Урок "Простые вещества - металлы"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока «Простые вещества - металлы»
Урок с элементами исследовательской деятельности
Цели:
- создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации
- способствовать пониманию зависимости между кристаллическим строением металлов и их физическими свойствами
- создать условия для развития навыков самостоятельной исследовательской работы, умения делать выводы, обобщать результаты эксперимента
- воспитание коммуникативных навыков, устойчивой мотивации к изучению химии на основании положительного эмоционального восприятия предмета.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: лабораторный.
- Оборудование: образцы металлов: алюминий, цинк, медь, железо; алюминиевая проволока с кнопками на пластилине, простейшая электрическая цепь, периодическая система химических элементов, мультимедиапроектор, компьютер, электронная презентация.
План урока:
- Актуализация знаний о строении атома, физических смыслах порядкового номера, номера группы, номера периода.
- Формирование знаний о физических свойствах металлов.
- Раскрытие зависимости физических свойств металлов от наличия в них металлической связи и особенностей кристаллического строения.
- Закрепление знаний.
- Контроль знаний.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
- Организационный момент
Проверка отсутствующих учащихся, готовности к уроку.
- Актуализация знаний учащихся
Учитель: Сообщение темы урока и запись ее на доске. (Слайд 1)
Учащиеся записывают тему урока в тетради.
Беседа по вопросам: (Слайд 2)
1. Вещества состоят из молекул, молекулы из атомов. А как устроен атом?
Планируемый ответ (ответ по модели строения атома у доски): В центре атома находится положительно заряженное ядро, а вокруг него на разных энергетических уровнях вращаются электроны. Число электронов должно быть равно заряду ядра атома.
2. Атомы (химические элементы) встречаются двух видов: металлы и неметаллы. А есть ли различие в строении атомов металлов и неметаллов?
Планируемый ответ: Радиус атома металла больше чем у неметалла, а число электронов на последнем электронном уровне меньше (от 1 до 3).
3. А как определить по ПСХЭ заряд ядра, число электронных уровней и число электронов на последнем электронном уровне.
Планируемый ответ: Номер периода химического элемента - заряд ядра; номер периода - число электронных уровней; номер группы -число электронов на последнем уровне.
4. Приглашение сыграть в игру «Крестики-нолики». (Слайд 3)
К Li В Не F А1
Са Mg О К Na Са
Р Al S Р Сu N
Планируемый ответ: Выбирают выигрышный путь – линию, связывающую только металлы
- Целеполагание и мотивация Сообщение целей и задач урока.
Учитель: В природе отдельных атомов не существует, они связываются друг с другом и образуются простые вещества - металлы, которые и использует человек в своей повседневной жизни.
Через века и тысячелетия человек пронес уважение к металлу и мастерам, добывающим и обрабатывающим его. Старинная легенда повествует о таком случае.
Когда закончилось строительство Иерусалимского храма, царь Соломон устроил пиршество, на которое пригласил всех мастеров, принимавших участие в этой грандиозной стройке. Собравшиеся гости приготовились было отведать угощения, как вдруг царь спросил:
- Ну, а кто же из строителей самый главный? Кто больше всех сделал для создания этого чудо-храма?
Поднялся каменщик: (далее слова учеников).
1-й ученик: Разумеется, храм - это наших рук дело, и двух мнений тут быть не может. Мы - каменщики, выложили его кирпич к кирпичу. Взгляните, какие прочные стены, арки, своды. Века простоит он во славу царя Соломона.
2-й ученик: Спору нет, основа храма каменная, - вмешался плотник, - но судите сами, гости дорогие, хорош бы был этот храм, если бы я и мои товарищи не потрудились в поте лица. Приятно было бы вам смотреть на голые стены, не отделай мы их красным деревом да ливанским кедром? А наш паркет из лучших пород самшита - как радует он взор! Мы - плотники, по праву можем считать себя подлинными создателями этого сказочного дворца.
3-й ученик: Смотри в корень, - прервал его землекоп. - Хотел бы я знать, как эти хвастуны (он кивнул в сторону каменщика и плотника) возвели бы храм, если бы мы не вырыли котлован для его фундамента. Да стены вместе с его отделкой рассыпались бы от первого порыва ветра, как карточный домик.
Учитель: Но царь Соломон недаром слыл мудрым. Подозвав к себе каменщика, он спросил:
- Кто сделал твой инструмент?
1-й ученик: - Конечно, кузнец, - ответил удивленный каменщик.
