Программа ФГОС 8 кл 2018-2019
рабочая программа по химии (8 класс)
Рабочая программа по учебному предмету «химия» является составляющей частью Основной образовательной программы основного общего образования, МБОУ СОШ №5 (утверждена приказом директора от 30.08.18г. № 115).
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки от 17.12.2010 №1897 (в ред. от 31.12.2015 № 1577);
В соответствии с Учебным планом МБОУ СОШ №5 учебный предмет «химия» является обязательным для изучения на уровне основного общего образования.
На реализацию данной рабочей программы в 8 и 9 классе отведено по 68 часов из расчёта 2 часа в неделю
и продолжительности учебного года 34 недели.
Цель реализации рабочей программы:
Цели химического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Основное общее образование - вторая ступень общего образования. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Главные цели основного общего образования состоят в:
- формировании целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;
- приобретении опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания;
- подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение химии. Которое призвано обеспечить:
- формирование системы химических знаний как компонента естественно-научной картины мира;
- развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
- выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности;
- формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.
Целями изучения химии в основной школе являются:
- формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
- формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;
- приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
- ознакомление учащихся с химической промышленностью, технологическими процессами на предприятиях РХ, продукцией, её использованием и экологическими проблемами, возникающими в процессе производства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fgos_8_kl_2018-2019.doc | 305.5 КБ |
Предварительный просмотр:
6ч
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Муниципального образования город Саяногорск
средняя общеобразовательная школа №5
655600 Республика Хакасия г. Саяногорск, Советский мкр., д.11. Тел. 8(39042) 68900
Рабочая программа
по химии 8-9 класс
составлена на основании приказа МОиН РФ №1577 от 31.12.15 г.
«О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденных приказом МОиН РФ № 1897 от 17.12.10г.»
Составитель:
Стреколовская Нина Николаевна
учитель химии
высшая квалификационная категория
г. Саяногорск, 2018
Аннотация к рабочей программе учебного предмета
«химия»
Рабочая программа по учебному предмету «химия» является составляющей частью Основной образовательной программы основного общего образования, МБОУ СОШ №5 (утверждена приказом директора от 30.08.18г. № 115).
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки от 17.12.2010 №1897 (в ред. от 31.12.2015 № 1577);
В соответствии с Учебным планом МБОУ СОШ №5 учебный предмет «химия» является обязательным для изучения на уровне основного общего образования.
На реализацию данной рабочей программы в 8 и 9 классе отведено по 68 часов из расчёта 2 часа в неделю
и продолжительности учебного года 34 недели.
Цель реализации рабочей программы:
Цели химического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Основное общее образование - вторая ступень общего образования. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Главные цели основного общего образования состоят в:
- формировании целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;
- приобретении опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания;
- подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение химии. Которое призвано обеспечить:
- формирование системы химических знаний как компонента естественно-научной картины мира;
- развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
- выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности;
- формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.
Целями изучения химии в основной школе являются:
- формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
- формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;
- приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
- ознакомление учащихся с химической промышленностью, технологическими процессами на предприятиях РХ, продукцией, её использованием и экологическими проблемами, возникающими в процессе производства.
Содержание учебного предмета ориентировано на овладение УУД:
Метапредметных, Регулятивных, Познавательных , Коммуникативных .
Содержание учебного предмета в 8 классе включает разделы:
1. Введение - 5 час
2. Атомы химических элементов – 9 час
3. Простые вещества - 6 час
4. Соединения химических элементов 12 час
5. Изменения, происходящие с веществами 12 час
6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов 22 час.
Содержание учебного предмета в 9 классе включает разделы:
1. Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева 9 час.
2. Металлы 19 час.
3. Неметаллы 23 час.
4. Органические вещества 11 час.
5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. 6 час.
Используемый учебник: О.С.Габриелян
Рабочая программа составлена учителем Стреколовской Н.Н., высшая квалификационная категория.
Планируемые результаты освоения образовательной программы по химии в основной школе
В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы:
1. Личностные результаты
2. Метапредметные результаты
3. Предметные результаты
Личностные результаты освоения программы:
8-й класс
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
9-й класс
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
– осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;
– с учётом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
– учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения.
Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих.
Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.
Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.
Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.
Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.
Средством развития личностных результатов служат учебный материал и продуктивные задания учебника, нацеленные на 6-ю линию развития – умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе.
Предметные результаты освоения программы.
8 класс
Ученик научится:
• описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-
следственные связи между данными характеристиками вещества;
• раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;
изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических
• реакций с помощью химических уравнений;
• вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю
химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;
• сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
• классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;
• пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
• проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
• различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.
• классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерные, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;
• раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;
• описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;
• характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;
• различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую; изображать электронно-ионные | формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;
• выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических;
• характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;
• характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева;
• объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;
• называть признаки и условия протекания химических реакций;
• устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно-восстановительные); 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);
• составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;
• прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;
• составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;
• выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;
приготовлять растворы с определённой массовой долей рас творённого вещества;
• определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов
;проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных катионов и анионов.
Ученик получит возможность научиться:
• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по
использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
• использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских
проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной
коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.
• осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности.
