Дистанционный курс для подготовки к ЕГЭ по химии
материал для подготовки к егэ (гиа) по химии (11 класс) по теме
Готовимся к ЕГЭ, разбираем теоретический материал в соответствии со спецификацией Единого государственного экзамена и тренируемся в выполнении тестовых заданий, как несложных, так и более трудных.
© Авторы: Овчинникова О. В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
distantsionnyy_kurs_dlya_podgotovki_k_ege.docx | 119.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к ЕГЭ по химии
Готовимся к ЕГЭ, разбираем теоретический материал в соответствии со спецификацией Единого государственного экзамена и тренируемся в выполнении тестовых заданий, как несложных, так и более трудных.
© Авторы: Овчинникова О. В.
Тема: Электролитическая диссоциация.
Электролиты – это вещества,растворы и расплавы которых проводят электрический ток.
Частицы, которые проводят ток в растворе – это ионы.
Ионы образуются при растворении в воде веществ с ионной связью и некоторых веществ с полярной связью.
Ионы – заряженные частицы: Cl - , Cu 2+ , NO3 - Катионы – ионы с зарядом +.
Анионы – ионы с зарядом –
Свойства ионов очень сильно отличаются от свойств атомов, из которых они образовались! Процесс распада электролитов на ионы в процессе растворения или расплавления называетсяЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИЕЙ.
К электролитам относятся:
1) вещества, имеющие ионную кристаллическую решетку (соли, гидроксиды) – содержат ионы уже в твёрдом состоянии;
2) вещества с ковалентной сильно полярной связью (кислоты), в процессе растворения образующие ионы.
Неэлектролитами является большинство органических веществ (кроме кислот и солей, а также фенолов): спирты, эфиры, альдегиды, углеводороды, углеводы. ак происходит процесс растворения электролита?
Рассмотрим этот процесс на примере растворения поваренной соли и хлороводорода.
Молекулы воды являются диполями, т.е. один конец молекулы заряжен отрицательно, другой – положительно.
Растворениевеществасионнойсвязью.
Молекула воды отрицательным полюсом подходит к катиону натрия, положительным – к аниону хлора; окружают ионы со всех сторон и вырывают из кристалла, причём только с его поверхности.
Свободные ионы,оказавшиеся в водном растворе, окружаются полярными молекулами воды: вокруг ионов образуется гидратная оболочка, т.е. протекает процесс гидратации.
Растворение вещества с ковалентной сильно полярной связью.
При растворении молекулы с ковалентной полярной связью, молекулы воды, окружив полярную молекулу, сначала растягивают связь в ней, увеличивая её полярность, затем разрывают её на отдельные ионы, которые гидратируются и равномерно распределяются в растворе.
Распад на ионы при плавлении.
При расплавлении, когда происходит нагревание кристалла, ионы начинают совершать интенсивные колебания в узлах кристаллической решётки, в результате чего она разрушается, образуется расплав, который состоит из ионов. Характеристикой глубины протекания процесса диссоциации является степень диссоциации.
Степень диссоциации α – это отношение числа продиссоциировавших молекул к общему числу молекул растворённого электролита .
Она показывает, какая часть молекул электролита распалась на ионы.
Если степень диссоциации равна нулю – вещество является неэлектролитом.
Степень диссоциации веществ зависит от различных факторов:
· чем выше температура, тем степень диссоциации выше;
· чем больше концентрация вещества, тем степень диссоциации меньше.
Вопрос: степень диссоциации вещества АВ равна 20%. Сколько моль АВ и ионов А+ и В- будет содержаться в растворе, в котором растворено 0,5 моль этого вещества?
Решение.
Если распадается 20% молекул, то 80% молекул останется не распавшимися. Их количество равно 0,5×0,8 =0,4 моль.
Распадается, соответственно, 0,1 моль вещества. Ионов получится такое же количество: 0,1 моль катионов А+ и 0,1 моль анионов В-.По степени диссоциации электролиты делят на сильные и слабые:
Сильные электролиты - это вещества, которые в растворе и в расплаве ПОЛНОСТЬЮ распадаются на ионы, в растворе нет не распавшихся молекул, только ионы.
Слабые электролиты - это вещества, диссоциирующие ЧАСТИЧНО, не полностью. В растворе, помимо ионов, содержатся нераспавшиеся молекулы.
