Урок "Получение и свойства кислорода"
план-конспект урока по химии (8 класс)
Конспекты уроков по предметам Естественно-научного цикла
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_uroka_khimii_v_8_klasse.docx | 95.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Васильева Ирина Александровна, СОШ № 1 г.Белоярский ХМАО-Югра
Технологическая карта урока химии в 8 классе «Получение и свойства кислорода»
Данный урок направлен на изучение материала разными способами (теоретическим и практическим). В результате учащиеся должны прийти к выводу, что более полную информацию можно получить используя и теоретические знание и практические.
Тема урока | Получение и свойства кислорода | ||||||||||||||
Цель Задачи | Цель: получение кислорода в лабораторных условиях и изучение его свойств. Задачи: Обучающие: дать представление о кислороде, способах его получения, продолжить формирование умения наблюдать, анализировать, выделять главное, делать выводы. Развивающие: продолжить развитие извлекать нужную информацию различными путями (теоретическим, практическим), умений объяснять смысл изученных понятий, применять эти понятия, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять результаты эксперимента, продолжить развитие интеллекта и формирование логического мышления учащихся. Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения, таких качеств личности, как ответственное отношение к порученному делу, умение объективно оценивать результаты своего труда, формировать у каждого учащегося умения работать в коллективе. | ||||||||||||||
Основное содержание темы, термины и понятия | Кислород, Карл Шееле, Джозеф Пристли. | ||||||||||||||
Тип урока | Урок-поиск | ||||||||||||||
Методы и приемы | Словесные: беседа, рассказ, объяснение - логические: постановка проблемы, выводы, обобщения. - организационные: работа по плану. -технические: таблица в рабочей тетради. Наглядные: демонстрация материала в ТСО - логические: выводы, обобщения. -организационные: наблюдение по плану. -технические: демонстрация опыта на интерактивной доске. Практические: наблюдение, эксперимент -логические: постановка проблемы, выявление признаков, выводы, обобщения. -организационные: работа индивидуальная, групповая, фронтальная. - технические: использование инструктивной карты. | ||||||||||||||
Оборудование урока | Мультимедийный проектор, компьютер, колонки, пульты системы ProClass, химическое оборудование. | ||||||||||||||
Список литературы |
Интернет-ресурсы:
| ||||||||||||||
Планируемый результат | |||||||||||||||
Личностные умения
| Метапредметные умения Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
| Предметные
| |||||||||||||
Организация образовательного пространства | |||||||||||||||
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы | |||||||||||||
Философия: «Пути познания Ф. Бэкона». Биология: « Дыхание» | Большой энциклопедический словарь www.it-gas.ru/kislorod.html ru.wikipedia.org/wiki/ http://fcior.edu.ru/card/10585/laboratornaya-rabota-poluchenie-kisloroda-i-ego-svoystva.html | Фронтальная – Индивидуальная – Парная - Групповая - | |||||||||||||
Технология изучения темы | |||||||||||||||
I этап. Организационный момент | |||||||||||||||
II этап. Актуализация знаний | |||||||||||||||
IV этап. Целеполагание и мотивация | |||||||||||||||
Цели деятельности | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||||||
Научить ставить перед собой вопросы, формулировать цели урока. | Организует фронтальную работу учащихся. Обобщает их высказывания. | Задают интересующие их вопросы по данной теме. | |||||||||||||
III этап. Проверка знаний по теме «Кислород» | |||||||||||||||
Цели деятельности | Задания для проверки знаний | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||||||
Выявить пробелы знаний по теме «Кислород» и устранить их | Вопрос: Где встречается кислород? | Задает наводящие вопросы | Прослушивает отрывок из романа Жюля Верна. Ответы на вопросы | ||||||||||||
V этап. Учебно-познавательная деятельность | |||||||||||||||
Блок А. Работа с текстом | |||||||||||||||
Цели деятельности | Текст | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||||||
Умение выделять нужную информацию из текста и презентовать ее всему классу. | Впервые кислород был выделен в 1770 году знаменитым шведским химиком Карлом Шееле. Он получил кислород несколькими способами. Один из них – разложение перманганата калия при нагревании. Немного позже, в 1774 году кислород выделил англичанин Джозеф Пристли при накаливании оксида ртути (II). Французский ученый Антуан Лоран Лавуазье исследовал свойства кислорода и создал кислородную теорию горения, поэтому он по праву разделяет с Джозефом Пристли и Карлом Шееле честь открытия важнейшего химического элемента. Лавуазье проводил опыты с оксидом ртути (II) | Выслушивает ответы учеников. | Читают текст. Выделяют нужную информацию. Заполняют таблицу у доски. | ||||||||||||
Блок Б. Дифференцированная работа | |||||||||||||||
Цели деятельности | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||||||
Формирование навыка работы с химическими приборами; умение организовать коллективную работу. | Группа 1. Выполните лабораторную работу, руководствуясь инструкцией. Не забывайте правила техники безопасности! Тема: Получение кислорода и его свойства Инструктивная карточка
НЕ КАСАЙТЕСЬ ДНА ИЛИ СТЕНОК СТАКАНА!
