Урок "Простые вещества - металлы"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Кривозубова Галина Валентиновна

Разработка урока с презентацией, 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prostye_veshstva_metally.rar295 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока      «Простые вещества - металлы»

Урок с элементами исследовательской деятельности

Цели:        

  1. создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации
  2. способствовать пониманию зависимости между кристаллическим строением металлов и их физическими свойствами
  3. создать условия для развития навыков самостоятельной исследовательской работы, умения делать выводы, обобщать результаты эксперимента
  4. воспитание коммуникативных навыков, устойчивой мотивации к изучению химии на основании положительного эмоционального восприятия предмета.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: лабораторный.

  1. Оборудование: образцы металлов: алюминий, цинк, медь,  железо;  алюминиевая проволока с кнопками на пластилине, простейшая электрическая цепь, периодическая система химических элементов, мультимедиапроектор, компьютер, электронная презентация.

План урока:

  1. Актуализация знаний о строении атома, физических смыслах порядкового номера, номера группы, номера периода.
  2. Формирование знаний о физических свойствах металлов.
  3. Раскрытие зависимости физических свойств металлов от наличия в них металлической связи и особенностей кристаллического строения.
  4. Закрепление знаний.
  1. Контроль знаний.
  2. Подведение итогов урока.
  3. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент

 Проверка отсутствующих учащихся, готовности к уроку.

  1. Актуализация знаний учащихся

Учитель:  Сообщение темы урока и запись ее на доске. (Слайд 1)

Учащиеся записывают тему урока в тетради.

        Беседа по вопросам: (Слайд 2)

1.        Вещества состоят из молекул, молекулы из атомов. А как устроен атом?

Планируемый ответ (ответ по модели строения атома у доски): В центре атома находится положительно заряженное ядро, а вокруг него на разных энергетических уровнях вращаются электроны. Число электронов должно быть равно заряду ядра атома.

2.        Атомы (химические элементы) встречаются двух видов: металлы и неметаллы. А есть ли различие в строении атомов металлов и неметаллов?

Планируемый ответ: Радиус атома металла больше чем у неметалла, а число электронов на последнем электронном уровне меньше (от 1 до 3).

3.        А как определить по ПСХЭ заряд ядра, число электронных уровней и число электронов на последнем электронном уровне.

Планируемый ответ: Номер периода химического элемента - заряд ядра; номер периода - число электронных уровней; номер группы -число электронов на последнем уровне.

4.        Приглашение сыграть в игру «Крестики-нолики». (Слайд 3)
     К    Li     В        Не   F    А1

Са   Mg    О        К    Na   Са

Р      Al    S        Р    Сu    N

Планируемый ответ: Выбирают выигрышный путь – линию, связывающую только металлы

  1. Целеполагание и мотивация  Сообщение целей и задач урока.

Учитель: В природе отдельных атомов не существует, они связываются друг с другом и образуются простые вещества - металлы, которые и использует человек в своей повседневной жизни.

Через века и тысячелетия человек пронес уважение к металлу и  мастерам, добывающим и обрабатывающим его. Старинная легенда повествует о таком случае.

Когда закончилось строительство Иерусалимского храма, царь Соломон устроил пиршество, на которое пригласил всех мастеров, принимавших участие в этой грандиозной стройке. Собравшиеся гости приготовились было отведать угощения, как вдруг царь спросил:

- Ну, а кто же из строителей самый главный? Кто больше всех сделал для создания этого чудо-храма?

Поднялся каменщик: (далее слова учеников).

1-й ученик: Разумеется, храм - это наших рук дело, и двух мнений тут быть не может. Мы - каменщики, выложили его кирпич к кирпичу. Взгляните, какие прочные стены, арки, своды. Века простоит он во славу царя Соломона.

2-й ученик: Спору нет, основа храма каменная, - вмешался плотник, - но судите сами, гости дорогие, хорош бы был этот храм, если бы я и мои товарищи не потрудились в поте лица. Приятно было бы вам смотреть на голые стены, не отделай мы их красным деревом да ливанским кедром? А наш паркет из лучших пород самшита - как радует он взор! Мы - плотники, по праву можем считать себя подлинными создателями этого сказочного дворца.

3-й ученик: Смотри в корень, - прервал его землекоп. - Хотел бы я знать, как эти хвастуны (он кивнул в сторону каменщика и плотника) возвели бы храм, если бы мы не вырыли котлован для его фундамента. Да стены вместе с его отделкой рассыпались бы от первого порыва ветра, как карточный домик.

Учитель: Но царь Соломон недаром слыл мудрым. Подозвав к себе каменщика, он спросил:

- Кто сделал твой инструмент?

