«Простые вещества-металлы»
план-конспект урока по химии (8 класс)

Егорова Людмила Михайловна

Класс: 8

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: сформировать у обучающихся представления о семействе металлов, умения описывать их физические свойства; развивать умения  анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Планируемые  результаты учебного занятия:         

Предметные: описывать положение элементов- металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева, классифицировать простые вещества на металлы и неметаллы, характеризовать общие физические свойства металлов.

Метапредметные :

регулятивные: навык самостоятельного приобретения новых знаний, организация учебной деятельности, поиска средств её осуществления, планирование, контролирование и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, умение оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной деятельности, владение  письменной речью;

познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические   рассуждения и делать выводы,  развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными современными информационными технологиями, анализировать и оценивать её достоверность.

Личностные:   способность оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности, формирование познавательной культуры и  личностного смысла обучения,  социальных и межличностных отношений.

Основные понятия: физические свойства металлов: ковкость, пластичность. Тягучесть, твёрдость, температура кипения, металлический блеск, электро-и теплопроводность.

Межпредметные связи: биология.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_po_teme_metally.docx199.8 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

 

Тема урока: «Простые вещества-металлы»

Класс: 8

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: сформировать у обучающихся представления о семействе металлов, умения описывать их физические свойства; развивать умения  анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Планируемые  результаты учебного занятия:         

Предметные: описывать положение элементов- металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева, классифицировать простые вещества на металлы и неметаллы, характеризовать общие физические свойства металлов.

Метапредметные :

регулятивные: навык самостоятельного приобретения новых знаний, организация учебной деятельности, поиска средств её осуществления, планирование, контролирование и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, умение оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной деятельности, владение  письменной речью;

познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические   рассуждения и делать выводы,  развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными современными информационными технологиями, анализировать и оценивать её достоверность.

Личностные:   способность оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности, формирование познавательной культуры и  личностного смысла обучения,  социальных и межличностных отношений.

Основные понятия: физические свойства металлов: ковкость, пластичность. Тягучесть, твёрдость, температура кипения, металлический блеск, электро-и теплопроводность.

Межпредметные связи: биология.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация.

Создать  благоприятный психологичес

кий настрой на работу

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Тише-тише присели девочки,

Ещё тише мальчики.

Учитель начинает урок с античной легенды, обращает внимание обучающихся на ящик, в котором находится предмет. (Приложение 1.)

- Из какого вещества изготовлена ложка?

Учитель  организует работу в группах.

1.Ученики стараются определить, что в ящике находится алюминиевая ложка.

Отвечают на вопрос учителя.

2.Предлагают работать в группах.

Личностные УУД.

Уметь осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Коммуникативное УУД. Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщения.

Учитель показывает слайд, на котором изображено: золотое кольцо, ртутный градусник, щит и меч, медная проволока.

 - Что общего  между картинками и предметом, который находился в ящике?

Отвечают на вопрос учителя.

Анализируют полученные результаты, приходят к выводу, что кольцо сделано из золота, в градуснике находится ртуть, щит и меч изготовлены из железа, медная проволока- это медь, а ложка сделана из алюминия.

Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной  и письменной форме

 Выявление места и причины затруднения.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

Проблемная ситуация

- Как Вы думаете, золото, железо, медь, ртуть, алюминий, что же их объединяет?  

Хотите познакомиться с семейством металлов? Узнать положение элементов- металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева? Изучить их физические свойства? Какой класс простых веществ будет объектом нашего изучения?

Какая цель нашего урока?

Использует прием рефлексии «Термометр». Учащимся предлагается нарисовать на полях шкалу от 0 до 10 и отметить на ней свои первоначальные знания по теме «Металлы».

Приходят к выводу, что все эти вещества относятся к семейству металлов.

Предлагают тему урока.

Хотят познакомиться с семейством металлов,  научиться описывать положение элементов- металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева, изучить их физические свойства. Выделяют проблему, ставят цели, планируют свою работу.

Познавательные УУД.  Уметь анализировать  результаты, отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Регулятивные УУД. Уметь самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы.

 Построение проекта выхода из затруднения.

Включение учащихся в деятельность

1.Предлагает работу с ПСХЭ Д.И. Менделеева, чтобы определить положение металлов в таблице. Просит назвать порядковый номер, группу, подгруппу, период для металлов: натрий, калий, алюминий, золото, серебро, медь, железо. Определить общее число электронов, протонов, нейтронов в атомах этих элементов, число электронов на внешнем уровне для металлов главных подгрупп.

Учитель просит сделать вывод о положение металлов в таблице Д.И. Менделеева.

-По электронной формуле определите химические элементы. 

