Разработка темы: "Арены" органическая химия
методическая разработка по химии (10 класс)
В данной методической разработке представлен алгоритм в виде таблицы, по которому можно оформлять любой конспект урока в формате ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_temy_areny.docx | 669.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата урока: | 17.01.2018 | Учитель: | Верамей Т.Г. | Класс: | 10 «А» | ||||||||
Тема урока: | Арены. Бензол и гомологи бензола. Физико-химические свойства аренов. | ||||||||||||
Тип урока: | урок изучения нового материала | Форма: | комбинированный урок с применением интерактивных средств обучения | ||||||||||
Цель урока: | дать понятие об аренах, как об одном из гомологических рядов углеводородов; их строении, взаимосвязи строения и свойств. | ||||||||||||
Задачи: | Обучающие: - дать понятие об аренах, как об одном из гомологических рядов углеводородов; - выявить молекулярное, химическое и электронное строение молекул бензола и толуола, дать понятие об ароматической связи и бензольном ядре; - изучить химические свойства аренов. | Развивающие: - развивать понятие о взаимосвязи между строением и свойствами веществ; - развивать умения и навыки работы с фактическим материалом, делать логические выводы при сопоставлении фактов. | 3. Воспитательные: - воспитывать необходимые навыки самостоятельной учебной деятельности; - формировать научное мировоззрение на примере изучения аренов. | ||||||||||
Образовательные ресурсы: | конспект урока, интерактивная доска (с применением интерактивных заданий), видеофильмы | ||||||||||||
Метод обучения: | по степени активности познавательной деятельности учащихся - иллюстративно-объяснительный | ||||||||||||
Основные термины и понятия: | единое π-электронное облако, делокализация связи, ароматическая связь, формулы Кекуле и Полинга, бензольное кольцо, ориентанты I и II рода. | ||||||||||||
Планируемые образовательные результаты: | |||||||||||||
Личностные: | Метапредметые: | Предметные: | |||||||||||
- развитие умений: самостоятельно работать с текстом конспекта; применять схемы и таблицы. - формирование знаний основных принципов и правил отношения к ядовитым веществам. | - понимание проблемы, умение решать вопросы, давать определения понятиям; - умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами объяснения, решения проблем, прогнозирования. | -объяснять зависимость свойств веществ от строения; -называть арены по международной и тривиальной номенклатуре; - различать понятия «изомер» и «гомолог»; - характеризовать свойства аренов. | |||||||||||
Организационная структура урока | |||||||||||||
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |||||||||
I. Организационный момент. | 3 мин. | Вводные слова согласно теме урока. | Готовятся к уроку, используют ранее заготовленный конспект | Коммуникативные УУД: умение слушать и сосредотачиваться на теме урока. | |||||||||
II. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | 5 мин. | Историческая справка об открытии бензола. | Слушают и записывают новые данные. | Коммуникативные УУД: управление поведением (умение слушать и вести конспект). | |||||||||
III. Актуализация знаний 1. Изучение строения бензола и толуола. | 7 мин | Слушает ответы учащихся и задает вопросы по строению бензола и толуола. | Составляют рассказ и отвечают строение бензола и толуола по записям, указанным на доске. Отвечают на поставленные учителем вопросы. Задают вопросы (при необходимости). | Коммуникативные УУД: уметь объяснять свои мысли, вступать в диалог. Регулятивные УУД: организация учащимися своей учебной деятельности посредством знаний и умений. | |||||||||
