«Простые вещества-металлы»
план-конспект урока по химии (8 класс)
Класс: 8
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: сформировать у обучающихся представления о семействе металлов, умения описывать их физические свойства; развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные: описывать положение элементов- металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева, классифицировать простые вещества на металлы и неметаллы, характеризовать общие физические свойства металлов.
Метапредметные :
регулятивные: навык самостоятельного приобретения новых знаний, организация учебной деятельности, поиска средств её осуществления, планирование, контролирование и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, умение оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной деятельности, владение письменной речью;
познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными современными информационными технологиями, анализировать и оценивать её достоверность.
Личностные: способность оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности, формирование познавательной культуры и личностного смысла обучения, социальных и межличностных отношений.
Основные понятия: физические свойства металлов: ковкость, пластичность. Тягучесть, твёрдость, температура кипения, металлический блеск, электро-и теплопроводность.
Межпредметные связи: биология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_po_teme_metally.docx | 199.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Тема урока: «Простые вещества-металлы»
Класс: 8
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: сформировать у обучающихся представления о семействе металлов, умения описывать их физические свойства; развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные: описывать положение элементов- металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева, классифицировать простые вещества на металлы и неметаллы, характеризовать общие физические свойства металлов.
Метапредметные :
регулятивные: навык самостоятельного приобретения новых знаний, организация учебной деятельности, поиска средств её осуществления, планирование, контролирование и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, умение оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной деятельности, владение письменной речью;
познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными современными информационными технологиями, анализировать и оценивать её достоверность.
Личностные: способность оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности, формирование познавательной культуры и личностного смысла обучения, социальных и межличностных отношений.
Основные понятия: физические свойства металлов: ковкость, пластичность. Тягучесть, твёрдость, температура кипения, металлический блеск, электро-и теплопроводность.
Межпредметные связи: биология.
Приложение 1.
Античная легенда. Некий мастер, имя которого история не сохранила, принес римскому императору Тиберию, правившему в начале первого века н.э. чашу из металла напоминающего серебро, но только более лёгкого. Подарок стоил жизни изобретателю: Тиберий приказал казнить его, а мастерскую уничтожить, поскольку боялся, что новый металл может обесценить серебро императорской сокровищницы. Но история не знает безвозвратных потерь. В 1827 году немецкий ученый Ф. Вёлер получает несколько граммов, а через несколько лет несколько килограммов нового легкого, прочного, блестящего металла. Металл стоил также дорого, как серебро. Французы изготовили из него кирасы охранникам императора и игрушки наследнику его величества. В этом ящике находится изделие из этого металла. Оно необходимо каждому из нас. Что же находится в ящике?
«Ознакомление с коллекцией металлов»
Приложение 2.
Ознакомьтесь с коллекцией металлов. Запишите химические знаки выданных металлов, расположите их в порядке возрастания:
- плотности;
- пластичности;
- твёрдости;
- металлического блеска;
- теплопроводности.
Тест «Рисунок».
Приложение 3.
- Металлы обладают :
а) металлическим блеском б) электропроводностью в) пластичностью
2. Металлы- это:
а) простые вещества б) сложные вещества в) свободные атомы
3 . Металлы находятся в ПСХЭ Д.И. Менделеева в:
а) 1-3 группах главных подгруппах б) побочных подгруппах в) малые и большие периоды
4. У металлов главных подгрупп на внешнем уровне может находиться от:
а) 1-3 электронов б) 4-8 электронов в) число электронов зависит от номера группы и периода
5. Металлы- это
а) ковкие вещества б) тягучие вещества в) твёрдые ( кроме ртути) вещества
Теория:
Металлы — это простые вещества, образованные металлическими химическими элементами.
В металлах существует особый вид связи — металлическая химическая связь.
Металлическая связь — это химическая связь, образующаяся за счёт притяжения катионов (положительно заряженных ионов) металлов и свободно перемещающихся электронов (так называемого «электронного газа»), заряженных отрицательно.
На рисунке изображена модель кристаллической решётки металлов: в узлах кристаллической решётки находятся как электрически нейтральные, так и положительно заряженные катионы металлов, а между ними свободно перемещаются отрицательно заряженные электроны (электронный газ).
За счёт наличия в кристаллах свободно движущихся электронов для большинства металлов характерны общие физические свойства: особый металлический блеск, высокие электропроводность и теплопроводность, ковкость и другие.
Общие физические свойства металлов
Агрегатное состояние и цвет металлов
- При обычных условиях все металлы (за исключением ртути, её температура плавления — –39 °C) являются твёрдыми веществами.
- Способность металлов отражать падающий на них свет является причиной наличия у них особого металлического блеска.
- Металлы не имеют запаха.
- В своём большинстве металлы имеют серебристо-белый или серебристо-серый цвет. Исключение составляют медь (красного цвета) и золото (жёлтого цвета).
В технике металлы принято подразделять на чёрные и цветные. Как правило, к чёрным металлам относят железо и его сплавы, а к цветным — все остальные металлы.
Алюминий Al | Капельки ртути Hg | Медь Cu |
Электро- и теплопроводность
Металлы хорошо проводят тепло. Все металлы хорошо проводят электрический ток, что обусловлено наличием в кристаллической решётке электронов, которые способны свободно перемещаться. Очень хорошими проводниками электрического тока являются золото Au, медь Cu и серебро Ag.
Пластичность
Металлы в большинстве своём пластичны. Их можно ковать, вытягивать в проволоку и прессовать. Исключение составляют сурьма и висмут, они хрупкие и от удара рассыпаются.
Температура плавления
Температура плавления металлов изменяется в широком интервале: от –39 °C у ртути до 3420 °C у вольфрама. По температуре плавления металлы условно подразделяют на:
- легкоплавкие (температура плавления до 1000 °C);
- среднеплавкие (температура плавления от 1000 °C до 1600 °C);
- тугоплавкие (температура плавления выше 1600 °C).
Плотность
Плотность различных металлов также колеблется в сравнительно широких пределах: от 0,53 г/см³ у лития до 22,61 г/см³ у осмия.
По плотности металлы принято подразделять на лёгкие (плотность меньше 5 г/см³) и тяжёлые (плотность свыше 5 г/см³).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Простые вещества. Металлы.
Цели урока:Повторить особенности строения атомов металлов, изменение металлических свойств по периодам и главным подгруппам, металлическую связь.Познакомить учащихся с общими физическими свойств...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Простые вещества - металлы.
Класс8 Тема и номер урока в темеТема «Простые вещества - металлы» урок №1 Базовый учебникО.С.Габриелян «Химия 8 класс» Цель урока: Образовательная цель: сформировать п...
Урок "Простые вещества - металлы"
Разработка урока с презентацией, 8 класс...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе на тему «Простые вещества - металлы»
Методическая разработка урока по химии в 8 классе на тему «Простые вещества - металлы»Учитель химии...
Простые вещества-металлы. 9 класс.Презентация.
урок-игра по теме : положение металлов в периодической системе и их физические свойства...
Конспект урока по химии в 8 классе по теме "Простые вещества - металлы"
Урок разработан с применением учебных структур Сингапурской методики...
Конспект урока по химии в 8 классе по теме "Простые вещества - металлы"
Урок разработан с применением учебных структур Сингапурской методики...