Рабочая программа Химия 10-11
рабочая программа по химии (10, 11 класс) на тему
Рабочая программа Химия 10-11 к УМК Габриелян (профильный уровень обчения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_hi_10-11_profil.doc | 528.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«ШКОЛА ПЕРСПЕКТИВА»
«Рассмотрено» Председатель МО ______/________/ Протокол № 1 от «__» июня 2018 г. | «Утверждено» педагогическим советом ГБОУ Школа Перспектива Протокол № 1 от «____» июня 2018 г. | «Согласовано» Председатель Управляющего совета ГБОУ Школа Перспектива ______/А.И.Силиверстов/ Протокол № _____ от «___» июня 2018г | «Утверждаю» Директор ГБОУ Школа Перспектива ______/Н.В.Тверская/ Приказ № ___ от «___» июня 2018г. |
Рабочая программа
Учебный курс: ХИМИЯ (углубленный уровень)
Параллель: 10, 11 - х классов
Уровень общего образования: среднее (полное) образование
Количество часов: 204 часа (3 часа в неделю)
ФИО педагога, разработавшего программу: Кирикова Ирина Михайловна
Ф.И.О педагогов, реализующих программу: Кирикова Ирина Михайловна
Срок реализации программы: 2 года
Москва, 2017
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Химия» соответствует государственному образовательному стандарту и полностью реализует федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного среднего образования по химии в 10-11 классах.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются: авторская программа О.С. Габриелян Химия 10-11 классы для общеобразовательных учреждений, - М.: Дрофа, 2011. - 78 с.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на профильном уровне. Она включает все темы, предусмотренные Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и авторской программой учебного курса. Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебники Габриелян О. С.. Химия 10 класс. Профильный уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2007-2012гг. 315с., Габриелян О.С.. Химия 11 класс. Профильный уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2007-2012гг. 315с. и методическое пособие для учителя Габриелян О. С.. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2011. - 78 с.
Структура рабочей программы по химии на профильном уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения обучающихся, а также на решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
Программа по химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений является логическим продолжением курса химии для основной школы. Поэтому она разработана с опорой на курс химии 8-9 классов. Результатом этого явилось то, что некоторые, преимущественно теоретические темы курса химии основной школы, рассматриваются снова, но уже на более высоком, расширенном и углубленном уровне, с целью формирования целостной химической картины мира и для обеспечения преемственности между основной и старшей ступенями обучения в общеобразовательных учреждениях.
В 10 классе изучаются органические вещества с учетом знаний, полученных учащимися в основной школе. Поэтому ее изучение начинается с повторения важнейших понятий химии, рассмотренных в основной школе.
После повторения важнейших понятий рассматривается строение и классификация органических соединений, теоретическую основу которой составляет современная теория химического строения с некоторыми элементами электронной теории и стереохимии. Логическим продолжением ведущей идеи о взаимосвязи (состав — строение — свойства) веществ является тема «Химические реакции в органической химии», которая знакомит учащихся с классификацией реакций в органической химии и дает представление о некоторых механизмах их протекания.
Полученные в первых темах теоретические знания учащихся затем закрепляются и развиваются на богатом фактическом материале химии классов органических соединений, которые рассматриваются в порядке усложнения от более простых (углеводородов) до наиболее сложных (биополимеров). Такое построение курса позволяет усилить дедуктивный подход к изучению органической химии.
Курс общей химии изучается в 11 классе и ставит своей задачей интеграцию знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса — единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними. Такое построение курса общей химии позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познаваемости единого мира веществ, причин его красочного многообразия, всеобщей связи явлений.
В свою очередь, это дает возможность учащимся не только лучше усвоить химическое содержание, но и понять роль и место химии в системе наук о природе. Такое построение курса позволяет в полной мере использовать в обучении операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
Изучение химии на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
•освоение знаний о химической составляющей естественно - научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
• овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
•развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
•воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
•применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Ведущими задачами предлагаемого курса являются:
- Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
- Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
- Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
- Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактического материала химии элементов;
- Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;
- Законы природы объективны и познаваемы, знание законов дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды о загрязнений.
- Наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
- Развитие химической науки и химизации народного хозяйства служат интересам человека, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.
Внесение изменений в авторскую программу О.С. Габриеляна заключаются в следующем: мною внесены изменения в количество часов по основным темам, разделам при этом не нарушен минимум часов определяемый примерной программой по предмету.
На изучение химии в 10 классе на профильном уровне отводится 3 часа в неделю. Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа - 102 часа, их них плановых контрольных работ – 4, практических работ - 8.
Виды и формы контроля
Для контроля уровня достижений обучающихся используются такие виды контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый. Формы контроля: выборочный контроль, фронтальный опрос, задание со свободным ответом по выбору учителя, задание по рисунку, ответы на вопросы в учебнике, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания.
Контроль уровня знаний обучающихся предусматривает проведение практических, самостоятельных и контрольных работ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ КУРСА ХИМИИ 10-11 КЛАССА (УГЛУБЛЕННОГО УРОВНЯ)
Деятельность учителя в обучении химии в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
- в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
- в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной и профессиональной траектории;
- в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по химии являются:
- использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применении основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
- использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
- использование различных источников для получения химической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
В области предметных результатов изучение химии предоставляет ученику возможность на ступени среднего общего образования научиться:
ученик получит возможность (на углубленном уровне)
- в познавательной сфере —
а) давать определения изученным понятиям;
- описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
в) объяснять строение и свойства изученных классов неорганических и органических соединений;
г) классифицировать изученные объекты и явления;
д) наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе ив быту;
е) исследовать свойства неорганических и органических веществ, определять их принадлежность к основным классам соединений;
ж) обобщать знания и делать обоснованные выводы о закономерностях изменения свойств веществ;
з) структурировать учебную информацию;
и) интерпретировать информацию, полученную из других источников, оценивать ее научную достоверность;
к) объяснять закономерности протекания химических реакций, прогнозировать возможность их протекания на основе знаний о строении вещества и законов термодинамики;
л) объяснять строение атомов элементов I—IV периода с использованием электронных конфигураций атомов;
м) моделировать строение простейших молекул неорганических и органических веществ, кристаллов;
н) проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
о) характеризовать изученные теории;
п) самостоятельно добывать новое для себя химическое знание, используя для этого доступные источники информации;
- в ценностно-ориентационной сфере — прогнозировать, анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
- в трудовой сфере — самостоятельно планировать и проводить химический эксперимент, соблюдая правила безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием;
- в сфере физической культуры — оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10 КЛАСС
Тема | Коли- чество часов | В том числе | |
Практи-ческие работы | Контроль-ные работы | ||
Модуль 1. Теоретические основы органической химии | 17 | - | 1 |
Тема 1. Введение | 5 | - | - |
Тема 2. Строение и классификация органических веществ | 5 | - | - |
Тема 3. Химические реакции в органической химии | 7 | - | 1 |
Модуль 2. Углеводороды | 28 | 2 | 1 |
Тема 5. Природные источники углеводородов | 1 | - | - |
Тема 6. Алканы | 5 | 1 | - |
Тема 7. Алкены | 5 | 1 | - |
Тема 8. Алкины | 3 | - | - |
Тема 9. Алкадиены | 5 | - | - |
Тема 10. Циклоалканы | 1 | - | - |
Тема 11. Арены | 8 | - | 1 |
Модуль 3. Кислородсодержащие органические соединения | 29 | 3 | 1 |
Тема 11. Спирты и фенолы | 6 | 1 | - |
Тема 12. Альдегиды и кетоны | 4 | - | - |
Тема 13. Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры. | 13 | 1 | 1 |
Тема 14. Углеводы | 6 | 1 | - |
Модуль 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в природе | 7 | 1 | 1 |
Тема 15. Амины. Аминокислоты. Белки | 7 | 1 | - |
Модуль 5. Гетероциклические соединения и нуклеиновые кислоты | 5 | - | 1 |
Тема 16. Гетероциклические соединения и нуклеиновые кислоты | 5 | - | 1 |
Модуль 6. Биологические активные органические соединения | 8 | 2 | - |
Тема 17. Витамины. Ферменты. Гормоны | 8 | 2 | - |
Повторение основных вопросов курса «Органическая химия» | 8 | - | - |
Всего: | 102 | 8 | 4 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
11 КЛАСС
Тема | Количество часов | В том числе | |
Практи- ческие работы | Контроль- ные работы | ||
Модуль 1. Строение атома | 9 | - | 1 |
Тема 1. Строение атома | 5 | - | 1 |
Тема 2. Периодический закон | 4 | - | - |
Модуль 2. Строение вещества. Дисперсные системы | 15 | - | 1 |
Тема 3. Химическая связь | 5 | - | - |
Тема 4. Строение веществ | 4 | - | - |
Тема 5. Полимеры | 2 | - | - |
Тема 6. Растворы. Дисперсные системы | 4 | - | 1 |
Модуль 3. Химические реакции | 22 | 2 | 1 |
Тема 7. Химические реакции | 4 | - | - |
Тема 8. Химическая кинетика | 9 | 1 | - |
Тема 9. Электролитическая диссоциация | 9 | 1 | 1 |
Модуль 4. Вещества и их свойства | 45 | 5 | 2 |
Тема 10. Классификация неорганических и органических веществ. Комплексные соединения | 3 | ||
Тема 11. Металлы | 16 | ||
Тема 12. Неметаллы | 14 | 1 | |
Тема 13. Классы неорганических и органических соединений | 5 | ||
Тема 14. Химический практикум | 5 | 5 | |
Тема 15. Повторение и обобщение. Контроль знаний | 2 | 1 | |
Модуль 5. Химия и общество | 9 | - | - |
Тема 16. Роль химии в жизни человека | 9 | - | - |
Модуль 6. Подготовка к итоговой аттестации | 2 | - | - |
Тема 17. Решение задач | 2 | - | - |
Всего: | 102 | 7 | 5 |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
10 КЛАСС (углубленный уровень)-102 ч/3ч в нед.
