Методический семинар "Особенности преподавания химии в условиях перехода на ФГОС"
статья по химии на тему

Хуурак Аяна Хемчикеевна

          В настоящее время подавляющая часть учителей единодушны в том, что современные школьники существенно отличаются от тех, что обучались в недавнем прошлом.  У значительной части нынешних учащихся существенно снижен познавательный интерес, слабо развиты высшие психические функции – память, логика, мышление, анализ, а также самоконтроль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon m-s.zip986.87 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности преподавания химии в условиях перехода на ФГОС

   В настоящее время подавляющая часть учителей единодушны в том, что современные школьники существенно отличаются от тех, что обучались в недавнем прошлом.  У значительной части нынешних учащихся существенно снижен познавательный интерес, слабо развиты высшие психические функции – память, логика, мышление, анализ, а также самоконтроль. Следствием информатизации всех сторон жизни стало увеличение продолжительности периода психологического созревания. Это подтверждено исследованием молодых людей методами компьютерной томографии головного мозга - окончательное созревание структур мозга наблюдается только в  21 год. Например, сегодня в отношении большей части детей, приступающих к изучению химии в 8 классе, вряд ли будет справедливым следующее утверждение: «Примерно к четырнадцати годам у ребенка формируется логика взрослого человека… для восьмиклассников характерно сознательное использование приемов запоминания».      «Постперестроечные дети в своем подавляющем большинстве правополушарные». Учеными было проведено исследование типа мыслительной деятельности 100 учащихся в возрасте от 13 до 17 лет. Было выявлено, что большинство детей  по типу мыслительной деятельности правополушарные. Не случайно в современном школьном образовании  многие дети выбирают гуманитарные профили обучения. Высокая доля правополушарных детей связана, на взгляд авторов эксперимента, с воздействием новой информационной среды, которая активизирует и стимулирует в большей степени мыслительные процессы правого полушария, чем левого. В результате значительная часть детей испытывает затруднения при выполнении формально логических операций, быстро теряет интерес к предмету.

           Положение усугубляется крайне высокими темпами обучения. Сравнивая современный базисный учебный план средней общеобразовательной школы и план двадцатипятилетней давности, приходит к неутешительным выводам. Время, «предназначенное для изучения химии, уменьшилось на 140 часов или 40%». Это означает, что на обучение химии сегодня выделяется столько же часов, сколько 25 лет назад отводилось на курс химии в неполной средней школе. В настоящее время интенсивность обучения химии возросла в 2–3 раза. В результате многие школьники сталкиваются со значительными трудностями при изучении химии.

           В 2015-2016 учебном году новый стандарт придёт в основную школу. В связи с этим необходимо начинать подготовку к переходу на стандарты нового поколения. В основе стандарта лежит системно- деятельностный подход, который обеспечивает:

-формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

-проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

-активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

-построение образовательного процесса с учётом  индивидуальных  возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся .

  Это означает, что учебный процесс  на каждом своем этапе – от планирования курса, отдельного его раздела или темы – до этапа итогового контроля – должен ориентироваться на развитие личности обучающихся. Деятельностный подход  меняет саму систему взаимоотношений «учитель – ученик».

       Возникают вопросы:

 - Какой должна быть структура урока?

- Как его подготовить?

-Как добиться того, чтобы дети включились в деятельность, а не ждали, пока учитель им сам все расскажет.

Анализ основных характеристик инновационных образовательных технологий позволяет выделить специфические методы и подходы к обучению на разных ступенях образования:

  • Проектная деятельность
  • Использование ИКТ
  • Личностно-деятельностный подход
  • Портфолио достижений
  • Здоровьесберегающие технологии

          В последнее время я  все больше внимания уделяю  применению технологий проектирования в процессе преподавания химии. Возникла проблема: как при малом количестве часов, довольно обширной программе и огромном интересе школьников сделать преподавание базового курса химии интересным, наглядным, изучаемый материал – запоминающимся надолго, а не на один урок. По моему  одним из методов, позволяющих добиваться положительной мотивации к учению и хороших результатов в активизации познавательных процессов, является проектная  деятельность.

         Обучая детей химии в течение долгих лет, я пришла к выводу, что в преподавании химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы. Ученики очень восприимчивы к коллективным методам обучения, каким является проектное обучение, т.к. здесь большое внимание уделяется вопросам творческой, исследовательской деятельности, ориентированной на их развитие и саморазвитие областях народного хозяйства, в быту, а также в решении проблем сохранения и укрепления здоровья позволяют заинтересовать школьников практической химией.  На учебных проектах я учу  проектировать свою будущую жизнь,   формируется творческое мышление учащихся,  развивается способность находить нестандартные решения проблемных  вопросов,  ребята учатся   работать с информацией.

           Проектно-исследовательская деятельность учащихся, на мой взгляд, наиболее эффективный способ достижения качественного обучения, но вместе с тем и  трудоёмкий. Качественно выполненные проекты учащиеся  способны выполнять на старшей ступени обучения, но подготовительную работу я начинаю с 8 класса. Проектная технология реализуется и во внеурочной деятельности моих учеников.

