Конспект урока «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Презентация является поурочным сопровождением темы 8 класса "Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов" предмет Химия; может использоваться учителем в качестве мультимедийного приложения к урокам, а также возможно самостоятельное использование учащимися, пропустившим занятия, для изучения и систематизации знаний по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 45.5 КБ |
prezentatsiya.ppt | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока.
Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме:
«Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».
Цели урока:
Обучающие: обобщить и систематизировать знания по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов», сформировать наглядное представление о процессах, происходящих в растворах, проверить степень усвоения материала
Развивающие: совершенствовать учебные умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов; развивать память, устойчивое внимание, применять свои знания на практике.
Воспитательные: воспитывать чувство сопричастности к общему делу, умение работать коллективно
Оборудование и реактивы: презентация к уроку «Теория электролитической диссоциации», штатив, пробирки, растворы веществ электролитов
Ход урока:
Учитель: Ребята, мы с вами закончили изучать тему «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов», и цель нашего сегодняшнего урока повторить, обобщить и систематизировать знания по изученной теме.
Термин "электролит" (от греческого "разлагаемый электричеством") впервые предложил английский химик и физик М.Фарадей (1791-1867). В 30-х гг. прошлого века М.Фарадей высказал идею, что электролиты под действием электрического поля диссоциируют на "ионы" (в буквальном смысле перевод этого слова означает "скитальцы", "странники").
Мы с вами знает, что растворы одних веществ проводят электрический ток, других – нет. Почему же растворы электролитов проводят электрический ток?
Показ презентации слайд 1-2
Для объяснения этих особых свойств растворов электролитов в 1887 г. шведский химик Сванте Аррениус (1859-1927) предложил Теорию электролитической диссоциации.
Слайд 3
Чтобы проверить способность растворов проводить электрический ток можно провести следующий опыт: в стакан наливают раствор исследуемого вещества. В стакан погружают угольные электроды, к клеммам которых присоединены провода. Один из них соединен с лампочкой. Выходной контакт от лампочки и провод от другой клеммы идут к источнику тока. Если раствор, налитый в стакан, проводит электрический ток, то лампочка загорается, и чем лучше эта способность, тем ярче горит лампочка.
Вещества, растворы которых проводят электрический ток называются электролитами.
Вещества, растворы которых не проводят электрический ток называются неэлектролитами.
Слайд 4
К электролитам относятся растворимые кислоты, соли, основания (щелочи).
Неэлектролиты – нерастворимые соли, основания, кислоты, простые вещества, газы, оксиды, органические вещества.
Слайд 5
Задание: Из предложенных веществ выберите вещества электролиты и неэлектролиты.
Ученики выполняют задание в тетради, один учащийся – у доски. Затем осуществляют проверку и самопроверку.
Слайд 6
Процесс распада электролита на ионы называется электролитической диссоциацией С. Аррениус придерживался физической теории растворов, он не учитывал взаимодействие электролита с водой и считал, что в растворах находятся свободные ионы. Русские ученые И.А. Каблуков и В.А. Кистяковский применили к объяснению электролитической диссоциации химическую теорию Д.И. Менделеева и доказали, что при растворении электролита происходит химическое взаимодействие растворенного вещества с водой, которое приводит к образованию гидратов, а затем они диссоциируют на ионы.
Молекулы воды представляют собой диполи, так как атом водорода расположен под углом 104,50, благодаря чему молекула имеет угловую форму.
Слайд 7-8
Механизм электролитической диссоциации веществ с ионной связью
а) ориентация молекул – диполей воды около ионов кристалла
б) гидратация молекул воды с ионами поверхностного слоя кристалла
в) диссоциация кристалла электролита на гидратированные ионы
Слайд 9-11
Механизм электролитической диссоциации веществ с ковалентной полярной связью
а) ориентация молекул воды вокруг полюсов молекулы электролита
б) гидратация молекул воды с молекулами электролита
в) превращение ковалентной полярной связи в ионную
г) диссоциация молекул электролита на гидратированные ионы
Слайд 12
Степень электролитической диссоциации
При растворении в воде молекулы кислот, оснований и солей
диссоциируют на ионы:
HCl→ H+ + Cl-,
KOH→ K+ + OH-,
Na2SO4 → 2Na+ + SO42-.
Диссоциация молекул на ионы у слабых электролитов является неполной. Поэтому следует ввести понятие "степень диссоциации" и определять его, как долю молекул, распавшихся на ионы к общему числу растворенных частиц.
