«Фенолы»
методическая разработка по химии (11 класс)
Методическая разработка урока по химии для 11 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_10_klass_fenoly.docx | 712.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Маличкина Алена Михайловна,
учитель химии
ГОУ РК «РЦО» УКП «Верхний Чов»
Урок по химии 11 класс «Фенолы».
1.Базовый уровень. Учебник «Химия. 10 класс». Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. М:Просвещене, 2009 г
2.Тема урока «Фенолы»
3.Место урока в изучаемой теме «Кислородсодержащие органические вещества», урок №4
4.Тип урока – изучение новых знаний
5.Цель урока – изучение строения, свойств, получения и применения фенола.
6.Задачи урока:
Образовательные: Изучить строение, свойства, получения и применения фенола, изучить взаимное влияние атомов в молекуле, его влияние на живые организмы; РК
Развивающие: продолжить формирование умения анализировать предложенную информацию; записывать уравнения химических реакций; умение работать с учебным материалом, выделять главное; сравнивать состав и свойства веществ.
Воспитательные: продолжить формирование химической картины мира через химическую картину природы, формирование экологической грамотности учащихся
7. Планируемые результаты обучения:
Личностные: формирование умений самоконтроля результатов полученных знаний, развитие навыков работы с учебником;
Метапредметные: формирование умений переносить полученные знания в новую ситуацию, создание условий для развития логического мышления через сравнение и установление взаимосвязи строения и свойств веществ с учетом зоны ближайшего развития, устанавливать аналоги, уметь обобщать, выявлять черты сходства и различия веществ;
Предметные: прогнозировать свойства вещества исходя из его строения, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных, анализировать и оценивать последствия для окружающей среды и живых организмов.
8.Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа с учебником, применение ИКТ
9.Контроль: устный опрос, самооценка учащимися.
10. Технологическая карта урока.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | ||||||||
Предмет | Химия | 11 класс | _____________ | |||||
Авторы УМК: | Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химия, 10 класс М:Просвещение, 2009 г | |||||||
Тема урока: | Фенолы. | |||||||
Тип урока: | Открытие новых знаний | |||||||
Цель урока: | Создание условий для продуктивной деятельности учащихся | |||||||
Планируемые образовательные результаты: | ||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
прогнозировать свойства вещества исходя из его строения, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных, анализировать и оценивать последствия для окружающей среды и живых организмов. | формирование умений переносить полученные знания в новую ситуацию, создание условий для развития логического мышления через сравнение и установление взаимосвязи строения и свойств веществ с учетом зоны ближайшего развития, устанавливать аналоги, уметь обобщать, выявлять черты сходства и различия веществ; | прогнозировать свойства вещества исходя из его строения, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных, анализировать и оценивать последствия для окружающей среды и живых организмов | ||||||
Оборудование: | Проектор, учебник, тетрадь, карточка для индивидуальной работы | |||||||
Образовательные ресурсы: | Раздаточный материал: карточки с заданиями | |||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | ||||||||
Организационный этап | ||||||||
Цель: | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы работы | |||||
Активизация умственной деятельности, создание доброжелательной атмосферы | Создание условий к открытию знаний, настрой учащихся на продуктивную деятельность | Настрой на продуктивную работу, на позитивное общение
| Фронтальная | |||||
Этап учебно-познавательной деятельности | ||||||||
1. Актуализация опорных знаний | Проверяет знания пройденного материала о строении спиртов и бензола - создание проблемной ситуации | Отвечают на вопросы учителя, слушают и дополняют одноклассников. УУД Определяют уровень своих знаний; учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели в познавательной деятельности; определяют и различают строение спиртов и бензола. | Фронтальная устная | |||||
2.целеполагание | Сформулировать цель урока совместно с учащимися | Ставят цель урока, предлагают план изучения нового вещества. УУД самостоятельное решения проблемы поискового характера аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт мнений других учащихся | Фронтальная устно | |||||
3.изучение нового материала | Получение нового материала, изучить физические, химические свойства фенола. Его получение и применение | Слушают объяснение учителя. Отвечают на вопрос о строении фенола. Что общего со спиртами и бензолом? Отмечают отличие фенолов от ароматических спиртов. Записывают физические, химические свойства фенолов. Его получение и применение. УУД Понимать текст, выявлять черты сходства и различия, анализ объекта с существенными признаками, выбор критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей, умение строить высказывания, умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами | фронтальная, письменная | |||||
Этап рефлексии | ||||||||
1.первичная проверка знаний | Организация работы на понимание учащимися пройденного материала | Отвечают на вопросы учителя УУД Построение логической цепи рассуждения, находить ошибки и устанавливать их причины, умение строить диалог, считаться с мнением другого человека | Индивидуальная, устная | |||||
2. контроль | Оцениваю работу учащихся на уроке
