рабочая программа по химии 9 класс учебник Габриелян О.С. ОстроумовИ. Г. Сладков С. А.
рабочая программа по химии (9 класс)
Рабочая прогамма по химии 9 класс для общеобразовательных школ. Базовый уровень. программа расчитана на 68 часов (недельная нагрузка 2 часа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr_himiya_9_fgos.docx | 69.29 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для 9 класса разработана в соответствии со следующими документами:
1. Ст. 1213 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ 17 декабря 2010 г., № 1897
3. Основная общеобразовательная программа Основного общего образования МБОУ «Северомуйская средняя общеобразовательная школа» .
4. Авторская программа по химии Габриелян О.С. «Программа основного общего образования по химии для 8-9класса», М: Дрофа, 2016 г.
5. Базисный учебный план МБОУ «Северомуйская средняя общеобразовательная школа» на 2019- 2020 учебный год.
6. Положение о рабочей программе МБОУ «Северомуйская средняя общеобразовательная школа» от 31 августа 2019 года.
Общие цели основного общего образования с учетом специфики курса Химии
Цели химического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Основное общее образование - вторая ступень общего образования. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Главные цели основного общего образования состоят в:
- формировании целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;
- приобретении опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания;
- подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение химии, которое призвано обеспечить:
- формирование системы химических знаний как компонента естественно-научной картины мира;
- развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
- выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности;
- формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.
Целями изучения химии в основной школе являются:
- формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
- формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;
- приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Основными идеями учебного предмета Химия являются:
○ материальное единство веществ естественного мира, их генетическая связь;
○ причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами, получением и применением веществ;
○ познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
○ объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;
○ конкретное химическое соединение как звено в непрерывной цепи превращений веществ, участвующее в круговороте химических элементов и химической эволюции;
○ объективность и познаваемость законов природы; знание законов химии позволяет управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды от загрязнения;
○ взаимосвязанность науки и практики; требования практики — движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
○ развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.
Эти идеи реализуются путем достижения следующих целей:
формирование у учащихся химической картины мира как органической части его целостной естественнонаучной картины;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения ими химической науки и ее вклада в современный научно-технический прогресс;
формирование важнейших логических операций мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и др.) в процессе познания системы важнейших понятий, законов и теорий о составе, строении и свойствах химических веществ;
воспитание убежденности в том, что применение полученных знаний и умений по химии является объективной необходимостью для безопасной работы с веществами и материалами в быту и на производстве;
проектирование и реализация выпускниками основной школы личной образовательной траектории: выбор профиля обучения в старшей школе или профессионального образовательного учреждения;
овладение ключевыми компетенциями (учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными)
В соответствии с лицензией преподавание учебного курса «Химия» ведется на базовом уровне.
На изучение учебного курса в 9 классе отводится 70 часов в год, в неделю – 2 часа.
Описание места учебного предмета, курса
Рабочая программа по химии для 9 класса составлена из расчета часов, указанных в учебном плане Согласно учебному плану МБОУ «Северомуйская средняя общеобразовательная школа» обучение химии в 9 классе осуществляется в объёме 68 часов (2 часа в неделю). Рабочая программа адаптирована к учебнику «Химия 9 класс» О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков Москва «Просвещение» 2019.
- Требования к уровню подготовки обучающихся
Деятельность МБОУ Северомуйская средняя общеобразовательная школа на 2019-2020 гг. в обучении химии направлена на достижение обучающимися следующих результатов:
Личностные УУД
- Понимание необходимости образования, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.
- Определение личной позиции, личного мнения по теме обсуждения, по решению задачи, по информационному материалу.
- Умение идти на компромисс, уступки в разных ситуациях.
- Оценивание важности образования и познания нового.
- Уважительное и доброжелательное отношение к людям.
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
- Проявление инициативности, находчивости в решении поставленных задач.
- Умение контролировать и корректировать образовательный процесс и результаты деятельности.
- Формирование способности эмоционального восприятия учебной задачи, ситуации, решений, обсуждений.
