Рабочая программа по химии для 9 класса
рабочая программа по химии (9 класс)
автор учебника Н.Е.Кузнецова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_9_klass_kuznetsova.doc | 169.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя
общеобразовательная школа с. Благовар муниципального района Благоварский район
Республики Башкортостан основная общеобразовательная школа д.Сарайлы
_______________________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла Руководитель____________/Габидуллина Н.В./ Протокол № _____ от_________2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОБУ СОШ с.Благовар _______________В.К.Вильдангиров Приказ № 190-ОД от 31.08.2018 г. |
СОГЛАСОВАНО Заведующий филиалом _____________ Гумеров Р.Р. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Химия»
для 9 класса
на 2018-2019 учебный год
учителя
Насыровой Галии Гелемхатовны
(первая квалификационная категория)
д.Сарайлы 2018 г.
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по химии реализуется на основе следующих документов:
1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
2.Федеральный базисный учебный план.
3.Учебный план школы.
4.Примерная образовательная программа, рекомендованная Министерством образования и науки РФ.
5.Авторская программа основного общего образования Н.Е. Кузнецовой .
6.Примерное тематическое планирование, рекомендованное к учебнику «Химия»
- Рабочая программа составлена на основании «Программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторы Н.Е. Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н. Гара; из расчета 2 ч. в неделю; всего – 65 ч.
Уровень обучения – базовый.
Данная программа реализована в учебниках «Химия -9» под редакцией Н.Е. Кузнецовой, выпущенных Издательским центром « Вентана – Граф» 2011 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения данного предмета учащийся должен знать:
В результате изучения химии ученик должен знать
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатные состояния, классификация веществ, химические реакции и их классификация, электролитическая диссоциация;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
- называть: знаки химических элементов, соединения изученных классов, типы химических реакций;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; причины многообразия веществ; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; общие свойства неорганических и органических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определенному классу соединений; валентность и степень окисления элементов в соединениях;
- составлять: формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, солей; схемы строения атомов первых двадцати элементов периодической системы; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ионы аммония;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю растворенного вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.
Содержание учебного предмета
Введение - 3часа
Строение атома. Химическая связь. Строение вещества. Классы неорганических соединений. Свойства веществ.
I. Закономерности протекания химических реакций -4 часа
Энергетика химических реакций. Тепловой эффект реакции. Скорость химических реакций.
Практическая работа "Влияние факторов на смещение химического равновесия"
Изучение скорости протекания химических реакций
II. Теория электролитической диссоциации -- 13 часов
Электролиты и не электролиты. Механизм диссоциации веществ с ионной химической связью. Механизм диссоциации веществ с ковалентной полярной химической связью.
Сильные и слабые электролиты. Реакции электролитов в водных растворах. Уравнения ионных реакций в водных растворах. Кислоты как электролиты. Основания как электролиты. Соли как электролиты.
Лабораторный опыт Испытание электропроводности раствора соли
Практические работы Решение экспериментальных задач по теме "Э.Д."
III. Химия неметаллов - 25 часа
Общая характеристика элементов-неметаллов. Простые вещества-неметаллы, их состав, строение, общие свойства и получение. Водородные и кислородные соединения неметаллов. Общая характеристика элементов подгруппы кислорода и их простых веществ. Биологические функции халькогенов. Кислород. Озон. Круговорот кислорода в природе. Сера. Аллотропия и свойства серы. Сероводород. Сульфиды.
Кислородсодержащие соединения серы. Круговорот серы в природе. Общая характеристика элементов подгруппы азота. История открытия элементов подгруппы азота. Азот – простое вещество. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота.
Азотная кислота. Нитраты – соли азотной кислоты. Круговорот азота в природе
Фосфор – элемент и простое вещество. Круговорот фосфора в природе
Общая характеристика элементов подгруппы углерода. Углерод – простое вещество. Круговорот углерода в природе. Оксиды углерода. Угольная кислота и ее соли
Кремний и его свойства. Соединения кремния.
Лабораторные опыты
Качественная реакция на сульфид-ион
Качественная реакция на сульфат-ион
Качественная реакция на ион аммония
Качественная реакция на нитрат-ион
Качественная реакция на карбонат-ион
Практические работы Получение аммиака и опыты с ним
IV. Основы органической химии -10 часов
Возникновение и развитие органической химии. Теория химического строения А.М.Бутлерова. Изомерия. Углеводороды. Классификация углеводородов. Номенклатура углеводородов. Природные источники углеводородов. Применение углеводородов. Причины многообразия углеводородов. Спирты. Карбоновые кислоты. Жиры. Углеводы. Аминокислоты и белки.
