Рабочая программа по химии для 9 класса по УМК Габриеляна О.С.
рабочая программа по химии (9 класс) по теме
Рабочая программа по химии предназначена для работы в 9 классе 2 часа в неделю. Составлена к учебнику Габриеляна О.С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_himii_9_kl.doc | 245 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Предлагаемые материалы разработаны на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2005.).
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс»
О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2005 (можно использовать учебники О.С.Габриеляна 2000-2004 г.г. издания).
Направленность курса
Основные цели учебного курса: формирование обобщённых сведений о свойствах классов веществ - металлов и неметаллов; подробных сведений о свойства щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия и железа, халькогенов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров(белков и углеводов).
Основные задачи учебного курса
Изучить важнейшие факты, понятия, законы и теории, химический язык, доступные обобщения и понятия о принципах химического производства;
Развить умения работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой;
Раскрыть роли химии в решении глобальных проблем человечества;
Развивать личность обучающихся, формировать у них гуманистические отношения и экологически целесообразное поведение в быту и в трудовой деятельности.
Методические особенности изучения предмета:
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он выполняет роль источника знаний, служит основой для выдвижения и проверки гипотез, средством закрепления знаний, умений и умений, методом контроля усвоения материала, сформированности умений и навыков. Химический эксперимент сочетается с другими средствами обучения, в том числе с аудиовизуальными, средствами новых информационных технологий.
Программа направлена на формирование общеучебных умений и навыков: учебно-управленческих, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков; информационных компетентностей, компетентностей разрешения проблем, способов деятельности: сравнение, сопоставление, ранжирование, анализ, синтез.
Организация обучения
Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная
Методы обучения:
-По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
-По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
-По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
Технологии обучения: индивидуально-ориентированная, разноуровневая, ИКТ.
Результаты обучения
Формы проверки и оценки результатов обучения:
(формы промежуточного, итогового контроля, том числе презентации, защита сообщений, творческих, проектных, исследовательских работ)
Способы проверки и оценки результатов обучения: устные зачёты, проверочные работы, интерактивные задания, тестовый контроль, практические и лабораторные работы.
Средства проверки и оценки результатов обучения:
Ключ к тестам, зачётные вопросы, разноуровневые задания, практические работы.
В авторскую программу внесены следующие изменения:
В тему «Повторение 8 класса»включены 2 урока по «Скорости хим.реакции,хим.равновесие»
1.Увеличено число часов на изучение тем:
-тема 1 «Металлы» вместо 15 часов – 17 часов;
-тема 2 «Неметаллы» вместо 23 часов – 26 часов;
-тема 5 «Органические соединения» вместо 10 часов - 11часов, так как эти темы содержат наиболее важные вопросы курса химии основной школы.
2.Сокращено число часов
- на повторение « Основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса» на 2 часа за счет исключения темы «Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете ТЭД и процессов окисления и восстановления», т. к. этот материал частично включен в тему «Генетические ряды металла и неметалла» и повторяется при дальнейшем изучении курса химии 9 класса.
3. Из авторской программы исключена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ для основной школы, также исключены некоторые демонстрационные опыты и лабораторные работы из-за недостатка времени на их выполнение при 2 часах в неделю, так как авторская программа предусматривает 2/3 часа в неделю.
4. Практические работы из практикумов №1 и №2 перенесены в соответствующие темы курса.
5. В тему «Неметаллы» включен урок «Кислород», т.к. этот материал входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ.
Тематическое планирование по химии, 9 класс,
(2 часа в неделю, всего 68 часов, из них 2 часа - резервное время)
УМК О.С.Габриеляна.
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | В т.ч. | ||
уроки | Практич раб | Контр.раб | |||
1. | Повторение основных вопросов курса 8 класса. | 6 | 6 | ||
2. | Тема 2. Металлы | 17 | 15 | Практическая работа №1. «Получение и свойства соединений металлов» | К.р.№1 |
3. | Тема 3. Неметаллы | 26 | 22 | Практическая работа № 2.». Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода» Практическая работа № 3. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода». Практическая работа № 4. Получение, собирание и распознавание газов. | К.р.№2 |
4. | Тема 4. Органические соединения | 11 | 11 | ||
5. | Обобщение знаний по химии за курс основной школы | 8 | 7 | К.Р.№3итоговая | |
6. | Итого | 68 | 61 | 4 | 3 |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
9 КЛАСС
Повторение – 6 часов
Строение атома. Химическая связь. Строение вещества
Классы неорганических соединений. Свойства веществ
Знать:
-классификацию и номенклатуру основных классов неорганических веществ;
-типичные химические свойства основных классов неорганических веществ (оксиды, кислоты, соли, основания).