В основной школе химии будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении химии, обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения химии, обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
9 класс
Ученик научится:
- характеризовать химический элемент и его положение в ПСХЭ;
- объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и малых подгрупп;
- находить амфотерные оксиды и гидроксиды, объяснять сущность амфотерности;
- характеризовать химические реакции по различным признакам;
- устанавливать зависимость скорости химических реакций от различных условий;
Ученик получит возможность научиться:
- различать смысловые отличия фраз, характеризующие ХЭ и простое вещество с тем же названием;
- анализировать, сопоставлять, обобщать полученные данные с шаблоном;
- систематизировать знания о классификации неорганических веществ;
- расширить свои знания о химических реакциях;
- повторить классификацию химических реакций по разным признакам;
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД: 8-й класс
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
9-й класс
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
- Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
- Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
- Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
- Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
- В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
- Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
- Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
- Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
8-й класс
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
9-й класс
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
- Давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
- Обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
- Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
- Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
- Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
- Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-й линии развития:
- осознание роли веществ;
- рассмотрение химических процессов;
- использование химических знаний в быту;
- объяснение мира с точки зрения химии;
- овладение основами методов естествознания;
Коммуникативные УУД: 8-й класс 9-й класс
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом.
- Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
- В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
- Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
- Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
- Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и работа в малых группах, также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется в ходе внутришкольного мониторинга. Содержание и периодичность внутришкольного мониторинга устанавливается решением педагогического совета. Инструментарий строится на межпредметной основе и включает диагностические материалы по оценке читательской грамотности, ИКТ-компетентности, сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий.
Наиболее адекватными формами оценки
- читательской грамотности служит письменная работа на межпредметной основе;
- ИКТ-компетентности – практическая работа в сочетании с письменной (компьютеризованной) частью;
- сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий – наблюдение за ходом выполнения групповых и индивидуальных учебных исследований и проектов.
Каждый из перечисленных видов диагностик проводится с периодичностью один раз в год.
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
Результатом (продуктом) проектной деятельности является любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
в) отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и направленности проекта, а также критерии оценки проектной работы разработаны с учетом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования, изложены в «Положении об организации проектной и учебно-исследовательской деятельности МБОУ СОШ №5».
Региональное содержание:
Полезные ископаемые РХ.
Значение химии в жизни региона (продукция промышленных предприятий
экономическая мощь региона, выбросы промышленных предприятий (экологические проблемы).
Металлы, получаемые на предприятиях региона, их применение, обусловленное физическими
свойствами.
Металлоперерабатывающие цеха (получение, ковка, прокатка металлов. СААЗ, ХАЗ, Саянал)
ООО «Туимский завод по обработке цветных металлов». Продукция и услуги: прокат цветных металлов, проволока из цветных металлов, прутки, слитки латунные, провода медные, эмалированные
Абаканский филиал ОАО «Евразруда» Продукция и услуги: добыча железной руды, производство железного концентрата и нерудных строительных материалов
Тёйский филиал ОАО «Евразруда». Продукция и услуги: добыча железной руды, производство железного концентрата и нерудных строительных материалов.ООО «Сорский ГОК» ЗАО «Союзметаллресурс». Продукцияи услуги: производство молибденового и медного концентрата.
ООО «Сорский ФМЗ» ЗАО «Союзметаллресурс» , г. Сорск. Продукция и услуги: Производство ферромолибдена
ОАО «Коммунаровский рудник» ОАО «ЮЖУРАЛЗОЛОТО» Продукция и услуги: руды драгоценных металлов (золото)
ООО «Сибирь» Золотодобывающая компания Продукция и услуги: руды драгоценных металлов (золото)
ЗАО «Артель старателей Хакасия» Золотодобывающая компани. Продукция и услуги: руды драгоценных металлов (золото). Запасы угля в регионе
ООО Угольная Компания «Разрез Степной» Продукция и услуги: уголь каменный
Оксидные руды региона (железняки), глина, их значение. Примеры применения оксидов в быту, вредные выбросы промышленных предприятий, транспорта.
Примеры применения оснований в быту и на промышленных предприятиях РХ.
Примеры применения кислот в быту и на промышленных предприятиях РХ.
Месторождения минералов и горных пород в регионе. Соли в природе. Изербельское месторождение мрамора,Соли в составе минеральных вод РХ.
Очистка питьевой воды в городе Саяногорске.
Применение физических явлений (разделение смесей) в народном хозяйстве:
- Маслоочистительные цеха «Саянмолоко»
-Очистка питьевой воды в городе.
Превращения веществ, происходящие в природе и в результате хозяйственной деятельности человека.
Водные ресурсы, их состояние, охрана, значение растворов для природы и сельского хозяйства в РХ.
Биогенная роль ионов калия, натрия, хлора и др. Роль ионов водорода в питании растений. Заболевания растений, животных, человека, вызываемые избытком или недостатком ионов, способы борьбы с ними. Реакции ионного обмена, встречающиеся на химических производствах РХ.
