Рабочая программа по химии 8 кл. к учебнику О. С. Габриеляна
рабочая программа по химии (8 класс)

Рабочая программа по химии  8 кл. составлена в соответствии с ФГОС (2010) на основе авторской программы О.С. Габриеляна,А.В. Купцовой М. Дрофа 2014

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Пояснительная записка

Рабочая программа по химии для 8 класса составлена в соответствии  с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (2010года) на основе авторской программы О.С. Габриеляна, А.В.Купцовой. Программа основного общего образования по химии. 8-9 классы (базовый уровень.) М: Дрофа, 2014г.

Место предмета в учебном плане.

На изучение предмета химия отводится 68 часов(2 часа в неделю). Программа по химии 8 кл.  рассчитана в соответствии с учебным планом школы на 68 часов:2 часа в неделю. В авторскую программу внесены следующие изменения:

1.Увеличено число часов на изучение тем:

-  «Введение» 5 часов вместо 4 часов за счет включения практических работ №1 и №2.

-  Тема 3 «Соединения химических элементов» до 15 часов вместо 12 часов за счет включения практических работ №3 и №5.

-  Тема №4 «Изменения, происходящие с веществами» 11 часов вместо 10 часов за счет включения практической работы №4.

-  Тема №6 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» 21 час вместо 18 часов за счет включения практических работ №7, 8, 9. Практическая работа №6 исключена, т.к. опыты из этой работы повторяются в практической работе №7.

Таким образом, практические работы, составляющие тему 5 и тему 7, распределены по другим темам курса в соответствии с изучаемым материалом (нумерация практических работ по учебнику О.С. Габриеляна 2015г. издания)

2.Уменьшено число часов на изучение темы 11 «Атомы химических элементов» с 10 часов до 8 часов, т.к. понятие об изотопах рассматривается на уроке «Основные сведения о строении атомов».

3.Из авторской программы исключена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ для основной школы, также исключены некоторые демонстрационные опыты и лабораторные работы из-за недостатка времени на их выполнение при 2 часах в неделю, так как авторская программа предусматривает 2/3 часа в неделю.

УМК

Учебно-методический комплект: О.С.Габриелян «Химия 8 класс. Базовый уровень» . М.:Дрофа,2014 г.

Рабочая тетрадь «Химия 8»- авторов О.С.Габриелян, А.В.Яшукова. М.:Дрофа,2017 г

Планируемые результаты освоения предмета  

Личностными результатами изучения предмета «Химия» в 8 классе являются следующие умения:

• осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

• постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

 • оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;

• формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

 • участвовать в проектно-исследовательской деятельности.

Познавательные УУД:

• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

• преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр).

• уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д )

• Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их.

• Координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего.

• Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

• Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы. 

Предметные результаты изучения предмета «Химия» в 8 классе

В результате изучения химии ученик должен:

  • знать/понимать
  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
  • уметь
  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации.

Основное содержание учебного предмета

Введение – 6 часов

Предмет химии. Основные понятия и теории химии.

Превращения веществ.   Физические и химические явления.

Краткие сведения по истории развития химии.

Атомы. Молекулы. Химические элементы. Химические знаки.

Система химических элементов Д.И.Менделеева.

Химические формулы. Простые и сложные вещества. Закон постоянства состава вещества.

Относительная атомная и молекулярная массы.

Массовая доля элементов в веществах.

--- 

I. Атомы химических элементов– 8 часов

Строение атома. Состав атомных ядер.

Изменение числа протонов и нейтронов в ядре. Изотопы.

Состояние электронов в атоме.

Периодичность в изменении свойств элементов. Периодический закон Д.И.Менделеева.

Периодическая система в свете теории строения атома.

Характеристика химического элемента и его свойств на основе положения в периодической системе и теории строения атома

Химическая связь. Ионная связь. Ковалентная связь. Электроотрицательность.  Полярные и неполярные связи. Металлическая связь.

   

                                     

II. Простые вещества – 7 часов

    Простые вещества металлы и неметаллы. Аллотропия.