- Развитие учебно-познавательной мотивации - самостоятельные действия по поиску разных способов решения, вопросы к учителю о сравнении разных способов решения, о сравнении разных способов работы.
- Объединение учебных действий в целостный акт учебной деятельности, устойчивость познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
- Система учебной деятельности, обобщенность, устойчивость и избирательность познавательных интересов, доминирование познавательных интересов в иерархии мотивационной системы, принятие познавательным мотивом функций побуждения и смыслообразования.
- Формирование навыков самообразования - обращение к учителю по поводу рациональной организации учебного труда, в вопросах о дополнительных источниках информации – самообразование.
Регулятивные УУД
- целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей;
- устанавливать целевые приоритеты;
- уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- овладеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Получит возможность научиться:
- при поддержке учителя самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный при поддержке учителя;
- овладеть основами осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
- овладению основами саморегуляции эмоциональных состояний;
Коммуникативные УУД
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Получит возможность научиться:
- учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии, аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные УУД
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• осуществлять поиск и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• самостоятельно или в паре осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
Получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• в паре или индивидуально самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• в паре или самостоятельно делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- определять состав веществ по их формулам;
- составлять уравнения химических реакций;
- вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;
- характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;
- получать, собирать кислород и водород;
- распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
- проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;
- распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;
- называть соединения изученных классов неорганических веществ;
- характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ;
- составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
- определять возможность протекания реакций ионного обмена;
- проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
- характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;
- характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;
- называть органические вещества по их формуле: метан, этан,этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;
- определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами;
- характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;
- проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
- оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе:
- использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;
– различать опасные и безопасные вещества;
- оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека.
- Содержание тем учебного предмета, курса
Обобщение знаний по курсу 8 класса. Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение веществ. Химическая связь. Химические реакции (8 ч)
Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.
Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.
Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Обобщение сведений о химических реакциях. Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты.
Практические работы.
№1.Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»
Лабораторные работы. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.
2. Признаки химических реакций
Неметаллы и их соединения. Кислород. Водород (27)
Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Общие свойства неметаллов.
Водород – химический элемент и простое вещество. Физические и химические свойства водорода. Получение водорода в
лаборатории. Получение водорода в промышленности. Применение водорода.
Галогены: физические и химические свойства. Соединения галогенов: хлороводород, хлороводородная кислота и ее соли.
Кислород – химический элемент и простое вещество. Озон. Состав воздуха. Физические и химические свойства кислорода. Получение и применение кислорода.
Сера: физические и химические свойства. Соединения серы: сероводород, сульфиды, оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли.
Азот: физические и химические свойства. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли.
Фосфор: физические и химические свойства. Соединения фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и ее соли.
Углерод: физические и химические свойства. Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены. Соединения углерода: оксиды углерода (II) и (IV), угольная кислота и ее соли.
Кремний и его соединения.
Демонстрации. Образцы галогенов - простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные работы. 3. Качественная реакция на хлорид-ион. 4. Получение сероводорода5. Качественная реакция на сульфат-ион. 6. химические свойства азотной кислоты . 8. Качественная реакция на фосфат-ион. 9. Распознавание солей аммония. 10. Получение угольной кислоты
Практические работы.
№ 2. Изучение свойств соляной кислоты
№3. Изучение свойств серной кислоты
№4. Получение аммиака и изучение его свойств
№5. Получение углекислого газа. Качественная реакция на карбонат- ион
Металлы и их соединения(15 ч)
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Металлы в природе и общие способы их получения. Общие физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Электрохимический ряд
напряжений металлов. Щелочные металлы и их соединения. Щелочноземельные металлы и их соединения. Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Железо. Соединения железа и их свойства: оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III).
Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гкдроксидов железа (II) и (III).
Лабораторные опыты. 9. Ознакомление с образцами металлов.10. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 11-14. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 13. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 14. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fе3+.
Практическая работа №7
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
Первоначальные сведения об органических веществах (11 ч)
Предмет изучения органической химии. Первоначальные сведения о строении органических веществ. Особенности органических веществ. Основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова. Углеводороды: метан, этан, этилен. Источники углеводородов: природный газ, нефть, уголь. Понятие гомологического ряда.
