Получение углеводородов в лаборатории
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА.
Тема. Получение углеводородов в лаборатории (урок обобщение).
Цель урока.
- Углублять знания учащихся об углеводородах;
- Формировать умения правильно выполнять практическую работу, соблюдать правила техники безопасности при работе с органическими веществами;
- Создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде;
- Совершенствовать навыки сотрудничества, формировать учебную самостоятельность через групповую работу.
«Химиком никоим образом стать невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции» (М.В. Ломоносов)
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Рефлексия | Время | |
1. | Организационный момент | Добрый день. Я очень рада Вас видеть. Приветствуем гостей | Здравствуйте! | ||
2. | Постановка проблемы | Видеоролик о возникновении проблемы у инопланетянина. Как наша тема, которую мы изучили, способна помочь? | Просмотр видеоролика | Каким образом можем помочь мальчику в данной ситуации. | 1 минута |
3. | Определение темы урока и постановка цели | 1. -получение топлива -получение углеводородов -решение задач по заданным параметрам -практическая работа по получению углеводородов и проведение качественных реакций 2.Как будем достигать нашей цели? | 1. -получить углеводороды известными нам способами; -решить задачи, связанные с темой; -обобщить тему «Получение углеводородов» 2.Работой в группах | Сегодня на уроке с помощью эксперимента и решения задач обобщим знания по теме | |
4. | Инструктаж | 1.Представление групп дети (распределены заранее) 2.Инструктаж по ТБ 3.Определение времени работы в группе 4.Настрой на работу | 1.Представляют группу, название 2.Готовятся в группе: решают задачи, выполняют опыт по получению углеводорода, проводят качественную реакцию | Дифференциация в группах по деятельности – выполнение опыта, решение заданий и по уровню сформированности знаний–задачи даны разного уровня: базового, повышенного, высокого. | |
5. | Представление работы групп | Мотивирует к выступлению | Групповая работа 1.Выполняют опыт 2.Представляют решение задач разного уровня 3.Оценивание работы группы участниками другой группы (оппонентами) | Взаимооценка 1.Участники другой группы оценивают работу своим одноклассникам по критериям 2.Приемы: анализ, сопоставление. | 5 минут на работу в группе, 5 минут на представление результатов |
6. | Заключение | 1. Вернемся к нашему видео 2.Как вы думаете – смогли бы мы помочь мальчику Вите? | 1.Отвечают на проблемный вопрос 2.Предлагают свои варианты | Применены элементы практико-ориентированных технологий, дифференциация в группах, уровням задач | 2 минуты |
7. | Подведение итогов | 1.Предложила оценить свою работу и участников группы в листе оценивания | Оценивают свою работу и участников в группе | Осуществляют само и взаимооценку | 2 минуты |
8. | Постановка домашнего задания | Повторение пройденного материала | |||
9. | Рефлексия | Предлагаю оценить нашу совместную с вами работу! И это будет выстрел в мишень. Прикрепите, пожалуйста, свой выстрел в ту часть мишени, где вы считаете достигли определенной цели | Прикрепляют свой «выстрел» | Предложены варианты: А)сложно Б)познавательно В)понятно Г)не интересно В основном заполнено поле – понятно и познавательно |
Лист самооценки и взаимооценки______________________
Критерии оценки | Ваша оценка | Итоговая оценка |
Техника проведения эксперимента | ||
Решение задач 1 уровня | ||
Решение задач 2 уровня | ||
Оценивание вашей работы другой группой |
Рефлексия
1)Что было важным?
2) Что удивило?
3) Что получилось и не получилось?
4) Чем довольны?
5) Что вызвало вопрос?
Группа Алканы
Уровень 1.
- Ацетат натрия массой 41 г сплавили с избытком гидроксида натрия. Объем газа, выделившегося в результате реакции, составил…
Уровень 2.
- Ацетат натрия массой 2,46 г сплавили с гидроксидом натрия массой 2,0 г. Твердый остаток растворили в 50 г воды. Определите массовые доли веществ в полученном растворе.
Группа Алкены
Уровень 1.
- Объем этилена (н.у.), который можно получить при взаимодействии 43,6 г бромэтана со спиртовым раствором щелочи, равен…… л (округлите число с точностью до сотых)
Уровень 2.
