Рабочая программа по химии. 11 класс (базовый уровень).
рабочая программа по химии (11 класс)

Дзугаева Светлана Урузмаговна

Рабочая программа по химии. 11 класс (базовый уровень).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_klass_-_baza_fgos.docx68.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Алагира

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Протокол № ______

от «___» _________ 2022 г.

Руководитель МО

_________   Р.Э. Хосаева

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

________ Э.Р. Хайретдинова

«___» __________ 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

___________ Л.Ч. Коченова

«___» __________ 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Химия. 11 класс»

на 2022-2023 учебный год

Уровень обучения: базовый

Учитель химии  Дзугаева Светлана Урузмаговна

г. Алагир, 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г.  № 413 с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.)

- Программа развития и формирования универсальных учебных действий для среднего общего образования;

- Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по химии;

- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2019-2020 учебный год (приказ Минпросвещения РФ от 28 декабря 2018 года №345);

- Рабочая программа к линии УМК О.С. Габриеляна. Химия. Базовый уровень. 10-11 классы. Москва, Дрофа, 2017;

- Учебный план МБОУ СОШ № 2 г. Алагира;

- Положение о рабочей программе МБОУ СОШ № 2 г. Алагира;

- Устав МБОУ СОШ № 2 г. Алагира.

ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

УМК «Химия. Базовый уровень. 11 класс»

  1.  Химия. Базовый уровень. 11 класс. Учебник (автор О.С. Габриелян). 224 с.
  2.  Методическое пособие. Базовый уровень. 11 класс (авторы О.С. Габриелян, С.А. Сладков). 160 с.
  3.  Книга для учителя. Базовый уровень. 11 класс (авторы О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков). 272 с.
  4.  Рабочая тетрадь. Базовый уровень. 11 класс (авторы О.С. Габриелян, С.А. Сладков). 176 с.
  5.  Контрольные и проверочные работы. Базовый уровень. 11 класс (авторы О.С. Габриелян и др.). 224 с.
  6.  Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс (авторы О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.Г. Введенская). 304 с.
  7.  Химический эксперимент в школе. 11 класс (авторы О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов). 208 с.
  8.  Тетрадь для оценки качества знаний по химии. Базовый уровень. 11 класс (авторы О.С. Габриелян, А.В. Купцова). 112 с.
  9.  Химия. Базовый уровень. 11 класс. Электронная форма учебника.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА

  1. http://www.alhimik.ru Представлены следующие рубрики: советы абитуриенту, учителю химии, справочник (очень большая подборка таблиц и справочных материалов), веселая химия, новости, олимпиады, кунсткамера (масса интересных исторических сведений).
  2. http://www.hij.ru Журнал «Химия и жизнь» понятно и занимательно рассказывает обо всем интересном, что происходит в науке и в мире, в котором мы живем.
  3. http://chemistry-chemists.com/index.html Электронный журнал «Химики и химия», в котором представлено множество опытов по химии, занимательной информации, позволяющей увлечь учеников экспериментальной частью предмета.
  4. http://c-books.narod.ru Всевозможная литература по химии.
  5. http://www.drofa-ventana.ru Известное издательство учебной литературы. Новинки научно-популярных и занимательных книг по химии.
  6. http://schoolbase.ru/articles/items/ximiya Всероссийский школьный портал со ссылками на образовательные сайты по химии.
  7. www.periodictable.ru Сборник статей о химических элементах, иллюстрированный экспериментом.

Объекты учебных экскурсий

  1. Музеи: минералогические, краеведческие, художественные, политехнический.
  2. Лаборатории: учебных заведений, агрохимлаборатории, экологические, санэпидемиологические.
  3. Аптеки.
  4. Производственные объекты: химические заводы, водоочистные сооружения и другие местные производства.

Согласно образовательному стандарту главные цели среднего общего образования:

  1. формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;
  2. приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;
  3. подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Большой вклад в достижение этих целей среднего общего образования вносит изучение химии, которое призвано обеспечить:

  • формирование системы химических знаний как компонента не только естественнонаучной картины мира, но и научной картины мира;
  • развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
  • выработку у обучающихся понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;
  • формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.