Свойства кислотных оксидов. Кислотные дожди.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности и формируемых УУД
Основное содержание по разделам | Основная цель | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Формируемые УУД (по разделам) |
8 класс | |||
Введение. Первоначальные химические понятия. 5ч. | |||
Предмет химии. Тела и вещества. НРЭСО. Значение химии в жизни региона (продукция промышленных предприятий). Полезные ископаемые РХ. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, моделирование. Физические и химические явления. Чистые вещества и смеси. Источники химической информации, её получение, анализ и представление её Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия. Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в ХVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки - работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева. Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах. Демонстрации: 1. Модели (шаростержневые и Стюарта-Бриглеба) различных простых и сложных веществ. 2.Коллекция стеклянной химической посуды. 3. Коллекция минералов и изделий на их основе на основе алюминия. 4. Взаимодействие мрамора с кислотой и помутнение известковой воды. Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле. Лабораторные опыты: 1. Сравнение свойств твердых кристаллических веществ и растворов. 2. Сравнение скорости испарения воды, одеколона и этилового спирта с фильтровальной бумаги | Определять понятия «атом», «молекула», «химический элемент», «вещество», «простое вещество», «сложное вещество», «свойства веществ». Ознакомиться с методами познания в химии, полезными ископаемыми РХ. Ознакомиться с химической символикой, Периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева, ее структурой | Различать, описывать и сравнивать предметы изучения естественнонаучных дисциплин, в том числе химии. Классификация веществ по составу на простые и сложные. Характеризовать основные методы изучения естественнонаучных дисциплин. Различать тела и вещества; химический элемент и простое вещество. Описывать формы существования химических элементов; свойства веществ. Выполнять непосредственное наблюдение и анализ свойств веществ и явлений, происходящих с веществами, с соблюдением правил техники безопасности. Оформлять отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы. | Регулятивные УУД 1.Сформировать умение адекватно оценивать свои знания и умения. 2.Формировать интеллектуальные и творческие способности. 3.Формирование понятия о химии и ее роли в жизни человека Познавательные УУД 1.Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; 2.Формирование умения наблюдать, делать выводы при проведении опытов, умения работать с книгой и с периодической системой. Коммуникативные УУД 1.Сформировать умение представлять проделанную работу 2. Формирование умения работать в парах, отвечать на вопросы учителя, умение использовать химический язык, умение работать с химической посудой. Личностные УУД 1. Формирование интереса к новому предмету. 2. Осознать необходимость учиться |
Атомы химических элементов. 9ч | |||
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса». Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента - образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи. Понятие о валентности как свойстве атомов образовывать ковалентные химические связи. Составление формул бинарных соединений по валентности. Нахождение валентности по формуле бинарного соединения. Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой - образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи. Лабораторные опыты. 3. Моделирование принципа действия сканирующего микроскопа. 4.Изготовление моделей молекул бинарных соединений. | Изучить: -строение атома ХЭ как формы существования химических элементов и как простого вещества. - физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. -- образование положительных и отрицательных ионов. - взаимодействие атомов химических элементов между собой. -виды химической связи. | Определять понятия «протон», «нейтрон», «электрон», «массовое число». Описывать состав атомов элементов № 1—20 в таблице Д. И. Менделеева. Получать химическую информацию из различных источников. Определять понятия «протон», «нейтрон», «электрон», «массовое число». Описывать состав атомов элементов № 1—20 в таблице Д. И. Менделеева. Получать химическую информацию из различных источников. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Формулировать проблему и находить её решение. Определять понятия «изотоп», «химический элемент». Определять понятия «электронный слой», «энергетический уровень». Составлять схемы распределения электронов по электронным слоям в электронной оболочке атомов. Давать определение электронному облаку. Классифицировать электронные облака по форме и энергии. Определять понятия «ковалентная полярная связь», «электроотрицательность», «валентность». Определять понятие «ковалентная неполярная связь». Составлять схемы образования ковалентной полярной, неполярной химической связи. Использовать знаковое моделирование. Определять тип химической связи по формуле вещества. Приводить примеры веществ с ковалентной неполярной и полярной связью. Характеризовать механизм образования ковалентной связи. Устанавливать причинно-следственные связи: состав вещества — вид химической связи Определять понятие «металлическая связь». Составлять схемы образования металлической химической связи. Использовать знаковое моделирование. Определять тип химической связи по формуле вещества. Приводить примеры веществ с металлической связью. Характеризовать механизм образования металлической связи. Устанавливать причинно-следственные связи: состав вещества — тип химической связи. | Регулятивные УУД 1. Формирование понятий о строении атома, химической связи и ее видах. Познавательные УУД 1. Формирование умения работать с книгой, умения интегрировать знания из физики в химию. Коммуникативные УУД 1. Формирование умения слушать учителя, вести диалог с учителем и другими учащимися. Личностные УУД 1. Формирование интереса к конкретному химическому элементу, поиск дополнительной информации |
Простые вещества 6ч. | |||
Простые вещества – металлы. НРЭСО. Металлы, получаемые на предприятиях региона, их применение, обусловленное их физическими свойствами. Простые вещества – неметаллы. Аллотропия. НРЭСО. Добыча и запасы угля в регионе. Простые вещества металлы и неметаллы. Аллотропия. Количество вещества. Молярная масса и молярный объем. Относительная плотность. Количество вещества. Молярная масса и молярный объем. Относительная плотность. | Дать понятие «простым веществам на примере металлов и неметаллов. Объяснить многообразие неметаллов явлением аллотропии. Дать понятие «Количество вещества». «Молярная масса и молярный объем». «Относительная плотность». | Различать простые вещества металлы и неметаллы. Объяснять явление аллотропии. Применять понятия «Количество вещества. Молярная масса и молярный объем. Относительная плотность. Количество вещества. Молярная масса и молярный объем. Относительная плотность» при решении задач. | Регулятивные УУД 1. Формирование понятий о простых и сложных веществах, явлении аллотропия, количественных характеристиках вещества. Познавательные УУД Формирование умений применять количественные характеристики вещества при решении задач. Коммуникативные УУД Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Личностные УУД Формирование интеллектуальных и творческих способностей. |