-положение металлов и неметаллов в ПСХЭ;
-отличие физических и химических свойств металлов и неметаллов;
-значение ПЗ для науки и практики.
уметь:
- составлять схемы строения атомов Х.Э. (№1-20);
-составлять уравнения генетической связи между основными классами неорганических веществ;
- объяснять физический смысл порядкового номера Х.Э., номера группы и периода;
- объяснять сходство и различие в строении атомов Х.Э.;
- объяснять закономерности изменения свойств Х.Э.;
- характеризовать Х.Э. малых периодов, калия и кальция;
- описывать свойства высших оксидов Х.Э. (№1-20), свойства соответствующих им кислот и оснований;
- определять вид химической связи между атомами элементов в простых веществах и типичных соединениях;
- называть вещества по их химическим формулам;
- составлять формулы неорганических соединений различных классов по валентности;
- определять принадлежность неорганических веществ к определенному классу;
- характеризовать химические свойства неорганических веществ различных классов;
- вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
-составлять генетические ряды металла и неметалла;
I. Химия металлов - 17 часов
Положение элементов – металлов в таблице Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов.
Физические свойства металлов
Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.
Металлы в природе. Общие способы получения металлов.
Применение металлов. Сплавы металлов. Коррозия металлов
Щелочные металлы. Щелочноземнльные металлы. Алюминий. Железо.
Практическая работа
- Получение соединений металлов и изучение их химических свойств.
знать/понимать:
- положение металлов в П.С.; металлическая связь, металлическая кристаллическая решетка;
- физические свойства металлов.
- общие химические свойства Ме: взаимодействие с НеМе, водой, кислотами, солями.
- классификацию сплавов на основе черных (чугун и сталь) и цветных металлов, характеристику физических свойств металлов.
- основные способы получения Ме в промышленности.
- важнейшие соединения щелочноземельных металлов
- химические свойства алюминия.
- химические свойства железа.
уметь:
- объяснять закономерности изменения свойств элементов-металлов в пределах главных подгрупп;
- характеризовать строение и общие свойства металлов;
- описывать свойства высших оксидов элементов-металлов и соответствующих им оснований;
- описывать реакции восстановления металлов из их оксидов;
- характеризовать условия и способы предупреждения коррозии металлов;
- характеризовать свойства и области применения металлических сплавов;
- составлять схемы строения атомов элементов-металлов
(лития, натрия, магния, алюминия, калия, кальция);
- объяснять закономерности изменения свойств элементов-металлов в пределах главных подгрупп;
- характеризовать химические свойства металлов и их соединений;
- описывать связь между составом, строением, свойствами веществ-металлов и их применением;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для безопасного обращения с Ме, экологически грамотного поведения в окружающей среде, критической оценки информации о веществах, используемых в быту
- записывать уравнения реакций взаимодействия с НеМе, кислотами, солями, используя электрохимический ряд напряжения Ме для характеристики химических свойств
- описывать свойства и области применения различных металлов и сплавов
- составлять схему строения атома железа;
-записывать уравнения реакций химических свойств железа (ОВР) с образованием соединений с различными степенями окисления;
-определять соединения, содержащие ионы Fe2+ и Fe3+ с помощью качественных реакций
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
-распознавать опытным путем соединения металлов;
II. Химия неметаллов - 26 часов
Общая характеристика элементов-неметаллов
Простые вещества-неметаллы, их состав, строение, общие свойства и получение
Водород.
Водородные и кислородные соединения неметаллов
Галогены.