Кислородсодержащие соединения: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая и олеиновая кислоты). Биологически важные вещества: жиры, углеводы: глюкоза, белки. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.
Лабораторные опыты. 15. Изготовление моделей молекул углеводородов. 16. Свойства глицерина. 17. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 17. Взаимодействие крахмала с йодом.
Обобщение знаний по химии за курс основной школы (7 ч)
Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.
Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.
- Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Основное содержание | Характеристика основных видов деятельности ученика |
Обобщение знаний по курсу 8 класса. Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение веществ. Химическая связь. Химические реакции(8) | |
ПЗ и ПС химических элементов Д. И. Менделеева. ПТБ. Характеристика химического элемента на основании его положения в ПС Д. И. Менделеева. Генетические ряды металла и неметалла. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете ТЭД и процессов окисления и восстановления. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Повторение свойств классов соединений. | Объяснение физического смысла атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева; объяснение закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; раскрытие смысла Периодического закона Д.И. Менделеева. Характеристика химических элементов на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов. Определение вида химической связи в неорганических соединениях. Определение степени окисления атома элемента в соединении. Составление уравнений ОВР; определение окислителя и восстановителя. Составление полных и сокращенных ионных уравнений реакции обмена; определение возможности протекания реакций ионного обмена. Умение классифицировать химические реакции по различным признакам. |
Неметаллы (27) | |
Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислород, озон, воздух. Водород. Физико – химические свойства, получение и применение. Водородные соединения неметаллов. Галогены. Соединения галогенов. Кислород. Сера. Соединения серы, оксиды. Серная кислота и ее соли. Азот. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота (II и IV). Азотная кислота и ее соли. Фосфор. Соединения фосфора Углерод. Оксиды углерода (II и IV). Угольная кислота и ее соли. Кремний. Силикатная промышленность. | Характеристика физических и химических свойств простых веществ и их соединений; получение и собирание кислорода и водорода, углекислого газа и аммиака; распознавание опытным путем газообразных веществ. Характеристика физических и химических свойств воды. Вычисление количества, объема или массы вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции. Определение принадлежности веществ к определенному классу соединений; умение называть соединения изученных классов неорганических веществ; характеристика физических и химических свойств основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей. Характеристика взаимосвязи между классами неорганических соединений. Проведение опытов, подтверждающих химические свойства изученных классов неорганических веществ; распознавание опытным путем основных классов соединений; проведение реакций, подтверждающих качественный состав различных веществ. Составление уравнений ОВР; определение окислителя и восстановителя. Составление полных и сокращенных ионных уравнений РИО; определение возможности протекания РИО. Соблюдение правил безопасной работы при проведении опытов; умение пользоваться лабораторным оборудованием и посудой. |
Металлы (15) | |
Век медный, бронзовый, железный. Положение металлов в ПС Д. И. Менделеева и строение их атомов. Физические свойства металлов. Сплавы. Химические свойства металлов. Металлургия. Получение металлов. Коррозия металлов. Щелочные металлы. Бериллий, магний и щелочноземельные металлы. Алюминий. Железо. | Описание свойств твердых, жидких, газообразных веществ; составление уравнений химических реакций; выявление признаков, свидетельствующих о протекании химической реакции при выполнении химического опыта. Составление уравнений окислительно -восстановительных реакций; определение окислителя и восстановителя. Составление полных и сокращенных ионных уравнений реакции обмена; определение возможности протекания реакций ионного обмена. Характеристика взаимосвязи между составом, строением и свойствами металлов. Соблюдение правил безопасной работы при проведении опытов; умение пользоваться лабораторным оборудованием и посудой. |
Первоначальные сведения об органических веществах (11) | |