Введение.(5 часов)
Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук в жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии.
Основные положения теории строения А.М. Бутлерова. Предпосылки создания теории. Представление о теории типов и радикалов. Работы А. Кекуле. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере бутана и изобутана.
Электронное облако и орбиталь, их формы: s и p. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбуждённом состояниях. Ковалентная химическая связь, ее полярность и кратность. Водородная связь. Сравнение обменного и донорно-акцепторного механизмов образования ковалентной связи.
Валентные состояния атома углерода. Виды гибридизации: sp3-гибридизация (на примере молекулы метана), sp2-гибридизация (на примере молекулы этилена), sp-гибридизация (на примере молекулы ацетилена). Геометрия молекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них.
Тема 1. Строение и классификация органических соединений. (5 часов)
Классификация органических соединений по строению углеродного скелета: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены), карбоциклические, (циклоалканы и арены) и гетероциклические соединения. Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры. Углеводы. Азотосодержащие соединения: нитросоединения, амины, аминокислоты.
Номенклатура тривиальная и ИЮПАК. Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК.
Виды изомерии в органической химии: структурная и пространственная. Разновидности структурной изомерии: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия. Разновидности пространственной изомерии. Геометрическая (цис-, транс-) изомерия на примере алкенов и циклоалканов. Оптическая изомерия на примере аминокислот.
Решение задач на вывод формул органических соединений.
Демонстрации. Шаростержневые модели органических соединений различных классов. Модели изомеров разных видов изомерии.
Лабораторный опыт. Изготовление моделей веществ-представителей различных классов органических соединений
Тема 2. Химические реакции в органической химии. (7 часов)
Типы химических реакций в органической химии. Понятие о реакциях замещения: галогенирование алканов и аренов, щелочной гидролиз галогеналканов. Понятие о реакциях присоединения: гидратация, гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование. Реакции полимеризации и поликонденсации. Понятие о реакциях отщепления (элиминирования): дегидрирование алканов, дегидратация спиртов, дегидрохлорирование на примере галогеналканов. Понятие о крекинге алканов и деполимеризация полимеров. Реакция изомеризации.
Гомолитический и гетеролитческий разрыв ковалентной химической связи; образование ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму. Понятие о нуклеофиле и электрофиле.
Демонстрации. Плавление, обугливание и горение органических веществ. Обесцвечивание этиленом и ацетиленом бромной воды и раствора перманганата калия. Взаимодействие спиртов с натрием и кислотами. Деполимеризация полиэтилена.
Тема 3. Углеводороды. (29 часов)
Понятие об углеводородах. Природные источники углеводородов. Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля.
Алканы. Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия и номенклатура алканов. Физические и химические свойства алканов: реакции замещения, горение алканов в различных условиях, термическое разложение алканов, изомеризация алканов. Применение алканов. Механизм реакции радикального замещения, его стадии. Практическое использование знаний о механизме (свободнорадикальном) реакции в правилах техники безопасности в быту и на производстве. Промышленные способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти.
Алкены. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура и физические свойства алкенов. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов, спиртов. Реакции присоединения (гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование, гидратация). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств
Решение расчетных задач на установление химической формулы вещества по массовым долям элементов.
Алкины. Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов. Реакции присоединения: галогенирование, гидрирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова). Димеризация и тримеризация алкинов. Взаимодействие терминальных алкинов с основаниями. Окисление. Применение алкинов.
Диены. Строение молекул, изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические свойства, взаимное расположение пи-связей в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряженное, изолированное. Особенности строения сопряженных алкадиенов, их получение.
Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы С.В.Лебедева, особенности реакций присоединения к алкадиенам с сопряженными пи-связями.
Циклоалканы. Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Напряжение цикла в С3Н6, С4Н8, С5Н10, конформации С6Н12, изомерия циклоалканов («по скелету», цис-, транс-, межклассовая). Химические свойства циклоалканов: горение, разложение, радикальное замещение, изомеризация. Особые свойства циклопропана и циклобутана.
Арены. Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола, сопряжение пи-связей. Получение аренов. Физические свойства бензола. Реакции электрофильного замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование, алкилирование. Ориентация при электрофильном замещении. Реакции боковых цепей алкилбензолов. Способы получения. Применение бензола и его гомологов.
Решение расчетных задач на вывод формул органических веществ по массовым долям и по продуктам сгорания.
Демонстрации. Горение метана, этилена, этина, бензола. Отношение этих веществ к растворам перманганата калия и бромной воде. Определение качественного состава метана и этилена по продуктам горения. Взрыв смеси метана с воздухом. Получение метана взаимодействием ацетата натрия с натронной известью; ацетилена карбидным способом; этилена - реакцией дегидратации этилового спирт; разложение каучука при нагревании испытание продуктов разложения. Бензол как растворитель. Нитрование бензола.
Лабораторные опыты. 1.Изготовление моделей углеводородов и их галогенпроизводных.2.Ознакомление с продуктами нефти, каменного угля и продуктами их переработки. 3.Обнаружение в керосине непредельных соединений. 4. Ознакомление с образцами каучуков, резины и эбонита.
Практические работы.
№1 Обнаружение углерода и водорода в органических веществах.
№2 Получение этилена и изучение его свойств.
Тема 4. Спирты и фенолы. (6 часов)
Спирты. Состав и классификация спиртов (по характеру углеводородного радикала и по атомности), номенклатура. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Особенности электронного строения молекул спиртов. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксогрупп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов: метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин. Физиологическое действие метанола и этанола. Рассмотрение механизмов химических реакций.
Фенолы. Строение, изомерия, номенклатура фенолов, их физические свойства и получение. Химические свойства фенолов. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола. Многоатомные фенолы.
Демонстрации. Выделение водорода из этилового спирта. Сравнение свойств спиртов в гомологическом ряду (растворимость в воде, горение, взаимодействие с натрием). Взаимодействие глицерина с натрием. Получение сложных эфиров. Качественная реакция на многоатомные спирты. Качественная реакция на фенол с хлоридом железа (III), Растворимость фенола в воде при различной температуре. Вытеснение фенола из Фенолята натрия угольной кислотой.
Лабораторные опыты. 1. Растворение глицерина в воде и реакция его с гидроксидом меди(II). Взаимодействие фенола с бромной водой и с раствором щелочи.
Практическая работа №3 Спирты
Тема 5. Альдегиды и кетоны. (4 часа)
Альдегиды и кетоны. Классификация, строение их молекул, изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (II)). Присоединение синильной кислоты и бисульфита натрия. Качественные реакции на альдегиды. Реакция поликонденсации фенола с формальдегидом. Особенности строения и химических свойств кетонов. Взаимное влияние атомов в молекулах. Галогенирование альдегидов и кетонов по ионному механизму на свету. Качественная реакция на метилкетоны.
