Пропедевтический курс как одно из направлений повышения качества химического образования
материал по химии (7, 8, 9, 10 класс)
Пропедевтический курс как одно из направлений
повышения качества химического образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
propedevticheskiy_kurs.docx | 31.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Пропедевтический курс как одно из направлений
повышения качества химического образования
Пояснительная записка
Данная программа пропедевтического курса «Основы химии» предназначена для учащихся 7-х классов. Программный материал рассчитан на 35 учебных часа, по 1 часу в неделю.
Программа основывается на уже имеющихся у семиклассников знаниях по естественно-научным дисциплинам: физике, географии, биологии. Пропедевтический курс содержит материал, который знакомит учащихся с химией как с наукой.
В начале программы происходит знакомство учащихся с понятийным аппаратом, на котором основывается химия (элемент, символ элемента, атом, молекула, химическая формула, вещество), методами изучения химии как науки - химическим лабораторным экспериментом. Знакомство с правилами техники безопасности при работе с веществами и химическим оборудованием в этом контексте является одной из важных обучающих и воспитательных целей и задач изучения программы.
Дальнейшее «погружение» в химию происходит через связь ее с другими науками о природе на примерах таких объектов, как атмосфера, почва, вода, камни и горные породы, а также через повседневную жизнь человека - быт. Таким образом, школьники знакомятся с простыми и сложными веществами; основными классами химических соединений (оксидами, гидроксидами -кислотами и основаниями, солями); со свойствами (химическими и физическими) веществ, их превращениями (химическими реакциями).
Практическая часть программы органично связана с изучаемым теоретическим материалом, доступна для понимания и успешного выполнения школьниками с любым уровнем практических умений и навыков.
Пропедевтический курс носит профориентационный характер, рассчитан на учащихся, проявляющих интерес к растительному и животному миру, к минералам, а также имеющих склонность к экспериментированию с объектами природы. Изучение программы курса «Основы химии» во многом может способствовать более успешному овладеванию знаниями по стандартным (базовым и углубленным) программам по химии.
Цели и задачи программы:
- профориентация в области естествознания;
- создание мотивации к изучению химии;
- первоначальное знакомство учащихся с элементарными знаниями по химии;
- воспитание бережного отношения к природе у учащихся;
- создание в представлении учащихся образа химии как интегрирующей науки, имеющей огромное значение в жизни общества;
- развитие творческих способностей учащихся, воображения, фантазии;
- формирование и развитие логических способностей учащихся;
- формирование у учащихся элементарных умений и навыков выполнения практических и лабораторных работ.
На изучение пропедевтического курса отводится 1 час в неделю, всего 35 часов. В результате пропедевтической подготовки появляется возможность более основательного ознакомления с первоначальными понятиями химии и более обоснованного перехода к изучению систематического курса.
Программа реализуется при работе с учебником «Химия: вводный курс» ( и др., М. «Дрофа», 2006).
При рассмотрении отдельных тем курса целесообразно использовать учебники для 8 класса других авторов (на усмотрение учителя), содержание которых соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 000, и примерным программам, созданным на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Тематическое планирование химии в 7 классе
(1 час в неделю, всего 35 часов, из них резервное время – 3 часа)
№ | Тема | Всего часов | Практикум | |
Практические и лабораторные работы | Контрольные работы | |||
I | Химия в центре естествознания | 10 | 9 | |
II | Математика в химии | 10 | 2 | 1 |
III | Явления, происходящие с веществами | 12 | 7 | 1 |
IV | Резервное время | 3 | ||
ИТОГО: | 35 | 18 | 2 |
Поурочное планирование (1 час в неделю)
№ п/п | Тема урока | Элементы содержания | Практикум | Дата | ||
Химия в центре естествознания – 10 часов | ||||||
1 | Химия как часть естествознания. | Естествознание – комплекс наук о природе: физики, химии, биологии, географии. Воздействие человека на природу. Предмет химии. Тела и вещества. Свойства веществ как основа их применения. | ||||
2 | Наблюдение и эксперимент как методы изучения природы. | Наблюдение – основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза. Эксперимент. Лаборатория. Лабораторный и домашний эксперименты. | ||||
3 | Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности. | Устройство лабораторного оборудования, назначение, приёмы обращения. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. | Практическая работа №1. | |||
4 | Устройство и работа спиртовки. Наблюдение за горящей свечой. | Наблюдение. Устройство и назначение спиртовки, правила безопасного обращения с нагревательными приборами. | Практическая работа №2. | |||
5 | Моделирование. | Модели в физике, химии, биологии, географии. Материальные и знаковые модели в химии. | Лабораторная работа №1:конструирование шаростержневых моделей молекул | |||
6 | Химические знаки и формулы. | Химический элемент, химические знаки или символы, их написание, произношение и информация, которую они несут. Химические формулы, их написание, произношение и информация, которую они несут. Индексы и коэффициенты. Простые и сложные вещества. | Домашний опыт №1: изготовление моделей молекул из пластилина | |||
7 | Периодическая система . | Периодическая система – графическое выражение объективного закона природы. Структура ПСХЭ: группы и периоды. Положение в ПСХЭ элементов металлов и неметаллов. | ||||
