разработка урока по органической химии 9 класс
презентация к уроку по химии (9 класс) на тему
Понятие о предельных углеводородах»
1. Познакомить учащихся с понятиями «гомологический ряд», «гомология», «общая формула» на примере алканов.
2. Развить понятие об «изомерии» для этого класса углеводородов и научить учащихся давать названия алканам по международной номенклатуре
3. Рассказать о применении предельных углеводородов в жизни человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок 9 класс предельные ув | 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок химии в 9 классе по теме «Понятие о предельных углеводородах»
Цели урока:
- Познакомить учащихся с понятиями «гомологический ряд», «гомология», «общая формула» на примере алканов.
- Развить понятие об «изомерии» для этого класса углеводородов и научить учащихся давать названия алканам по международной номенклатуре
- Рассказать о применении предельных углеводородов в жизни человека
Оборудование:
- Ноутбук, мультимедийный проектор, экран
- Набор карточек «А», «Б», «В», «Г» каждому учащемуся
- Шаростержневые модели атомов: по одному атому углерода и четырем атомам водорода
- Бензиновая зажигалка, парафиновая свеча
Ход урока:
I. Повторение предыдущей темы
На прошлом уроке вы познакомились с органической химией и изучили основные положения теории строения органических веществ (слайд 1). Давайте вспомним материал предыдущего урока и выполним небольшой тест. Работаем парами: каждая парта отдельно. На вопросы тестов отвечаем поднятием таблицы с буквой, соответствующей правильному ответу.
На экране проецируются вопросы и варианты ответов теста «Органическая химия. Теория строения органических веществ» (слайды 2-15)
Кто сможет сформулировать основные положения теории Бутлерова?
Можно сказать, что вся химия строится на главных учениях трёх наших соотечественников – Бутлерова, Ломоносова и Менделеева.
II. Подготовка к изучению новой темы
Тема нашего сегодняшнего урока «Понятие о предельных углеводородах» (слайд 16). Самыми простыми по составу органическими веществами являются Углеводороды – вещества, состоящие из атомов углерода и водорода (слайд 17). Понятие «углеводороды» очень обширное и включает разные классы органических веществ. Объектом изучения сегодняшнего урока будут именно предельные углеводороды (слайд 17). По ходу урока мы должны познакомиться с представителями этого класса углеводородов, с новыми терминами «радикалы», «гомологи», «изомеры», научиться по молекулярным формулам определять предельные углеводороды, изучить их свойства и применение.
III. Изучение новой темы
1) Гомологический ряд предельных углеводородов
Предельные углеводорода по-другому называют алканами, насыщенными углеводородами или парафинами (слайд 18). Простейшим представителем алканов является метан СН4, структурную формулу которого вы уже знаете (слайд 19).
Соберите шаростержневую модель метана. Получилась ли у вас структурная формула метана? Обратите внимание, что структурная формула показывает только порядок соединения атомов в молекуле, но никак не пространственное расположение атомов в молекуле: метан имеет форму тетраэдра – правильной треугольной пирамиды, в вершинах которой расположены атомы водорода.
Теперь отнимите один атом водорода. Что вы получили? А получается частица СН3, в которой атом углерода имеет одну свободную валентность. Эта частица называется радикалом метилом (слайд 20).
Радикал – это частица с неспаренным электроном или свободной валентностью (слайд 21). Из метана получается радикал метил: суффикс –ан меняется на суффикс –ил. Встречались вы с такими суффиксами на уроках русского языка? Радикалы долго «не живут»: они очень активны и сразу соединяются с другими атомами или друг с другом.
Теперь соедините два радикала метила друг с другом. Что вы получили? Второй представитель алканов – этан. Если соединить радикал этил и метил, то получится третий представитель предельных углеводородов – пропан (слайд 22). Напишите сокращенные структурные формулы этих веществ. Как они отличаются по составу? На группу –СН2–. Метан, этан, пропан и следующие за ними алканы составляют Гомологический ряд – ряд похожих по строению веществ – гомологов, отличающихся на одну или несколько групп –СН2–. Греческое слово гомолог означает сходный.
Обратите внимание, что атомы углерода в молекулах алканов соединены только одинарными связями, и они до предела насыщены атомами водорода (слайд 23). Пишем определение: Алканы (предельные УВ, насыщенные УВ, парафины) – ОВ, состоящие из атомов углерода и водорода, связанных между собой только одинарными связями. Обратите внимание на суффикс –ан. Это родовой суффикс для алканов. А каково соотношение атомов С и Н в молекулах алканов? Атомов водорода в два раза больше и ещё на два, чем атомов углерода. Дописываем определение: с общей формулой СnH2n+2.
На странице 157 в таблице 9 приведен гомологический ряд алканов. Как связаны молекулярные массы и физические свойства гомологов метана? Наиболее лёгкие алканы – газы. Далее – жидкости. Более тяжелые предельные углеводороды будут твёрдыми. Названия первых семи алканов надо выучить наизусть – это вам на домашнее задание. Рядом указаны названия их радикалов.
Зная общую формулу алканов, допишите формулы указанных насыщенных углеводородов (слайд 24). Напишите их формулы в тетради (слайд 25).
2) Изомерия и номенклатура предельных углеводородов
Для четвертого представителя алканов бутана С4Н10 можно составить две структурные формулы (слайд 26). Напишите их в тетради. Будут ли одним веществом или разными веществами? Вспомните второе положение теории Бутлерова. Напишите в тетради определении: Вещества, имеющие одинаковый состав, но разное строение, называются изомерами от греческого «изос» – одинаковый, «мерос» – часть. Изомеры бутана называются нормальный бутан (н-бутан) и изобутан. На странице 156 указаны их температуры кипения.