Первоначальные представления об органических веществах. Предмет органической химии. Классификация органических соединений. Предельные углеводороды Природные источники углеводородов: нефть, природный газ. Алкены: этилен. Полимеры. Алкины. Арены. Спирты, одноатомные и многоатомные. Альдегиды и одноосновные карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Биологически активные вещества: жиры, белки, углеводы | Характеристика взаимосвязи между составом, строением и свойствами металлов. Умение называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза. Определение возможности протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами. Грамотное обращение с веществами в повседневной жизни; понимание необходимости соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др. |
Обобщение знаний по химии за курс основной школы (7) | |
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Значение периодического закона. Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. Классификация химических реакций по различным признакам. Простые и сложные вещества Металлы и неметаллы. Оксиды, гидроксиды и соли: состав, классификация и общие химические свойства. | Объяснение физического смысла атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева; объяснение закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; раскрытие смысла Периодического закона Д.И. Менделеева. Характеристика химических элементов на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов. Определение вида химической связи в неорганических соединениях. Определение степени окисления атома элемента в соединении. Составление уравнений ОВР; определение окислителя и восстановителя. Составление полных и сокращенных ионных уравнений реакции обмена; определение возможности протекания реакций ионного обмена. Умение классифицировать химические реакции по различным признакам. |
Календарно –тематическое планирование
№п/п | Раздел (кол-во часов), тема (кол-во часов) | Тип урока и форма занятий | Планируемые результаты (по блокам) (предметные, метапредметные, личностные) | д/з | примечание | дата | |
план | факт | ||||||
Обобщение знаний по курсу 8 класса. Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение веществ. Химическая связь. Химические реакции (8 ч) | |||||||
1 | Вводный инструктаж по технике безопасности. Характеристика химического элемента на основании его положения в ПСХЭ Д. И. Менделеева. | Урок актуализации знаний и умений. Беседа | Предметные (ПР) Научатся характеризовать химические элементы 1-3 периодов по их положению в ПСХЭ; называть общие химические свойства основных классов химических соединений с позиции ТЭД, приводить примеры реакций, определять вещество – окислитель и восстановитель; научатся характеризовать химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов; использовать при характеристике веществ понятие «амфотерность», проводить опыты, подтверждающие химические свойства амфотерных оксидов и гидгидроксидов; научатся описывать и характеризовать табличную форму ПСХЭ Д.И. Менделеева; делать умозаключения о характере изменения свойств химических элементов с увеличением зарядов атомных ядер; научатся устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков; научатся называть факторы, влияющие на скорость химической реакции и объяснять их влияние, называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия; научатся проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе превращений, соблюдать правила ТБ Регулятивные (Р) Ставят учебные задачи на основе соотнесения уже известного и усвоенного и того, что еще неизвестно; составляют план и алгоритм действия; принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем ; выдвигают версии решения проблемы ; умеют оценить степень успеха или неуспеха своей деятельности; осуществляют пошаговый и итоговый контроль по результату. Познавательные (П) Ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы; анализируют, сравнивают и обобщают изученные понятия; строят логическое рассуждение, включая установление причинно – следственных связей; строят речевое высказывание в устной и письменной форме; используют различные источники информации для выполнения учебных заданий; владеют общим приемом решения задач; выдвигают гипотезы, их обосновывают и доказывают. Коммуникативные (К) Контроль и объективная оценка собственных действий и действий партнеров; проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных и коммуникативных задач; отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, подтверждая их фактами; учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве Личностные (Л) Формируют ответственное отношение к учению; проявляют устойчивый учебно – познавательный интерес к новым способам решения задач проявляют доброжелательность, отзывчивость, как понимание чувств других людей и сопереживание им; формируют умения использовать знания в быту; развивают осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; учатся вести диалог | Записи в тетради (звп) | |||