Учитель: А твой? - обратился царь к плотнику.
2-й ученик: Кто же, как не кузнец, - не раздумывая, сказал тот.
Учитель: Ну, а твои лопату и кирку? - поинтересовался Соломон у землекопа.
3-й у ч е н и к: Ты же сам знаешь, царь, что их мог сделать только кузнец, - был его ответ.
Учитель: Тогда царь Соломон встал, подошел к человеку, скромно стоящему в углу. Это и был кузнец. Царь вывел его на середину зала.
- Вот кто главный строитель храма, - воскликнул мудрейший из царей. С этими словами он усадил кузнеца рядом с собой на парчовые подушки и поднес ему чашу, полную вина.
Такова легенда, насчитывающая уже около трех тысячелетий. Мы не можем ручаться за достоверность описанных событий, но, как бы то ни было, в легенде отразилось огромное уважение, которым издревле пользовались мастера, покоряющие металл, заставляющие его служить людям.
Постановка цели урока: Почему же металлы так важны для человека, какими свойствами они обладают, давайте сейчас выясним.
- Формирование новых знаний.
Учитель. Посмотрите, на столе у вас находятся образцы металлов. Рассмотрим их, заполним табличку на листе с записью лабораторная работа «Физические свойства металлов».
Работа осуществляется фронтально. Учитель зачитывает инструктивную карточку, а учащиеся по одному диктуют, как заполнять таблицу.
Учащиеся заполняют таблицу «Физические свойства металлов». Работают по инструктивной карточке.
Лабораторная работа «Физические свойства металлов»
Металл | Прозрачность | Блеск | Прочность | Электропроводность | Тепловодность | Пластичность |
А1 | ||||||
Zn | ||||||
Сu | ||||||
Fe |
Инструктивная карточка
Рассмотрите выданные вам образцы металлов и заполните 1,2,3,6 колонки таблицы.
- Возьмите в руки кусочек алюминия. Посмотрите сквозь него. Можно что-то увидеть. Прозрачен? Поставьте значок в таблице в первую колонку «+» или «-».
- Покрутите алюминий на свету. Блестит? Поставьте значок в таблице во вторую колонку «+» или «-».
- Попробуйте разломить. Поставьте значок в таблице в третью колонку «+» или «-».
- Согните кусочек фольги. Поставьте значок в таблице в шестую колонку «+» или «-».
- Проделайте тоже самое с цинком, медью, железом.
Далее учащиеся работают, комментируя свои действия по одному. Объявляют: какой значок следует поставить в таблицу.
Учитель: У нас с вами остались две колонки в таблице не заполненными: электропроводность и теплопроводность. Убедимся, что металлы действительно обладают такими свойствами.
Демонстрация: Теплопроводность металлов.
Алюминиевую (и другие проволоки) проволоку с прикрепленным пластилином к ней кнопками нагревают с одного конца. Кнопки отпадают поочередно.
Сделаем вывод: металлы проводят тепло. Можно отметить разную способность к теплопроводности.
Заполнение учащимися таблицы (колонка «Теплопроводность»).
Демонстрация: Электропроводность металлов.
Замыкается электрическая цепь (одновременно несколько цепей, в которые включены названные металлы - прижать клеммами кусочки металлов) с лампочкой. Лампочка загорается, значит, металлические провода проводят электрический ток.
Сделаем вывод: металлы проводят электрический ток.
Заполнение учащимися таблицы (колонка «Электропроводность»).
Учитель: Давайте сделаем вывод о том, какими общими свойствами обладают металлы. (Слайд 4)
Запись учащихся в тетрадь.
Вывод: Все металлы не прозрачны, блестящие, твердые, проводят электрический ток, проводят тепло, пластичны.
Учитель: Металлы отличаются друг от друга по перечисленным физическим свойствам, кроме того по температуре плавления, по твердости, по плотности. В каждой номинации есть свой победитель, то есть самый…
Самый блестящий – серебро (Слайд 5)
Самый лучший проводник тепла и электричества – серебро (Слайд 6)
Самый пластичный – золото: один грамм золота можно вытянуть в проволоку длиной три километра (Слайд 7)
Самый легкий – литий (плотность – 0,53 г/см3) (Слайд 8)
Самый тяжелый – осмий (плотность – 22, 6 г/см3) (Слайд 9)
Самые мягкие – щелочные металлы: они легко режутся ножом (Слайд 10)
Самый твердый – хром : он царапает стекло (Слайд 11)
Самый легкоплавкий – ртуть (tпл. = - 38,9°С) (Слайд 12)
Самый тугоплавкий – вольфрам (tпл. = 3390°С) (Слайд 13)
Учитель: Такие свойства металлов, как электропроводность и теплопроводность возможны благодаря подвижности электронов. Свободные электроны отражают дневной свет, поэтому металлы блестят и не прозрачны. Благодаря свободным электронам возможно смещение одного слоя кристаллической решетки относительно другого, поэтому металлы пластичны.
