Рабочая программа биология 10 класс Сонин Н.И.
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_10.doc | 403.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Шимановска»
Рабочая программа учебного предмета
по биологии для 10 класса (профильный уровень)
на 2017/18 учебный год
Учитель: Гладышева Оксана Витальевна.
Количество часов за год - 105, в неделю - 3
Рабочая программа по биологии для 10 класса (профильный уровень) составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, основной образовательной программой СОО МОАУ СОШ №3, школьным Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) учебным планом МОАУ СОШ №3, примерной образовательной программой среднего общего образования по биологии с учетом авторской программы «Биология 6-11 класс»-М.:Дрофа,2005, автор Н.И.Сонин. На изучение биологии на профильном уровне отводится 105 часов. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Захаров В.Б. Общая биология: учеб. для 10 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений: (В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин – стереотип – М: Дрофа.2010).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
БИОЛОГИЯ 10 КЛАСС.
В результате изучения биологии обучающиеся 10 класса должны:
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА БИОЛОГИЯ 10 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1.
Введение в биологию. Многообразие живого мира.
Основные свойства живой материи. (5 часов)
Введение в биологи. Содержание и построение курса общей биологии. Биология как наука; предмет и методы изучения в биологии. Общая биология — учебная дисциплина об основных закономерностях возникновения, развития и поддержания жизни на Земле. Общая биология как один из источников формирования диалектико-материалистического мировоззрения. Общебиологические закономерности — основа рационального природопользования, сохранения окружающей среды, интенсификации сельскохозяйственного производства и сохранения здоровья человека. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, географией, астрономией, историей и др.). Роль биологии в формировании научных представлений о мире.
Жизнь как форма существования материи; определение понятия «жизнь». Жизнь и живое вещество; косное, биокосное и биогенное вещество биосферы. Уровни организации живой материи и принципы их выделения; молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевый и органный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический и биосферный уровни организации живого.
Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ (метаболизм) и саморегуляция в биологических системах; понятие о гомеостазе как об обязательном условии существования живых систем. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи, их проявления на различных уровнях организации живого. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия (безусловные и условные рефлексы; таксисы, тропизмы и настии). Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их адаптивное значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.
Царства живой природы; естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие крупных систематических групп и основные принципы организации животных, растений, грибов и микроорганизмов.
Основные понятия.
Биология. Жизнь. Основные признаки живого. Уровни организации живой материи. Методы изучения в биологии. Клетка. Ткань. Орган. Организм. Популяция и вид. Биогеоценоз. Биосфера. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира; царства живой природы, естественная система классификации живых организмов. Неорганические и органические молекулы и вещества; клетка, ткань, орган, системы органов. Понятие о целостном организме.
Темы рефератов:
- История развития биологии.
- Биология в системе культуры.
- История становления взглядов о понятии «жизнь».
- Методы современной биологии.
- Значение биологии в современном обществе.
- Место биологии в системе естественных наук.
Темы творческих и исследовательских работ:
- Роль исследований других наук в решении биологических аспектов проблемы жизни.
- Анализ современного состояния биологических исследований.
- XXI век – век биологии?
РАЗДЕЛ 2.
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. (8 часов)
История представлений о возникновении жизни на Земле. Научные точки зрения на возникновение жизни: абиогенез, биогенез. Религиозная точка
зрения. Теория самозарождения жизни. Принципы: всё живое – из живого, всё живое – из яйца. Экспериментальные доказательства невозможности самозарождения жизни. Работы Пастера. Доводы в пользу представления о вечности жизни. Теория вечности жизни (панспермия).
Предпосылки возникновения жизни на Земле. Космические и планетарные предпосылки возникновения жизни абиогенным путём. Синтез биогенных элементов в результате ядерных реакций. Состав первичной атмосферы Земли. Восстановительный характер первичной атмосферы. Возможные источники энергии для первичной химической эволюции. Опыты Миллера и Юрии. Условия среды, необходимые для синтеза органических веществ. Теория происхождения протобиополимеров.
Современные представления о возникновении жизни на Земле. Экспериментальное получение коацерватных капель. Коацерватная гипотеза А.И.Опарина, Холдейна. Эволюция пробобионтов. Начальные этапы биологической эволюции.Возникновение энергетических систем. Становление генетического кода. Роль фотосинтеза в эволюции протобионтов. Появление фотосинтеза. События в биологической эволюции: появление эукариот, многоклеточности, полового процесса. Гипотеза симбиогенеза.
Демонстрация. Схемы, отражающие структуру царств живой природы, многообразие живых организмов. Схемы и таблицы, характеризующие строение и распространение в биосфере растений, животных, грибов и микроорганизмов. Схемы, отражающие многоуровневую организацию живого (организменный и биоценотический уровни).
Основные понятия. Теория академика А.И. Опарина. Химическая эволюция. Биологическая эволюция. Коацерватные капли. Теория биогенеза. Теория абиогенеза. Пробионты.
Темы рефератов:
- Космические и планетарные предпосылки возникновения жизни на Земле.
- Различные взгляды на возникновение жизни на Земле.
- Зарождение жизни и эволюция пробионтов.
- Эволюция клеток. Гипотезы возникновения эукариот и многоклеточности.
- Молекулярная эволюция.
- Ископаемые бактерии и их роль в эволюции и преобразовании биосферы древней Земли.
- Первичные этапы химической эволюции органических молекул на Земле.
Темы творческих и исследовательских работ:
1. Анализ современных научных взглядов на возникновение жизни на Земле и оценка состояния современного научного знания в решении этого вопроса.
РАЗДЕЛ 3
Учение о клетке. (34 часа)
Химическая организация клетки. (13 часов)
Предмет и задачи цитологии. Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль: растворитель гидрофильных молекул, среда протекания биохимических превращений; роль воды в клетке. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности.
Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Буферные системы клетки и организма.
Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация (первичная, варианты вторичной, третичная и четвертичная структурная организация молекул белка и химические связи, их образующие). Свойства белков: водорастворимость, термолабильность, поверхностный заряд и др.; денатурация (обратимая и необратимая), ренатурация; биологический смысл и практическое значение. Функции белковых молекул. Биологические катализаторы — белки, классификация, их свойства, роль белков в обеспечении процессов жизнедеятельности.
Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Структурно-функциональные особенности организации моно-и дисахаридов. Строение и биологическая роль биополимеров — полисахаридов.
Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности строения жиров и липоидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма. ДНК — молекулы наследственности; история изучения.
Уровни структурной организации; структура полинуклеотидных цепей, правило комплементарности (правило Чаргаффа), двойная спираль (Уотсон и Крик); биологическая роль ДНК. Генетический код, свойства кода. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции.
Информационные, транспортные, рибосомальные и регуляторные РНК. «Малые» молекулы и их роль в обменных процессах. Витамины: строение, источники поступления, функции в организме. Определение нуклеотидных последовательностей (секвенирование) геномов растений и животных.
Геном человека. Генетическая инженерия; генодиагностика и генотерапия заболеваний человека и животных.
Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Объемные модели структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид и др.).
Лабораторные работы № 1, 2.
« Определение крахмала в растительных клетках».
«Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках листа элодеи».
Темы рефератов:
- История развития цитологии.
- Развитие и совершенствование цитологических методов.
- Методы современной цитологии и их использование в практической деятельности человека.
- Вода – основа жизни клетки.
- Современные химические методы в решении проблем функционирования клетки.
- Физико-химические свойства воды и ее функции в клетке.
- Ферменты – биологические машины.
- Современные представления о гене.
- Значение цитологических исследований для дальнейшего развития биологии, генетики, медицины и сельского хозяйства.
- Применение ферментов в медицине.
- Нуклеиновые кислоты, история открытия и биологическая роль.
Темы творческих и исследовательских работ:
- Изучение влияния различных факторов на процесс денатурации белков и биологического значения денатурации.
- Изучение влияния интенсивности света на биосинтез органических веществ.
Метаболизм – основа существования живых организмов. (10 часов)
Обмен веществ и превращение энергии в клетке — основа всех проявлений ее жизнедеятельности. Каталитический характер реакций обмена веществ. Процессы метаболизма и локализация специфических ферментов в мембранах определенных клеточных структур.
Автотрофные и гетеротрофные организмы. Пластический и энергетический обмен. Реализация наследственной информации. Биологический синтез белков и других органических молекул в клетке. Транскрипция; ее сущность и механизм, иРНК; биологический смысл и значение. Трансляция; сущность и механизм. Энергетический обмен; структура и функции АТФ.
Этапы энергетического обмена. Подготовительный этап, роль лизосом; неполное (бескислородное) расщепление. Полное кислородное окисление; локализация процессов в митохондриях. Сопряжение расщепления глюкозы в клетке с распадом и синтезом АТФ. Фотосинтез; световая фаза и особенности организации тилакоидов гран, энергетическая ценность. Темновая фаза фотосинтеза; процессы темновой фазы; использование энергии. Хемосинтез. Принципы нервной и эндокринной регуляции процессов превращения веществ и энергии в клетке.
Практические работы:
- Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза.
- Сравнение процессов брожения и дыхания.
Демонстрация.
Схемы путей метаболизма в клетке. Энергетический обмен на примере расщепления глюкозы. Пластический обмен: биосинтез белка и фотосинтез (модели-аппликации). Схемы, отражающие принципы регуляции метаболизма на уровне целостного организма.
Строение и функции клеток. (11 часов)
Методы изучения клетки: световая и электронная микроскопия; биохимические и иммунологические методы. Два типа клеточной организации: Прокариотические и эукариотические клетки. Царство Прокариоты (Дробянки); систематика и отдельные представители: цианобактерии, бактерии и микоплазмы. Форма и размеры прокариотических клеток.
Строение цитоплазмы бактериальной клетки; локализация ферментных систем и организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий; особенности реализации наследственной информации. Особенности жизнедеятельности бактерий: автотрофные и гетеротрофные бактерии; аэробные и анаэробные микроорганизмы.
Спорообразование и его биологическое значение. Размножение, половой процесс у бактерий; рекомбинации. Место и роль прокариот в биоценозах. Цитоплазма эукариотической клетки. Мембранный принцип организации клеток; строение биологической мембраны, морфологические и функциональные особенности мембран различных клеточных структур. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции.
Наружная цитоплазматическая мембрана, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы; механизм внутриклеточного пищеварения.
Митохондрии — энергетические станции-клетки; механизмы клеточного дыхания. Рибосомы и их участие в процессах трансляции. Клеточный центр.
Органоиды движения: жгутики и реснички. Цитоскелет. Специальные органоиды цитоплазмы: сократительные вакуоли и др. Взаимодействие органоидов в обеспечении процессов метаболизма. Особенности строения растительных клеток; вакуоли и пластиды. Виды пластид; их структура и функциональные особенности. Клеточная стенка. Особенности строения клеток грибов. Включения, значение и роль в метаболизме клеток.
Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин и эухроматин), ядрышко. Кариоплазма; химический состав и значение для жизнедеятельности ядра.
Дифференциальная активность генов; эухроматин. Хромосомы. Структура хромосом в различные периоды жизненного цикла клетки; кариотип, понятие о гомологичных хромосомах. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Клеточные технологии. Стволовые клетки и перспективы их применения в биологии и медицине.
Клонирование растений и животных. Клеточная теория строения организмов. История развития клеточной теории; работы М. Шлейдена, Т. Шванна, Р. Броуна, Р. Вирхова и других ученых. Основные положения клеточной теории; современное состояние клеточной теории строения организмов. Значение клеточной теории для развития биологии. Вирусы — внутриклеточные паразиты на генетическом уровне.
Открытие вирусов, механизм взаимодействия вируса и клетки, инфекционный процесс. Вертикальный и горизонтальный тип передачи вирусов. Заболевания животных и растений, вызываемые вирусами. Вирусные заболевания, встречающиеся у человека; грипп, гепатит, СПИД. Бактериофаги.
Демонстрация.
Схемы строения клеток различных прокариот. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Биографии ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории. Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.
Лабораторные работы № 3, 4.
«Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом».
«Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках».
Основные понятия.
Органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и сине-зеленые водоросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка, многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Ядро и цитоплазма — главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы, их строение. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Кариотип. Жизненный цикл клетки. Митотический цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Биологическое значение митоза. Положения клеточной теории строения организмов.
Темы рефератов:
1. История развития цитологии.
2. Развитие и совершенствование цитологических методов.
3. Методы современной цитологии и их использование в практической деятельности человека.
4. Вода – основа жизни клетки.
5. Современные химические методы в решении проблем функционирования клетки.
6. Физико-химические свойства воды и ее функции в клетке.
7. Ферменты – биологические машины.
8. Современные представления о гене.
9. Значение цитологических исследований для дальнейшего развития биологии, генетики, медицины и сельского хозяйства.
10. Применение ферментов в медицине.
11. Нуклеиновые кислоты, история открытия и биологическая роль.
- Роль цитоплазматической мембраны в транспорте веществ.
- Биофизика цитоплазматических мембран.
- Принципы структуры и функционирования рибосом.
- Современные представления о строении митотических хромосом.
- Вирусы, особенности функционирования и размножения.
- Клетка как архитектурное чудо.
- Преобразование энергии в митохондриях.
- Фотосинтез, его интенсивность и урожай сельскохозяйственных культур.
- Регуляция синтеза белков.
- Гипотезы возникновения вирусов.
- Значение знаний о строении и принципах функционирования биологической мембраны для медицины.
- Значение клеточной теории для развития биологии.
- Клетка - доказательство единства живой и неживой природы.
- Клетка – генетическая единица живого.
РАЗДЕЛ 4.
Размножение и развитие организмов. (19 часов)
Размножение организмов. (9 часов)
Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток одноклеточных; спорообразование, почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов; вегетативное размножение. Биологический смысл и эволюционное значение бесполого размножения.
Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Жизненный цикл клеток. Ткани организма с разной скоростью клеточного обновления: обновляющиеся, растущие и стабильные. Размножение клеток. Митотический цикл: интерфаза — период подготовки клетки к делению, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом в них.
Механизм образования веретена деления и расхождения дочерних хромосом в анафазе. Биологический смысл митоза. Биологическое значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Понятие о регенерации. Нарушения интенсивности клеточного размножения и заболевания человека и животных', трофические язвы, доброкачественные и злокачественные опухоли и др.
Половое размножение растений и животных. Половая система, органы полового размножения млекопитающих. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение и рост. Период созревания (мейоз); профаза I и процессы, в ней происходящие: конъюгация, кроссинговер. Механизм, генетические последствия и биологический смысл кроссинговера.
Биологическое значение и биологический смысл мейоза. Период формирования половых клеток; сущность и особенности течения. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Осеменение и оплодотворение. Моно- и полиспермия; биологическое значение. Наружное и внутреннее оплодотворение. Партеногенез. Развитие половых клеток у высших растений; двойное оплодотворение. Эволюционное значение полового размножения.
Демонстрация.
Способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур. Схемы и рисунки, показывающие почкование дрожжевых грибов и кишечнополостных. Микропрепараты яйцеклеток. Схема строения сперматозоидов различных животных. Схемы и рисунки, представляющие разнообразие потомства у одной пары родителей.
Митотическое деление клетки в корешке лука под микроскопом и на схеме. Гистологические препараты различных тканей млекопитающих. Схемы строения растительных и животных клеток различных тканей в процессе деления. Схемы путей регенерации органов и тканей у животных разных систематических групп.
Основные понятия.
Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Органы половой системы; принципы их строения и гигиена. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Осеменение и оплодотворение.
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). (10 часов)
Типы яйцеклеток; полярность, распределение желтка и генетических детерминант. Оболочки яйца; активация оплодотворенных яйцеклеток к развитию. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двухслойного зародыша — гаструлы. Зародышевые листки и их дальнейшая дифференцировка. Первичный органогенез (нейруляция) и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Регуляция эмбрионального развития; детерминация и эмбриональная индукция.
Роль нервной и эндокринной систем в обеспечении эмбрионального развития организмов. Управление размножением растений и животных. Искусственное осеменение, осеменение in vitro, пересадка зародышей. Клонирование растений и животных; перспективы создания тканей и органов человека. Закономерности постэмбрионального периода развития.
Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Стадии постэмбрионального развития (личинка, куколка, имаго). Прямое развитие: до-репродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный периоды. Старение и смерть; биология продолжительности жизни.
Биологическое значение двойного оплодотворения. Эмбриональное развитие; деление зиготы, образование тканей и органов зародыша.
Постэмбриональное развитие. Прорастание семян, дифференцировка органов и тканей, формирование побеговой и корневой систем.
Регуляция развития растений; фитогормоны.
Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер).
Работы академика А. Н. Северцова, посвященные эмбриональной изменчивости (изменчивость всех стадий онтогенеза; консервативность ранних стадий эмбрионального развития; возникновение изменений как преобразование стадий развития и полное выпадение предковых признаков).
Демонстрация. Сравнительный анализ зародышей позвоночных на разных этапах эмбрионального развития. Модели эмбрионов ланцетника, лягушек или других животных. Таблицы, иллюстрирующие бесполое и половое размножение. Таблицы, иллюстрирующие процесс метаморфоза у членистоногих и позвоночных (жесткокрылые и чешуйчатокрылые, амфибии). Схемы эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений. Таблица, отражающая сходство зародышей позвоночных животных. Схемы' преобразования органов и тканей в филогенезе. Фотографии, отражающие последствия воздействий факторов среды на развитие организмов. Схемы и статистические таблицы, демонстрирующие последствия употребления алкоголя, наркотиков и табака на характер развития признаков и свойств у потомства.
Основные понятия.
Этапы эмбрионального развития растений и животных. Периоды постэмбрионального развития. Биологическая продолжительность жизни. Влияние вредных воздействий курения, употребления наркотиков, алкоголя, загрязнения окружающей среды на развитие организма и продолжительность жизни.
Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма. Критические периоды развития. Влияние изменений гомеостаза организма матери и плода в результате воздействия токсичных веществ (табачного дыма, алкоголя, наркотиков и т. д.) на ход эмбрионального и постэмбрионального периодов развития (врожденные уродства).
Понятие о регенерации; внутриклеточная, клеточная, тканевая и органная регенерация. Эволюция способности к регенерации у позвоночных животных.
Темы рефератов:
- Значение воспроизведения для эволюции органического мира.
- Передача генетической информации при вегетативном размножении.
- Клонирование растений и его практическое применение.
- Преимущества полового размножения, значение его появления в эволюции органического мира.
- Эволюция полового размножения у растений.
- Эволюция полового размножения у животных.
- Теория зародышевых листков, их производные.
- Репродуктивный цикл у млекопитающих и его гормональная регуляция.
- Влияние алкоголизма и наркомании родителей на стадии эмбрионального развития организма человека.
- Перестройки генетического материала в онтогенезе.
- Использование знаний о механизмах онтогенеза в практической деятельности человека.
- Развитие организма и окружающая среда.
- Факторы, влияющие на развитие организма.
- Основные этапы эмбрионального развития человека.
- Влияние факторов среды на рост и развитие организмов.
Темы творческих и исследовательских работ:
- Изучение основных этапов жизненного цикла голосеменных и покрытосеменных растений.
- Изучение способов вегетативного размножения комнатных растений.
РАЗДЕЛ 5
Основы генетики и селекции (34 часа)
Основные понятия генетики. (1 час)
Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение. Взгляды средневековых ученых на процессы наследования признаков. История развития генетики. Основные понятия генетики. Признаки и свойства; гены, аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Генотип и фенотип организма; генофонд.
Демонстрация. Биографии великих генетиков.
Закономерности наследования признаков (20 часов)
Молекулярная структура гена. Гены структурные и регуляторные. Подвижные генетические элементы. Регуляция экспрессии генов на уровне транскрипции, процессинга и-РНК и трансляции. Хромосомная (ядерная) и нехромосомная (цитоплазматическая) наследственность.
Связь между генами и признаками.Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления.
Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон независимого комбинирования.
Хромосомная теория наследственности.
Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме; генетические карты хромосом.
Генетическое определение пола; гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия.
Экспрессивность и пенетрантность гена. Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический и др. Генетические карты хромосом человека. Сравнительный анализ хромосом человека и человекообразных обезьян. Характер наследования признаков у человека. Генные и хромосомные аномалии человека и вызываемые ими заболевания. Генетическое консультирование. Генетическое родство человеческих рас, их биологическая равноценность.
Демонстрация.
Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры.
Лабораторная работа № 5. «Решение генетических задач».
Основные закономерности изменчивости. (7 часов)
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Нейтральные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций; мутагенные факторы.
