Открытый урок Решение экспериментальных задач по теме «Кислородсодержащие органические соединения»
опыты и эксперименты по химии (11 класс) на тему
Практическое занятие. Совершенствование практических навыков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Первомайское многопрофильное училище»
Решение экспериментальных задач по теме «Кислородсодержащие органические соединения»
Конспект открытого урока химии в 29 группе.
Преподаватель первой категории: Н.М.Сидорова
Тема: Решение экспериментальных задач по теме «Кислородсодержащие органические соединения»
Форма: практическое занятие.
Цель: создание условий для совершенствования знаний и практических навыков студентов при решении экспериментальных задач
Задачи:
Образовательная -
- совершенствовать знания о признаках химических реакций;
- совершенствовать экспериментальные умения определять цель работы, пользоваться инструкцией и лабораторным оборудованием, проводить реакции;
- наблюдать и фиксировать наблюдения;
- записывать уравнения реакций согласно эксперименту;
- делать выводы на основе наблюдений согласно поставленной цели;
- соблюдать правила безопасного поведения
Развивающая-
- развивать умения студентов выполнения конкретных задания по органической химии;
выстраивать логические цепочки, сравнивать, анализировать и обобщать полученные знания, делать выводы. - развивать навыки самостоятельной работы, коммуникативные компетенции.
Воспитательная:
- воспитывать у студентов аккуратность и чёткость при выполнении экспериментального анализа и составлении уравнений химических реакций;
- способствовать воспитанию экологической грамотности как основы экологической культуры и здорового образа жизни.
Приборы и материалы:
- лабораторное оборудование: пробирки , штатив для пробирок, набор реактивов, индикаторы, сухое горючее.
- инструктивные карты
- компьютерная презентация к уроку.
Тип урока: Урок закрепления изучаемого материала
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование, средства обучения мультимедийный комплекс, компьютерная презентация к уроку.
Применяемые элементы технологий: информационно-коммуникационные технологии, методы проблемного обучения, практико-ориентированный метод, частично- поисковый метод, исследовательская работа.
Дидактические средства. Инструктивные карты.
Ожидаемые результаты урока: каждый студент должен уметь пользоваться инструктивными картами, с целью получения необходимых знаний. Уметь проводить анализ вещества, используя соответствующие методики; знать качественные реакции органических веществ, уметь записывать уравнения этих реакций; уметь кратко и образно представить изученный материал в виде таблицы; адекватно оценивать свои знания; уметь вести диалог, аргументировано обосновывать свою точку зрения; рефлексировать свою деятельность.
Цели для студентов:
1) знать:
-качественный состав кислородсодержащих органических соединений,
-правила техники безопасности при выполнении химических опытов
2)Уметь:
-грамотно оформлять практическую работу в соответствии с требованиями инструктивной карты;
-пользоваться инструктивной карточкой по проведению лабораторного опыта.
Эпиграф урока.
««…ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…» Аристотель.
Раздаточный материал: ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА
Тема: Решение экспериментальных задач по теме «Кислородсодержащие органические соединения»
Цель работы: повторить классы кислородсодержащих органических соединений на практике, решая экспериментальные задачи
Оборудование: лабораторное оборудование: пробирки , штатив для пробирок, набор реактивов, индикаторы, сухое горючее.
Техника безопасности: При работе с едкими веществами необходимо соблюдать ОСТОРОЖНОСТЬ! Приливать реактивы необходимо строго в соответствии с инструкцией к опыту. Соблюдать ПРАВИЛО ПОСЛЕДНЕЙ КАПЛИ. В случае попадания кислоты на кожу пораженное место следует немедленно промыть в течение 10 - 15 минут быстротекущей струей воды, а затем нейтрализовать 2 % раствором карбоната натрия.
В случае попадания щелочи на кожу пораженное место следует немедленно промыть в течение 10 - 15 минут быстротекущей струей воды, а затем нейтрализовать 2 % раствором лимонной кислоты
Ход работы: Работа оформляется в таблице:
№ опыта | Название опыта | Что делал | Что наблюдал Вывод, реакции |
Задача1: Исследуйте физические свойства глюкозы.
