Рабочая программа по химии 10 класс Сонин
рабочая программа по химии (10 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование «Иволгинский район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Нижне-Иволгинская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Руководитель МО _________ Ринчинова М.В. Протокол № __ от «_____» августа 201__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР: _________Банзаракцаева С.М. «____» августа 201___г. | «Утверждено» Директор. _____________ Очиров Д.Б. Приказ №____ от «____» августа 201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «ХИМИЯ»
Класс: 10
Уровень образования – среднее полное общее образование
Уровень изучения предмета – базовый уровень
Срок реализации программы – 2018/2019 учебный год
Количество часов по учебному предмету:2 ч./неделю, всего – 70 ч/год
Рабочую программу составил(ли):
Ринчинова М.В., учитель биологии и химии высшей квалификационной категории
Нижняя Иволга,
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса химии для 10 класса составлена на основе
- Примерной федеральной программы основного общего образования по химии для 8 – 11 классов;
- Программы курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений, автор О.С. Габриелян (2014 год).
- Федеральный компонент Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ № 1089 от 05.03.2004 г.);
Программа базового курса химии 10 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы.
Программа
- позволяет сохранить достаточно целостный и системный курс химии;
- включает материал, связанный с повседневной жизнью человека;
- полностью соответствует стандарту химического образования средней школы базового уровня.
Первая идея курса - это внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «Химия».
Вторая идея курса - межпредметная естественнонаучная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знания физики, биологии, географии, экологии в единое понимание естественного мира, т.е. сформировать естественнонаучную картину мира.
Третья идея курса - интеграция химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. Теоретическую основу органической химии составляет теория строения в её классическом понимании - зависимости свойств веществ от их химического строения, т.е. от расположения атомов в молекулах органических соединений согласно валентности. В содержании курса сделан акцент на практическую значимость учебного материала. Поэтому изучение представителей каждого класса органических соединений начинается с практической посылки - с их получения. Химические свойства рассматриваются сугубо прагматически - на предмет их практического применения. В основу конструирования курса положена идея о природных источниках органических соединений и их взаимопревращениях, т.е. идеи генетической связи между классами органических соединений.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Изучение предмета «химия» способствует решению следующих задач:
- Воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своемуздоровью и окружающей среде
- Подготовка к сознательному выбору профессии в соответствии с личными способностями и потребностями общества.
- Формированию умения обращаться с химическими веществами, простейшими приборами, оборудованием, соблюдать правила техники безопасности, фиксировать результаты опытов, делать обобщения.
Технологии обучения:
Обучение по данной программе ведется с использованием элементов технологии индивидуализированного обучения Инге Унт, А.С. Границкой, здоровьесберегающих технологий, теории активизации познавательной деятельности школьника Т.И. Шамова и А.К. Маркова, педагогики сотрудничества, технологии дифференцированного обучения, концепции поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, работ по личностно-ориентированному обучению И. Якиманской.
Органическая химия рассматривается в 10 классе и строится с учетом знаний, полученных учащимися в основной школе. Поэтому ее изучение начинается с повторения важнейших понятий органической химии, рассмотренных в основной школе.
После повторения важнейших понятий рассматривается строение и классификация органических соединений, теоретическую основу которой составляет современная теория химического строения с некоторыми элементами электронной теории и стереохимии. Логическим продолжением ведущей идеи о взаимосвязи «состава – строения – свойств» веществ является тема «Химические реакции в органической химии», которая знакомит учащихся с классификацией реакций в органической химии и дает представление о некоторых механизмах их протекания.
Полученные в первых темах теоретические знания учащихся затем закрепляются и развиваются на богатом фактическом материале химии классов органических соединений, которые рассматриваются в порядке усложнения от более простых (углеводородов) до наиболее сложных – биополимеров. Такое построение курса позволяет усилить дедуктивный подход к изучению органической химии.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- использование элементов причинно – следственного и структурно - функционального анализа;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, проводить доказательства;
- оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.
Требования к уровню подготовки обучающихся включают в себя как требования, основанные на усвоении и воспроизведении
- учебного материала, понимании смысла химических понятий и явлений, так и основанные на более сложных видах деятельности:
- объяснение физических и химических явлений, приведение примеров практического использования изучаемых химических явлений и закономерностей.
Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов,
- овладение учащимися способами интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными
- в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Содержание курса
Введение.(4 ч)
Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук в жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии.
Основные положения теории строения А.М. Бутлерова. Предпосылки создания теории. Представление о теории типов и радикалов. Работы А. Кекуле. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере бутана и изобутана.
Электронное облако и орбиталь, их формы: s и p. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбуждённом состояниях. Ковалентная химическая связь, ее полярность и кратность. Водородная связь. Сравнение обменного и донорно-акцепторного механизмов образования ковалентной связи.
Валентные состояния атома углерода. Виды гибридизации: sp3-гибридизация (на примере молекулы метана), sp2-гибридизация (на примере молекулы этилена), sp-гибридизация (на примере молекулы ацетилена). Геометрия молекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них.
Тема 1. Строение и классификация органических соединений. (7 ч)
Классификация органических соединений по строению углеродного скелета: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены), карбоциклические, (циклоалканы и арены) и гетероциклические соединения. Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры. Углеводы. Азотосодержащие соединения: нитросоединения, амины, аминокислоты.
Номенклатура тривиальная и ИЮПАК. Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК.
Виды изомерии в органической химии: структурная и пространственная. Разновидности структурной изомерии: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия. Разновидности пространственной изомерии. Геометрическая (цис-, транс-) изомерия на примере алкенов и циклоалканов. Оптическая изомерия на примере аминокислот.
Тема 2. Химические реакции в органической химии. (2 ч)
Типы химических реакций в органической химии. Понятие о реакциях замещения: галогенирование алканов и аренов, щелочной гидролиз галогеналканов. Понятие о реакциях присоединения: гидратация, гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование. Реакции полимеризации и поликонденсации. Понятие о реакциях отщепления (элиминирования): дегидрирование алканов, дегидратация спиртов, дегидрохлорирование на примере галогеналканов. Понятие о крекинге алканов и деполимеризация полимеров. Реакция изомеризации.
