Технологическая карта к уроку по теме "Кислоты"
методическая разработка по химии (8 класс)

Щербакова Вера Ивановна

Технологическая карта к уроку химии в 8 классе по теме "Кислоты".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_kisloty.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Предмет химия                     Класс 8

Базовый УМК  Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.

Тема урока: Кислоты

Учитель: Щербакова В.И.

Цель: сформировать у учащихся представление о кислотах как об одном из основных классов неорганических веществ.

Задачи урока:

  1. продолжить формирование понятий об основных классах неорганических соединений – классе кислот; организовать деятельность учащихся по изучению состава, номенклатуры и классификации кислот;
  2. способствовать развитию аналитического мышления умению сравнивать и обобщать факты и явления;
  3. продолжить знакомство с генетической связью между основными классами неорганических соединений.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: пробирки, соляной и лимонной кислотами, лакмусовая бумажка, жидкие фенолфталеин и метилоранж, стеклянные палочки, карточки.

Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые

УУД

1

Организационный момент

Приветствие.

Ориентирует учащихся на работу.

Приветствие учителя. Организуют рабочее место.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2

 Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

 Опорными являются знания учащихся о кислотах, приобретенные в повседневной жизни и на уроках биологии.

Провожу подготовку к размышлению детей.

Обращаю внимание ребят на то, что слова кислота и кислый  имеют один корень.

Вспомним примеры продуктов питания с кислым вкусом.

  Как вы думаете какие вещества придают этим продуктам кислый вкус?

Ребята  подумайте как будет звучать тема сегодняшнего урока

«Кислоты»,

Сформулируйте цель урока

яблоко, лимон, щавель…

Кислоты!

Кислоты!

Формулируют  цель:

изучить свойства кислот.

Записывают тему  урока в рабочих тетрадях  

Познавательные:

формируем умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Коммуникативные

умение взаимодействовать друг с другом

Регулятивные

формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу

Личностные

формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу  

3

Совместное открытие новых знаний 

На доске учитель пишет  формулы кислот HCl;  

 H2CO3; H2SO4;

 H3PO4

 Проанализируем состав кислот и сформулируем определение.

Кислоты по числу атомов водорода классифицируют на одноосновные HNO3 двухосновные H2SO4

трехосновные H3PO4

по наличию кислорода кислородсодержащие

 HNO3 и бескислородные HCl

  Как можно отличить кислоты от других веществ?

Сейчас вам предстоит провести лабораторный опыт по исследованию изменений окраски индикаторов в кислотных средах.

Для этого у вас имеются на партах инструктивные карты и необходимое оборудование и реактивы. Читая внимательно инструкцию, выполните опыты, соблюдая правила техники безопасности (они то же есть в инструкции).

Учащиеся работают в тетрадях.

Обсуждают и анализируют состав кислот, формулируют определение.

Лабораторная работа по инструктивной карточке

Предметные умения

должны знать определения понятий: кислота и кислотная среда;

должны уметь: определять формулы среди других веществ, составлять их, исследовать среды раствора с помощью индикатора, оформлять отчет с описанием эксперимента, его результатов и выводов

Метапредметные умения

Познавательные

общеучебные- организовывать свою учебную деятельность, участвовать в групповой работе, соблюдать правила поведения и работы с лабораторным оборудованием в кабинете химии, осваивать приемы исследовательской деятельности

4

Закрепление изученного материала

 

Упражнение в применении знаний:

«Выписать формулы кислот из карточки» и дать им название  с использованием учебника приложение № 2

Теперь вернемся к ключевому вопросу урока:

“Как кислоты распознать среди других веществ”

Выполняют записи в тетради

Ответы обучающихся

1. по формуле

2.экспериментально: с помощью индикатора

Познавательные

формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать)

5

Домашнее задание

Планирование работы на следующий урок.

Предлагает домашнее задание на следующий урок

§ 32, упр.8 стр. 104.

Записывают задание

6

Рефлексия

Создаёт условия для заключительной рефлексии:

-Сегодня на уроке я научилась(ся)…

-Сегодня на уроке я узнал(а)…

-Что ещё я хотел(а) бы узнать о кислотах …

-Неожиданностью для меня явилось то, что….

-Сегодня на уроке я понял(а), что..

-Особенно интересным было…

Оценивают свои знания.

Регулятивные

формируем умения выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознать качество и уровень усвоения.

Приложение №1

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА:

Форма работы: работа в парах.

Задание: Исследовать окраску индикаторов в кислотных средах.

Оборудование и реактивы: 2 пробирки с соляной и 2 пробирки с лимонной кислотами, лакмусовая бумажка, жидкие фенолфталеин и метилоранж, стеклянные палочки.

Правила техники безопасности:

Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или отравление. Не пробовать кислоты на вкус и не нюхать их в близком расстоянии.  При попадании кислоты на кожу надо смыть ее струей воды.

Проведение опыта и оформление результатов:

1). Перепишите в тетрадь таблицу, представленную в конце опыта.

2). Смочите соляной кислотой (HCl) из 1-ой пробирки лакмусовую бумажку. Результаты наблюдений (изменение окраски бумажки) запишите в таблицу.

3) Затем в эту же пробирку с кислотой добавьте каплю фенолфталеина. Перемешайте стеклянной палочкой.

4) Результаты наблюдений запишите в таблицу.

5) Во 2-ую пробирку с соляной кислотой добавьте каплю метилоранжа. Перемешайте стеклянной палочкой.

6) Результаты наблюдений запишите в таблицу.

7). Повторите опыты, описанные выше, используя две другие пробирки с лимонной кислотой.

Не забывайте результаты наблюдений фиксировать в таблице!

ДЕЙСТВИЕ КИСЛОТ НА ИНДИКАТОРЫ

Индикатор

Окраска индикатора в воде

Окраска индикатора в растворе соляной кислоты

Окраска индикатора в лимонной кислоте

Лакмусовая бумажка

Желтая

Фенолфталеин

Бесцветная

Метиловый оранж

Оранжевая

Приложение № 2

Задание: выпишите отдельно оксиды, кислоты,  основания. Назовите вещества.

1 вариант

2 вариант

З  вариант

1

HNO3

KOH

Fe2O3

2

MgO

Na2SO3

N2O5

3

Cu(OH)2

H2SO4

CuSO4

4

ZnO

Ca(OH)2

K2O

5

SO2

FeO

HC1

6

CO2

HC1

Ca(OH)2

7

NaCl

K2SO4

H2S

8

H2SiO3

SO3

FeCl3

9

K2CO3

Na2O

Na3PO4

10

CuO

P2O5

NaOH


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта дистанционного урока.Тема урока: «Арккосинус и решение уравнения cos t = a».

метод проблемного обучения при проведении дистанционного урока...

Технологическая карта анализа урока Э-ОК "ЖИВОЙ УРОК"

Тема: «Технология организации урока Э-ОК. Модульная структура урока в Э-ОК. Технические и методические особенности»Тема: «Анализ урока. Работа с технологической картой» ...

Урок математики 5 класс.Технологическая карта к уроку

технологическая карта урока математики 5 класс. Тема: Делимостьь чисел.Свойства делимости.(в соответствии с ФГОС)...

Технологическая карта дистанционного урока на тему: Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение.

Дистанционный онлайн-урок по географии в 6 классе, в программе Zoom с использованием  материалов урока, размещенного на учебной платформе «Lekta»(с учетом рекомендации СанПиН 30 минут...