Лабораторные опыты
Окисление спирта в альдегид. Изучение свойств карбоновых кислот.
Изучение свойств жиров. Изучение свойств глюкозы. Качественная реакция на белки
V. Химия металлов -11 часов
Положение элементов – металлов в таблице Менделеева и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов. Химические свойства металлов
Электрохимический ряд напряжений металлов.
Применение металлов. Сплавы металлов. Коррозия металлов
Практическая работа
- Изучение химических свойств металлов
Тематическое планирование.
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Введение. | 3 |
2 | Закономерности протекания химических реакций. | 4 |
3 | Теория электролитической диссоциации. | 13 |
4 | Химия неметаллов. | 25 |
5 | Основы органической химии. | 10 |
6 | Химия металлов.
| 11 |
Итого | 66 |
Приложение
к рабочей программе по предмету
«Химия» для 9 класса
на 2018-2019 учебный год
Календарно- тематическое планирование на 66 часов
(исключены праздничные дни 11 октября и 9 мая ).
№ п\п | № | Наименование раздела и темы урока | по плану | фактич | Примеча-ние | ||
Повторение некоторых вопросов курса 8 класса. | 3 ч | ||||||
1 | 1 | Классификация неорганических соединений. Свойства веществ различных классов неорганических соединений | 04.09 | ||||
2 | 2 | Периодический закон и ПСХЭ в свете учения о строении атома | 06.09 | ||||
3 | 3 | Химическая связь, ее виды | 11.09 | ||||
Общие закономерности протекания химических реакций. | 4 ч | ||||||
4 | 1 | Скорость химической реакции, факторы, влияющие на скорость | 13.09 | ||||
5 | 2 | Катализ и катализаторы | 18.09 | ||||
6 | 3 | Практическая работа №1" Влияние различных факторов на скорость химической реакции" | 20.09 | ||||
7 | 4 | Химическое равновесие. Влияние внешних факторов на смещение химического равновесия | 25.09 | ||||
| 13ч | ||||||
8 | 1 | Сведения о растворах: определение растворов, растворители, растворимость, классификация растворов | 27.09 | ||||
9 | 2 | Электролиты и неэлектролиты. Диссоциация веществ с различным типом связи. | 02.10 | ||||
10 | 3 | Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты | 04.10 | ||||
11-12 | 4-5 | Реакции ионного обмена | 09.10 16.10. | ||||
13 | 6 | Свойства кислот в свете ТЭД | 18.10 | ||||
14 | 7 | Контрольная работа № 1 по теме « Электролитическая диссоциация» | 23.10 | ||||
15 | 8 | Свойство оснований в свете ТЭД | 25.10 | ||||
16 | 9 | Свойства амфотерных гидроксидов в свете ТЭД | 06.11 | ||||
17 | 10 | Свойство солей в свете ТЭД | 08.10 | ||||
18 | 11 | Гидролиз солей | 13.11 | ||||
19 20 | 12 13 | Практическая работа №2 "Решение экспериментальных задач по теме Электролитическая диссоциация" Расчеты по уравнениям реакций, когда одно из исходных веществ дано в избытке | 15.11 20.11 | ||||
| 25 ч | ||||||
21-22 | 1-2 | Общая характеристика неметаллов: положение в ПСХЭ, строение атомов, строение и свойства простых веществ | 22.11 27.11 | ||||
23 | 3 | Водородные и кислородные соединения неметаллов | 29.11 | ||||
24 | 4 | Общая характеристика элементов подгруппы кислорода | 04.12 | ||||
25 | 5 | Сера как простое вещество. Аллотропия и свойства серы | 06.12 | ||||
26 | 6 | Сероводород. Сульфиды | 11.12 | ||||
27 | 7 | Решение задач с использованием выхода продукта реакции | 13.12 | ||||
28 | 8 | Кислородсодержащие соединения серы (VI) | 18.12 | ||||
29 | 9 | Концентрированная серная кислота, ее особые свойства | 20.12 | ||||
30 | 10 | Контрольная работа №2 по теме: « Неметаллы и их соединения» | 25.12 | ||||