Гомолитический и гетеролитческий разрыв ковалентной химической связи; образование ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму. Понятие о нуклеофиле и электрофиле.
Тема 3. Углеводороды. (18 ч)
Понятие об углеводородах. Природные источники углеводородов. Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля.
Алканы. Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия и номенклатура алканов. Физические и химические свойства алканов: реакции замещения,
горение алканов в различных условиях, термическое разложение алканов, изомеризация алканов. Применение алканов. Механизм реакции радикального замещения, его стадии. Практическое использование знаний о механизме (свободнорадикальном) реакции в правилах техники безопасности в быту и на производстве. Промышленные способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти.
Алкены. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура и физические свойства алкенов. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов, спиртов. Реакции присоединения (гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование, гидратация). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств
Решение расчетных задач на установление химической формулы вещества по массовым долям элементов.
Алкины. Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов. Реакции присоединения: галогенирование, гидрирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова). Димеризация и тримеризация алкинов. Окисление. Применение алкинов.
Диены. Строение молекул, изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические свойства, взаимное расположение пи-связей в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряженное, изолированное. Особенности строения сопряженных алкадиенов, их получение.
Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы С.В.Лебедева, особенности реакций присоединения к алкадиенам с сопряженными пи-связями.
Циклоалканы. Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Напряжение цикла в С3Н6 , С4Н8, С5Н10 , конформации С6Н12, изомерия циклоалканов («по скелету», цис -, транс-, межклассовая). Химические свойства циклоалканов: горение, разложение, радикальное замещение, изомеризация. Особые свойства циклопропана и циклобутана.
Арены. Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола, сопряжение пи-связей. Получение аренов. Физические свойства бензола. Реакции электрофильного замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование, алкилирование. Ориентация при электрофильном замещении. Реакции боковых цепей алкилбензолов. Способы получения. Применение бензола и его гомологов.
Решение расчетных задач на вывод формул органических веществ по массовым долям и по продуктам сгорания.
Демонстрации. Горение этилена. Отношение веществ к растворам перманганата калия и бромной воде. Определение качественного состава метана и этилена по продуктам горения.
Лабораторные опыты. 1.Изготовление моделей углеводородов и их галогенпроизводных.2.Ознакомление с продуктами нефти, каменного угля и продуктами их переработки. 3.Обнаружение в керосине непредельных соединений. 4. Ознакомление с образцами каучуков, резины и эбонита.
Тема 4. Кислородсодержащие соединения. (17 ч)
Спирты. Состав и классификация спиртов (по характеру углеводородного радикала и по атомности), номенклатура. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Особенности электронного строения молекул спиртов. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксогрупп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутри молекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов: метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин. Физиологическое действие метанола и этанола. Рассмотрение механизмов химических реакций.
Фенолы. Строение, изомерия, номенклатура фенолов, их физические свойства и получение. Химические свойства фенолов. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола. Многоатомные фенолы.
Демонстрации. Выделение водорода из этилового спирта. Сравнение свойств спиртов в гомологическом ряду (растворимость в воде, горение, взаимодействие с натрием). Взаимодействие глицерина с натрием. Получение сложных эфиров. Качественная реакция на многоатомные спирты. Качественная реакция на фенол (с хлоридом железа (III), Растворимость фенола в воде при различной температуре. Вытеснение фенола из Фенолята натрия угольной кислотой.
Лабораторные опыты. 1. Растворение глицерина в воде и реакция его с гидроксидом меди (II). Взаимодействие фенола с бромной водой и с раствором щёлочи.
Альдегиды и кетоны. Классификация, строение их молекул, изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (II)). Качественные реакции на альдегиды. Реакция поликонденсации фенола с формальдегидом. Особенности строения и химических свойств кетонов.
Демонстрации. Реакция «серебряного зеркала».
Лабораторные опыты. Качественные реакции на альдегиды (с аммиачными растворами оксида серебра и гидроксидом меди (II)). Окисление спирта в альдегид. Получение и свойства карбоновых кислот.
Карбоновыекислоты. Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот. Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты. Реакция этерификации, условия ее проведения. Одноосновные и многоосновные, непредельные карбоновые кислоты. Отдельные представители кислот.
Сложные эфиры. Строение сложных эфиров, изомерия (межклассовая и «углеродного скелета»). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции: этерификации- гидролиза; факторы влияющие на гидролиз.
Жиры - сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение молекул жиров. Классификация жиров. Омыление жиров, получение мыла. Мыла, объяснение их моющих свойств. Жиры в природе. Биологическая функция жиров. Понятие об СМС. Объяснение моющих свойств мыла и СМС.
Демонстрации. Химические свойства уксусной и муравьиной кислот. Получение сложного эфира. Коллекция масел.
Лабораторные опыты. Растворимость жиров. Доказательство непредельного характера жидкого жира. Омыление жиров. Сравнение свойств мыла и СМС.
Тема 5. Углеводы. (7 ч)
Этимология названия класса. Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы. Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества.
Моносахариды. Их классификация. Гексозы и их представители. Глюкоза, ее физические свойства, строение молекулы. Равновесия в растворе глюкозы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди(II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого. Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы на основе ее свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнения строения молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза в природе и ее биологическая роль.
Дисахариды. Строение, общая формула и представители. Сахароза, лактоза, мальтоза, их строение и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов. Промышленное получение сахарозы из природного сырья. Полисахариды. Общая формула и представители: декстрины и гликоген, крахмал, целлюлоза (сравнительная характеристика). Физические свойства полисахаридов. Химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов на основании их свойств (волокна). Понятие об искусственных волокнах. Взаимодействие целлюлозы с неорганическими и карбоновыми кислотами - образование сложных эфиров.
Демонстрации. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II) без нагревания и при нагревании. Реакция «серебряного зеркала» глюкозы. Гидролиз сахарозы, целлюлозы и крахмала. Коллекция волокон.
