рабочая программа по химии 8 класс Габриелян ФГОС
рабочая программа по химии (8 класс) на тему
рабочая программа для 8 класса по химии на основе учебника Габриеляна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
химия 8 класс | 125.74 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Программа составлена на основе:
- Химия: 8-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Габриеляна О. С. 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2010. – 92 с.
- Примерные программы по учебным предметам. Химия 8-9 классы: проект. – 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2011. – 44 с. (Стандарты второго поколения.)
Рабочая программа ориентирована на учебники:
- Габриелян О. С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018. – 287, [1] с.: ил.
- Габриелян О. С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018. – 305, [1] с.: ил.
Сроки реализации программы
Рабочая программа (базовый уровень) рассчитана на 2 года обучения – в 8 и 9 классах.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на
- 68 часов (по 2 часа в неделю) в 8 классе;
.
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении химии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
в ценностно-ориентационной сфере - чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере - умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
- использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
- использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
- использование различных источников для получения химической информации.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
В познавательной сфере:
- Давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, скорость химической реакции);
- Описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
- Описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
- Классифицировать изученные объекты и явления;
- Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
- Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
- Структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
- Моделировать строение атомов элементов первого — третьего периодов (в рамках изученных положений теории Э. Резерфорда), строение простейших молекул.
В ценностно-ориентационной сфере:
- Анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
В трудовой сфере:
- Проводить химический эксперимент.
В сфере безопасности жизнедеятельности:
- Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
III.Содержание учебного предмета
Введение - 5 часов
Химия - наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Расчетные задачи:
- Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле;
- Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.
Учащиеся должны знать: определение важнейших понятий как, простые и сложные вещества, химический элемент, атом, молекула. различать понятия «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент». Определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава. Знаки первых 20 химических элементов. Понимать и записывать химические формулы веществ. Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.
Уметь: отличать химические реакции от физических явлений. Использовать приобретённые знания для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека. Определять положение химического элемента в Периодической системе. называть химические элементы. Определять состав веществ по химической формуле, принадлежность к простым и сложным веществам. Вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения.
Атомы химических элементов - 9 часов
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса». Изменение числа протонов в ядре атома − образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома − образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1−20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента - образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой - образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации: Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Учащиеся должны знать: определение понятия «химический элемент», формулировку Периодического закона, определение таких понятий как «химическая связь», «ион», «ионная связь», определение металлической связи.
Уметь: объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента. Объяснять физический смысл номера группы и периода, составлять схемы строения атомов первых 20 элементов ПСХЭ Д.И. Менделеева. Объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. Характеризовать химические элементы (от Н до Са) на основе их положения в ПСХЭ и особенностей строения их атомов. Определять типы химических связей в соединениях.
Простые вещества - 7 часов
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества − металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества − неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ − аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества − миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Расчетные задачи:
- Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам;
- Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Демонстрации: Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.
Соединения химических элементов - 14 часов
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Расчетные задачи:
- Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ;
- Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя;
- Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации: Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.
Изменения, происходящие с веществами - 13 часов
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, - физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.
Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Расчетные задачи:
- Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции;
- Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей;
- Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации: Примеры физических явлений: плавление парафина; возгонка иода или бензойной кислоты; растворение перманганата калия; диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: горение магния, фосфора; взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; получение гидроксида меди (II); растворение полученного гидроксида в кислотах; взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; разложение перманганата калия; взаимодействие разбавленных кислот с металлами; разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.
Учащиеся должны знать: общие физические свойства металлов, определение понятий «моль», «молярная масса», определение молярного объёма газов.
Уметь: характеризовать связь между составом, строением и свойствами металлов и неметаллов, физические свойства неметаллов, вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества (и обратные задачи), объём газа по количеству, массу определённого объёма или числа молекул газа (и обратные задачи).
Учащиеся должны знать: способы разделения смесей. Определение понятия «химическая реакция», признаки и условия течения химических реакций по поглощению и выделению энергии.
Определение понятия «химическая реакция».
Уметь: обращаться с химической посудой и лабораторным оборудование при
проведении опытов с целью очистки загрязнённой воды. Составлять уравнения химической реакции на основе закона сохранения массы веществ. Вычислять по химическим уравнениям массу, объём или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определённую долю примесей. Отличать реакции разложения, соединения, замещения и обмена друг от друга, составлять уравнения реакций данных типов. Составлять уравнения реакций взаимодействия металлов с растворами кислот и солей, используя ряд активности металлов. Определять возможность протекания реакций обмена в растворах до конца.