Эволюционная роль мутаций; значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Уровни возникновения различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида (кроссинговер, независимое расхождение гомологичных хромосом в первом и дочерних хромосом во втором делении мейоза, оплодотворение).
Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н. И. Вавилова.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Свойства модификаций: определенность условиями среды, направленность, групповой характер, ненаследуемость. Статистические закономерности модификационной изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции; зависимость от генотипа. Управление доминированием.
Демонстрация.
Примеры модификационной изменчивости. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
Лабораторные работы № 6, 7, 8.
«Описание фенотипов комнатных и с/ х растений»
«Изменчивость. Построение вариационного ряда и кривой»
«Изучение изменчивости»
Основы селекции. (5 часов)
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных: отбор и гибридизация; формы отбора (индивидуальный и массовый). Отдаленная гибридизация; явление гетерозиса. Искусственный мутагенез. Селекция микроорганизмов. Биотехнология и генетическая инженерия. Трансгенные растения; генная и клеточная инженерия в животноводстве.
Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
Демонстрация.
Сравнительный анализ пород домашних животных, сортов культурных растений и их диких предков.
Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.
Основные понятия.
Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности.
Сцепленное наследование; закон Т. Моргана. Генетическое определение пола у животных и растений.
Изменчивость. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.
Темы рефератов:
- История развития генетики и ее методов исследования.
- Генетика - одна из наиболее точных отраслей биологической науки.
- Ген – единица наследственности. Структура и функционирование генов.
- Как фенотип «маскирует» генотип?
- Причины расщепления признаков с позиции современной науки.
- Законы Г. Менделя и Т. Моргана – фундаментальные открытия в биологии.
- Значение изучения вопросов генетики пола для медицины и селекции.
- Гены и поведение животных и человека.
- Контроль генов за развитием клеток.
- Роль различных видов изменчивости в эволюции органического мира.
- Экспериментальное получение мутации.
- Охрана окружающей среды от загрязнения различными мутагенами.
- Использование знаний о закономерностях изменчивости в сельском хозяйстве.
- Мутации и их роль в эволюции органического мира.
- Зависимость проявления генов от условий внешней среды.
Темы исследовательских работ:
- Изучение закономерностей наследования признаков при скрещивании различных растений.
Календарно-тематическое планирование по биологии в 10 классе по учебнику В.В. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин.
«Общая биология», 105 часов (3 часа в неделю, профильный уровень)
№ урока | Дата проведения урока | Тема урока, тип урока | Элементы содержания образования | Д/з |
РАЗДЕЛ 1. Введение в биологию. Многообразие живого мира. Основные свойства живой материи. (5 часов) | ||||
1. | 1. Вводный инструктаж по технике безопасности. Введение. Содержание и построение курса общей биологии. Вводный урок. Урок повторения, обобщения и систематизации знаний. | Биология как наука; предмет и методы изучения в биологии. Общая биология — учебная дисциплина об основных закономерностях возникновения, развития и поддержания жизни на Земле. Общая биология как один из источников формирования диалектико-материалистического мировоззрения. Общебиологические закономерности — основа рационального природопользования, сохранения окружающей среды, интенсификации сельскохозяйственного производства и сохранения здоровья человека. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, географией, астрономией, историей и др.). Роль биологии в формировании научных представлений о мире. | § 1.1 | |
2. | 2. Уровни организации жизни. Урок открытия нового знания. | Жизнь как форма существования материи; определение понятия «жизнь». Жизнь и живое вещество; косное, биокосное и биогенное вещество биосферы. Уровни организации живой материи и принципы их выделения; молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевый и органный. | § 1.1 | |
3. | 3. Биогеоценотический и биосферный уровни организации жизни. Урок открытия нового знания. | Уровни организации живой материи и принципы их выделения; организменный, популяционно-видовой, биоценотический и биосферный уровни организации живого. Царства живой природы; естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие крупных систематических групп и основные принципы организации животных, растений, грибов и микроорганизмов. | Записи в тетради. § 1.2 | |
4. | 4. Основные свойства жизни. Урок открытия нового знания. | Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ (метаболизм) и саморегуляция в биологических системах; понятие о гомеостазе как об обязательном условии существования живых систем. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи, их проявления на различных уровнях организации живого. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия (безусловные и условные рефлексы; таксисы, тропизмы и настии). Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их адаптивное значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. | Повторить § 1.1.-1.2. | |
5. | 5. Зачет 1. «Биология как наука» Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. | ||
РАЗДЕЛ 2. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. (8 часов) | ||||
6. | 1. История представлений о возникновении жизни на Земле Урок открытия нового знания. | Научные точки зрения на возникновение жизни: абиогенез, биогенез. Религиозная точка зрения. Теория самозарождения жизни. Принципы: всё живое – из живого, всё живое – из яйца. Экспериментальные доказательства невозможности самозарождения жизни. Работы Пастера. Доводы в пользу представления о вечности жизни. Теория вечности жизни (панспермия). | § 2.1.1.- 2.1.2. | |
7. | 2. Предпосылки возникновения жизни на Земле. Урок открытия нового знания. | Космические и планетарные предпосылки возникновения жизни абиогенным путём. Синтез биогенных элементов в результате ядерных реакций. Состав первичной атмосферы Земли. Восстановительный характер первичной атмосферы. Возможные источники энергии для первичной химической эволюции. Опыты Миллера и Юрии. Условия среды, необходимые для синтеза органических веществ. | § 2.1.3.- 2.1.4. | |
8. | 3. Современные представления о возникновении жизни на Земле. Урок открытия нового знания. | Экспериментальное получение коацерватных капель. Коацерватная гипотеза А.И.Опарина, Холдейна. Роль фотосинтеза в эволюции протобионтов. Возникновение энергетических систем. Становление генетического кода. Появление фотосинтеза. События в биологической эволюции: появление эукариот, многоклеточности, полового процесса. Гипотеза симбиогенеза. | § 2.2.1.- 2.2.2. | |
9. | 4. Теория происхождения протобиополимеров. Свойства коацерватов. Урок открытия нового знания. | Теория происхождения протобиополимеров. Термическая теория. Низкотемпературная теория. Теория адсорбции. Коацерватная теория. Свойства коацерватов. | § 2.3 | |
10. | 5. Эволюция протобионтов. Значение работ С.Фокса и Дж.Бернала. Урок открытия нового знания. | Эволюция протобионтов. Значение работ С.Фокса и Дж.Бернала. | § 2.4 | |