Лабораторные опыты. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди(II). Взаимодействие крахмала с йодом. Образцы природных и искусственных волокон.
Тема 6. Азотосодержащие соединения. (7 ч)
Амины. Определение аминов. Строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические и ароматические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с кислотами и водой. Основность аминов. Гомологический ряд ароматических аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов; анилина, бензола и нитробензола.
Аминокислоты. Состав и строение молекул аминокислот, изомерии. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями, образование сложных эфиров. Взаимодействие аминокислот с сильными кислотами. Образование внутримолекулярных солей. Реакция поликонденсации аминокислот.
Белки - природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные реакции. Биологические функции белков. Значение белков. Четвертичная структура белков как агрегация белковых и небелковых молекул. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения. Понятие ДНК и РНК. Понятие о нуклеотиде, пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная и третичная структуры ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология.
Демонстрации. Опыты с метиламином: горение, щелочные свойства раствора. Образование солей. Взаимодействие анилина с соляной кислотой и с бромной водой. Окраска ткани анилиновым красителем. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков. Коллекция «Волокна».
Лабораторные опыты. 1.Образцы синтетических волокон. 2. Растворение белков в воде. Коагуляция желатина спиртом. 3.Цветные реакции белков. 4.Обнаружение белка в молоке.
Тема 7 . Биологически активные вещества. (4 ч)
Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Профилактика авитаминозов.
Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами. Значение в биологии и применение в промышленности. Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов: селективность и эффективность.
Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляции, жизнедеятельности организмов.
Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств: сульфамиды, антибиотики, аспирин. Безопасные способы применения лекарственных форм.
Календарно - тематическое планирование по биологии
Класс 10
Учитель: Ринчинова Мираида Валерьевна
Количество часов
Всего: 70 часов; в неделю 2 часа.
Контрольные работы – 6. Практические работы – 8
Тесты – 15, зачет – 1, биологические диктанты - 3
Планирование составлено по программе УМК О.С.Габриелян
Учебник: О.С.Габриелян ,. Химия. 10 класс. Базовый уровень.: учеб. для ОУ - М.: Дрофа, 2016.
№ | Наименование темы | Кол-во часов | Дата | Контроль | |||
По плану | Факт | ||||||
Введение (4 часа) | |||||||
1. | Предмет органической химии. Место и роль органической химии в системе наук | 1 час | 1 неделя сентября | Фронтальный опрос. | |||
2. | Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова | 1 час | 1 неделя сентября | Фронтальный опрос. Тест | |||
3. | Строение атома углерода | 1 час | 2 неделя сентября | Фронтальный опрос. | |||
4. | Валентные состояния атома углерода | 1 час | 2 неделя сентября | Фронтальный опрос. | |||
Раздел 1 : Строение и классификация органических соединений (7часов) | |||||||
5-6 | Классификация органических соединений по функциональным группам | 1 час | 3 неделя сентября | Решение упражнений | |||
7 | Основы номенклатуры органических соединений | 1 час | 3 неделя сентября | Фронтальный опрос. | |||
8-9 | Изомерия в органической химии | 2 час | 4 неделя сентября | Фронтальный опрос. | |||
10 | Подготовка к контрольной работеРешение задач на вывод молекулярной формулы органических соединений | 1 час | 4 неделя сентября | Решение упражнений | |||
11 | Контрольная работа №1 « Строение и классификация органических соединений» | 1 час | 1 неделя октября | Письменная строение | |||
12. | Типы химических реакций в органической химии : реакции присоединения и замещения | 1 час | 1 неделя октября | Фронтальный опрос. | |||
13, | Типы химических реакций в органической химии : реакции отщепления и изомеризации | 1 час | 2 неделя октября | Самостоятельная работа | |||
14 . | Природные источники углеводородов. Нефть, природный газ, каменный уголь | 1 час | 2 неделя октября | Фронтальный опрос.Тест | |||
15. | Алканы, строение, номенклатура, получение и физические свойства | 1 час | 3 неделя октября | Фронтальный опрос.Тест | |||
16. | Химические свойства алканов | 1 час | 3 неделя октября | Фронтальный опрос.Тест | |||
17. | Практическая работа №1 « Качественный анализ органических веществ | 1 час | 4 неделя октября | Практическая работа | |||
18. | Алкены: строение, номенклатура, получение и физические свойства | 1 час | 4 неделя октября | Фронтальный опрос. Тест | |||
19. | Химические свойства алкенов | 1 час | 1 неделя ноября | Фронтальный опрос. Тест | |||
20. | Алкины: строение, номенклатура, получение и физические свойства | 1 час | 1 неделя ноября | Фронтальный опрос. Тест | |||
21. | Химические свойства алкинов | 1 час | З неделя ноября | Фронтальный опрос. Тест | |||
22. | Обобщение по темам : Алканы, алкены, алкины | 1 час | З неделя ноября | Самостоятельная работа | |||