Демонстрации. Коллекция альдегидов. Реакция «серебряного зеркала». Окисление бензальдегида на воздухе.
Лабораторные опыты. Качественные реакции на альдегиды (с аммиачными растворами оксида серебра и гидроксидом меди (II)). Окисление спирта в альдегид. Получение и свойства карбоновых кислот.
Тема 6. Карбоновые кислоты, сложные эфиры и жиры. (13 часов)
Карбоновые кислоты. Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот. Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты. Реакция этерификации, условия ее проведения. Одноосновные и многоосновные, непредельные карбоновые кислоты. Отдельные представители кислот.
Сложные эфиры. Строение сложных эфиров, изомерия (межклассовая и «углеродного скелета»). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции: этерификации- гидролиза; факторы влияющие на гидролиз.
Жиры - сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение молекул жиров. Классификация жиров. Омыление жиров, получение мыла. Мыла, объяснение их моющих свойств. Жиры в природе. Биологическая функция жиров. Понятие об СМС. Объяснение моющих свойств мыла и СМС.
Демонстрации. Химические свойства уксусной и муравьиной кислот. Возгонка бензойной кислоты. Свойства непредельной олеиновой кислоты. Получение сложного эфира. Коллекция масел.
Лабораторные опыты. Растворимость жиров. Доказательство непредельного характера жидкого жира. Омыление жиров. Сравнение свойств мыла и СМС.
Практическая работа №4 Карбоновые кислоты.
Тема 7. Углеводы. (6 часов)
Этимология названия класса. Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы. Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества.
Моносахариды. Их классификация. Гексозы и их представители. Глюкоза, ее физические свойства, строение молекулы. Равновесия в растворе глюкозы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди(II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого. Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы на основе ее свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнения строения молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза в природе и ее биологическая роль.
Дисахариды. Строение, общая формула и представители. Сахароза, лактоза, мальтоза, их строение и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов. Промышленное получение сахарозы из природного сырья.
Полисахариды. Общая формула и представители: декстрины и гликоген, крахмал, целлюлоза (сравнительная характеристика). Физические свойства полисахаридов. Химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов на основании их свойств (волокна). Понятие об искусственных волокнах. Взаимодействие целлюлозы с неорганическими и карбоновыми кислотами - образование сложных эфиров.
Демонстрации. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II) без нагревания и при нагревании. Реакция «серебряного зеркала» глюкозы. Гидролиз сахарозы, целлюлозы и крахмала. Коллекция волокон.
Лабораторные опыты. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди(II). Взаимодействие крахмала с йодом. Образцы природных и искусственных волокон.
Практическая работа №5 Углеводы.
Тема 8. Азотосодержащие соединения. (12 часов)
Амины. Определение аминов. Строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические и ароматические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с кислотами и водой. Основность аминов. Гомологический ряд ароматических аминов. Алкилирование и ацилирование аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов; анилина, бензола и нитробензола.
Аминокислоты. Состав и строение молекул аминокислот, изомерии. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями, образование сложных эфиров. Взаимодействие аминокислот с сильными кислотами. Образование внутримолекулярных солей. Реакция поликонденсации аминокислот.
Белки - природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные реакции. Биологические функции белков. Значение белков. Четвертичная структура белков как агрегация белковых и небелковых молекул. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения. Понятие ДНК и РНК. Понятие о нуклеотиде, пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная и третичная структуры ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология.
Демонстрации. Опыты с метиламином: горение, щелочные свойства раствора. Образование солей. Взаимодействие анилина с соляной кислотой и с бромной водой. Окраска ткани анилиновым красителем. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков. Коллекция «Волокна».
Лабораторные опыты. 1.Образцы синтетических волокон. 2. Растворение белков в воде. Коагуляция желатина спиртом. 3.Цветные реакции белков. 4.Обнаружение белка в молоке.
Практическая работая №6 Азотсодержащие органические соединения.
Тема 9. Биологически активные вещества. (8 часов)
Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Профилактика авитаминозов.
Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами. Значение в биологии и применение в промышленности. Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов: селективность и эффективность.
Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляции, жизнедеятельности организмов.
Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств: сульфамиды, антибиотики, аспирин. Безопасные способы применения лекарственных форм.
Практические работы:
№7 Действие ферментов на различные вещества.
№8 Анализ лекарственных препаратов.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
11 КЛАСС (углубленный уровень)-102 ч/3ч в нед.
Тема 1. Строение атома (9 часов)
Атом — сложная частица. Атом — сложная частица. Доказательства сложности строения атома: катодные и рентгеновские лучи, фотоэффект, радиоактивность. Открытие электрона, протона и нейтрона. Модели строения атома (Томсона, Резерфорда, Бора). Макромир и микромир. Квантово-механические представления о строении атома.
Состояние электронов в атоме. Нуклоны: протоны и нейтроны. Нуклиды. Изобары и изотопы. Квантово-механические представления о природе электрона. Понятие об электронной орбитали и электронном облаке. Квантовые числа: главное, орбитальное (побочное), магнитное и спиновое. Правила заполнения энергетических уровней и орбиталей электронами. Принцип минимума энергии, запрет Паули, правило Хунда, правило Клечковского. Электронные конфигурации атомов и ионов. Особенности электронного строения атомов хрома, меди, серебра и др.
Валентные возможности атомов химических элементов. Валентные электроны. Валентные возможности атомов химических элементов, обусловленные различными факторами. Сравнение понятий «валентность» и «степень окисления».
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менелеева и строение атома. Предпосылки открытия Периодического закона. Открытие закона. Первая формулировка Периодического закона. Структура Периодической системы элементов. Современные представления о химическом элементе. Вторая формулировка Периодического закона. Периодическая система и строение атома. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров группы и периода. Периодическое изменение свойств элементов: радиуса атома, электроотрицательности. Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах, в том числе и в больших и сверхбольших. Особенности строения атомов актиноидов и лантаноидов. Третья формулировка Периодического закона. Значение Периодического закона и Периодической системы для развития науки и понимания химической картины мира.
Демонстрации. Фотоэффект. Катодные лучи (электронно-лучевые трубки), модели электронных облаков (орбиталей) различной формы. Различные варианты таблиц периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Образцы простых веществ, оксидов и гидроксидов элементов 3-го периода и демонстрация их свойств.
Контрольная работа №1 по теме «Строение атома»
Тема 2. Строение вещества. Дисперсные системы (15 часов)
Химическая связь. Единея природа химической связи. Понятие о химической связи как процессе взаимодействия атомов с образованием молекул, ионов и радикалов. Виды химической связи. Аморфные и кристаллические вещества. Ионная химическая связь. Дипольный момент связи. Свойства веществ с ионной кристаллической решеткой.
Ковалентная связь. Метод валентных связей в образовании ковалентной связи. Электроотрицательность и разновидности ковалентной связи по этому признаку: полярная и неполярная. Способ перекрывания электронных орбиталей и классификация ковалентных связей по этому признаку: а- и п- связи. Кратность ковалентных связей и их классификация по этому признаку: одинарная, двойная, и т. д. Механизмы образования ковалентной связи: обменный и донорно-акцепторный. Основные свойства ковалентной связи: насыщаемость, направленность, дипольный момент. Полярность связи и полярность молекулы. Кристаллическое строение веществ с этим типом связи, их физические свойства. Металлическая связь и ее особенности. Физические свойства металлов как функция металлической связи и металлической кристаллической решетки. Водородная связь и механизм ее образования. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородные связи. Физические свойства веществ с водородной связью. Биологическая роль водородной связи в организации структур биополимеров. Ван-дер-ваальсово взаимодействие. Ориентационное, индукционное и дисперсионное взаимодействие между молекулами. Условность разделения веществ по типам связи, единая природа химической связи.
Гибридизация орбиталей и геометрия молекул. Теория гибридизации и отталкивания валентных пар. Типы гибридизации электронных орбиталей и геометрия органических и неорганических молекул.
Теория химического строения. Предпосылки создания теории строения химических соединений: работы предшественников А. М. Бутлерова (Ж. Б. Дюма, Ф. Велер, Ш. Ф. Жерар, Ф. А. Кекуле), съезд естествоиспытателей в г.Шпейере. Личностные качества А. М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения органических соединений и современной теории строения. Изомерия в органической и неорганической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических и неорганических веществ. Основные направления развития теории строения органических соединений (зависимость свойств веществ не только от химического, но и от их электронного и пространственного строения). Индукционный и мезомерный эффекты. Стереорегулярность.
