воды
4) молекулы хлорида алюминия (нераспавшиеся), молекулы воды

Контрольная работа по общей химии

Элементы кислород и сера имеют
1) одинаковую валентность в водородном соединении
2) одну и ту же высшую степень окисления
3) одинаковое число электронов в атоме
4) одинаковое число заполненных энергетических уровней в атоме

2

В каком ряду степень окисления фосфора оба раза увеличивается?
1) PH3 – H3PO3 – H3PO4
2) P – PCl3 – H3PO3
3) HPO3 – H3PO4 – Ca3(PO4)2
4) Ca3(PO4)2 – P – P2O5

3

Взаимодействие аммиака с хлороводородом относится к реакциям
1) разложения 

2) обмена 

3) замещения 

4) соединения

4

С наименьшей скоростью при комнатной температуре взаимодействуют
1) раствор сульфата меди и гидроксида натрия,
2) натрий и вода, 
3) кислород и железо,
4) раствор серной кислоты и карбонат кальция

5

Равновесие CH4(г) = C(тв) + 2H2(г) – Q смещается в сторону продуктов при
1) охлаждении
2) уменьшении концентрации водорода
3) добавлении углерода
4) увеличении давления

6

При растворении 0,2 моль газа в воде образовалось 0,4 моль ионов. Укажите газ.
1) H2S 
2) PH3
3) HCl 
4) CH4

7


В соответствии с сокращённым ионным уравнением S2 –+2Н+=H2S происходит взаимодействие

1) серы и водорода

2) сульфида железа (II) и соляной кислоты

3) сульфида меди(II) и азотной кислоты

4) сульфида калия и соляной кислоты

8

Гидролиз нитрата меди по первой ступени описывается ионным уравнением
1) Cu2+ + H2O <=> CuOH+ + H+
2) Cu2+ + 2H2O <=> Cu(OH)2 + 2H+
3) NO3– + H2O <=> HNO3 + OH–
4) Cu2+ + OH– <=> CuOH+

9

H2O2 проявляет только окислительные свойства в реакции
1) 2H2O2 = 2H2O + O2
2) H2O2 + 2HI = I2 + 2H2O
3) 5H2O2 + 2KMnO4 + 3H2SO4 = 5O2 + K2SO4 + 2MnSO4 + 8H2O
4) H2O2 + PbO2 = O2 + PbO + H2O

10


Установите соответствие между классом (группой) неорганических соединений и химическими формулами веществ, принадлежащих к этому классу. 

средняя соль - NH4Cl

кислая соль - NH4Cl

кислота - NH4Cl

основание - NH4Cl

основная соль - NH4Cl

оксид - NH4Cl

11

Установить соответствие между солью и окраской индикатора лакмуса в её водном растворе.

хлорид лития - фиолетовый

фторид натрия - фиолетовый

олеат калия - фиолетовый

гидросульфид цезия - фиолетовый

сульфат метиламмония - фиолетовый

нитрат бериллия - фиолетовый

12

Установите соответствие между формулой вещества и продуктом, образующимся на катоде при электролизе его водного раствора.

CHhttp://latex.codecogs.com/png.latex?_3_COOAg - CuO

Cu(NO
http://latex.codecogs.com/png.latex?_3_)http://latex.codecogs.com/png.latex?_2_ - CuO

K
http://latex.codecogs.com/png.latex?_2_COhttp://latex.codecogs.com/png.latex?_3_ - CuO

AlCl
http://latex.codecogs.com/png.latex?_3_ - CuO

13

Термохимическое уравнение сгорания водорода имеет вид: 2H2 + O2 = 2H2O + 572 кДж.
Сколько теплоты выделится при сжигании 1 г водорода?
1) 143 кДж
2) 286 кДж 
3) 572 кДж 
4) 2288 кДж

14

Лучше всего проводит электрический ток раствор, содержащий в 1 литре 0,2 моль:
1) хлорида цинка
2) хлорида аммония
3) гидроксида калия
4) сероводородной кислоты

15

Процессу окисления соответствует схема превращения
1) H2SO4 → SO2
2) H2SO4 → H2S
3) H2S → S
4) SО2 → S

16

Верны ли следующие суждения о металлах и их соединениях?

А. Калий обладает более выраженными металлическими свойствами, чем магний.

Б. Оксид натрия проявляет более выраженные оснóвные свойства, чем оксид алюминия.

верно только А

верно только Б

верны оба утверждения

оба утверждения неверны

17

Для увеличения скорости реакции CH4(г) + 2O2(г)= CO2(г)+ 2H2O(г) необходимо

1) увеличить концентрацию кислорода

2) понизить температуру

3) увеличить концентрацию углекислого газа

4) понизить давление 

18

Устаноавить соответствие между солью и средой в её растворе.