23. | Алкадиены: Строение молекул, изомерия, номенклатура | 1 час | 4 неделя ноября | Фронтальный опрос. Тест | |||
24. | Химические свойства алкадиенов. Каучуки, Резина | 1 час | 4 неделя ноября | Фронтальный опрос. Тест. | |||
25. | Циклоалканы: Строение молекул, изомерия, номенклатура, свойства | 1 час | 1 неделя декабря | Решение упражнений й | |||
26. | Ароматические углеводороды (арены) Физические свойства и способы получения бензола | 1 час | 1 неделя декабря | Фронтальный опрос. Тест | |||
27. | Химические свойства бензола, применение | 1 час | 2 неделя декабря | Фронтальный опрос. Тест | |||
28. | Практическая работа №2 « Углеводороды» | 1 час | 2 неделя декабря | Практическая работа | |||
29. | Генетическая связь между классами углеводородов | 1 час | 3 неделя декабря | Решение упражнений. Сам. работа | |||
30 | Подготовка к контрольной работе | 1 час | 3 неделя декабря | Химический диктант | |||
31. | Контрольная работа №2 | 1 час | 4 неделя декабря | Письменная контрольная работа | |||
Раздел 4 : Кислородсодержащие органические вещества (21 час) | |||||||
32. | Спирты: : Строение молекул, изомерия, номенклатура, классификация | 1 час | 4 неделя декабря | Фронтальный опрос. Тест | |||
33. | Химические свойства спиртов | 1 час | 2 неделя января | Фронтальный опрос. Химический диктант | |||
34. | Практическая работа №3 « Спирты» | 1 час | 2 неделя января | Практическая работа | |||
35. | Фенол, строение, физические и химические свойства фенолов, применение | 1 час | 3 неделя января | Фронтальный опрос. Тест | |||
36. | Альдегиды, классификация, изомерия, строение и физические свойства | 1 час | 3 неделя января | Фронтальный опрос. Тест | |||
37. | Химические свойства альдегидов, кетонов | 1 час | 4 неделя января | Решение упражнений | |||
38. | Практическая работа №4 «Альдегиды и кетоны» | 1 час | 1 неделя февраля | Практическая работа | |||
39. | Карбоновые кислоты, классификация, изомерия, строение и физические свойства | 1 час | 1 неделя февраля | Решение упражнений | |||
40. | Химические свойства карбоновых кислот | 1 час | 2 неделя февраля | Решение упражнений | |||
41. | Подготовка к контрольной работе Обобщение и систематизация знаний по теме « Спирты Карбоновые кислоты.» | 1 час | 2 неделя февраля | Самостоятельная работа, решение упражнений | |||
42 | Контрольная работа №3 Спирты, Альдегиды, кетоны» | 1 час | 3 неделя февраля | Письменная контрольная работа | |||
43 | Практическая работа№5 « Карбоновые кислоты» | 1 час | 3 неделя февраля | Практическая работа | |||
44 | Сложные эфиры : получение, строение, номенклатура, физические и химические свойства, применение | 1 час | 4 неделя февраля | Фронтальный опрос. | |||
45 | Жиры, состав, строение молекул, физические и химические свойства жиров. Мыла и СМС | 1 час | 4 неделя февраля | Фронтальный опрос. Тест | |||
46 | Повторение тем « Карбоновые кислоты и их производные, Сложные эфиры» | 1 час | 1 неделя марта | Самостоятельная работа, решение упражнений | |||
47 | Контрольная работа №4 Карбоновые кислоты и их производные, Сложные эфиры» | 1 час | 1 неделя марта | Письменная контрольная работа | |||
48 | Углеводы, их состав и классификация | 1 час | 2 неделя марта | Фронтальный опрос. Тест | |||
49- 50 | Моносахариды. Гексозы. Глюкоза и фруктоза | 2 час | 2 неделя марта | Фронтальный опрос.Тест | |||
51-52 | Полисахариды. Крахмал и целлюлоза | 2 час | 2 неделя марта | Фронтальный опрос.Тест | |||
53 | Обобщение и систематизация по теме « кислородсодержащие органические соединения | 1 час | 3 неделя марта | Тест | |||
54. | Практическая работа №5: «Углеводы» | 1 час | 3 неделя марта | Практическая работа | |||
55. | Обобщение знаний по теме « Углеводороды» | 1 час | 3 неделя марта | Тест | |||
Раздел 5 Азотсодержащие органические вещества (6ч) | |||||||
56. | Амины: строение, классификация, номенклатура, получение | 1 час | 1 неделя апреля | Фронтальный опрос. Тест | |||
57. | Химические свойства аминов | 1 час | 1 неделя апреля | Решение упражнений | |||
58. | Аминокислоты: состав и строение молекул, номенклатура, получение | 1 час | 2 неделя апреля | Фронтальный опрос. Тест | |||
59. | Белки как полимеры , химические свойства | 1 час | 2 неделя апреля | Фронтальный опрос. Тест | |||
60. | Нуклеиновые кислоты | 1 час | 3 неделя апреля | Фронтальный опрос. Тест | |||
61. | Практическая работа№ 6 Амины, аминокислоты, белки | 1 час | 3 неделя апреля | Практическая работа | |||
62. | Практическая работа №7 Идентификация органических соединений» | 1 час | 4 неделя апреля | Практическая работа | |||
Раздел 6: Биологически активные вещества»(4 часа) | |||||||
63. | Витамины | 1 час | 4 неделя апреля | Защита рефератов | |||
64. | Ферменты | 1 час | 1 неделя мая | Защита рефератов | |||
65. | Гормоны | 1 час | 1 неделя мая | Защита рефератов | |||
66. | Лекарства | 1 час | 2 неделя мая | Защита рефератов | |||
67-68 | Генетические связи органических веществ | 2 часа | 2-3 неделя мая | Решение задач и упражнений | |||
Повторение ( 2часа) | |||||||
69. | Подготовка к итоговой контрольной работе | 1 час | 3 неделя мая | Решение задач и упражнений | |||
70 | Итоговая контрольная работа | 1 час | 4 неделя мая | Итоговая письменная контрольная работа |
Календарно-тематическое планирование, химия 10 класс, 70 часов, 2 часа в неделю.