а) 1s22s1

б) 1s22s22p63s1

в) 1s22s22p63s2

г) 1s22s22p63s23p1

- Какое число электронов содержится на внешнем уровне в атомах этих элементов?

- Решение задачи. Рассчитайте количество вещества, которое соответствует  84 г фторида натрия (NaF)?

2. Организует работу в парах для изучения физических свойств металлов.

Отвечают на вопросы учителя.

Приходят к выводу, что

Металлы занимают 1-3 группы главные подгруппы. Также к металлам относятся элементы побочных подгрупп. На внешнем уровне металлов находится небольшое число электронов.

Работают с учебником §14  и с информационными листами

Познавательные УУД.

Умение работать с таблицей Д.И. Менделеева, текстом.

Уметь находить ответы на вопросы, используя учебник и таблицу.

Умение выделять существенные характеристики объектов.

Коммуникативные УУД.

Умение точно формулировать свою мысль.

Взаимодействие  в групповом коллективе для принятия эффективных совместных решений

Первичное закрепления с прогова-

риванием.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы.

Организует работу учащихся в мини-группах для проговаривания материала.

Делают вывод, что все металлы, кроме ртути, в обычном состоянии твёрдые вещества и имеют ряд общих свойств. Металлы- это ковкие, пластичные, тягучие вещества, которые имеют металлический блеск, тепло-и электропроводны.

Познавательные УУД. Уметь находить ответы на вопросы, используя учебник.

Коммуникативные УУД. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами.

Умение участвовать в коллективном обсуждении, аргументировать свою позицию.

Регулятивные УУД.

Прогнозирование результата и оценивание уровня

достижения результата.

Формирование умений проводить и анализировать лабораторные исследования, вырабатывать практические умения работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по технике безопасности.

Физминутка «Периодическая система»: Раз, два- руки в горизонтали. Три, четыре- по вертикали. Запомни! Период-это горизонталь, ну а группа-вертикаль!!!

Самостоятель-

ная работа с проверкой по эталону.

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

 «Ознакомление с коллекцией металлов»

Приложение 2.

Работают с учебником 

§14, приложением 1,2,  стр277. Записывают химические знаки выданных металлов, располагая их в порядке возрастания: плотности, пластичности, твёрдости, металлического блеска, электропроводности.

Проверяют материал по эталону.

Сверяются с ответами,    выставляют себе оценки.

Регулятивные УУД.

Уметь  работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию  из одного вида в другой.

Коммуникативные УУД.

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

 Включение в систему знаний и повторения.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся 

Проводит тест «Рисунок».

Приложение 3.

Работают в парах, выполняют задания, сверяют ответы,

выставляют оценки.

Познавательные УУД.

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию  из одного вида в другой. 

Регулятивные УУД.

Адекватное оценивание своих возможностей самостоятельной деятельности и основы саморегуляции эмоционального состояния.

Формирование интереса к химии, аккуратность, желание выполнить работу на хорошо и отлично.

Рефлексия.

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

-Подведем итоги нашей работы. 

Как вы считаете, достигли ли мы целей? А какая была поставлена перед нами цель? Где могут пригодиться полученные сегодня знания?

Использует прием рефлексии «Термометр». Учащимся предлагается на шкале вновь  отметить свои знания после изучения  темы «Металлы».

Коррекция  самооценок, самоанализа, выставление оценок.

Называют цель урока.

Работают со шкалой.

Регулятивные УУД.

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне. 

Личностные УУД.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности,  уметь обобщать и применять полученные знания.

Домашнее задание.

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

 §14, синквейн. Поясняет выполнение заданий.

Приложение 4.

Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.

Познавательные УУД.

Извлечение необходимой информации.

Коммуникативные УУД.

 Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем. 

Приложение 1.

Античная легенда. Некий мастер, имя которого история не сохранила, принес римскому императору Тиберию, правившему в начале первого века н.э. чашу из металла напоминающего серебро, но только более лёгкого. Подарок стоил жизни изобретателю: Тиберий  приказал казнить его, а мастерскую уничтожить, поскольку боялся, что новый металл может обесценить серебро императорской сокровищницы. Но история не знает безвозвратных потерь. В 1827 году немецкий ученый Ф. Вёлер получает несколько граммов, а через несколько лет несколько килограммов нового легкого, прочного, блестящего металла.  Металл стоил также дорого, как серебро. Французы изготовили из него кирасы охранникам императора и игрушки наследнику его величества. В этом ящике находится изделие из этого металла. Оно необходимо каждому из нас. Что же находится в ящике?

«Ознакомление с коллекцией металлов»

Приложение 2.

Ознакомьтесь с коллекцией металлов. Запишите химические знаки выданных металлов, расположите их  в порядке возрастания:

  1. плотности;
  2. пластичности;
  3. твёрдости;
  4. металлического блеска;
  5. теплопроводности.