Диалектические основы общности двух ведущих теорий химии. Диалектические основы общности периодического закона Д. И. Менделеева и теории строения А. М. Бутлерова в становлении (работы предшественников, накопление фактов, участие в съездах, русский менталитет), предсказании (новые элементы и новые вещества — изомеры) и развитии (три формулировки).
Полимеры органические и неорганические. Полимеры. Основные понятия химии высокомолекулярных соединений: «мономер», «полимер», «макромолекула», «структурное звено», «степень полимеризации», «молекулярная масса». Способы получения полимеров: реакции полимеризации и поликонденсации. Строение полимеров: геометрическая форма макромолекул, кристалличность и аморфность, стереорегулярность. Полимеры органические и неорганические. Каучуки. Пластмассы. Волокна. Биополимеры: белки и нуклеиновые кислоты. Неорганические полимеры атомного строения (аллотропные модификации углерода, кристаллический кремний, селен и теллур цепочечного строения, диоксид кремния и др.) и молекулярного строения (сера пластическая и др.).
Дисперсные системы. Чистые вещества и смеси. Классификация химических веществ по чистоте. Состав смесей. Растворы. Растворимость веществ. Классификация растворов в зависимости от состояния растворенного вещества (молекулярные, молекулярно-ионные, ионные). Типы растворов по содержанию растворенного вещества Концентрация растворов. Понятие «дисперсная система». Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсионной среды и дисперсной фазы, а так же по размеру частиц. Грубодисперсные системы: эмульсии и суспензии. Тонкодисперсные колколлоидные растворы. Синерезис в гелях.
Расчетные задачи. 1. Расчеты по химическим формулам. 2. Расчеты, связанные с понятиями «массовая доля» и «объемная доля» компонентов смеси. 3. Вычисление молярной концентрации растворов.
Демонстрации. Модели кристаллических решеток веществ с различным типом связей. Модели молекул различной геометрии. Модели кристаллических решеток алмаза и графита. Модели молекул изомеров структурной и пространственной изомерии. Модели кристаллических решеток металлов. Модели из воздушных шаров, отражающие пространственное расположение sр3-, sр2-, sр- гибридных орбиталей в молекулах органических и неорганических веществ. Коллекция пластмасс и волокон. Образцы неорганических полимеров: серы пластической, фосфора красного, кварца и др. Модели молекул белков и ДНК. Образцы различных систем с жидкой средой. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.
Лабораторные опыты. 1. Знакомство с коллекциями пищевых, медицинских и биологических гелей и золей. 2. Получение коллоидного раствора хлорида железа (III).
Контрольная работа №2 по теме «Строение вещества. Дисперсные системы».
Тема 3. Химические реакции (22 часа)
Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. Понятие о химической реакции, отличие ее от ядерной реакции. Расщепление ядер, термоядерный синтез, ядерный обмен. Аллотропные и полиморфные превращения веществ. Классификация реакций в неорганической химии по числу и составу реагирующих веществ (разложения, соединения, замещения, обмена). Классификация химических реакций в органической химии (присоединения, замещения, отщепления, изомеризации).
Классификация реакций по тепловому эффекту, по фазовому составу, по участию катализатора. Обратимые и необратимые реакции. Типы реагентов и понятие о механизмах химических реакций (ионном и свободнорадикальном). Окислительно-восстановительные реакции и реакции, идущие без изменения степеней окисления элементов. Межмолекулярные и внутримолекулярные окислительно-восстановительные реакции. Реакции диспропорционирования. Методы составления окислительно-восстановительных реакций: метод электронного баланса и метод полуреакций. Основные понятия химической термодинамики. Первое начало термодинамики. Тепловой эффект химической реакции.
Закон Гесса и следствия из него. Теплота (энтальпия) образования вещества. Термохимические расчеты. Понятие энтропии. Второе начало термодинамики. Свободная энергия Гиббса. Расчеты самопроизвольного протекания химической реакции.
Скорость химических реакций. Предмет химической кинетики. Понятие скорости химической реакции. Кинетическое уравнение реакции и константа скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции (природа реагирующих веществ, концентрация, температура, поверхность соприкосновения веществ). Понятие о катализаторах и катализе. Гомогенный и гетерогенный катализ. Ферменты. Ферментативный катализ и его механизм. Промоторы. Каталитические яды. Ингибиторы. Механизм действия катализаторов.
Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Обратимые химические реакции, изменение энергии Гиббса в обратимом процессе. Химическое равновесие и его динамический характер. Константа химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. Смещение химического равновесия.
Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация, механизм диссоциации веществ с различными видами связи. Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации и ее зависимость от различных факторов. Константа диссоциации.
Произведение растворимости. Ионное произведение воды. Понятие рН. Водородный показатель.
Гидролиз. Гидролиз как обменный процесс. Обратимый и необратимый гидролиз органических и неорганических веществ. Гидролиз солей. Гидролиз органических соединений, как химическая основа обмена веществ. Гидролиз АТФ, как основа энергетического обмена в живых организмах. Гидролиз органических соединений в промышленности (омыление жиров, получение гидролизного спирта и т. д.). Усиление и подавление обратимого гидролиза. Значение гидролиза в промышленности и в быту.
Расчетные задачи. 1. Расчеты по термохимическим уравнениям. 2. Вычисление теплового эффекта реакции по теплоте образования реагирующих веществ и продуктов реакции. 3. Определение рН раствора заданной молярной концентрации. 4. Расчет средней скорости реакции по концентрациям реагирующих веществ. 5. Вычисления с использованием понятия «температурный коэффициент скорости реакции». 6. Нахождение константы равновесия реакции по равновесным концентрациям и определение исходных концентраций веществ.
Демонстрации. Аллотропные превращения серы и фосфора. Реакции, идущие с образованием газа, осадка или воды. Окислительно-восстановительные реакции в неорганической химии (взаимодействие цинка с растворами соляной кислоты и сульфата меди (II)). Окислительновосстановительные реакции в органической химии (окисление альдегида в карбоновую кислоту - реакция «серебряного зеркала» или реакция с гидроксилом меди (I), окисление этанола на медном катализаторе). Изучение зависимости скорости химической реакции от концентрации веществ, температуры (взаимодействие тиосульфата натрия с серной кислотой), поверхности соприкосновения веществ (взаимодействие соляной кислоты с гранулами и порошками алюминия или цинка). Проведение каталитических реакций разложения пероксида водорода, горения сахара, взаимодействия йода и алюминия. Коррозия железа в водной среде с уротропином и без него. Наблюдение смещения химического равновесия в системе:
FеС13 + 3КСNS → Fе(СNS)3 + 3КС1
Сравнение электропроводности растворов электролитов. Смещение равновесия диссоциации слабых кислот. Индикаторы и изменение их окраски в разных средах. Ионные реакции и условия их протекания. Гидролиз карбонатов, сульфатов и силикатов щелочных металлов, нитрата свинца (II) или цинка, хлорида аммония. Сернокислый и ферментативный гидролиз углеводов.
Лабораторные опыты. 3. Разложение пероксида водорода с помощью оксида меди (II) и каталазы 4. Знакомство с коллекцией СМС, содержащих энзимы. 5. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды для органических и неорганических электролитов 6. Различные случаи гидролиза солей. Исследование среды растворов с помощью индикаторной бумаги.
Практическая работа №1. Скорость химических реакций. Химическое равновесие.
Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз».
Контрольная работа №3 по теме «Химические реакции»
Тема 4. Вещества и их свойства (45 часов)
Классификация неорганических веществ. Вещества простые и сложные. Благородные газы. Сравнительная характеристика простых веществ: металлов и неметаллов, относительность этой классификации. Сложные вещества: бинарные соединения (оксиды, галогениды, сульфиды и т. д.), гидроксиды, соли. Понятие о комплексном соединении. Основы координационной теории строения комплексных соединений А. Вернера.
Донорно-акцепторное взаимодействие комплексообразователей и лигандов. Координационное число комплексообразователя. Внутренняя и внешняя сфера комплексов. Диссоциация комплексных соединений. Применение комплексных соединений в химическом анализе и в промышленности, их роль в природе.
Классификация органических веществ. Классификация органических веществ по строению углеродной цепи (ациклические и циклические, насыщенные и ненасыщенные, карбоциклические и гетероциклические, ароматические углеводороды). Углеводороды (алканы, алкены, алкины, циклоалканы, алкадиены, арены, галогенопроизводные углеводородов).
