Рабочая программа Химия 8-9
рабочая программа по химии (8, 9 класс) на тему

Кирикова Ирина Михайловна

Рабочая программа разработа к УМК Химия 8-9 автора Рудзитиса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_hi_8-9.docx63.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«ШКОЛА  ПЕРСПЕКТИВА»

«Рассмотрено»

Председатель МО

______/________/

Протокол № 1   от

«__» июня 2018 г.

«Утверждено»

педагогическим советом ГБОУ Школа Перспектива

Протокол № 1   от         «____» июня 2018 г.

«Согласовано»

Председатель

Управляющего совета

ГБОУ Школа Перспектива

______/А.И.Силиверстов/

Протокол № _____

от «___»  июня  2018г

«Утверждаю»

Директор ГБОУ Школа Перспектива

______/Н.В.Тверская/

Приказ №  ___  от

«___» июня 2018г.

Рабочая программа

Учебный курс:  ХИМИЯ

Параллель:  8, 9 - х классов

Уровень общего образования:  основное общее образование

Количество часов:  136 часов (2 часа в неделю)

ФИО педагога, разработавшего программу:  Кирикова Ирина Михайловна

Ф.И.О  педагогов, реализующих программу: Кирикова Ирина Михайловна

Срок реализации программы:  2 года

Москва, 2018

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В результате изучения химии в 8 - 9 классах ученик должен

знать / понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; критической оценки информации о веществах, используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ХИМИИ

8 класс- 68 ч./2 ч. в неделю

Модуль 1. Первоначальные химические понятия (20 ч)

Химия в системе наук. Связь химии с другими науками. Вещества. Чистые вещества и смеси. Физические и химические явления. Молекулы и атомы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Химические элементы. Относительная атомная масса. Знаки химических элементов. Химические  формулы.  Простые  и  сложные  вещества. Относительная  молекулярная  масса. Вычисления по химическим формулам. Валентность. Составление химических формул  по  валентности. Атомно-молекулярное учение. Закон  сохранения массы  вещества. Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Вычисление по химической формуле вещества: относительной молекулярной массы, отношения масс, массовых долей элементов.

Демонстрации:

  1. Занимательные опыты, различные виды химической посуды, предметы, сделанные из различных веществ, приборы для измерения массы, плотности жидкости ,температуры, твердости.
  2. Однородные и неоднородные смеси, способы их разделения.
  3. Физические и химические явления (растирание сахара в ступке,  кипение воды, горение свечи, изменение цвета и выпадение осадка при взаимодействии различных веществ).
  4. Соединения железа с серой; шаростержневые модели молекул различных веществ.
  5. Опыт, иллюстрирующий закон сохранения массы вещества.
  6. Разложение малахита при нагревании, горение серы в кислороде и другие типы химических реакций

Лабораторные работы:

  1. Рассмотрение  веществ с различными физическими свойствами.  
  2. Разделение смесей.
  3. Примеры химических и физических  явлений.
  4. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ, минералов и горных пород, металлов и неметаллов.

Практическая работа №1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории».

Практическая работа №2 «Очистка загрязненной  поваренной  соли».

Контрольная работа №1 по теме "Первоначальные химические понятия"

Модуль 2. Кислород. Горение (5ч)

Кислород как химический элемент и простое вещество. Физические свойства кислорода. Получение и применение  кислорода. Окисление. Оксиды. Понятие о катализаторе. Воздух и его состав. Горение веществ в воздухе. Условия возникновения и прекращения горения, меры по предупреждению пожаров. Топливо и способы его сжигания. Тепловой  эффект  химической  реакции. Закон сохранения массы и энергии. Охрана воздуха от загрязнений. Расчеты по химическим уравнениям.

Демонстрации:

  1. Ознакомление с физическими свойствами кислорода.
  2. Сжигание в кислороде угля, серы, фосфора, железа.
  3. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора.
  4. Получение кислорода из перманганата калия при разложении.
  5. Опыты, выясняющие условия горения.
  6. Ознакомление с различными видами топлива (Коллекция «Топливо»).

Практическая работа№3 «Получение и свойства кислорода».

Тема 3. Водород (3 ч)

Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород -восстановитель. Получение, применение.

Демонстрации:

  1. Получение водорода в аппарате Киппа.
  2. Проверка водорода на чистоту.
  3. Горение водорода.
  4. Собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.

Практическая работа №4 «Получение водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода с оксидом меди(II)».

Модуль 4. Вода Растворы. (7 ч)

Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.

Демонстрации:

  1. Взаимодействие воды с металлами (натрием, кальцием).
  2. Взаимодействие воды с оксидами кальция, фосфора. Определение полученных растворов индикаторами.