Общая характеристика элементов подгруппы кислорода и их простых веществ. Биологические функции халькогенов Кислород. Озон. Круговорот кислорода в природе
Сера. Аллотропия и свойства серы
Сероводород. Сульфиды
Кислородсодержащие соединения серы. Серная кислота Круговорот серы в природе
Общая характеристика элементов подгруппы азота. История открытия элементов подгруппы азота
Азот – простое вещество
Аммиак
Соли аммония
Оксиды азота
Азотная кислота
Нитраты – соли азотной кислоты. Круговорот азота в природе
Фосфор – элемент и простое вещество. Круговорот фосфора в природе
Общая характеристика элементов подгруппы углерода. Углерод – простое вещество. Круговорот углерода в природе
Оксиды углерода. Угольная кислота и ее соли
Кремний и его свойства. Соединения кремния
Лабораторные опыты
Качественная реакция на сульфид-ион
Качественная реакция на сульфат-ион
Качественная реакция на ион аммония
Качественная реакция на нитрат-ион
Качественная реакция на карбонат-ион
Практические работы
Практическая работа № 2.». Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода»
Практическая работа № 3. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода».
Практическая работа № 4. Получение, собирание и распознавание газов.
знать/понимать:
-положение неметаллов в П.С. Д.И.Менделеева;
-атомные характеристики элементов-неметаллов, причины и закономерности их изменения в периодах и группах;
-особенности кристаллического строения неметаллов;
-строение атомов-неметаллов, физические свойства.
- строение атомов галогенов, степени окисления, физические и химические свойства.
-свойства серной кислоты в свете представлений ТЭД;
-окислительные свойства конц серной кислоты в свете ОВР;
-качественную реакцию на сульфат-ион.
-физические и химические свойства азота;
-круговорот азота в природе.
- строение молекулы аммиака;
-донорно-акцепторный механизм образования связи в ионе аммония;
-свойства аммиака;
-способы получения и распознавания аммиака
- свойства кислородных соединений азота и азотной кислоты как окислителя.
- характеризовать свойства углерода и элементов подгруппы углерода
- свойства, значение соединений углерода и кремния в живой и неживой природе.
уметь:
-составлять схемы строения атомов химических элементов -неметаллов;
-давать характеристику элементам-неметаллам на основе их положения
-объяснять сходство и различие в строении атомов элементов-неметаллов;
- объяснять закономерности изменения свойств химических элементов-неметаллов;
- характеризовать химические элементы-неметаллы малых периодов;
- описывать свойства высших оксидов химических элементов-неметаллов малых периодов, а также общие свойства соответствующих им кислот;
-сравнивать неметаллы с металлами
- составлять схемы строения атомов галогенов;
-на основании строения атомов объяснять изменение свойств галогенов в группе;
-записывать уравнения реакций с точки зрения ОВР
-характеризовать химические элементы подгруппы серы;
-записывать уравнения химических реакций в молекулярном и с точки зрения ОВР
- описывать свойства аммиака с точки зрения ОВР и его физиологическое воздействие на организм
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
-получать и собирать аммиак;
-распознавать опытным путем аммиак
- составлять схемы строения атомов элементов подгруппы углерода
- составлять формулы соединений углерода и кремния, иллюстрирующие свойства карбонатов и силикатов
-распознавать растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы и ионы аммония;
- описывать химическое загрязнение окружающей среды как следствие производственных процессов, способы защиты от загрязнений
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
III. Основы органической химии - 11 часов
Возникновение и развитие органической химии. Теория химического строения А.М.Бутлерова
Изомерия.
Углеводороды. Классификация углеводородов. Номенклатура углеводородов
Природные источники углеводородов. Применение углеводородов. Причины многообразия углеводородов
Спирты.
Карбоновые кислоты
Жиры
Углеводы
Аминокислоты и белки.
Лабораторные опыты
Окисление спирта в альдегид
Изучение свойств карбоновых кислот
Изучение свойств жиров
Изучение свойств глюкозы
Качественная реакция на белки
Изготовление моделей углеводородов
знать/понимать:
- понятия: предельные углеводороды, гомологический ряд предельных углеводородов, изомерия
- характерные химические свойства предельных углеводородов
- правила составления названий алкенов и алкинов;
- важнейшие свойства этена и ацетилена;
- качественные реакции на кратную связь.
- классификацию и номенклатуру ароматических соединений.