1-й ученик: - Конечно, кузнец, - ответил удивленный каменщик.

Учитель: А твой? - обратился царь к плотнику.

2-й ученик: Кто же, как не кузнец, - не раздумывая, сказал тот.

Учитель: Ну, а твои лопату и кирку? - поинтересовался Соломон у землекопа.

3-й у ч е н и к: Ты же сам знаешь, царь, что их мог сделать только кузнец, - был его ответ.

Учитель: Тогда царь Соломон встал, подошел к человеку, скромно стоящему в углу. Это и был кузнец. Царь вывел его на середину зала.

- Вот кто главный строитель храма, - воскликнул мудрейший из царей. С этими словами он усадил кузнеца рядом с собой на парчовые подушки и поднес ему чашу, полную вина.

Такова легенда, насчитывающая уже около трех тысячелетий. Мы не можем ручаться за достоверность описанных событий, но, как бы то ни было, в легенде отразилось огромное уважение, которым издревле пользовались мастера, покоряющие металл, заставляющие его служить людям.

Постановка цели урока: Почему же металлы так важны для человека, какими свойствами они обладают, давайте сейчас выясним.

  1. Формирование новых знаний.

Учитель. Посмотрите, на столе у вас находятся образцы металлов. Рассмотрим их, заполним табличку на листе с записью лабораторная работа «Физические свойства металлов».

Работа осуществляется фронтально. Учитель зачитывает инструктивную карточку, а учащиеся по одному диктуют, как заполнять таблицу.

Учащиеся заполняют таблицу «Физические свойства металлов». Работают по инструктивной карточке.

Лабораторная работа «Физические свойства металлов»

Металл

Прозрачность

Блеск

Прочность

Электропроводность

Тепловодность

Пластичность

А1

Zn

Сu

Fe

Инструктивная карточка

Рассмотрите выданные вам образцы металлов и заполните 1,2,3,6 колонки таблицы.

  1. Возьмите в руки кусочек алюминия. Посмотрите сквозь него. Можно что-то увидеть. Прозрачен? Поставьте значок в таблице в первую колонку «+» или «-».
  2. Покрутите алюминий на свету. Блестит? Поставьте значок в таблице во вторую колонку «+» или «-».
  3. Попробуйте разломить. Поставьте значок в таблице в третью колонку «+» или «-».
  1. Согните кусочек фольги. Поставьте значок в таблице в шестую колонку «+» или «-».
  2. Проделайте тоже самое с цинком,  медью, железом.

Далее учащиеся работают, комментируя свои действия по одному. Объявляют: какой значок следует поставить в таблицу.

Учитель: У нас с вами остались две колонки в таблице не заполненными: электропроводность и теплопроводность. Убедимся, что металлы действительно обладают такими свойствами.

Демонстрация: Теплопроводность металлов.

Алюминиевую (и другие проволоки) проволоку с прикрепленным пластилином к ней кнопками нагревают с одного конца. Кнопки отпадают поочередно.

Сделаем вывод: металлы проводят тепло. Можно отметить разную способность к теплопроводности.

Заполнение учащимися таблицы (колонка «Теплопроводность»).

Демонстрация: Электропроводность металлов.

Замыкается электрическая цепь (одновременно несколько цепей, в которые включены названные металлы - прижать клеммами кусочки металлов) с лампочкой. Лампочка загорается, значит, металлические провода проводят электрический ток.

Сделаем вывод: металлы проводят электрический ток.

Заполнение учащимися таблицы (колонка «Электропроводность»).

Учитель: Давайте сделаем вывод о том, какими общими свойствами обладают металлы. (Слайд 4)

Запись учащихся в тетрадь.

Вывод: Все металлы не прозрачны, блестящие, твердые, проводят электрический ток, проводят тепло, пластичны.

Учитель: Металлы отличаются друг от друга по перечисленным физическим свойствам, кроме того по температуре плавления, по твердости, по плотности. В каждой номинации есть свой победитель, то есть самый…

Самый блестящий – серебро (Слайд 5)

Самый лучший проводник тепла и электричества – серебро (Слайд 6)

Самый пластичный – золото: один грамм золота можно вытянуть в проволоку длиной три километра (Слайд 7)

Самый легкий – литий (плотность – 0,53 г/см3)  (Слайд 8)

Самый тяжелый – осмий (плотность – 22, 6 г/см3) (Слайд 9)

Самые мягкие – щелочные металлы: они легко режутся ножом (Слайд 10)

Самый твердый – хром : он царапает стекло (Слайд 11)

Самый легкоплавкий – ртуть (tпл. = - 38,9°С) (Слайд 12)

Самый тугоплавкий – вольфрам (tпл. = 3390°С) (Слайд 13)

Учитель: Такие свойства металлов, как электропроводность и теплопроводность возможны благодаря подвижности электронов. Свободные электроны отражают дневной свет, поэтому металлы блестят и не прозрачны. Благодаря свободным электронам возможно смещение одного слоя кристаллической решетки относительно другого, поэтому металлы пластичны.