Целями изучения химии в средней школе являются:

  1. формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности; умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть из связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
  2. формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической, - используя для этого химические знания;
  3. приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности – навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, навыков сотрудничества, навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Общая характеристика учебного курса

Жесткий лимит времени, отведенный на изучение химии на базовом уровне, и соответствие образовательному стандарту определили тщательный отбор содержания курса химии, который позволит:

  • сохранить достаточно целостный и системный курс химии, который формировался на протяжении десятков лет, как в советской, так и в российской школе;
  • освободить курс от излишне теоретизированного и сложного материала, для отработки которого требуется немало времени;
  • максимально сократить ту описательную часть в содержании учебной дисциплины, которая носит сугубо частный характер и уместна, скорее для профильных школ и классов;
  • включить в курс материал, связанный с повседневной жизнью человека, с будущей профессиональной деятельностью выпускника, которая не имеет ярко выраженной связи с химией.

Методологической основой построения учебного содержания химии для средней школы базового уровня явилась идея интегрированного курса, но не естествознания, а химии.

Структура предлагаемого курса решает две проблемы интеграции в обучении химии. Первая – это внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «Химия». Идея такой интеграции диктует следующую очередность изучения разделов химии: вначале изучается органическая химия (10 класс), а затем – химия общая (11 класс). Такое структурирование обусловлено тем, что обобщение содержания предмета позволяет на завершающем этапе сформировать у выпускников средней школы представление о химии как целостной науке, показать единство ее понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической химии.

Вторая – это межпредметная интеграция, позволяющая на базе химии объединить знания по физике, биологии, географии, экологии в единое понимание природы, т.е. сформировать целостную естественнонаучную картину окружающего мира. Это позволит старшеклассникам осознать то, что без знаний по химии восприятие окружающего мира будет неполным и ущербным, а люди, не получившие таких знаний, могут стать неосознанно опасными для этого мира, так как химически неграмотное обращение с веществами, материалами и процессами грозит немалыми бедами.

Кроме этих двух ведущих интегрирующих идей, курс реализует и еще одну – интеграцию химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. Это, в свою очередь, позволяет средствами учебного предмета показать роль химии и в социальной сфере человеческой деятельности, т.е. полностью соответствовать идеям образовательного стандарта.

Особенности содержания обучения химии в средней школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными целями. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в рабочей программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:

  • «Вещество» - знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;
  • «Химическая реакция» - знания об  условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;
  • «Применение веществ» - знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;
  •  «Язык химии» - система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т.е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.

Место предмета в учебном плане.

Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает изучение курса химии в средней школе как составной части предметной области «Естественнонаучные предметы».

В Базисном учебном плане средней школы химия включена в раздел «Содержание, формируемое участниками образовательного процесса».

Эта программа по химии (11 класс) для среднего общего образования на базовом уровне составлена из расчета 1 час в неделю в объеме 35 учебных часов.

Результаты освоения курса.

Деятельность учителя в обучении химии в средней школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

- в ценностно-ориентационной сфере - осознание российской гражданской идентичности, патриотизма, чувства гордости за российскую химическую науку;

- в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории в высшей школе, где химия является профилирующей дисциплиной;

- в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью, готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей  жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- в сфере сбережения здоровья – принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков) на основе знаний о свойствах наркологических и наркотических веществ.  

Метапредметные результаты освоения выпускниками средней школы курса химии:

- использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, наблюдение, измерение, проведение эксперимента, моделирование, исследовательская деятельность) для изучения различных сторон окружающей действительности;

- владение основными интеллектуальными операциями: формулировка гипотезы, анализ и синтез, сравнение и систематизация, выявление причинно-следственных связей и поиск аналогов;

- познание объектов окружающего мира от общего через особенное к единичному;

- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

- использование различных источников для получения химической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата;

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- владение языковыми средствами, в том числе и языком химии, - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, в том числе и символьные (химические знаки, формулы и уравнения).

