Практическая работа №3 «Получение и свойства кислорода»
план-конспект урока по химии (8 класс)

Ершова Татьяна Анатольевна

Тема: Практическая работа №3 «Получение и свойства кислорода »

Тип урока: комбинированный

Цель урока:

·         научить использовать лабораторное оборудование и посуду для получения, собирания и доказательства наличия кислорода;

·         Продолжить формирование умений по составлению уравнений химических реакций, расстановке коэффициентов в уравнениях химических реакций. Развивать практические умения и навыки в ходе выполнения лабораторных опытов;

·         способствовать формированию культуры учебного труда, аккуратности, внимания при проведении эксперимента, совершенствовать технику безопасного труда;

·         способствовать развитию у школьников интереса к химической науке, к исследовательской деятельности

Оборудование и реактивы:

·         штатив лабораторный с лапкой;

·         спиртовка;

·         пробирки 2 шт;

·         пробка с газоотводной трубкой;

·         спички;

·         лучинка;

·         вата.

·         перманганат калия (твердый) KMnO4;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakt_rabota_poluchenie_i_sv_kisloroda.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №

Тема: Практическая работа №3 «Получение и свойства кислорода »

Тип урока: комбинированный

Цель урока:

  • научить использовать лабораторное оборудование и посуду для получения, собирания и доказательства наличия кислорода;
  • Продолжить формирование умений по составлению уравнений химических реакций, расстановке коэффициентов в уравнениях химических реакций. Развивать практические умения и навыки в ходе выполнения лабораторных опытов;
  • способствовать формированию культуры учебного труда, аккуратности, внимания при проведении эксперимента, совершенствовать технику безопасного труда;
  • способствовать развитию у школьников интереса к химической науке, к исследовательской деятельности

Оборудование и реактивы:

  • штатив лабораторный с лапкой;
  • спиртовка;
  • пробирки 2 шт;
  • пробка с газоотводной трубкой;
  • спички;
  • лучинка;
  • вата.
  • перманганат калия (твердый) KMnO4;

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие учащихся, настрой на урок.

2. Актуализация знаний:

Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать кислород, вещество, вокруг которого, как говорил шведский химик Якоб Берцелиус, вращается вся земная химия. (Слайд 1) Мы уже достаточно много узнали о кислороде и, что бы вы проверили и оценили свои знания, предлагаю вам химический диктант. (Слайд 2) Если утверждение соответствует простому веществу – кислороду, и вы с утверждением согласны, то ставим “да”, если нет - “нет”.

  1. В промышленности получают из воздуха.
  2. Хорошо растворим в воде.
  3. При обычных условиях – бесцветный газ.
  4. Сложное вещество.
  5. Газ, имеющий запах.
  6. В природе встречается только в связанном виде.
  7. Простое вещество.
  8. Легче воздуха.
  9. Собирают в сосуд, поставленный обычно на дно.
  10. Малорастворим в воде.
  11. В природе встречается в свободном и связанном виде.
  12. Собирают в перевёрнутый вверх дном сосуд.
  13. Тяжелее воздуха.
  14. Необходим для дыхания.
  15. Применяют для сварки и резки металлов.

Проводится проверка. Учащиеся оценивают друг друга

«5»- 15 правильных ответов «4»- 14-11 правильных ответов «3»- 10-6 правильных ответов

Перед вами на доске записи, распределите их на две группы:

(газ, простое вещество, жидкость голубого цвета, кристаллы синего цвета, окисление, без запаха, без вкуса, горение)

1 – физические свойства (газ, простое вещество, жидкость голубого цвета, кристаллы синего цвета, без запаха, без вкуса);

2 – химические свойства (окисление, горение)

Записываем тему урока в тетрадь.

Прежде чем начнем получать кислород и рассматривать его свойства, я предлагаю вам поиграть в «Лото». Вам нужно закрыть красными фишками формулы оксидов. Как вы их определили? (слайд 5).

Mg, P2O5, S, SO2, H2, CO2, Fе2O3, C, H2O, CuO

А теперь подумайте и скажите, как их можно получить?

3. Практическая работа «Получение и свойства кислорода »

Но, чтобы убедиться, что такие реакции действительно идут, я предлагаю вам посмотреть их протекание. Демонстрация горения серы и фосфора в кислороде с последующей записью соответствующих химических реакций на доске (слайд-видео)

А вот оксид СО2 я предлагаю вам получить самостоятельно в ходе лабораторной работы. Что с чем должно прореагировать? (Слайд 6)

Каждый на парту получает карточку с изображением прибора для получения кислорода и описанием опыта «Получение кислород, разложением перманганата калия, собирая методом вытеснения воздуха».

Перед тем, как учащиеся приступят к выполнению опыта повторить ТБ с нагревательными приборами.

Перед учащимися поставить задачу не просто проделать опыт, но и описать его.

Лабораторная работа 10-15 минут.

Обсуждение опыта: Что получали? Из какого вещества? Каким методом? Что произошло с тлеющей лучинкой?