Практическая работа №5 «Приготовление  раствора  с заданной массовой  долей растворенного вещества».

Контрольная работа №2 по темам "Кислород", "Водород", "Вода. Растворы"

Модуль 5. Количественные отношения в химии (5ч)

Количество  вещества. Молярная  масса. Число Авогадро. Вычисление молярной массы вещества по формуле, вычисление массы и количества вещества.  Молярный объем газов. Закон Авогадро.

Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей.

Модуль 6. Важнейшие классы неорганических соединений (11 ч)

     Состав и строение оксидов, кислот, оснований, солей. Классификация, физические и химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей. Способы получения и области применения оксидов, кислот, оснований, солей. Генетическая связь между оксидами, основаниями, кислотами и солями.

 Демонстрации:

  1. Некоторые химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей.
  2. Плакат «Связь между классами неорганических веществ».

Лабораторные работы:

5. Взаимодействие углекислого газа с известковой водой.

6. Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.

7. Растворение железа и цинка в соляной кислоте.

8. Вытеснение одного металла другим из раствора соли.

Практическая работа №6 «Решение экспериментальных  задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений».

Контрольная работа №3 по теме "Важнейшие классы неорганических соединений"

Модуль 7 . Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома (7 ч)

     Классификация химических элементов. Химические элементы, оксиды и гидроксид которых проявляет амфотерные свойства. Естественные семейства химических элементов: щелочные металлы, галогены, инертные газы. Периодический закон Д.И.Менделеева. Порядковый номер элемента. Состав атомных ядер. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов. Периодическая система химических элементов. Большие и малые периоды. Группы и подгруппы. Характеристика химических элементов главных подгрупп на основании положения в Периодической системе и строения атомов. Значение периодического закона.  Жизнь и  деятельность  Д.И. Менделеева.

Демонстрации:

  1. Взаимодействие натрия с водой; показ образцов щелочных металлов и галогенов.
  2. Плакат «Элементы и их свойства».
  3. Плакат «Строение атома».
  4. Плакат «Электронные оболочки атомов».

Лабораторная  работа

Получение амфотерного гидроксида и доказательство его амфотерности.

Модуль 8. Строение вещества. Химическая связь (7 ч)

     Понятие о химической связи и причинах её образования. Электроотрицательность. Ковалентная полярная и неполярная связи. Ионная связь. Кристаллические решетки. Степень окисления. Процессы окисления, восстановления. Окислительно-восстановительные реакции. Решение задач различных типов, расчёты по уравнениям химических реакций.

Демонстрации: Модели пространственных решеток поваренной соли, графита, твердого оксида углерода (IV).

Контрольная работа №4 по темам "Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома", "Строение вещества"

Модуль 9. Повторение основных вопросов курса химии 8 класса (3ч)

9 класс- 68 ч./2 ч. в неделю

Модуль 1.Повторение (2ч)

Тема 1: Повторение основных вопросов курса 8 класса (2 ч)

Периодический закон и ПСХЭ Д.И.Менделеева. Закономерности  изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах. Основные классы неорганических соединений. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических соединений: оксиды кислотные, основные, амфотерные. Кислоты. Основания. Соли. Химические свойства основных классов неорганических соединений.

Входная контрольная работа.

Модуль 2. Многообразие химических реакций (15ч)

Тема 2. Классификация химических реакций (3ч)

Окислительно-восстановительные реакции. Процессы окисления и восстановления.  Окислитель, восстановитель. Примеры окислителей и восстановителей. Значение ОВР в природе и жизни человека. Расстановка коэффициентов методом электронного баланса.

Тема 3. Химическая кинетика (3ч)

Тепловые эффекты химических реакций. Термохимические уравнения реакций. Вычисления по ТХУР.

Скорость химических реакций. Понятия кинетика, катализатор, ингибитор. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.

Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие, условия смещения химического равновесия.

Практическая работа №1. Изучение  влияния условий проведения реакций на её скорость.

Тема 2. Химические реакции в водных растворах (9 ч)

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Гидролиз солей.

Демонстрации. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.

Лабораторные опыты. Реакции обмена между растворами электролитов.

Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, оснований и солей как электролитов».

Контрольная работа №1 по темам "Классификация химических реакций. Химическая кинетика. Химические реакции в водных растворах"

Модуль 3. Неметаллы (30ч)

Тема 5. Галогены (5ч)

Характеристика галогенов. Хлор. Хлороводород: получение и свойства. Соляная кислота.

Практическая работа №3. Получение соляной кислоты и изучение её свойств.

Тема 6. Кислород и сера (8ч)

Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода — озон.

Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Оксид серы(IV). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли. Оксид серы(VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

Демонстрации. Аллотропия кислорода и серы. Знакомство с образцами природных сульфидов, сульфатов.

Лабораторные опыты. Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе.                                      

Практическая работа №4. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера».

Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по массе исходного вещества, объему  или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

Тема 7. Азот и фосфор (9 ч)

Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение, применение. Соли аммония. Оксиды азота(II) и (IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.

Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота и ее соли.

Минеральные удобрения.

Демонстрации. Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов.

Лабораторные опыты. Взаимодействие солей аммония со щелочами. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.

Практические работы №5. Получение аммиака и изучение его свойств.

Тема 8. Углерод и кремний (8 ч)

Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе.

Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.

Демонстрации:   решетки алмаза и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с различными видами топлива.

Лабораторные опыты: Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат- и силикат-ионы.

Практическая работа №6. Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

Контрольная работа №2 по теме "Неметаллы"

Модуль 4. Металлы (13ч)

Тема 9. Общая характеристика металлов (3ч)

Положение металлов в периодической системе химических элементов   Д. И. Менделеева.  Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.

Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды.

Тема 10. Щелочные и щелочно-земельные металлы (6ч)

Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединений.

Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.

Тема 11. Алюминий (2ч)

Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Тема 12. Железо (2ч)

Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III).

Тема 13. Повторение темы "Металлы". Контроль усвоения материала

Демонстрации: Знакомство с образцами важнейших солей натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.

Лабораторные опыты. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа(II) и (III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами.

Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».

Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

Контрольная работа № 3 по теме "Металлы"

Модуль 5. Краткий обзор важнейших органических веществ (8ч)

Тема 14. Органическая химия, органические вещества (1ч)

Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.

Тема 15. Углеводороды (2ч)

Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.

Непредельные углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение. Ацетилен. Диеновые углеводороды.

Понятие о циклических углеводородах (циклоалканы, бензол).

Тема 16. Производные углеводородов (5ч)

Одноатомные спирты: метанол, этанол. Многоатомные спирты: этиленгликоль, глицерин.  Карбоновые кислоты: муравьиная, уксусная. Сложные эфиры. Жиры. Углеводы: глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза. Аминокислоты. Белки. Роль белков в организме.

Понятие о ВМС. Полимеры: мономер, полимер, структурное звено, полимеризация. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид.

Демонстрации. Модели молекул органических соединений.


УЧЕБНО  - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

8 класс

п/п

Модуль

Коли-

чество часов

В том числе

Практи-ческих работ

Контроль-ных работ

1

Первоначальные химические понятия

20

2

1

2

Кислород

5

1

-

3

Водород

3

1

-

4

Вода. Растворы

7

1

1

5.

Количественные отношения в химии

5

-

-

5

Важнейшие классы неорганических веществ

11

1

1

6

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома

7

-

-

7

Строение вещества. Химическая связь

7

-

1

8

Повторение

3

-

-

ИТОГО

68

6

5

9 класс

п/п

Модуль

Всего часов

В том числе

практических работ

контрольных работ

1

Повторение

2

-

1

2

Многообразие химических реакций

15

2

1

3

Неметаллы

30

4

1

4

Металлы

13

1

1

5

Краткий обзор важнейших органических веществ

8

-

-

Итого

68

7

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Химия 8 класс

Рабочая программа «Химия» 8 класс предназначена для работы по учебнику О.С.Габриеляна. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией– 5-е изд. – М.: Дрофа,2009., она составляется н...

рабочая программа химия 8 - 9 классы По учебнику Габриэляна О.С.

Рабочая программа содержит тематическое планирование, контрольные работы к учебнику Габриэляна 8, 9 классов...

Рабочая программа "Химия и военное дело"

В связи с особенностью образовательного учреждения, в кадетском корпусе особое значение приобретает военно-патриотическая направленность в преподавании дисциплин.Задачи образовательного и воспитательн...

Рабочая программа "Химия" 9 класс

Рабочая программа "Химия" 9 класс по УМК Габриелян О.С. , базовый уровень включает титульный лист, пояснительную записку, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа: химия, 8 класс.

Рабочая программа составлена на основании Примерной программыосновного общего обра­зования по химии, а также программы курса химии дляучащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений (автор О...

Рабочая программа химия 11 класс по программе О.С. Габриеляна

Рабочая программа педагога по химии для 11 класса по учебнику О.С. Габриеляна рассчитана на 1, 5 часа в неделю. В программе отражена подготовка к ЕГЭ согласно спецификации и кодификатору 2012 года по ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ХИМИИ 9 класс. УМК О.С. Габриелян. 68 часов

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; цели изучения курса; пояснение к изменениям в авторской программе; годовой календарный график текущего контроля; тематическое планирование; п...