- природные источники углеводородов
- основы номенклатуры карбоновых кислот;
- строение карбоксильной группы;
- значение карбоновых кислот в природе и повседневной жизни человека
- понятия: изомерия, гомология, углеродный скелет, функциональная группа, вещества, используемые в практике
- иметь первоначальные сведения о белках и аминокислотах, их роли в живом организме
уметь:
- называть органические вещества по их химическим формулам;
- определять принадлежность вещества к определенному классу;
- объяснять причины многообразия органических веществ;
- характеризовать химические свойства органических соединений различных классов;
- описывать связь между составом, строением, свойствами органических веществ и их применением;
- описывать свойства и физиологическое действие на организм этилового спирта, бензина и других веществ;
- характеризовать биологически важные соединения; характеризовать состав, свойства и применение глюкозы, сахарозы, крахмала и клетчатки;
-записывать структурные формулы изомеров и гомологов;
-давать названия изученным веществам
- определять принадлежность веществ к классу аренов, характеризовать строение бензола называть спирты по тривиальной и международной номенклатуре; определять принадлежность веществ к классу спиртов
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
V. Итоговое повторение курса химии основной школы -8 часов
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
(дидактические единицы группируются из обобщенных требований к уровню подготовки выпускников)
В результате изучения курса ученик должен:
Знать/понимать: положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева;общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения; основные свойства применения важнейших соединений щелочных и щелочноземельных метало; алюминия; качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.
Уметь: а) давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;
б) характеризовать свойства классов химических элементов(щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и элементов(алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода, кремния) в свете изученных теорий;
в) распознавать важнейшие катионы и анионы;
г) решать расчётные задачи с использованием изученных химических понятий.
Требования к решению расчётных задач.
Должны уметь вычислять массу, объём или количество вещества по известным данным об исходных веществах, одно из которых дано в избытке, массовую долю продукта реакции по известной массе или объёму одного из исходных веществ, содержащего примеси.
Требования к результатам усвоения учебного материала по органической химии.
Учащиеся должны знать:
а) причины многообразия углеводородных соединений (изомерию); виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;
б) строение, свойства и практическое применение метана, этилена, ацетилена, одноатомных и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты.
в) понятия об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах; реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации.
Учащиеся должны уметь:
а) разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами, и практически использованием веществ;
б) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;
в) выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества.
Поурочное планирование по химии, 9 класс
(2 часа в неделю, всего 68 часов резерв учебного времени – 2 часа),
УМК О.С.Габриеляна
№№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Элементы содержания | Домашнее задание Вопросы подготовки к ГИА | Дата по пла ну | Дата Факти Чес кая | Эксперимент: Д. - демонстрационный Л. - лабораторный |
Повторение основных вопросов курса 8 класса (6 часов)
| |||||||
1 | 1 | Вводный инструктаж по ТБ. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. | Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – графическое отображение Периодического закона. Физический смысл номера элемента, номера периода и номера группы. Закономерности изменения свойств элементов в периодах и группах. Значение Периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева | §3,в4-7(п) | 3.09 | ||
2 | 2 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.Значение Периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева | §3 до конца | 8.09 | |||
3 | 3 | Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. | Состав атома. Строение электронных оболочек атома первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Характер простого вещества; сравнение свойств простого вещества со свойствами простых веществ, образованных соседними по периоду элементами; аналогично для соседей по подгруппе. Состав и характер высшего оксида, гидроксида, летучего водородного соединения (для неметаллов). Генетические ряды металла и неметалла. | §1,2,в1-10§3 | 10.09 | Д. Получение и изучение характерных свойств основного и кислотного оксидов, оснований и кислот на примерах MgO и SO2, Mg(OH)2 и H2SO4. | |