Соединения химических элементов. 15ч | |||
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. НРЭСО. Оксидные руды региона (железняки), глина, их значение. Применение оксидов в быту. Оксиды вредные выбросы промышленных предприятий, транспорта. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак. Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция. НРЭСО. Месторождения минералов и горных пород в регионе. Соли в природе. Соли в составе минеральной воды. Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения. Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия доля. Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Кислотно-щелочные индикаторы, изменение их окраски в различных средах. Универсальный индикатор и изменение его окраски в различных средах. Шкала рH. Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей, дистилляция воды. 7. Качественная реакция на углекислый газ. 8. Ознакомление с коллекцией солей. 9. Ознакомление с коллекцией веществ с разным типом кристаллической решетки. 10.Изготовление моделей кристаллических решеток. 11. Ознакомление с образцами горных пород. | Определять понятия «степень окисления», «валентность». Сравнивать валентности и степени окисления. Научиться составлять формулы химических соединений. Ознакомить с основными классами неорганических соединений и их свойствами. Ознакомить с разными типами решения расчётных задач. | Определять понятие «оксиды». Определять принадлежность неорганических веществ к классу оксидов по формуле. Определять валентности и степени окисления элементов в оксидах. Описывать свойства отдельных представителей оксидов. Составлять формулы и названия оксидов. Классифицировать изучаемые вещества по составу, развивая информационную компетентность. Проводить наблюдения (в том числе опосредованные) свойств веществ и происходящих с ними явлений, с соблюдением правил техники безопасности; оформлять отчёт с описанием эксперимента, его результатов и выводов. Определять понятия «основание», «щёлочь», «качественная реакция», «индикатор». Классифицировать основания по растворимости в воде. Определять принадлежность неорганических веществ к классу оснований по формуле. Определять степень окисления элементов в основаниях. Описывать свойства отдельных представителей оснований. Составлять формулы и названия оснований. Использовать таблицы растворимости для определения растворимости оснований. Устанавливать генетическую связь между оксидом и основанием и наоборот. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. Определять понятия «кислота», «кислородсодержащие кислоты», «бескислородные кислоты», «кислотная среда», «щелочная среда», «нейтральная среда», «шкала pH». Классифицировать кислот по основности и содержанию кислорода. Определять принадлежность неорганических веществ к классу кислот по формуле. Определять степень окисления элементов в кислотах. Описывать свойства отдельных представителей кислот. Составлять формулы и названия кислот. Использовать таблицу растворимости для определения растворимости кислот. Устанавливать генетическую связь между оксидом и гидроксидом и наоборот. Проводить наблюдения (в том числе опосредованные) свойств веществ и происходящих с ними явлений с соблюдением правил техники безопасности; оформлять отчёт с описанием эксперимента, его результатов и выводов. Исследовать среды раствора с помощью индикаторов. Экспериментально различать кислоты и щёлочи с помощью индикаторов. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. Определять понятие «соль». Определять принадлежность неорганических веществ к классу солей по формуле. Определять степень окисления элементов в солях. Описывать свойства отдельных представителей солей. Составлять формулы и названия солей. Использовать таблицу растворимости для определения растворимости солей. Проводить наблюдения (в том числе опосредованные) свойств веществ и происходящих с ними явлений, с соблюдением правил техники безопасности; оформлять отчёт с описанием эксперимента, его результатов и выводов. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. Определять понятия «Типы кристаллических решеток» «смесь», «массовая доля растворённого вещества», «объёмная доля вещества в смеси». Проводить наблюдения (в том числе опосредованные) свойств веществ и происходящих с ними явлений с соблюдением правил техники безопасности; оформлять отчёт с описанием эксперимента, его результатов и выводов. Решать задачи с использованием понятий «массовая доля элемента в веществе», «массовая доля растворённого вещества», «объёмная доля газообразного вещества». Работать с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности. Выполнять простейшие приёмы обращения с лабораторным оборудованием: с воронкой, с фильтром, со спиртовкой. Наблюдать за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами. Описывать химический эксперимент с помощью русского языка и языка химии. Составлять выводы по результатам проведённого эксперимента. | Регулятивные УУД 1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). 2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. 3.Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 4.Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно 5. Формирование понятия о степени окисления, классов соединений, чистых веществах и смесях. Познавательные УУД 1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений 2. Умение работать с учебником, умение сопоставлять, работать с формулами. 3. Составлять план и последовательность действий. Сравнивают свой способ действия с эталоном Коммуникативные УУД . Формирование умения слушать учителя, вести диалог с учителем и другими учащимися. Личностные УУД 1. Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку |
Изменения, происходящие с веществами. 12ч. | |||
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование. НРЭСО. Применение физических явлений (разделение смесей) в народном хозяйстве: 1.Металлообрабатывающие цеха (ковка, прокатка металлов); 2.Маслоочистительные цеха «Саянмолоко» 3. Очистка питьевой воды в городе. Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами. Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца. Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения – электролиз воды. Реакции соединения – взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения – взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция). б) растворение перманганата калия; в) возгонка йода или бензойной кислоты. Примеры химических явлений: а) горение магния; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода. Лабораторные опыты. 12. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 13. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом. Практикум 1. Простейшие операции с веществами