- Алкен массой 2,24 г может обесцветить 200 г бромной воды, массовая доля брома в которой равна 3,2 %. Установите молекулярную формулу алкена.
Группа Алкины
Уровень 1.
- 3 г карбида кальция обработали водой, в результате реакции выделился газ, объемом …. Выход продукта реакции составил 75 %. Определите объем полученного газа.
Уровень 2.
- Для реакции взяли карбид магния (Mg2С3) и обработали его водой. В результате реакции образовался газ. Его сожгли, при этом получилось 6,72 л СО2 и 7,2 г Н2О. Плотность газа по аргону равна 1. Определите, какой газ получился и какие качественные реакции можете предложить для распознавания этого газа.
Техника безопасности в кабинете химии во время проведения практических работ.
Во время занятий учащиеся обязаны:
- соблюдать настоящую инструкцию и инструкции по эксплуатации оборудования;
- находиться на своем рабочем месте;
- неукоснительно выполнять все указания учителя и лаборанта;
- соблюдать осторожность при обращении с оборудованием и химическими реактивами;
- не допускать попадания влаги на поверхности оборудования и химических реактивов;
- осторожно обращаться с органическими веществами, не допускать их попадания во внутрь организма, в глаза, на кожу рук;
- во время работы с органическими растворителями следует быть особенно осторожным, работувыполнять обязательно в вытяжном шкафу с использованием средств индивидуальной защиты (перчатки, защитные очки, халат, резиновый фартук);
- при нагревании горючих органических веществ (спирты, парафин, эфиры и т.д.) быть крайне осторожным, если возможно использовать электронагревательные с закрытой спиралью.
- постоянно поддерживать порядок и чистоту на своем рабочем месте.
Учащимся запрещается:
- трогать и пробовать на вкус химические вещества;
- выносить из кабинета и вносить в него любые предметы, приборы и оборудование без разрешения учителя (иного лица, проводящего занятия) или лаборанта;
- отвлекаться и отвлекать других;
- вставать, покидать свое рабочее место, свободно передвигаться по кабинету во время урока без разрешения учителя.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: Решение экспериментальных задач по получению углеводородов
Эпиграф урока: « Химиком никоим образом стать невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции» М.В. Ломоносов
Цель урока: Сегодня на уроке с помощью эксперимента и решения задач обобщим знания по теме Получение углеводородов Для этого повторим правила техники безопасности .
Правила техники безопасности: 1)Выполнять все указания учителя 2)Соблюдать осторожность при обращении с оборудованием и химическими реактивами 3)Осторожно обращаться с органическими веществами 4)Использовать средства индивидуальной защиты (халат, перчатки, очки) 5)Поддерживать чистоту рабочего места
Группа № 1 Агенты –реагенты Получение метана из ацетата натрия и исследование его свойств.
Группа № 1 Агенты – реагенты Получение метана из ацетата натрия и исследование его свойств В лабораторных условиях метан получают при нагревании ацетата натрия с натронной известью. CH3COONa + NaOH →CH4 + Na2CO3 Какие еще способы получения алканов предложит группа?
Группа № 1 Агенты - реагенты Задачи: Уровень 1. Ацетат натрия массой 41 г сплавили с избытком гидроксида натрия. Объем газа, выделившегося в результате реакции, составил… Уровень 2. Ацетат натрия массой 2,46 г сплавили с гидроксидом натрия массой 2,0 г. Твердый остаток растворили в 50 г воды. Определите массовые доли веществ в полученном растворе .
Итог работы группы: Представление работы группы Проверим ответы : Уровень 1 V ( CH4 ) = 1 1,2 л Уровень 2 w (Na2CO3) = 5 ,89 % w ( NaOH ) = 1 ,48 % Оценивание работы группой № 2
Группа №2 Получение этилена в лаборатории способом деполимеризации полиэтилена Алкексы
Группа № 2 Алкексы Деполимеризация полиэтилена n(- CH2 – CH2 –) → CH2 = CH2 Качественные реакции на обнаружение этилена : а) взаимодействие с йодной водой б) с раствором перманганата натрия. Предложите другие способы получения углеводородов этиленового ряда.
