Интегрированный урок по химии и математике в 9 классе
план-конспект урока по химии (9 класс)
Интергированный урок по химии и математики, для демонтрации метапредметных связей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_matematiki_i_himii_v_9_klasse.docx | 55.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок математики и химии в 9 классе:
Химические расчеты, связанные с понятием концентрация
Цели:
- Образовательная: обобщить и углубить знания учащихся необходимые для решения задач, продолжить формирование математической и химической грамотности учащихся. Сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов
- Воспитательная: применять полученные математические и химические знания в повседневной жизни.
- Развивающая: продолжить развитие логического и креативного мышления.
Презентация, слайд 1
Учитель математики. В открытом банке задач на сайте http://www.mathege.ru в разделе В13 (решение текстовых задач) есть задачи на концентрацию. Всего представлено 8 прототипов задач (№ 99571–99578). Решение этих задач вызывает у учеников определенные трудности. На экзамене ОГЭ ГИА эти задачи отнесены ко второй части, и оцениваются 2 баллами.
Задачи на концентрацию, смеси, сплавы (В13)
В таких задачах речь обычно идет о растворах некоторого вещества в другом веществе и об изменении концентрации этого вещества после каких-либо манипуляций. При этом водные растворы, смеси или сплавы играют сходные роли и позволяют лишь разнообразить сюжеты задач без изменения математического содержания. Ключевой идеей при решении таких задач является идея отслеживания изменений, происходящих с «чистым» веществом.
В качестве опорной задачи рассмотрим следующую.
Презентация, слайд 2
Опорная задача
Смешали а литров n-процентного водного раствора некоторого вещества с b литрами m-процентного водного раствора этого же вещества. Требуется найти концентрацию получившейся смеси.
Воспользуемся опорной идеей: проследим за изменениями, происходящими с «чистым» веществом.
В первом растворе его было: литров,
во втором растворе: литров.
Значит, количество чистого вещества в полученной смеси будет равно: литров, а всего этой смеси получится литров.
Теперь искомая концентрация k будет равна: .
Если растворы заменить сплавами, то решение практически не изменится, поменяются лишь единицы измерения и названия веществ.
НАЙДИ КОНЦЕНТРАЦИЮ
Презентация, слайд 3.
Задача 1 (99571).
99571. В сосуд, содержащий 5 литров 12%-го водного раствора некоторого вещества, добавили 7 литров воды. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
Краткая запись: рисуем три стакана и начинаем записывать условие задачи. Проценты заменяем дробью от числа.
Концентрация вещества во втором стакане равна 0%, так как добавили воду.
Раствор 5 л 7 л 12 л
12% = 0,12 + 0% = x% = 0,01x
Вещество 0,12⋅5 л 0⋅7 л 0,01x⋅12 л
Концентрацию получившегося раствора нужно найти. Обозначим ее за х%, что составляет 0,01х всего раствора.
Чтобы найти дробь от числа, нужно это число умножить на эту дробь. Таким образом, найдем объем вещества, содержащегося в каждом стакане.
Объем вещества в третьем стакане равен сумме объемов веществ в 1-м и 2-м стаканах.
Составим уравнение: 0,12⋅5 + 0 = 0,01x⋅12, откуда . Ответ: 5.
Задача 2.
В сосуд, содержащий 7 л 14%-го водного раствора некоторого вещества, добавили 7 л воды. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора? Концентрация вещества во втором стакане равна 0%, так как добавили воду.
Раствор 7 л 7 л 14 л
14% = 0,14 + 0% = x% = 0,01x
Вещество 0,14⋅7 л 0⋅7 л 0,01x⋅14 л
Концентрацию получившегося раствора нужно найти. Обозначим ее за х%, что составляет 0,01х всего раствора.
Чтобы найти дробь от числа, нужно это число умножить на эту дробь. Таким образом, найдем объем вещества, содержащегося в каждом стакане.
Объем вещества в третьем стакане равен сумме объемов веществ в 1-м и 2-м стаканах.
Составим уравнение:
0,14⋅7 + 0 = 0,01x⋅14, откуда .
Ответ: 7.
Учитель химии.
Урок «Химические расчеты», связанные с понятием «Доля»
как количественной характеристикой компонента
Расчеты параметров смесей (растворов) с использованием долей компонентов
Цель урока. На основе сформированного в курсе математики понятия «часть от целого» сформировать универсальное расчетное понятие «доля». Отнести понятие «доля» к химическим веществам и рассмотреть такие разновидности его, как доля компонента в растворе как частный случай компонента в смеси.
.Данные задачи отнесены ко 2 части ОГЭ и оцениваются 3 баллами.
– Что такое раствор? (Однородная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.)
