Рабочая программа по химии для 9 класса
рабочая программа по химии (9 класс)

Насырова Галия Гелемхатовна

автор учебника Н.Е.Кузнецова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_9_klass_kuznetsova.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Филиал  муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения    средняя      

            общеобразовательная   школа с. Благовар    муниципального района Благоварский район

                Республики Башкортостан     основная общеобразовательная школа д.Сарайлы

_______________________________________________________________________________________

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла Руководитель____________/Габидуллина Н.В./

Протокол № _____ от_________2018 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОБУ СОШ с.Благовар

_______________В.К.Вильдангиров

Приказ № 190-ОД от 31.08.2018 г.

СОГЛАСОВАНО

Заведующий филиалом

_____________ Гумеров Р.Р.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Химия»

  для  9  класса

на 2018-2019 учебный год

   учителя  

   Насыровой Галии Гелемхатовны

                                                                                                        (первая квалификационная категория)

                                                                д.Сарайлы 2018 г.                   

                                      Пояснительная записка.

Данная рабочая программа по  химии реализуется на основе следующих документов: 

1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

2.Федеральный базисный учебный план.

3.Учебный план школы.

4.Примерная образовательная программа, рекомендованная Министерством образования и науки РФ.

5.Авторская  программа основного общего образования Н.Е. Кузнецовой .

6.Примерное тематическое планирование, рекомендованное к учебнику «Химия»

  1. Рабочая программа составлена на основании «Программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторы Н.Е. Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н. Гара;  из расчета 2 ч. в неделю; всего – 65 ч.  

Уровень обучения – базовый.

       Данная программа реализована в учебниках «Химия -9» под редакцией Н.Е. Кузнецовой, выпущенных Издательским центром « Вентана – Граф»  2011 г.

 

Планируемые результаты освоения учебного  предмета.

В результате изучения данного предмета  учащийся должен знать:

В результате изучения химии ученик должен  знать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатные состояния, классификация веществ, химические реакции и их классификация, электролитическая диссоциация;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: знаки химических элементов, соединения изученных классов, типы химических реакций;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; причины многообразия веществ; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; общие свойства неорганических и органических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определенному классу соединений; валентность и степень окисления элементов в соединениях;
  • составлять: формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, солей; схемы строения атомов первых двадцати элементов периодической системы; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ионы аммония;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю растворенного вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.

                                                                               

                                     Содержание учебного предмета

                Введение - 3часа

Строение атома. Химическая связь. Строение вещества. Классы неорганических соединений. Свойства веществ.

 

I. Закономерности протекания химических реакций -4 часа

Энергетика химических реакций. Тепловой эффект реакции. Скорость химических реакций.

Практическая работа "Влияние факторов на смещение химического равновесия"

Изучение скорости протекания химических реакций 

 

II. Теория электролитической диссоциации -- 13 часов

Электролиты и не электролиты. Механизм диссоциации веществ с ионной химической связью. Механизм диссоциации веществ с ковалентной полярной химической связью.

Сильные и слабые электролиты. Реакции электролитов в водных растворах. Уравнения ионных реакций в водных растворах. Кислоты как электролиты. Основания как электролиты. Соли как электролиты.

Лабораторный опыт  Испытание электропроводности раствора соли

Практические работы Решение экспериментальных задач по теме "Э.Д."

 

 III. Химия неметаллов - 25 часа

Общая характеристика элементов-неметаллов. Простые вещества-неметаллы, их состав, строение, общие свойства и получение. Водородные и кислородные соединения неметаллов. Общая характеристика элементов подгруппы кислорода и их простых веществ. Биологические функции халькогенов.  Кислород. Озон. Круговорот кислорода в природе. Сера. Аллотропия и свойства серы. Сероводород. Сульфиды.

Кислородсодержащие соединения серы. Круговорот серы в природе. Общая характеристика элементов подгруппы азота. История открытия элементов подгруппы азота.  Азот – простое вещество. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота.

Азотная кислота. Нитраты – соли азотной кислоты. Круговорот азота в природе

Фосфор – элемент и простое вещество. Круговорот фосфора в природе

Общая характеристика элементов подгруппы углерода. Углерод – простое вещество. Круговорот углерода в природе. Оксиды углерода. Угольная кислота и ее соли

Кремний и его свойства. Соединения кремния.