Предметными результатами изучения химии на базовом уровне на ступени среднего общего образования являются:

1) в познавательной сфере:

- знание (понимание) изученных понятий, законов и теорий;

- умение описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;

- умение классифицировать химические элементы, простые и сложные вещества, в том числе и органические соединения, химические реакции по разным основаниям;

- умение характеризовать изученные классы неорганических и органических соединений, химические реакции;

- готовность проводить химический эксперимент, наблюдать за его протеканием, фиксировать результаты самостоятельного и демонстрируемого эксперимента и делать выводы;

- умение формулировать химические закономерности, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

- поиск источников химической информации, получение необходимой информации, ее анализ, изготовление химического информационного продукта и его презентация;

- владение обязательными справочными материалами: Периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева, таблицей растворимости, электрохимическим рядом напряжений металлов, рядом электроотрицательности – для характеристики строения, состава и свойств атомов химических элементов I-IV периодов и образованных ими простых и сложных веществ;

- установление зависимости свойств и применения важнейших органических соединений от их химического строения, в том числе и обусловленных характером этого строения (предельным или непредельным) и наличием функциональных групп;

- моделирование молекул важнейших неорганических и органических веществ;

- понимание химической картины мира как неотъемлемой части целостной научной картины мира;

2) в ценностно-ориентационной сфере – анализ и оценка последствий для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с производством и переработкой важнейших химических продуктов;

3) в трудовой сфере – проведение химического эксперимента; развитие навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности при выполнении индивидуального проекта по химии;

4) в сфере здорового образа жизни – соблюдение правил безопасного обращения с веществами, материалами и химическими процессами; оказание первой помощи при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ОБЩАЯ ХИМИЯ. 11 класс

Периодический закон и строение атома

О т к р ы т и е   Д.И. М е н д е л е е в ы м   П е р и о д и ч е с к о г о   з а к о н  а. Важнейшие понятия химии: атом, относительная атомная и молекулярная массы. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева.

П е р и о д и ч е с к а я   с и с т е м а   химических   э л е м ен т о в   Д.И. Менделеева. Периодическая система Д.И. Менделеева как графическое отображение Периодического закона. Различные варианты Периодической системы. Периоды и группы. Значение Периодического закона и Периодической системы.

С т р о е н и е   а т о м а.  Атом – сложная частица. Ядро атома: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Орбитали: s- и p-. Распределение электронов по энергетическим уровням и орбиталям. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Валентные возможности атомов химических элементов.  

П е р и о д и ч е с к и й   з а к о н   и   с т р о е н и е   а т о м а.   Современное понятие химического элемента. Современная формулировка Периодического закона. Причина периодичности в изменении свойств химических элементов. Особенности заполнения энергетических уровней в электронных оболочках атомов переходных элементов. Электронные семейства элементов: s- и p-элементы.  

Строение вещества

К о в а л е н т н а я   х и м и ч е с к а я  связь. Понятие о ковалентной связи. Общая электронная пара. Кратность ковалентной связи. Электроотрицательность. Ковалентная полярная и ковалентная неполярная химические связи. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

И о н н а я   х и м и ч е с к а я   с в я з ь. Катионы и анионы. Ионная связь как крайний случай ковалентной полярной связи.

М е т а л л и ч е с к а я   х и м и ч е с к а я   с в я з ь. Общие физические свойства металлов. Славы.

А г р е г а т н ы е   с о с т о я н и я   в е щ е с т в а.   Газы. Закон Авогадро для газов. Молярный объем газообразных веществ (при н.у.). Жидкости.

В о д о р о д н а я   х и м и ч е с к а я   с в я з ь.   Водородная связь как особый случай межмолекулярного взаимодействия. Механизм ее образования и влияние на свойства веществ (на примере воды).  

Т и п ы   к р и с т а л л и ч е с к и х   р е ш е т о к.   Кристаллическая решетка. Ионные, металлические, атомные и молекулярные кристаллические решетки. Аллотропия. Аморфные вещества.

Ч и с т ы е   в е щ е с т в а   и   с м е с и.   Смеси и химические соединения. Гомогенные и гетерогенные смеси. Массовая и объемная доли компонентов в смеси. Массовая доля примесей. Решение задач на массовую долю примесей.

Д и с п е р с н ы е   с и с т е м ы.   Понятие дисперсной системы. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем.  

Электролитическая диссоциация

Р а с т в о р ы. Растворы как гомогенные системы, состоящие из частиц растворителя, растворенного вещества и продуктов их взаимодействия. Массовая доля растворенного вещества. Типы растворов.