2. Первичное усвоение новых знаний. | 2 мин | Помогает при работе с интерактивной доской | Освоение навыков написания формул ароматических углеводородов.(решение интерактивного задания). | Познавательные УУД: рефлексия деятельности (сопоставление формул с их записью). | |||||||||
3. Изучение физических свойств | 3мин | Просмотр видеоролика | Просмотр видеоролика | Познавательные УУД: смысловое освоение информации (расширение знаний о растворителях). | |||||||||
4. Изучение гомологов, изомеров, номенклатуры. | 6 мин | Задает вопросы по темам | Отвечают международные названия веществ, демонстрируют знания о гомологах и изомерах. | Познавательные УУД: анализ ранее полученных знаний. | |||||||||
5. Первичное закрепление | 5 мин | Помогает при работе с интерактивной доской | Решают тест. Демонстрируют понимание изученного материала | Регулятивные УУД: коррекция знаний. | |||||||||
6. Изучение химических свойств аренов | 10 мин | Уточняет записи в конспекте и отвечает на вопросы учащихся. Подтверждает материал экспериментами ( просмотр видеороликов). | Задают вопросы. Дописывают уравнения реакций. Анализируют и работают по аналогии. | Регулятивные УУД: коррекция знаний. Познавательные УУД: структурирование знаний | |||||||||
7. Первичное закрепление. Рефлексия. | 3мин | Помогает при работе с интерактивной доской и ответами на вопросы теста. | Решают тест. Демонстрируют понимание изученного материала | Регулятивные УУД: оценка знаний. | |||||||||
IV. Итоги урока. Домашнее задание | 2мин | Задает домашнее задание, подводит итог урока. | Записывают дом. задание. | Личностные УУД: самооценка |
Строение толуола
- R (- СН3) обладая (+I) (положительным индуктивным эффектом) т.е. смещает свою электронную плотность к фенильному радикалу, который обладает (-I) (отрицательным индуктивным эффектом), т.е. смещает электронные плотности к себе от радикала =>
ароматическая связь перераспределяется и концентрируется в о- и
п- положениях. => 2,4,6 атомы углерода приобретают -=> атомы
водорода на них становятся с более значительным +, что
обеспечивает их подвижность => более легкое замещение..
- С6Н5 – фенильный радикал- смещает на себя электронную плотность с метильного радикала , также увеличивая на его атомах водорода + => они становятся более подвижными =>
могут окисляться, в отличие от метана
V. Получение.
1. Дегидрирование алканов (kat= Pt илиCr2O3, t) | С6Н14 + 4Н2 ↑ или С7Н16 ---СН3 + 4Н2↑ |
2. Дегидрирование циклоалканов ( kat= Ni или Cr2O3, t) | _СН3 -СН3 + 3Н2 ↑ или + 3Н2↑ |
3. Чаще для бензола Тримеризация ацетилена ( р. Зелинского) ( kat= С (уголь активированный), t=450-6500С) | 3НС≡ СН
|
4. Для гомологов бензола Алкилирование бензола ( kat= AlCl3 , t ) | а) Реакция Вюрца- Фиттига: /Сl /СН3 + 2Na + Сl-СН3 + 2NaСl б) Реакция Фриделя-Крафтса: /СН3 + Сl - СН3 + НСl
в) + Н2С=СН2 /СН2-СН3
|
VI. Химические свойства.
I. Реакции окисления 1) Р. Горения. (коптящее пламя) | Для бензола: 2С6Н6 + 15O2 → 12CO2 + 6H2O + Q Для гомологов: С7Н8 + 9O2 → 7CO2 + 4H2O + Q |
2) Окисление сильными окислителями (р-р перманганата калия) | Для бензола: С6Н6 – нет реакции. Для гомологов: идет только на радикал- заместитель, образуя всегда только одну кислоту - бензойную. С|Н3 C|OOH + H2O бензойная кислота |
II. Реакции замещения 1) Галогенирование. ( kat= FeBr3 или FeCl3( kat= AlCl3) | Для бензола: С6Н6 + Br2 С6Н5-Br + HBr Для гомологов: р-ции замещения идут легче С|Н3 С|Н3 + 3Br2 Br - -Br ↓ +3HBr изб. | 2,4,6-трибромтолуол Br |
2) Нитрование ( kat= H2SO4(конц.), t ) | Для бензола: NO2 | нитробензол + HONO2 H2O + Для гомологов: С|Н3 С|Н3 +3HONO23H2O+ O2N NO2 | продукт- взрывчатое вещество: 2,4,6-тринитротолуол NO2 (тротил) |