Слайд 13
Сильные и слабые электролиты
Сила электролита определяется степенью его диссоциации на ионы: если в 0.1 М растворе a > 30 %, то электролит называют сильным;
если в 0.1 М растворе a < 3 %, то электролит называют слабым;
если в 0.1 М растворе 3 % < a < 30 %, то это электролит средней силы.
К сильным электролитам относятся почти все соли, ряд неорганических кислот (HCl, HBr, HI, HNO3, H2SO4, HClO4), гидроксиды щелочных и щелочноземельных металлов (щелочи).
К слабым электролитам относится соль Fe(SCN)3 - роданистое железо, большинство кислот и оснований [H2S, H2CO3, Al(OH)3, NH4OH].
К электролитам средней силы относятся HF, H3PO4, H2SO3.
Слайд 14-16
На основе теории электролитической диссоциации все свойства растворов электролитов нашли естественное объяснение и была создана первая теория кислот и оснований.
Кислоты - это соединения, молекулы которых диссоциируют на катионы водорода и анионы кислотного остатка.
Основания - это соединения, молекулы которых диссоциируют на катионы металла и анионы гидроксила.
Соли – это соединения, молекулы которых диссоциируют на катионы металла и анионы кислотных остатков.
Слайд 17
Задание: Напишите уравнения диссоциации электролитов
Ученики выполняют задание в тетради, один учащийся – у доски. Затем осуществляют проверку и самопроверку.
Слайд 18
Правило Бертолле – условия течения реакций ионного обмена до конца
Химические реакции между электролитами имеют ряд
особенностей. При сливании растворов хлорида натрия и нитрата калия можно ожидать, что образуются две новые соли - хлорид калия и нитрат натрия:
NaCl + KNO3= KCl + NaNO3.
Если записать эту реакцию в ионной форме:
Na+ + Cl- + K+ + NO3- = K+ + Cl- + Na+ + NO3-,
то легко видеть, что как были ионы в растворах до их смешения, так они же и остались после сливания растворов солей, и никакая химическая реакция между ионами при этом не идет.
Реакция между электролитами идет в том случае, если какой-либо из продуктов реакции:
1) выпадает в осадок:
BaCl2 + K2SO4 = BaSO4↓ + 2 KCl,
Ba2+ + SO42- = BaSO4↓;
2) выделяется в виде газа:
K2CO3 + 2HCl = 2KCl + H2O + CO2↑,
CO32- + 2H+ = H2O + CO2↑;
3) представляет собой слабый электролит:
FeCl3 + 3KSCN = 3 KCl + Fe(SCN)3,
Fe3+ + 3 SCN- = Fe(SCN)3.
Слайд 18
Задание: Закончите уравнения реакций, протекающих до конца, составьте для них ионные уравнения.
Ученики выполняют задание в тетради, один учащийся – у доски. Затем осуществляют проверку и самопроверку.
Лабораторный опыт: Проведите реакции ионного обмена, сущность которых выражена сокращенными ионными уравнениями:
Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2↓
H+ + OH- = H2O
Запишите полные ионные и молекулярные уравнения, опишите свои
наблюдения.
Подведение итогов урока. Оценивание наиболее активных учащихся, комментарий оценок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Домашнее задание: § 35, вопросы
Все вещества по их способности проводить электрический ток в растворах делятся на электролиты и неэлектролиты.
Вещества в растворах Электролиты (водные растворы проводят эл.ток) Неэлектролиты ( водные растворы не проводят эл. ток) Вещества с ионной и ковалентной полярной связью Вещества с ковалентной неполярной и слабополярной связью Растворимые кислоты, основания (щёлочи) и соли Простые вещества, спирт, оксиды и н / р кислоты, основания и соли, сахар
Электролиты – вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток Раствор NaCl - - - - + + + + - + + - + - Катод Анод
Неэлектролиты – вещества, водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток
Кислоты: HCl, H 2 SO 4 Основания: NaOH, Ba(OH) 2 Соли: NaCl, CuSO 4 Органические вещества Газы: O 2 , H 2 , CO 2 Оксиды: CuO, Fe 2 O 3 Электролиты Неэлектролиты
Из предложенных веществ выпишите электролиты HCl NaCl Cl 2 KOH H 2 SO 4 SO 2
Электролитическая диссоциация – процесс распада электролита на ионы при растворении в воде или расплавлении.
