Методическая разработка урока химии по теме "Приготовление раствора сахара с определённой массовой долей растворенного вещества»
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Цель: Сформировать умение приготавливать раствор заданной концентрации.
Задачи:
· познакомиться с устройством лабораторных весов и правилами взвешивания;
· повторить и использовать правила ТБ при выполнении практической работы в кабинете химии;
· совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием;
· закрепить теоретические знания о растворах и способах выражения их концентрации;
· продолжить формирование умения описывать наблюдения и делать выводы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ Николо- Березовская СОШ
Методическая разработка
урока химии по теме "Приготовление раствора сахара
с определённой массовой долей растворенного вещества»
Составила:
учитель химии Адамова С.А.
Класс: 8
2015
Открытый урок химии по теме
"Приготовление раствора сахара
с определённой массовой долей растворенного вещества»
Класс: 8
Цель: Сформировать умение приготавливать раствор заданной концентрации.
Задачи:
- познакомиться с устройством лабораторных весов и правилами взвешивания;
- повторить и использовать правила ТБ при выполнении практической работы в кабинете химии;
- совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием;
- закрепить теоретические знания о растворах и способах выражения их концентрации;
- продолжить формирование умения описывать наблюдения и делать выводы.
Оборудование: Лабораторные весы с разновесами, лист бумаги, химический стакан, мерный цилиндр, ложечка для сыпучих веществ, стеклянная палочка.
Реактивы: сахар, вода.
Эпиграф к уроку:
«Недостаточно овладеть премудростью, нужно также уметь пользоваться ею».
Марк Тулий Цицерон.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Постановка цели урока.
На прошлых уроках мы с вами говорили, что растворы являются неотъемлемой частью нашей жизни.
- Ребята, вспомним, что такое раствор? (Однородная система, состоящая из частиц растворителя и частиц растворённого вещества.)
- Вспомните, какое значение имеют растворы? (Ответы учащихся: почти все лекарственные вещества действуют на организм в растворенном состоянии, усвоение пищи связано с переводом питательных веществ в раствор; растворами являются важнейшие физиологические жидкости – кровь, лимфа, клеточный сок растений и т.д.; получение удобрений, металлов и их сплавов, бумаги, парфюмерной продукции протекают в растворах).
Сегодня на уроке мы с вами проведем практическую работу по приготовлению раствора с определённой массовой долей растворённого вещества.
- Какова цель нашего урока? (ребята самостоятельно формулируют цель практической работы).
III. Основная часть урока
- Химик-органик Н.Н. Семенов писал: «Химия – это наука экспериментальная, а не волшебная, и лучше в этой науке быть в безопасности, чем потом сожалеть».
Правила техники безопасности.
При проведении любой практической работы мы с вами должны соблюдать правила техники безопасности.
(Два ученика, в роли химиков, объясняют всему классу правила ТБ при проведении практической работы).
1 Ученик:
Помни каждый ученик,
Знай, любая кроха,
Безопасность – хорошо,
А халатность – плохо!
2 Ученик:
Не спеши хватать пробирку,
А инструкцию читай,
Убедись, что ты все понял,
Вот тогда и начинай!
Актуализация теоретических знаний.
Для того чтобы приготовить необходимый раствор, мы должны вспомнить расчетные формулы.
- Вспомните, что такое массовая доля растворённого вещества? (Это отношение массы растворённого вещества к массе раствора)
- Что такое массовая доля раствора? ( Она показывает содержание растворённого вещества в 100 граммах данного раствора).
- Какими формулами мы будем пользоваться при проведении расчетов?
(w= mв-ва : mр-ра * 100%; mр-ра = mв-ва + mводы, mводы= v*ρ).
Выполнение практической работы.
На столах у учащихся находятся инструктивные карточки с заданием.
1 Этап. Измерение массы сахара.
- Откройте коробку с весами, соберите чашечные весы, уравновесьте чашки с помощью листа бумаги.
- На правую чашку весов поставьте гирьки нужной массы, а на левую аккуратно насыпьте сахар.
- Взвесьте необходимую массу сахара, пользуясь этим правилом взвешивания.
- Взвешенное вещество высыпьте в химический стакан.
2 Этап. Приготовление раствора.
- Отмерьте мерным цилиндром необходимый объем воды.
- Ответьте на вопрос: Почему объём воды равен её расчётной массе? (так как плотность воды равна 1гр ⁄ мл).
- Вылейте воду в стакан с сахаром и перемешайте стеклянной палочкой до полного растворения его.
3 Этап. Оформление работы.