Учащиеся должны знать: определения степени окисления, электроотрицательности, оксидов, оснований, кислот и солей, кристаллических решёток, смесей, массовой или объёмной доли растворённого вещества.
Уметь: определять степень окисления элементов в бинарных соединениях, составлять формулы соединений по степени окисления, называть бинарные соединения. Определять принадлежность веществ к классам оксидов, оснований, кислот и солей, называть их, составлять формулы. Знать качественные реакции на углекислый газ, распознавания щелочей и кислот. Характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решётки. Вычислять массовую долю вещества в растворе.
Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции - 20 часов
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями - реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ - металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Демонстрации: Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.
Учащиеся должны знать: определение понятия «растворы», условия растворения веществ в воде. Определение понятия «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «сильный электролит», «слабый электролит», понимать сущность процесса электролитической диссоциации. Основные положения теории электролитической диссоциации. Определение кислот, щелочей и солей с точки зрения ТЭД. Классификацию и химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей. определение понятий «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление».
Уметь: пользоваться таблицей растворимости. Составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей. Составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность. Определять возможность протекания реакций ионного обмена. Составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей в молекулярном и ионном виде. Составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства и генетическую связь основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде. Определять окислители и восстановители, отличать окислитель – восстановительные реакции от других типов реакций, расставлять коэффициенты в окислительно – восстановительных реакциях методом электронного баланса.
IV. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности по химии 8 класс
Название темы | Часы по рабочей программе | Лабораторные работы | Практические работы | Контрольные работы |
Введение | 5 | №1. Сравнение свойств твердых кристаллических веществ и их растворов; №2. Сравнение скорости испарения воды, одеколона, спирта с фильтровальной бумаги | № 1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием | |
Атомы химических элементов | 9 | №3. Моделирование принципа действия сканирующего микроскопа; №4. Изготовление моделей молекул бинарных соединений | № 1. Атомы химических элементов | |
Простые вещества | 7 | №5. Ознакомление с коллекцией металлов; №6. Ознакомление с коллекцией неметаллов | ||
Соединения химических элементов | 14 | №7. Ознакомление с коллекцией оксидов; №8. Ознакомление со свойствами аммиака; №9. Качественная реакция на углекислый газ; №10. Определение рН кислоты, щелочи, воды; №11. Определение рН лимонного и яблочного сока на срезе плода; №12. Ознакомление с коллекцией солей; №13. Ознакомление с коллекцией веществ с различным типом кристаллических решеток. Изготовление моделей кристаллических решеток; №14. Ознакомление с коллекцией горных пород | №2. Анализ почвы и воды; №3. Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества | № 2. Простые вещества. Соединения химических элементов |
Изменения, происходящие с веществами | 13 | №15. Прокаливание меди в пламени спиртовки; №16. Реакция замещения между железом и сульфатом меди | №4. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, их описание; №5. Признаки химических реакций | № 3. Изменения, происходящие с веществами |
Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции | 20 | №17. Реакция между хлоридом натрия и нитратом серебра; №18. Получение гидроксида меди, растворение его в кислоте; №19. Реакция между кислотой и основанием; №20. Реакция между кислотой и оксидом металла; №21. Реакция между кислотой и металлом; №22. Реакция между кислотой и солью; №23. Реакция между щелочью и кислотой; №24. Реакция между щелочью и оксидом неметалла; №25. Реакция между щелочью и солью; №26. Получение и свойства нерастворимого основания; №27. Реакция между основным оксидом и кислотой; №28. Реакция между основным оксидом и водой; №29. Реакция между кислотным оксидом и щелочью; №30. Реакция между кислотным оксидом и водой; №31. Реакция между солью и кислотой; №32. Реакция между солью и щелочью; №33. Реакция между солями; №34. Реакция между солью и металлом | №6. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов; №7. Ионные реакции; №8. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей; №9. Решение экспериментальных задач | Итоговая контрольная работа |
Итого: | 68 | 34 | 9 |
V. Тематическое планирование по химии 8 класс
№ урока | Дата | Тема урока | Требования к уровню подготовки | Практическая часть | Д/з |