Количество вещества. Молярная масса и молярный объем. Относительная плотность. Закон Авогадро.

                             III. Соединения химических элементов. 15 часов

Степень окисления химических элементов. Определение степени окисления по формулам соединений. Бинарные соединения. Оксиды  Составление формул бинарных соединений по степени окисления. Основания. Кислоты. Соли. Классификация неорганических веществ. Аморфное и кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки. Чистые вещества и смеси. Разделение смесей. Очистка веществ. Массовая и объемная доли компонента смеси.

IV. Изменения, происходящие с веществами – 13 часов

Сущность химических реакций и условия их протекания. Тепловой эффект реакции.

Законы сохранения массы и энергии. Химическое уравнение.

Расчеты по химическим уравнениям.

Типы химических реакций: разложения, соединения, замещения, обмена.

Вода и ее свойства.

Простейшие операции с веществом. Химический практикум

Практическая работа № 1. Правила по технике безопасности в химическом кабинете. Изучение лабораторного оборудования и приемы обращения с ним.

Практическая работа № 2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой.

Практическая работа № 3. Анализ почвы и воды.

Практическая работа № 4. Признаки протекания химических реакций

Практическая работа № 5. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе.

V. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. – 21 час

Растворение – физико-химический процесс. Растворимость. Растворы. Гидраты и кристаллогидраты.

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Основные положения ТЭД. Механизм диссоциации. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты

Ионы. Свойства ионов.  Классификация ионов. Ионные уравнения реакций.

Кислоты, основания, оксиды, соли в свете ТЭД. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Свойства классов веществ в свете ОВР.

   Химический практикум

Практическая работа № 1.  Свойства кислот, оснований, оксидов, солей.

Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач

Формы и виды учебной деятельности:

 индивидуальная, парная, групповая, интерактивная. Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.

Методы и формы контроля (формы промежуточного, итогового контроля, том числе презентации, защита творческих, проектных, исследовательских работ). Преобладающей формой контроля выступают письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование), тестирование, устные зачёты, проверочные работы, интерактивные задания, практические и лабораторные работы.

Учебно-методическое обеспечение

             для учителя:

  1. Габриелян О.С.  Методическое пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2015.
  2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 8 класс: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2014
  3. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы. - М.: Дрофа,  2014.
  4. Настольная книга учителя. Химия 8 класс. Габриелян О. С., Воскобойникова Н.П.- М.: Дрофа, 2014 г.
  5.  Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 класс. Габриелян О. С., Воскобойникова Н.П.- М.: Дрофа, 2014 г.
  6.  для учащихся:
  1. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа,  2014.
  2. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. – М.: Дрофа, 2014

Дополнительная литература для учителя:

             Интернет - ресурсы. http //www.edu.ru - Федеральный образовательный портал «Российское образование».

            http //him. lseptcmber. ru. - Газета «Химия » и сайт для учителя «Я иду на урок химии».

            http //home. uic. tula .ru / -zanchem . - Занимательная химия : все о металлах.

            http //mendeleev. Jino - net.ru . - Периодический закон Д .И .Менделеева и строение атома.

            http //chemicsoft. chat. ru . - Программное обеспечение по химии.

           

   Экранно-звуковые средства обучения:

  CD, DVD-диски, видеофильмы, компьютерные презентации в формате Ppt.

      ТСО:

  Компьютер;

  Мультимедиапроектор; Экран

 

Календарно-тематическое планирование по химии, 8 класс

п/п,

Домашнее задание

Тема урока

Дата

Эксперимент:

Д. - демонстрационный

Л. - лабораторный

Дата факт.

Введение ( 6 часов )

1.

§1, стр 11

упр 3,4,8 письм.

Инструктаж по ТБ. Предмет химии. Вещества

Д. Коллекции изделий   из алюминия и стекла.  

2.

§2, §3 (составление конспекта)

Превращения веществ. Роль химии в жизни человека.

Д. 1Взаимодействие  соляной кислоты с мрамором.

2.Помутнение «известковой воды».

3.

