Практическая работа № 2 «Очистка загрязненной поваренной соли»
план-конспект урока по химии (8 класс)
Практическая работа № 2 «Очистка загрязненной поваренной соли»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr_rab_ochistka_soli.docx | 225.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №
Тема: Практическая работа № 2 «Очистка загрязненной поваренной соли»
Тема урока | Место урока по теме | |
Чистые вещества и смеси. | Урок 3 в теме № 1 «Первоначальные химические понятия». | |
Тип урока | Формы, приемы, методы, средства | |
Практикум: Практическая работа № 2 «Очистка загрязненной поваренной соли». | Методы: проблемно-диалогические элементы технологии, метод сравнения, практико-ориентированный метод, метод наблюдения, элементы ИКТ технология на основе интернет ресурсов и электронно-образовательных ресурсов и метода виртуальной демонстрации. | |
Цель урока: создать условия для развития у обучающихся ключевых компетенций. | Задачи урока: задать алгоритмы учебных действий у обучающихся, которые могут привести к достижению предполагаемых результатов обучения. | |
Коммуникативной: умение: Учебно-познавательной: – применять знания в стандартной ситуации; Информационной: – самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую учебную информацию; Общекультурной и здоровьесберегающей: – познавать опыт в области практической деятельности; | Обучающие: – классифицировать понятие «вещество» с введением подпонятий «чистое вещество» и «смесь»; | |
Развивающие: – тренировать умения оперировать теми химическими понятиями, которые необходимы для объяснения собственных учебных действий; | ||
Воспитательные: – вызывать интерес к изучению предмета «Химия» через практико-ориентированные учебные действия; | ||
Компетенции: | Предполагаемые результаты: | |
Коммуникативные: обучающийся | Метапредметные: обучающийся | |
ставит учебную цель деятельности | умеет ставить учебную цель, согласованную с темой урока | |
определяет пути достижения учебной цели | выбирает наиболее эффективные способы достижения | |
оценивает результаты | умеет самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия своих одноклассников, партнеров по группе, паре; | |
защищает свою точку зрения | умеет корректно отстаивать свою позицию, в том числе в ситуации столкновения интересов. | |
работает в группе | умеет эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать и слышать партнеров; продуктивно решать конфликтные ситуации на основе учета интересов и позиций всех его участников. | |
владеет письменной коммуникацией | умеет в письменной форме давать определение понятиям, классифицировать и структурировать учебно-информационный материал | |
владеет устной коммуникацией | умеет в устной форме ставить вопросы, выдвигать гипотезы, решения проблемной ситуации. | |
владеет продуктивной коммуникацией | владеет основными логическими приемами: анализом, синтезом, обобщением, умением делать выводы. | |
Учебно-познавательные: обучающийся | Предметные: обучающийся | |
применяет знания в стандартной ситуации | Знание: | определяет понятия «чистое вещество» и «смесь»; |
осуществляет практическую деятельность | Понимание: | сопоставляет опытным |
Информационные: обучающийся | Применение: | демонстрирует знания о способах разделения смесей на практике; соблюдает технику безопасности при проведении опытов. |
самостоятельно ищет, анализирует и отбирает необходимую учебную информацию | Анализ: | сравнивает чистые вещества и смеси; сделать вывод о способах разделения смеси песка и поваренной соли. |
преобразовывает её в знание, передает и осмысливает информацию | Синтез: | аргументирует выбор способа разделения смеси песка и поваренной соли; составляет и записывает свои действия и наблюдения в таблицу. |
владеет современными средствами информации | Оценивание: | определяет чистые вещества и смеси из предложенного учителем списка веществ; предлагает примеры чистых веществ и смесей самостоятельно на основе жизненного опыта; делает выводы о применяемых способах разделения веществ на практике |
Общекультурные и здоровьесберегающие: обучающийся | Личностные: обучающийся | |
познает опыт в области практической деятельности | имеет целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики | |
приобретает опыт безопасной деятельности при проведении практических работ по химии; | умеет организовывать учебно-практическую деятельность в соответствие с представлениями о здоровом и безопасном образе жизни, правилах безопасности; организует собственное безопасное поведение | |
приобретет навыки рациональной организации учебного труда | умеет находить способы рациональной организации учебного труда | |
Информационно-коммуникационные средства: | Учебно-методическое обеспечение урока: | Оборудование: |
сеть Интернет: поисковые системы Яндекс http://www.yandex.ru/ | Учебная литература для обучающихся: | Техника: компьютер учителя, компьютеры у учащихся видеопроектор, интерактивная доска. |
Структура урока
(указание этапов и их хронология)
№ п\п | Этапы урока | Планируемое время |
1. | Организационный момент. Мотивация. | 2 мин. |
2. | Создание проблемной ситуации, целеполагание. | 3 мин. |
3. | Актуализация знаний. | 3 мин. |
4. | Открытие новых знаний. | 4 мин. |
5. | Практическая работа. | 20 мин. |
6. | Развитие умений. | 7 мин. |
7. | Подведение итога урока, рефлексия. | 5 мин. |
8. | Домашнее задание. | 1 мин. |
ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время |
Организационный момент. | «Здравствуйте! Прежде чем начать урок, давайте проверим готовность ваших рабочих мест. Садитесь». | Обучающие проверяют наличие учебных принадлежностей и садятся на свои места. неверный ответ ответ с ошибкой | 2 мин. |
Мотивация. | «Сегодня на одном сайте я прочитала интересное объявление. Попробуйте найти его сами через поисковую систему Яндекс, открыв сайт: http://strelnikovairinatarielovna.jimdo.com/%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3/». Кто-то может спросить: «Зачем нам записываться в алхимики?». «Действительно, зачем?». Ответ учителя: «Да, верно, именно этим занимались алхимики. Но мы с вами живем в современном мире, проживаем в местности, где добывают золотоносную руду и производят золото. Конечно с эликсиром молодости немного сложнее, но все же мы с вами изучаем химию, поэтому можем стать немного волшебниками и записаться на курсы, которые объявил Химикус и провести опыты. Согласны?». | Работают в сети интернет, занимаются поиском сайта через поисковую систему Яндекс.