2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание (домашний эксперимент) 3. Анализ почвы и воды (домашний эксперимент) | Ознакомить: - с физическими и химическими явлениями. - химическими реакциями и условиями их протекания. - химическими уравнениями, их составлением. - решением разных типов задач. | Определения понятий «дистилляция, или перегонка», «кристаллизация», «выпаривание», «фильтрование», «возгонка, или сублимация», «отстаивание», «центрифугирование». Установление причинно-следственных связей между физическими свойствами веществ и способом разделения смесей. Определять понятия «химическая реакция», «реакции горения», «экзотермические реакции», «эндотермические реакции». Наблюдать и описывать признаки и условия течения химических реакций, делать выводы на основании анализа наблюдений за экспериментом. Работать с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности. Наблюдать за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами. Изучать строение пламени исследовательским способом, выдвигать гипотезы и проверять их экспериментально. Описывать химический эксперимент с помощью русского языка и языка химии. Составлять выводы по результатам проведённого эксперимента. Определять понятие «химическое уравнение». Объяснять закон сохранения массы веществ с точки зрения атомно-молекулярного учения. Составлять уравнения химических реакций на основе закона сохранения массы веществ. Классифицировать химические реакции по тепловому эффекту. Выполнять расчёты по химическим уравнениям на нахождение количества, массы или объёма продукта реакции по количеству, массе или объёму исходного вещества; с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворённого вещества или содержит определённую долю примесей. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Формулировать проблему и находить её решение. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Регулятивные УУД 1.Сформировать умение адекватно оценивать свои знания и умения. 2.Формировать интеллектуальные и творческие способности. Познавательные УУД 1. Умение работать с учебником, периодической системой, алгоритмом расставления коэффициентов в химических уравнениях; умение интегрировать знания из физики в химию. Коммуникативные УУД 1. Умение вести диалог, работать в парах, работать с учителем. Личностные УУД 1. Умение интегрировать полученные знания в практической жизни. |
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. 21ч. | |||
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства. НРЭСО Водные ресурсы, их состояние, охрана, значение растворов для природы и сельского хозяйства в регионе. Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. НРЭСО. Биогенная роль ионов калия, натрия, хлора и др. Реакции ионного обмена, встречающиеся на производствах региона. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений. Классификация ионов и их свойства. Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями - реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот. Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании. Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах. НРЭСО. Свойства кислотных оксидов. Кислотные дожди. Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. НРЭСО. Окислительно- восстановительные реакции при производстве алюминия. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Свойства простых веществ - металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах. Лабораторные опыты. 14. Взаимодействие растворов хлорида натрия и нитрата серебра. 15.Получение нерастворимого гидроксида и взаимодействие его с кислотами. 16. Взаимодействие кислот с основаниями. 17. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. 18. Взаимодействие кислот с металлами. 19. Взаимодействие кислот с солями. 20. Взаимодействие щелочей с кислотами. 21. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов. 22. Взаимодействие щелочей с солями. 23. Получение и свойства нерастворимых оснований. 24. Взаимодействие основных оксидов с кислотами. 25. Взаимодействие основных оксидов с водой. 26. Взаимодействие кислотных оксидов со щелочами. 27. Взаимодействие кислотных оксидов с водой. 28. с кислотами. 29. Взаимодействие солей с щелочами. 30. Взаимодействие солей с солей с солями. 35. Взаимодействие растворов солей с металлами. Практикум 2. Свойства растворов электролитов 1.Условия течения химических реакций между растворами электролитов до конца. 2.Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. Учебные экскурсии: Экскурсии в краеведческий музей. Экскурсия на водоочистные сооружения. Экскурсия на СААЗ. | Рассмотреть: растворение как физико-химический процесс. - Механизм электролитической диссоциации, основные положения теории электролитической диссоциации. -диссоциацию основных классов неорганических соединений с точки зрения ТЗД. - реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. | Определять понятия «раствор», «гидрат», «кристаллогидрат», «насыщенный раствор», «ненасыщенный раствор», «пересыщенный раствор», «растворимость». Определять растворимость веществ с использованием кривых растворимости. Характеризовать растворение с точки зрения атомно-молекулярного учения. Использовать таблицу растворимости для определения растворимости веществ в воде. Составлять на основе текста графики, в том числе с применением средств ИКТ. Работать с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности. Выполнять простейшие приёмы обращения с лабораторным оборудованием: с мерным цилиндром, с весами. Наблюдать за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами. Описывать эксперимент с помощью русского языка и языка химии. Составлять выводы по результатам проведённого эксперимента. Приготавливать растворы с определённой массовой долей растворённого вещества. Приготавливать раствор и рассчитывать массовую долю растворённого в нём вещества. Определять понятия «электролитическая диссоциация», «электролиты», «неэлектролиты». Делать пометки, выписки и цитировать текст. Определять понятия «степень диссоциации», «сильные электролиты», «слабые электролиты», «катионы», «анионы», «кислоты», «основания», «соли». Составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований и солей. Иллюстрировать примерами основные положения теории электролитической диссоциации; генетическую взаимосвязь между веществами (простое вещество — оксид—гидроксид— соль). Различать компоненты доказательства (тезисы, аргументы и формы доказательства). Определять понятия «ионные реакции». Составлять молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций с участием электролитов. Наблюдать и описывать реакции между электролитами с помощью русского языка и языка химии. Составлять характеристики общих химических свойств кислот с позиций теории электролитической диссоциации. Составлять молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций с участием кислот. Наблюдать и описывать реакции с участием кислот с помощью русского языка и языка химии. Проводить опыты, подтверждающие химические свойства кислот, соблюдать правила техники безопасности. Определять понятия «основания». Составлять характеристику общих химических свойств оснований (щелочей и нерастворимых оснований) с позиций теории электролитической диссоциации. Составлять молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций с участием оснований. Наблюдать и описывать реакции оснований с помощью русского языка и языка химии. Проводить опыты, подтверждающие химические свойства оснований, соблюдать правила техники безопасности. Составлять доклад по теме, определённой учителем. Определять понятия «несолеобразующие оксиды», «солеобразующие оксиды», «осно́вные оксиды», «кислотные оксиды». Составлять