11. | 6. Гипотеза возникновения генетического кода. Урок открытия нового знания. | Гипотеза возникновения генетического кода. Возникновение энергетических систем. Становление генетического кода. | § 2.4. прочитать записи в тетради | |
12. | 7. Начальные этапы биологической эволюции. Урок открытия нового знания. | События в биологической эволюции: появление эукариот, многоклеточности, полового процесса. Гипотеза симбиогенеза. | § 2.5 | |
13. | 8. Возникновение фотосинтеза. Урок открытия нового знания. | Появление фотосинтеза. Роль фотосинтеза в эволюции протобионтов. | § 2.5 прочитать лекцию | |
РАЗДЕЛ 3. Учение о клетке. (34 часа) | ||||
Химическая организация клетки. (13 часов) | ||||
14. | 1. Методы изучения клетки введение в цитологию. Урок открытия нового знания. | Предмет и задачи цитологии. Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. | стр. 85 | |
15. | 2. Химический состав клетки. Неорганические соединения. Урок открытия нового знания. | Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль: растворитель гидрофильных молекул, среда протекания биохимических превращений; роль воды в клетке. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. | § 3.1, записи в тетради | |
16. | 3. Неорганические соединения. Вода и минеральные соли. Урок открытия нового знания. | Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Буферные системы клетки и организма. | § 3.1 | |
17. | 4. Органические вещества клетки. Биополимеры. Общая характеристика. Белки, их строение. Урок открытия нового знания. | Органические молекулы. Свойства белков: водорастворимость, термолабильность, поверхностный заряд и др.; денатурация (обратимая и необратимая), ренатурация; биологический смысл и практическое значение. | § 3.2.- § 3.2.1. Прочитать лекцию | |
18. | 5. Свойства белков. Уровни организации белковой молекулы. Структура белка. Функции белков. Урок открытия нового знания. | Биологические полимеры — белки; структурная организация (первичная, варианты вторичной, третичная и четвертичная структурная организация молекул белка и химические связи, их образующие). Функции белковых молекул. Биологические катализаторы — белки, классификация, их свойства, роль белков в обеспечении процессов жизнедеятельности. | § 3.2.1. Прочитать лекцию | |
19. | 6. Решение задач по теме «Белки». Урок-практикум. | Решение задач на вычисление молекулярной массы белков. | Прочитать лекцию | |
20. | 7. Решение задач по молекулярной биологии. Урок-практикум. | Решение задач по молекулярной биологии. | Прочитать лекцию | |
21. | 8. Биополимеры. Углеводы. Лабораторная работа № 1 «Определение крахмала в растительных клетках». Лабораторная работа № 2 «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках листа элодеи». | Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Структурно-функциональные особенности организации моно-и дисахаридов. Строение и биологическая роль биополимеров — полисахаридов. | Сообщения § 3.2.1. стр. 102-103 | |
22. | 9. Жиры. Липиды. Урок открытия нового знания. | Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности строения жиров и липоидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма. | § 3.2.2. Зад. 1 с.30 | |
23. | 10. Биополимеры. Нуклеиновые кислоты. Строение и функции ДНК. Урок открытия нового знания. | ДНК — молекулы наследственности; история изучения. Уровни структурной организации; структура полинуклеотидных цепей, правило комплементарности (правило Чаргаффа), двойная спираль (Уотсон и Крик); биологическая роль ДНК. | § 3.2.4. с.106 - 109 | |
24. | 11. Генетический код, свойства кода. Строение и функции РНК. Виды РНК. Урок открытия нового знания. | Генетический код, свойства кода. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные и регуляторные РНК. «Малые» молекулы и их роль в обменных процессах. | § 3.2.4 с. 109 - 112 | |
25. | 12. АТФ и другие органические соединения в клетке. Урок открытия нового знания. | Аденозинфосфорные кислоты. АТФ и АДФ. Регуляторные и сигнальные вещества. Витамины: строение, источники поступления, функции в организме. | Записи в тетради | |
26. | 13. Решение задач на строение нуклеиновых кислот. «Редупликация молекулы ДНК и ее достраивание». Урок практикум. | Задачи на декодирование молекул ДНК и РНК. Редупликация молекулы ДНК и ее достраивание. Задачи на копирование ДНК. Решение задач на процентное содержание нуклеотидов в нуклеиновых кислотах. | Записи в тетради | |
Метаболизм – основа существования живых организмов. (10 часов) | ||||
27. | 1. Пластический обмен. Урок открытия нового знания. | Обмен веществ и превращение энергии в клетке — основа всех проявлений ее жизнедеятельности. Каталитический характер реакций обмена веществ. Процессы метаболизма и локализация специфических ферментов в мембранах определенных клеточных структур. Пластический обмен. Матричный характер реакций биосинтеза | § 4.1 Зад.4,5 с.38 Р.т. | |
28. | 2.Транскрипция. Трансляция. Урок открытия нового знания. | Роль ДНК, и-РНК, т-РНК, АТФ, рибосом в биосинтезе белка. Этапы транскрипции. Этапы трансляции. Биосинтез белка. Принцип комплиментарности. Реализация наследственной информации. Биологический синтез белков и других органических молекул в клетке. Транскрипция; ее сущность и механизм, иРНК; биологический смысл и значение. Трансляция; сущность и механизм. | Стр 122-123 | |
29. | 3. Решение задач по теме «Биосинтез белка». Урок практикум. | Ключевые понятия: транскрипция, трансляция. Процесс биосинтеза белка. | Записи в тетради | |
30. | 4. Решение задач по теме «Биосинтез белка». Урок практикум. | Ключевые понятия: транскрипция, трансляция. Процесс биосинтеза белка | Записи в тетради | |
31. | 5. Энергетический обмен-катаболизм. Подготовительный и кислородный этапы. Урок открытия нового знания. | Энергетический обмен; структура и функции АТФ. Этапы энергетического обмена в митохондриях. Сопряжение расщепления глюкозы в клетке с распадом и синтезом АТФ. Подготовительный этап, роль лизосом; неполное (бескислородное) расщепление. Полное кислородное окисление; локализация процессов в клетке | § 4.2. Зад.1,2 | |
32. | 6. Энергетический обмен-катаболизм. Бескислородный этап. Практическая работа № 1. Сравнение процессов брожения и дыхания. | Сопряжение расщепления глюкозы в клетке с распадом и синтезом АТФ. | § 4.2. Зад.3-4 | |
33. | 7. Автотрофный тип обмена веществ. Урок открытия нового знания. | Автотрофные и гетеротрофные организмы. | § 4.3. с.126 - 129 | |
34. | 8. Фотосинтез. Урок открытия нового знания. | Фотосинтез; световая фаза и особенности организации тилакоидов гран, энергетическая ценность. Темновая фаза фотосинтеза; процессы темновой фазы; использование энергии. | § 4.3. с.126 - 129 Зад. 4-5 с.42 Р.т. сообщения | |
35. | 9. Хемосинтез. Практическая работа № 2. «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза». | Ключевые понятия: хемосинтез, хемотрофы. Серобактерии, нитрифицирующие бактерии, водородные бактерии Энергия окислительно-восстановительных реакций – источник энергии для реакций. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Реакции хемосинтеза. Принципы нервной и эндокринной регуляции процессов превращения веществ и энергии в клетке. | § 4.3 весь Зад.6-7 с.43 Р.т., подготовиться к зачёту | |
36. | 10. Зачет «Обмен веществ и энергии в клетке». Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. | ||