-- Приведите примеры растворов, с которыми вы встречаетесь в повседневной жизни. (уксус, нашатырный спирт, раствор марганцовки, перекись водорода и др.)
– Какое вещество чаще всего используется в качестве растворителя? (Вода.)
Часто понятие “раствор” мы связываем, прежде всего, с водой, с водными растворами. Есть и другие растворы: например спиртовые раствор йода, одеколона, лекарственные настойки.
Хотя именно вода является самым распространённым соединением и “растворителем” в природе.
¾ поверхности Земли покрыто водой
Человек на 70% состоит из воды.
В сутки человек выделяет 3 литра воды и столько же нужно ввести в организм.
Овощи – 90% воды содержат (рекордсмены-огурцы -98%)
Рыба 80% (рекордсмен у животных – медуза 98%)
Хлеб – 40%
Молоко – 75%
Презентация, слайд 4. Вспоминаем основные параметры, выражающие состав смесей (растворов):
1) массовая доля («омега») — ω,
ω = m (компонента) : m (смеси) ( · 100%);
2) объемная доля («фи») — φ,
φ = V (компонента) : V (смеси) ( · 100%).
Производные формулы:
1) масса вещества:
m (компонента) = m (смеси) · ω;
2) объем вещества:
V (компонента) = V (смеси) · φ.
Презентация, слайд 5.
Практическая часть урока
Приготовление растворов поваренной соли и расчет массовой доли.
Первая группа
Задание: Приготовить раствор NaCL массой 250 г с массовой долей 0,05.
Решение.
1) Определим массу соли:
m (соли) = m (раствора) · ω = 250 г · 0,05 = 12,5 г ;
2) Найдем объем воды:
m (H2O) = m (раствора) – m (соли) = 250 г – 12,5 г = 237,5 г ;
Объем воды (мл) равен массе воды (г), так как плотность воды равна 1 г/мл. Следовательно, для выполнения задания необходимо смешать NaCL массой 12,5 г и 237,5 мл воды.
Вторая группа
Задание: Приготовить раствор NaCL массой 200 г с массовой долей 0,12.
Решение.
1) Определим массу соли:
m (соли) = m (раствора) · ω = 200 г · 0,12 = 24 г ;
2) Найдем объем воды:
m (H2O) = m (раствора) – m (соли) = 200 г – 24 г = 176 г ;
Объем воды (мл) равен массе воды (г), так как плотность воды равна 1 г/мл. Следовательно, для выполнения задания необходимо смешать NaCL массой 24 г и 176 мл воды.
Третья группа
Задание: Приготовить раствор NaCL массой180 гр с массовой долей 0,15.
Решение:
1) Определим массу соли:
m (соли) = m (раствора) · ω =180гр•0,15=27гр
2) Найдем объём воды:
m (воды) = m (раствора) - m (соли) = 180гр -27гр= 153гр.
Объём воды (мл) равен массе воды (г), т.к.плотность воды равна 1г/мл.
Следовательно, для выполнения задания необходимо смешать NaCL массой 27гр и 153 мл воды.
Учитель математики.
Презентация, слайд 6-7.
Задача 3.
99574. Виноград содержит 90% влаги, а изюм – 5%. Сколько килограммов винограда требуется для получения 20 килограммов изюма?
Эту задачу, в отличии от предыдущих, будем решать другим методом.
Так как в изюме воды 5%, то сухого вещества 95% от общей массы изюма.
20⋅0,95 = 19 кг сухого вещества.
Так как в винограде воды 90%, то сухого вещества 10% от общей массы.
Значит, в винограде 19 кг сухого вещества, что составляет 10%.
19 : 0,1 = 190 кг — требуется взять винограда. Ответ: 190.
Презентация, слайд 7.
Задача 4.
99572. Смешали некоторое количество 15%-го раствора некоторого вещества с таким же количеством 19%-го раствора этого вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
Краткая запись: Так как растворы смешали в равных количествах, можно взять по а г каждого раствора, но удобнее взять по 100 г.
Если мы возьмем по а г каждого раствора, то получим следующее уравнение:
0,15a + 0,19a = 0,01x⋅2a.
Можно взять по 100 г.
Раствор 100г 100 г 200 г
15% = 0,15 + 19%=0,19 = x% = 0,01x
Вещество 0,15⋅100 г 0,19⋅100 г 0,01x⋅200 г
Составим уравнение: 0,15⋅100 + 0,19⋅100 = 0,01x⋅200, откуда х = 17%. Ответ: 17
Задача № 794, стр. 297 (учебник алгебры Колягин 9 класс).