№п/п | Тема урока (тип урока) | Элементы содержания | Информ.-методич. обеспечение. Эксперимент (Д-демонстр. Л-лаборат.) | Характерис-тика деятельности учащихся (виды учебной деятельности) | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Введение (4 часа) |
1. | Предмет органической химии. | Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. | Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них. Презентация | Индивидуальная | Уметь характеризовать особенности органических соединений. | §1, № 1-7 | |||||
2 | Основные положения теории строения органических соединений. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории строения органических соединений. Изомерия, изомеры | Д. модели молекул изомеров органических соединений Презентация | Групповая | Проверочная работа по карточкам | Знать основные положения теории строения органических соединений. Уметь объяснять понятия: валентность, химическое строение, углеродный скелет, структурная изомерия, формулы молекулярные и структурные, гомологи, изомеры | §2, №1,2; | ||||
3. | Строение атома углерода. | Электронное облако и орбиталь, их формы. Электронно-графические формулы атома углерода в основном и возбуждённом состоянии. | Д. Модели молекул. | Работа в парах, индивидуальная | Самостоятельная работа по карточкам | Знать строение атома углерода, s, p - орбиталь Уметь составлять электронно-графические формулы атома углерода в основном и возбуждённом состоянии. | §3 №1-5 | ||||
4. | Валентные состояния атома углерода. | 1 валентное состояние – sp3-гибридизация. 2 валентное состояние – sp2-гибридизация. 3 валентное состояние – sp-гибридизация. | Д. Модели молекул. | Работа в парах, индивидуальная | Самостоятельная работа по карточкам | Знать валентные состояния атома углерода на примере алканов, алкенов, алкинов. Уметь опредлять геометрическую форму молекул с разным типом гибридизации атома углерода. | §4 №1-4 | ||||
Глава 1. Строение органических соединений (7 часов) | |||||||||||
5-6 | Классификация органических соединений. | Классификация органических соединений по строению углеродного скелета. Классификация органических соединений по функциональным группам. | Д. Образцы представителей разных органических веществ. | Работа в парах, индивидуальная | Самостоятельная работа по карточкам | Знать классификацию органических соединений по строению углеродного скелета (алканы, алкены, алкины), карбоциклические и гетероциклические соединения, классификацию органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры. | §5 №1-5 | ||||
7. | Основы номенклатуры органических соединений. | Номенклатура тривиальная и ИЮПАК. | Работа в парах, индивидуальная | Самостоятельная работа по карточкам | Знать номенклатуру тривиальную и ИЮПАК, принцип образования названий. Уметь давать название по формуле и составлять формулу по названию. | §6 №1-2 | |||||
8-9. | Изомерия и ее виды. | Структурная изомерия и её виды, пространственная изомерия, её виды. | Д. Модели молекул | Работа в парах, индивидуальная | Самостоятельная работа по карточкам | Знать структурную изомерию и её виды: углеродного скелета, положения кратной связи и функциональной группы, межклассовую. Пространственную изомерия, её виды: геометрическую и оптическую. | §7 №1-4 | ||||
10. | Подготовка к контрольной работе. | Решение задач на вывод формул, выполнение упражнений. | |||||||||
11. | Контрольная работа №1. | Учет и контроль знаний по теме «Строение и классификация органических соединений» | |||||||||
Глава 2. Реакции органических соединений (2часа) | |||||||||||
12-13 | Типы химических реакций в органической химии | Понятие о реакциях замещения, присоединения, отщепления, изомеризации. | Д. 1. обесцвечивание бромной воды этиленом, 2. Получение этилена | Знать реакции: галогенирование, гидрирование, гидрогалогенирование, полимеризации, поликонденсации, дегидрирование, дегидратация, дегидрогалогенирование, крекинг, изомеризация. | §8 №1-4 | ||||||
Глава 3. Углеводороды (18 часов) | |||||||||||
14. | Природные источники углеводородов. Нефть, природный газ, каменный уголь. | Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа. Нефть, её промышленная переработка. Каменный уголь | Д. Нефть. Каменный уголь. | Работа в парах, индивидуальная | Работа по карточкам | Знать природные источники углеводородов – природный газ, нефть, каменный уголь, их практическое использование. Знать природные источники углеводородов – нефть, способы ее переработки: фракционная перегонка, или ректификация Уметь объяснять способы получения ректификационных газов, газолиновой фракции (бензин), лигроиновой, керасиновой фракции, дизельного топлива, мазута; уметь составлять уравнение крекинга. Знать меры защиты окружающей среды от загрязнения нефтью и продуктами ее переработки. | §10 № 5,7,8 | ||||
15. | Алканы. Строение, номенклатура, получение, физические свойства. | Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. | Работа в парах, индивидуальная | Знать состав алканов, гомологический ряд предельных углеводородов | §11 №1-4, 6-8 | ||||||
16. | Алканы. Химические свойства. Применение. | Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе этих свойств. | компьютерная презентация | Групповая | Знать химические свойства алканов на примере метана, этана: | §11, упр. 9-11 | |||||
17. | Практическая работа №1. | Качественный анализ органических веществ. | Знать качественный состав органических веществ. Уметь определять наличие углерода и водорода, соблюдать правила ТБ. | ||||||||
18. | Алкены: состав, строение, изомерия, номенклатура, получение | Алкены: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алкенов. | Д: получение этилена реакцией дегидратации этанола. | индивидуальная | Знать состав алкенов, гомологический ряд, гомологи, виды изомерии: структурная изомерия, изомерия положения кратной связи, химические свойства алкенов: | §12. Упр.2-4 | |||||
19. | Алкены. Химические свойства. | Реакция полимеризации. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе его свойств. | Д: коллекция образцов из полиэтилена | Групповая | Дидактический материал по химии, | Знать основные полимеры, пластмассы Уметь составлять уравнение реакции полимеризации на примере этилена | §12. Упр.6,8, | ||||
20. | Обобщение и систематизация знаний по темам «Алканы» и «Алкены» | Упражнения в составлении химических формул, изомеров. Составление уравнений реакций, иллюстрирующих хим.свойства и генетическую связь Решение задач | индивидуальная | Проверочная работа по карточкам разного уровня | Знать состав алканов, алкенов, гомологический ряд, гомологи, виды изомерии: структурная изомерия, изомерия положения кратной связи, химические свойства алканов, алкенов: | ||||||