Внимательно рассмотрите выданный вам образец глюкозы. Определите цвет, запах, вкус глюкозы. Исследуйте растворимость ее в воде. Проверьте среду раствора. Для этого опустите индикаторную бумагу в раствор глюкозы. Данные исследования занесите в таблицу и кратко доложите.
Задача 2: Исследуйте принадлежность глюкозы к многоатомным спиртам.
В пробирку прилейте 0,5 мл раствора глюкозы и 2 мл раствора гидроксида натрия NaOH. К полученной смеси добавьте 1 мл раствора сульфата меди (II). CuSO4. Что наблюдаете? Почему образовавшийся вначале осадок гидроксида меди (II) растворяется с образованием прозрачного синего раствора? Наличием каких функциональных групп в глюкозе обусловлена эта реакция?
Напишите уравнения реакций : CuSO+ NaOH
Глюкоза (раствор) + Cu(OH)
Соблюдайте правила предосторожности при работе с едкими веществами – щелочами.
Данные исследования занесите в таблицу и кратко доложите.
Задача .3 Исследуйте принадлежность глюкозы к альдегидам с помощью реакции «серебряного зеркала».В пробирку, содержащую 1-2 мл глюкозы, прилейте 1-2 мл аммиачного раствора оксида серебра и осторожно нагрейте пробирку. Что наблюдаете? Наличием какой функциональной группы обусловлена эта реакция? Напишите уравнение реакции: глюкоза (раствор) + Ag2O
Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону и от самого себя и от соседей.
Данные исследования занесите в таблицу и кратко доложите.
Задача 4. Исследовать реакцию раствора мыла и сделать выводы, какие из исследованных сортов мыла наиболее подходят для ухода за кожей разного типа".С помощью индикаторной универсальной бумаги исследовали среду мыла и с помощью цветовой эталонной шкалы на упаковке индикатора и цифровой шкалы вы установите рН мыла. И среду раствора мыла.( рН = 7, рН > 7, pH <7). Данные исследования занесите в таблицу и кратко доложите.
Задача .5. Доказать опытным путем, что глицерин относится к многоатомным спиртам проделать реакции. Сделать вывод. Составить уравнение реакции.
Налейте в пробирку 2 мл испытуемого раствора, добавьте к нему 1 мл NaOH и несколько капель раствора CuSO4. Содержимое пробирки встряхните. Что наблюдаете? Запишите в таблицу и сделайте вывод.
Задача 6. Внимательно рассмотрите выданный вам образец крахмала . Определите цвет, запах. Исследуйте растворимость ее в воде. Проведите качественную реакцию на крахмал. Запишите формулу крахмала. Укажите к какому классу углеводов относится Запишите в таблицу и сделайте вывод.
Задача7. Внимательно рассмотрите выданный вам образец сахарозы. Определите цвет, запах. Исследуйте растворимость её в воде. Докажите. Что сахароза содержит углерод Запишите формулу сахарозы. к какому классу углеводов она относится Запишите в таблицу и сделайте вывод
Самоанализа урока химии в 29группе
Н.М.Сидорова, учитель химии
06.03.2017 г.
Тема урока: Решение экспериментальных задач по теме «Кислородсодержащие органические соединения»
Характеристика группы
Присутствовало 12.
Базовый уровень усвоения материала – 4 человек
Повышенный уровень усвоения материала – 6 человека
Требуют еженедельной дополнительной подготовки - 1 человека (Бурдинский Е.)
Урок химии в 29 группе по программе О.С. Габриеляна.
Тип урока – Урок закрепления изучаемого материала.
Форма урока: Практическая работа
Тема урока –Решение экспериментальных задач по теме «Кислородсодержащие органические соединения»
Это последняя тема Кислородсодержащих органических соединений
Цель: создание условий для повторения и углубления знаний и практических навыков студентов при решении экспериментальных задач
Цели и учебные задачи соответствуют теме урока.
Цели урока:
обучающая: совершенствовать знания о признаках химических реакций;
совершенствовать экспериментальные умения определять цель работы, пользоваться инструкцией и лабораторным оборудованием, проводить реакции;, наблюдать и фиксировать наблюдения;
записывать уравнения реакций согласно эксперименту;
делать выводы на основе наблюдений согласно поставленной цели;
соблюдать правила безопасного поведения
развивающая: развивать навыки самостоятельной работы, коммуникативные компетенции.