Сильные электролиты ( α ≈1) | Слабые электролиты (α < 1) |
1. Все соли (растворимые). | 1.- (не бывает солей - слабых электролитов!) |
|
|
|
|
Процесс диссоциации можно записать следующим образом:
1. Если электролит– сильный (степень диссоциации равна 1), он диссоциирует полностью в ОДНУ СТУПЕНЬ, все молекулы превращаются в ионы:
Cu(NO3)2 --> Cu2+ + 2NO3- ( α =1)
KAl(SO4)2 --> K+ + Al3+ +2SO42-(α=1)
2. Если электролит – слабый, он диссоциирует по ступеням, не полностью, частично, степень диссоциации на каждой следующей ступени гораздо меньше, чем на предыдущей:
H2S ⇄ H+ + HS- (α<1)
HS- ⇄ H+ + S2- (α<<1)
Mg(OH)2 ⇄ Mg(OH) + OH - ( α <1)
Mg(OH)+ ⇄ Mg2+ + OH - ( α <<1)
3.Если в составе вещества есть связи разных типов, то сначала диссоциируют ионные связи, затем наиболее полярные:
NaHCO3 --> Na+ + HCO3- (α=1)
HCO3- ⇄ H+ + CO32- (α <1)
Cu(OH)Cl --> CuOH+ + Cl-(α=1)
CuOH + ⇄ Cu2+ + OH - ( α < 1)
Какие частицы будут содержаться в растворе хлорида алюминия (молекулы, ионы)?
1) только ионы - катион алюминия и хлорид-анион
2) катион алюминия и хлорид-анион, молекулы воды
3) катион алюминия и хлорид-анион, не распавшиеся молекулы хлорида алюминия, молекулы воды
4) молекулы хлорида алюминия (нераспавшиеся), молекулы воды
Контрольная работа по общей химии
Элементы кислород и сера имеют
1) одинаковую валентность в водородном соединении
2) одну и ту же высшую степень окисления
3) одинаковое число электронов в атоме
4) одинаковое число заполненных энергетических уровней в атоме
2
В каком ряду степень окисления фосфора оба раза увеличивается?
1) PH3 – H3PO3 – H3PO4
2) P – PCl3 – H3PO3
3) HPO3 – H3PO4 – Ca3(PO4)2
4) Ca3(PO4)2 – P – P2O5
3
Взаимодействие аммиака с хлороводородом относится к реакциям
1) разложения
2) обмена
3) замещения
4) соединения
4
С наименьшей скоростью при комнатной температуре взаимодействуют
1) раствор сульфата меди и гидроксида натрия,
2) натрий и вода,
3) кислород и железо,
4) раствор серной кислоты и карбонат кальция
5
Равновесие CH4(г) = C(тв) + 2H2(г) – Q смещается в сторону продуктов при
1) охлаждении
2) уменьшении концентрации водорода
3) добавлении углерода
4) увеличении давления
6
При растворении 0,2 моль газа в воде образовалось 0,4 моль ионов. Укажите газ.
1) H2S
2) PH3
3) HCl
4) CH4
7
В соответствии с сокращённым ионным уравнением S2 –+2Н+=H2S происходит взаимодействие
1) серы и водорода
2) сульфида железа (II) и соляной кислоты
3) сульфида меди(II) и азотной кислоты
4) сульфида калия и соляной кислоты
8
Гидролиз нитрата меди по первой ступени описывается ионным уравнением
1) Cu2+ + H2O <=> CuOH+ + H+
2) Cu2+ + 2H2O <=> Cu(OH)2 + 2H+
3) NO3– + H2O <=> HNO3 + OH–
4) Cu2+ + OH– <=> CuOH+
9
H2O2 проявляет только окислительные свойства в реакции
1) 2H2O2 = 2H2O + O2
2) H2O2 + 2HI = I2 + 2H2O
3) 5H2O2 + 2KMnO4 + 3H2SO4 = 5O2 + K2SO4 + 2MnSO4 + 8H2O
4) H2O2 + PbO2 = O2 + PbO + H2O
10
Установите соответствие между классом (группой) неорганических соединений и химическими формулами веществ, принадлежащих к этому классу.
средняя соль - NH4Cl
кислая соль - NH4Cl
кислота - NH4Cl
основание - NH4Cl
основная соль - NH4Cl
оксид - NH4Cl
11
Установить соответствие между солью и окраской индикатора лакмуса в её водном растворе.
хлорид лития - фиолетовый
фторид натрия - фиолетовый
олеат калия - фиолетовый
гидросульфид цезия - фиолетовый
сульфат метиламмония - фиолетовый
нитрат бериллия - фиолетовый
12
Установите соответствие между формулой вещества и продуктом, образующимся на катоде при электролизе его водного раствора.
CHCOOAg - CuO
Cu(NO) - CuO
KCO - CuO
AlCl - CuO
13
Термохимическое уравнение сгорания водорода имеет вид: 2H2 + O2 = 2H2O + 572 кДж.
Сколько теплоты выделится при сжигании 1 г водорода?
1) 143 кДж
2) 286 кДж
3) 572 кДж
4) 2288 кДж
14
Лучше всего проводит электрический ток раствор, содержащий в 1 литре 0,2 моль:
1) хлорида цинка
2) хлорида аммония
3) гидроксида калия
4) сероводородной кислоты
15
Процессу окисления соответствует схема превращения
1) H2SO4 → SO2
2) H2SO4 → H2S
3) H2S → S
4) SО2 → S
16
Верны ли следующие суждения о металлах и их соединениях?