2 | Естественные семейства химических элементов. Элементы металлы и неметаллы. Амфотерные оксиды и гидроксиды. | Урок открытия новых знаний. Фронтальные занятия. Лабораторная работа №1 получение гидроксида цинка и исследование его свойств | Звп, стр 8 | Презентация (П) | |||
3 | Генетические ряды металлов и неметаллов. | Урок актуализации знаний и умений. Работа в парах | 1 | ||||
4 | Химические свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления | Комбинированный урок. Занятия в парах (лабораторные опыты13-31) | 4-8 повторение 8 класса | П | |||
5 | Периодический закон и периодическая система хим. элементов Д.И. Менделева. | Урок актуализации знаний и умений. Беседа | П | ||||
6 | Составление окислительно–восстановительных реакций. Практическая работа №1 Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация» | Урок актуализации знаний и умений. Работа в парах | Звп, стр 18 | ||||
7 | Классификация химических реакций по различным признакам. Понятие о скорости химической реакции | Урок открытия новых знаний. Фронтальная работа Лабораторная работа №2 Признаки химических реакций (лабораторные опыты 1-12) | 2, 3 | П | |||
8 | Контрольная работа №1 по теме «Введение Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. | Урок контроля знаний. | |||||
Неметаллы (27) | |||||||
1 | Общая характеристика неметаллов | Комбинированный урок . Работа в группах. | ПР Научатся давать определения понятиям «электроотрицательность», «аллотропия» характеризовать неметаллы по их положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева, описывать строение физические свойства неметаллов, объяснять зависимость свойств неметаллов от их положения ПСХЭ Д.И.Менделеева; характеризовать строение неметаллов, описывать общие химические свойства неметаллов с помощью языка химии; составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства неметаллов и их соединений; научатся устанавливать связь между свойствами соединений и их применением; научатся обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности, описывать химический эксперимент с помощью языка химии, делать выводы по результатам эксперимента.; научатся обобщать знания и представлять их в виде схем, таблиц, презентаций ; научатся применять полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач . Р Ставят учебные задачи на основе соотнесения уже известного и усвоенного и того, что еще неизвестно; составляют план и алгоритм действия; осуществляют пошаговый контроль ; адекватно воспринимают предложения и оценку учителя и одноклассников; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета сделанных ошибок. П Строят речевое высказывание в устной и письменной форме; владеют общим приемом решения задач; используют поиск необходимой информации из различных источников для выполнения учебных заданий; выбирают наиболее эффективные способы решения задач; ставят и формулируют цели и проблемы урока; проводят сравнение и классификацию по заданным критериям; выдвигают гипотезы, их обосновывают и доказывают. К контроль и объективная оценка собственных действий и действий партнеров; проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных и коммуникативных задач; отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, подтверждая их фактами; учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; Личностные (Л) Формируют ответственное отношение к учению; проявляют устойчивый учебно – познавательный интерес к новым способам решения задач проявляют доброжелательность, отзывчивость, как понимание чувств других людей и сопереживание им ; формируют умения использовать знания в быту; развивают осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению ; учатся вести диалог | 10 стр 56-58 | П | ||
2 | Общие химические свойства неметаллов. Неметаллы в природе и способы их получения | Комбинированный урок . Работа в группах. | 10,26 стр 58-61, | П | |||
3 | Водород | Урок открытия новых знаний Фронтальная форма | П | ||||
4 | Вода | Комбинированный урок. Работа в парах. | П | ||||
5 | Галогены. Общая характеристика | Урок открытия новых знаний. Групповые занятия | 11 | П | |||
6 | Соединения галогенов | Комбинированный урок. Работа в группах. Лабораторная работа №3 Качественные реакции на ионы галогенов | 12 | ||||
