Методический семинар "Особенности преподавания химии в условиях перехода на ФГОС"
статья по химии на тему
В настоящее время подавляющая часть учителей единодушны в том, что современные школьники существенно отличаются от тех, что обучались в недавнем прошлом. У значительной части нынешних учащихся существенно снижен познавательный интерес, слабо развиты высшие психические функции – память, логика, мышление, анализ, а также самоконтроль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m-s.zip | 986.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности преподавания химии в условиях перехода на ФГОС
В настоящее время подавляющая часть учителей единодушны в том, что современные школьники существенно отличаются от тех, что обучались в недавнем прошлом. У значительной части нынешних учащихся существенно снижен познавательный интерес, слабо развиты высшие психические функции – память, логика, мышление, анализ, а также самоконтроль. Следствием информатизации всех сторон жизни стало увеличение продолжительности периода психологического созревания. Это подтверждено исследованием молодых людей методами компьютерной томографии головного мозга - окончательное созревание структур мозга наблюдается только в 21 год. Например, сегодня в отношении большей части детей, приступающих к изучению химии в 8 классе, вряд ли будет справедливым следующее утверждение: «Примерно к четырнадцати годам у ребенка формируется логика взрослого человека… для восьмиклассников характерно сознательное использование приемов запоминания». «Постперестроечные дети в своем подавляющем большинстве правополушарные». Учеными было проведено исследование типа мыслительной деятельности 100 учащихся в возрасте от 13 до 17 лет. Было выявлено, что большинство детей по типу мыслительной деятельности правополушарные. Не случайно в современном школьном образовании многие дети выбирают гуманитарные профили обучения. Высокая доля правополушарных детей связана, на взгляд авторов эксперимента, с воздействием новой информационной среды, которая активизирует и стимулирует в большей степени мыслительные процессы правого полушария, чем левого. В результате значительная часть детей испытывает затруднения при выполнении формально логических операций, быстро теряет интерес к предмету.
Положение усугубляется крайне высокими темпами обучения. Сравнивая современный базисный учебный план средней общеобразовательной школы и план двадцатипятилетней давности, приходит к неутешительным выводам. Время, «предназначенное для изучения химии, уменьшилось на 140 часов или 40%». Это означает, что на обучение химии сегодня выделяется столько же часов, сколько 25 лет назад отводилось на курс химии в неполной средней школе. В настоящее время интенсивность обучения химии возросла в 2–3 раза. В результате многие школьники сталкиваются со значительными трудностями при изучении химии.
В 2015-2016 учебном году новый стандарт придёт в основную школу. В связи с этим необходимо начинать подготовку к переходу на стандарты нового поколения. В основе стандарта лежит системно- деятельностный подход, который обеспечивает:
-формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
-проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
-активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
-построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся .
Это означает, что учебный процесс на каждом своем этапе – от планирования курса, отдельного его раздела или темы – до этапа итогового контроля – должен ориентироваться на развитие личности обучающихся. Деятельностный подход меняет саму систему взаимоотношений «учитель – ученик».
Возникают вопросы:
- Какой должна быть структура урока?
- Как его подготовить?
-Как добиться того, чтобы дети включились в деятельность, а не ждали, пока учитель им сам все расскажет.
Анализ основных характеристик инновационных образовательных технологий позволяет выделить специфические методы и подходы к обучению на разных ступенях образования:
- Проектная деятельность
- Использование ИКТ
- Личностно-деятельностный подход
- Портфолио достижений
- Здоровьесберегающие технологии
В последнее время я все больше внимания уделяю применению технологий проектирования в процессе преподавания химии. Возникла проблема: как при малом количестве часов, довольно обширной программе и огромном интересе школьников сделать преподавание базового курса химии интересным, наглядным, изучаемый материал – запоминающимся надолго, а не на один урок. По моему одним из методов, позволяющих добиваться положительной мотивации к учению и хороших результатов в активизации познавательных процессов, является проектная деятельность.
Обучая детей химии в течение долгих лет, я пришла к выводу, что в преподавании химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы. Ученики очень восприимчивы к коллективным методам обучения, каким является проектное обучение, т.к. здесь большое внимание уделяется вопросам творческой, исследовательской деятельности, ориентированной на их развитие и саморазвитие областях народного хозяйства, в быту, а также в решении проблем сохранения и укрепления здоровья позволяют заинтересовать школьников практической химией. На учебных проектах я учу проектировать свою будущую жизнь, формируется творческое мышление учащихся, развивается способность находить нестандартные решения проблемных вопросов, ребята учатся работать с информацией.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся, на мой взгляд, наиболее эффективный способ достижения качественного обучения, но вместе с тем и трудоёмкий. Качественно выполненные проекты учащиеся способны выполнять на старшей ступени обучения, но подготовительную работу я начинаю с 8 класса. Проектная технология реализуется и во внеурочной деятельности моих учеников.
