Интеграция с другими предметами на уроках химии для повышения качества образования
статья по химии (10 класс) на тему

Баева Анна Михайловна

Выступление на региональном учебно-методическом семинаре

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеграция с другими предметами  на уроках химии для повышения качества образования.

( Выступление на  региональном  учебно – методическом семинаре : «Потенциал бинарных уроков для формирования мета предметных умений обучающихся в основной школе».  30.11.2018г)

 Я , думаю, что сегодня нет  такого  учителя, который не задумался бы над вопросом: «Как сделать урок интересным, ярким, чтоб увлечь школьников в процесс познания?»

Химия очень сложный предмет, обучающемуся требуется выстраивать причинно-следственные связи, что вызывает затруднения у школьников. Для этого необходимо изучить большой объем информации.

Знания , полученные на конкретном уроке ценны не сами по себе, а в совокупности с другими знаниями, полученными по другим предметам, именно так достигается целостное видение картины мира.

Интеграция ( от лат  Integratio -  «соединение» ) – процесс . объединения частей в целое.  Иными словами под интеграцией понимается  высшая форма выражения единства целей, принципов и содержания организации процесса обучения и воспитания, направленная на интенсификацию процесса образования, результатом которого является формирование у обучаемых качественно новой целостной системы знаний и умений.

С помощью  многосторонних межпредметных связей решаются задачи обучения не только на качественно новом уровне, развития и воспитания учащихся , но и закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем.

На интегрированных уроках рассматриваются разнообразные междисциплинарные проблемы и методы обучения – урок-исследование, урок-презентация, решение проблемных ситуаций, урок изучения нового материала, беседа, конференция, семинар, демонстрация и лабораторные опыты с последующим обсуждением и выводами,  урок с элементами анализа и сопоставления различных источников информации. Могут сочетаться разные методы на уроке.

При тщательной подготовке таких уроков учащиеся постигают многообразие и  взаимосвязь явлений природы, а учителя получают возможность полнее почувствовать проблемы смежных дисциплин.

Роль учителя на интегрированном уроке меняется. Его главной задачей становится организация познавательного процесса, при котором обучающиеся осознают взаимосвязь всех областей знаний, полученных ими на разных уроках школьного курса.

Подготовка и проведение интегрированных уроков – процесс длительный. Он состоит из договоренности учителей о  желании совместно сотрудничать, а когда уже есть желание – наступает подготовительный этап, и определяются цели и задачи урока, составляется план урока , идет сбор материала, планирование заданий для учащихся. Когда уже готова подготовка, наступает основной этап – организация и проведение урока.. На заключительном этапе подводится итог урока, обмен мнениями и  достижение цели урока.

Преимущества  интегрированных уроков заключается в следующем:

1. Эти уроки способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся;

2. Способствуют формированию целостной научной системы мира и рассмотения явления с нескольких сторон;

3.  Формируют умение сравнивать, обобщать и делать выводы;

4. Уроки такого вида углубляют представление о предмете, расширяют кругозор и формируют разносторонне развитую личность.

Подобные уроки расширяют знания обучающихся о значении отдельных категорий и понятий. Формируется целостная картина и взаимосвязи отдельных учебных дисциплин  в школе.

Интегрированные уроки и внеклассные мероприятия, проведенные с целью повышения качества химического образования учащихся, дали положительный результат, подтверждающий необходимость их использования. У школьников повысился интерес к предмету.  Повысилось качество выполнения домашних заданий, стали более активны на уроках.

Первые интегрированные уроки я стала проводить с учителями физики. Благо у нас очень много тем, которые можно рассматривать  с физической и химической стороны.  – Это «Электрический ток в растворах», «Газовые законы»,  «Закон Авогадро и количество вещества», « Строение атома» и . т. д.

 Фоторепортажи с уроков

1.  26.12.2011г  Химия + история. «Металлы в истории военных действий человечества» для 9кл.

История -  Шкуратов С.А. – кандидат исторических наук, Баева А.М. – учитель химии.