7 | Практическая работа № 2 Изучение свойств соляной кислоты | Урок систематизации знаний и умений. Индивидуальная работа. | Стр 72 | ||||
8 | Кислород | Урок открытия новых знаний. Работа в парах. | |||||
9 | Сера, ее физические и химические свойства | Урок открытия новых знаний. Работа в парах. | 13 | П | |||
10 | Соединения серы | Комбинированный урок. Работа в группах. Лабораторная работа №4 Получение сероводорода | 14 | ||||
11 | Серная кислота и ее соли | Комбинированный урок. Работа в группах. Лабораторная работа №5 Качественная реакция на сульфат-ион | 15 | П | |||
12 | Серная кислота как окислитель. Получение и применение серной кислоты | Комбинированный урок. Работа в парах. | 15,27 стр137-139 | схема | |||
13 | Практическая работа №3 Изучение свойств серной кислоты | Урок систематизации знаний и умений. Индивидуальная работа. | Стр 86 | ||||
14 | Азот и его свойства | Урок открытия новых знаний. Фронтальная работа. | 16 | П | |||
15 | Аммиак и его соединения. Соли аммония Практическая работа №4. Получение аммиака и изучение его свойств | Урок открытия новых знаний. Работа в парах | 17,27 стр139-140 | П | |||
16 | Оксиды азота | Комбинированный урок. Работа в группах | 18 стр 95-96 | ||||
17 | Азотная кислота как окислитель. | Комбинированный урок. Работа в парах Лабораторная работа №6 Химические свойства азотной кислоты | 18 стр 96-98 | ||||
18 | Получение и применение азотной кислоты | Комбинированный урок. Работа группах. | |||||
19 | Фосфор. Соединения фосфора. Понятие о фосфорных удобрениях | Урок открытия новых знаний. Работа в группах. Лабораторная работа №7 Качественная реакция на фосфат-ион | 19 | П | |||
20 | Углерод | Урок открытия новых знаний. Работа в парах. | 20 | П | |||
21 | Оксиды углерода | Комбинированный урок. Работа в группах. | 21 стр 110-111 | ||||
22 | Угольная кислота и её соли. Жесткость воды и способы её устранения | Комбинированный урок. Работа в парах. Лабораторная работа №8 Получение угольной кислоты | 21 стр 111-114 | ||||
23 | Кремний | Урок открытия новых знаний. Фронтальная работа | 24 стр123-125 | ||||
24 | Соединения кремния | Комбинированный урок. Работа в парах. | 24 стр125-127 | ||||
25 | Силикатная промышленность | Урок-беседа. | 25 | П | |||
26 | Практическая работа №5 «Получение углекислого газа. Качественная реакция на карбонат- ион» | Урок систематизации знаний и умений. Индивидуальная работа. | Стр 115 | ||||
27 | Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы» | Урок систематизации знаний и умений. Индивидуальная работа. | |||||
Металлы (15) | |||||||
1 | Положение элементов-металлов в Периодической системе Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов. Сплавы. | Комбинированный урок. Работа в группах. Лабораторная работа №9 Ознакомление с образцами металлов. | ПР. научатся характеризовать металлы по их положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева, описывать строение, физические свойства металлов, объяснять зависимость свойств металлов от их положения ПСХЭ; научатся описывать свойства веществ на основе наблюдений за их превращениями; исследовать свойства веществ в ходе выполнения опыта, делать выводы о закономерностях свойств металлов в периодах и группах; научатся составлять уравнения реакций, лежащих в основе получения металлов; научатся решать расчетные задачи по уравнениям химических реакций, протекающих с участием металлов и их соединений; научатся обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности, описывать химический эксперимент с помощью языка химии, делать выводы по результатам эксперимента; научатся обобщать знания и представлять их в виде схем, таблиц, презентаций . Р Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации ; оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; осуществляют пошаговый контроль, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и с учетом характера сделанных ошибок; П Выдвигают гипотезы, их обосновывают, доказывают используют поиск необходимой информации из различных источников для выполнения учебных заданий ; выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают в процессе результат деятельности; владеют общим приемом решения задач ; ставят и формулируют цели и проблемы урока; строят речевое высказывание в устной и письменной форме; проводят сравнение и классификацию по заданным критериям. К Аргументируют свою позицию и координируют ее с позиции партнеров в сотрудничестве ; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач ; договариваются о совместной деятельности, приходят к общему решению ; адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач ; допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии . Л Определяют свою личную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе ; учатся интегрировать полученные знания в практических условиях ; развивают осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; развивают коммуникативный компонент в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителями ; проявляют ответственность за результаты ; | 28 | П,В | ||
