Разработка урока по теме: "Основания"
методическая разработка по химии (8 класс)
Цель ресурса:
познакомить учащихся с новым классом неорганических соединений – основаниями, рассмотреть классификацию, состав, свойства и номенклатуру оснований, качественное определение растворимых оснований индикаторами формирование умений работать с веществами, соблюдая правила безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovaniya.docx | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме: Основания.
Цель урока: Общее знакомство с классом неорганических соединений – основаниями.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с новым классом неорганических соединений – основаниями, рассмотреть классификацию, состав, свойства и номенклатуру оснований, качественное определение растворимых оснований индикаторами формирование умений работать с веществами, соблюдая правила безопасности.
Развивающие:
- развивать у учащихся такие личностные качества как сосредоточенность, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, работать с таблицей растворимости.
Воспитательные:
- воспитывать активную жизненную позицию у учащихся; умение самостоятельно принимать те или иные решения.
Тип урока: комбинированный
Материалы и оборудование: тетрадь, учебник, гидроксид натрия, гидроксид кальция, индикаторы: лакмус.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
-Какую тему мы изучали на протяжении последних уроков?
(Учитель задает всему классу вопрос) Изучали тему: “Соединения химических элементов”
-Какие соединения химических элементов мы уже изучили?
(Учитель задает всему классу вопрос). Познакомились с классом оксидов.
-Какие химические соединения называются оксидами? (Учитель задает всему классу вопрос) Оксиды - это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых – кислород в степени окисления – 2.
Выпишите из предложенных веществ формулы оксидов. Распределите их на 2 столбца согласно классификации оксидов «По наличию 2-го элемента».
Возникает проблемная ситуация, которая будет решаться с помощью подводящего и побуждающего диалога.
-Почему некоторые химические формулы вы не записали в таблицу?
Данные формулы нельзя отнести к оксидам, потому что они не соответствуют им по составу. Эти соединения состоят из 3-элементов.
Сегодня мы познакомимся еще с одним классом неорганических соединений.
Основания. Тема урока в тетрадь.
Давайте внимательнее посмотрим на формулы этих веществ. (NaOH, Ca(OH)2, Al(OH)3).
Что у них общего? Чем они отличаются друг от друга?
У оснований О и Н в эти соединения объединяется в виде гидроксильных групп, гидроксогрупп.
Имеет суммарный заряд -, т.е. ОН- т.к. с.о. О = -2, с.о. Н = +1. Представляет собой сложный ион. Поэтому иногда вы можете встретить ОН – гидроксид-ион.
Вы сейчас слышите новое для вас слово: заряд. Но не стоит теряться, т.к. с.о. и заряд имеют одинаковые числовые значения, но отличаются постановкой знака (привести пример).
Теперь, когда мы с вами рассмотрели состав формулы основания, давайте попробуем сформулировать определение этого класса соединений.
Основание – это сложные вещества, состоящие из ионов металла и связанных с ними гидроксильных групп.
Общая формула оснований М(ОН)n.
n – число гидроксильных групп.
Название этому классу соединений дают следующим образом:
Гидроксид + название металла в род. падеже, указывая с.о. если она переменная.
Например, гидроксид натрия, но гидроксид железа (II).
Связь с оксидами.
Но все же связь с оксидами у этого класса соединений есть.
Зная с.о. элемента-металла, можно определить какой оксид ей соответствует.
Например, NaOH – NaO или Fe(OH)2 – FeO.
Классификация оснований
Познакомить учащихся с таблицей растворимости.
Бывают р,н,м. Приведите примеры.
По растворимости в воде основания делятся на хорошо растворимые – щелочи, малорастворимые и нерастворимые. Чтобы определить растворимость того или иного основания в воде, следует обратиться к таблице «Растворимость кислот, оснований и солей в воде», которая размещена на форзаце учебника. (Учащиеся работают с таблицей и определяют растворимость тех оснований, которые называет и демонстрирует учитель.)
Растворимые основания – щелочи – могут вызвать химический ожог при попадании на незащищенные участки кожи рук и лица. Они могут разъесть кожу, ткань, бумагу и другие материалы.
(Учитель обращает внимание учащихся на правила ТБ: обращаться с едкими щелочами необходимо осторожно, чтобы они не попали на одежду и кожу.)
В случае попадания щелочи на одежду или участок кожи следует немедленно сообщить учителю о случившемся и сделать следующее: тщательно и обильно промыть участок кожи водой из-под крана, затем обработать это место нейтрализующим раствором борной кислоты, вновь промыть водой и смазать место ожога вазелиновым маслом. Обязательно обратиться в медпункт школы для наблюдения и оказания дальнейшей медицинской помощи.
Индикаторы.
Для определения растворов, которые внешне сходны с водой, необходимо использовать индикаторы – растворы – определители реакции среды. Известны следующие индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин.
(Учитель предлагает ученикам посмотреть табл. 4 (с. 101).
Среда бывает нейтральной (такую среду имеет вода), щелочной и кислотной. Растворимые основания дают щелочную среду.
(Ученики делают в тетради таблицу).
Название индикатора | Окраска индикатора в нейтральной среде | Окраска индикатора в щелочной среде |
Лакмус | Фиолетовая | Синяя |
Метиловый оранжевый | Оранжевая | Желтая |
Фенолфталеин | Бесцветная | Малиновая |
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Рефлексия.
Д.З. п.19, №3,4 письменно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по теме "Основания"
В данном мультимедийном носителе рассматривается номенклатура, свойства и применение оснований....
Открытый урок по теме "Основания"
Урок по теме "Основания". Работа с карточками, демонстрация опытов, химический диктант....
Конспект урока на тему "Основания, их состав, названия. Щелочи. Индикаторы", химия 8 класс
Конспект урока по химии в 8 классе на тему "Основания, их состав, названия. Щелочи. Индикаторы" может быть использован учителем химии, работающим по программе О.С. Габриеляна при изучении соотве...
Дидактический материал к уроку по теме "Основания".
Материал подготовлен с применением рабочей тетради и учебника по химии 11 класс О.С. Габриелян, базовый уровень....
Методическая разработка урока на тему: Основания.Состав, классификация, химические свойства и получение. Презентация к уроку.
Технологическая карта урока, модульурока....
Разработка урока по теме "Основания, классификация и свойства"
Урок проводится с использованием элементов технологии сотрудничества. Достаточное время отводится химическому эксперименту....
Методическая разработка урока по теме «Основания»
Методическая разработка урока по теме «Основания»...