Лабораторные опыты

Качественная реакция на сульфид-ион

Качественная реакция на сульфат-ион

Качественная реакция на ион аммония

Качественная реакция на нитрат-ион

Качественная реакция на карбонат-ион

Практические работы  Получение аммиака и опыты с ним

 IV. Основы органической химии -10 часов

Возникновение и развитие органической химии. Теория химического строения А.М.Бутлерова. Изомерия. Углеводороды. Классификация углеводородов. Номенклатура углеводородов. Природные источники углеводородов. Применение углеводородов. Причины многообразия углеводородов. Спирты. Карбоновые кислоты. Жиры.  Углеводы. Аминокислоты и белки.

Лабораторные опыты

Окисление спирта в альдегид. Изучение свойств карбоновых кислот.

Изучение свойств жиров.  Изучение свойств глюкозы.  Качественная реакция на белки

 V. Химия металлов -11 часов

Положение элементов – металлов в таблице Менделеева и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов. Химические свойства металлов

Электрохимический ряд напряжений металлов.

Применение металлов. Сплавы металлов. Коррозия металлов

Практическая работа

  1. Изучение химических свойств металлов

 

                                        Тематическое  планирование.  

     Название  раздела

Количество часов

1

Введение.

3

2

Закономерности протекания химических реакций.

4

3

Теория электролитической диссоциации.

13

4

Химия неметаллов.

25

5

Основы органической химии.

10

6

Химия  металлов.

 

11

Итого

66

                                                                                                                           

                                                                                                                   Приложение

                                                                                к рабочей программе по предмету    

                                                                                 «Химия» для 9 класса

                                                                              на 2018-2019  учебный год                                                                                      

 Календарно- тематическое планирование  на  66 часов

(исключены праздничные дни 11 октября и 9 мая ).

 п\п

 №

  Наименование раздела и темы урока

по плану

фактич

 Примеча-ние

Повторение некоторых вопросов курса

8 класса.

3 ч

1

1

Классификация неорганических соединений. Свойства веществ различных классов неорганических соединений

04.09

2

2

Периодический закон и ПСХЭ в свете учения о строении атома

06.09

3

3

Химическая связь, ее виды

11.09

Общие закономерности протекания          химических реакций.

4 ч

4

1

Скорость химической реакции, факторы, влияющие на скорость

13.09

5

2

Катализ и катализаторы

18.09

6

3

Практическая работа №1" Влияние различных факторов на скорость химической реакции"

20.09

7

4

Химическое равновесие. Влияние внешних факторов на смещение химического равновесия

25.09

  1.        Электролитическая диссоциация

13ч

8

1

Сведения о растворах: определение растворов, растворители, растворимость, классификация растворов

27.09

9

2

Электролиты и неэлектролиты. Диссоциация веществ с различным типом связи.

02.10

10

3

Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты

04.10

11-12

4-5

Реакции ионного обмена

09.10

16.10.

13

6

Свойства кислот в свете ТЭД

18.10

14

7

Контрольная работа № 1 по теме  

« Электролитическая диссоциация»

23.10

15

8

Свойство оснований в свете ТЭД

25.10

16

9

Свойства амфотерных  гидроксидов в свете ТЭД

06.11

17

10

Свойство солей в свете ТЭД

08.10

18

11

Гидролиз солей

13.11

    19

20

12

13

Практическая работа №2 "Решение экспериментальных задач по теме Электролитическая диссоциация"

Расчеты по уравнениям реакций, когда одно из исходных веществ дано в избытке

15.11

20.11

  1.           Неметаллические элементы и их важнейшие химические соединения

25 ч

21-22

1-2

Общая характеристика неметаллов: положение в ПСХЭ, строение атомов, строение и свойства простых веществ

 22.11

27.11

23

3

Водородные и кислородные соединения неметаллов

29.11

24

4

Общая характеристика элементов подгруппы кислорода

04.12

    25

5

Сера как простое вещество. Аллотропия и свойства серы

06.12

    26

6

Сероводород. Сульфиды

11.12

    27

7

Решение задач с  использованием выхода продукта реакции

13.12

28

8

Кислородсодержащие соединения серы (VI)

18.12

29

9

Концентрированная серная кислота, ее особые свойства

20.12

30

10

 Контрольная  работа №2 по  теме: « Неметаллы и их соединения»

25.12

31

11

Общая характеристика элементов подгруппы азота по ее положению в ПСЭ Д.И. Менделеева.

