Азот и фосфор
план-конспект урока по химии (9 класс)
Представлена разработка урока азот и фосфор
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azot_i_fosfor_detyam_2.docx | 15.29 КБ |
azot_i_fosfor_detyam.docx | 15.72 КБ |
opornyy_azot.docx | 406.72 КБ |
azot_i_fosfor_urok.doc | 67.5 КБ |
uchitel_roshchinskaya_v.pptx | 451.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Азот и фосфор — элементы жизни.
Урок-игра "Счастливый случай".
Девиз урока: “Жизнь учит только тех, кто её изучает”. (В. Ключевский)
Ф. И.О.________________________________________________________
1 гейм. Гонка за лидером.
2.Альтернативный тест
1.Где больше всего азота:
А) в почве;
Б) в воздухе;
В) в воде;
Г) в космосе.
2.Каково содержание азота в воздухе:
А) 21%;
Б) 1%;
В) 78%;
Г) 70%.
3.Какова роль азота воздуха для человека:
А) служит для дыхания;
Б) входит в состав важных биологических веществ;
В) является инертной средой для организма.
4.Выберите цепочку превращений, по которой азот попадает в почву:
А) N2 NO NO2 HNO3;
Б) N2 NH3 NH4OH;
В) N2 NH3 NO NO2 HNO3.
5.Выберите формулу аммиака:
А) N2;
Б) NO2;
В) NH3;
Г) HNO3.
6.Какая реакция называется “дым без огня”:
А) взаимодействие аммиака с водой;
Б) взаимодействие аммиака с кислотой;
В) горение аммиака.
7.Как в лаборатории можно собрать аммиак:
А) в сосуд, перевёрнутый отверстием вниз;
Б) в сосуд, повёрнутый отверстием вверх;
В) способом вытеснения воды.
8.Какое соединение входит в состав дымного пороха:
А) KNO3;
Б) NH3;
В) HNO3.
9.Какое вещество называется “бурый газ”:
А) NO;
Б) NH3;
В) NO2;
Г) N2.
10.Какой вид фосфора отвечает формуле Р4:
А) красный;
Б) белый;
В) чёрный.
Оценка – 5 (за отчёт) + 10 (за тест) баллов.
3 КОНКУРС «Шаг за шагом»
Задание. Осуществить превращения согласно схемам:
1 2 3 4 5 6
N2 → NH3 → NO → NO2 → HNO3 → Ba (NO3)2 → BaSO4
4. КОНКУРС. «Крестики – нолики»
Задание: Указать выигрышные пути – определить вещества, с которыми взаимодействует раствор H3 PO4 .
SiO2 | MgO | CaO |
Pt | Na2SO4 | LiOH |
AgNO3 | KOH | Zn |
5КОНКУРС «Реши задачу»
Задача. При взаимодействии 10,7 г хлорида аммония с гидроксидом кальция было потрачено 3,36 л аммиака (н.у.). Вычислите практический выход аммиака.
4 гейм Тёмная лошадка. Химическая лаборатория предлагает следующее задание: «В химическую лабораторию поступили 3 пробирки с растворами без этикеток. Из накладной узнали, что в пробирках находится раствор нитрата натрия, раствор хлорида натрия, раствор фосфата натрия. Как определить каждое вещество? Проведите необходимое исследование и напишите уравнения реакций.
Задание. Определить в нумерованных пробирках натриевые соли соляной, фосфорной и азотной кислот. Составить соответствующие уравнения реакций.
Оценка – по 1 баллу за правильное распознавание и уравнение
Заключение.
Поставьте на листочках “+”, если вы с этим утверждением согласны: 1 – мне было комфортно на уроке
2 – я получил ответ на все интересующие меня вопросы
3 – я принимал активное участие во всех этапах урока
Предварительный просмотр:
Азот и фосфор — элементы жизни.
Урок-игра "Счастливый случай".