Для пентана можно составить формулы уже трех изомеров: н-пентан, изопентан и неопентан (тетраметилметан) (слайд 28). Для декана С10Н22 можно составить структурные формулы уже 75 изомеров. А эйкозан С20 Н42 имеет 366 319 изомеров! Как вы заметили, одно и то же вещество может иметь несколько названий. Какое же из них правильное? Чтобы все химики мира понимали друг друга, они придумали международную (заместительную) номенклатуру (как давать названия) веществам.
Алгоритм (слайд 29):
- выбираем самую длинную углеродную цепь и называем его: бутан
- нумеруем цепь начиная с того конца, ближе к которому заместитель (радикал)
- называем заместители-радикалы в порядке их усложнения, если они одинаковые, применяем приставки ди-, три-, тетра-: диметил
- указываем впереди их положение цифрами: 2,2-
Дайте названия изомерам пентана по международной номенклатуре (слайд 30).
3) Химические свойства и применение алканов
Не зря предельные УВ назвали парафинами: греческое выражение parum affinis означает «малоактивный»: метан и его гомологи не реагируют ни с кислотами, ни со щелочами, устойчивы к окислению.
Но вы помните одно из свойств всех ОВ: они горят с образование углекислого газа и воды. Не являются исключением и алканы (слайд 31). Кроме этого, они вступают в реакцию замещения с галогенами и разлагаются при нагревании с отщеплением водорода – вступают в реакцию дегидрирования.
Составьте уравнение реакции горения метана (слайд 32). Эту реакцию вы применяете каждый день, когда дома зажигаете газовую плитку: природный газ в основном состоит из метана и других газообразных алканов (слайд 33). Нефть – смесь и газообразных, и жидких, и твердых углеводородов. Её перегонкой получают нефтепродукты бензин, керосин, соляру, мазут, которые применяются как топливо. (Горение зажигалки). Парафиновая свеча состоит из твёрдых алканов. (Демонстрация свечи).
Следующее свойство алканов – реакции замещения с галогенами (слайд 34). Структурная формула метана помогает показать, как это происходит. Полученное вещество называется хлорметан. В избытке хлора реакция может идти дальше: составляем на доске схему:
+ Cl2 + Cl2 + Cl2 + Cl2
СН4 → CН3Сl → CH2Cl2 → CH3Cl → CCl4
– HCl – HCl – HCl – HCl
Галогеноалканы применяются в качестве растворителей например в химчистке, как жидкость для снятия лака, трихлорметан для общего наркоза в хирургии, пары тетрахлорметана негорючи и тяжелы, поэтому его применяют в тушении пожаров.
При нагревании без доступа воздуха алканы разлагаются. При нагревании метана (составьте уравнение реакции) образуется мелкодисперсная сажа – уголь (применяется для изготовления типографской краски, обувного крема, картриджа для принтеров) и водород (синтез аммиака, хлороводорода) (слайд 35). Реакции органических веществ, протекающие с отщеплением водорода называются реакциями дегидрирования.
При дегидрировании этана образуется ценный продукт этилен (слайд 34), применяемый для синтеза пластмасс, технического этилового спирта.
Таким образом, алканы в первую очередь применяются как топливо, а продукты их переработки – как химическое сырье и растворители.
Такие ученые как русские химики Владимир Марковников, Михаил Коновалов, немецкий химик Вюрц внесли большой вклад в изучение углеводородов. Ближе с их работами вы познакомитесь в 10 классе.
IV. Закрепление изученного материала
1. Дайте название веществу:
CH3
|
СН3—СН2—С—СН2—СН2 3-метил-3-этилгексан
| |
C2H5 CH3
2. Какова общая формула предельных углеводородов? Сколько атомов углерода в молекуле пентана? Пента (гр.) – пять
3. Как по-другому называют предельные углеводороды? Почему их называют парафинами? насыщенными?
4. Составьте уравнение горения бутана. 2С4Н10 + 13О2 → 8CO2 + 10H2O
V. Домашнее задание
§32, задание 5 (п)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по органической химии "Амины"
Цели урока:- знать строение предельных алифатических аминов;- уметь объяснять зависимость свойств органических соединений от их строения на примере аминов;- уметь объяснять основные свойства в с...
Методическая разработка урока по дисциплине химия по теме «Углеводороды и кислородосодержащие органические соединения»
Данная разработка содержит урок-викторину по химии по темам: предельные и непредельные углеводороды, кислородосодержащие органические соединения....
Разработка урока "Предмет органической химии"
Урок в 10 клас по теме "Предмет органической химии"...
Методическая разработка урока по органической химии «Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических соединений"
В данной методической разработке представлена поэтапная работа на уроке химии в 10 классе....
разработка урока по органической химии 9 класс
Понятие о предельных углеводородах»1. Познакомить учащихся с понятиями «гомологический ряд», «гомология», «общая формула» на примере а...
Разработка темы: "Арены" органическая химия
В данной методической разработке представлен алгоритм в виде таблицы, по которому можно оформлять любой конспект урока в формате ФГОС....
Обобщающий урок по органической химии 10 кл " Кислородосодержащие органические соединения"
Запах цветов,вкус пряностей,запах духов,новогодние зеркальные игрушки, феромоны и многое другое о чем можно узнать на уроке связаны с кислородосодержащими веществами.Исследование качественного состава...