Преподавание химии в условиях ФГОС
статья по химии (8 класс) на тему
Статья о сложностях и преимуществах,которые дает реализация ФГОС при преподавании химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alieva_.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральный государственный образовательный стандарт - принципиально новый для отечественной школы документ.
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает ряд требований к содержанию, структуре и условиям образования детей на разных ступенях обучения.
Цель разработки и внедрения стандартов второго поколения – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов.
В 2015-2016 учебном году новый стандарт образования пришёл в основную школу. В 2018 -2019 учебном году новый стандарт коснется и преподавания химии. В связи с этим уже сегодня необходимо начинать подготовку к переходу на стандарты нового поколения. В основе стандарта лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает:
-формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
-проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
-активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
-построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Это означает, что учебный процесс на каждом своем этапе должен ориентироваться на развитие личности обучающихся .
ФГОС вводит новое понятие - учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его или предлагают свое описание, частично - запоминают.
В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
В своей практике я убедилась, что учебная ситуация является активным методом формирования и совершенствования знаний учащихся в области химии. Подтверждение этому оптимальная эффективность уроков, обязательным компонентом которых является учебная задача.
Представляю фрагменты занятий.
8 класс тема «Химические реакции»
В архиве пожарной части города Бренд (США) хранится запись о пожаре, который был вызван снегом. Возможно ли это?
Направление поиска решения.
- вспоминаю типы химических реакций по тепловому эффекту;
- записываю примеры уравнений экзотермических реакций;
- делаю вывод.
Примерный ответ. Возможно, если снег попал в яму с негашёной известью. Под действием жидкой воды, образующейся из снега, начнётся экзотермическая реакция образования гашёной извести, причём может выделиться так много теплоты, что возникнет пожар.
9 класс тема "Металлы главной подгруппы II группы"
Кальций встречается в природе в виде различных минералов: известняк, мрамор, гипс и другие.
В повседневной жизни о человеке, получившем травму, говорят «он в гипсе». Почему в медицине для гипсовых повязок используют не гипс, а алебастр?
Направление поиска решения.
-устанавливаю химический состав минералов алебастра и гипса (т.е. вспоминаю химические формулы);
- записываю уравнение реакции превращения одного минерала в другой;
- делаю вывод.
Примерный ответ. Алебастр – полуводный гипс - 2CaSO4 * H2O, при взаимодействии с водой он образует двуводный гипс - CaSO4 * 2H2O, который применяется для наложения фиксирующих повязок.
9 класс тема "Металлы главной подгруппы I группы"
1.Северный олень летом и осенью поедает пушицу, иван-чай, хвощи и щавели, морошку (листья и ягоды), грибы. Зимой практически единственный корм северного оленя - мох ягель, которого он съедает около 10 кг в сутки. 100 г ягеля содержат 7,93 мг калия и 1,27 мг натрия. Оленеводы практикуют раздачу соли животным.
Почему травоядные животные (олени) чаще испытывают недостаток соли, чем хищные (волки), и поэтому в корм скоту иногда добавляют поваренную соль?
Направление поиска решения.
-устанавливаю химический состав соли (т.е. вспоминаю химическую формулу);
-устанавливаю химический состав пищи растительного и животного происхождения (работа с таблицей "Содержание натрия в некоторых продуктах питания");
-сравниваю, делаю вывод.
В растительной пище преобладают соли калия. Но организму необходимы и соли натрия, так как ион натрия входит в состав крови и лимфы.
Дополнительно. На долю натрия приходится 0,1 % массы тела человека. Рассчитай массу натрия в своём организме.
Таблица "Содержание натрия в некоторых продуктах питания"
Группа | Продукты, 100 г | Содержание натрия, мг |
Овощи | Грибы (лисички) | 300 |
Фрукты | Шиповник (плоды) | 30 |
Мясо | Крольчатина Телятина | 335 Около 100 |
2. Ионы калия содержатся внутри клетки, а ионы натрия - в межклеточном пространстве. Они выполняют противоположные функции в организме, но предпочитают работать вместе. Натрий, участвуя в водном обмене, задерживает жидкость в организме. Калий, участвуя в водном обмене, способствует выведению жидкости из организма с мочой.
Соленые продукты вкусны и часто употребляются в пищу. Но после их употребления очень хочется пить. С чем лучше съесть сельдь - с хлебом или с картофелем, чтобы уменьшить неприятное состояние жажды?
Направление поиска решения
-устанавливаю химический состав соли (т.е. вспоминаю химическую формулу);
- устанавливаю химический состав сравниваемых продуктов «хлеб» и «картофель» (работа с таблицей "Содержание калия в продуктах питания");
- сравниваю, делаю вывод.
Примерный ответ. Картофель содержит большее количество калия, чем хлеб. Калий оказывает противоположное действие натрию, входящему в состав поваренной соли. Следовательно, сельдь лучше съесть с картофелем.