21. | Алкины: строение, изомерия, номенклатура, физические свойства, получение | Гомологический ряд алкинов, общая формула, строение ацетилена и др.алкинов | Модели молекул, таблицы | Групповая | Знать: определение понятий «пиролиз», «алкины»; общую формулу алкинов; правила составления названий алкинов в соответствии с международной номенклатурой; Уметь: определять принадлежность веществ к классу алкинов по структурной формуле; характеризовать особенности строения алкинов(тройная связь, незамкнутая углеродная цепь); определять изомеры, составлять структурные формулы изомеров, называть алкины. | §13, упр.1, 6, | |||||
22. | Алкины: свойства, применение | Отношение алкинов к бромной воде. | Групповая , индивидуальная | самостоятельная работа | Знать состав алкинов, формулу ацетилена, получение ацетилена, химические свойства алкинов на примере ацетилена: | §13 до конца, № 6, 7,8 | |||||
23. | Алкадиены. | Понятие об углеводородах с двумя двойными связями. | Презентация | индивидуальная | Знать состав алкадиенов (диеновые углеводороды), полимеры, каучуки | §14упр. 2,3, сообщения | |||||
24-25 | Арены. Бензол. | Получение бензола из гексана и ацетилена. | Модели молекул. Таблица Презентация Д: отношение бензола к раствору перманганата калия и бромной воде | групповая, индивидуальная | Текущий контроль знаний-опрос; | Знать особенности строения бензола и его гомологов; Знать формулу бензола, химические свойства: а)реакция дегидрирования. б) реакция галогенирования. в)реакция нитрования (реакция Коновалова) Уметь составлять уравнения соответствующих реакций | §16 №2,4 | ||||
26 | Циклоалканы | Понятие о циклоалканах и их свойствах | Д. модели молекул | Групповая, индивидуальная | Знать гомологический ряд и общую формулу циклоалканов. Уметь составлять реакции, характеризующие химические свойства. | §15 №1-4 | |||||
27 | Практическая работа № 2 | Углеводороды. | Знать химические свойства и способы получения этилена. Бензола. Уметь соблюдать правила ТБ. | ||||||||
28-29 | Решение задач на вывод формул. | Вывод формул органических веществ по содержанию элементов и продуктам сгорания. | Уметь определять формулы органических веществ по содержанию элементов и продуктам сгорания. | ||||||||
30. | Обобщение сведений об углеводородах. | Генетическая связь. Упражнения в составлении уравнений реакций с участием углеводородов. Составление формул и названий изомеров и гомологов | Модели, таблицы, схемы | Групповая, индивидуальная | Проверочная работа по карточкам разного уровня сложности | Знать: | подготовиться к контрольной работе. Сообщения по теме «Спирты» | ||||
31. | Контрольная работа №2 по теме «Углеводороды» | Контроль и учет знаний по изученной теме | индивидуальная | Карточки | повторение | ||||||
Глава 3. Кислородсодержащие соединения (17часов) | |||||||||||
32. | Спирты: состав, строение, классификация, изомерия, номенклатура | Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. | Модели молекул. Этанол, глицерин Презентация | индивидуальная | Знать: состав предельных одноатомных спиртов, их изомерию и номенклатуру, формулы представителей предельных одноатомных спиртов: метанол, этанол, получение этанола брожением глюкозы, гидратацией этилена. | §17, упр. 1-6 | |||||
33. | Свойства, получение, применение одноатомных спиртов Многоатомные спирты | Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его следствия и предупреждение. Особенности многоатомных спиртов. Качественная реакция. Важнейшие представители | Д. этанол, натрий, фенол-фталеин, стакан, фарфоровая чашка, пробирки, спички | Групповая | Знать химические свойства спиртов: а)горение, 3. Создание проекта «Алкоголизм, его следствия и предупреждение» Знать состав многоатомных спиртов, молекулярную и структурную формулу глицерина, качественную реакцию на многоатомные спирты Уметь проводить качественные реакции на многоатомные спирты | §17, упр.8, 10, 15 | |||||
34. | Практическая работа № 3 | Свойства спиртов. | Знать свойства спиртов. Уметь соблюдать правила ТБ. | ||||||||
35. | Фенолы. Строение, физические и химические свойства. | Фенол, его строение, физические и химические свойства. Взаимное влияние атомов в молекуле. растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Кислотные свойства фенола. | Д: коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки», Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественная реакция на фенол. | Групповая | Знать о феноле как о представителе ароматических углеводородов Уметь объяснять взаимное влияние атомов в молекуле фенола, орто- и пара-ориентирующее действие в бензольном кольце, уметь записывать уравнения реакций электрофильного замещения | §18. № 1,3,4 | |||||
36. | Альдегиды и кетоны: строение, изомерия, номенклатура, получение | Строение, функциональная группа. Гомологический ряд альдегидов. Строение и номенклатура кетонов. Получение | Модели молекул, образцы формалина, ацетона | индивидуальная | Знать: определение понятия «альдегид», физические свойства формальдегида и ацетальдегида, правила составления названий в соответствии с международ. номенклатурой; способы получения альдегидов; Уметь: характеризовать особенности строения альдегидов, составлять структурные формулы изомеров, называть альдегиды | §19, упр.3 Сообщения | |||||
37. | Химические свойства альдегидов и кетонов, применение | Свойства, обусловленные наличием карбонильной группы, качественные реакции. | Метаналь, раствор CuSO4, NaOH, пробирки, спиртовка, спички | Групповая | Текущий контроль знаний-опрос | Знать химические свойства альдегидов и кетонов, изомерию, способы получения. Уметь записыать реакции окисления, качественные реакции на альдегиды, уметь осуществлять цепочки превращений | §19, упр.6-10 | ||||
38. | Практическая работа № 4. | Альдегиды и кетоны. | Знать свойства альдегидов и кетонов. Уметь соблюдать правила ТБ. | ||||||||
39-40. | Повторение. Подготовка к контрольной работе | Упражнения в составлении реакций с участием спиртов, фенолов, альдегидов, генетической связи между классами органических соединений. | |||||||||
41. | Контрольная работа № 3. | Учет и контроль знаний по изученной теме «Спирты и фенолы». | |||||||||