Записать уравнение реакции С + О2 = СОв тетрадь.

Сегодня мы на уроке наблюдали получение кислорода путем нагревания

2KMnO4 --t--→ K2MnO+ MnO+ O2↑ ,

еще кислород можно получать методом нагревания KClO3(хлорат калия)

2KClO3 --t--→ 2KCl +3O2↑,

и из 2H2O2 ----cat--→ 2 H2O + O2

4. Домашнее задание

§22-24,  на «3», на «4» и «5» дополнительно зад 5 и творческое задание: нарисовать плакат или листовку о вреде пожара, составить инструкцию поведения в лесу, чтобы избежать пожар, поведение во время пожара

5. Закрепление: решение задачи

Задача. Определите, какое из соединений железа – Fe2О3 или Fe3О4 – богаче железом?

Дано:

Найти:

Fe2O3,
Fe
3O4.

http://him.1september.ru/2003/42/o1.gif(Fe) в Fe2O3,
http://him.1september.ru/2003/42/o1.gif'(Fe) в Fe3O4

Решение

http://him.1september.ru/2003/42/o1.gif(Х) = nAr(X)/Mr, где n – число атомов элемента Х в формуле вещества.

Mr(Fe2O3) = 56•2 + 16•3 = 160,

http://him.1september.ru/2003/42/o1.gif(Fe) = 56•2/160 = 0,7, 
http://him.1september.ru/2003/42/o1.gif(Fe) = 70%,

Mr (Fe3O4) = 56•3 + 16•4 = 232,
http://him.1september.ru/2003/42/o1.gif'(Fe) = 56•3/232 = 0,724,
http://him.1september.ru/2003/42/o1.gif'(Fe) = 72,4%.

Ответ. Fe3O4 богаче железом, чем Fe2O3.

7. Сказать, что оценивание будет проведено индивидуальной карте учебных достижений с учетом работы на уроке. Перечислить наиболее активных учащихся.

8. Рефлексия (Слайд 20)

                                                                                                                             Приложение №1

Карта-инструкция

Практическая работа № 3 «Получение и свойства кислорода».

Цель работы: научиться использовать лабораторное оборудование и посуду для получения, собирания и доказательства наличия кислорода, соблюдать правила техники безопасности.

Оборудование и реактивы: штатив лабораторный с лапкой, спиртовка, пробирки 2 шт., пробка с газоотводной трубкой, спички, лучинка, вата, перманганат калия (твердый) KMnO4.

Правила техники безопасности.
Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием!
Помните! Пробирку прогревают, держа ее в наклонном положении, по всей длине двумя-тремя движениями в пламени спиртовки. При нагревании направляйте отверстие пробирки в сторону от себя и соседей.

Ход работы:

1. Собрать прибор для получения кислорода.

2. Насыпать в пробирку перманганат калия (KMnO4). Твердого вещества должно быть 1-1,5 см по высоте пробирки.

3. Прогрейте пробирку, а потом нагревайте перманганат калия.

4. Подожгите лучинку, дождитесь появления на конце красного уголька и тут же погасите. Поднесите тлеющую лучинку к краю стакана. Если лучинка вспыхнет, прекратите нагревание перманганата калия. Погасите спиртовку

5. Оформите отчет о работе.

Что делали

Наблюдения

Результаты

1.Сбоhttp://him.1september.ru/2003/42/25-2.gifрка прибора для получения кислорода (указать название оборудования и посуды)

2. Получение кислорода из KMnO4

при нагревании

KMnO4 --t--→ K2MnO+ MnO+….

3. Доказательство получения кислорода при помощи

тлеющей лучинки

http://him.1september.ru/2003/42/25-3.gifВывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорный конспект и презентация для практической работы "Получение и свойства кислорода"

Учителя химии при проведении практических работ сталкиваются с рядом проблем. Некоторые из них, такие как недостаток времени для подробного инструктажа учащихся и оформлении результатов работы, трудно...

Получение и свойства кислорода

Конспект урока к нему прилагаются презентация и фильмы...

Урок "Получение и свойства кислорода"

Конспекты уроков по предметам Естественно-научного цикла...

Технологическая карта для учащихся по практической работе №4 «Получение водорода и изучение его свойств»

В технологической карте "Практической работа №4  «Получение водорода и изучение его свойств» показана последовательность действий проведения  практической работы. По этой карте дети могут бе...

Практическая работа № 9 Получение углекислого газа и изучение его свойств. Переход карбоната в гидрокарбонат

Урок 42 Практическая работа № 9Получение углекислого газа и изучение его свойств. Переход карбоната в гидрокарбонат...

технологическая карта урока "Практическая работа №3 "Получение кислорода и изучение его свойств"

В данном материале представлена технологическая карта урока в 8 классе по теме "Практическая работа №3 "Получение кислорода и изучение его свойств" по учебнику Рудзитиса....

"Получение и свойства кислорода"

Презентация к практической работе №3 Химия 8 класс...