Цель:  показать роль металлов в истории развития человечества и обобщить знания и практическую значимость металлов. На урок учащиеся подготовили  проекты об использовании различных видов оружия в войнах  и история создания разных видов оружия. На уроке выступил участник Великой Отечественной войны и учитель ОБЖ – жучков И.И . Он продемонстрировал и рассказал  о металлах, которые защищали в войну и , которые убивали. Поделился воспоминаниями о  днях войны. Ученица  9 класса  Арахамия  В рассказала  и показала   домашнюю коллекцию  сувенирных видов  оружия. Ученик 9 класса  Кокурников  И  рассказал о военно-историческом клубе г.Фрязино и о тех раскопках и находках, которые члены клуба находят в летних экспедициях. Урок достиг цели. Ещё долго вспоминали школьники этот  урок.

2. 30.01.2012г. Химия + литература . «М .В. Ломоносов – человек, ученый, поэт и гражданин». 9-10 классы.

Литература – Васильева И.А. Химия _ Баева А.М.

Цель: урок обобщающий и носит воспитательный характер. На примере личности М.В. Ломоносова и его вклада восстановлении  русской науки и государства показать необходимость учения, самосовершенствования, культа образования. Школьники подготовили презентацию основных  направлений деятельности ученого, провели лабораторный опыт по закону сохранения массы веществ, с последующей трактовкой этого закона,  собрали мозаичную картину ученого и прочитали свои стихи, оды , посвященные поэту – ученому.

3. 18.01.2013г Химия +география.  «Химия недр Земли» - 8 классы.

География – Сапрыкина Н.В. химия – Баева А.М.

Цель:  расширить понятия о процессах происходящих в земной коре, связать  знания  о горных породах, полезных ископаемых с их химическим составом и применением. Урок – исследование, урок-презентация. Турусин А принес из дома коллекции минералов и рассказал как собиралась коллекция.  До проведения урока  школьники посетили музей Земли в МГУ им Ломоносова и музей минералогии им Ферсмана.

В конце урока провели контрольное тестирование  и школьники показали осознанные знания .

4. 14.11.2013г  Химия + биология. « Влияние этилового спирта на организм человека» 9-11 кл

Биология – Лебедева Н.Н.  химия – Баева А.М.

Цель: выявить причины токсичности этилового спирта, механизм его действия на организм . Целенаправленно формировать у учащихся осознанное отрицательное отношение к алкоголю.

Урок – обобщения, урок – исследование. урок – презентация.

До проведения урока проводилось анкетирование в 9-11 классах

- «О вредном действии алкоголя на организм школьники знали  -  80% -9кл, 92% -11кл

- «Где впервые приняли алкоголь?»  - в кругу семьи  на торжествах 56%-9кл,64% -11кл. В компании друзей 16%-9кл, 20% - 11 кл.

Вывод: Первая рюмка в чисто познавательном плане была принята под чутким руководством родителей, а дальше уже сами школьники решают продолжать или нет.

5. 28.10.2015г химия +физика. «Электролиз и его практическое применение» 11 класс.

Физика – Лазарева Н.А. химия – Баева А.М.

Цель:  сформировать целостное восприятие процесс а электролиза, его практическое применение с точки зрения химии и физики.

Урок- презентация, урок –лабораторное занятие с выводами по физике и химии.

6. 26.10.2018г химия +биология. «Белки – органические  вещества клетки» 10 класс.

Биология – Харитонова Е.П. химия – Баева А.М.

Цель: на основе меж предметной  связи биологии и химии расширить знания о важнейших органических веществах клетки. Дать представление о зависимости строения и свойств белков.

Урок-лабораторная, урок-наблюдение, сравнение и выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Организация урока как фактор повышения качества образования"

Статья рассматривает факторы повышения качества образования...

«Проблемный урок как средство повышения качества образования»

В статье представлен опыт работы по проблемному обучению, основанному на личностно-деятельностном подходе.Раскрываются преимущества проблемного метода  и его актуальность в настоящее время....

Организация урока как фактор, повышения качества образования

Материал раскрывает общие подходы к форированию целей и задач урока, его структурной организации....

Эффективность урока как условие повышения качества образования

Выступление на педагогическом совете "Повышение качества образования школьников"...

Использование витагенного опыта на уроках химии для повышения качества знаний учащихся.

Практико-значимая работа "Использование витагенного опыта на уроках химии для повышения качества знаний учащихся."...

Педагогический проект: «Применение компьютерных технологий в процессе контрольно-корректирующего обучения на предметах естественнонаучного цикла как средства повышения качества образования»

В проекте рассматриваются различные формы и методы использования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) как средство формирования информационной компетентности учащихся  в образовательном процес...