42-43 | Карбоновые кислоты: классификация, номенклатура, изомерия, Одноосновные кислоты: свойства, получение. | Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе ее свойств | Модели молекул. Образцы кислот Л: Свойства уксусной кислоты | Парная | Текущий контроль знаний-опрос | Знать строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы, классификацию кислот, записывать формулы предельных одноосновных карбоновых кислот: муравьиной, уксусной (Р). Уметь перечислять свойства карбоновых кислот: взаимодействие с металлами, основными и амфотерными оксидами, основаниями, амфотерными гидроксидами, солями, записывать реакции этерификации | §20, упр.1, 3,5,6 | ||||
44. | Практическая работа № 5. | Карбоновые кислоты. | Знать свойства карбоновых кислот. Уметь соблюдать правила ТБ. | ||||||||
45. | Сложные эфиры. | Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе их свойств. | Модели. Образцы эфиров Д: Получение уксусно-этилового эфира | Групповая индивидуальная | Знать состав, номенклатуру сложных эфиров, Уметь объяснять способы получения сложных эфиров реакцией этерификации, химические свойства сложных эфиров: а) гидролиз сложных эфиров, | §21, упр.1-3, сообщения | |||||
46. | Жиры. | Состав, строение, классификация, физические, химические свойства. Жиры в природе, их роль. Понятие о СМС. | Образцы продуктов переработки жиров(свечи, мыло, глицерин, олифа, маргарин, пищевые масла, лекарственные масла) | Групповая, Индивидуальная | Знать состав, номенклатуру жиров Уметь объяснять способы получения сложных эфиров реакцией этерификации, химические свойства сложных эфиров: а) гидролиз сложных эфиров (жиров) б) гидролиз (омыление), в) гидрирование жидких жиров. г) применение жиров на основе свойств; уметь объяснять моющее действие мыла. | §21 , упр.6-10 | |||||
47. | Повторение. | Упражнения в составлении уравнений реакций с участием карбоновых кислот, сложных эфиров, жиров, а также на генетическую связь. | |||||||||
48. | Контрольная работа № 4. | Учет и контроль знаний по изученной теме «Карбоновые кислоты и сложные эфиры». | |||||||||
Глава 5. Углеводы (7 часов) | |||||||||||
49. | Понятие об углеводах, их состав и классификация | Классификация углеводов (моно_, ди-, полисахариды), представители каждой группы. Биологическая роль углеводов. | Д. Образцы углеводов.
| Индивидуальная, групповая | Знать классификацию моносахаридов (глюкоза, фруктоза), молекулярные формулы и биологическое значение рибозы, дезоксирибозы, состав, строение глюкозы | §22 , упр.1-6 | |||||
50 -51. | Моносахариды. Гексозы. Глюкоза и фруктоза. | Глюкоза. Физические, химические свойства. Строение глюкозы. Применение глюкозы. Фруктоза как изомер глюкозы, её свойства, биологическая роль. | Глюкоза, раствор CuSO4, NaOH, спиртовка, спички, пробирки Презентация | Уметь записывать уравнения реакций, отражающие химические свойства глюкозы – вещества с двойственной функцией. Проводить качественные реакции на глюкозу | §23 №1-4 | ||||||
52 - 53. | Дисахариды. Полисахариды | Крахмал, целлюлоза. Физические и химические свойства. Превращение крахмала в организме. Понятие об искусственных волокнах | Крахмальный клейстер, раствор йода, вата, бумага | Групповая, индивидуальная | Текущий контроль знаний-опрос. Самостоятельная работа по карточкам | Знать: определение понятий «углеводы», «полисахариды», «дисахариды», «моносахариды», «реакции поликонденсации», «гидролиз»; состав, физические свойства, нахождение в природе и применение полисахаридов (крахмала и клетчатки) и дисахаридов (сахарозы и мальтозы); качественную реакцию на крахмал; Уметь: характеризовать биологическое значение углеводов; особенности строения крахмала и целлюлозы, характеризовать химические свойства крахмала, целлюлозы, сахарозы. | §24, №1-5 | ||||
54. | Обобщение и систематизация знаний, умений , навыков по теме «Кислородосодержащие органические соединения» | Упражнения в составлении уравнений реакций с участием разных представителей кислородосодержащих соединений, генетическая связь с углеводородами, решение расчетных задач. | Сборник задач и упражнений по химии | Текущий контроль знаний-опрос самостоятельная работа по карточкам | Иметь все вышеперечисленные знания и умения | ||||||
55. | Практическая работа № 6 | Углеводы. | Знать свойства углеводов. Уметь соблюдать правила ТБ. | ||||||||
Глава 6. Азотсодержащие соединения (7 часов) | |||||||||||
56 -57. | Амины. Анилин. | Понятие об аминах. Получение ароматического амина-анилина- из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств. | Д: а)взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. б)реакция анилина с бромной водой | Индивидуальная | Знать состав аминов, классификацию (предельные, ароматические), изомерию и номенклатуру аминов, молекулярную и структурную формулы анилина – представителя ароматических аминов Уметь составлять формулы аминов, выделять функциональную группу, давать названия аминам по номенклатуре ИЮПАК, записывать уравнения реакций, отражающих химические свойства аминов, получение анилина | §25, упр.1-5 | |||||
58. | Аминокислоты | Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие с щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. | Глицин, раствор CuSO4, NaOH, лакмус | Групповая | Текущий контроль знаний-опрос, проверочная работа по карточкам. | Знать состав аминокислот, изомерию и номенклатуру аминокислот , определения понятий «пептидная связь», «реакции поликонденсации» Уметь объяснять получение аминокислот, образование пептидной связи и полипептидов. Применение аминокислот на основе свойств | §26, №1-5 сообщения | ||||
59. | Белки | Получение белков реакций поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков. Генетическая связь между классами орг. соединений. | Раствор куриного яйца, спиртовка, спички, CuSO4, NaOH, азотная кислота CD-Химия-21век Л. Свойства белков | Парная | Текущий контроль знаний - опрос | Знать: белки, их структуру, химические свойства белков: денатурация, гидролиз. биологические функции белков , качественные реакции (ксантопротеиновая и Биуретовая, качественное определение серы в белках) уметь: характеризовать структуру (первичную, вторичную, третичную) и биологические функции белков | §27Упр.6-9 сообщения | ||||
60. | Нуклеиновые кислоты | Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функция РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии | Таблица, модель молекулы | Групповая | текущий контроль знаний-опрос | Знать: определения понятий «полинуклеотид», «нуклеотид», «биотехнология», «генная инженерия»; Состав и строение ДНК и РНК; Функции ДНК и РНК в организме | §28, №1-5 сообщения | ||||