Необходимо идти дальше и видеть цели обучения в том, чтобы не только заинтересовать учащихся проблемами химии, но и повысить их познавательную активность, развить аналитические способности, расширить знания о глобальных проблемах, сформировать умения разрабатывать способы их решения. Ребята представляют результаты исследований на уроках, успешно выступают в научно-практических конференциях, конкурсах различных уровней. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся создает положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Исследовательская деятельность дает ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Исследовательский проект как элемент научного творчества учащиеся сегодня часто рассматривают и как органичную составляющую часть современных педагогических технологий. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.
Преподавание химии в основной школе в условиях перехода на ФГОС предусматривает переосмысление роли учителя в образовательном процессе. Возрастает роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока. Организация информационно-образовательной среды за счет использования современных средств и технологий обучения, помноженная на постоянный контроль за качеством полученных компетенций, позволит учителям учить учащихся учиться .По моему, именно эти направления в методике преподавания химии наиболее важные и нужные в условиях перехода на ФГОС .
(Слайд) Преподавание химии в основной школе в условиях перехода на ФГОС предусматривает переосмысление роли учителя в образовательном процессе. Возрастает роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока. Организация информационно-образовательной среды за счет использования современных средств и технологий обучения, помноженная на постоянный контроль за качеством полученных компетенций, позволит учителям учить учащихся учиться
(Слайд ) Анализ основных характеристик инновационных образовательных технологий позволяет выделить специфические методы и подходы к обучению на разных ступенях образования:
- Проектная деятельность
- Использование ИКТ
- Личностно-деятельностный подход
- Портфолио достижений
- Здоровьесберегающие технологии
(Слайд) В последнее время я все больше внимания уделяю применению технологий проектирования в процессе преподавания химии. По моему одним из методов, позволяющих добиваться положительной мотивации к учению и хороших результатов в активизации познавательных процессов, является проектная деятельность.
Обучая детей химии в течение долгих лет, я пришла к выводу, что в преподавании химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы. На учебных проектах я учу проектировать свою будущую жизнь, формируется творческое мышление учащихся, развивается способность находить нестандартные решения проблемных вопросов, ребята учатся работать с информацией.
(Слайд )Растет количество творческих проектов учащихся по химии .
Уровень представления | Количество творческих работ | ||
2012 – 2013 учебный год | 2013-2014 учебный год | 2014-2015 учебный год | |
Школьный | 2 | 4 | 5 |
Муниципальный | 2 | 3 | 5 |
Республиканский | 1 | 1 |
Проектно-исследовательская деятельность учащихся, на мой взгляд, наиболее эффективный способ достижения качественного обучения, но вместе с тем и трудоёмкий. Качественно выполненные проекты учащиеся способны выполнять на старшей ступени обучения, но подготовительную работу я начинаю с 8 класса. На уроках химии в 8 классах мы разрабатываем в основном проекты-презентации, которые очень удобны в использовании на уроках при изучении новой темы или повторении.
(Слайд) Проектная технология реализуется и во внеурочной деятельности моих учеников. Научно-практические конференции и участие в них старшеклассников являются важным элементом становления их личности. Процесс подготовки проекта позволяет увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и найти пути их рационального решения, самостоятельно приобретать необходимые знания на основе использования современных информационных технологий, вырабатывать умения анализировать факты, делать обобщения, выводы, представлять результаты своего труда и отстаивать собственную точку зрения. На мой взгляд, участие в конференциях является одним из способов самоутверждения. Высокие результаты работы, увлеченность обучающихся идеей познания нового, что позволяет им совершенствовать и углублять свои знания, приобретать навыки исследовательской деятельности, способствует развитию интереса к предмету и использованию полученных знаний в выборе профессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно - деятельностный подход в преподавании химии, как технологическая основа ФГОС
Статья преподовании химии по ФГОСам....
Эксперимент и его место в преподавании химии по ФГОС .
C помощью эксперимента можно оценить многие качества учащихся, начиная от уровня знания теории до практических умений и навыков учеников. При всем этом нельзя забывать, что химический эксперимент...
Профессиональная направленность преподавания химии по специальности Строительство и эксплуатация зданий и сооружений Методические рекомендации по УД «Химия»
Методические указания предназначены для преподавателей химии среднего профессионального образования, по направлению «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»....
Реализация системно-деятельностного метода в преподавании химии как технологическая основа ФГОС
Системно-деятельный подход в обучении химии?Чтобы решить новые цели деятельности на уроках химии (какой результат я хочу получить), необходимо разработать и использовать новые виды дидактических средс...
"Преподавание химии в условиях реализации ФГОС ООО и СОО”
Небольшой доклад, подходящия для курса повышения квалификации...
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
https://fond21veka.ru/publication/20/48/230261/...
Особенности преподавания химии в контексте новых ФГОС
Современная дидактическая образовательная модель, складывающаяся в рамках внедрения новых стандартов образования, базируется на компетентностной образовательной парадигме. Отличительная особенность ст...