характеристики общих химических свойств солеобразующих оксидов (кислотных и осно́вных) с позиций теории электролитической диссоциации. Составлять молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций с участием оксидов. Наблюдать и описывать реакции оксидов с помощью русского языка и языка химии. Проводить опыты, подтверждающие химические свойства оксидов, соблюдать правила техники безопасности. Составлять доклад по теме, определённой самостоятельно. Определять понятия «средние соли», «кислые соли», «осно́вные соли». Составлять характеристики общих химических свойств солей с позиций теории электролитической диссоциации. Составлять молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций с участием солей. Наблюдать и описывать реакции солей с помощью русского языка и языка химии. Проводить опыты, подтверждающие химические свойства солей, соблюдать правила техники безопасности. Составлять доклад по теме, определённой самостоятельно. | Регулятивные УУД Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий Познавательные УУД 1. Формирование умения работать с учебником, алгоритмами составления ионных уравнений и расстановки коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях. Коммуникативные УУД 1. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Личностные УУД 1. Формирование умения интегрировать знания о растворах, кислотах, основаниях, солях и оксидах в повседневную жизнь |
9 класс | |||
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности и формируемых УУД | |||
Основное содержание по разделам | Основная цель | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Формируемые УУД (по разделам) |
Общая характеристика химических элементов и химических реакций Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева-9ч. | |||
Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Химическая организация живой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и земной коры. Химические элементы в клетках живых организмов. Макро- и микроэлементы. Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: «число и состав реагирующих и образующихся веществ», «тепловой эффект», «направление», «изменение степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества», «фаза», «использование катализатора». Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты. Демонстрации. Различные формы таблицы Д. И.Менделеева. Модели атомов элементов 1—-го периодов. Модель строения земного шара (поперечный разрез). Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ («кипящий слой»). Лабораторные опыты 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств. 2. Моделирование построения Периодической системы химических элементов Д. И.Менделеева Диагностическая контрольная работа | Способствовать формированию умений характеризовать химический элемент на основании положения его в Периодической системе Д. И. Менделеева. Воспитывать интерес к окружающему миру. | Научится характеризовать химический элемент на основании положения его в Периодической системе Д. И. Менделеева. Различать смысловые отличия фраз, характеризующие химический элемент и простое вещество с тем же названием. | Регулятивные УУД Сличать способ и результат своих действий с эталоном, обнаруживать отличия от него; выделять и осозновать то, что уже изучено и что ещё подлежит изучению; осозновать свой уровень и качество усвоения знаний. Познавательные УУД Строить логические цепи рассуждений, закреплять знания о Периодической системе Д. И. Менделеева. И строении атома. Коммуникативные УУД Развивать навыки коммуникативной деятельности. Личностные УУД Формировать навыки логического мышления и речи. |
Тема 1. Металлы 19 ч. | |||
Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Металлы в природе. Общие способы их получения. Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов —оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения. Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений. Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства. Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами. Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств. Взаимодействие железа с соляной кислотой. Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств. Практические работы. 1. Осуществление цепочки химических превращений. 2. Получение и свойства соединений металлов. 3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов. Контрольная работа №1 по теме: Металлы» | Сформировать представление о металлах; способствовать усвоению материала о положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, особенностях строения атомов металлов, свойствах металлов и их соединений, основанных на их строении Роли металлов и их соединений в жизни человека. | Устанавливать зависимость физических свойств металлов от их положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Расширить знания о металлах и их соединениях в практической деятельности и повседневной жизни. | Регулятивные УУД Составлять план и последовательность действий; вносить коррективы и дополнения в способы своих действий в случае расхождения с эталоном реального действия и его продукта. Познавательные УУД Осуществлять поиск и выделение необходимой информации; проводить анализ способов решения задач с точки зрения их рациональности и экономичности. Коммуникативные УУД Учиться управлять поведением партнёра; убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать действия. Личностные УУД Формировать ответственное отношение к учению, готовить и способствовать к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению, коммуникативную компетентность в образовательной деятельности. |
В Тема 3. Неметаллы – 23ч | |||
Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе химических элементов Д. И.Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл». Водород. Положение водорода в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение. Вода. Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды. Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства воды. Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры. Минеральные воды. Дистиллированная вода, ее получение и применение. Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты. Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения. Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения. Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности. Демонстрации. Получение и распознавание водорода. Качественная реакция на галогенид-ионы.. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Лабораторные опыты. Ознакомление с составом минеральной воды. 30. Свойства разбавленной серной кислоты. Изучение свойств аммиака. Распознавание солей аммония. Горение фосфора на воздухе и в кислороде. Распознавание фосфатов. Горение угля в кислороде. Переход карбонатов в гидрокарбонаты. Практическая работа. 4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». 5. Получение, собирание и распознавание газов. Контрольная работа №2 по теме : Неметаллы» | Способствовать формированию понятия о неметаллах и их соединениях. Воспитывать интерес к окружающему миру. Содействовать пониманию значимости химических знаний для управления различными процессами. | Давать характеристику неметаллам на основе их положение в Периодической системе химических элементов Д. И.Менделеева; сравнивать неметаллы с металлами, систематизировать и расширять знания о неметаллах и их соединениях. Расширить знания о неметаллах и их соединениях в практической деятельности и повседневной жизни человека. | Регулятивные УУД Вносить коррективы и дополнения в способ своих действий в случае с расхождения с эталоном реального действия и его продукта, предвосхищать результат и уровень усвоения. Познавательные УУД Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий, определять основную и второстепенную информацию. Коммуникативные УУД Проявлять готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Личностные УУД Формировать желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе, положительное отношение к учению, познавательной деятельности. |