Девиз урока: “Жизнь учит только тех, кто её изучает”. (В. Ключевский)
Ф. И.О.________________________________________________________
1 гейм. Гонка за лидером.
2.Альтернативный тест
1.Где больше всего азота:
А) в почве;
Б) в воздухе;
В) в воде;
Г) в космосе.
2.Каково содержание азота в воздухе:
А) 21%;
Б) 1%;
В) 78%;
Г) 70%.
3.Какова роль азота воздуха для человека:
А) служит для дыхания;
Б) входит в состав важных биологических веществ;
В) является инертной средой для организма.
4.Выберите цепочку превращений, по которой азот попадает в почву:
А) N2 NO NO2 HNO3;
Б) N2 NH3 NH4OH;
В) N2 NH3 NO NO2 HNO3.
5.Выберите формулу аммиака:
А) N2;
Б) NO2;
В) NH3;
Г) HNO3.
6.Какая реакция называется “дым без огня”:
А) взаимодействие аммиака с водой;
Б) взаимодействие аммиака с кислотой;
В) горение аммиака.
7.Как в лаборатории можно собрать аммиак:
А) в сосуд, перевёрнутый отверстием вниз;
Б) в сосуд, повёрнутый отверстием вверх;
В) способом вытеснения воды.
8.Какое соединение входит в состав дымного пороха:
А) KNO3;
Б) NH3;
В) HNO3.
9.Какое вещество называется “бурый газ”:
А) NO;
Б) NH3;
В) NO2;
Г) N2.
10.Какой вид фосфора отвечает формуле Р4:
А) красный;
Б) белый;
В) чёрный.
Оценка – 5 (за отчёт) + 10 (за тест) баллов.
3 КОНКУРС «Шаг за шагом»
Задание. Осуществить превращения согласно схемам:
1 2 3 4
Р → Р2О5 → Н3РО4 → Na3 PO4 → Ag3PO4
4. КОНКУРС. «Крестики – нолики»
Задание: Указать выигрышные пути – определить вещества, с которыми взаимодействует раствор HNO3
Zn | P2O5 | Au |
Pt | K2O | Ca3 (PO4) 2 |
H2 SO4 | Al | Fe(OH)3 |
5КОНКУРС «Реши задачу»
Задача. При взаимодействии 10,7 г хлорида аммония с гидроксидом кальция было потрачено 3,36 л аммиака (н.у.). Вычислите практический выход аммиака.
4 гейм Тёмная лошадка. Химическая лаборатория предлагает следующее задание: «В химическую лабораторию поступили 3 пробирки с растворами без этикеток. Из накладной узнали, что в пробирках находится раствор нитрата натрия, раствор хлорида натрия, раствор фосфата натрия. Как определить каждое вещество? Проведите необходимое исследование и напишите уравнения реакций.
Задание. Определить в нумерованных пробирках натриевые соли соляной, фосфорной и азотной кислот. Составить соответствующие уравнения реакций.
Оценка – по 1 баллу за правильное распознавание и уравнение
Заключение.
Поставьте на листочках “+”, если вы с этим утверждением согласны: 1 – мне было комфортно на уроке
2 – я получил ответ на все интересующие меня вопросы
3 – я принимал активное участие во всех этапах урока
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Азот и фосфор — элементы жизни.
Урок-игра "Счастливый случай".
Цели.
- Обобщить знания учащихся о составе и свойствах соединений азота и фосфора.
- Развить умения правильно наблюдать и делать выводы по результатам наблюдений, уметь самостоятельно принимать решения, работать в коллективе и сотрудничать, развивать интерес к предмету через необычную форму проведения урока.
- Расширить знания учащихся о значении этих веществ в природе и деятельности человека.
- Сформировать целостную картину о взаимосвязи веществ живой и неживой природы.
Оборудование: карточки с тестами; пробирки; КNO3; NH4Cl; Na 3PO4 .