31 | 11 | Общая характеристика элементов подгруппы азота по ее положению в ПСЭ Д.И. Менделеева. | 27.12 | ||||
32 | 12 | Азот как химический элемент и простое вещество. | 15.01 | ||||
33 | 13 | Аммиак. Строение, свойства, образование катиона аммония . | 17.01 | ||||
34 | 14 | Практическая работа № 3 «Получение аммиака и исследование его свойств». | 22.01 | ||||
35 | 15 | Азотная кислота, ее свойства. Соли азотной кислоты | 24.01 | ||||
36 | 16 | Круговорот азота в природе | 29.01 | ||||
37 | 17 | Фосфор как химический элемент и простое вещество | 31.01 | ||||
38 | 18 | Соединения фосфора | 05.02 | ||||
39 | 19 | Общая характеристика подгруппы углерода по ее положению в ПСЭ Д.И. Менделеева. | 07.02 | ||||
40 | 20 | Углерод как химический элемент и простое вещество, аллотропные модификации углерода | 12.02 | ||||
41 | 21 | Химические свойства углерода | 14.02 | ||||
42 | 22 | Оксиды углерода. Угольная кислота и ее соли | 19.02 | ||||
43 | 23 | Круговорот углерода в природе | 21.02 | ||||
44 | 24 | Кремний и его соединения. Силикатная промышленность | 26.02 | ||||
45 | 25 | Решение задач: вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси | 28.02 | ||||
Металлы | 11 ч | ||||||
46 | 1 | Общая характеристика металлов : их положению в ПСХЭ, строение атомов, строение и свойства простых веществ | 05.03 | ||||
47 | 2 | Общие способы получения металлов | 07.03 | ||||
48 | 3 | Электролиз растворов и расплавов солей | 12.03 | ||||
49 | 4 | Коррозия металлов и сплавов | 14.03 | ||||
50 | 5 | Контрольная работа №3 по теме: «Металлы и неметаллы» | 19.03 | ||||
51 | 6 | Сравнительная характеристика щелочных и щелочно-земельных металлов и их соединений | 21.03 | ||||
52 | 7 | Распространенность металлов IIA группы. Жесткость воды и способы ее устранения | 02.04 | ||||
53 | 8 | Алюминий, его физические и химические свойства. | 04.04 | ||||
54 | 9 | Железо – представитель d – элементов. | 09.04 | ||||
55 | 10 | Важнейшие соединения железа. | 11.04 | ||||
56 | 11 | Практическая работа № 4 Решение экспериментальных задач по теме « Металлы». | 16.04 | ||||
Общие сведения об органических соединениях | 10 ч | ||||||
57 | 1 | Некоторые положения теории химического строения органических соединений | 18.04 | ||||
58 | 2 | Классификация и номенклатура органических соединений | 23.04 | ||||
59 | 3 | Алканы. Строение, изомерия, номенклатура, химические и физические свойства | 25.04 | ||||
60 | 4 | Алкены Строение, номенклатура. Физические и химические свойства. | 30.04 | ||||
61 | 5 | Понятие о спиртах ( метанол, этанол, глицерин). | 02.05 | ||||
62 | 6 | Понятие о карбоновых кислотах ( уксусная, стеариновая). | 07.05 | ||||
63 | 7 | Жиры. | 14.05 | ||||
64 | 8 | Углеводы. | 16.05 | ||||
65 | 9 | Белки. | 21.05 | ||||
66 | 10 | Итоговая контрольная работа по курсу 9 класса | 23.05 |
Приложение 2
к рабочей программе по предмету «Химия»
9 класс на 2018-2019 учебный год
Контрольная работа №1 по теме « Растворы. Теория электролитической диссоциации».
Вариант 1
1.Определите число протонов, нейтронов и электронов в следующих химических элементах: магний, хлор, медь.
2. Определите тип химической связи: Al(NO3)3 , O2, Fe, H2S.
3. Напишите уравнения реакций по следующей схеме:
Ca -----CaO------Ca(OH) 2 -----CaCO 3
Напишите полное ионное и сокращенно ионное уравнение.
4. Вычислите объем водорода (н.у.), который образуется при растворении сплава массой 450 г, содержащего 16 % Mg, в соляной кислоте.
5.Сколько граммов осадка образуется при взаимодействии 260 г, 16 % раствора CuSO4 c избытком NaOH.