Группа 2. Изучите текст и заполните таблицу. Особенности строения молекулы О2: атмосферный кислород состоит из двухатомных молекул. Межатомное расстояние в молекуле О2 0,12074 нм. В свободном виде кислород обычно существует в виде двухатомных молекул О2. Структуру молекулы кислорода в первом приближении можно представить следующим образом: Вместе с неподеленными парами электронов каждое ядро молекулы O2 "обслуживается" восемью электронами, что и требуется для достижения минимума энергии всей системы. Кислород (O 2) в лаборатории получают разложением перманганата калия KMnO 4 (марганцовки). Для опыта понадобится пробирка с газоотводной трубкой. В пробирку насыпаем кристаллический перманганат калия. Для сбора кислорода приготовим колбу. При нагревании перманганат калия начинает разлагаться, выделяющийся кислород поступает по газоотводной трубке в колбу. Кислород тяжелее воздуха, поэтому не покидает колбу и постепенно заполняет ее. Тлеющая лучинка вспыхивает в колбе: значит нам удалось собрать кислород. 2 KMnO 4 = K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2 ↑ Чистый кислород впервые получили независимо друг от друга шведский химик Шееле (при прокаливании селитры) и английский ученый Пристли (при разложении оксидов ртути и свинца). До их открытия ученые считали, что воздух - однородная субстанция. После открытия Шееле и Пристли Лавуазье создал теорию горения и назвал новый элемент Oxygenium (лат.) – рождающий кислоту, кислород. Кислород - необходим для поддержания жизни. Человек может выдержать без кислорода всего несколько минут. Кислород активно взаимодействует со многими веществами. Посмотрим, как реагирует кислород с углем. Для этого раскалим кусочек угля на пламени спиртовки. На воздухе уголь едва тлеет, потому что кислорода в атмосфере около двадцати процентов по объему. В колбе с кислородом уголь раскаляется. Горение углерода становится интенсивным. При сгорании углерода образуется углекислый газ: С+О2= СО2 Добавим в колбу с газом известковую воду – она мутнеет. Известковая вода обнаруживает углекислый газ. СО2+ Ca(OH)2=CaCO3↓+H2O Вспомните, как разжигают гаснущий костер. Дуют на угли или интенсивно обмахивают их для того, чтобы увеличить подачу кислорода в зону горения.
| Дает инструктаж группе 1, следит за соблюдением правил техники безопасности. Контролирует выполнения задания № 1 во второй группе. | Группа 1. Выполняют практическую работу по инструкции, делает выводы, отчет о проделанной работе. Группа 2. Читаю текст из задания № 2 в рабочей тетради. Заполняют таблицу. Обсуждение результатов двух групп. | ||||||||||||
Блок В. Моделирование молекул | |||||||||||||||
Цели деятельности | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||||||
Сформировать навык работы с электронными источниками. | Консультирование деятельности учащихся. | Собирают модель молекулы кислорода в виртуальной лаборатории. | |||||||||||||
VI этап. Проверка знаний и умений | |||||||||||||||
Цели деятельности | Задания. | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||||||
Проверка уровня освоенности материала урока. | - Какова роль кислорода в природе? - Выполните тест. | Показывает видеофрагмент «Роль кислорода». Дает инструкцию по работе с пультами системы ProClass. | Просмотр видеофрагмента о роли кислорода. Выполняют тест с использованием пультов системы ProClass. | ||||||||||||
VII этап. Подведение итогов урока | |||||||||||||||
Цели деятельности | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||||||
Научить школьников подводить итоги, выделять главные мысли урока. | Задает вопросы. | Отвечают на вопросы, делают выводы. | |||||||||||||
VIII этап. Домашнее задание | |||||||||||||||
Цели деятельности | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||||||
Ориентировать учащихся в разных вариантах выполнения заданий. | Творческое задание: подумать и привести примеры о неизвестном еще применении кислорода, пусть это даже будет из области фантастики. Интернет-ресурс: www.it-gas.ru/kislorod.html Группа 1. Изучите теоретическую часть о кислороде, используя ссылку: ru.wikipedia.org/wiki/Кислород Группа 2. Выполните лабораторную работу используя ссылку: http://fcior.edu.ru/card/10585/laboratornaya-rabota-poluchenie-kisloroda-i-ego-svoystva.html | Поясняет домашнюю работу. | делает необходимые пометки. | ||||||||||||
IX этап. Рефлексия | |||||||||||||||
Цели деятельности | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||||||
Оценить свое эмоциональное состояние | Определите свое настроение, выбрав смайлик. | Наблюдает за выполнением задания. | Выбирают смайлик. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опорный конспект и презентация для практической работы "Получение и свойства кислорода"
Учителя химии при проведении практических работ сталкиваются с рядом проблем. Некоторые из них, такие как недостаток времени для подробного инструктажа учащихся и оформлении результатов работы, трудно...
"Физические и химические свойства кислорода"
Урок обобщения знаниий по теме "Кислород"...
Технологическая карта урока "Химические свойства кислорода"
Предназначенная для учащихся 8 классов технологическая карта урока по теме "Химические свойства кислорода" включает задания для развития универсальных учебных действий учащихся. Позволяет осуществлять...
Получение и свойства кислорода
Конспект урока к нему прилагаются презентация и фильмы...
Разработка урока по теме "Химические свойства кислорода.Применение кислорода" (по ФГОС нового поколения)
В работе представлены: цель урока, планируемые результаты и программа наблюдений для учащихся, которая включает задания для самостоятельной работы....
Презентация к модели урока "Химические свойства кислорода. Применение кислорода" (по ФГОС)
Презентация подготовлена специально к модели урока по химии "Химические свойства кислорода. Применение"...
технологическая карта урока "Кислород. Свойства кислорода".
Технологическая карта к уроку по химии для 9 класса на тему "Кислород. Свойства кислорода"....