Строение и функции клеток. (11 часов) | ||||
37. | 1. Методы изучения клетки. Два типа клеточной организации: Прокариотические и эукариотические клетки. Урок открытия нового знания. | Методы изучения клетки: световая и электронная микроскопия; биохимические и иммунологические методы. Два типа клеточной организации: Прокариотические и эукариотические клетки. | § 5.1 | |
38. | 2. Строение и жизнедеятельность прокариот. Урок открытия нового знания. | Ключевые понятия: кольцевая хромосома, мезосома, прокариоты Бактерии и сине-зелёные водоросли (цианобактерии) Строение и жизнедеятельность. Значение прокариот в биоценозе. Особенности обмена веществ Царство Прокариоты (Дробянки); систематика и отдельные представители: цианобактерии, бактерии и микоплазмы. Форма и размеры прокариотических клеток. | § 5.1 стр 135-136 | |
39. | 3. Бактериальная клетка, особенности её строения. Урок открытия нового знания. | Строение цитоплазмы бактериальной клетки; локализация ферментных систем и организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий; особенности реализации наследственной информации. Особенности жизнедеятельности бактерий: автотрофные и гетеротрофные бактерии; аэробные и анаэробные микроорганизмы. | Записи в тетради | |
40. | 4. Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Лабораторная работа № 3 «Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках». | Наружная клеточная мембрана. Функции: рецепторная, транспортная, межклеточные рецепторы. Жидкостно-мозаичная модель строения. Химический состав. Межмембранный транспорт: диффузия, проникновение, облегченный транспорт, активный транспорт. Механизм пиноцитоза и фагоцитоза. | § 5.2.1 с. 143 – 147 до эндоплазматической сети | |
41. | 5. Строение и функции органоидов клетки. Урок открытия нового знания. | Наружная цитоплазматическая мембрана, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы; механизм внутриклеточного пищеварения. Митохондрии -энергетические станции-клетки; механизмы клеточного дыхания. Рибосомы и их участие в процессах трансляции. Клеточный центр. | § 5.2.1 | |
42. | 6. Строение и функции ядра. Урок открытия нового знания. | Ключевые понятия: кариоплазма. Ядро живой клетки. Строение ядра. Функции структурных компонентов ядра Клеточное ядро - центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин и эухроматин), ядрышко. Кариоплазма; химический состав и значение для жизнедеятельности ядра. | § 5.2.2 Зад.5, 7 | |
43. | 7. Взаимодействие органоидов в обеспечении процессов метаболизма. Урок открытия нового знания. | Органоиды движения: жгутики и реснички. Цитоскелет. Специальные органоиды цитоплазмы: сократительные вакуоли и др. Взаимодействие органоидов в обеспечении процессов метаболизма. | § 5.3 | |
44. | 8. Особенности строения растительных клеток. Лабораторная работа № 4. «Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом». | Особенности строения растительных клеток; вакуоли и пластиды. Виды пластид; их структура и функциональные особенности. Клеточная стенка. Особенности строения клеток грибов. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. | § 5.4 | |
45. | 9. Хромосомы. Урок открытия нового знания. | Дифференциальная активность генов; эухроматин. Хромосомы. Структура хромосом в различные периоды жизненного цикла клетки; кариотип, понятие о гомологичных хромосомах. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Клеточные технологии. Стволовые клетки и перспективы их применения в биологии и медицине. Клонирование растений и животных. | Записи в тетради | |
46. | 10. Клеточная теория строения организмов. Урок открытия нового знания. | Клеточная теория строения организмов. История развития клеточной теории; работы М. Шлейдена, Т. Шванна, Р. Броуна, Р. Вирхова и других ученых. Основные положения клеточной теории; современное состояние клеточной теории строения организмов. Значение клеточной теории для развития биологии. Вирусы — внутриклеточные паразиты на генетическом уровне. | § 5.5 | |
47. | 11. Неклеточные формы жизни. Урок открытия нового знания. | Открытие вирусов, механизм взаимодействия вируса и клетки, инфекционный процесс. Вертикальный и горизонтальный тип передачи вирусов. Заболевания животных и растений, вызываемые вирусами. Вирусные заболевания, встречающиеся у человека; грипп, гепатит, СПИД. Бактериофаги. | § 5.6. Зад. 2, 6 | |
РАЗДЕЛ 4. Размножение и развитие организмов. (19 часов) | ||||
Размножение организмов. (9 часов) | ||||
48. | 1. Размножение организмов. Бесполое размножение. Практическая работа № 3 «Вегетативное размножение растений» | Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток одноклеточных; спорообразование, почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов; вегетативное размножение. | § 6.1 | |
49. | 2. Биологический смысл и эволюционное значение бесполого размножения. Урок открытия нового знания. | Биологический смысл и эволюционное значение бесполого размножения. | § 6.1 «Термино-логия» | |
50. | 3. Половое размножение. Урок открытия нового знания. | Приспособления у обоеполых растений или животных для предотвращения самооплодотворения. Особенности полового размножения и его биологическая роль. Виды оплодотворения. Половое размножение растений и животных. Половая система, органы полового размножения млекопитающих. | § 6.2 | |
51. | 4. Развитие половых клеток. Гаметогенез. Урок открытия нового знания. | Периоды образования половых клеток: размножение и рост. Половые клетки: яйцеклетка, сперматозоид. Особенности продолжительности репродуктивного периода у разных полов. Гаметогенез, стадии развития. | § 6.2 | |
52. | 5. Митоз. Урок открытия нового знания. | Митотический цикл: интерфаза — период подготовки клетки к делению, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом в них. Механизм образования веретена деления и расхождения дочерних хромосом в анафазе. Биологический смысл митоза. Биологическое значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Понятие о регенерации. Нарушения интенсивности клеточного размножения и заболевания человека и животных', трофические язвы, доброкачественные и злокачественные опухоли и др. | Записи в тетради | |
53. | 6. Жизненный цикл клеток. Урок открытия нового знания. | Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Жизненный цикл клеток. Ткани организма с разной скоростью клеточного обновления: обновляющиеся, растущие и стабильные. Размножение клеток. | Записи в тетради | |
54. | 7. Мейоз Урок открытия нового знания. | Период созревания (мейоз); профаза I и процессы, в ней происходящие: конъюгация, кроссинговер. Механизм, генетические последствия и биологический смысл кроссинговера. | § 6.2 до осеменения и оплодотво-рения | |
55. | 8 .Оплодотворение Урок открытия нового знания. | Осеменение и оплодотворение. Моно- и полиспермия; биологическое значение. Наружное и внутреннее оплодотворение. Партеногенез. Развитие половых клеток у высших растений; двойное оплодотворение. Эволюционное значение полового размножения. | § 6.2, подготовиться к зачёту. | |
56. | 9. Зачет «Размножение организмов». Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. | Записи в тетради | |
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). (10 часов) | ||||
