Практическая работа №3 «Получение и свойства кислорода»
план-конспект урока по химии (8 класс)
Тема: Практическая работа №3 «Получение и свойства кислорода »
Тип урока: комбинированный
Цель урока:
· научить использовать лабораторное оборудование и посуду для получения, собирания и доказательства наличия кислорода;
· Продолжить формирование умений по составлению уравнений химических реакций, расстановке коэффициентов в уравнениях химических реакций. Развивать практические умения и навыки в ходе выполнения лабораторных опытов;
· способствовать формированию культуры учебного труда, аккуратности, внимания при проведении эксперимента, совершенствовать технику безопасного труда;
· способствовать развитию у школьников интереса к химической науке, к исследовательской деятельности
Оборудование и реактивы:
· штатив лабораторный с лапкой;
· спиртовка;
· пробирки 2 шт;
· пробка с газоотводной трубкой;
· спички;
· лучинка;
· вата.
· перманганат калия (твердый) KMnO4;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakt_rabota_poluchenie_i_sv_kisloroda.docx | 25.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №
Тема: Практическая работа №3 «Получение и свойства кислорода »
Тип урока: комбинированный
Цель урока:
- научить использовать лабораторное оборудование и посуду для получения, собирания и доказательства наличия кислорода;
- Продолжить формирование умений по составлению уравнений химических реакций, расстановке коэффициентов в уравнениях химических реакций. Развивать практические умения и навыки в ходе выполнения лабораторных опытов;
- способствовать формированию культуры учебного труда, аккуратности, внимания при проведении эксперимента, совершенствовать технику безопасного труда;
- способствовать развитию у школьников интереса к химической науке, к исследовательской деятельности
Оборудование и реактивы:
- штатив лабораторный с лапкой;
- спиртовка;
- пробирки 2 шт;
- пробка с газоотводной трубкой;
- спички;
- лучинка;
- вата.
- перманганат калия (твердый) KMnO4;
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие учащихся, настрой на урок.
2. Актуализация знаний:
Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать кислород, вещество, вокруг которого, как говорил шведский химик Якоб Берцелиус, вращается вся земная химия. (Слайд 1) Мы уже достаточно много узнали о кислороде и, что бы вы проверили и оценили свои знания, предлагаю вам химический диктант. (Слайд 2) Если утверждение соответствует простому веществу – кислороду, и вы с утверждением согласны, то ставим “да”, если нет - “нет”.
- В промышленности получают из воздуха.
- Хорошо растворим в воде.
- При обычных условиях – бесцветный газ.
- Сложное вещество.
- Газ, имеющий запах.
- В природе встречается только в связанном виде.
- Простое вещество.
- Легче воздуха.
- Собирают в сосуд, поставленный обычно на дно.
- Малорастворим в воде.
- В природе встречается в свободном и связанном виде.
- Собирают в перевёрнутый вверх дном сосуд.
- Тяжелее воздуха.
- Необходим для дыхания.
- Применяют для сварки и резки металлов.
Проводится проверка. Учащиеся оценивают друг друга
«5»- 15 правильных ответов «4»- 14-11 правильных ответов «3»- 10-6 правильных ответов
Перед вами на доске записи, распределите их на две группы:
(газ, простое вещество, жидкость голубого цвета, кристаллы синего цвета, окисление, без запаха, без вкуса, горение)
1 – физические свойства (газ, простое вещество, жидкость голубого цвета, кристаллы синего цвета, без запаха, без вкуса);
2 – химические свойства (окисление, горение)
Записываем тему урока в тетрадь.
Прежде чем начнем получать кислород и рассматривать его свойства, я предлагаю вам поиграть в «Лото». Вам нужно закрыть красными фишками формулы оксидов. Как вы их определили? (слайд 5).
Mg, P2O5, S, SO2, H2, CO2, Fе2O3, C, H2O, CuO
А теперь подумайте и скажите, как их можно получить?
3. Практическая работа «Получение и свойства кислорода »
Но, чтобы убедиться, что такие реакции действительно идут, я предлагаю вам посмотреть их протекание. Демонстрация горения серы и фосфора в кислороде с последующей записью соответствующих химических реакций на доске (слайд-видео)
А вот оксид СО2 я предлагаю вам получить самостоятельно в ходе лабораторной работы. Что с чем должно прореагировать? (Слайд 6)
Каждый на парту получает карточку с изображением прибора для получения кислорода и описанием опыта «Получение кислород, разложением перманганата калия, собирая методом вытеснения воздуха».
Перед тем, как учащиеся приступят к выполнению опыта повторить ТБ с нагревательными приборами.
Перед учащимися поставить задачу не просто проделать опыт, но и описать его.