2 | Химические свойства металлов | Урок открытия новых знаний. Групповая работа Лабораторная работа №10 Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. | 29 | П | |||
3 | Металлы в природе. Общие способы их получения. | Комбинированный урок. Работа в парах. | 36 | П | |||
4 | Решение расчетных задач с понятием массовая доля выхода продукта | Урок-практикум. Групповая работа. | |||||
5 | Понятие о коррозии металлов | Урок открытия новых знаний. Работа в парах. | 35 | П | |||
6 | Щелочные металлы: общая характеристика Соединения щелочных металлов | Урок открытия новых знаний. Фронтальная работа Лабораторная работа №11 Ознакомление с образцами природных соединений натрия; | 30 | П | |||
7 | Щелочноземельные металлы: общая характеристика. Соединения щелочноземельных металлов | Лабораторная работа №12 Ознакомление с образцами природных соединении кальция; | 31,32 | П | |||
8 | Алюминий – переходный элемент. Физические и химические свойства алюминия. Получение и применение алюминия Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер | Лабораторная работа №13 Ознакомление с образцами природных соединений: алюминия; Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. | 33 | П | |||
9 | Практическая работа №6 Жёсткость воды и способы её устранения | Урок систематизации знаний и умений. Индивидуальная работа. | |||||
10 | Железо – элемент VIII группы побочной подгруппы. Физические и химические свойства железа. Нахождение в природе. | Урок открытия новых знаний. Работа в парах. | 34 | П | |||
11 | Соединения железа +2,+3 их качественное определение. Генетические ряды Fe +2 и Fe +3. | Лабораторная работа №14 Ознакомление с образцами природных соединений: железа Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fе3+. | 34 | ||||
12 | Обобщение, систематизация и коррекция знаний по теме «Металлы» | Урок обобщения и систематизации знаний и умений. | Повторить 28-36 | ||||
13 | Практическая работа №7 "Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов | Урок систематизации знаний и умений. Индивидуальная работа. | |||||
14 | Обобщение знаний по теме «Металлы» | Урок обобщения и систематизации знаний и умений. | |||||
15 | Контрольная работа №2 по теме «Металлы» | ||||||
Первоначальные сведения об органических веществах (11) | |||||||
1 | 1. Предмет органической химии. | Урок открытия новых знаний. Работа в парах. Лабораторная работа №15 Изготовление моделей молекул углеводородов | ПР Предмет органической химии. Строение атома углерода. Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ. Характеристика класса алканы. Номенклатура. Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Применение метана Характеристика класса алкены. Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение. Общая формула и гомологический ряд предельных одноатомных спиртов, номенклатура. Этанол и метанол, их физиологич. свойства, значение. Этиленгликоль глицерин, ,их значение. Окисление спиртов в альдегиды Карбоксильная группа. Общая формула. Муравьиная, уксусная кислоты, их строение, свойства . реакция этерификации. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных карбоновых кислот. Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль. Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль. Р Ставят учебные задачи на основе соотнесения уже известного и усвоенного и того, что еще неизвестно; составляют план и алгоритм действия; осуществляют пошаговый контроль; адекватно воспринимают предложения и оценку учителя и одноклассников; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета сделанных ошибок П Выдвигают гипотезы, их обосновывают, доказывают используют поиск необходимой информации из различных источников для выполнения учебных заданий; выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают в процессе результат деятельности; владеют общим приемом решения задач ; ставят и формулируют цели и проблемы урока; К Аргументируют свою позицию и координируют ее с позиции партнеров в сотрудничестве; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; договариваются о совместной деятельности, приходят к общему решению; адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач; допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии . Л Формируют ответственное отношение к учению; проявляют устойчивый учебно – познавательный интерес к новым способам решения задач; проявляют доброжелательность, отзывчивость, как понимание чувств других людей и сопереживание им; формируют умения использовать знания в быту; развивают осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; учатся вести диалог. | Используем старый учебник 48 | |||