Тема 5 Органических соединение - 11ч | |||
Предмет органической химии. Многообразие органических соединение. Непредельные углеводороды: этилен. Предельные углеводороды . Кислородсодержащие соединения. Понятие об аминокислотах и белках. Углеводы. Полимеры. Обобщение знаний по курсу органической химии. Контрольная работа по теме Органические соединения | Ознакомить с предметом органической химии, основными классами органических соединений. | Давать характеристику основным классам органических соединений и их свойствам. Выполнять расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций. | Регулятивные УУД Формирование понятия об органичекой химии и ее роли в жизни человека Познавательные УУД Строить логические цепи рассуждений между классами органических соединений. Коммуникативные УУД Умение вести диалог, работать в парах, работать с учителем. Личностные УУД Формирование интереса к новому предмету - органической химии. |
Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации (ГИА)-6ч. | |||
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И.Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение Периодического закона. Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. Классификация химических реакций по различным. Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее. Обратимость химических реакций и способы смещения химического равновесия. Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды и гидроксиды (основания, кислоты, амфотерные гидроксиды), соли. Их состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации. Итоговая контрольная работа за курс химии 9 класса | Обобщить и закрепить знания по химии за курс основной школы. Выполнение тестовых заданий как подготовка к государственной итоговой аттестации. | Представление информации по теме ПЗ и ПСХЭ Д.И.Менделеева в свете теории строения атома в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в т.ч. с применением средств ИКТ. Выполнение тестовых заданий. Представление информации по теме «Виды химических связей и типы кристаллических решеток» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в т.ч. с применением средств ИКТ. Выполнение тестовых заданий. Представление информации по теме «Классификация химических реакций по различным признакам. Скорость химических реакций» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в т.ч. с применением средств ИКТ. Выполнение тестовых заданий. Представление информации по теме «Классификация неорганических веществ» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в т.ч. с применением средств ИКТ. Выполнение тестовых заданий.
| Регулятивные УУД Формировать интеллектуальные и творческие способности. Формирование понятия о химии и ее роли в жизни человека Познавательные УУД Строить логические цепи рассуждений между классами органических и неорганических соединений. Коммуникативные УУД Формирование умения слушать учителя, вести диалог с учителем и другими учащимися. Личностные УУД Формирование умения интегрировать знания об органических и неорганических соединениях. |
- Обязательный минимум диагностического материала 8 класс
№ п/п | Тема | Вид работы | Цель работы | Сроки проведения (четверть, месяц) |
1. | «Правила Т.Б. «Приёмы обращения с лабораторным оборудованием» | Практическая работа № 1 | ознакомиться с правилами ТБ, с лабораторным оборудованием и научиться приемам обращения с лабораторным штативом | 1 четверть, сентябрь |
2. | «Атомы химических элементов». | Контрольная работа № 1 | оценить уровень освоения обучающимися содержание учебного материала по теме «Атомы химических элементов» | 1 четверть, октябрь |
3. | «Очистка загрязнённой поваренной соли». | Практическая работа № 2 | ознакомиться со способами разделения и очистки смесей | 2 четверть, декабрь |
4. | «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли вещества в растворе» | Практическая работа № 3 | научиться готовить растворы и определять их массовые доли | 3 четверть, январь |
5. | «Соединения химических элементов». | Контрольная работа № 2 | проверка и контроль знаний учащихся по теме, развитие навыков самостоятельной работы, воспитание ответственности и аккуратности. | 3 четверть, январь |
6. | «Изменения происходящие с веществами». | Контрольная работа № 3 | проверка и контроль знаний учащихся по теме «Изменения происходящие с веществами», развитие навыков самостоятельной работы, воспитание ответственности и аккуратности. | 3 четверть, февраль |
7. | «Ионные реакции. Условия протекания ионных реакций до конца». | Практическая работа № 4 | выявить условия протекания химических реакций до конца | 3 четверть, март |
8. | «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей». | Практическая работа № 5 | Ознакомиться со свойствами кислот, оснований, оксидов и солей. | 3 четверть, апрель |
9. | «Растворение. Растворы». | Контрольная работа № 4 | проверка и контроль знаний учащихся по теме «Растворение. Растворы», развитие навыков самостоятельной работы, воспитание ответственности и аккуратности. |
|
3.Обязательный минимум диагностического материала 9 класс
№ п/п | Тема | Вид работы | Цель работы | Сроки проведения (четверть, месяц) |
1. | Диагностическая контрольная работа | Контрольная работа | оценить уровень освоения обучающимися содержание учебного материала по пройденной теме. | |
2. | Осуществление цепочки химических превращений | Практическая работа | Экспериментальным путём осуществить цепочки химических превращений | |
3. | Получение и свойства соединений металлов. | Практическая работа | Экспериментальным путём изучить химические свойства металлов | |
4. | Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов. | Практическая работа | Качественным путём распознать выданные растворы веществ | |
5. | Металлы | Контрольная работа | проверка и контроль знаний учащихся по теме- Металлы | |
6. | Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». | Практическая работа | решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». | |
7. | Получение, собирание и распознавание газов. | Практическая работа | экспериментальным путём получить и распознать газы. | |
8. | Неметаллы | Контрольная работа | проверка и контроль знаний учащихся по теме- неметаллы | |
9. | Органические соединения | Контрольная работа | проверка и контроль знаний учащихся по теме - Органические соединения | |
10. | Итоговая контрольная работа за курс химии 9 класса | Контрольная работа | оценить уровень освоения обучающимися содержание учебного материала по теме |
Литература для учащихся:
- Аликберова Л.Ю. «Занимательная химия», М, «ACT - Пресс», 2009г.