Форма обучения: урок –игра
Девиз урока: “Жизнь учит только тех, кто её изучает”. (В. Ключевский)
Предварительная подготовка. Учащиеся по группам готовят творческие отчёты об одном из веществ (азот, аммиак, азотная кислота, нитраты, фосфор).
Ход игры.
Учитель. По выражению М. Монтеля «Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других». Нам сегодня предстоит нелегкий труд по оттачиванию ума. Ведь ум, по словам Аристотеля, заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле.
Вы готовы вместе со мной отправиться в путешествие за знаниями для того, чтобы научиться применять их на деле?
Сегодня мы проводим урок под девизом: “Жизнь учит только тех, кто её изучает”, и это не случайно. Вы ещё раз убедитесь, что те вещества, о которых шла речь в данной теме, очень важны в жизни растений и животных, в необходимости изучения свойств этих веществ и действия их на организм. И поэтому все задания, все творческие конкурсы ещё раз убедят вас в единстве природы, в необходимости познания её законов. Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, а урок игра. И прежде чем начать нашу игру я попрошу вас отгадать загадки.
- Он безжизненный зовется,
Но жизнь без него не создается.
- Если я свечу во тьме – то я белый,
Если в школе в порошке – то я красный.
Правильно. Это азот и фосфор. Вот этим двум важным химическим элементам и посвятим наш урок – игру, на котором мы повторим и закрепим свойства, значение, получение и применение азота и фосфора, а также их соединений.
1 гейм. Гонка за лидером.
КОНКУРС «Исторический»
1.Химический элемент азот несет в себе много противоречий с момента открытия. Что означает слово «азот» у разных народов.
Азот называют газом парадоксов, а начинаются парадоксы уже с истории его открытия. Азот практически был открыт пятью учеными. Назовите их.
Какова история открытия фосфора?
2. Групповой тест (можно индивидуальный). Альтернативный тест
Тест для команд.
1.Где больше всего азота:
А) в почве;
Б) в воздухе;
В) в воде;
Г) в космосе.
2.Каково содержание азота в воздухе:
А) 21%;
Б) 1%;
В) 78%;
Г) 70%.
3.Какова роль азота воздуха для человека:
А) служит для дыхания;
Б) входит в состав важных биологических веществ;
В) является инертной средой для организма.
4.Выберите цепочку превращений, по которой азот попадает в почву:
А) N2 NO NO2 HNO3;
Б) N2 NH3 NH4OH;
В) N2 NH3 NO NO2 HNO3.
5.Выберите формулу аммиака:
А) N2;
Б) NO2;
В) NH3;
Г) HNO3.
6.Какая реакция называется “дым без огня”:
А) взаимодействие аммиака с водой;
Б) взаимодействие аммиака с кислотой;
В) горение аммиака.
7.Как в лаборатории можно собрать аммиак:
А) в сосуд, перевёрнутый отверстием вниз;
Б) в сосуд, повёрнутый отверстием вверх;
В) способом вытеснения воды.
8.Какое соединение входит в состав дымного пороха:
А) KNO3;
Б) NH3;
В) HNO3.
9.Какое вещество называется “бурый газ”:
А) NO;
Б) NH3;
В) NO2;
Г) N2.
10.Какой вид фосфора отвечает формуле Р4:
А) красный;
Б) белый;
В) чёрный.
Оценка – 5 (за отчёт) + 10 (за тест) баллов.
3 КОНКУРС «Шаг за шагом»
Задание. Осуществить превращения согласно схемам:
1 2 3 4 5
а. Р → Р2О5 → НРО3 → Н3РО4 → Na3 PO4 → Ag3PO4
1 2 3 4 5 6
б) N2 → NH3 → NO → NO2 → HNO3 → Ba (NO3)2 → BaSO4
Для первых уравнений составить электронный баланс и показать окислитель и восстановитель. А для последних уравнений написать полные и сокращенные ионные уравнения.
