Конспект урока по химии в 9 классе на тему: "Железо"
методическая разработка по химии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
Тема: Насколько важным является содержание железа в крови для нашего организма?
Цель урока: формирование готовности учащихся к исследовательской деятельности и применению межпредметных знаний для решения исследовательского вопроса на уроке химии.
Планируемые результаты
Личностные:
∙осознавать целостность окружающего мира;
∙ выстраивать собственное мировоззрение на основе межпредметных связей.
Предметные:
∙умение делать выводы и умозаключения на основе химического опыта;
∙совершенствование правил работы с химической посудой и реактивами;
Метапредметные:
Познавательные:
∙преобразовывать информацию из одного вида в другой;
∙анализировать и оценивать достоверность предоставленной информации;
∙выстраивать логическое рассуждение на основе изученного материала.
Коммуникативные:
∙самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
∙определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом.
Регулятивные:
∙принимать учебную задачу, ее конечную цель;
Педагогические технологии: технология диалогового взаимодействия.
Методы и приемы обучения:
тема-вопрос, подводящий диалог, метод демонстраций, практического обучения, иллюстраций, беседа, работа в парах, индивидуальная работа.
Оборудование:
компьютер под управлением ОС Windows, проектор, презентация, видеоматериал, таблицы, химические реактивы.
Раздаточные материалы:
опорный конспект, маркировочные листы, химические реактивы.
План урока:
1.Организационный момент | 1мин. |
2.Повторение изученного материала | 3 мин. |
3.Подготовка к восприятию нового материала | 2 мин. |
4.Постановка темы, обсуждение целей и задач урока | 1 мин. |
5.Открытие новых знаний, 1-ая часть | 9 мин. |
6. Занимательная минутка | 2 мин. |
7.Открытие новых знаний, 2-ая часть | 12 мин. |
8.Закрепление изученного материала | 12 мин. |
9.Рефлексия | 2 мин. |
11.Домашнее задание | 1 мин. |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
1.Организационный момент | Приветствие учеников
| Приветствуют учителя | На парте лежат 3 конверта. В 1- находятся листки (с одной стороны лист пустой, с другой шаблон ответа с ключевыми словами), маркировочная таблица, текст о физических свойствах железа из разных источников литературы, таблица важнейших природных соединений железа, листочки с пословицами и поговорками, во 2 –листки, заполненные учениками параллельного класса, в 3 – форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), белок глобин, гемоглобин и химические символы - Fe, O2, CO2. В трех конвертах, помимо одинаковой информации, находится информация о роли железа в жизни растений, бактерий, животных. |
2. Повторение изученного материала | Учитель открывает презентацию к уроку Викторина «Металлы» (результаты отслеживаются на компьютере в виде диаграммы, чтобы можно было отследить, как был усвоен материал предыдущих уроков, и скорректировать дальнейшее восприятие материала) | Отвечают на вопросы по системе обратной связи | |
3. Подготовка к восприятию нового материала | Давайте разберемся… Миф или, правда? | Выдвигают гипотезы, мнения Ожидаемы гипотезы:
| |
4.Постановка темы, обсуждение целей и задач урока | Французский химик Франсуа Мари Рауль в XIX веке сделал сенсационное открытие - он обнаружил железо в крови. Но мог ли он умереть от малокровия в результате своего опыта? Тема нашего урока «Насколько важным является содержание железа в крови для нашего организма?» Откройте 1 конверт, возьмите цветной листик и запишите на него свои мнения. Мы их сверим, когда подтвердится одна из выдвинутых вами гипотез | Выдвинутую гипотезу, мнение, записывают на лист бумаги, с обратной стороны которой находится шаблон для подтверждения или опровержения гипотезы, и убирают ее до момента подтверждения (опровержения) гипотезы | |
5. Открытие новых знаний, часть 1 | Какие знания нам необходимы для подтверждения гипотезы? Для этого попробуем вспомнить состав крови. Возьмите конверт 3, в нем находятся лист, на котором нарисован кровеносный сосуд. Вы должны составит из этих составляющих единое целое и объясните, что с чем взаимосвязано. Следовательно, что такое малокровие? Подтверждение их выводов закрепляется слайдом - как связаны между собой кровь и железо. Можно ли предположить, что без железа в крови человек не сможет жить? Что вы знаете о железе? Получается, что железо чаще всего встречается не как простое вещество, а в виде соединений, в которых оно проявляет валентность - II и III . | Знать, что такое малокровие, где в крови содержится железо, какую функцию оно выполняет. Складывают схему – состав крови (в кровеносный сосуд). Объясняют, что железо входит в состав клеток эритроцитов, в котором находится сложный белок – гемоглобин, состоящий из белка - глобина и железа. Он и является переносчиком дыхательных газов (O2, CO2). Ответы учащихся. Ответы учащихся с объяснением. Дают характеристику железа по его положению в периодической таблице (сверяют свои записи с доской - слайдом) и с текстом из конверта (дублирующемся на слайде) из разных источников литературы. При этом они заполняют маркировочную таблицу | |
