Современные педагогические технологии как одно из средств повышения качества математического образования
методическая разработка по математике
Качество образования – это комплексный показатель уровня знаний и умений каждого обучающегося, а также уровня его интеллектуального, нравственного и физического развития, способствующий продуктивному решению задач общества и государства в целом. Какие педагогические технологии являются наиболее эффективными с точки зрения учителя математики и как их можно использовать в различных учебных ситуациях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Современные педагогические технологии как одно из средств повышения качества математического образования
В своей профессиональной деятельности мною накоплен достаточно большой опыт работы со следующими педагогическими технологиями:
- Здоровьесберегающие технологии.
- Технология проблемного обучения.
- Технология интегрированного обучения.
- Информационно-коммуникационная технология.
- Технология развития критического мышления.
- Проектная технология.
- Технология развивающего обучения.
- Игровые технологии.
- Педагогика сотрудничества.
- Технологии уровневой дифференциации.
- Групповые технологии.
- Традиционные технологии (классно-урочная система).
Все педагогические технологии апробированы в моей практической деятельности и имеют определенную эффективность в повышении качества математического образования.
Приведу примеры использования технологий и обозначу их результативность.
Проблемно – диалогическая технология базируется на концепции А. А. Леонтьева «Педагогика здравого смысла», на системе принципов развивающего образования и реализует современные образовательные технологии деятельностного типа. Данная образовательная система разработана и апробирована Амонашвили Ш. А., Леонтьевым А. А., Бондыревой С. К., Ладыженской Т. А., Бунеевым Р. Н., Бунеевой Е. В., Горячевым А. В., Вахрушевым А. А., Даниловым Д. Д., Мельниковой Е. Л.
Рассмотрим структуру проблемного урока, которая отражена в таблице 1.
Цель урока | Этапы урока | Творческие звенья деятельности учащихся |
З Н А Н И Е | введение | постановка – формулирование вопроса или учебной проблемы темы урока |
поиск решения – открытие субъективно нового знания | ||
воспроизведение | выражение решения – выражение нового знания в доступной форме | |
реализация продукта – представление продукта учителю и классу |
Таблица 1. Структура проблемного урока
Принципиальное отличие этапов традиционного и проблемно-диалогического уроков прослеживается в таблице 2.
Методы | Проблемные | Традиционные | ||
Постановка учебной проблемы | Побуждающий от проблемной ситуации диалог | Подводящий к теме диалог | Сообщение темы с мотивирующим приемом | Сообщение темы |
Поиск решения | Побуждающий к гипотезам диалог | Подводящий диалог от проблемы | Подводящий диалог без проблемы | Сообщение знания |
Таблица 2. Классификация методов обучения
Создание проблемной ситуации стараюсь связать с какими-то конкретными явлениями или событиями реальной жизни. После формулирования учебной проблемы я прошу высказать обучающихся личные версии разрешения проблемы, составить план решения. Предлагаю ученикам вспомнить, какие имеющиеся у них знания пригодятся для решения того или иного вопроса. На этапе актуализации учащиеся обращаются к изученному ранее материалу.
На этапе поиска решения проблемы ученики самостоятельно открывают новое знание – закономерность, понятие, свои оценки событий и т. п. в зависимости от постановки проблемы. Происходит это в ходе выполнения продуктивных заданий к текстам или иллюстрациям. Каждое задание при этом должно завершаться вопросом учителя: как новые знания помогают нам решить задачи урока и достичь поставленной цели?
Уроки с применением проблемно-диалогической технологией завершается выражением решения проблемы, применением нового знания, подведением итогов.
Технология проблемно-диалогического обучения дает возможность моим ученикам активно с интересом воспринимать учебную информацию; учит работать в группе на равных, самостоятельно решать познавательные задачи, развивает их речь; мотивирует учащихся дополнительно узнавать новое.
Данная технология существенно повышает уровень математических знаний и умений школьников, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, что подтверждается результатами проверочных, диагностических и контрольных работ.