Группа № 2 Алкексы Задачи: Уровень 1. Объем этилена ( н.у .), который можно получить при взаимодействии 43,6 г бромэтана со спиртовым раствором щелочи, равен…… л (округлите число с точностью до сотых) Уровень 2. Алкен массой 2,24 г может обесцветить 200 г бромной воды, массовая доля брома в которой равна 3,2 %. Установите молекулярную формулу алкена .
Итог работы группы № 2 Представление работы группы № 2 Проверим правильные ли ответы Уровень 1. V (C2H4) = 8 ,96 л Уровень 2. М (С4Н8) = 56 г/моль Оценивание работы групп
Группа № 3 Алкинята Получение ацетилена карбидным способом
Группа № 3 Алкинята Получение ацетилена карбидным способом: CaC2 + H2O → C2H2 + Ca(OH)2 Качественные реакции на алкины а) пропускание ацетилена через водный раствор перманганата калия б) через раствор йодной воды в) через аммиачный раствор хлорида меди ( I ) Другие способы получения ацетилена
Группа № 3 Алкинята Уровень 1. 3 г карбида кальция обработали водой, в результате реакции выделился газ, объемом …. Выход продукта реакции составил 75 %. Определите объем полученного газа. Уровень 2. Д ля реакции взяли карбид магния ( Mg2N3) и обработали его водой. В результате реакции образовался газ. Его сожгли, при этом получилось 6,72 л СО2 и 7,2 г Н2О. Плотность газа по аргону равна 1. Определите, какой газ получился и какие качественные реакции можете предложить для распознавания этого газа.
Группа № 3 Представление результатов работы группы Проверим правильность ответов Уровень 1. V теор (С2Н2) = 1,05 л; V практ (С2Н2) = 0,775 л Уровень 2. М (С3Н4) = 40 г/моль Оценивание деятельности детей
Выводы С помощью эксперимента получили предельные и непредельные углеводороды, которые используют не только как топливо Отработали решение задач разных типов по теме Углеводороды
Само- и взаимооценка Заполните, пожалуйста, лист само- и взаимооценки , ответив на вопросы: Что было важным? Что удивило? Что получилось и не получилось? Чем довольны? Что вызвало вопрос?
Рефлексия : Оцените себя и свою работу на уроке Вам было познавательно, не интересно , сложно , понятно. Прикрепите свой знак к мишени, как выстрел!
Рефлексия
Спасибо за внимание!
Проблема урока: 2018 год – год экологии в России. На нашей планете нет ничего вечного, природные ресурсы исчерпаемы , особенно это относится к углеводородному сырью. Химия – наука, которая способна решить некоторые проблемы, связанные с использованием углеводородов. Сама она и источник проблем, и источник их решения.
Проблема Мы изучили большую тему Углеводороды. Углеводороды –ресурсы, в виде природного газа, нефти, каменного угля. По одним прогнозам этих ресурсов хватит на 25 лет, по другим на 50. В настоящее время ученые разных стран ищут альтернативные источники получения энергии и сырья для химической промышленности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока: "Получение и применение ароматических углеводородов. Их многообразие и значение"
Урок химии по теме "Ароматические углеводороды" 10 класс...
Получение и применение углеводородов ряда этилена. Полиэтилен
Урок расскрывает учебную тему получения и применения углеводородов ряда этилена. Расскрываются способы получения этилена. Рассматриваются области применения этилена....
Использование программы «Виртуальная химическая лаборатория» при изучении строения углеводородов .
Материал иллюстрирует возможности использования программы "Виртуальная лаборатория" для построения моделей молекул органических веществ....
план-конспект урока химии в 8 классе по теме "Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Области применения кислорода."
план конспект урока химии...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «Применение водорода. Получение водорода в лаборатории и в промышленности» 8 класс
Цель урока: изучить области применения водорода и способы получения его в лаборатории и в промышленности.Задачи урока:- обучающие: повторить химические свойства водорода, показать взаимосвязь между св...
Разработка урока по теме "Кислород как химический элемент и простое вещество. Получение кислорода в лаборатории"
8 класс. УМК Кузнецовой Н.Е....
«Сравнительный анализ свойств красок, полученных в школьной лаборатории, со свойствами фабричных красок»
Химия и искусство имеют внутреннюю общность,которая коренится в их творческой природе....