Необходимо идти дальше и видеть цели обучения в том, чтобы не только заинтересовать учащихся проблемами химии, но и повысить их познавательную активность, развить аналитические способности, расширить знания о глобальных проблемах, сформировать умения разрабатывать способы их решения. Ребята представляют результаты исследований на уроках,  успешно выступают в научно-практических конференциях, конкурсах различных уровней. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся создает положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Исследовательская деятельность дает ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Исследовательский проект как элемент научного творчества учащиеся сегодня часто рассматривают и как органичную составляющую часть современных педагогических технологий. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.
 Преподавание  химии в основной школе в условиях перехода на ФГОС предусматривает переосмысление роли учителя в образовательном процессе. Возрастает роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока. Организация информационно-образовательной среды за счет использования современных средств и технологий обучения, помноженная на постоянный контроль за качеством полученных компетенций, позволит учителям учить учащихся учиться .По моему, именно эти направления в методике преподавания химии наиболее важные и нужные  в  условиях перехода  на  ФГОС .

   

   (Слайд) Преподавание химии в основной школе в условиях перехода на ФГОС предусматривает переосмысление роли учителя в образовательном процессе. Возрастает роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока. Организация информационно-образовательной среды за счет использования современных средств и технологий обучения, помноженная на постоянный контроль за качеством полученных компетенций, позволит учителям учить учащихся учиться 

 (Слайд ) Анализ основных характеристик инновационных образовательных технологий позволяет выделить специфические методы и подходы к обучению на разных ступенях образования:

  • Проектная деятельность
  • Использование ИКТ
  • Личностно-деятельностный подход
  • Портфолио достижений
  • Здоровьесберегающие технологии

  (Слайд) В последнее время я  все больше внимания уделяю  применению технологий проектирования в процессе преподавания химии. По моему  одним из методов, позволяющих добиваться положительной мотивации к учению и хороших результатов в активизации познавательных процессов, является проектная  деятельность.

  Обучая детей химии в течение долгих лет, я пришла к выводу, что в преподавании химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы. На учебных проектах я учу  проектировать свою будущую жизнь,   формируется творческое мышление учащихся,  развивается способность находить нестандартные решения проблемных  вопросов,  ребята учатся   работать с информацией.

 (Слайд )Растет  количество  творческих проектов учащихся по химии .

Уровень представления

Количество творческих работ

2012 – 2013

учебный год

2013-2014

 учебный год

2014-2015

учебный год

Школьный

2

4

5

Муниципальный

2

3

5

Республиканский

1

1

2

   Проектно-исследовательская деятельность учащихся, на мой взгляд, наиболее эффективный способ достижения качественного обучения, но вместе с тем и  трудоёмкий. Качественно выполненные проекты учащиеся  способны выполнять на старшей ступени обучения, но подготовительную работу я начинаю с 8 класса.        На уроках химии  в 8 классах мы разрабатываем в основном проекты-презентации, которые очень удобны в использовании на уроках при изучении новой темы или повторении.

 (Слайд) Проектная технология реализуется и во внеурочной деятельности моих учеников.                                                 Научно-практические конференции и участие в них старшеклассников являются важным элементом становления их личности. Процесс подготовки проекта позволяет увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и найти пути их рационального решения, самостоятельно приобретать необходимые знания на основе использования современных информационных технологий, вырабатывать умения анализировать факты, делать обобщения, выводы, представлять результаты своего труда и отстаивать собственную точку зрения. На мой  взгляд, участие  в конференциях является одним из способов самоутверждения. Высокие  результаты работы, увлеченность обучающихся идеей познания нового, что позволяет им совершенствовать и углублять свои знания, приобретать навыки исследовательской деятельности, способствует развитию интереса к предмету и использованию полученных знаний в выборе профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эксперимент и его место в преподавании химии по ФГОС .

C помощью эксперимента можно оценить многие качества учащихся, начиная от уровня знания теории до практических умений и навыков учеников. При всем этом нельзя забывать, что химический эксперимент...

Профессиональная направленность преподавания химии по специальности Строительство и эксплуатация зданий и сооружений Методические рекомендации по УД «Химия»

Методические указания предназначены для преподавателей химии среднего профессионального образования, по направлению «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»....

Реализация системно-деятельностного метода в преподавании химии как технологическая основа ФГОС

Системно-деятельный подход в обучении химии?Чтобы решить новые цели деятельности на уроках химии (какой результат я хочу получить), необходимо разработать и использовать новые виды дидактических средс...

"Преподавание химии в условиях реализации ФГОС ООО и СОО”

Небольшой доклад, подходящия для курса повышения квалификации...

Особенности преподавания химии в контексте новых ФГОС

Современная дидактическая образовательная модель, складывающаяся в рамках внедрения новых стандартов образования, базируется на компетентностной образовательной парадигме. Отличительная особенность ст...