Изучить правила техники безопасности

Практические работы: №1. Приемы

обращения с лабораторным оборудованием.

4

Практическая работа №2 Наблюдение за горящей свечой.

5

§4 Выуч. знаки хим. элем. наизусть, сооб.об этимологии назв. Хим. Элем.

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов

.

 

6

§4,5, упр 1-8, стр 37

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса

 

Тема 1.    Атомы химических элементов (8 часов)

1

(7)

§6,7, упр 3,5 письм.

Основные сведения о строении атомов. Состав атомов.

Д. Модели атомов химических элементов.  

2-3

(  8-9)

§8, упр1-3 письм, стр 52

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева Строение электронных оболочек атомов.

Д. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

4

(10)

§9, упр1,2 стр. 58 письм.

Ионы. Ионная химическая связь.

Д. Модели кристаллической решетки хлорида натрия.

5

(11)

§10, упр1-5стр 62,§11,упр2,стр66

Ковалентная связь.

 

Д. Модели кристаллических решеток алмаза и графита.

6

(12)

§12, упр3 стр. 68

Металлическая химическая связь.

7

(13)

Подгот.к контр.раб.

Обобщение и систематизация знаний по темам 1 и 2.

 

8

(14)

Контрольная работа №1 по теме1 и 2.

                                                           Тема 2. Простые вещества (7 часов)

1

(15)

§13,

упр5

стр.73

Простые вещества

-металлы.

Д. Коллекция металлов.

2

(16)

§14,упр3(п)стр78

Простые вещества

-неметаллы.

Д. Коллекция неметаллов.

 

3-4

(17-18)

§15, упр1-5, стр82

Количество вещества

Д. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль.

5-6

(19-20)

§16упр1-5,стр85

Молярный объем газов.

7

(21)

Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества».

Тема 3. Соединение химических элементов (15 часов)

1

(22)

§17, упр1-6 письм,стр90-91

Степень окисления

Д. Образцы оксидов, хлоридов, сульфидов.

 

2

(23)

§18, упр 1-6 письм,стр98

Важнейшие классы бинарных соединений.

 

Д. Образцы оксидов.

Растворы хлороводорода и аммиака.

 

3

(24)

§19,в1-6(п),стр102

Основания.

 

Д. Образцы щелочей и нерастворимых оснований.

Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

 

4

(25)

§20в1,3,4(п),с107

Кислоты.

Д. Образцы кислот.

Изменение окраски индикаторов в кислой среде.

 

5-6

(26-27)

§21,в1-3,с113;сост.формулы солей,заполн.табл.

Соли.

.

Д.  Образцы солей.

7

(28)

Запол нить табл.в тетради.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов»

8

(29)

§22, упр. 1-6 устно

Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решетки.

Д. Модели кристаллических решеток.

 

9

(30)

§23, упр. 1-4 устно

Чистые вещества и смеси.

.

Д. Образцы смесей.

Л.2. Разделение смеси речного песка и поваренной соли.

10

(31)

Составить отчет.

Практическая работа №3. Анализ почвы и воды.

11-12

(32-33)

§24, упр. 1-7 письм.

Массовая доля компонентов и смеси.

13

(34)

Составить отчет

Практическая работа №4. Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества.

14

(35)

Подгот.к контр.раб.

Обобщение и систематизация знаний по теме  2 и 3.

15

(36)

Контрольная работа №2.по темам 2 и 3.

                                                            Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (13 часов) 

1-2

(37-38)

§25, §26, упр. 1-6

Явления физические и химические. Химические реакции.

Д.Горения магния

    Возгонка йода

    Плавление парафина

Л. 4. Окисление меди в пламени спиртовки

 5. Помутнение известковой воды

 6. Получение углекислого газа.  

 7. Замещение меди в растворе  хлорида меди (II) железом.

 3

(39)

§27,упр1-4,стр146

Химические уравнения.

 4-5

( 40-41)

§28,в1-5,с150

Расчеты по химическим уравнениям.

6

42

§29-32в1-6,с156,в1,2,с159,в2-4,с164,в4,6с168.