Лабораторная работа 10-15 минут.
Обсуждение опыта: Что получали? Из какого вещества? Каким методом? Что произошло с тлеющей лучинкой?
Записать уравнение реакции С + О2 = СО2 в тетрадь.
Сегодня мы на уроке наблюдали получение кислорода путем нагревания
2KMnO4 --t--→ K2MnO4 + MnO2 + O2↑ ,
еще кислород можно получать методом нагревания KClO3(хлорат калия)
2KClO3 --t--→ 2KCl +3O2↑,
и из 2H2O2 ----cat--→ 2 H2O + O2↑
4. Домашнее задание
§22-24, на «3», на «4» и «5» дополнительно зад 5 и творческое задание: нарисовать плакат или листовку о вреде пожара, составить инструкцию поведения в лесу, чтобы избежать пожар, поведение во время пожара
5. Закрепление: решение задачи
Задача. Определите, какое из соединений железа – Fe2О3 или Fe3О4 – богаче железом?
Дано:
Найти:
Fe2O3,
Fe3O4.
(Fe) в Fe2O3,
'(Fe) в Fe3O4
Решение
(Х) = n•Ar(X)/Mr, где n – число атомов элемента Х в формуле вещества.
Mr(Fe2O3) = 56•2 + 16•3 = 160,
(Fe) = 56•2/160 = 0,7,
(Fe) = 70%,
Mr (Fe3O4) = 56•3 + 16•4 = 232,
'(Fe) = 56•3/232 = 0,724,
'(Fe) = 72,4%.
Ответ. Fe3O4 богаче железом, чем Fe2O3.
7. Сказать, что оценивание будет проведено индивидуальной карте учебных достижений с учетом работы на уроке. Перечислить наиболее активных учащихся.
8. Рефлексия (Слайд 20)
Приложение №1
Карта-инструкция
Практическая работа № 3 «Получение и свойства кислорода».
Цель работы: научиться использовать лабораторное оборудование и посуду для получения, собирания и доказательства наличия кислорода, соблюдать правила техники безопасности.
Оборудование и реактивы: штатив лабораторный с лапкой, спиртовка, пробирки 2 шт., пробка с газоотводной трубкой, спички, лучинка, вата, перманганат калия (твердый) KMnO4.
Правила техники безопасности.
Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием!
Помните! Пробирку прогревают, держа ее в наклонном положении, по всей длине двумя-тремя движениями в пламени спиртовки. При нагревании направляйте отверстие пробирки в сторону от себя и соседей.
Ход работы:
1. Собрать прибор для получения кислорода.
2. Насыпать в пробирку перманганат калия (KMnO4). Твердого вещества должно быть 1-1,5 см по высоте пробирки.
3. Прогрейте пробирку, а потом нагревайте перманганат калия.
4. Подожгите лучинку, дождитесь появления на конце красного уголька и тут же погасите. Поднесите тлеющую лучинку к краю стакана. Если лучинка вспыхнет, прекратите нагревание перманганата калия. Погасите спиртовку
5. Оформите отчет о работе.
Что делали
Наблюдения
Результаты
1.Сборка прибора для получения кислорода (указать название оборудования и посуды)
2. Получение кислорода из KMnO4
при нагревании
KMnO4 --t--→ K2MnO4 + MnO2 +….
3. Доказательство получения кислорода при помощи
тлеющей лучинки
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опорный конспект и презентация для практической работы "Получение и свойства кислорода"
Учителя химии при проведении практических работ сталкиваются с рядом проблем. Некоторые из них, такие как недостаток времени для подробного инструктажа учащихся и оформлении результатов работы, трудно...
Получение и свойства кислорода
Конспект урока к нему прилагаются презентация и фильмы...
Урок "Получение и свойства кислорода"
Конспекты уроков по предметам Естественно-научного цикла...
Технологическая карта для учащихся по практической работе №4 «Получение водорода и изучение его свойств»
В технологической карте "Практической работа №4 «Получение водорода и изучение его свойств» показана последовательность действий проведения практической работы. По этой карте дети могут бе...
Практическая работа № 9 Получение углекислого газа и изучение его свойств. Переход карбоната в гидрокарбонат
Урок 42 Практическая работа № 9Получение углекислого газа и изучение его свойств. Переход карбоната в гидрокарбонат...
технологическая карта урока "Практическая работа №3 "Получение кислорода и изучение его свойств"
В данном материале представлена технологическая карта урока в 8 классе по теме "Практическая работа №3 "Получение кислорода и изучение его свойств" по учебнику Рудзитиса....
"Получение и свойства кислорода"
Презентация к практической работе №3 Химия 8 класс...