Тест «Рисунок».

Приложение 3. 

  1. Металлы обладают :

  а)  металлическим блеском      б) электропроводностью     в)  пластичностью    

2. Металлы- это:

        а)  простые вещества     б) сложные вещества       в)  свободные атомы

     3 . Металлы находятся в ПСХЭ Д.И. Менделеева в:   

          а)  1-3 группах главных подгруппах    б) побочных подгруппах     в)  малые  и большие периоды

     4.  У металлов главных подгрупп на внешнем уровне может находиться от:

        а)  1-3 электронов    б) 4-8 электронов      в)  число электронов зависит от номера группы и периода

      5.    Металлы- это

        а)  ковкие вещества    б) тягучие вещества     в) твёрдые ( кроме ртути) вещества

       

Теория:

Металлы — это простые вещества, образованные металлическими химическими элементами.

В металлах существует особый вид связи — металлическая химическая связь.

Металлическая связь — это химическая связь, образующаяся за счёт притяжения катионов (положительно заряженных ионов) металлов и свободно перемещающихся электронов (так называемого «электронного газа»), заряженных отрицательно.

krist_Me.gif

 

На рисунке изображена модель кристаллической решётки металлов: в узлах кристаллической решётки находятся как электрически нейтральные, так и положительно заряженные катионы металлов, а между ними свободно перемещаются отрицательно заряженные электроны (электронный газ).

  

За счёт наличия в кристаллах свободно движущихся электронов для большинства металлов характерны общие физические свойства: особый металлический блеск, высокие электропроводность и теплопроводность, ковкость и другие.

Общие физические свойства металлов

Агрегатное состояние и цвет металлов

  

  • При обычных условиях все металлы (за исключением ртути, её температура плавления — –39 °C) являются твёрдыми веществами.
     
  • Способность металлов отражать падающий на них свет является причиной наличия у них особого металлического блеска.
     
  • Металлы не имеют запаха.
  • В своём большинстве металлы имеют серебристо-белый или серебристо-серый цвет. Исключение составляют медь (красного цвета) и золото (жёлтого цвета).

 

В технике металлы принято подразделять на чёрные и цветные. Как правило, к чёрным металлам относят железо и его сплавы, а к цветным — все остальные металлы.

 

al.jpg

hg.jpg

cu.jpg

Алюминий Al

Капельки ртути Hg

Медь Cu

  

 

Электро- и теплопроводность

  

Металлы хорошо проводят тепло. Все металлы хорошо проводят электрический ток, что обусловлено наличием в кристаллической решётке электронов, которые способны свободно перемещаться. Очень хорошими проводниками электрического тока являются золото Au, медь Cu и серебро Ag.

 

Пластичность

  

Металлы в большинстве своём пластичны. Их можно ковать, вытягивать в проволоку и прессовать. Исключение составляют сурьма и висмут, они хрупкие и от удара рассыпаются.

 

Температура плавления

  

Температура плавления металлов изменяется в широком интервале: от –39 °C у ртути до 3420 °C у вольфрама. По температуре плавления металлы условно подразделяют на:

  • легкоплавкие (температура плавления до 1000 °C);
  • среднеплавкие (температура плавления от 1000 °C до 1600 °C);
  • тугоплавкие (температура плавления выше 1600 °C).

  

Плотность

 

Плотность различных металлов также колеблется в сравнительно широких пределах: от 0,53  г/см³ у лития до 22,61 г/см³ у осмия.

  

По плотности металлы принято подразделять на лёгкие (плотность меньше 5 г/см³) и тяжёлые (плотность свыше 5 г/см³).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Простые вещества. Металлы.

Цели урока:Повторить особенности строения атомов металлов, изменение металлических свойств по периодам и главным подгруппам, металлическую связь.Познакомить учащихся с общими физическими свойств...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Простые вещества - металлы.

Класс8 Тема и номер урока в темеТема «Простые вещества - металлы» урок №1 Базовый учебникО.С.Габриелян «Химия 8 класс» Цель  урока: Образовательная цель: сформировать п...

Урок "Простые вещества - металлы"

Разработка урока с презентацией, 8 класс...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе на тему «Простые вещества - металлы»

Методическая разработка урока по химии в 8 классе на тему «Простые вещества - металлы»Учитель химии...

Простые вещества-металлы. 9 класс.Презентация.

урок-игра по теме : положение металлов в периодической системе и их физические свойства...

Конспект урока по химии в 8 классе по теме "Простые вещества - металлы"

Урок разработан с применением учебных структур Сингапурской методики...

Конспект урока по химии в 8 классе по теме "Простые вещества - металлы"

Урок разработан с применением учебных структур Сингапурской методики...