В колбе имеется раствор поваренной соли. Из колбы в пробирку отливают пятую часть раствора и выпаривают до тех пор, пока процентное содержание соли в пробирке не повысится вдвое. Затем выпаренный раствор выливают обратно в колбу. В результате содержание соли в колбе повышается на 3%. Определить исходное процентное содержание соли.
Раствор х г р-ра Раствор 1/5⋅х г р-ра
Соль р% Соль р%
0,01рх г соли 0,01p⋅1/5⋅x=px/500 соли
1/5х г отлили в пробирку
Х-1/5х=4/5x г осталось
Испарилась вода, соль осталась!!!
2p% стало px/500 соли
В 100 г раствора 2р г соли
В у г раствора рх/500 соли
г раствора
Х г раствора, р% соли, г соли
Раствор 4/5х г р-ра х/10 г р-ра i
р% соли + 2р% соли
г соли г соли
Стало г р-ра, в котором
Процентная концентрация 27% !!!
Объем в 2 раза уменьшился х/10 г раствора р%-концентрации соли.
Новый объем 4/5x+x/10=9/10x
Количество соли осталось прежним
Задача № 786, стр. 296 (учебник алгебры Колягин 9 класс).
Сплав меди и цинка содержал меди на 640 г больше, чем цинка. После того как из сплава выделили 6/7 содержащейся в нем меди и 60 % цинка, масса сплава оказалась равной 200 г. Сколько весил сплав первоначально?
Задача № 557, стр. 273 (учебник алгебры Колягин 9 класс).
Два сплава состоят из цинка, меди и олова. Известно, что первый сплав содержит 40% олова, а второй - 26% меди. Процентное содержание цинка в обоих сплавах одинаково. Из 300 кг первого сплава и 500 кг второго сплава получен новый сплав, содержащий 30% цинка. Определить, сколько килограммов олова содержится в новом сплаве.
Сплав х кг, x>300 у кг y>500 800 кг
40% олова = 0,4х + 26% меди=0,26у = 30% цинка = 0,3⋅800=240
z% цинка=0,01zx кг z% цинка=0,01zy кг
Сплав 300 кг 500 кг 800 кг
40% олова = 0,4⋅300=120 + 26% меди=0,26⋅500=130 = 30% цинка = 0,3⋅800=240
z% цинка=0,01z⋅300=3z кг z% цинка=0,01z⋅500=5z кг
меди = 180-3z + олова370-5z = олова ? кг
Было 3*30=90 цинка в 1-ом
5*30=150 цинка во 2-ом
370-5*30=370-150=220 олова во 2-ом
Ответ: 120+240=40 олова
Задача № 555, стр. 273 (учебник алгебры Колягин 9 класс).
Лекарственное растение ромашка при сушке теряет 84% массы. Сколько ромашки должны собрать школьники, если они обязались высушить и сдать 16 кг этого растения. Ответ: 100.
Заключительный этап урока
Подведение итогов, постановка домашнего задания: алгебра. № 794, 786, 557, 555,
Задача-шутка. Арбуз массой 20 кг содержал 99% воды. Когда он немного усох, то стал содержать 98% воды. Какова теперь масса арбуза?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по информатике и математике 6 класс
Данный конспект урока демонстрирует метапредметную связь по математике и информатике по теме "Коордитнатная плоскость". При изучении данной темы у чащихся вызывает большой интерес рисовать, используя ...
Интегрированный урок по химии и физике 8 класс Вода – удивительное вещество
Данный урок был проведен с целью интегрировать знания о свойствах и значении воды в природе, полученных на уроках химии, физики, биологии; систематизировать и дополнить знания о физических свойс...
Интегрированный урок по химии и математике в 9-м классе.
В данной методической разработке рассматривается алгоритм решения задач на сплавы, смеси и растворы; учащиеся знакомятся с приёмами решения задач по математике и химии, узнают ...
Интегрированный урок по химии и биологии. 8 класс. "Её величество-вода"
Интегрированный урок по химии и биологии. 8 класс....
Интегрированный урок русского языка и математики 6 класс
Имя числительное и число.Цели: научить учащихся различать имена числительные и числа; обратить внимание на слова со значением числа; развивать интерес к математике и русскому языку на базе получения д...
Конспект интегрированного урока по химии-биологии в 8 классе "Витамины"
Учащиеся познакомятся на уроке с ролью витаминов в организме человека, узнают в каких продуктах они содержаться; научаться практически определять содержание витаминов А и С в пищевых проду...
Интегрированный урок по химии и математике "Решение задач на растворы и сплавы при подготовке к ОГЭ"
Интегрированный урок по химии и математике по решению расчетных задач для 9 класса.Цель урока: Рассмотрение алгоритма решения задач на смес...