27.12

32

12

Азот как химический элемент и простое вещество.

15.01

33

13

Аммиак. Строение, свойства, образование катиона аммония .

17.01

34

14

Практическая работа № 3 «Получение аммиака и исследование его свойств».

22.01

    35

15

Азотная кислота, ее свойства. Соли азотной кислоты

24.01

36

16

Круговорот азота в природе

29.01

    37

17

Фосфор как химический элемент и простое вещество

31.01

38

18

Соединения фосфора

05.02

39

19

Общая характеристика подгруппы углерода по ее положению в ПСЭ Д.И. Менделеева.

07.02

    40

20

Углерод как химический элемент и простое вещество, аллотропные модификации углерода

12.02

41

21

Химические свойства углерода

14.02

42

22

Оксиды углерода. Угольная кислота и ее соли

19.02

    43

23

Круговорот углерода в природе

21.02

    44

24

Кремний и его соединения. Силикатная промышленность

26.02

    45

25

Решение задач: вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси

28.02

Металлы

11 ч

46

1

Общая характеристика металлов : их положению в ПСХЭ, строение атомов, строение и свойства простых веществ

05.03

47

2

Общие способы получения металлов

07.03

48

3

Электролиз растворов и расплавов солей

12.03

49

4

Коррозия  металлов и сплавов

14.03

50

5

Контрольная работа №3 по теме: «Металлы и неметаллы»

19.03

51

6

Сравнительная характеристика щелочных и щелочно-земельных металлов и их соединений

21.03

52

7

Распространенность металлов  IIA группы. Жесткость воды и способы ее устранения

02.04

53

8

Алюминий, его физические и химические свойства.

04.04

54

9

Железо – представитель d – элементов.

09.04

55

10

Важнейшие соединения железа.

11.04

56

11

Практическая работа № 4 Решение экспериментальных задач по теме « Металлы».

16.04

Общие сведения об органических соединениях

10 ч

57

1

Некоторые положения теории химического строения органических соединений

18.04

58

2

Классификация и номенклатура органических соединений

23.04

59

3

Алканы. Строение, изомерия, номенклатура, химические и физические свойства

25.04

60

4

Алкены  Строение, номенклатура. Физические и химические свойства.

30.04

61

5

Понятие о спиртах ( метанол, этанол, глицерин).

02.05

62

6

Понятие о карбоновых кислотах ( уксусная, стеариновая).

07.05

63

7

Жиры.

14.05

64

8

Углеводы.

16.05

65

9

Белки.

21.05

66

10

Итоговая контрольная работа по курсу 9 класса

23.05

                                                                                           

                                                                                                                 Приложение 2

 к рабочей программе по предмету «Химия»

                                                                          9 класс на 2018-2019 учебный год

Контрольная работа  №1  по  теме   « Растворы.  Теория  электролитической диссоциации».

Вариант 1

1.Определите число протонов, нейтронов и электронов в следующих химических элементах:  магний, хлор,  медь.

2. Определите тип химической связи: Al(NO3)3 ,  O2,   Fe,    H2S.

3. Напишите уравнения реакций по следующей схеме:

            Ca -----CaO------Ca(OH) 2 -----CaCO 3

  Напишите полное ионное и сокращенно ионное уравнение.

4. Вычислите объем водорода (н.у.), который образуется при растворении сплава массой 450 г, содержащего   16 %  Mg, в соляной  кислоте.

5.Сколько граммов осадка  образуется  при взаимодействии   260 г,  16 % раствора  CuSO4      c  избытком NaOH.

Вариант 2

1.Определите число протонов, нейтронов и электронов в следующих химических элементах:   алюминий,   сера,   цинк.

2. Определите тип химической связи:   Ca(NO3)2 ,   N2,      Ag,    N2O.

3.Напишите уравнения реакций по следующей схеме:

Mg -----MgO------Mg(OH) 2 -----MgSO 4

Напишите полное ионное и сокращенно ионное уравнение.