Теория электролитической диссоциации (ТЭД) В 1887г. Шведский учёный С. Аррениус для объяснения особенностей водных растворов веществ предложил теорию электролитической диссоциации. В дальнейшем эта теория была развита многими учёными. Сванте Аррениус
Строение молекулы воды (H 2 O) Молекула воды полярна и представляет собой диполь H H O диполь (два полюса) δ- δ + δ +
Схема распада молекулы хлорида натрия на ионы
+ + - - + + - - + - В водном растворе ионы гидратированы – окружены молекулами воды Кристалл - + + - + - + - + - + - + - + + - - + - + - + - + - + - + - + + - - + + - - - + + - + - + - + - - - + + + - + - NaCl → Na + + Cl - + - + - - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + + - + - + - Н 2 О + - + - + - + -
Na + Cl - Cl - Na + Механизм электролитической диссоциации веществ с ионной связью 1 – ориентация и 2 – гидратация + - + - + - - + - + - + + - + - + - Кристалл NaCl
Na + Cl - Cl - Na + Механизм электролитической диссоциации веществ с ионной связью 3 - диссоциация + - + - + - - + - + - + + - + - + - Гидратированные ионы
Механизм диссоциация веществ с ковалентной полярной связью 1 – ориентация и 2 – гидратация + - + - + - + - + - + - HCl
Диссоциация веществ с ковалентной полярной связью 3 – ионизация (переход ковалентной связи в ионную) + - + - + - + - + - + - + -
Механизм диссоциация веществ с ковалентной полярной связью 4 - диссоциация + - + - + - + - + - Гидратированные ионы + - H + Cl -
Степень электролитической диссоциации α n – число диссоциированных молекул N - общее число молекул, введенных в раствор n N α = Количественная характеристика процесса диссоциации
Электролиты Сильные α > 30% Средние 30% > α > 3% Слабые α < 3% Все соли NaOH, KOH, Ca(OH) 2 , Ba(OH) 2 , HCl, H 2 SO 4 , HNO 3 Mg(OH) 2 , H 2 SO 3 , HNO 2 , H 3 PO 4 NH 3 ·H 2 O, Al(OH) 3 , Fe(OH) 3 , H 2 CO 3 , H 2 SiO 3 , H 2 S, H 2 O, CH 3 COOH
Кислоты – это электролиты, которые при диссоциации образуют катионы водорода Н + и анионы кислотного остатка. H 2 SO 4 → 2H + + SO 4 2- H + H + → → H NO 3 H С l + + NO 3 - Cl -
Основания – это электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металла и гидроксид – анионы ОН - Ca (OH) 2 → 2OH - + Ca 2+ OH - OH - → → K OH Na OH + + K + Na +
Соли – это электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металла (или аммония NH 4 + ) и анионы кислотного остатка Ba (NO 3 ) 2 → Ba 2+ + 2NO 3 - Al 3+ Na + → → Al Cl 3 Na С l + + Cl - Cl -
Напишите уравнения диссоциации электролитов KNO 3 NaOH Mg(NO 2 ) 2 H 2 SO 4 Ba(OH) 2 Fe 2 (SO 4 ) 3 HCl Na 2 SO 4
Правило Бертолле – условия течения химических реакций до конца 1. Образование газа 2. Выпадение осадка 3. Образование воды Н 2 О
Закончите уравнения реакций, протекающих до конца, составьте для них ионные уравнения: FeCl 2 + LiOH = KOH + H 3 PO 4 = BaCL 2 + HNO 3 = Li 2 CO 3 + НС l =
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по алгебре "Свойства степени с натуральным показателем". 7 класс
Целью данного урока служит отработка умений систематизировать, обобщать знания о степени с натуральным показателем, закрепить и усовершенствовать навыки простейших преобразований выражений, содержащих...
Конспект урока по теме: "Разравнивание раствора соколом"
Предмет: Трудовое обучение «Штукатурно – малярное дело»Класс: 5 класс Специальная (коррекционная)общеобразовательная школа – интернат №4 VIIIвида г. ОсинникиСпециальность : штукатур ...
Конспект урока по теме: Простые растворы.
Конспект урока по теме: Простые растворы.Тип урока: комбинированный.Цели урока:Дидактическая: уточнить и закрепить знания учащихся о растворах, отработать прием приготовления цементного раствора.Корре...
Конспект урока. ФУНКЦИИ, ИХ СВОЙСТВА И ГРАФИКИ.
Интегрированный урок алгебры и ИКТ. 9 класс...
Урок химии в 8 классе по теме: « Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».
Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме : « Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».Цель: обобщение, систематизация и совершенствование знаний по теме «Растворение. Раство...
Конспект урока по физике "Ток в электролитах. Явление электролиза. Закон электролиза"
Методическая разработка содержит конспект урока по физике с использованием технологий развития критического мышления. Тема урока ''Ток в электролитах. Явление электролиза.Закон электролиза&quo...
Обобщение по теме "Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов".
Цель: обобщение, систематизация и совершенствование знаний по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». ...