8 | Химия и физика. | Понятия «атом», «молекула» и «ион». Основные положения атомно-молекулярного учения. Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решётки. Диффузия. | Домашний опыт №2: диффузия перманганата калия при растворении в воде. | |||
9 | Химия и география. | Геологическое строение нашей планеты. Содержание элементов в земной коре. Минералы и горные породы. | Лабораторная работа №2: изучение минералов с помощью лупы. | |||
10 | Качественные реакции. | Понятие о качественных реакциях. Аналитический эффект. Определяемое вещество и реактив на него. | Лабораторная работа №3:распознавание при помощи индикатора кислоты и щёлочи. Обнаружение выдыхаемого углекислого газа при помощи известковой воды. | |||
Математика в химии – 10 часов | ||||||
1(11) | Относительные атомная и молекулярная массы. | Относительная атомная масса Ar и её определение по ПСХЭ. Относительная молекулярная масса Mr и её вычисление по химической формуле вещества и атомным массам составляющих элементов. | Расчётные задачи. | |||
2(12) | Выполнение упражнений и решение задач | Расчётные задачи | ||||
3(13) | Массовая доля элементов в сложном веществе. | Понятие о массовой доле – w. Расчёт массовой доли химических элементов в веществе по формуле. | Расчётные задачи. | |||
4(14) | Чистые вещества и смеси. | Понятие об объёмной доле – φ. Состав воздуха и природного газа. Расчёт объёмов компонентов газовой смеси по объёмной доле. | Лабораторная работа №4: ознакомление с образцами чистых веществ и смесей. | |||
5(15) | Массовая доля вещества в растворе. | Растворитель и растворённое вещество. Понятие о массовой доле вещества в растворе. Расчёт массовой доли вещества по его массе и определение массы вещества по массовой доле. | Расчётные задачи. | |||
6(16) | Приготовление раствора с заданной массовой долей растворённого вещества. | Правила техники безопасности при работе с веществами и оборудованием. | Практическая работа №3. | |||
7(17) | Массовая доля примесей. | Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчёт массы основного вещества по массе вещества, содержащего определённую массовую долю примесей. | Расчётные задачи. | |||
8(18) | Решение расчётных задач и выполнение упражнений по теме «Математика в химии». | Подготовка к контрольной работе. | Расчётные задачи. | |||
9(19) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Математика в химии». | Расчётные задачи и упражнения. | ||||
10(20) | Контрольная работа по теме «Математика в химии». | Контрольная работа №1. | ||||
Явления, происходящие с веществами – 12 часов | ||||||
1(21) | Разделение смесей. Способы разделения смесей. | Способы разделения смесей и очистка веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, отстаивание, декантация и др. | Лабораторная работа №6: разделение опилок черных и цветных металлов при помощи магнита. | |||
2(22) | Фильтрование. | Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Понятие о фильтрате. | Лабораторная работа №7: изготовление бумажного фильтра из салфетки. | |||
3(23) | Адсорбция. | Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент и его применение. Устройство противогаза. | Лабораторная работа №8: адсорбция активированным углем красителей. | |||
4(24) | Дистилляция. | Дистилляция (перегонка) как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода. Перегонка нефти и жидкого воздуха. | ||||
5(25) | Кристаллизация. | Кристаллизация или выпаривание в лаборатории и природе. | Домашний опыт №4: выращивание кристаллов поваренной соли. | |||
6(26) | Очистка загрязнённой поваренной соли. | Правила техники безопасности при работе с веществами и оборудованием. | Практическая работа №4. | |||
7(27) | Химические реакции: условия протекания и прекращения реакций. | Понятие о химической реакции как процессе превращения одних веществ в другие. Условия течения и остановки реакций. | Домашний опыт №5: коррозия железа. | |||
8(28) | Химические реакции: признаки реакций. | Признаки реакций: образование или растворение осадков, выделение газов, изменение температуры и цвета, пламя и взрыв. | ||||
9(29) | Условия протекания и признаки химических реакций. | Правила техники безопасности при работе с веществами и оборудованием. | Практическая работа №5. | |||
10(30) | Обсуждение результатов практической работы «Изучение коррозии железа» (Домашний опыт). | |||||
11(31) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Явления, происходящие с веществами». | Расчётные задачи и упражнения. | ||||
12(32) | Контрольная работа по теме «Явления, происходящие с веществами». | Контрольная работа №2. | ||||
33-35 | Резервное время | |||||
| ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение качества химического образования посредством исследовательской деятельности учащихся
Обобщение опыта по теме "Повышение качества химического образования посредством исследовательской деятельности учащихся"...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ " ЭЛЕКТРОННАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
В условиях огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самостоятельности школьника, его способности к познанию нового и решен...
Современные педагогические технологии как одно из средств повышения качества математического образования
Качество образования – это комплексный показатель уровня знаний и умений каждого обучающегося, а также уровня его интеллектуального, нравственного и физического развития, способствующий продукти...
Научно-исследовательская деятельность как одно из направлений повышения качества образовательного процесса
Презентация-выступление руководителя научного общества учащихся "Родник"...
Научно-исследовательская деятельность как одно из направлений повышения качества образовательного процесса
Выступление на педсовете...
Работа с одаренными детьми - одно из направлений повышения качества образования.
Презентация к педагогическому совету....