Функциональные группы (гидроксильная, карбонильная, карбоксильная, нитрогруппа, аминогруппа) и классификация веществ по этому признаку. Гетерофункциональные соединения. Гетероциклические соединения.
Металлы. Положение металлов в Периодической системе Д. И. Менделеева. Особенности строения атомов и кристаллов. Полиморфизм. Общие физические свойства металлов. Ферромагнетики, парамагнетики и диамагнетики. Электрохимический ряд напряжений металлов. Стандартный водородный электрод. Стандартные электродные потенциалы. Общие химические свойства металлов: взаимодействие с неметаллами, водой, бинарными соединениями, кислотами, солями. Взаимодействие некоторых металлов с растворами щелочей. Взаимодействие активных металлов с органическими соединениями. Особенности реакций металлов с азотной и концентрированной серной кислотами.
Коррозия металлов. Понятие коррозии. Химическая и электрохимическая коррозия и способы защиты металлов от коррозии.
Общие способы получения металлов. Металлы в природе. Основные способы получения металлов (пирометаллургия, гидрометаллургия, электрометаллургия).
Электролиз, как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов электролитов. Электролиз растворов электролитов с инертными и активными электродами. Использование электролиза в промышленности. Гальванические элементы. Процессы на электродах в гальваническом элементе. Аккумулятор. Топливные элементы.
Металлы главных подгрупп. Щелочные металлы, общая характеристика на основе положения в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Получение, физические и химические свойства, применение щелочных металлов и их соединений. Бериллий, магний, щелочноземельные металлы, их общая характеристика на основе положения в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Получение, физические и химические свойства, применение щелочноземельных металлов и их соединений. Алюминий, строение атома, физические и химические свойства, получение и применение.
Металлы побочных подгрупп. Характеристика металлов побочных подгрупп по их положению в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева и строению атомов.
Медь: физические и химические свойства, получение и применение. Важнейшие соединения меди. Цинк. Физические и химические свойства, получение и применение цинка. Характеристика важнейших соединений (оксида и гидроксида цинка). Хром. Физические и химические свойства, получение и применение хрома. Характеристика важнейших соединений (оксида и гидроксида хрома (III), дихроматов и хроматов щелочных металлов). Особенности восстановления дихроматов в зависимости от среды растворов.
Марганец. Физические и химические свойства, получение и применение марганца. Характеристика важнейших соединений: оксидов, гидроксидов, солей. Особенности восстановления перманганатов в зависимости от среды растворов.
Неметаллы. Положение неметаллов в Периодической системе Д. И. Менделеева. Особенности строения атомов и кристаллов. Аллотропия. Благородные газы. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов. Общая характеристика водородных соединений неметаллов. Общая характеристика оксидов и гидроксидов неметаллов. Галогены. Строение атомов галогенов, их сравнительная характеристика. Свойства простых веществ образованных галогенами. Окислительные свойства галогенов. Галогеноводороды, их свойства, сравнительная характеристика. Хлор и его соединения, нахождение в природе, получение, свойства, применение. Хлороводород и соляная кислота. Хлориды. Кислородные соединения хлора. Халькогены. Нахождение кислорода и серы в природе, получение их в промышленности и лаборатории. Свойства кислорода и серы: аллотропия и физические свойства аллотропных модификаций; окислительные свойства кислорода и серы в реакциях с простыми веществами. Восстановительные свойства серы. Окисление кислородом сложных веществ. Окислительные свойства озона. Применение кислорода и озона. Применение серы. Сероводород, нахождение в природе, получение, строение молекулы и свойства: физические и химические. Сероводородная кислота и сульфиды. Оксид серы (IV), его свойства. Сернистая кислота и ее соли. Серная кислота: промышленное производство, физические и химические свойства (окислительные и обменные). Применение серной кислоты. Соли серной кислоты. Азот. Нахождение в природе, получение. Строение молекулы. Окислительные и восстановительные свойства азота. Применение азота. Аммиак: получение, строение молекулы, свойства (основные, реакции комплексообразования, восстановительные, окислительные, реакции с органическими веществами и с углекислым газом). Соли аммония и их применение. Оксиды азота, их строение и свойства. Азотная кислота: получение, строение молекулы и свойства. Нитраты, их термическое разложение. Распознавание нитратов и их применение. Фосфор. Нахождение в природе, получение. Аллотропия и физические свойства модификаций. Окислительные свойства (реакции с металлами) и восстановительные свойства фосфора (реакции с галогенами, кислородом, концентрированной серной и азотной кислотами). Оксид фосфора (V). Фосфорные кислоты и их соли. Углерод. Нахождение в природе. Аллотропия и физические свойства модификаций (повторение). Химические свойства углерода: восстановительные (взаимодействие с галогенами, кислородом, серой, азотом, водой, оксидом меди (II), концентрированной серной и азотной кислотами) и окислительные (взаимодействие с металлами, водородом, кремнием, бором). Получение, свойства и применение оксидов углерода. Угольная кислота и ее соли. Кремний. Нахождение кремния в природе и его получение. Аллотропия и свойства аллотропных модификаций кремния. Восстановительные (реакции с галогенами, кислородом, растворами щелочей) и окислительные свойства кремния (реакции с металлами). Применение кремния. Оксид кремния, кремниевая кислота и ее соли. Силикатная промышленность.
Кислоты органические и неорганические.
Состав, классификация и номенклатура неорганических и органических кислот. Получение важнейших органических и неорганических кислот. Химические свойства (реакции с металлами, с оксидами металлов, с основаниями, с солями, со спиртами). Окислительно -восстановительные свойства кислот. Особенности свойств серной и азотной кислот, муравьиной и щавелевой кислоты.
Основания органические и неорганические. Состав, классификация, номенклатура неорганических и органических оснований. Основные способы получения гидроксидов металлов (щелочей — реакциями металлов и их оксидов с водой, нерастворимых оснований — реакцией обмена). Получение аммиака и аминов. Химические свойства оснований: щелочей (реакции с кислотами, кислотными оксидами, растворами солей, с простыми веществами, с галоидопроизводными углеводородов, фенолом, жирами); нерастворимых оснований (реакции с кислотами, реакции разложения).
Амфотерные органические и неорганические соединения. Способы получения амфотерных соединений (амфотерных оснований и аминокислот), их химические свойства. Относительность деления соединений на кислоты и основания.
Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. Понятия «генетической связи» и «генетического ряда». Основные признаки генетического ряда. Генетические ряды металлов (на примере кальция и железа) и неметаллов (на примере серы и кремния) и переходного элемента (на примере алюминия). Генетические ряды и генетическая связь в органической химии. Единство мира веществ. Расчетные задачи. 1. Вычисление массы или объема продуктов реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси. 2. Вычисление массы исходного вещества, если известен практический выход и массовая его доля от теоретически возможного. 3. Вычисления по химическим уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. 4. Определение молекулярной формулы вещества по массовым долям элементов. 5. Определение молекулярной формулы газообразного вещества по известной относительной плотности и массовым долям элементов. 6. Нахождение молекулярной формулы вещества по массе (объему) продуктов сгорания. 7. Комбинированные задачи.
Демонстрации. Коллекция «Классификация неорганических веществ». Получение комплексных органических и неорганических соединений. Демонстрация сухих кристаллогидратов. Коллекция «Классификация органических веществ». Модели кристаллических решеток металлов. Коллекция металлов с разными физическими свойствами. Взаимодействие металлов с неметаллами (цинка с серой, алюминия с йодом), с растворами кислот и щелочей. Горение металлов (цинка, железа, магния в кислороде). Взаимодействие азотной и концентрированной серной кислот с медью. Коррозия металлов в различных условиях и методы защиты от нее. Коллекция руд. Восстановление меди из оксида меди (II) углем и водородом. Алюминотермия. Взаимодействия сульфата меди (II) с железом. Составление гальванических элементов. Электролиз раствора сульфата меди (II). Образцы щелочных металлов. Реакция окрашивания пламени солями щелочных металлов. Взаимодействие лития и натрия с водой и этиловым спиртом. Взаимодействие натрия с серой. Образцы металлов ПА группы. Взаимодействие кальция с водой. Горение магния в воде и твердом углекислом газе. Качественные реакции на катионы магния, кальция, бария. Реакции окрашивания пламени солями металлов 11А группы. Использование гидроксида меди (II) в качественных реакциях органических соединений. Переход хромата в дихромат и обратно. Получение и исследование свойств гидроксида хрома (III). Окислительные свойства дихромата калия. Окислительные свойства перманганата калия в реакциях с органическими и неорганическими соединениями. Модели кристаллических решеток иода, алмаза, графита. Взрыв смеси водорода с кислородом (гремучего газа). Горение серы, фосфора и угля в кислороде. Обесцвечивание бромной (иодной) воды этиленом.