2 | 2. Предельные углеводороды | Урок открытия новых знаний. Фронтальная работа | 49 | П | |||
3 | 3. Непредельные углеводороды. Этилен. | Урок открытия новых знаний. Фронтальная работа | 50 | П | |||
4 | Природные источники углеводородов | Урок открытия новых знаний. Работа в парах. | 51 | ||||
5 | 4. Понятие об одноатомных и многоатомных спиртах. Понятие об альдегидах. | Комбинированный урок. Работа в группах. Лабораторная работа №16 Свойства глицерина | 52 | П,В | |||
6 | 5.Одноосновные предельные карбоновые кислоты .Сложные эфиры. | Урок открытия новых знаний. Работа в парах. | 53 | П | . | ||
7 | 6.Жиры. | Урок открытия новых знаний. Фронтальная работа | 54 | П | |||
8 | Углеводы. | Комбинированный урок. Работа в группах. Лабораторная работа №17 Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди2, взаимодействие крахмала с иодом | 55 | П | |||
9 | Аминокислоты. Белки. | Комбинированный урок. Работа в группах. | 56 | П | |||
10 | 9. Обобщение сведений об органических веществах | Урок обобщения и систематизации знаний и умений. | Повторить 48-56 | ||||
11 | 10. Контрольная работа № 4 по теме «Органические вещества» | Урок контроля знаний. | |||||
Обобщение знаний по химии за курс основной школы (7) | |||||||
1 | Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева в свете теории строения атома | Урок актуализации знаний и умений. Работа в группах. | ПР Научатся обобщать информацию по теме в виде схем, выполнять тестовые задания. Р Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации ; различают способ и результат действия . П Владеют общим приемом решения задач ; ставят и формулируют цели и проблемы урока. К Контролируют действия партнера ; договариваются о совместной деятельности под руководством учителя ; владеют монологической и диалогической формами речи . Л Проявляют ответственность за результат . | Зап в тетр | |||
2 | Классификация химических реакций по различным признакам. | Урок-исследование. Групповая работа | 2 | П | |||
3 | Классификация неорганических веществ | Урок обобщения и систематизации знаний и умений . Работа в парах. | 1 | ||||
4 | Свойства неорганических веществ | Урок обобщения и систематизации знаний и умений . Работа в парах и индивидуально. | зпв | ||||
5 | Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла | Урок обобщения и систематизации знаний и умений . Работа в группах и индивидуально. | зпв | П | |||
6 | Обобщение и систематизация знаний | Урок обобщения и систематизации знаний и умений . Работа в парах. | зпв | ||||
7 | Итоговая контрольная работа | Урок контроля знаний. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка рабочей программы по химии к учебнику Габриеляна О.С. 8 класса
В данной методической разработке указаны цели, задачи, общая характеристика предмета ХИМИЯ и его место в базисном учебном плане. Разработано календарно-тематическое планирование с указанием демонстрац...
Рабочая программа по химии к учебнику Рудзитиса Г.Е и Фельдмана Ф.Г., 8-9 классы
Рабочая программа по химии к учебнику Г.Ею Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана, 8-9 классы...
Тематическое планирование к рабочей программе по химии (к учебнику Рудзитиса Г.Е, Фельдмана Ф.Г.), 8 класс
Тематическое планирование к рабочей программе по химии (к учебнику Рудзитиса Г.Е, Фельдмана Ф.Г.), 8 класс...
Тематическое планирование к рабочей программе по химии (к учебнику Рудзитиса Г.Е, Фельдмана Ф.Г.), 9 класс
Тематическое планирование к рабочей программе по химии (к учебнику Рудзитиса Г.Е, Фельдмана Ф.Г.), 9 класс...
Рабочая программа по химии к учебнику Рудзитиса Г.Е и Фельдмана Ф.Г., 10 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предметуХИМИЯ10 классыIII ступеньсреднее (полное) общее образование,базовый уровень Рабочая программа составлена на основепрограммы общеобразовательных учреждений ...
Рабочая программа по химии О.С. Габриелян (10 класс профильный)
Рабочая программа составлена на основании Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования для 10 (профильный уровень) класса общеобразовательных учреждений по химии, под...
Рабочая программа по химии О.С. Габриелян (11 класс профильный)
Рабочая программа составлена на основании Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования для 11 (профильный уровень) класса под руководством Э.Д. Днепрова и программы к...