4 | 4 | Решение задач и упражнений по теме «характеристика химического элемента» | В 1-3с.12 | 15.09 | |||
5 | 5 | Скорость хим.реакций,зависимость скорости хим.реакций от разл.факторов. | Химическая кинетика, скорость химических реакций, единицы измерения, гомогенные и гетерогенные реакции. Закон Действующих масс, правило Вант-Гоффа | По уч 8 кл.§29-31,в5,6(п),с125 | 17.09 | Д. Взаимодействие металлов разной активности с разб.кислотами. | |
6 | 6 | Химическое равновесие и условия его смещения. | Обратимые и необратимые ХР, правило Бертолле, условия протекания реакций до конца. Химическое равновесие, условия смещения ХР | По уч.8 кл.§32-33,в1,3,4(п) | 22.09 | Д. Реакции, протекающие до конца. | |
Тема 2. Металлы (17 часов) | |||||||
7 | 1 | Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, строение их атомов и физические свойства. | Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Особенности строения атомов металлов. Металлическая кристаллическая решётка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Значение металлов в развитии человеческой цивилизации. | §4,5 | 30.09 | ||
8 | 2 | Общие физические свойства металлов. Значение металлов. | §6, в1-6 | 1.10 | Л. Образцы различных металлов. | ||
9 | 3 | Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. | Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. | §8в1-7(п) | 6.10 | Д. Взаимодействие металлов с неметаллами. Л. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. | |
10 | 4 | Коррозия металлов. | Типы и виды коррозии. способы защиты от коррозии. | §10 | 8.10 | ||
11 | 5 | Металлы в природе. Способы получения металлов. Сплавы. | Нахождение металлов в природе. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Сплавы, их классификация, свойства и значение. | §7,в2,4(п) | 13.10 | Д. Образцы сплавов. | |
12 | 6 | Щелочные металлы. | Строение атомов щелочных металлов. Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства.. | §11 с.52-54 Вопр.1,2,5 | 15.10 | Д. Образцы щелочных металлов. Взаимодействие натрия, лития с водой; натрия с кислородом. . | |
13 | 7 | Соединения щелочных металлов | Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли, их свойства и применение в народном хозяйстве | §11 С.54-58 | 20.10 | Л. Ознакомление с образцами природных соединений натрия | |
14 | 8 | Щелочноземельные металлы. | Строение атомов щелочноземельных металлов. Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. | §12до с.62 | 22.10 | Д. Образцы щелочноземельных металлов. Взаимодействие кальция с водой; магния с кислородом. | |
15 | 9 | Соединения щелочноземельных металлов | Важнейшие соединения щелочноземельных металлов – оксиды, гидроксиды и соли, их свойства и применение в народном хозяйстве | §12 до конца в.1,2,4,5 | 27.10 | ||
16 | 10 | Соединения кальция. | Получение и применение оксида кальция (негашёной извести). Получение и применение гидроксида кальция (гашеной извести). Разновидности гидроксида кальция (известковая вода, известковое молоко, пушонка).Соединения кальция как строительные и поделочные материалы (мел,мрамор, известняк). | §12,в1,2,4,5(п) | 29.10 | Л. Ознакомление с образцами природных соединений кальция. | |
17 | 11 | Алюминий и его соединения. | Строение атома алюминия. Физические и химические свойства алюминия - простого вещества. Области применения алюминия. Природные соединения алюминия. Соединения алюминия - оксид и гидроксид, их амфотерный характер. | §13,в5-8(п) | 5.11 | Д. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. Л. Ознакомление с образцами природных соединений алюминия. | |
18 | 12 | Контроль знаний по теме «Металлы. Щелочные и щелочноземельные металлы. Алюминий» | 10.11 | ||||
19 | 13 | Железо | Строение атома железа. Степени окисления железа. Физические и химические свойства железа – простого вещества. Области применения железа. | §14 до с.78 | 12.11 | ||
20 | 14 | Соединения железа | Оксиды и гидроксиды железа. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. | §14 до конца в1-7(п) | 17.11 | Д. Получение гидроксидов железа (II) и (III). Л. Ознакомление с образцами природных соединений железа. | |
21 | 15 | Практическая работа №1. Получение и свойства соединений металлов. инструктаж по ТБ | Отчет по работе. | 19.11 | |||
22 | 16 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы». | Решение задач и упражнений. | Подгот. к контр.раб. | 24.11 | ||
23 | 17 | Контрольная работа № 1 по теме 1. | 26.11 | ||||
Тема 2. Неметаллы (26 часов) | |||||||
24 | 1 | Общая характеристика неметаллов. | Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Особенности строения атомов неметаллов. Электроотрицательность, ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Состав воздуха. | §15,в1-6(п) | 1.12 | Д. Коллекция образцов неметаллов в различных агрегатных состояниях. | |