Т е о р и я   э л е к т р о л и т и ч е с к о й   д и с с о ц и а ц и и.   Электролиты и неэлектролиты. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Уравнения электролитической диссоциации.

К и с л о т ы   в свете теории электролитической диссоциации. Общие свойства неорганических и органических кислот. Условия течения реакций между электролитами до конца.

О с н о в а н и я   в свете теории электролитической диссоциации, их классификация и общие свойства.

С о л и   в свете теории электролитической диссоциации, их классификация и общие свойства. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики восстановительных свойств металлов.

Г и д р о л и з.   Случаи гидролиза солей. Реакция среды (рН) в растворах гидролизующихся солей.

Химические реакции.

К л а с с и ф и к а ц и я   х и м и ч е с к и х   р е а к ц и й.  Классификация по числу и составу реагирующих веществ и продуктов реакции. Реакции разложения, соединения, замещения и  обмена в неорганической химии.

Т е п л о в о й   э ф ф е к т   х и м и ч е с к и х   р е а к ц и й.  Экзо- и эндотермические реакции. Термохимические уравнения. Расчет количества теплоты по термохимическим уравнениям.

С к о р о с т ь   х и м и ч е с к и х   р е а к ц и й.  Понятие о скорости химических реакций, аналитическое выражение. Зависимость скорости реакции от концентрации, давления, температуры, природы реагирующих веществ, площади их соприкосновения. Закон действующих масс.  

К а т а л и з.   Катализаторы. Катализ. Примеры каталитических процессов в промышленности, технике, быту. Ферменты и их отличия от неорганических катализаторов. Применение катализаторов и ферментов.

Х и м и ч е с к о е   р а в н о в е с и е. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения на примере получения аммиака.  

О к и с л и т е л ь н о – в о с с т а н о в и т е л ь н ы е   п р о ц е с с ы.   Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

О б щ и е   с в о й с т в а   м е т а л л о в.  Химические свойства металлов как восстановителей. Взаимодействие металлов с неметаллами, водой, кислотами и растворами солей. Металлотермия.

К о р р о з и я   м е т а л л о в. Способы защиты металлов от коррозии.

О б щ и е   с в о й с т в а   н е м е т а л л о в.   Химические свойства неметаллов как окислителей. Взаимодействие с металлами, водородом и другими неметаллами. Свойства неметаллов как восстановителей. Взаимодействие с простыми и сложными веществами-окислителями.

Э л е к т р о л и з.   Электролиз растворов и расплавов электролитов на примере хлорида натрия. Электролитическое получение алюминия. Практическое значение электролиза.

З а к л ю ч е н и е.   Перспективы развития химической науки и химического производства. Химия и проблема охраны окружающей среды.

Демонстрации. Различные формы Периодической системы Д.И. Менделеева. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Примеры реакций ионного обмена, идущих с образованием осадка, газа или воды. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, основными и амфотерными оксидами, основаниями (щелочами и нерастворимыми в воде), солями. Взаимодействие азотной кислоты с медью. Обугливание концентрированной серной кислотой сахарозы. Химические свойства щелочей: реакция нейтрализации, взаимодействие с кислотными оксидами, солями. Разложение нерастворимых в воде оснований при нагревании. Химические свойства солей: взаимодействие с металлами, кислотами, щелочами, с другими солями. Гидролиз карбида кальция.  Изучение рН растворов гидролизующихся солей: карбонатов щелочных металлов, хлорида и ацетата аммония. Экзотермические и эндотермические химические реакции. Тепловые явления при растворении серной кислоты и аммиачной селитры. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми кусочками (гранулами) цинка и одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с раствором соляной кислоты. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Разложение пероксида водорода с помощью неорганических катализаторов (FeCl2, KI) и природных объектов, содержащих каталазу (сырое мясо, картофель). Простейшие окислительно-восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с сульфатом меди (II). Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия.

Лабораторные опыты. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств. Ознакомление с дисперсными системами.

Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. Взаимодействие соляной кислоты с цинком, оксидом меди (II), гидроксидом меди (II), карбонатом кальция. Взаимодействие раствора гидроксида натрия с соляной кислотой в присутствии фенолфталеина, с раствором хлорида железа (III), с раствором соли алюминия. Взаимодействие раствора сульфата меди (II) с железом, известковой водой, раствором хлорида кальция. Получение гидрокарбоната кальция взаимодействием известковой воды с оксидом углерода (IV) (выдыхаемый воздух). Испытание индикатором растворов гидролизующихся и негидролизующихся солей. Реакция замещения меди железом в растворе сульфата меди (II). Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью диоксида марганца. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком. Ознакомление с препаратами бытовой химии, содержащих энзимы.

Практическая работа № 1. Получение и распознавание газов.

Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических и органических соединений.

Критерии оценивания знаний учащихся

  1. Оценка устного ответа

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.

Ответ «4»:

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «З»:

- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

  1. Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

  • работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

  • работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

  • работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

  • допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя; работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

  1. Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:

- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:

- в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении или отсутствие ответа на задание.

  1. Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

  • ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

  • ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

  • работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные ошибки.

Отметка «2»:

  • работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок или работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

5. Оценка тестовых работ

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала:

для теста из пяти вопросов

  • нет ошибок – оценка «5»;
  • одна ошибка – оценка «4»;
  • две ошибки – оценка «З»;
  • три ошибки – оценка «2».

для теста из 30 вопросов:

  • 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;
  • 19—24 правильных ответов — оценка «4»;
  • 13—18 правильных ответов — оценка «З»;
  • меньше 12 правильных ответов — оценка «2»

Рекомендуемая отметка за проверочные работы

«5» - 87-100% (высокий уровень)

«4» - 66-86% (оптимальный уровень)

«3» - 42-65% (удовлетворительный уровень)

«2» - 2-41% (неудовлетворительный уровень)

«1» - 0-1% (не выполнено)

Календарно-тематическое планирование

уроков химии в 11 классе (базовый уровень)

№ урока

Учебная неделя (УН)

Дата (план)

Дата (факт)

Тема урока

Основные виды деятельности обучающихся

(на уровне учебных действий)

Тема 1. Периодический закон и строение атома (4 часа)

1

1 УН

Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона.

Характеризовать элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева.

Давать определение видов классификации: естественной и искусственной. Выполнение прямого дедуктивного доказательства. Создание моделей с выделением существенных характеристик объекта и их представлением в пространственно-графической или знаково-символичес-кой форме

2

2 УН

Периодическая система Д.И. Менделеева

Прогнозировать свойства химических элементов и их соединений на основе Периодической системы Д. И. Менделеева. Конструирование периодической таблицы химических элементов с использованием карточек

3

3 УН

Строение атома

Представлять сложное строение атома, состоящего из ядра и электронной оболочки.

4

4 УН

Периодический закон и строение атома

Находить взаимосвязи между положением элемента в Периодической системе Д. И. Менделеева и строением его атома. Составлять электронные и электронно-графические формулы атомов s­, р­ и d­элементов. Представлять развитие научных теорий по спирали на основе трех формулировок Периодического закона. Описывать строение атома и свойства химических элементов и их соединений на основе Периодической системы Д. И. Менделеева

Тема 2. Строение вещества  (11 часов)

5

5 УН

Ковалентная химическая связь

Объяснять инертные свойства благородных газов особенностями строения их атома. Характеризовать ковалентную связь как связь, возникающую за счет образования общих электронных пар. Классифицировать ковалентные связи по разным основаниям. Устанавливать зависимость между типом химической связи, типом кристаллической решетки  и физическими свойствами  веществ

6

6 УН

Ионная химическая связь

Характеризовать ионную связь как связь, возникающую путем отдачи или приема электронов. Классифицировать ионы по разным основаниям. Устанавливать зависимость между типом химической связи, типом кристаллической решетки и физическими свойствами веществ

7

7 УН

Металлы и сплавы. Металлическая химическая связь

Характеризовать металлическую связь как связь между атом-ионами в металлах и сплавах посредством обобществленных валентных электронов. Объяснять единую природу химических связей. Устанавливать зависимость между типом химической связи, типом кристаллической решетки и физическими свойствами веществ

8

8 УН

Агрегатные состояния вещества. Водородная связь

Характеризовать особенности  агрегатного состояния веществ  на основе молекулярно-кинетических представлений. Устанавливать межпредметные связи с физикой на этой основе. Устанавливать межпредметные связи с биологией на основе рассмотрения природы водородной связи и ее роли в организации  живой материи

9

9 УН

Типы кристаллических решеток

Классифицировать твердые вещества на кристаллические и аморфные. Устанавливать зависимость между типом химической связи, типом кристаллической решетки  и физическими свойствами  веществ. Объяснять явление  аллотропии. Иллюстрировать  это явление различными примерами

10

10 УН

Чистые вещества и смеси.