57. | 1. Индивидуальное развитие организмов. Краткие исторические сведения. Урок открытия нового знания. | Ключевые понятия: онтогенез. Биогенетический закон. Учение о зародышевых листках А.О.Ковалевского. Периоды онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). | § 7.1 Зад.3 | |
58. | 2. Эмбриональное развитие. Урок открытия нового знания. | Типы яйцеклеток; полярность, распределение желтка и генетических детерминант. Оболочки яйца; активация оплодотворенных яйцеклеток к развитию. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двухслойного зародыша — гаструлы. | § 7.2., 7.2.1 | |
60. | 3. Этапы эмбрионального развития. Урок открытия нового знания. | Зародышевые листки и их дальнейшая дифференцировка. Первичный органогенез (нейруляция) и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Регуляция эмбрионального развития; детерминация и эмбриональная индукция. | § 2.2 – 7.2.3 Зад 4, 6, 7 | |
61. | 4. Особенности индивидуального развития позвоночных. Урок открытия нового знания. | Эмбриональное развитие; деление зиготы, образование тканей и органов зародыша. Особенности онтогенеза позвоночных | § 7.2.1-7.2.3, | |
62. | 5. Постэмбриональный период. Непрямое развитие. Урок открытия нового знания. | Периоды постэмбрионапьного развития. Непрямое развитие. Стадии развития с метаморфозом. Закономерности постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Стадии постэмбрионального развития (личинка, куколка, имаго). | § 7.3., сообщения | |
63. | 6. Прямое развитие. Урок открытия нового знания. | Прямое развитие: дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный периоды. Старение и смерть; биология продолжительности жизни. | Записи в тетради | |
64. | 7. Онтогенез высших растений. Урок открытия нового знания. | Управление размножением растений и животных. Искусственное осеменение, осеменение in vitro, пересадка зародышей. Клонирование растений и животных; перспективы создания тканей и органов человека. Биологическое значение двойного оплодотворения. Постэмбриональное развитие. Прорастание семян, дифференцировка органов и тканей, формирование побеговой и корневой систем. Регуляция развития растений; фитогормоны. Закономерности постэмбрионального развития растений. | Записи в тетради, сообщения | |
65. | 8. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция. Урок открытия нового знания. | Закон Бэра. Онтогенез. Работы академика А. Н. Северцова, посвященные эмбриональной изменчивости (изменчивость всех стадий онтогенеза; консервативность ранних стадий эмбрионального развития; возникновение изменений как преобразование стадий развития и полное выпадение предковых признаков) | § 7.4 с. 235 – 236 | |
66. | 9. Биогенетический закон. Урок открытия нового знания. | Ключевые понятия: эмбриональная дивергенция. Биогенетический закон. Единство происхождения животного мира | § 7.4 Зад.5 | |
67. | 10. Биологическая продолжительность жизни. Развитие организма и окружающая среда. Урок открытия нового знания. | Критические периоды в развитии эмбриона. Факторы внешней среды, влияющие на развитие. Природные механизмы, снижающие интенсивность влияния на стадии развития организм. | § 7.5. Зад.3 | |
РАЗДЕЛ 5. Основы генетики и селекции. (37 часов) | ||||
Основные понятия генетики. (1 час) | ||||
68. | 1.Основные понятия генетики. Урок открытия нового знания. | Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение. Взгляды средневековых ученых на процессы наследования признаков. История развития генетики. Основные понятия генетики. Признаки и свойства; гены, аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Генотип и фенотип организма; генофонд. | ||
Закономерности наследования признаков. (20 часов) | ||||
69. | 1. Современные представления о гене. Урок открытия нового знания. | Ключевые понятия: ген, геном. Молекулярно-генетический уровень проявления признака. Строение гена эукариот. Организация генома. | Записи в тетради | |
70. | 2. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод. Урок открытия нового знания. | Молекулярная структура гена. Гены структурные и регуляторные. Подвижные генетические элементы. Регуляция экспрессии генов на уровне транскрипции, процессинга и-РНК и трансляции. Хромосомная (ядерная) и нехромосомная (цитоплазматическая) наследственность. | § 9.1. Зад. 3 | |
71. | 3. Первый закон Менделя. Урок открытия нового знания. | Связь между генами и признаками.Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. | § 9.2, 9.2.1 Зад.7 | |
72. | 4. Второй закон Менделя Урок открытия нового знания. | Цитологические основы моногибридного скрещивания. Расщепление по генотипу и фенотипу. Условия проявления рецессивного признака. Число гамет, несущих разные аллели одинаково. Гипотеза чистоты гамет. Второй закон Менделя — закон расщепления. | § 9.2.2, 9.2.3 Зад 5, 6 | |
73. | 5. Полное и неполное доминирование Урок открытия нового знания. | Наследование окраски венчика ночной красавицы. Особенности расщепления по генотипу и фенотипу. Промежуточное проявление признака при гетерозиготности генотипа. Множественный аллелизм – один признак контролируется несколькими генами. Механизм неполного доминирования. | § 9.2.1., 9.2.3. Зад.1 | |
74. | 6. Решение задач на полное и неполное доминирование. Урок практикум. | Составлять схемы. Решать биологические задачи. | ||
75. | 7. Решение задач на моногибридное скрещивание. Урок практикум. | Решать биологические задачи. | § 9.2.4. Зад.2 | |
76. | 8.Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя Урок открытия нового знания. | Цитологические основы проявления третьего закона Менделя. Условия выполнения третьего закона Менделя. Особенности расщепления по генотипу и фенотипу. Закон независимого комбинирования. | § 9.2.4. Зад.5 | |
77. | 9. Решение задач на дигибридное скрещивание. Урок практикум. | Решение биологических задач по теме «Дигибридное скрещивание». | ||
78. | 10. Генетическое определение пола. Урок открытия нового знания. | Гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия. | Записи в тетради. | |
79. | 11. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование. Урок открытия нового знания. | Цитологические основы проявления закона сцепленного наследования. Условия проявления закона сцепленного наследования. Закон сцепленного наследования генов. Хромосомная теория наследственности. | § 9.3. Зад.3, 5 | |
80. | 12. Практическая работа «Решение генетических задач на сцепленное наследование». Урок практикум. | Расстояние между генами. | Повт. § 9.3 | |
81. | 13. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Урок открытия нового знания. | Особенности наследования признаков, сцепленных с полом. Практическое значение знаний о сцепленном с полом наследовании для человека. Наследование, сцепленное с полом. Хромосомное определение пола. | § 9.4 Зад. 4, 5 | |
82. | 14. Практическая работа «Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование». Урок практикум. | Наследование гемофилии и дальтонизма у человека и черепаховой окраски шерсти у кошек как пример сцепленного с полом наследования. | Составить задачу. | |
83. | 15. Генотип как целостная система. Взаимодействие генов. Урок открытия нового знания. | Особенности наследования качественных и количественных признаков. Использование явления гетерозиса в практике сельского хозяйства. Аллельное и неаллельное взаимодействие генов. | Записи в тетради. | |
84. | 16. Практическая работа «Решение генетических задач». Урок практикум. | Наследование групп крови у человека. Неаллельное взаимодействие генов. | Подготовиться к семинару. | |