- Закрепление
Учитель: Я прочитаю вам стихи, после чего вы ответите на мои вопросы.
Да! Целые века недаром, Назвали именем металлов О! Металлическая связь! О ней скажу я, не скупясь: Волшебница и чаровница Иная, вряд ли с ней сравнится. Придаст металлам блеск чудесный, И механизм тут интересный. Свет, поглощается поверхностью металла В ответ же электроны (их не мало) Нам посылают волны излучения. И это электронное волнение, С тобою мы, как блеск воспринимаем, Металл от неметалла отличаем. А лучше всех известно всем давно, Свет отражает: ртуть, медь, серебро. Не тратьте понапрасну силы даром, Металл не враз разрушите ударом. Природа очень мудро поступила Пластичностью металлы наградила И в этом свойстве миллионы лет У золота соперников достойных нет! | Кусочек малый весом грамм всего В нить можно вытянуть до дома моего. Свет вдруг погас. И сразу безысходность.. Металлов свойство - электропроводность Позволило вдохнуть в ночную тьму Искусственные «солнце» и «луну». Бежит, спешит ток в медных проводах В посёлках, деревнях и городах, И сразу в каждом доме мир светлей, Добрее, интересней и теплей. Металлам свойство важное дано Они проводят хорошо тепло. Забыл, как это свойство называется. Пусть кто-нибудь помочь мне постарается. На этом рассуждение прерву Металлам оду после допишу. |
Вопросы:
- Какие века называли в честь металлов?
- Какой вид связи в металлах?
- Какие физические свойства обуславливает металлическая связь?
- Назовите самый пластичный металл?
- А какой металл лучше проводит электричество?
- Какое свойство просит подсказать автор?
- Контроль знаний.
Учитель: А теперь найдите на своих столах карточки-задания и заполните их.
«Атом __ имеет заряд ядра __, __электронных уровня, _______ электронов на последнем уровне. Простое вещество _________ обладает следующими свойствами __________________________________________________________________»
(1 вариант – магний, 2 вариант - алюминий).
Учащиеся заполняют карточки-задания. Правильные ответы – слайды 14,15.
- Подведение итогов урока, выставление оценок. Комментарий учителя.
- Рефлексия
Я попрошу вас ответить на вопросы
«Что вы сегодня узнали нового?»,
«Что хотели бы еще узнать?»
Для этого допишите предложения, посвященные сегодняшнему уроку:
Сегодня я узнал (а)______________________________________
Я удивился (лась)_______________________________________
Теперь я умею _________________________________________
Я хотел (а) бы __________________________________________
- Домашнее задание. § 13, составить схемы электронного строения атомов азота, серы, хлора (в тетради для домашних работ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Простые вещества. Металлы.
Цели урока:Повторить особенности строения атомов металлов, изменение металлических свойств по периодам и главным подгруппам, металлическую связь.Познакомить учащихся с общими физическими свойств...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Простые вещества - металлы.
Класс8 Тема и номер урока в темеТема «Простые вещества - металлы» урок №1 Базовый учебникО.С.Габриелян «Химия 8 класс» Цель урока: Образовательная цель: сформировать п...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе на тему «Простые вещества - металлы»
Методическая разработка урока по химии в 8 классе на тему «Простые вещества - металлы»Учитель химии...
Простые вещества-металлы. 9 класс.Презентация.
урок-игра по теме : положение металлов в периодической системе и их физические свойства...
Конспект урока по химии в 8 классе по теме "Простые вещества - металлы"
Урок разработан с применением учебных структур Сингапурской методики...
Конспект урока по химии в 8 классе по теме "Простые вещества - металлы"
Урок разработан с применением учебных структур Сингапурской методики...
урок химии в 8-ом классе по теме "Простые вещества - металлы и неметаллы"
Класс: 8Тема урока: Простые вещества металлы и неметаллыБазовый учебник (название, автор): Химия 8 класс Габриелян О.С.Цель урока: создать условия для самостоятельной работы учащихся по определению со...