25 | 2 | Водород, его физические и химические свойства. | Двойственное положение водорода в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Физические и химические свойства водорода, его получение, применение. Распознавание водорода. | §17,в2-5(п) | 3.12 | ||
26 | 3 | Общая характеристика галогенов. | Строение атомов галогенов и их степени окисления. Строение молекул галогенов. Физические и химические свойства галогенов. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. | §18,в1-6(п) | 8.12 | Д. Образцы галогенов – простых веществ. | |
27 | 4 | Соединения галогенов. | Галогеноводороды и их свойства. Галогениды и их свойства. Применение соединений галогенов в народном хозяйстве. Качественная реакция на хлорид-ион. | §19в2-4(п)§20в1-3(п) | 10.12 | Д. Получение хлороводорода и его растворение в воде. Образцы природных соединений хлора. Л. Качественная реакция на хлорид-ион. | |
28 | 5 | Кислород, его физические и химические свойства. | Кислород в природе. Физические и химические свойства кислорода. Горение и медленное окисление. Получение и применение кислорода. Распознавание кислорода. | §21,в1-3,7,8(п),А14,С3 | 15.12 | Д. Горение серы и железа в кислороде. Получение кислорода разложением перманганата калия и пероксида водорода, собирание и распознавание кислорода. | |
29 | 6 | Сера, её физические и химические свойства. | Строение атома серы и степени окисления серы. Аллотропия серы. Химические свойства серы. Сера в природе. Биологическое значение серы, её применение (демеркуризация). | §22,в1-3(п) | 17.12 | Д. Взаимодействие серы с металлами и кислородом. Образцы природных соединений серы. | |
30 | 7 | Оксиды серы. | Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сернистая кислота и её соли. | §23с134-135,в1,2(п) | 22.12 | Д. Получение оксида серы (IV), его взаимодействие с водой и со щёлочью. | |
31 | 8 | Серная кислота и её соли. | Свойства серной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций. Сравнение свойств концентрированной и разбавленной серной кислоты. Применение серной кислоты. Соли серной кислоты и их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион. | §23,с136-141,в3-8(п) | 24.12 | Д. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов. Разбавление концентрированной серной кислоты. Свойства разбавленной серной кислоты. Л. Качественная реакция на сульфат-ион. | |
32 | 9 | Практическая работа № 2.». Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода». инструктаж по ТБ | Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода» | Отчет по работе. | 26.12 | ||
33 | 10 | Контроль по теме «Подгруппа кислорода» | 29.12 | ||||
34 | 11 | Азот, его физические и химические свойства. Аммиак и его свойства. | Строение атома и молекулы азота. Физические и химические свойства азота в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях. Получение и применение азота. Азот в природе и его биологическое значение. Строение молекулы аммиака. Физические и химические свойства, получение, собирание и распознавание аммиака. | §24,в1-5(п) §25,в7,8,10(п) | 14.01 | Д. Получение, собирание и распознавание аммиака. Растворение аммиака в воде и взаимодействие аммиака с хлороводородом. | |
35 | 12 | Соли аммония. | Состав, получение, физические и химические свойства солей аммония: взаимодействие со щелочами и разложение. Применение солей аммония в народном хозяйстве. | §26,в1-5(п) | 19.01 | Л. Распознавание солей аммония. | |
36 | 13 | Оксиды азота (II) и (IV). | Оксиды азота. Физические и химические свойства оксида азота (IV), его получение и применение. | §27с156,в6(п) | 21.01 | ||
37 | 14 | Азотная кислота и её свойства. | Состав и химические свойства азотной кислоты как электролита. Особенности окислительных свойств концентрированной азотной кислоты. Применение азотной кислоты. | §27с156-158,в2,3,7(п) | 26.01 | Д. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. | |
38 | 15 | Соли азотной кислоты. | Нитраты и их свойства. Проблема повышенного содержания нитратов в сельскохозяйственной продукции. | §27,сообщ.об аз.удобр. | 28.01 | Д. Образцы важнейших для народного хозяйства нитратов. | |
39 | 16 | Фосфор, его физические и химические свойства. | Строение атома фосфора. Аллотропия фосфора. Химические свойства фосфора. Применение и биологическое значение фосфора. | §28,в3-5(п) | 2.02 | Д. Образцы природных соединений фосфора. Получение белого фосфора из красного. | |
40 | 17 | Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и её соли. | Оксид фосфора (V) - типичный кислотный оксид. Ортофосфорная кислота и три ряда её солей: фосфаты, гидрофосфаты и дигидрофосфаты. | §28,в1,2(п) | 4.02 | Д. Образцы важнейших для народного хозяйства фосфатов. | |
41 | 18 | Углерод, его физические и химические свойства. | Строение атома углерода. Аллотропия: алмаз и графит. Физические и химические свойства углерода. | §29,в5,6,8(п) | 9.02 | Д. Образцы природных соединений углерода. | |