| Учащиеся оценивают свою работу УУД контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Индивидуальная, устная | |||||
Домашнее задание | ||||||||
Даю домашнее задание | ||||||||
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА | ||||||||
Этап | Деятельность учителя | Время | ||||||
Мотивационный | Приветствие. Проверка на готовность к уроку. Предлагаю мысленно улыбнуться и начать работу. Продолжаем изучать кислородсодержащие вещества. Какие вещества мы уже изучили по этой теме? Давайте вспомним строение не только спиртов, но и ароматических углеводородов. Раздаю тест – найди лишнее (приложение №1) Это новое вещество, которое содержит гидроксильную группу и бензольное ядро. Как вы думаете, что это за вещество? Это фенол. Что мы должны узнать? Называют тему урока. Как можно дать определение? Фенолы – это органические вещества, у которых гидроксильная группа связана с бензольным ядром (приложение №2). История открытия фенола (приложение №3). Предлагаю работать по плану, который мы сформулировали ранее. | 5 мин. | ||||||
Этап учебно-познавательной деятельности | 1.Записываю формулу фенола . Вывожу формулы одноатомных и многоатомных фенолов. Рассмотрю строение фенолов, дам отличительные признаки от ароматических спиртов. 2. Предлагаю ознакомиться с физическими свойствами фенола и сделать краткую запись. Учебник №24 стр.95. (приложение №4) 3. Чем обусловлены химические свойства фенола 3.1.(гидроксильной группой и бензольным ядром). Рассматриваю с учащимися свойства фенола. А)Что должно быть общим со спиртами? (взаимодействие с активными металлами). Записываю уравнение реакции. Б)В чем отличие от спиртов? (влияние бензольного ядра на гидроксильную группу обусловливает подвижность атома водорода). Поэтому фенол обладает слабыми кислотными свойствами (его иногда называют карболовой кислотой). Он реагирует с щелочами. Записываю уравнение реакции совместно с учащимися 3.2. А)В отличии от бензола, фенол реагирует с бромной водой. Происходит замещение трех атомов водорода бромом в положении 2,4,6 Записываю уравнение реакции совместно с учащимися Б) Сходство с бензолом. Реакция нитрования. Происходит замещение трех атомов водорода нитро группой в положении 2,4,6. Записываю уравнение реакции совместно с учащимися 3.3. Качественная реакция – обнаружение фенола! Взаимодействие с хлоридом железа (III) – фиолетовое окрашивание. Делаем выводы: Химические свойства фенола обусловлены наличием гидроксильной группой и бензольным ядром, которые взаимно влияют друг на друга. Записываю уравнение реакции совместно с учащимися (приложение №5, слайд №2,3,4,5). 4.Рассмотрим способы получения фенола. Учебник №23 стр.94. 4.1. Из каменноугольной смолы. 4.1.Синтетический способ получения: Схема: С6Н6 → С6Н5СI → С6Н5ОН Предлагаю высказать пути решения цепочки превращений. Записываю уравнение реакции совместно с учащимися 5. Самостоятельная работа по применению фенола. Учебник №23 стр.94. (приложение №6) 4. Раздаю тесты «четвертое лишнее». (Приложение 4) Каждый выполнит свой тест и проверит ответы соседа. | 3 мин. 3 мин. 15-17 мин. 6 мин 5 мин. | ||||||
Этап рефлексия | Блиц-опрос: Какие вещества относят к фенолам? Как можно распознать фенол среди других веществ? Какими химическими свойствами обладает фенол? В заключении хотелось бы прочитать вам, как описывал А.П.Чехов в своём рассказе "Враги" действие фенола на организм человека. "По случаю дифтерита вся прислуга еще с утра была выслана из дому. Кирилов, как был, без сюртука, в расстегнутой жилетке, не вытирая мокрого лица и рук, обожженных карболкой, пошел сам отворять дверь". Вопросы: Почему у доктора Кирилова были обожжены руки? Чем опасен фенол? Провожу оценивание работы на уроке каждого ученика. | 3-4 мин. | ||||||
Домашнее задание | Осуществить превращения (генетическая связь фенолов с другими классами органических соединений): СН4 → С2Н2→ С6Н6 → С6Н5ОН → → 2,4,6-трибромфенл | 1- 2 мин. |
Приложение №1
С2Н5ОН, СН3ОН, С6Н6, С6Н5ОН, С6Н5СН3
Приложение №2
Приложение №3
Это вещество было открыто в 1771 году. Сразу после открытия его стали использовать в качестве красителя. Текстильщики красили им свои ткани. В 1834 году немецкий химик Фридлиб Рунге обнаружил в продуктах перегонки каменноугольной смолы белое кристаллическое вещество с характерным запахом, но ему не удалось определить его состав. И только в 1841 году Огюст Лоран установил его формулу.
Приложение №4
Приложение №5
Слайд №1
Слайд №2
Слайд№3
Слайд №4
Приложение №6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока химии 10 кл "Фенол"
Конспект урока химии по рограмме О.С.Габриеляна 10 кл (базовый уровень). К уроку имеется презентация....
Урок-обобщение Тема: «Спирты и фенолы»
Урок-обобщение "Спирты и фенолы"...
презентация №Фенол"
Одной из самых трудных разделов химии для изучения - органическая химия. Трудна своей пространственностью, условиями. строением, изомерией и многое другое. Трудна для восприятия обучающимися. Требует ...
Таблица – пособие по теме: «Спирты, фенол».
Таблица – пособие, содержит основной обобщающий материал базового уровня по теме: «Спирты, фенол». Может быть предложена учащимся для самостоятельной подготовки к обобщению и систематизации знаний по ...
Фенолы.
Конспект урока...
ТЕСТ "ПРЕДЕЛЬНЫЕ ОДНОАТОМНЫЕ И МНОГОАТОМНЫЕ СПИРТЫ. ФЕНОЛЫ." для учащихся 11 классов ЕГЭ (ПОВТОРЕНИЕ)
ТЕСТ+ТЕСТ В ТЕСТОВОЙ ОБОЛОЧКЕ (Баженова А.А.) +ИНСТРУКЦИЯ для учащихся 11 классов ЕГЭ (ПОВТОРЕНИЕ)...
Фенол: строение, физические и химические свойства. Применение фенола.
Профильный химико-биологический класс Тип урока:урок изучения нового материала. Методы ведения урока: словесные (беседа, объяснение, рассказ); наглядные (компьютерная презентация); практические...