Находить отличия смесей от химии-ческих соединений. Отражать  состав смесей с помощью понятия «доля» массовая и объемная. Производить расчеты с использованием этого поня-тия. Устанавливать зависимость между различиями в физических свойствах компонентов смесей и способами их разделения.

11

11 УН

Решение задач

Решать задачи на нахождение массы (объема) компонента в смеси, массы чистого вещества в образце, массовой доли примесей

12

12 УН

Дисперсные системы

Характеризовать различные типы дисперсных систем на основе агрегат-ного состояния дисперсной фазы и дисперсионной среды. Раскрывать роль различных типов дисперсных систем  в жизни природы и общества

13

13 УН

Практическая работа № 1. Получение, собирание и распознавание газов.

Проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент по получению, собиранию и распознаванию газов

14

14 УН

Повторение и обобщение тем «Строение атома» и «Строение вещества», подготовка к контрольной работе.

Обобщать понятия «s-орбиталь», «p-орбиталь», «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «ионная связь», «водородная связь», «металлическая связь», «ионная крис-таллическая решетка», «атомная крис-таллическая решетка», «молекулярная кристаллическая решетка», «метал-лическая  кристаллическая решетка». Ограничивать понятия «химическая связь», «кристаллическая  решетка». Описывать и характеризовать структуру таблицы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» (короткая форма)

15

15 УН

Контрольная работа

№ 1 по темам «Строение атома» и «Строение вещества».

Проводить рефлексию собственных достижений в познании строения атома и строения вещества. Анализировать результаты контрольной работы и выстраивать  пути достижения желаемого  уровня успешности

Тема 3. Электролитическая диссоциация (7 часов)

16

16 УН

Растворы.

Определять понятия «растворы» и «растворимость». Классифицировать вещества по признаку растворимости. Отражать состав раствора с помощью понятий «массовая доля вещества в растворе».

17

17 УН

Электролиты и неэлектролиты

Определять понятия «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация». Формулировать основные положения  теории электролитической диссо-циации. Характеризовать способность электролита к диссоциации на основе степени электролитической диссо-циации. Записывать уравнения электро-литической диссоциации, в том числе  и ступенчатой. Наблюдать и описывать демонстрационный химический  эксперимент

18

18 УН

Кислоты в свете теории электролитической диссоциации

Характеризовать кислоты в свете теории электролитической диссоциации. Различать общее, особенное и единичное в свойствах азотной, концентрированной серной и муравьиной кислот. Проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент с помощью родного языка и языка химии

19

19 УН

Основания в свете электролитической диссоциации

Характеризовать основания в свете теории электролитической диссоциации. Различать общее, особенное и единичное в свойствах гидроксидов и бескислородных оснований. Проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент с помощью родного языка и языка химии

20

20 УН

Соли в свете электролитической диссоциации

Характеризовать соли в свете теории электролитической диссоциации. Различать общее, особенное и единичное в свойствах  средних и кислых солей. Проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент с помощью родного языка и языка химии

21

21 УН

Гидролиз

Характеризовать гидролиз как обменное взаимодействие веществ с водой. Записывать уравнения реакций гидролиза различных солей. Различать гидролиз по катиону и аниону. Предсказывать реакцию среды водных растворов солей,  образованных сильным основанием и слабой кислотой, слабым  основанием и сильной кислотой. Проводить, наблюдать и описывать химический  эксперимент с помощью родного языка и языка химии

22

22 УН

Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических и органических соединений

Проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент для идентификации неорганических и органических соединений с помощью качественных реакций

Тема 4. Химические реакции (11+2 часов)

23

23 УН

Классификация химических реакций

Классифицировать химические реакции по различным основаниям. Характеризовать тепловой эффект химических реакций и на его основе различать экзо- и эндотермические реакции. Наблюдать и описывать демонстрационный химический  эксперимент

24

24 УН

Скорость химической реакции

Характеризовать скорость химической реакции и факторы зависимости скорости химической  реакции от природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, площади соприкосновения веществ.