42 | 19 | Оксиды углерода. | Оксид углерода (II) или угарный газ: получение, свойства, применение. Оксид углерода (IV) или углекислый газ: получение, свойства, применение. | §30,в1-3(п),А14,С3 | 11.02 | Л. Получение углекислого газа и его распознавание. | |
43 | 20 | Угольная кислота и её соли. | Состав и химические свойства угольной кислоты. Карбонаты и их значение в природе и жизни человека. Переход карбонатов в гидрокарбонаты и обратно. Распознавание карбонат-иона среди других ионов. | §30,в5-7(п) | 16.02 | Д. Образцы важнейших для народного хозяйства карбонатов. Л. Качественная реакция на карбонат-ион. | |
44 | 21 | Кремний и его соединения. | Строение атома кремния, сравнение его свойств со свойствами атома углерода. Кристаллический кремний: его свойства и применение. Оксид кремния (IV) и его природные разновидности. Кремниевая кислота и её соли. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие силикатной промышленности. | §31 до с.180 | 18.02 | ||
45 | 22 | Соединения кремния. | Оксид кремния (IV) и его природные разновидности. Кремниевая кислота и её соли. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие силикатной промышленности. | §31 до конца,в1,3,4(п) | 25.02 | Д. Образцы природных соединений кремния. Образцы стекла, керамики, цемента. Л. Ознакомление с природными силикатами. Л. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности. | |
46 | 23 | Практическая работа № 3. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода». инструктаж по ТБ | Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода». | Отчет по работе. | 1.03 | ||
47 | 24 | Практическая работа № 4. Получение, собирание и распознавание газов. инструктаж по ТБ | Получение, собирание и распознавание газов. | Отчет по работе. | 3.03 | ||
48 | 25 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы». | Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе. | Подгот. к контрольной работе. | 10.03 | ||
49 | 26 | Контрольная работа № 2 по теме 2. | 15.03 | ||||
Тема 3. Органические соединения (11 часов) | |||||||
50 | 1 | Предмет органической химии. | Вещества органические и неорганические. Особенности органических веществ. Причины многообразия органических соединений. Валентность и степень окисления углерода в органических соединениях. Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова. Структурные формулы. Значение органической химии. | §32,в1,2,6(п) | 17.03 | Д. Модели молекул органических соединений. | |
51 | 2 | Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова. | 22.03 | ||||
52 | 3 | Предельные углеводороды (метан, этан). | Строение молекул метана и этана. Физические свойства метана. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана. | §33,в4,5(п)выуч. назв.и формулы 10членов гомол.ряда метана. | 24.03 | Д. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Л. Изготовление моделей молекул метана и этана. | |
53 | 4 | Контроль знаний по теме «Предельные углеводороды» | 5.04 | ||||
54 | 5 | Непредельные углеводороды (этилен). | Строение молекулы этилена. Двойная связь. Химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом). Реакция полимеризации. | §34,в2(п) | 7.04 | Д. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. | |
55 | 6 | Представления о полимерах на примере полиэтилена. | Реакция полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение. | Подг.сообщ. о прим.п/эт. | 12.04 | Д. Образцы различных изделий из полиэтилена. | |
56 | 7 | Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. | Природный газ, его состав и практическое использование. Нефть, продукты её переработки и их практическое использование. Способы защиты окружающей среды от загрязнения нефтью и продуктами её переработки. | Подг.сообщ. о прир.ист.УВ | 14.04 | Д. Коллекция «Нефть и продукты её переработки». | |
57 | 8 | Спирты. | Спирты – представители кислородсодержащих органических соединений. Физические и химические свойства спиртов. Физиологическое действие на организм метанола и этанола. | §35,в1,2,4,5(п) | 19.04 | Д. Образцы этанола и глицерин. Качественная реакция на многоатомные спирты. Л. Свойства глицерина. | |
58 | 9 | Карбоновые кислоты. | Уксусная кислота, её свойства и применение. Уксусная кислота – консервант пищевых продуктов. Стеариновая кислота – представитель жирных карбоновых кислоты. | §36,в1-3(п) | 21.04 | Д. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями. | |
59 | 10 | Биологически важные вещества: жиры, белки. | Жиры в природе и их применение. Белки, их строение и биологическая роль. Глюкоза, крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль. Калорийность белков, жиров и углеводов. Глюкоза, крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль. Калорийность белков, жиров и углеводов. | §37-38,в2,3(п)подг.сообщ о ЖБУ | 26.04 | Горение белков. Цветные реакции белков.