Галогены (простые вещества). Окислительные свойства хлорной воды. Получение соляной кислоты и ее свойства. Получение кислорода. Получение оксидов горением простых и сложных веществ. Взаимодействие серы с металлами (алюминием, цинком, железом). Получение сероводорода и сероводородной кислоты, доказательство наличия сульфид-иона в растворе. Свойства серной кислоты. Схема промышленной установки фракционной перегонки воздуха. Получение и разложение хлорида аммония. Получение оксида азота (IV) реакцией взаимодействия меди с концентрированной азотной кислотой. Взаимодействие оксида азота (IV) с водой. Разложение нитрата натрия, горение черного пороха. Горение фосфора, растворение оксида фосфора (V) в воде и исследование полученного раствора индикатором. Коллекция природных соединений углерода. Кристаллические решетки алмаза и графита. Адсорбция оксида азота (IV) активированным углем. Переход карбоната в гидрокарбонат и обратно. Коллекции природных силикатов и продукции силикатной промышленности. Взаимодействие концентрированных азотной и серной кислот, а также разбавленной азотной кислоты с медью. Реакция «серебряного зеркала» для муравьиной кислоты. Взаимодействие аммиака и метиламина с хлороводородом и водой. Взаимодействие раствора гидроксида натрия с амфотерным гидроксидом цинка или алюминия. Осуществление превращений:
Са →СаО →Са(OН)2→Са3(РО4)2;
Р→ Р2О5 →Н3РО4→Са3(РО4)2;
Сu→ СuО →СuSO4→ Сu(OН)2 →СuО →Сu;
С2Н5ОН →С2Н4 → СН3СН2OН →СН3СНО→СН3СOОН
Лабораторные опыты. 7. Ознакомление с образцами представителей разных классов неорганических веществ. 8. Взаимодействие многоатомных спиртов и глюкозы с фелинговой жидкостью. 9. Качественные реакции на ионы Fе2+ и Fе3+. 10. Ознакомление с образцами представителей разных классов органических веществ. 11. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 12. Ознакомление с коллекцией руд. 13. Ознакомление с коллекцией химических источников тока (батарейки, свинцовые аккумуляторы и т. д.). 14. Взаимодействие алюминия с растворами кислот и щелочей. 15. Получение и изучение свойств гидроксида алюминия. 16. Качественные реакции на катионы меди. 17. Разложение гидроксида меди (II). 18. Получение и исследование свойств гидроксида цинка. 19. Качественные реакции на галогенид-ионы. 20. Ознакомление с коллекцией природных соединений серы. 21. Качественные реакции на сульфид-, сульфит- и сульфат-анионы. 22. Качественная реакция на ион аммония. 23. Распознавание нитратов. 24. Качественная реакция на фосфат - анион. 25. Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с соляной кислотой и исследование его свойств. 26. Качественная реакция на карбонат-анион. 27. Получение кремниевой кислоты взаимодействием раствора силиката натрия с сильной кислотой. 28. Растворение кремниевой кислоты в щелочи.
Практическая работа № 3. Получение газов и изучение их свойств.
Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач по органической химии.
Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач по неорганической химии.
Практическая работа № 6. Сравнение свойств неорганических и органических соединений.
Практическая работа №7. Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ.
Контрольная работа №4 по теме «Металлы»
Контрольная работа №5 по теме «Неметаллы»
Тема 5. Химия и общество (9часов)
Химия и производство. Химическая промышленность. Химическая технология. Сырье для химической промышленности. Вода в химической промышленности. Энергия для химического производства. Научные принципы химического производства. Защита окружающей среды и охрана труда при химическом производстве. Производство аммиака и метанола в сравнении. Биотехнология. Нанотехнология.
Химия и сельское хозяйство. Основные направления химизации сельского хозяйства. Удобрения и их классификация. Химическая мелиорация почв. Пестициды и их классификация. Химизация животноводства. Химия и проблемы охраны окружающей среды. Основные факторы химического загрязнения окружающей среды. Охрана атмосферы, водных ресурсов, земельных ресурсов от химического загрязнения.
Химия и повседневная жизнь человека. Лекарства. Моющие и чистящие средства. Химические средства гигиены и косметики. Международная символика по уходу за текстильными изделиями. Маркировка на упаковках пищевых продуктов и информация, которую она символизирует.
Демонстрации. Видеофрагменты по производству аммиака и метанола. Слайды и другие видеоматериалы, иллюстрирующие био- и нанотехнологии. Коллекция «Минеральные удобрения». Коллекция пестицидов. Видеофрагменты по химической мелиорации почв и химизации животноводства. Видеофрагменты и слайды экологической тематики. Домашняя, автомобильная аптечки и аптечка химического кабинета. Коллекция моющих и чистящих средств.
Лабораторные опыты. 29. Ознакомление с образцами средств бытовой химии и лекарственных препаратов, изучение инструкций к ним по правильному и безопасному применению. 30. Изучение международной символики по уходу за текстильными изделиями и маркировки на упаковках пищевых продуктов.
Тема 6. Подготовка к итоговой аттестации (2часа)
Решение вариантов контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по химии.
Календарно-тематический план
Название плана | Химия 10 углубленный уровень | |||||||||
Параллель | 10 | |||||||||
Предмет | Химия | |||||||||
Количество часов 102 Модуль 1. Теоретические основы органической химии | ||||||||||
Тема 1. Введение | ||||||||||
Урок 1. Инструктаж по ТБ. Предмет органической химии | ||||||||||
Урок 2. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова | ||||||||||
Урок 3. Входная контрольная работа | ||||||||||
Урок 4. Электронное строение атома углерода. Валентные состояния атома углерода | ||||||||||
Урок 5. Виды гибридизации и форма молекул | ||||||||||
Тема 2. Строение, классификация и номенклатура органических веществ | ||||||||||
Урок 6. Классификация органических соединений | ||||||||||
Урок 7. Номенклатура органических веществ | ||||||||||
Урок 8. Решение задач и упражнений | ||||||||||
Урок 9. Виды изомерии органических веществ | ||||||||||
Урок 10. Пространственная изомерия | ||||||||||
Тема 3. Химические реакции в органической химии | ||||||||||
Урок 11. Классификация реакций в органической химии | ||||||||||
Урок 12. Типы химических реакций в органической химии | ||||||||||
Урок 13. Ковалентная химическая связь | ||||||||||
Урок 14. Обменный и донорно – акцепторный механизм образования ковалентной связи | ||||||||||
Урок 15. Решение задач на вывод молекулярных формул органических соединений | ||||||||||
Урок 16. Повторение и обобщение тем "Строение, классификация и номенклатура органических веществ. Химические реакции в органической химии" | ||||||||||
Урок 17. Контрольная работа №1 по темам "Строение, классификация и номенклатура органических веществ. Химические реакции в органической химии" | ||||||||||
Молуль 2. Углеводороды | ||||||||||
Тема 4. Природные источники углеводородов | ||||||||||
Урок 18. Анализ контрольной работы. Природные источники углеводородов | ||||||||||
Тема 5. Алканы | ||||||||||
Урок 19. Алканы: состав, строение, изомерия и номенклатура | ||||||||||
Урок 20. Алканы: химические свойства | ||||||||||
Урок 21. Алканы: получение, применение | ||||||||||
Урок 22. Решение задач и упражнений по теме «Аканы» | ||||||||||
Урок 23. ПР№1 Качественное определение углерода и водорода в органических веществах | ||||||||||
Тема 6. Алкены | ||||||||||
Урок 24. Алкены: состав, строение, изомерия, номенклатура. | ||||||||||
Урок 25. Получение, применение алкенов. | ||||||||||
Урок 26. Химические свойства алкенов | ||||||||||
Урок 27. Решение задач и упражнений по теме «Алкены» | ||||||||||
