Простые вещества. Металлы.
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

 

Цели урока:

  • Повторить особенности строения атомов металлов, изменение металлических свойств по периодам и главным подгруппам, металлическую связь.
  • Познакомить учащихся с общими физическими свойствами металлов и их применением в народном хозяйстве.
  • Дать понятие аллотропии и показать относительность деления на металлы и неметаллы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prostye_veshchestva.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Простые вещества. Металлы

Цели урока:

  1. Повторить особенности строения атомов металлов, изменение металлических свойств по периодам и главным подгруппам, металлическую связь.
  2. Познакомить учащихся с общими физическими свойствами металлов и их применением в народном хозяйстве.
  3. Дать понятие аллотропии и показать относительность деления на металлы и неметаллы.

Оборудование:

  1. коллекция металлов;
  2. периодическая система Д.И. Менделеева;
  3. раздаточный материал для закрепления темы.

Ход урока

  1. Повторение. Фронтальный опрос учащихся.

Учитель:

  1. Какие формы существования имеет химический элемент?
  2. Особенности строения атомов металлов?
  3. Как изменяются металлические свойства химических элементов по периодам и группам с ростом зарядов атомных ядер и почему?
  4. В каких видах связи участвуют атомы металлов.
  5. Привести примеры
  1. Изучение новой темы.

Учитель: Металлов в периодической системе Д.И. Менделеева гораздо больше чем неметаллов, их 88, они расположены ниже диагонали B-At и четные ряды больших периодов.

        В периодах, с ростом заряда атомных ядер металлические свойства убывают, так как растет число электронов на внешнем энергетическом уровне, радиус атомов уменьшается и следовательно металлические свойства убывают, как мы уже ранее отмечали.

        В главных подгруппах с ростом зарядов атомных ядер растет число энергетических уровней и усиливаются металлические свойства.

        И так, большинство встречающихся в природе простых веществ- металлы. Мы их встречаем в повседневной жизни: автомобили, металлические конструкции зданий, сооружений (мостов), самолето- и ракетостроение, сельскохозяйственные машины, в быту, ювелирные украшения и т.д.

        Демонстрируем коллекцию металлов.

Познакомимся с физическими свойствами металлов, которые позволяют их использовать в народном хозяйстве:

  1. агрегатное состояние- твердые кроме ртути, при обычных условиях- это жидкость;
  2. твердые;
  3. гибкость, ковкость, пластичность (демонстрирую гибкость Al фольги);
  4.  tпл.- различны;
  5. тепло-электропроводимость;
  6. пластичность.

Запишем выводы по физическим свойствам.

        И еще, металлы звенят- это свойство используется для изготовления колокольчиков и колоколов. Самые звонкие- Ag; Au; Cu (серебро, золото, медь). Cu (медь) звенит густым, гудящим звоном, “ малиновым”. Это образное выражение произошло не от названия ягоды, а в честь голландского города Малина, откуда доставляли первые церковные колокола.

        Потом русские мастера стали лить колокола свои, даже лучшего качества. Некоторые металлы (Ni ; Na; K; Ca; Ba) не хранят на открытом воздухе, так как они очень активные. Их хранят по особому - в керосине в стеклянной баночке, асбестовой крошке, в жестяной банке в сейфе под замком. Для металлов характерно явление аллотропии.

        Незнание и непонимание химии привело к гибели экспедицию Р.Скотта на Южном полюсе, который потерял все горючее, так как оно хранилось в баках, запаянных оловом.

Способность элемента образовывать несколько простых веществ при определенных условиях называется “аллотропией”, а простые вещества - аллотропными модификациями.

  1. Sn (олово) - пограничный металл, его аллотропные модификации ярко показывают насколько условно деление элементов на металлы и неметаллы.
  2. B-Sn (белое олово) - типичный металл.
  3. L-Sn (серое олово) - неметалл, серый порошок

Выводы:

  1. При комнатной температуре металлы - твердые вещества, за исключением ртути (она жидкая)
  2. Большинство металлов серебристо-серого цвета с разными оттенками, за исключением золота, меди.
  3. Все металлы имеют характерный блеск, называемый металлическим блеском.
  4. Металлы хорошо проводят тепло и электричество.
  5. Металлы различаются по твердости и сильно различаются по температуре плавления.
  6. Металлы гибкие и ковкие.
  7. Металлы значительно различаются по плотности, например: плотность натрия 0,97 г/см3,а плотность платины 21,45 г/см 3
  1. Упражнения для закрепления.

Упражнение 1. Заполните пропуски, используя нужные слова и выражения.

  1. При комнатной температуре металлы находятся в…… агрегатном состоянии, за исключением…………;
  2. Они ………, за исключением……… и меди;
  3. Они обладают характерным…………;
  4. Они хорошо проводят……….. и электричество.

Упражнение 2. Какой металл обладает серебристо-белым цветом и используется для изготовления кастрюль и пищевой фольги (железо, цинк, серебро, алюминий)?

Упражнение 3. Благодаря какому свойству медь можно использовать для изготовления электрических проводов?

  1. красно-коричневый цвет;
  2. металлический блеск;
  3. ковкость;
  4. электропроводность

Упражнение 4. Какие из приведенных ниже свойств позволяют нам классифицировать вещество как металл?

  1. хрупкость и желтый цвет;
  2. хорошая растворимость в воде;
  3. тепло и электропроводность, наличие металлического блеска;
  4. способность соединяться с кислородом;
  1. Домашнее задание:
  1. § 13 упражнение 1,2 устно
  2. упражнение 5 по желанию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Простые вещества - металлы.

Класс8 Тема и номер урока в темеТема «Простые вещества - металлы» урок №1 Базовый учебникО.С.Габриелян «Химия 8 класс» Цель  урока: Образовательная цель: сформировать п...

Урок "Простые вещества - металлы"

Разработка урока с презентацией, 8 класс...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе на тему «Простые вещества - металлы»

Методическая разработка урока по химии в 8 классе на тему «Простые вещества - металлы»Учитель химии...

Простые вещества-металлы. 9 класс.Презентация.

урок-игра по теме : положение металлов в периодической системе и их физические свойства...

Конспект урока по химии в 8 классе по теме "Простые вещества - металлы"

Урок разработан с применением учебных структур Сингапурской методики...

Конспект урока по химии в 8 классе по теме "Простые вещества - металлы"

Урок разработан с применением учебных структур Сингапурской методики...

урок химии в 8-ом классе по теме "Простые вещества - металлы и неметаллы"

Класс: 8Тема урока: Простые вещества металлы и неметаллыБазовый учебник (название, автор): Химия 8 класс Габриелян О.С.Цель урока: создать условия для самостоятельной работы учащихся по определению со...