Этап | Оборудование | Действия, расчеты |
|
|
|
IV. Закрепление
- Что вы получили в ходе практической работы? (Однородную бесцветную жидкость, которая является раствором сахара с определённой массовой долей растворённого вещества)
- Сформулируйте вывод о том, как приготовить раствор с определённой массовой долей растворённого вещества
V. Итог урока
- Чему вы сегодня учились на уроке? (Приготовлению растворов с определённой массовой долей растворённого вещества).
- Что нужно знать, чтобы приготовить раствор с заданной долей растворенного вещества? (Необходимо взвесить нужную массу твёрдого вещества, отмерить объём воды, эту смесь перемешать до полного растворения твёрдого вещества.)
- Где мы можем воспользоваться умением готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества? (При приготовлении сахарных сиропов, маринадов.)
VI. Домашнее задание
Вычислите, какую массу сульфата цинка необходимо взять для получения 10 г раствора глазных капель, применяемых для лечения конъюнктивита, если известно, что массовая доля соли в растворе составляет 0,25%?
Список использованной литературы:
- Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2008.
- Методическое пособие к курсу О.С. Габриелян «Химия. 8 класс» - М.:Дрофа,2010г.
- http://metodsovet.su/dir/khimia/7
- http://kimhimik628181.jimdo.com/#login
Инструкция по проведению практической работы №3
«Приготовление раствора сахара, с определенной массовой долей»
Цель работы: научиться взвешивать на лабораторных весах, определять объем жидкости с помощью мерного цилиндра, готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества, производить теоретические расчеты, которые можно применить на практике.
Оборудование: весы, мерный цилиндр, ложечка, химический стакан, стеклянная палочка, вода, сахар.
Примечание: 1. Вспомните правила поведения и техники безопасности, процессы растворения, формулы для расчета.
2. Внимательно слушай указания учителя.
Алгоритм проведения работы:
1. этап работы: Расчетная часть.
Получив задание от учителя, произведи расчет для выполнения практической работы.
Приготовить 180 г 3% раствора сахара |
Приготовить 150 г 4% раствора сахара |
Приготовить 120 г 2% раствора сахара |
2. этап работы:
Рассчитайте массу сахара и массу воды, необходимые для приготовления необходимого вам раствора используя формулы:
m(вещества) = m(раствора) · ω(вещества) m(H2O) = m(раствора) - m(вещества)
На весах взвесьте требуемую навеску сахара, и высыпьте ее в химический стакан.
3. этап работы:
Определите объем воды, соответствующий вычисленной массе, используя формулу: V = m · ρ. Помните, что для воды ρ = 1 г/мл.
1. Мерным цилиндром отмерьте рассчитанный объем воды и вылейте ее в стакан с сахаром.
4. этап работы:
Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей сахара. Перемешайте стеклянной палочкой сахар с водой до полного его растворения.
Заключение:
1.Обратите внимание на оформление задачи в тетради, правильные расчеты.
2. Сделайте вывод о том, что необходимо для приготовления раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.
3. Уберите свое рабочее место.
Оформление в тетради:
Практическая работа №3
«Приготовление раствора сахара с определенной массовой долей»
Цель: научиться взвешивать на лабораторных весах, определять объем жидкости с помощью мерного цилиндра, готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества, производить теоретические расчеты, которые можно применить на практике.
Оборудование и реактивы: химический стакан, палочка для перемешивания, мерный цилиндр, лабораторные весы, разновесы; сахар, вода.
С правилами техники безопасности при выполнении практической работы ознакомлен(а):________
Ход работы
Отчет составляется по пунктам «Инструкции выполнения работы».
Этап | Оборудование | Действия, расчеты |
|
|
|
Вывод формулируется на основании выполненной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества"
Данный урок способствует развитию умения учеников применять полученные знания на практике. при приготовление растворов с заданной массовой долей растворенного вещества ....
Практическая работа по химии 8 классТема. Приготовление раствора с определённой массовой долей растворённого вещества (соли).
Практическая работа по химии 8 классТема. Приготовление раствора с определённой массовой долей растворённого вещества (соли)....
«Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества»
Цели: Уметь готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества, используя следующие операции: взвешивание, отмеривание определенного объема жидкости, растворение; производить необх...
План урока "Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества"
План урока "Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества"...
«Приготовление раствора с определённой массовой долей растворённого вещества»
разработка урока по химии «Приготовление раствора с определённой массовой долей растворённого вещества» 8класс, урок с использованием практического мод...
Технологическая карта урока: «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества» (7 класс)
Данный урок даёт возможность учащимся приобрести опыт познания, имеющий универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятие решений, поиска, анализа и обработки информац...
Практическая работа № 5 по теме «Приготовление растворов с определённой массовой долей растворённого вещества»
Практическая работа № 5 по теме «Приготовление растворов с определённой массовой долей растворённого вещества»...