- Габриелян О.С. Химия. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. -- М.: Дрофа, 2012.
- Е.А. Еремин, Н.Е. Кузьменко «Справочник школьника по химии 8-11 класс, М, «Дрофа», 2000 г.
Литература для учителя:
Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Габриелян О.С.. - М.: Дрофа
- Стандарты второго поколения Примерные программы по предметам Химия 8-9 класс М: Просвещение, 2010.
- Сборник нормативных документов. Химия / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004.
- Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006.
- Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - 14-е изд., стереотип. - М: Дрофа, 2008.
- Габриелян О.С. Химия. 8-9 классы: Методическое пособие. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001
- Габриелян О.С, Воскобойникова Н.П.,. Яшукова А.В., Настольная книга учителя химии»_-8, 9 класс, «Дрофа», Москва, 2007
- Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе: методическое пособие к учебнику Габриеляна О.С. «Химия-8» для учащихся и учителей. - М: «Блик и К0», 2001.
- Городничева И.Н. Контрольные и проверочные работы по химии. 8—11 кл. — М.: Аквариум, 1997
- Гранкова А.Ю. Химия: 8,9 кл.: Метод пособие для учителя. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.
- Зуева М.В., Гара Н.П. Контрольные и проверочные работы по химии. 8-9 кл.: Метод, пособие. - 4-е изд. - М.: Дрофа, 2000.
- Журин А.А. Сборник задач по химии. Решения и анализ - М.: Аквариум, 1997.
- Лидин Р.А. Справочник по общей и неорганической химии. - М.:Просвещение: Учеб. лит., 1997.
- Курмашева К.К. Химия в таблицах и схемах. Учебнообразовательная серия. - М.: Лист Нью, 2002
- Суровцева Р.П., Софронов С.В. Задания для самостоятельной работы по химии в 8 классе : Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993.
- Химия в таблицах. 8 - 11 кл.: Справочное пособие / Авт.-сост. А.Е. Насонова. - М.: Дрофа, 1997.
- СD Химия 8, 9 класс, Просвещение.
- CD Виртуальная лаборатория.
Литература для учителя:
Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Габриелян О.С.. - М.: Дрофа
1. Габриелян О.С., Методическое пособие для учителя. Химия 8-9 класс. - М.: Дрофа, 2008.
2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 9 класс: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2004.
3. Горковенко М.Ю. «Поурочные разработки» по химии 9 класс, ML, «Вако». 2004 г.
4. Комисарова Л.В., , Присягина И.Г «Контрольные и проверочные работы по химии 9 класс», М., «Экзамен», 2007г.
5. Учебно-методическая газета для учителей, изд. «Первое сентября», М., 2009 г.
6. Учебник О.С. Габриелян, «Химия» 9 класс, М. «Дрофа», 2012 года.
Электронные пособия:
CD диски «Общая и неорганическая химия», Органическая химия» «Виртуальная лаборатория»
Интернет-ресурсы:
http 4vww.chem-astii.ru/chair/study/genchem/index.html
http://bril2002.narod.ru/chemistry.html
http://www.prosv.ru/ebooks/Gara_Uroki-himii_8kl/index.html
http://chem-inf.ncirod.ru/inorg/element.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 10 кл. 2018-2019 уч.год
Календарно-тематическое планировае 10 кл....
Рабочая программа по технологии для 5 класса (ФГОС) на 2018 – 2019 учебный год
Рабочая программа по технологии предназначена для девочек 5 класса общеобразовательных учреждений, составлена в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа по технологии для 6 класса (ФГОС) на 2018 – 2019 учебный год
Рабочая программа по технологии предназначена для девочек 6 класса общеобразовательных учреждений, составлена в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа по технологии для 7 класса (ФГОС) на 2018 – 2019 учебный год
Рабочая программа по технологии предназначена для девочек 7 класса общеобразовательных учреждений, составлена в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа 5 класс - 2018-2019
5 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 11в КЛАСС 2018-2019
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 11в КЛАСС 2018-2019...
Рабочая программа по технологии для 8 класса (ФГОС) на 2018 – 2019 учебный год
Рабочая программа по технологии предназначена для девочек 8 класса общеобразовательных учреждений, составлена в соответствии с ФГОС....