Типы химических реакций.

Реакции разложения.

Д. Химические реакции различных типов.

 

7 (43)

Реакции соединения.

Д. Химические реакции различных типов.

8 (44)

Реакции замещения.

Д. Химические реакции различных типов.

9 (45)

Реакции обмена.

Д. Химические реакции различных типов.

.      

10

(46)

§33,в1-5,с173

Типы химических реакций на примере свойств воды.

11

(47)

Составить отчет

Практическая работа №5. Признаки химических реакций.

12

(48)

Подгот.к контр.раб.

Обобщение и систематизация знаний по теме 4.

13 (49)

Контрольная работа №3. по теме 4.

                                Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

Окислительно – восстановительные реакции (19 час)

 1

(50)

§34,в7(п),с192

Растворение как физико – химический процесс. Типы растворов.

Д. Растворение безводного сульфата меди (II) в воде.

Л. Получение кристаллов солей (домашняя практическая работа).

2-3

(51-52)

§35,36,в1-5,с203

Электролитическая диссоциация

Д. Испытание веществ и их растворов на электропроводность.

 

4-5

(53-54)

§37,в1-5,с209

Ионные уравнения реакций

Д. Примеры реакции, идущие до конца.

6 (55)

Составить отчет

 

Практическая работа №6.Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.

7

(56)

§38,в1-6(п),с214

Кислоты, их классификация и свойства.

Л. 8. Реакции характерные для растворов кислот (соляной и серной) принадлежность веществ к классу кислот.

8-9

(57-58)

§39,в 1-5(п),с217

Основания, их классификация и свойства.

Л.9. реакции  характерные для растворов щелочей

Л.10. получение и свойства нерастворимого основания.

10-11

(59-60)

§40,в1-5(п),с221

Оксиды, их классификация и свойства

Л. 12. Реакции характерные для основных оксидов

Л. 13. Реакции характерные для кислотных оксидов  

12 (61)

§41,в1-5(п),с226

Соли, их свойства.

13

(62)

§42,в1-4(п),с228

Генетическая связь между классами неорганических соединений

.

14

(63)

Составить отчет.

Практическая работа №6. Свойства кислот оснований, оксидов и солей.

15

(64)

Закончить уравн.ре акций в тетр.

Обобщение и систематизация знаний по теме 5.

16-17

(65-66)

§43,в1-8(п),с236

Окислительно-восстановительные реакции.

.

18

(67)

 Подгот. к итог. Контр.раб.

Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач.

19 (68)

Итоговая контрольная работа за курс химии 8 класса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по химии 10 класс базовый уровень УМК Габриеляна О. С.

Представлена программа и календарно - тематическое планирование по химии для 10 класса базового уровня  УМК  Габриеляна О. С., 35 часов, 1 час в неделю...

Рабочая программа по химии для 9 класса по УМК Габриеляна О.С.

Рабочая программа по химии предназначена для работы в 9 классе 2 часа в неделю. Составлена к учебнику Габриеляна О.С....

Рабочая программа по химии для 8 класса по УМК Габриеляна О.С.

Рабочая программа по химии предназначена для работы в 8 классе 2 часа в неделю. Составлена к учебнику Габриеляна О.С....

Рабочая программа по химии для 10 класса по УМК Габриеляна О.С.

Рабочая программа по химии предназначена для работы в 10 классе (2 часа в неделю). Составлена к учебнику Габриеляна О.С....

Рабочая программа по химии для 11 класса по УМК Габриеляна О.С.

Рабочая программа по химии предназначена для работы в 11 классе (2 часа в неделю). Составлена к учебнику Габриеляна О.С....

Рабочая программа по химии: предметная линия учебников О.С. Габриеляна (9 класс 2 ч. В неделю)

Рабочая программа составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования...

рабочая программа по химии 9 класс учебник Габриелян О.С. ОстроумовИ. Г. Сладков С. А.

Рабочая прогамма по химии 9 класс для общеобразовательных школ. Базовый уровень. программа расчитана на 68 часов (недельная нагрузка 2 часа)...