  1. Закрепление

Учитель: Я прочитаю вам стихи,  после чего вы ответите на мои вопросы.

Да! Целые века недаром,

 Назвали именем металлов

О! Металлическая связь!

О ней скажу я, не скупясь:

Волшебница и чаровница

Иная, вряд ли с ней  сравнится.

Придаст металлам блеск чудесный,

И механизм тут интересный.

Свет, поглощается поверхностью металла

В ответ же электроны (их не мало)

Нам посылают волны излучения.

И это электронное волнение,

С тобою мы, как блеск воспринимаем,

Металл от неметалла отличаем.

А лучше всех известно всем давно,

Свет отражает: ртуть, медь, серебро.

Не тратьте понапрасну силы   даром,

Металл не враз разрушите ударом.

Природа очень мудро поступила

 Пластичностью металлы наградила

И в этом свойстве миллионы лет

У золота соперников достойных нет!

Кусочек малый весом грамм всего

В нить можно вытянуть до дома моего.

Свет вдруг погас. И сразу безысходность..

Металлов свойство - электропроводность

 Позволило вдохнуть в ночную тьму

Искусственные «солнце» и «луну».

Бежит, спешит ток в медных проводах

В посёлках, деревнях и городах,

И сразу в каждом доме мир светлей,

Добрее, интересней и теплей.

Металлам свойство важное дано

Они проводят хорошо тепло.

Забыл, как это свойство называется.

Пусть кто-нибудь помочь мне постарается.

 На этом рассуждение прерву

Металлам оду после допишу.

Вопросы:

  1. Какие века называли в честь металлов?
  2. Какой вид связи в металлах?
  3. Какие физические свойства обуславливает металлическая связь?
  4. Назовите самый пластичный металл?
  5. А какой металл лучше проводит электричество?
  6. Какое свойство просит подсказать автор?

  1. Контроль знаний.

Учитель: А теперь найдите на своих столах карточки-задания и заполните их.

«Атом        __ имеет заряд ядра         __,        __электронных уровня,  _______ электронов на последнем уровне. Простое вещество        _________ обладает следующими свойствами __________________________________________________________________»

(1 вариант – магний, 2 вариант - алюминий).

Учащиеся заполняют карточки-задания. Правильные ответы – слайды 14,15.

  1. Подведение итогов урока, выставление оценок. Комментарий учителя.
  2. Рефлексия

Я попрошу вас  ответить на вопросы

«Что вы сегодня узнали нового?»,

«Что хотели бы еще узнать?»

Для этого допишите предложения, посвященные сегодняшнему уроку:

Сегодня я узнал (а)______________________________________

Я удивился (лась)_______________________________________

Теперь я умею _________________________________________

Я хотел (а) бы __________________________________________

  1. Домашнее задание. § 13, составить схемы электронного строения атомов азота, серы, хлора (в тетради для домашних работ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Простые вещества. Металлы.

Цели урока:Повторить особенности строения атомов металлов, изменение металлических свойств по периодам и главным подгруппам, металлическую связь.Познакомить учащихся с общими физическими свойств...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Простые вещества - металлы.

Класс8 Тема и номер урока в темеТема «Простые вещества - металлы» урок №1 Базовый учебникО.С.Габриелян «Химия 8 класс» Цель  урока: Образовательная цель: сформировать п...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе на тему «Простые вещества - металлы»

Методическая разработка урока по химии в 8 классе на тему «Простые вещества - металлы»Учитель химии...

Простые вещества-металлы. 9 класс.Презентация.

урок-игра по теме : положение металлов в периодической системе и их физические свойства...

Конспект урока по химии в 8 классе по теме "Простые вещества - металлы"

Урок разработан с применением учебных структур Сингапурской методики...

Конспект урока по химии в 8 классе по теме "Простые вещества - металлы"

Урок разработан с применением учебных структур Сингапурской методики...

урок химии в 8-ом классе по теме "Простые вещества - металлы и неметаллы"

Класс: 8Тема урока: Простые вещества металлы и неметаллыБазовый учебник (название, автор): Химия 8 класс Габриелян О.С.Цель урока: создать условия для самостоятельной работы учащихся по определению со...