Кроме того, технология является здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний, смены умственных, а иногда и физических действий.
В своей педагогической практике также широко использую технологию развития критического мышления.
Схема 1 демонстрирует процесс разработки учебного занятия (в рамках технологии критического мышления), которое проходит ряд взаимосвязанных этапов:
*вызова (диагностика собственных знаний по заданной теме; пробуждение интереса к получению новой информации; постановка персональных целей обучения);
*осмысления (вступление в контакт с новой информацией и ее систематизация; корректировка поставленных целей обучения);
*рефлексии (размышления, перестройка первичных представлений и формирование «собственного» нового знания; постановка новых целей обучения).
Схема. 1.
Метод составления бифункциональных учебных
материалов по математике в основной школе
Каждому этапу соответствует тот или иной вид деятельности.
В работе по данной технологии использую бифункциональные учебные математические материалы, которые способствуют одновременному формированию математических знаний, умений и навыков, так и формированию тех свойств личности, которые принято считать признаками критически мыслящего человека.
В целом технология развития критического мышления может быть представлена как единый механизм, формирующий определенные умения в системе «ученик-учитель». Учитель в данном случае выступает в роли умелого организатора учебного процесса, который способствует более качественному, а не поверхностному обучению. Учитель вступает с учащимися в рефлексивное взаимодействие. Учащиеся занимают активную учебную позицию. Все это приводит к личностным изменениям, что является одним из обязательных условий приобретения более прочных знаний. В определенной мере учащийся становится учителем, а класс превращается в сообщество. Когда происходит образование некого сообщества учащихся, то начинает процветать многообразие мнений.
Уроки с применением бифункциональных учебных материалов носят нетрадиционный характер. На таких уроках:
- Учащиеся общими усилиями изучают тему урока, в процессе такой работы они получают навыки межличностного общения, что способствует лучшему усвоению информации, более глубокой проработке материала, собственно математический материал усваивается хорошо и качественно.
- Достигается внутренний психологический комфорт, так как вопрос прорабатывается несколько раз.
- Формируется более высокий уровень самооценки, умений и навыков самостоятельной и групповой работы, взаимоконтроля.
- Учащиеся приобретают обобщенный навык умственной деятельности: умение работать с текстом, анализировать, сравнивать, обобщать, публично воспроизводить.
- Применение разнохарактерных форм работы на уроке вызывает познавательный интерес учащихся к объекту изучения.
- Составление различных схем и таблиц способствует формированию умения выделять главное из достаточно большого объема материала и помогает при дальнейшей подготовке к уроку, экзамену.
- Умение учителя выслушать точку зрения ученика, проанализировать предложенные идеи способствует тому, что ребенок чувствует себя полноправным участникам учебного процесса, а это необходимый элемент успешной учебной деятельности.
Здоровьесберегающие технологии неотъемлемая часть любого моего урока. Школьные занятия сочетают в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на организм ребенка. Здоровый ученик – залог успешности страны, ведь дети – это наше будущее. Так, для снятия локального утомления и повышения работоспособности учеников (какой бы ни была технология), стараюсь строить свой урок так, чтобы он включал физкультминутки. Это заучивание стихотворений по теме урока, например о признаках делимости, каких-то эмоциональных по содержанию коротких стишков о временах года или о природе и, наоборот, длинных стихотворений, которые мы учим целую четверть по четверостишию или по две строчки. Как, например, стихотворение Игоря Тютюкина «Мне нравится»:
Мне нравится воздушный шоколад.
Мне нравятся арбуз и виноград.
Мне нравится весенняя трава.
И нравятся сердечные слова.
Мне нравится старинный клавесин
И сочный ароматный апельсин.
Мне нравятся сугробы и мороз.
И нравятся кусты цветущих роз.
……………………………….
Мне нравятся удача и успех.