Урок 28. ПР№2 Получение этилена и изучение его свойств | ||||||||||
Тема 7. Алкины | ||||||||||
Урок 29. Алкины: состав, строение, изомерия, номенклатура | ||||||||||
Урок 30. Химические свойства алкинов. | ||||||||||
Урок 31. Решение задач и упражнений по теме: «Алкины» | ||||||||||
Тема 8. Алкадиены | ||||||||||
Урок 32. Алкадиены состав, строение, изомерия, номенклатура | ||||||||||
Урок 33. Химические свойства алкадиенов | ||||||||||
Урок 34. Получение, применение алкадиенов | ||||||||||
Урок 35. Решение задач на вывод формул органических веществ по продуктам сгорания | ||||||||||
Урок 36. Решение задач и упражнений по теме «Непредельные углеводороды» | ||||||||||
Тема 9. Циклоалканы | ||||||||||
Урок 37. Циклоалканы | ||||||||||
Тема 10. Арены | ||||||||||
Урок 38. Бензол состав, строение, изомерия, номенклатура | ||||||||||
Урок 39. Бензол. Химические свойства | ||||||||||
Урок 40. Получение, применение бензола | ||||||||||
Урок 41. Решение задач по теме «Арены» | ||||||||||
Урок 42. Генетическая связь углеводородов | ||||||||||
Урок 43. Систематизация и обобщение знаний по теме «Углеводороды» | ||||||||||
Урок 44. Решение задач и упражнений. | ||||||||||
Урок 45. Контрольная работа №2 по теме: «Углеводороды» | ||||||||||
Модуль 3. Кислородсодержащие органические соединения | ||||||||||
Тема 11. Спирты и фенолы | ||||||||||
Урок 46. Спирты. Состав. | ||||||||||
Урок 47. Спирты. Гомологический ряд. Изомерия. Номенклатура | ||||||||||
Урок 48. Спирты. Химические свойства | ||||||||||
Урок 49. ПР№3 Спирты | ||||||||||
Урок 50. Фенол. Строение. Физические свойства | ||||||||||
Урок 51. Химические свойства фенола. Получение и применение фенола | ||||||||||
Тема 12. Альдегиды и кетоны | ||||||||||
Урок 52. Строение молекул и физические свойства альдегидов и кетонов | ||||||||||
Урок 53. Химические свойства, качественные реакции на альдегиды. | ||||||||||
Урок 54. Получение, применение альдегидов | ||||||||||
Урок 55. Обобщение и систематизация знаний о спиртах, фенолах и карбонильных соединениях | ||||||||||
Тема 13. Карбоновые кислоты, сложные эфиры и жиры | ||||||||||
Урок 56. Карбоновые кислоты: классификация, номенклатура, изомерия | ||||||||||
Урок 57. Химические свойства карбоновых кислот. | ||||||||||
Урок 58. Получение, применение карбоновых кислот | ||||||||||
Урок 59. Решение задач по теме: «Кислородосодержащие соединения» | ||||||||||
Урок 60. ПР№4 Карбоновые кислоты | ||||||||||
Урок 61. Сложные эфиры | ||||||||||
Урок 62. Синтез сложного эфира и расчет его выхода от теоретически возможного | ||||||||||
Урок 63. Жиры | ||||||||||
Урок 64. Химические свойства жиров | ||||||||||
Урок 65. Получение жиров | ||||||||||
Урок 66. Решение задач по теме "Сложные эфиры и жиры" | ||||||||||
Урок 67. Обобщение и систематизация знаний по теме «Кислородосодержащие органические вещества» | ||||||||||
Урок 68. Контрольная работа №3 по теме «Кислородосодержащие органические соединения | ||||||||||
Тема 14. Углеводы | ||||||||||
Урок 69. Понятие об углеводах | ||||||||||
Урок 70. Моносахариды. Глюкоза | ||||||||||
Урок 71. Химические свойства глюкозы | ||||||||||
Урок 72. Полисахариды | ||||||||||
Урок 73. Обобщение сведений об углеводах | ||||||||||
Урок 74. ПР№5 Углеводы | ||||||||||
Модуль 4. Азотосодержащие соединения и их нахождение в живой природе | ||||||||||
Тема 15. Амины. Аминокислоты. Белки | ||||||||||
Урок 75. Амины. Строение | ||||||||||
Урок 76. Амины. Свойства | ||||||||||
Урок 77. Аминокислоты | ||||||||||
Урок 78. Химические свойства аминокислот | ||||||||||
Урок 79. Белки. Структура белков | ||||||||||
Урок 80. Белки. Свойства белков | ||||||||||
Урок 81. ПР№6 Азотсодержащие органические соединения | ||||||||||
Модуль 5. Гетероциклические соединения и нуклеиновые кислоты | ||||||||||
Тема 16. Гетероциклические соединения и нуклеиновые кислоты | ||||||||||
Урок 82. Гетероциклические соединения | ||||||||||
Урок 83. Нуклеиновые кислоты. | ||||||||||
Урок 84. Химические свойства Нуклеиновых кислот | ||||||||||
Урок 85. Обобщение и систематизация знаний по теме «Азотсодержащие органические соединения» | ||||||||||
Урок 86. Контрольная работа №4 по теме: «Азотосодержащие органические соединения» | ||||||||||
Модуль 6. Биологические активные органические соединения | ||||||||||
Тема 17. Витамины. Ферменты. Гормоны | ||||||||||
Урок 87. Витамины | ||||||||||
Урок 88. Витамины | ||||||||||
Урок 89. Ферменты | ||||||||||
Урок 90. Ферменты | ||||||||||
Урок 91. ПР№7 Действие ферментов на различные вещества | ||||||||||
Урок 92. Гормоны | ||||||||||
Урок 93. Лекарства | ||||||||||
Урок 94. ПР№8 Анализ лекарственных препаратов | ||||||||||
Модуль 7. Повторение основных вопросов курса «Органическая химия» | ||||||||||
Тема 18. Повторение основных вопросов курса «Органическая химия» | ||||||||||
Урок 95. Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова | ||||||||||
Урок 96. Углеводороды | ||||||||||
Урок 97. Кислородсодержащие соединения | ||||||||||
Урок 98. Азотсодержащие органические соединения | ||||||||||
Урок 99. Генетическая связь между классами органических соединений | ||||||||||
Урок 100. Генетическая связь между классами органических соединений | ||||||||||
Урок 101. Решение задач на вывод МФ по продуктам горения | ||||||||||
Урок 102. Решение задач на вывод МФ по реакционной способности | ||||||||||
Название плана | Химия 11 углубленный уровень | |
Параллель | 11 | |
Предмет | Химия | |
Количество часов | 102 | |
Модуль 1. Строение атома | ||
Тема 1. Строение атома | ||
Урок 1. Инструктаж по ТБ. Строение атома. Строение атомного ядра. Изотопы. Ядерные реакции | ||
Урок 2. Входная контрольная работа | ||
Урок 3. Состояние электрона в атоме. Квантовые числа | ||
Урок 4. Строение электронных оболочек атомов. Электронные и электронно-графические формулы (конфигурации). | ||
Урок 5. Валентные возможности атомов химических элементов | ||
Тема 2. Периодический закон | ||
Урок 6. Открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона | ||
Урок 7. Периодический закон и строение атома | ||
Урок 8. Зависимость свойств элементов и соединений от их положения в периодической системе. Значение Периодического закона | ||
Урок 9. Контрольная работа №1 по теме «Строение атома» | ||
Модуль 2. Строение вещества. Дисперсные системы | ||
Тема 3. Химическая связь | ||
Урок 10. Химическая связь | ||
Урок 11. Ионная связь | ||
Урок 12. Ковалентная связь | ||
Урок 13. Металлическая связь | ||
Урок 14. Водородная связь. Основные типы межмолекулярного взаимодействия | ||
Тема 4. Строение веществ | ||
Урок 15. Пространственное строение молекул. | ||
Урок 16. Теория строения химических соединений | ||
Урок 17. Основные направления развития теории строения | ||
Урок 18. Семинар «Диалектические основы общности двух ведущих теорий химии» | ||
Тема 5. Полимеры | ||
Урок 19. Полимеры органические | ||
Урок 20. Полимеры неорганические | ||
Тема 6. Растворы. Дисперсные системы | ||
Урок 21. Чистые вещества и смеси. Растворы | ||
Урок 22. Понятие о дисперсных системах, их и классификация и значение | ||
Урок 23. Обобщение и систематизация знаний по теме | ||
Урок 24. Контрольная работа № 2 по теме «Строение вещества. Дисперсные системы и растворы» | ||
Модуль 3. Химические реакции | ||
Тема 7. Химические реакции | ||
Урок 25. Химические реакции. Классификация химических реакций по различным признакам. | ||
Урок 26. Классификация химических реакций по числу и составу реагирующих веществ | ||
Урок 27. Классификация реакций по изменению степеней окисления атомов. ОВР | ||
Урок 28. Составление ОВР. Расстановка коэффициентов в ОВР различными методами | ||