Обучающиеся отвечают: «Да». | |
Создание проблемной ситуации
Целеполагание | Вопрос: «Вы говорили о получении золота, но в каком виде встречается это вещество в природе?». Постановка проблемной ситуации: «Так в каком виде встречаются вещества в природе? В чистом виде или в виде смесей? Прежде чем ответить на эти вопросы, попробуйте назвать тему нашего урока».
«Теперь вспомните, о чем мы говорили в самом начале урока? И сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока». | Предположительные ответы обучающихся: Смотрят на первый слайд презентации и открывают рабочие тетради и читают, тему урока. | 3 мин. |
Актуализация знаний | Организует межпредметную беседу для актуализации знаний обучающихся о структурных частицах вещества: «Вспомните из курса физики, из каких частиц состоят вещества?». | Ответы: | 3 мин. |
Открытие новых знаний | Задача, которая приводит обучающихся к пониманию сущности понятий «чистое вещество» и «смесь»: «Попробуем определить какие из ваших ответов верные. На интерактивной доске 2 модели. Первая модель молекулы воды и вторая вещества воды. Вопрос: «А если к воде добавить соль, то это будет смесь или чистое вещество?». | Предположительные ответы обучающихся:
Википедия Заходят в поисковую систему Яндекс http://www.yandex.ru/ и в браузере поисковика Словари и энциклопедии в Академике, открывают сайт и в ее поисковой системе задают понятие 1, http://dic.academic.ru/ Также«Википедия», открывают сайт и в её поисковой системе задают поиск понятия 2.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EC%E5%F1%FC_(%F5%E8%EC%E8%FF) | 4 мин. |
Практическая работа | Решение учебной проблемы через осуществление практической деятельности: «Мы совсем забыли, что маг и чародей Химикус ждет нас в своей лаборатории. Он приготовил для вас интересную практическую задачку, которую как он считает решить нелегко. А именно, он соединил два вещества: поваренную соль и песок. Вам нужно их разделить».
«Молодцы, ребята, вы все верно сказали, а теперь каждая группа приступить к разработке своей части плана практической работы, т.е. вы должны составить алгоритм своих практических действий и записать их в колонку таблицы под названием: «Что делаю?». «Ну, что вы готовы? Давайте послушаем ответы каждой группы».
«Молодцы ребята, давайте посмотрим, как правильно проделать опыт. Об этом нам расскажет маг и чародей Химикус». | Обучающиеся находят на столах лотки с приготовленным оборудованием и веществами. Предположительные ответы обучающихся: Ответы обучающихся: | 20 мин. |
Развитие умений | Вопрос: «Отлично, у нас осталось время, чтобы проанализировать все ли мы узнали на уроке, что сами намечали в его начале?». «Посмотрите на слайд 3 и выполните задания 1 и 2». Учитель проверяет выполненные задания в процессе фронтальной беседы. | Ответы обучающихся: Выполняют задание №1 в рабочей тетради. Проводят взаимопроверку в парах. | 7 мин. |
Подведение итогов урока, рефлексия. | «Давайте, подведем итог нашего урока. Перечислим цели урока и все ли они достигнуты?».
«Следовательно, мы достигли всех целей нашего урока и пора поставить оценки за работу на уроке. Оценки за практическую работу будут объявлены в начале следующего урока». | Ответы обучающихся: Результат: Зырянов Родион: отличный ответ (3) неверный ответ (2) ответ с ошибкой (3) Колесникова Ксения: отличный ответ (1) неверный ответ (2) ответ с ошибкой (3) Перов Петр: отличный ответ (2) неверный ответ (2) отв |
Д/з: п. 5
Урок №
Тема: Практическая работа №2 «Очистка загрязнённой поваренной соли»
Цели урока:
· Активизировать интерес учащихся к предмету.