4. КОНКУРС. «Крестики – нолики»
Задание: Указать выигрышные пути – определить вещества, с которыми взаимодействует раствор HNO3 и H3 PO4 .
Zn | P2O5 | Au |
Pt | K2O | Ca3 (PO4) 2 |
H2 SO4 | Al | Fe(OH)3 |
SiO2 | MgO | CaO |
Pt | Na2SO4 | LiOH |
AgNO3 | KOH | Zn |
5КОНКУРС «Реши задачу»
Задача. При взаимодействии 10,7 г хлорида аммония с гидроксидом кальция было потрачено 3,36 л аммиака (н.у.). Вычислите практический выход аммиака.
2 гейм. Заморочки из бочки.
Группа отвечает на один занимательный вопрос. Номер вопроса вытягивает из бочонка, отсюда и название.
1) Предупреждаю вас заранее:
Я непригоден для дыхания!
Но все как будто бы не слышат
И постоянно мною дышат.
(Азот)
2) Отрывок из повести Н. Огнева «Дневник Кости Рябцева»
Сегодня Черная Зоя сдавала экзамены за октябрь Алмакфишу и вдруг, как шлепнется в обморок. Ну, теперь этим ни кого не удивишь. Сейчас же опрыскали водой, дали понюхать нашатырю, и она встала.
Вопрос: В чём состоит “химическая” ошибка автора?
3) У меня дурная слава:
Я – известная отрава.
Даже имя говорит,
Что я страшно ядовит.
(Мышьяк)
4) Найди меня. Я газ. Я прост.
Я рыжий, словно лисий хвост.
Я образуюсь из нитрата,
А в воздухе – из газа-брата.
А если встречусь я с водой, то стану сильной кислотой.
(Диоксид азота, бурый газ)
5)В печи однажды прокалят
Аммония нитрат.
Теперь я газ. Прощай, нитрат!
Признаться, я не рад…
Но ни людей, ни печь я в этом не виню;
Наоборот, развеселю и даже… опьяню!
(Оксид азота (I) – “веселящий газ”)
6) Белый воздуха боится, покраснел чтоб сохраниться. (Фосфор)
7) Распустила хвост лиса, искалечила леса. ("Лисий хвост" – это дым из оксида азота и оксида серы.)
8)Только в воду соль попала, холодней в стакане стала. Нитрат аммония.
Оценка – 3 балла и +1 балл за дополнение.
3 гейм «Химия в стихах»
Учитель. А сейчас не просто стихотворение, а стихотворение загадка – о взаимодействии азотной кислоты с металлами. Вы сейчас внимательно послушаете это стихотворение, а потом ответите на эту загадку.
Стихотворение – загадка о взаимодействии HNO3 металлами.
Однажды друг мой закадычный
Мне цепочку подарил
и с улыбкой необычной
«Золотая» - говорит.
Есть чему здесь научиться
И, ему не доверяя,
Сам решил я убедиться,
Что цепочка золотая.
Все для химика возможно:
Кислоты азотной влил
И цепочку осторожно
В эту жидкость положил.
Тут я прямо поразился:
Дым коричневый такой
Над подарком заклубился
Ядовитый и густой.
Вдоль цепочки той вокруг
Энергичное шипенье.
Жидкость – цветом изумруд
Живописное явленье.
Помогите ж разобраться,
Дайте правильный ответ:
Есть ли золото в цепочке
Иль его там вовсе нет?
Учитель. И в подтверждении этого давайте запишем реакцию взаимодействия меди с концентрированной азотной кислотой.
4 гейм Тёмная лошадка. Химическая лаборатория предлагает следующее задание: «В химическую лабораторию поступили 3 пробирки с растворами без этикеток. Из накладной узнали, что в пробирках находится раствор азотной кислоты, раствор хлорида аммония, раствор фосфата натрия. Как определить каждое вещество? Проведите необходимое исследование и напишите уравнения реакций.