85. | 17. Семинар по теме «Основные закономерности наследственности». Урок – семинар. | Законы наследственности | ||
86. | 18. Характер наследования признаков у человека. Методы генетики человека. Урок открытия нового знания. | Экспрессивность и пенетрантность гена. Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический и др. Генетические карты хромосом человека. Сравнительный анализ хромосом человека и человекообразных обезьян. Характер наследования признаков у человека. | ||
87. | 19. Генные и хромосомные аномалии человека. Урок открытия нового знания. | Генные и хромосомные аномалии человека и вызываемые ими заболевания. Генетическое консультирование. Генетическое родство человеческих рас, их биологическая равноценность. | Подготовиться к зачёту. | |
88. | 20. Зачет «Закономерности наследования признаков». Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. | ||
Основные закономерности изменчивости. (7часов) | ||||
89. | 1. Наследственная (генотипическая) изменчивость. Урок открытия нового знания. | Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. | § 10.1 до с.302 | |
90. | 2. Мутации. Урок открытия нового знания. | Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Нейтральные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций; мутагенные факторы. | § 10.1 до конца | |
91. | 3. Зависимость проявления генов от условий среды (фенотипическая изменчивость). Лабораторная работа № 6 «Описание фенотипов комнатных и с/ х растений». | Влияние степени силы и продолжительности действия фактора на проявление модификаций. Влияние широты нормы реакции на приспособление к конкретным условиям. Представления Ч.Дарвина о ненаследственной изменчивости среды. Статистические закономерности модификационной изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции; зависимость от генотипа. Управление доминированием. | § 10.2 Зад. 5,6 | |
92. | 4. Комбинативная изменчивость. Урок открытия нового знания. Лабораторная работа № 7 «Изменчивость. Построение вариационного ряда и кривой». | Уровни возникновения различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида (кроссинговер, независимое расхождение гомологичных хромосом в первом и дочерних хромосом во втором делении мейоза, оплодотворение). Эволюционное значение комбинативной изменчивости. | § 10.2 Зад. 7,8 | |
95. | 5. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н. И. Вавилова. Лабораторная работа № 8 «Изучение изменчивости». | Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н. И. Вавилова. | Записи в тетради | |
96. | 6. Фенотипическая, модификационная, изменчивость. Лабораторная работа № 9 «Выявление изменчивости у особей одного вида». | Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Свойства модификаций: определенность условиями среды, направленность, групповой характер, ненаследуемость. | Подготовиться к семинару. | |
97. | 7. Семинар по теме «Основные закономерности изменчивости». Урок-семинар. | Основные закономерности изменчивости. | ||
Основы селекции. (5 часов) | ||||
98. | 1. Создание пород животных и сортов растений. Урок открытия нового знания. | Цели и задачи селекции Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Учение о центрах происхождения культурных растений. Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. | § 11.1 | |
99. | 2. Методы селекции растений и животных. Урок открытия нового знания. | Методы селекции растений и животных: отбор и гибридизация; формы отбора (индивидуальный и массовый). Отдаленная гибридизация; явление гетерозиса. Искусственный мутагенез. | § 11.2 | |
100. | 3. Селекция микроорганизмов. Урок открытия нового знания. | Селекция микроорганизмов. Биотехнология и генетическая инженерия. Трансгенные растения; генная и клеточная инженерия в животноводстве. | Записи в тетради | |
101. | 4. Достижения современной селекции. Урок открытия нового знания. | Современные методы селекции. Этические аспекты развития исследований биотехнологии. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. | Подготовиться к зачёту | |
102. | 5. Зачет «Основные закономерности изменчивости». Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. | ||
103-105. | Резерв. Повторение материала. |
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса.
Перечень учебно-методического обеспечения:
- Общая Биология. 10 кл. : учеб.для общеобразоват. учреждений/ Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Сонин Н. И.- М.: Дрофа, 2010.-285
- Рабочая тетрадь к учебнику Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Агафонова И.Б.,Сонин Н. «Общая биология. 10 класс» 2010 г., базовый уровень.
- Ловкова Т.А., Сонин Н.И. «Общая биология». 10 класс. Методическое пособие.2008
- «Общая биология». 10 класс. Мультимедийное приложение к учебнику Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. ООО «Дрофа»,2011
Дополнительная литература для учителя
- Болгова И.В. Сборник задач по Общей Биологии для поступающих в ВУЗы М. «Оникс 21 век» «Мир и образование» 2005
- Фросин В.Н. Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология – М., Дрофа 2004
- А.А. Каменский А.С. Маклакова Н.Ю. Сарычева Биология. Экзамены. Зачеты .Тестирование. полный курс подготовки М. РОСМЕН 2005
- ЕГЭ Биология Репетитор. М. Просвещение Эксмо 2006
- ФИПИ Реальные задания ЕГЭ 2008 г. М., Астрель 2007
- ЕГЭ Биология М., Интеллект-Центр 2007
- Мезина С.И. Обучающий задачник по генетике Новосибирск Наука 2004
- Анастасова Л.П. Кучменко В.С. и др Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии М., Вентана - Граф 2006 г.
- Демьянков Е.Н. Биология. Мир человека. Задачи и дополнительный материал класс М., Владос 2004
Электронная поддержка курса «Общая биология»
- Лабораторный практикум Биология 6-11 класс (учебное электронное издание 6-11 класс)
- «Кирилл и Мефодий»,Электронное учебное издание Дрофа. 2011
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
www.bio.1septemb@r.ra - газета «Биология» - приложение к «1 cентября»
www.bio.nature.ru - научные новости биологии
www.edios.ra - Эйдос - центр дистанционного образования
www.km.ru/ediicatlon - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
www.edios.r
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа 7 класс сонин
2 часа в неделю 68 часов УМК Сонин...
Рабочая программа, "Биология",5 класс, Сонин Н.И.
Содержит пояснительную записку, требования к образователбным результатам учащихся....
Рабочая программа к учебнику Сонин Н.И., В.И. Сонина. Биология. Живой организм. 6 класс. – М.: Дрофа, 2015.
Образовательная программа по разделуБиология. Живой организм. 6 классПрограмма разработана учителем биологииКарасевой Татьяной ИвановнойВсего 35 часов; в неделю 1 час.Плановых контрольных уроков - 2ч....
Рабочая программа биология 11 класс Сонин Н.И.
Рабочая программа по биологии для 11 класса (профильный уровень) составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", федеральным государстве...
Рабочая программа биология ФГОС 5-9 класс на основе программ Н.И. Сонина
Рабочая программа по биологии УМК Концентрический курс. Отсутствует тематическое планирование...
Рабочая программа "Биология 5 класс" к учебнику Н.И. Сонин, А.А. Плешаков
Рабочая прграмма рассчитана на 1 час в неделю, всего 35 часов...
Рабочая программа "Биология 6 класс" к учебнику Н.И. Сонин
Рабочая прграмма рассчитана на 1 час в неделю, всего 35 часов....