А. Калий обладает более выраженными металлическими свойствами, чем магний.
Б. Оксид натрия проявляет более выраженные оснóвные свойства, чем оксид алюминия.
верно только А
верно только Б
верны оба утверждения
оба утверждения неверны
17
Для увеличения скорости реакции CH4(г) + 2O2(г)= CO2(г)+ 2H2O(г) необходимо
1) увеличить концентрацию кислорода
2) понизить температуру
3) увеличить концентрацию углекислого газа
4) понизить давление
18
Устаноавить соответствие между солью и средой в её растворе.
сульфат калия - нейтральная
перхлорат аммония - нейтральная
гидрокарбонат калия - нейтральная
формиат бария - нейтральная
нитрит натрия - нейтральная
хлорид железа (III) - нейтральная
19
Три электрона принимает азот в реакции, схема которой
1) NH3 → N2
2) NH3 → HNO3
3) HNO3 → NO
4) NO2 → NO
Тесты по материалам ЕГЭ
А2 Кислотные свойства водородных соединений усиливаются в ряду:
1) HBr, HF, HI
2) H2O, H2Te, H2S
3) H2S, H2Se, HF
4) HF, HCl, HI
2
А2. Oсновные свойства ослабевают в ряду веществ:
1) Li2O , K2O ,Rb2O
2) Al2O3, MgO, Na2O
3) CaO, MgO, BeO
4) B2O3, BeO, Li2O
3
А4 Наименьшую степень окисления сера проявляет в соединении
1) Na2SO3
2) Al2S3
3) K2SO4
4) S8
4
А4 Наименьшую степень окисления хром имеет в соединении
1) K2CrO4
2) CrS
3)CrO3
4) Cr2(SO4)3
5
А4 Степень окисления азота увеличивается в ряду веществ:
1) NH3, NO, HNO3
2) NO, NO2, NH3
3) NH3, HNO3, NO2
4) KNO3, KNO2, NO2
6
А7. Верны ли следующие суждения о свойствах элементов IIA группы и строении их атомов?
А. Активность металлов возрастает от бериллия к радию.
Б. Атомы металлов IIA группы имеют электронную конфигурацию внешнего слоя ns2np2.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7
А7. Верны ли следующие утверждения о магнии:
А. Магний реагирует и с кислотами, и со щелочами.
Б. Оксид магния является основным оксидом.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8
А8 Верны ли следующие суждения об окислительных свойствах азота?
А. Азот является более слабым окислителем, чем бром.
Б. Азот является окислителем в реакции с водородом.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
9
А8 Кислотные свойства в водных растворах проявляют все водородные
соединения, расположенные в ряду:
1) NH3, H2O, CH4
2) PH3, H2O, HBr
3) SiH4, H2S, BH3
4) HCl, H2Se, HF
10
А8 Кислоты, общая формула которых НЭО4, образуют
1) азот и фтор
2) сера и хром
3) углерод и кремний
4) хлор и марганец
11
А8 Соединения состава Э2О7 и КЭО4 образуют элементы
1) фтор и хлор
2) фтор и марганец
3) хлор и марганец
4) фтор и бром
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционный курс для подготовки учащихся старшей школы к ЕГЭ.
Дистанционный курс для самостоятельной подготовки учащихся 9, 11 классов к госдарственной (итоговой) аттестации. ЗанЗанятие содержит лекционные материалы для самостоятельного изучени...
Структура дистанционного курса "Олимпиадная подготовка по английскому языку"
Разработка структуры дистанционного курса по английскому языку. Может использоваться как самостоятельно, так и дополнена необходимым учителю материалом....
Дистанционный курс для подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку "Обзор трудностей и типичных ошибок при сдаче ЕГЭ"
Дистанционный курс английского языка для школьников 11 классов Обзор трудностей и типичных ошибок при сдаче ЕГЭ Цель курса: помощь в подготовке к сдаче ЕГЭ Содержание курса: 1. Подготовка к сдаче ЕГЭ ...
Дистанционный курс для подготовки к ЕГЭ по химии
Готовимся к ЕГЭ, разбираем теоретический материал в соответствии со спецификацией Единого государственного экзамена и тренируемся в выполнении тестовых заданий, как несложных, так и более трудных....
Дистанционные технологии при подготовке к ГИА по химии
Изучение химии в нашей школе идет как на базовом, так и на профильном уровне. Известно, что заниматься школьник начинает в основном за год до проведения экзамена. Для того чтобы помочь ученикам качест...
Дистанционный курс по подготовке к сдаче ОГЭ по информатике на базе сервера 18 лицея и системы дистанционного обучения Moodle. Старый вариант и вариант по материалам 2020 года.
http://109.237.1.184...
Статья «Методы дистанционного обучения при подготовке обучающихся к урокам химии»
Дистанционное обучение – это новая форма обучения, которая по своему компонентному составу схожа с современной системой обучения. Цели обучения, содержание, стандарт образования должны быть один...