61- 62. | Практическая работа №7, 8 | Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. | Инструкция по технике безопасности | Групповая | Отчет о работе | Знать: 1. Техника безопасности на рабочем месте 2. Качественные реакции. Уметь: Проводить опыты по идентификации органических соединений | повторить §§25-27 | ||||
Глава 7. Биологически активные соединения (4 часа) | |||||||||||
63. | Витамины | Классификация, обозначения, нормы потребления. Авитоминоз. Гипервитаминоз, гиповитаминоз | Образцы витаминных препаратов Презентация | Групповая | Создание проекта «Биологически активные органические соединения» Защита | Знать: определения понятий «витамины», авитаминоз», «гиповитаминоз», «гипервитаминоз»; Значение витаминов для жизнедеятельности организма. Уметь использовать в повседневной жизни знания о витаминах | §29, упр. 1 3, 6 | ||||
64. | Ферменты | Биологические катализаторы. Особенности строения и свойств. Значение в биологии и применение в промышленности | Презентация | Групповая | Создание проекта «Биологически активные органические соединения» Защита проекта | Знать определения понятий «ферменты», «гормоны»; особенности действия ферментов: селективность, эффективность, зависимость действия ферментов от температуры и рН среды раствора; области применения ферментов в быту и промышленности. Уметь использовать в повседневной жизни знания о ферментах | §30, упр.1-5 сообщения | ||||
65 -66 | Гормоны Лекарства. | Биологически активные вещества, выполняющие эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов Химиотерапевтические препараты. Группы лекарств. Безопасные способы применения. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика | Коллекция лекарственных препаратов Презентация | Групповая | Создание проекта «Биологически активные органические соединения» Защита проекта | Знать: определения понятий «гормоны», «лекарственные средства», «антибиотики», «анальгетики», «антисептики»; представителей гормонов и лекарственных средств; меры профилактики сахарного диабета, последствия приема наркотических препаратов. Уметь: характеризовать значение гормонов для жизнедеятельности живого организма; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с лекарств. средствами | §31,32 Упр.6-11 сообщения | ||||
Повторение (4 часа) | |||||||||||
67. | Генетические связи органических веществ (УПЗУ) | Повторение | Работа в парах | Уметь осуществлять цепочки превращений между классами органических и неорганических веществ с помощью уравнений реакций. | |||||||
68 | Итоговая контрольная работа | Контроль знаний | Дидактические карточки | Индивидуальная | |||||||
69-70 | Повторение |
План график проведения контрольных и практических работ
План | Факт | Тема контрольной/практической работы | |
1 четверть | Контрольная работа №1 по теме «Строение органических веществ» | ||
2 четверть | Практическая работа №1 «Качественный анализ органических веществ» Практическая работа №2 «Углеводороды» Контрольная работа № 2 по теме «Углеводороды» | ||
3 четверть | Практическая работа №3«Спирты» Практическая работа №4«Альдегиды и кетоны» Практическая работа №5 «Карбоновые кислоты» Контрольная работа №3по теме «Спирты и фенолы» Контрольная работа № 4по теме «Карбонильные соединения» | ||
4 четверть | Практическая работа №6«Углеводы» Практическая работа №7«Амины. Аминокислоты. Белки» Практическая работа №8 Идентификация органических соединений» Контрольная работа № 5 по теме «Кислородсодержащие соединения» Контрольная работа № 6 Итоговая |
Требования к результатам усвоения учебного материала
по органической химии 10 класс.
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, химическая связь, валентность, степень окисления, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные теории химии: химической связи, строения органических веществ;
- важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений;
- характеризовать: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Виды и формы контроля:
Проводится контроль выработанных знаний, умений и навыков: входной (тестирование, беседа, проверочная работа), итоговый (итоговое тестирование).
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного или письменного опроса.
Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы (итогового теста).
Учебно-методический комплект
Учебник:
О.С.Габриелян ,. Химия. 10 класс. Базовый уровень.: учеб. для ОУ - М.: Дрофа, 2007.
Дополнительная литература:
- Стандарт основного общего образования по химии.
- Примерная программа основного общего образования по химии.
- Программа курса химии для 8-11 классов ОУ / О.С.Габриелян.- 5-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2008.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Химия. 10 класс. Настольная книга учителя., - М.: Дрофа, 2004.
- В.Г.Денисова. Химия. 10 класс. Поурочные планы по учебнику О.С.Габриелянаи др.,.Волгоград: Учитель, 2008
- О.С.Габриелян ,Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин. Химия. 10 класс. Профильный уровень.: учеб. для ОУ - М.: Дрофа, 2005.
- Химия 10 класс.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.10»/ О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2005.
- Радецкий А.М., Дидактический материал по химии для 10-11 классов: пособие для учителя / -М.: Прсвещение. 2004
- Павлова Н.С. Дидактические карточки-задания по химии: 10-й кл.: к учебнику О.С.Габриеляна и др. «Химия. 10 класс» / - М.: Экзамен, 2006
- Некрасова Л.И., Химия. 10 класс. Карточки заданий.- Саратов: Лицей, 2008.
- Ким Е.П. Химия. 10-11 классы. Практические работы. – Саратов: Лицей, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/28/picture-228289-1364490274.jpg)
Рабочая программа, "Биология",5 класс, Сонин Н.И.
Содержит пояснительную записку, требования к образователбным результатам учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/25/picture-270848-1377416964.jpg)
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/15/picture-995899-1516019078.jpg)
Рабочая программа биология 10 класс Сонин Н.И.
Рабочая программа по биологии для 10 класса (профильный уровень) составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", федеральным государстве...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/15/picture-995899-1516019078.jpg)
Рабочая программа биология 11 класс Сонин Н.И.
Рабочая программа по биологии для 11 класса (профильный уровень) составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", федеральным государстве...