6. Демонстрационный опыт. | Давайте попробуем проверить, различаются ли наглядно соединения, имеющие в своем составе ионы железа II и III, выполнив несложный опыт. Опыт проводит учитель в соответствии с ТБ (использованием скальпеля) с использованием документ - камеры для наглядности каждому учащемуся
FeCl3 + 3KSCN = Fe (SCN)3 + 3KCl. Образуется кроваво-красный осадок
4Fe(OH)2 + O2 + 2Н2O = 4Fe(OH)3. Образуется бурый осадок Обсудите в паре то, что вы увидели и попробуйте сделать вывод | Выходит любой учащийся по желанию. Учащиеся в парах обсуждают опыт, пытаются сделать вывод самостоятельно Ожидаемый вывод: 1 вывод – ионы железа можно отличать друг от друга по получаемым осадкам разного цвета; 2 вывод - железо Fe2+ имеет способность быстро окисляться на воздухе | |
7. Открытие новых знаний, часть 2 | Где, помимо организма человека, железо встречается в природе? В виде каких соединений? Как вы видите, железо – активный металл, поэтому встречается в природе в виде соединений. Сегодня мы с вами попробуем научиться распознавать двух- и трехзарядные ионы железа с помощью качественных реакций. Запишите уравнения этих реакций себе в тетрадь. Сделайте вывод на основе опыта. | Работа с таблицей у всех учащихся, у трех произвольных парт в конверте дополнительный материал, они выступят первыми с коротким сообщением о роли железа в жизни животных, растений, бактерий, а затем пару человек расскажут о важнейших природных соединениях Выполняют лабораторную работу, (следуя инструктивной карте) оформляя ее в тетради. Вывод: Реактивом на ионы железа(II) являются щелочи и гексацианоферрат(III) калия (красная кровяная соль), а на ионы железа(III) – щелочи, гексацианоферрат(II) калия (желтая кровяная соль) и тиоцианаты. | Работа с таблицей |
8. Закрепление изученного материала | Давайте вернемся к вопросу нашего урока. Мог ли Франсу Мари Рауль умереть от малокровия? В 1 литре крови содержится около 450мг железа. Сколько литров крови потребуется для выплавки кольца 4 г? Действительно, ведь в 1888 году в возрасте 58 лет он открыл закон Рауля, применяемый для определения молекулярных масс веществ в растворённом состоянии. Давайте проверим ваши гипотезы. А теперь с обратной стороны листочка по шаблону, используя слова-подсказки объяснените, почему ваша гипотеза подтвердилась или нет. Помимо слов - подсказок, в шаблоне написаны так же и запутывающие слова А теперь ответьте на вопрос нашего урока: насколько важным является содержание железа в крови для нашего организма? | 450мг= 0,45г => для выплавки кольца весом 4г необходимо около 9 литров крови ВЫВОД: История - миф. Достают свои листочки, сверяют гипотезы. Записывают с обратной стороны аргументы по шаблону, с объяснениями о (не) подтверждении своей гипотезы Ответы учащихся | |
9. Рефлексия | Сравните ваши аргументы с аргументами товарища из другого класса, ответы которого во 2 конверте | Сравнивают свои шаблоны с аргументами с аргументами товарища по параллели | |
9. Домашнее задание | Обсуждает с учениками домашнее задание (§14, рассказать смысл пословиц и поговорок химическим языком). Уточняет, что для объяснения пословиц и поговорок можно использовать не только собственные знания и знания учебника, но и любые информационные средства | Записывают домашнее задание в дневники, забирают с собой листочки с пословицами и поговорками |
Список литературы:
- Богомолова В.С Журнал «Химия» №21, 2009
- Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2010
Интернет – источники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по химии 8 класс. Смотр знаний по теме: "Изменения, происходящие с веществами"
Документ содержит технологическую карту урока и описывает деятельность учителя и учащихся во время занятия...
Конспект урока по химии 9 класс
Тема: Значение периодического закона и периодической системы Д.И.Менделеева. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева....
Методическая разработка урока химии 9 класс по теме Железо – простое вещество.
Данное занятие может быть проведено с обучающимися в 9 классе, по любой авторской программе. Проведение занятия построено на применении методических приемов ТРКМ (Технологии развития...
Конспект урока по химии 10 класса по теме "Спирты: строение, классификация, изомерия, номенклатура".
Конспект урока по химии в 10 классе по теме "Спирты: строение, классификация, изомерия, номенклатура" окажет помощь учителю химии, работающему по программе и учебнику О.С.Габриеляна, при изучении соот...
Конспект урока по химии 9 класс. Угольная кислота.
Конспект урока по химии 9 класс. Угольная кислота....
Конспект урока по химии 8 класса "Эта волшебная чудо-вода"
Интегрированный урок по химии 8 класса "Вода"...
Конспект урока по химии 8 класс по теме:"Кислоты", Элективное занятие в 10 классе
Конспекты уроков по химии в 8 и 10 класссах....