воспитательная: воспитание аккуратности и последовательности в работе, бережного отношения к школьному имуществу, собственному здоровью и здоровью окружающих.
Уровень интеллектуальных способностей 29гр. по химии на данном этапе изучения предмета: низкий – 1 человека, ниже среднего – 2 человека, средний – 7 человек, выше среднего –2 человека.
Учебная мотивация у 10 человек из 12.
Поэтому использовалась технология деятельностного подхода.
Актуализация знаний через выполнение теста и беседу о правилах техники безопасности с опорой на разрешающие и запрещающие условные обозначения, осмысление через демонстрационный эксперимент – это способствовало формированию познавательной активности, умению анализировать свою деятельность, корректировать результат.
Навыков сотрудничества, взаимопомощи, управление своей самостоятельной работой, навыки работы с информацией (выбор, оформление, обобщение) развивались при работе в группах.
Использованы методы: интерактивный словесный в виде побуждающего диалога и традиционный словесный в виде беседы, монолога; прием визуального исключения, практические – метод наблюдения, проблемно-поисковый, наглядный (инструкционная карта)
На разных этапах урока чередовались фронтальная, индивидуальная, групповая работа и такие виды деятельности, как наблюдение, проведение опытов, описание и объяснение химических реакций.
Студенты выступали в роли мыслителей, партнеров, исследователей.
Преподаватель – в роли координатора деятельности, консультанта. Стиль общения – демократичный.
Познавательная активность студентов проявлялась при проведении химического эксперимента, ведения наблюдения и определения признаков реакций.
Социальная активность: учащиеся взаимодействовали в группах, кроме пятерых, не пожелавших к кому-то присоединиться привыкли работать своей группой; общались с преподавателем на этапах целеполагания и рефлексии,
т. е. выступали в роли обучающихся.
Физическая активность: учащиеся говорили, слушали, читали, описывали результаты опытов, работали с лабораторным оборудованием.
Все виды работ имели один уровень, но дифференциация была реализована по степени помощи преподавателя при выполнении эксперимента: для сильных информация-подсказка давалась фронтально, для других - индивидуальная помощь-консультация.
Для самоанализа деятельности студенты использовали условные знаки, подводили итоги по цели и задачам, поставленным в начале урока самими студентами.
«На уроке всё понятно» - 4, «смогу самостоятельно проводить опыты и наблюдать признаки» - 4, «осталось ощущение непонятности» - 0, хотя три человека уклонились от самооценки.
С практической работой не справился 1 студент , пропускающий много учебного времени. «5» - 6, «4» - 4, «3» - 1.
Таким образом, урок достиг целей. Результативность соответствует уровню подготовленности группы .
)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Решение экспериментальных задач по теме Растворы"
В условиях предпрофильного обучения учителя химии используют нетрадиционные методики. Среди них урок-практикум для разновозрастной группы (9-й и 11 -й классы). Это позволяет учащимся 9-х классов б...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/02/picture-45982-1351834123.jpg)
Презентация открытого урока "Решение экспериментальных задач"
Решение экспериментальных задач по физике в 11 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/03/picture-513625-1414994477.jpg)
Практическая работа. РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ: «КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА»
Практическая работа №7РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ:«КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕВЕЩЕСТВА»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/25/picture-1340479-1627216965.jpg)
Открытый урок решения проектных задач по теме "Путешествие по Байкалу" (Математика 6-7 класс)
Открытый урок решения проектных задач по математике по теме "Путешествие по Байкалу" для учащихся 6-7 классов (презентация прилагается)....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/15/picture-555746-1421323313.jpg)
Открытый урок. Решение экспериментальных задач по теме Металлы и их соединения 9 класс
Решение экспериментальных задачпо теме «Металлы и их соединения»...
Сборник ситуационных задач по теме "Кислородсодержащие органические соединения"
Сборник ситуационных задач по теме "Кислородсодержащие органические соединения"...
Открытый урок-практикум по химии в 9 классе по теме: Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»
Вид урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков на практике.Форма: практическая работа.Цели урока: ...