4) Алкилирование ( kat= AlCl3 , t ) | Для бензола: а) Реакция Фриделя-Крафтса: С|Н3 + Сl - СН3 + НСl /СН3 б) + Н2С=СН-СН3 /СН (кумол) \СН3 Для гомологов: С|Н3 С|Н3 + Сl - СН3 r - + HСl замещение идет чаще в одну стадию | в п-положение СН3 |
III. Реакции присоединения ( за счет π-связи) по сравнению с непредельными идут плохо, т.к. ароматическая связь более прочная, чем простая π-связь (нет присоединения воды, НCl и т.д. 1) Галогенирование. (условие - свет) | Cl Для бензола: + 3Сl2 | (1,2,3,4,5,6-гекса- Cl - -- Cl хлорбензол Cl - -Cl или хлоран) | С|Н3 Cl Для гомологов: +Сl2 С6Н5CH2Сl + НСl (замещ.) |
2) Гидрирование ( kat= Ni , t ) | Для бензола: + 3H2 (циклогексан) Для гомологов: С|Н3 С6Н5-СН3 + 3H2 (метилциклогексан) |
Для гомологов: Реакции на радикал
R-(радикал)- предельный | R-(радикал)- непредельный |
1. Окисление р-ром КMnO4 до бензойной кислоты. С6Н5-СН3 С6Н5-СООН +H2O Качественная реакция на (R-)радикал толуола. (С6Н5 -СН3 + 2КMnO4 → С6Н5 -СООК +2MnO2 +КОН) С6Н5- СН2-СН3+4КMnO4 →С6Н5 –СООК+СО2+4MnO2 +3КОН 3С6Н5-СН2 -СН2-СН3 +10 КMnO4 + 2 H2O → 3С6Н5 –СООК+3 СН3 –СООК+ 10MnO2 + 4 КOН | Реакции присоединения, как у алкенов. 1) Галогенирование С6Н5 -СН=СН2 + Br2(вода) → С6Н5 –СН-СН2 | | Br Br |
2. Замещение Галогенирование, как у алканов, только при t или свет С6Н5- СН3 + Сl2 С6Н5-СН2Cl +HCl хлорметилбензол | 2) Гидрирование С6Н5-СН=СН2 + H2 С6Н5 –СН2 –СН3 Винилбензол этилбензол |
3) Гидрогалогенирование С6Н5 -СН=СН2 + HBr→С6Н5-СН-СН2 | | Br Н | |
4) Полимеризация - СН-СН2- n С6Н5-СН=СН2→ [ | ] n полистирол или винилбензол *5) Сополимеризация n С6Н5-СН=СН2 + n СН2=СН -СН=СН2 → → [ - СН-СН2- СН2-СН =СН-СН2- ] n / бутадиенстирольный каучук С6Н5 |
VII. Применение.
Для С6Н6 1) стирол→пластмассы, каучуки , АБС-пластики
2) кумол→фенол, ацетон
3) толуол→взрывчатые вещества (тротил), красители, лекарства, СМС(стиральные порошки), растворитель полимеров
4) хлорбензол→ фенол, анилин
5) нитробензол→ анилин →красители
6) этилбензол → добавка к моторному топливу для повышения октанового числа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по химии в 11 классе по теме «Химические реакции в органической химии».
Разработка урока в 11 классе в свете подготовки к ЕГЭ по химии....
Методическая разработка урока по химии в 7 классе на тему: "Разделение неоднородных смесей".
Урок по химии для обучающихся 7 классов по теме: «Разделение неоднородных смесей» проводится в виде ролевой игры.. На данном уроке закрепляются знания об однородных и неодноро...
Разработка урока по химии "Бинарные соединения. Оксиды"
Класс: 8 Раздел программы: «Соединения химических элементов» Тема урока: «Бинарные соединения. Оксиды» Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний. Оборудование: таблица Д.И. Менделеева, уч...
Методическая разработка урока по химии «Основные понятия химии высокомолекулярных соединений (ВМС)»
Урок изложения нового материала...
Разработка урока по химии в 8 классе « Простые и сложные вещества» МБОУ «Богатищевская СОШ» Разработала: Притуло Т.В. – учитель химии высшей категории
Цель: ознакомление с простыми и сложными веществами – основными формами существования элементов в природе; выполнение заданий на усвоение понятий «простое вещество», «сложное вещество», В...
Презентация и методическая разработка к уроку химии в 8 классе по теме "Соли". Разработана учителем химии МБОУ гимназии № 8 г.Хабаровска Кузьминской Л.Д.
Презентация к уроку "Соли" 8 класс включает 26 слайдов.Слайд 1 - информационный.Слайд 2 - Приветствие. Урок начинается с данного слайда.Слайд 3 - Повторение ранее изученного материала. Даны веще...
Методическая разработка игры по химии "Своя игра" "В мире химии"
Игра "В мире химии" построена по принципу телевизионной игры "Своя игра" для нескольких команд. Она включает разноуровневые вопросы, правильные ответы на которые ...