Задание. Определить в нумерованных пробирках натриевые соли соляной, серной и азотной кислот. Составить соответствующие уравнения реакций.
Оценка – по 1 баллу за правильное распознавание и уравнение, максимально – 6 баллов.
Инструктивная карточка. (Выдаётся слабым группам в случае необходимости)
Качественное определение хлоридов, сульфатов и нитратов.
1. Вам выданы кристаллические вещества. Разделите их на две порции, одну из которых растворите.
2. Распознавание сульфат- иона SO42–. К растворам солей добавьте нитрат бария. В той порции, где выпал белый осадок – сульфат.
3. Качественная реакция на хлорид-ион С1–. К другим раствора добавьте также раствор нитрата серебра (немного, реактив дорогой!). Белый хлопьевидный осадок укажет вам на хлорид.
4. Качественная реакция на нитрат-ион NО3–. К кристаллам нитрата натрия добавьте металлическую медь (немного!) и каплю (стеклянной палочкой!) концентрированной серной кислоты (осторожно!). Подождите начала реакции. Если реакция не идёт, смесь слегка нагрейте. При появлении бурого газа (Осторожно, яд!) пробирку закройте пальцем и вымойте.
5гейм. Дальше, дальше…
Группа отвечает, не раздумывая, на 5 вопросов.
Оценка – 1 балл за каждый правильный ответ.
Блиц – вопросы
1. Соли азотной кислоты.
2. Фамилия купца-алхимика, открывшего секрет получения фосфора.
3. Как действует азотная кислота на белки?
4. Какова среда раствора аммиака в воде – кислая, щелочная или нейтральная?
5. Назовите азотные удобрения.
6. Как переводится название элемента “азот” и почему он так называется?
7. Что такое “царская водка”?
8. Как называется свойство веществ впитывать в себя влагу?
9. Какие аллотропные видоизменения фосфора вам известны?
10. В состав каких биологически важных веществ входит азот?
11. Каково латинское название элемента азота?
12. В состав каких почвенных ионов входит азот?
13. Почему “царская водка” так называется?
14. Какой цвет приобретает фенолфталеин под действием аммиака?
15. Назовите фосфорные удобрения.
16. Какие соединения называют селитрами?
17. Как называется опыт взаимодействия аммиака с водой?
18. Как “по-химически”называется нашатырный спирт?
19. Как первоначально называли спички из безопасного красного фосфора?
20. Назовите калийные удобрения.
21. Что в переводе с латинского означает “фосфор”?
22. Какой катализатор используется в производстве аммиака?
23. Как называется опыт взаимодействия аммиака с кислотой?
24. Каков состав дымного пороха?
25. Назовите комплексные удобрения.
Заключение. Вот и подошла к концу наша игра. Вы провели огромную работу по обобщению знаний о веществах жизни и их свойствах, по-новому взглянули на некоторые привычные вещи, ещё раз убедились в единстве живой и неживой природы.
Рефлексия. Поставьте на листочках “+”, если вы с этим утверждением согласны: 1 – мне было комфортно на уроке
2 – я получил ответ на все интересующие меня вопросы
3 – я принимал активное участие во всех этапах урока
Список использованной литературы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОТГАДАЙ Если я свечу во тьме- то я белый, Если в школе в порошке- то я красный Он безжизненный зовётся, Но жизнь без него не создается.