Учащиеся большую часть урока сидят за партой, поэтому нужна смена положения тела, но не вызовешь сразу всех к доске. Здесь приходят на помощь короткие (3-4 упражнения) комплексы упражнений для глаз, шеи, рук, ног и т. д. При регулярном использовании дети более собраны, быстрее переключаются с одного вида деятельности на другой, активны. Если среди учащихся классе есть гиперактивные дети, тогда выручают упражнения на координацию в сочетании с вопросами на внимание. Еще больший интерес вызывают упражнения под музыку или вместе с каким-нибудь мультяшным героем на экране.
Кроме вышесказанного стремлюсь к тому, чтобы упражнения устные чередовались с письменными, для переключения внимания использую игровые моменты.
Использую элементы сингапурской методики обучения. Например, структура «перемешай класс», в которой учащиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку. На этапе повторения в течение 30 секунд учащиеся отвечают на вопрос, поставленный учителем: «Что вы знаете о квадрате?» Могут быть такие ответы: «Квадрат - это прямоугольник, у которого все стороны равны; у квадрата диагонали пересекаются; у квадрата диагонали точкой пересечения делятся пополам; у квадрата диагонали взаимно перпендикулярны…». После своих ответов ребята должны провести линию. После истечения этого времени за 30 секунд учащимся нужно будет собрать как можно больше ответов у своих друзей. Они двигаются по классу, находят пару не из своей команды, встают рядом и записывают ответ, которого у них нет. Если такой ответ уже есть, то можно его отметить галочкой. И таким образом, они должны встретиться несколько раз с партнерами и собрать как можно больше вариантов ответов. Ответы записывают уже ниже проведенной линии. Все встают, задвигают стулья. Засекается время. Когда время закончится. Они садятся на свои места. После всех написанных ответов проводится вторая линия. Начинается проверка: зачитает нам свои ответы, например, Иванов Илья. И ребята, слушая ответы, добавляют те, которых нет, но записывают уже ниже второй линии. Или при изучении темы «Деление с остатком» дети объединяются в группы, кладут руки на плечи друг другу: 1 группа – делитель, 2 группа – неполное частное, 3 группа – остаток. При выполнении задания количество учащихся меняется. Учитель дает задание: «Поделите 28 на 12. Выполните деление 55 на 6. Делимое 79, делитель10». Если при выполнении первых заданий не все учащиеся задействованы, то последнее задание помимо снятия физической усталости, преследует цель показать значимость каждого ребенка как единого целого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных педагогических технологий – как одно из условий повышения качества образовательного процесса на уроках иностранного языка.
Доклад по теме: Использование современных педагогических технологий – как одно из условий повышения качества образовательного процесса на уроках иностранного языка. В данном докладе обобщен опыт...
Исследовательская работа по теме "Изучение зависимости между интеллектуальным развитием и успеваемостью учащихся как средство повышения качества математического образования"
Результаты данной работы в целом – это информация об ученике в данный момент, некоторый статистический срез данных. Этот срез является фиксацией ...
Статья по теме "Пути и средства повышения качества математического образования"
В школе процесс формирования у детей способностей приобретает целенаправленный и активный характер. Для успешного формирования у школьников как общих, так и специальных (математических) способностей н...
Использование современных образовательных технологий как одно из средств повышения мотивации учащихся.
Статья P { margin-bottom: 0.21cm; } "Использование современных образовательных технологий как одно из средств повышения мотивации учащихся"....
Использование современных образовательных технологий , как одно из условий повышения качества образования
В настоящее время в образовательную практику общего образования активно внедряется технология развития критического мышления через чтение и письмо(РКМЧП). Цель данной образовательной...
Тема: Использование современных педагогических технологий в образовательном процессес целью повышения качества образования
Нестандартный инвентарьЗдесь мы используем нестандартный инвентарь: урны (цели для метания),хоккейные ворота из половинок сломанных обручей, кубики (для челночного бе...
Использование современных педагогических технологий как одно из условий повышения качества образовательного процесса на занятиях по иностранному языку
Развитие современной личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания.Среди многообразия современных образовательных технологий...