Таблица. Содержание калия в продуктах питания (мг/100 г)
Хлеб пшеничный | Хлеб украинский | Мука пшеничная | Крупа гречневая | Крупа манная |
180 | 147 | 176 | 167 | 120 |
Крупа перловая | Пшено | Рис | Фасоль | Горох |
172 | 201 | 54 | 1100 | 873 |
Картофель | Капуста белокочанная | Морковь | Томаты | Огурцы |
568 | 185 | 200 | 290 | 141 |
Свекла | Лук репчатый | Тыква | Редька | Редис |
228 | 225 | 170 | 357 | 255 |
Салат | Щавель | Хрен | Укроп | Арбуз |
220 | 500 | 579 | 335 | 64 |
Дыня | Яблоки | Груши | Абрикосы | Вишни |
118 | 248 | 155 | 305 | 256 |
Виноград | Крыжовник | Смородина черная | Смородина красная | Перец красный |
255 | 260 | 372 | 275 | 163 |
9 класс тема "Алюминий"
Наше время интересно богатым ассортиментом товаров, в том числе большим выбором посуды. Прошли времена, когда алюминиевая посуда преобладала на кухне.
Почему в алюминиевой кружке нельзя оставить ни чай с долькой лимона, ни раствор пищевой соды?
Направление поиска решения.
-устанавливаю химический состав алюминиевой посуды (т.е. вспоминаю химическую формулу);
-вспоминаю химические свойства вещества - алюминия;
-делаю вывод.
Примерный ответ: Алюминий растворяется в водных растворах кислот и щелочей: чай с дольками лимона имеет кислую среду, а раствор пищевой соды – щелочную. Поэтому алюминиевая посуда разрушается от контакта с этими растворами. И растворы приобретают другие свойства.
9 класс тема "Железо"
Никто не вспомнит, когда люди впервые начали использовать железо, так как было это очень давно. Без соединений железа немыслима наша жизнь. Но некоторые соединения совсем для нас нежелательны.
Молодая хозяйка повесила сушить белье на железную проволоку, натянутую между стойками, вместо бельевого шнура. Когда белье высохло, хозяйка с ужасом обнаружила на чистом белье «ржавые» полосы.
Как объяснить появление ржавчины на белье? Как хозяйке избавиться от этих пятен?
Направление поиска решения.
-устанавливаю химическую формулу ржавчины;
-записываю уравнение реакции и условия образования этого вещества;
-делаю вывод.
Примерный ответ: Оксид железа (III) - ржавчина, образуется при взаимодействии железа с водой в присутствии кислорода. Удалить ржавчину в домашних условиях можно раствором уксусной кислоты.
10 класс тема "Углеводы"
Объясните, почему, если долго жевать хлеб, он становится сладким?
Направление поиска решения.
- вспоминаю формулы углеводов, записываю их;
- записываю уравнение реакции гидролиза крахмала;
- делаю вывод.
Примерный ответ: В слюне содержатся два фермента, расщепляющие углеводы: амилаза и в небольшом количестве мальтаза. Эти ферменты при последовательном воздействии на крахмал доводят расщепление (гидролиз) этого полисахарида до образования моносахарида глюкозы, поэтому мы и ощущаем сладкий вкус.
Выводы: движущей силой развития ученика является деятельность. Постоянное решение учебных задач выливается в систематическую самостоятельную поисковую деятельность, а само обучение превращается в проблемно-развивающее (по М. И. Махмутову), в котором деятельностное начало соотносится с направленностью этой деятельности на личность, которая и должна каким-то образом развиться в результате осуществления ею этой деятельности. Тем самым достигается, как указывается в документах по Модернизации образования, новое качество образования, заключающееся в соответствии его результатов запросам индивида, формирование у школьников адекватного общечеловеческим ценностям отношения к собственной личности и окружающему миру, осознанное проявление этого отношения в деятельности, развитие индивидуальных интересов, социальной активности, что наиболее продуктивно в условиях личностно-деятельностного обучения.
Литература
1.Браверман, Э.М. Уроки на основе деятельностного подхода. Основная школа / Э.М. Браверман. – М.: Просвещение, 2012 – 80 с.
2. Жильцова О. А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников // Дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. – М., 2007.
3. Лобанова Л.И. Ситуационные задачи на уроках химии как пример формировании ключевых компетентностей учащихся.
4. Кендиван О. Д.-С. Практико-ориентированные задания в обучении химии.// Химия в школе. – 2009. – №8 – с.43-47
5.Павленко У.К. Ситуационные задачи как форма интерактивного изучения ии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М. : Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.
6.Шаталов М.А., Н.Е. Кузнецова Обучение химии. Достижение метапредметных результатов обучения. Решение интегративных учебных проблем: 8-9 классы: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные вопросы преподавания биологии в условиях ФГОС.
В результате моей работы в школе я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Для этого я использую на уроках современные педагог...
Преподавание биологии в условиях ФГОС
Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность. Нарастает неудовлетворенность общества образовательными результатами, полученными в проце...
Преподавание географии в условиях ФГОС
В нашей школе переход на новые стандарты в основной школе начнется с 1 сентября 2015 года. Вся основная работа по внедрению новых стандартов ложи...
Методическая разработка "Преподавание информатики в условиях фгос ооо"
В соответствии с ФГОС ООО курс информатика входит в предметную область «Математика и информатика». В работе (презентация) говорится о преподавании информатики в условиях фгос ооо, в чем новизна соврем...
Методический семинар "Особенности преподавания химии в условиях перехода на ФГОС"
В настоящее время подавляющая часть учителей единодушны в том, что современные школьники существенно отличаются от тех, что обучались в недавнем прошлом. У зна...
Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях ФГОС
Сегодня в нашей стране большие изменения, которые коснулись и системы образования. В настоящее время активно обсуждается введение в школу Федеральных государственных стандартов нового поко...
"Преподавание химии в условиях реализации ФГОС ООО и СОО”
Небольшой доклад, подходящия для курса повышения квалификации...