4. Вычислите объем водорода (н.у.), который образуется при растворении сплава массой 320 г, содержащего   15 % Ca, в соляной  кислоте.

5.Сколько граммов осадка  образуется  при взаимодействии   460 г,  18 % раствора  CuSO4      c  избытком NaOH.

 Контрольная работа № 2 по теме « Неметаллы»  для 9 класса.

     Вариант 1.

1. Напишите формулы следующих соединений: фтороводород,   хлорид железа (111),  аммиак.

2.Определите  массу  сульфата меди количеством вещества 1,8 моль.

3.Кальций массой 7,5 г взаимодействует с 4,6 г  соляной кислотой.

Рассчитайте объем водорода (н.у.), выделившегося в реакции.

4.Определите объем и массу  кислорода (н.у.) количеством вещества 7,9 моль.

5.Определите заряд иона в следующих соединениях :

Mg SO4       Ba( NO3)2

  Вариант 2.

1. Напишите формулы следующих соединений: хлорид серебра, бромоводород, углекислый газ.

2.Определите массу и количество вещества оксида азота (V)

объемом 28,4 л (н.у.)

3. Цинк  массой 8,5 г взаимодействует с 6,2 г  серной кислотой. Рассчитайте объем водорода (н.у.), выделившегося в реакции.

4.Определите объем и массу  хлора  (н.у.) количеством вещества 4,7 моль.

5.Определите заряд иона в следующих соединениях :

Fe (OH)2    Na3 PO4

 Контрольная работа № 3 по теме «Металлы.   Неметаллы»  для 9 класса.

Вариант 1

1. Дайте  характеристику  строения  и свойства  атомов  кислорода.

2. Напишите уравнения реакций  по  схеме:

Cl2----HCl---CuCl2-----ZnCl2-------AgCl

3.Вычислите   объем   хлора  (н.у.), который  потребуется для вытеснения  иода из  450 гр 13% -го  раствора иодида натрия. Вычислите  количество  вещества новой  соли,  которое при этом образуется.

4.Жесткость воды и способы  ее устранения.

5. Общие способы получения металлов.

Вариант 2

1. Дайте  характеристику  строения  и свойства  атомов  серы.

2. Напишите уравнения реакций  по  схеме:

H2----NaH---NaOH-----H2-------HCl

3.Вычислите   объем   брома  (н.у.), который  потребуется для вытеснения  иода из  230 гр 17% -го  раствора иодида калия. Вычислите  количество  вещества новой  соли,  которое при этом образуется.

4. Коррозия металлов и  сплавов.

5. Общая характеристика  металлов.

    Итоговая контрольная работа для 9 класса.

Вариант 1.

1.Напишите  формулы химических соединений:

Серная кислота,   оксид углерода (IV), гидроксид калия, нитрат бария, метан, этилен,  метанол, уксусная кислота, глицерин;

2.Запишите уравнение реакции по схемам. Укажите их тип:

а) гидроксид железа (III) > оксид железа (III) + вода

б)   серная кислота + алюминий > сульфат алюминия + водород

3. Какой объем углекислого газа (н.у.) образуется при взаимодействии с избытком азотной кислоты 250 г известняка (карбоната кальция), содержащего 20% примесей? Каково количество углекислого газа?

4.Сколько граммов осадка образуется при взаимодействии 160 г 15%-ного раствора сульфата меди (II) с избытком гидроксида натрия?

5.Что представляют собой белки?

Вариант 2.

1.Напишите  формулы химических соединений:

Азотная  кислота,   оксид  натрия, гидроксид  бария,  хлорид  магния, пропан, бутилен,  этанол, муравьиная кислота, этиленгликоль;

2.Запишите уравнения реакций по схемам. Укажите их тип:

а) нитрат калия > нитрит калия + кислород

б) оксид азота (V) + вода > азотная кислота

 3. Какой объем водорода (н.у.) образуется при взаимодействии 650 мг цинка, содержащего 20% примесей, с избытком соляной кислоты? Каково количество водорода?

4.Сколько граммов осадка образуется при взаимодействии 160 г 15%-ного раствора сульфата меди (II) с избытком гидроксида натрия

5.Что представляют собой  углеводы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...