Вариант 2
1.Определите число протонов, нейтронов и электронов в следующих химических элементах: алюминий, сера, цинк.
2. Определите тип химической связи: Ca(NO3)2 , N2, Ag, N2O.
3.Напишите уравнения реакций по следующей схеме:
Mg -----MgO------Mg(OH) 2 -----MgSO 4
Напишите полное ионное и сокращенно ионное уравнение.
4. Вычислите объем водорода (н.у.), который образуется при растворении сплава массой 320 г, содержащего 15 % Ca, в соляной кислоте.
5.Сколько граммов осадка образуется при взаимодействии 460 г, 18 % раствора CuSO4 c избытком NaOH.
Контрольная работа № 2 по теме « Неметаллы» для 9 класса.
Вариант 1.
1. Напишите формулы следующих соединений: фтороводород, хлорид железа (111), аммиак.
2.Определите массу сульфата меди количеством вещества 1,8 моль.
3.Кальций массой 7,5 г взаимодействует с 4,6 г соляной кислотой.
Рассчитайте объем водорода (н.у.), выделившегося в реакции.
4.Определите объем и массу кислорода (н.у.) количеством вещества 7,9 моль.
5.Определите заряд иона в следующих соединениях :
Mg SO4 Ba( NO3)2
Вариант 2.
1. Напишите формулы следующих соединений: хлорид серебра, бромоводород, углекислый газ.
2.Определите массу и количество вещества оксида азота (V)
объемом 28,4 л (н.у.)
3. Цинк массой 8,5 г взаимодействует с 6,2 г серной кислотой. Рассчитайте объем водорода (н.у.), выделившегося в реакции.
4.Определите объем и массу хлора (н.у.) количеством вещества 4,7 моль.
5.Определите заряд иона в следующих соединениях :
Fe (OH)2 Na3 PO4
Контрольная работа № 3 по теме «Металлы. Неметаллы» для 9 класса.
Вариант 1
1. Дайте характеристику строения и свойства атомов кислорода.
2. Напишите уравнения реакций по схеме:
Cl2----HCl---CuCl2-----ZnCl2-------AgCl
3.Вычислите объем хлора (н.у.), который потребуется для вытеснения иода из 450 гр 13% -го раствора иодида натрия. Вычислите количество вещества новой соли, которое при этом образуется.
4.Жесткость воды и способы ее устранения.
5. Общие способы получения металлов.
Вариант 2
1. Дайте характеристику строения и свойства атомов серы.
2. Напишите уравнения реакций по схеме:
H2----NaH---NaOH-----H2-------HCl
3.Вычислите объем брома (н.у.), который потребуется для вытеснения иода из 230 гр 17% -го раствора иодида калия. Вычислите количество вещества новой соли, которое при этом образуется.
4. Коррозия металлов и сплавов.
5. Общая характеристика металлов.
Итоговая контрольная работа для 9 класса.
Вариант 1.
1.Напишите формулы химических соединений:
Серная кислота, оксид углерода (IV), гидроксид калия, нитрат бария, метан, этилен, метанол, уксусная кислота, глицерин;
2.Запишите уравнение реакции по схемам. Укажите их тип:
а) гидроксид железа (III) > оксид железа (III) + вода
б) серная кислота + алюминий > сульфат алюминия + водород
3. Какой объем углекислого газа (н.у.) образуется при взаимодействии с избытком азотной кислоты 250 г известняка (карбоната кальция), содержащего 20% примесей? Каково количество углекислого газа?
4.Сколько граммов осадка образуется при взаимодействии 160 г 15%-ного раствора сульфата меди (II) с избытком гидроксида натрия?
5.Что представляют собой белки?
Вариант 2.
1.Напишите формулы химических соединений:
Азотная кислота, оксид натрия, гидроксид бария, хлорид магния, пропан, бутилен, этанол, муравьиная кислота, этиленгликоль;
2.Запишите уравнения реакций по схемам. Укажите их тип:
а) нитрат калия > нитрит калия + кислород
б) оксид азота (V) + вода > азотная кислота
3. Какой объем водорода (н.у.) образуется при взаимодействии 650 мг цинка, содержащего 20% примесей, с избытком соляной кислоты? Каково количество водорода?
4.Сколько граммов осадка образуется при взаимодействии 160 г 15%-ного раствора сульфата меди (II) с избытком гидроксида натрия
5.Что представляют собой углеводы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...