сульфат калия - нейтральная

перхлорат аммония - нейтральная

гидрокарбонат калия - нейтральная

формиат бария - нейтральная

нитрит натрия - нейтральная

хлорид железа (III) - нейтральная

19

Три электрона принимает азот в реакции, схема которой
1) NH3 → N2
2) NH3 → HNO3
3) HNO3 → NO
4) NO2 → NO

http://dist-tutor.info/file.php/106/chem-2.jpg

Тесты по материалам ЕГЭ

А2 Кислотные свойства водородных соединений усиливаются в ряду: 
1) HBr, HF, HI 
2) H2O, H2Te, H2S 
3) H2S, H2Se, HF 
4) HF, HCl, HI 

2

А2. Oсновные свойства ослабевают в ряду веществ: 
1) Li2O , K2O ,Rb2O 
2) Al2O3, MgO, Na2O 
3) CaO, MgO, BeO 
4) B2O3, BeO, Li2O 

3

А4 Наименьшую степень окисления сера проявляет в соединении 
1) Na2SO3 
2) Al2S3 
3) K2SO4 
4) S8

4

А4 Наименьшую степень окисления хром имеет в соединении 
1) K2CrO4
2) CrS 
3)CrO3 
4) Cr2(SO4)3

5

А4 Степень окисления азота увеличивается в ряду веществ: 
1) NH3, NO, HNO3 
2) NO, NO2, NH3 
3) NH3, HNO3, NO2 
4) KNO3, KNO2, NO2

6

А7. Верны ли следующие суждения о свойствах элементов IIA группы и строении их атомов? 
А. Активность металлов возрастает от бериллия к радию. 
Б. Атомы металлов IIA группы имеют электронную конфигурацию внешнего слоя ns2np2. 
1) верно только А 
2) верно только Б 
3) верны оба суждения 
4) оба суждения неверны

7

А7. Верны ли следующие утверждения о магнии:
А. Магний реагирует и с кислотами, и со щелочами. 
Б. Оксид магния является основным оксидом. 
1) верно только А 
2) верно только Б 
3) верны оба суждения 
4) оба суждения неверны

8

А8 Верны ли следующие суждения об окислительных свойствах азота? 
А. Азот является более слабым окислителем, чем бром. 
Б. Азот является окислителем в реакции с водородом. 
1) верно только А 
2) верно только Б 
3) верны оба суждения 
4) оба суждения неверны

9

А8 Кислотные свойства в водных растворах проявляют все водородные 
соединения, расположенные в ряду: 
1) NH3, H2O, CH4
2) PH3, H2O, HBr 
3) SiH4, H2S, BH3 
4) HCl, H2Se, HF

10

А8 Кислоты, общая формула которых НЭО4, образуют 
1) азот и фтор 
2) сера и хром 
3) углерод и кремний 
4) хлор и марганец 

11

А8 Соединения состава Э2О7 и КЭО4 образуют элементы 
1) фтор и хлор 
2) фтор и марганец
3) хлор и марганец 
4) фтор и бром


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционный курс для подготовки учащихся старшей школы к ЕГЭ.

Дистанционный курс для  самостоятельной подготовки учащихся 9, 11 классов к госдарственной (итоговой) аттестации.   ЗанЗанятие содержит лекционные материалы для самостоятельного изучени...

Структура дистанционного курса "Олимпиадная подготовка по английскому языку"

Разработка структуры дистанционного курса по английскому языку. Может использоваться как самостоятельно, так и дополнена необходимым учителю материалом....

Дистанционный курс для подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку "Обзор трудностей и типичных ошибок при сдаче ЕГЭ"

Дистанционный курс английского языка для школьников 11 классов Обзор трудностей и типичных ошибок при сдаче ЕГЭ Цель курса: помощь в подготовке к сдаче ЕГЭ Содержание курса: 1. Подготовка к сдаче ЕГЭ ...

Дистанционный курс для подготовки к ЕГЭ по химии

Готовимся к ЕГЭ, разбираем теоретический материал в соответствии со спецификацией Единого государственного экзамена и тренируемся в выполнении тестовых заданий, как несложных, так и более трудных....

Дистанционные технологии при подготовке к ГИА по химии

Изучение химии в нашей школе идет как на базовом, так и на профильном уровне. Известно, что заниматься школьник начинает в основном за год до проведения экзамена. Для того чтобы помочь ученикам качест...

Статья «Методы дистанционного обучения при подготовке обучающихся к урокам химии»

Дистанционное обучение – это новая форма обучения, которая по своему компонентному составу схожа с современной системой обучения. Цели обучения, содержание, стандарт образования должны быть один...