Учитель Рощинская В.Ю. Урок-игра Азот и фосфор- элементы жизни
1 гейм. Гонка за лидером Конкурс «Исторический» Альтернативный тест « Шаг за шагом» « Крестики- нолики» Реши задачу
1.Б 2.В 3.Б 4.А 5.В 6.Б 7.А 8.А 9.В 10.А 1 гейм. Гонка за лидером
Шаг за шагом 4P+5O 2 =2P 2 O 5 P 2 O 5 +3H 2 O=2H 3 PO 4 2H 3 PO 4 +6Na=2Na 3 PO 4 +3H 2 O Na 3 PO 4 +3AgNO 3 = 3NaNO 3 +Ag 3 PO 4 N 2 +3H 2 =2NH 3 4NH 3 +5O 2 =4NO+6H 2 O 2NO+O 2 =2NO 2 4NO 2 +2H 2 O+O 2 =4HNO 3 2 HNO 3 +BaO= Ba (NO 3 ) 2 +H 2 O Ba (NO 3 ) 2 +H 2 SO 4 =BaSO 4 + 2HNO3 P—P 2 O 5 —H 3 PO 4 — Na 3 PO 4 —Ag 3 PO 4 N 2 —NH 3 —NO—NO 2 —HNO 3 —Ba(NO 3 ) 2 —BaSO 4
Крестики-нолики Zn P 2 O 5 Au Pt K 2 O Ca 3 (PO 4 ) 2 H 2 SO 4 Al Fe(OH) 3 SiO 2 MgO CaO Pt Na 2 SO 4 LiOH AgNO 3 KOH Zn
Реши задачу При взаимодействии 10,7 г. хлорида аммония с гидроксидом кальция было получено 3,36 л аммиака(н.у.). Вычислите практический выход аммиака. Ответ: 75%
2 гейм Заморочки из бочки 3 гейм Химия в стихах 4 гейм Темная лошадка 5 гейм Дальше, дальше
Cu+ 4 HNO 3 (КОНЦ). =Cu (NO 3 ) 2 +2 NO 2 +H 2 O Cu 0 -2 Cu+ 2 2 1 ООВ N +5 +1 N +4 2 ВВО
№ 1 NaNO 3 №2 NaCl №3 Na 3 PO 4 Темная лошадка
Поставьте на листочках + , если Вы с этим утверждением согласны: 1- мне было комфортно на уроке 2- я получил ответы на интересующие меня вопросы 3- я принимал активное участие во всех этапах урока
СПАСИБО ЗА УРОК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Общая характеристика неметаллов V группы. Строение атомов азота и фосфора". Химия. 9 класс..
Урок изучения нового материала по теме "Неметаллы главных подгрупп V и IV групп ПСХЭ по Тверской программе по химии. Урок дан в рамках ИКТ как урок-презентация....
Тест для 9 класса по теме "Азот и фосфор"
Проверочное тестирование в 9 кассе по теме "Азот и фосфор"...
"Азот и фосфор — элементы жизни."
Разработка урока по химии "Азот и фосфор — элементы жизни."Урок-игра "Счастливый случай". Химия для гуманитариевЦели.Обобщить знания учащихся о составе и свойствах соединений азота и фосфора. Развить ...
"Азот и фосфор — элементы жизни."
Разработка урока по химии "Азот и фосфор — элементы жизни."Урок-игра "Счастливый случай". Химия для гуманитариевЦели.Обобщить знания учащихся о составе и свойствах соединений азота и фосфора. Развить ...
Проверочная работа по теме: "Элементы 5 группы главной подгруппы. Азот и фосфор." 9 класс
проверочная работа предназначен для проверки знаний по теме: "Элементы 5 группы главной подгруппы. Азот и фосфор." 9 класс. первых два варианта рассчитаны на учащихся среднего и низко...
Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме: "Обобщение и систематизация знаний по теме «Азот и фосфор» (учебник Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г.)
Размещена технологическая карта обобщающего урока химии по теме "Азот и фосфор", отражающая элементы содержания образования, межпредметные связи, основные средства обучения, планируемые (предметные и ...
Обобщающий урок по теме «Азот и фосфор».
Обобщающий урок по теме «Азот и фосфор».Игра «Счастливый случай».Цель: Повторить сведения о строении и свойствах получении и применении азота, фосфора и их соединений, привести знания в си...