| |
60 | 11 | Биологически важные вещества: углеводы. | §39 | 28.04 | Взаимодействие крахмала с йодом. Качественная реакция на крахмал. | ||
Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8 часов) | |||||||
61 | 1 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. | Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – графическое отображение Периодического закона. Физический смысл номера элемента, номера периода и номера группы. Закономерности изменения свойств элементов в периодах и группах. Значение Периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева | Реш.зад. и упр. | 3.05 | ||
62 | 2 | Строение веществ. | Типы химических связей, типы кристаллических решёток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. | Реш.зад. и упр. | 5.05 | Д. Кристаллические решётки алмаза и графита. | |
63 | 3 | Классификация химических реакций. | Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов). | Реш.зад. и упр. | 10.05 | ||
64 | 4 | Решение задач и упражнений на тему « классификация химических реакций» | Реш.зад. и упр. | 12.05 | |||
65 | 5 | Классификация веществ. | Простые и сложные вещества. Генетические ряды металла, неметалла. Оксиды (основные и кислотные), гидроксиды (основания и кислоты), соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений об окислительно-восстановительных реакциях. | Реш.зад. и упр. | 17.05 | ||
66 | 6 | Решение задач и упражнений на тему « классификация веществ » | Реш.зад. и упр. | 19.05 | |||
67 | 7 | Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. | Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность. | Подг.сообщ.о хим.загр.Подг. к итоговой контр.работе. | 24.05 | ||
68 | 8 | Итоговая контрольная работа за курс 9 класса. | Обобщение знаний по химии за курс основной школы | В формате ГИА | 25.05 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Учебно-методический комплект по химии 9 класса.
Учебник О.С. Габриелян, «Химия» 9 класс, М. «Дрофа», 2006 года.
а) литература для учащихся:
Е.А. Еремин, Н.Е. Кузьменко «Справочник школьника по химии 8-11 класс, М, «Дрофа», 2010 г.
Л.Ю. Аликберова «Занимательная химия», М, «АСТ – Пресс», 2009г.
Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2010.
Габриелян О.С. Химия. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. – М.: Дрофа, 2009.
б) литература для учителя:
Габриелян О.С., Методическое пособие для учителя. Химия 8-9 класс. – М.: Дрофа, 2008.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 9 класс: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2008.
Л.В. Комисарова, И.Г, Присягина «Контрольные и проверочные работы по химии 9 класс», М., «Экзамен», 2007г.
О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Настольная книга учителя» Химия 9 класс, М., «Дрофа», 2010 г.
Учебно–методическая газета для учителей, изд. «Первое сентября», М., 2009-2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 8 класс по УМК О.С.Габриеляна
Очень трудно бываает учителю в краткий срок составить рабочую программу соответствующую всем критериям требований. Хочется надеятся, что данная программа поможет коллегам справиться с предложенной хад...
Рабочая программа по химии 8 класс по учебнику О.С. Габриеляна
Содержит пояснительную записку и ктп...
рабочая программа по химии 10 класс базовый уровень УМК Габриеляна О. С.
Представлена программа и календарно - тематическое планирование по химии для 10 класса базового уровня УМК Габриеляна О. С., 35 часов, 1 час в неделю...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ 11 КЛАСС ПО УЧЕБНИКУ О.С.ГАБРИЕЛЯНА НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ 11 КЛАСС ПО УЧЕБНИКУ О.С. ГАБРИЕЛЯНАНА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД...
Рабочая программа по химии 11 класса (базовый уровень) (2 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)
рабочая программа разработана для общеобразовательных школ , изучение химии ведётся на базовом уровне, 2 часа в неделю( 1 час по учебному плану+1 час из школьного компонета)...
Рабочая программа по химии 8 класс О.С. Габриеляна
Рабочая программа курса химии 8 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии, программы курса химии для 8 класса общеобразовательных учреждений и государствен...
Рабочая программа по химии 8 класс к учебнику Габриеляна, Остроумова, Сладкова,
Рабочая программа предназначена для учителей, работающих новой линии линии учебников Габриеляна издательства "Просвещение". Программа составлена в соответствии ФГОС....