Тема 8. Химическая кинетика | ||
Урок 29. Тепловые эффекты и причины протекания химических реакций | ||
Урок 30. Расчет тепловых эффектов химических реакций | ||
Урок 31. Скорость химической реакции | ||
Урок 32. Факторы, влияющие на скорость химической реакции | ||
Урок 33. Катализ и катализаторы | ||
Урок 34. Реакции обратимы и необратимые. Химическое равновесие | ||
Урок 35. Способы смещения химического равновесия | ||
Урок 36. Решение расчетных задач по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие» | ||
Урок 37. Практическая работа № 1 Скорость химических реакций. Химическое равновесие | ||
Тема 9. Электролитическая диссоциация | ||
Урок 38. Электролитическая диссоциация | ||
Урок 39. Свойства растворов электролитов | ||
Урок 40. Свойства растворов электролитов | ||
Урок 41. Гидролиз | ||
Урок 42. Гидролиз | ||
Урок 43. Гидролиз | ||
Урок 44. Практическая работа № 2 Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз» | ||
Урок 45. Обобщение и систематизация знаний по теме | ||
Урок 46. Контрольная работа № 3 по теме «Химические реакции» | ||
Модуль 4. Вещества и их свойства | ||
Тема 10. Классификация неорганических и органических веществ. Комплексные соединения | ||
Урок 47. Классификация неорганических веществ | ||
Урок 48. Комплексные соединения неорганические и органические | ||
Урок 49. Классификация оранических веществ | ||
Тема 11. Металлы | ||
Урок 50. Общая характеристика металлов и их соединений | ||
Урок 51. Химические свойства металлов | ||
Урок 52. Химические свойства металлов | ||
Урок 53. Коррозия металлов | ||
Урок 54. Общие способы получения металлов | ||
Урок 55. Электролиз | ||
Урок 56. Химические источники тока | ||
Урок 57. Щелочные металлы | ||
Урок 58. Бериллий, магний и щелочноземельные металлы | ||
Урок 59. Алюминий и его соединения | ||
Урок 60. Металлы побочных подгрупп. Медь | ||
Урок 61. Цинк | ||
Урок 62. Хром | ||
Урок 63. Соединения хрома | ||
Урок 64. Марганец | ||
Урок 65. Соединения марганца | ||
Тема 12. Неметаллы | ||
Урок 66. Общая характеристика неметаллов и их соединений | ||
Урок 67. Общие химические свойства неметаллов | ||
Урок 68. Галогены и их соединения | ||
Урок 69. Халькогены — простые вещества | ||
Урок 70. Сера. Соединения серы (II) | ||
Урок 71. Соединения серы (IV) и (VI) | ||
Урок 72. Азот и его соединения | ||
Урок 73. Азотная кислота и ее соли | ||
Урок 74. Фосфор и его соединения | ||
Урок 75. Углерод и его соединения | ||
Урок 76. Соединения углерода | ||
Урок 77. Кремний и его соединения | ||
Урок 78. Обобщение и систематизация знаний по темам «Металлы», "Неметаллы" | ||
Урок 79. Контрольная работа № 4 по темам «Металлы», "Неметаллы" | ||
Тема 13. Классы неорганических и органических соединений | ||
Урок 80. Кислоты органические и неорганические | ||
Урок 81. Основания органические и неорганические | ||
Урок 82. Амфотерные органические и неорганические вещества | ||
Урок 83. Генетическая связь между классами органических соединений | ||
Урок 84. Генетическая связь между классами неорганических соединений | ||
Тема 14. Химический практикум | ||
Урок 85. Практическая работа № 3 Получение газов и изучение их свойств | ||
Урок 86. Практическая работа № 4 Решение экспериментальных задач по органической химии | ||
Урок 87. Практическая работа № 5 Решение экспериментальных задач по неорганической химии | ||
Урок 88. Практическая работа №6 Сравнение свойств неорганических и органических соединений | ||
Урок 89. Практическая работа №7 Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений | ||
Тема 15. Повторение и обобщение. Контроль знаний | ||
Урок 90. Обобщение и систематизация знаний по теме | ||
Урок 91. Контрольная работа № 5 по теме «Вещества и их свойства» | ||
Модуль 5. Химия и общество | ||
Тема 16. Роль химии в жизни человека | ||
Урок 92. Химия и производство | ||
Урок 93. Химия и производство | ||
Урок 94. Химия и сельское хозяйство | ||
Урок 95. Химия и сельское хозяйство | ||
Урок 96. Химия и проблемы охраны окружающей среды | ||
Урок 97. Химия и проблемы охраны окружающей среды | ||
Урок 98. Химия и повседневная жизнь человека | ||
Урок 99. Химия и повседневная жизнь человека | ||
Урок 100. Конференция «Роль химии в моей жизни» | ||
Модуль 6. Подготовка к итоговой аттестации | ||
Тема 17. Решение задач | ||
Урок 101. Решение задач повышенного уровня | ||
Урок 102. Решение задач повышенного уровня | ||
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная литература
- Стандарт среднего (полного) общего образования по химии.
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень).
- О.С. Габриелян. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Дрофа, 2009 - 46с.
- О.С. Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С. Ю. Пономарев, В. И. Теренин. Химия. 10 класс. Профильный уровень. –М.: Дрофа, 2014 - 215с.
- А.М. Радецкий Дидактический материал по химии 10-11: пособие для учащихся– М.: Просвещение, 2012 -80с.
Дополнительная литература
- О. С. Габриелян Химия. 10 класс. Методическое пособие для учителя - М.:Дрофа, 2005 г.
- Н.Л. Глинка. Общая химия. – Ленинград, Химия, 2005г
- А.С. Егоров и др. Репетитор по химии /А.С.Егоров. Ростов – на – Дону: Феникс, 2013.
- Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин. Задачи по химии для школьников и поступающих в вузы. – М., Дрофа, 2013.
- Химия в школе: научно – методический журнал.- М.: Центрхимэкспресс. – 2015 – 2017 гг.
Образовательные интернет-ресурсы
- http://www.himhelp.ru/ (Полный курс химии)
- http://chemi.org.ru/ (Учебник органической химии)
- http://home.uic.tula.ru/~zanchem/ (Занимательная химия)
- http://hemi.wallst.ru/ (Химия. Образовательный сайт для школьников)
- http://school-collection.edu.ru/ (ЕКЦОР)
- http://www.fcior.edu.ru/ (ФСИОР)
Средства обучения
- Химические реактивы и материалы.
- Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы.
- Модели молекул.
- Учебные коллекции.
- Технические средства обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Химия 8 класс
Рабочая программа «Химия» 8 класс предназначена для работы по учебнику О.С.Габриеляна. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией– 5-е изд. – М.: Дрофа,2009., она составляется н...
рабочая программа химия 8 - 9 классы По учебнику Габриэляна О.С.
Рабочая программа содержит тематическое планирование, контрольные работы к учебнику Габриэляна 8, 9 классов...
Рабочая программа "Химия и военное дело"
В связи с особенностью образовательного учреждения, в кадетском корпусе особое значение приобретает военно-патриотическая направленность в преподавании дисциплин.Задачи образовательного и воспитательн...
Рабочая программа "Химия" 9 класс
Рабочая программа "Химия" 9 класс по УМК Габриелян О.С. , базовый уровень включает титульный лист, пояснительную записку, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа: химия, 8 класс.
Рабочая программа составлена на основании Примерной программыосновного общего образования по химии, а также программы курса химии дляучащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений (автор О...
Рабочая программа химия 11 класс по программе О.С. Габриеляна
Рабочая программа педагога по химии для 11 класса по учебнику О.С. Габриеляна рассчитана на 1, 5 часа в неделю. В программе отражена подготовка к ЕГЭ согласно спецификации и кодификатору 2012 года по ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ХИМИИ 9 класс. УМК О.С. Габриелян. 68 часов
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; цели изучения курса; пояснение к изменениям в авторской программе; годовой календарный график текущего контроля; тематическое планирование; п...