Проводить, наблюдать и описывать химический  эксперимент с помощью родного языка и языка химии

25

25 УН

Катализ

Характеризовать катализаторы и катализ как способы управления скоростью химической реакции. На основе межпредметных связей с биоло-гией устанавливать общее, особенное и единичное для ферментов как биоло-гических катализаторов. Раскрывать их роль  в организации жизни на Земле,  а также в пищевой и медицинской про-мышленности. Проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент с помощью родного языка и языка химии

26

26 УН

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие

Характеризовать состояния химического равновесия и способы его смещения. Предсказывать направление смещения химического равновесия при изменении условий проведения обратимой химической реакции. Аргументировать выбор оптимальных условий проведения технологического процесса. Наблюдать и описывать демонстрационный химический  эксперимент

27

27 УН

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР)

Характеризовать окислительно-восстановительные реакции как процессы, при которых изменяются степени окисления атомов. Составлять уравнения ОВР  с помощью метода электронного баланса. Проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент с помощью родного языка  и языка химии

28

28 УН

Электролиз

Характеризовать электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Предсказывать катодные и анодные процессы и отражать их на письме для расплавов и водных растворов электролитов. Раскрывать практическое значение электролиза

29

29 УН

Общие свойства металлов

Обобщать знания и делать выводы о закономерностях положения и изме-нений свойств металлов в периодах и группах Периодической системы. Характеризовать общие химические свойства металлов как восстановителей на основе строения их атомов и положе-ния металлов в электрохимическом ряду напряжения. Проводить, наблюю-дать и описывать химический экспери-мент с помощью родного языка и языка химии

30

30 УН

Коррозия металлов

Характеризовать и описывать коррозию металлов как окислительно­

восстановительный процесс  и способы защиты металлов  от коррозии. Описывать демонстрационный химический эксперимент

31

31 УН

Общие свойства неметаллов

Характеризовать общие  химические свойства неметаллов как окислителей и восстановителей на основе строения их атомов и положения неметаллов в ряду электроотрицательности. Наблюдать и описывать химический эксперимент с помощью  родного языка и языка химии

32

32 УН

Повторение и обобщение темы «Химические реакции», подготовка к контрольной работе

Обобщать знания о классификации и закономерностях протекания химических реакций в органической и неорганической химии. Устанавливать внутрипредметные связи между органической и неорганической химией в свете общего, особенного и единичного

33

33 УН

Контрольная работа

№ 2 по теме «Химические реакции»

Проводить рефлексию собственных достижений в познании классификации и закономерностей протекания химических реакций  в органической и неорганической химии. Анализировать результаты контрольной работы и выстраивать пути достижения желаемого уровня успешности

34-35

34 УН

35 УН

 Резервное время

График проведения практических и контрольных работ

п/п

Тема раздела

Практические работы

Планируемые сроки проведения

Отметка о проведе

нии

Контрольные  работы

Планируемые сроки проведения

Отметка о проведе

нии

1

Периодический закон и строение атома

2

Строение вещества  

ПР № 1

13 УН (2 чт)

КР № 1

15 УН (2 чт)

3

Электролитическая диссоциация

ПР № 2

22 УН (3 чт)

4

Химические реакции

КР № 2

33 УН (4 чт)

ИТОГО

2

2

Лист корректировки календарно-тематического планирования

Предмет    ХИМИЯ

Класс        11А, 11Б

Учитель    Дзугаева Светлана Урузмаговна

2022-2023 учебный год

№ урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

По плану

Дано фактически

1 полугодие

Тема 1. Периодический закон и строение атома

4

Тема 2. Строение вещества

11

Тема 3. Электролитическая диссоциация

1

2 полугодие

Тема 3. Электролитическая диссоциация

6

Тема 4. Химические реакции

11

ИТОГО ЧАСОВ: по плану

33

Выдано за год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight

Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...

Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-9 классы с ктп...

Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...

рабочая программа история 10 класс базовый уровень

рабочая программа история 10 класс базовый уровень...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 5 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 7 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...