· Познакомить с новым веществом, значением его в природе и в жизни человека.
Задачи урока:
· Развивать и укреплять навыки химического эксперимента.
· Развивать познавательную активность.
· Научить работать в группах.
· Ознакомить и освоить простейший способ очистки веществ: растворение, фильтрование, выпаривание.
· Закрепить знания правил техники безопасности в химической лаборатории.
Оборудование:
· Лабораторный штатив с кольцом.
· Спиртовка.
· Воронка.
· Стеклянная палочка
· Химический стакан (2шт).
· Предметное стекло.
· Держатель.
· Фильтровальная бумага.
Вещества:
· Загрязнённая поваренная соль.
· Дистиллированная вода.
План урока
1. Вступительное слово учителя.
2. Представление лабораторий.
3. Правила техники безопасности.
4. Эксперимент.
5. Оформление отчёта о проделанной работе.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Правила ТБ.
- Прочитайте работу.
- Приступить к работе по инструкции.
Инструкция по выполнению работы | |
Растворение смеси в воде | 1. В химический стакан поместите 2-3 ложки загрязненной поваренной соли. 2. Налейте в тот же стакан воду так, чтобы стакан был заполнен приблизительно на ½ его объема. 3. Перемешайте стеклянной палочкой. Используйте ту часть палочки, на которой одето резиновое кольцо. |
Подготовка бумажного фильтра | 1. Сложите фильтр. Для этого сверните его пополам и, не разворачивая, еще раз пополам. Разверните полученный конус так, чтобы с одной стороны был один слой бумаги, а с другой – три слоя. Вложите фильтр в воронку. 2. Проверьте правильность положения фильтра в воронке: он должен плотно прилегать к стенкам воронки и не доходить до ее края примерно на 0,5 см. 3. Смочите фильтр водой. |
Фильтрование | 1. Установите воронку в кольце штатива. Стебель воронки должен касаться стенки стакана – приемника. 2. Держите стеклянную палочку так, чтобы ее конец был направлен на тройной слой фильтровальной бумаги. 3. Аккуратно наливайте фильтруемую жидкость по палочке. Следите за тем, чтобы жидкость не доходила до края фильтра. |
Выпаривание (кристаллизация) | 1.Перелейте фильтрат в фарфоровую чашку для выпаривания. 2.Поставьте чашку на кольцо штатива. |
- Оформить отчет.
Название опыта. Рисунок. | Что наблюдали? (ответьте на поставленные вопросы, вопросы не переписывать) | Выводы. (ответьте на поставленные вопросы, вопросы не переписывать) |
1. Растворение смеси в воде. Отстаивание. | Что наблюдали? ______________________ Что произошло с речным песком, с поваренной солью? ______________________ | Почему в данной работе необходимо использовать растворение в воде и отстаивание водной смеси? ________________________ |
2. Фильтрование. | Что наблюдали во время фильтрования? _______________________ | Что получили в результате фильтрования? ________________________ |
3. Выпаривание (кристаллизация) | Что наблюдали? _______________________ Сравните полученные кристаллы с выданной вам загрязнённой поваренной солью _____________________ | Какое вещество получили в итоге? ________________________ Опишите физические свойства полученного вещества. ________________________ |
Вывод: ___________________________________
(Сформулируйте вывод из цели работы)
Д/з: п. 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа: «Очистка загрязнённой поваренной соли»
Цель урока:•Активизировать интерес учащихся к предмету.•Познакомить с новым веществом, значением его в природе и в жизни человека. Задачи урока: •Развивать и укреплять навыки химическо...
Методическая разработка урока по химии 8 класс "Очистка загрязнённой поваренной соли"
Методическая разработка раздела образовательной программыпо химии Тема раздела: «Биологически активные органические соединения»Количество часов: 4Класс: 10УМК:-...
Практическая работа "Очистка поваренной соли"
Предстарлен алгоритм работы по очистке \оли с рисунками....
Практическая работа 2: Очистка поваренной соли от загрязнений"
Последовательность выполнения практической работы, с картинками и заданиями....
Инструкционная карта к практической работе по химии в 8 классе "Приёмы обращения с лабораторным оборудованием.Очистка загрязненной поваренной соли".
Инструкционная карта к практической работе по химии в 8 классе "Приёмы обращенияс лабораторным оборудованием. Очистка загрязненной поваренной соли"...
Практическая работа 3. «Очистка загрязненной поваренной соли» (7 класс)
Практическая работа 3. «Очистка загрязненной поваренной соли» (7 класс)...
Практическая работа "Очистка поваренной соли"
Разработка практической работы по теме "Очистка поваренной соли"...