Введение. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа 1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием | Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. | Д. Приемы работы со спиртовкой, лабораторным оборудованием | §1 | ||
Предмет химии. Вещества. Лабораторная работа 1. Сравнение свойств твердых кристаллических веществ и их растворов | §2 | ||||
Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. Лабораторная работа 2. Сравнение скорости испарения воды, одеколона, спирта с фильтровальной бумаги | Знать понятия: «атом», «химический элемент» и «вещество». Уметь определять простые и сложные вещества. | Д. Коллекции изделий из алюминия и стекла. Д. Взаимодействие соляной кислоты с мелом | §3-4 | ||
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов | Знать символы химических элементов, большие и малые периоды, группы и подгруппы (главные и побочные). | §5 | |||
Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы | Знать понятия: «относительная атомная и молекулярная массы», «химическая формула». Уметь определять качественный и количественный состав вещества по химической формуле; вычислять относительную молекулярную массу вещества; массовую долю химического элемента по формуле соединения. | §6 | |||
Основные сведения о строении атомов Лабораторная работа 3. Моделирование принципа действия сканирующего микроскопа | Знать понятие «химический элемент» Уметь объяснять физический смысл порядкового номера химического элемента; характеризовать состав атомов. | Д. Модели атомов химических элементов | §7 | ||
Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы | Д. Периодическая система химических элементов | §8 | |||
Строение электронных оболочек атомов | Уметь составлять схемы строения атомов первых 20 элементов в периодической системе; объяснять физический смысл номеров группы и периода, к которым принадлежит элемент в ПС; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. | §9 | |||
Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов | Применять знания о физическом смысле порядкового элемента, номера группы, номера периода; о причинах изменения свойств химических элементов в периодах и группах, объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. Составлять схемы образования ионных соединений. | §10 | |||
Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой | Знать понятия: «химическая связь», «атомная или ковалентная связь», «одинарная, двойная и тройная связи», «длина связи», «электронная и структурная формулы». Уметь определять ковалентную связь в соединениях. | Д. Модели кристаллических решеток алмаза и графита | §11 | ||
Ковалентная полярная химическая связь. Лабораторная работа 4. Изготовление моделей молекул бинарных соединений | Знать понятия: «ковалентные неполярная и полярная химические связи», «частичный заряд» и «валентность». Уметь составлять схемы образования ковалентных связей; определять валентности атомов химических элементов по формулам. | §12 | |||
Металлическая химическая связь | Знать понятие: «металлическая связь». Уметь определять тип химической связи в металлах. | §13 | |||
Обобщение и систематизация знаний по теме «Атомы химических элементов» | §7-13 | ||||
Контрольная работа № 1 «Атомы химических элементов» | §7-13 | ||||
Простые вещества – металлы Лабораторная работа 5. Ознакомление с коллекцией металлов | Уметь характеризовать связь между строением и свойствами металлов; использовать приобретенные знания для критической оценки информации о металлах, используемых в быту. | Д. Коллекция металлов | §14 | ||
Простые вещества – неметаллы. Лабораторная работа 6. Ознакомление с коллекцией неметаллов | Уметь характеризовать положение неметаллов в периодической системе; строение атомов неметаллов. | Д. Коллекция неметаллов | §15 | ||
Количество вещества | Знать понятия: «моль» и «молярная масса». Уметь вычислять молярную массу и количество вещества. | Д. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль | §16 | ||
Молярный объем газов | Знать и понимать химическое понятие: «молярный объем». Уметь вычислять: по количеству (массе) газообразного вещества его объем; по объему газообразного вещества его количество (массу). | §17 | |||
Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества» | §14-17 | ||||
Степень окисления | Уметь называть бинарные соединения по их химическим формулам; определять степень окисления элементов в соединениях | Д. Образцы оксидов, хлоридов, сульфидов | §18 | ||
Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения. Лабораторная работа 7. Ознакомление с коллекцией оксидов. Лабораторная работа 8. Ознакомление со свойствами аммиака. | Знать понятие: «оксиды» Уметь называть оксиды по их формулам; определять степень окисления элементов в оксидах; составлять формулы оксидов | Д. Образцы оксидов. Растворы хлороводорода и аммиака | §19 | ||
Основания Лабораторная работа 9. Качественная реакция на углекислый газ | Знать понятия: «основания», «щелочи». Уметь называть основания по их формулам; составлять химические формулы оснований; определять основания по их формулам. | Д. Образцы щелочей и нерастворимых оснований. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде | §20 | ||
Кислоты Лабораторная работа 10. Определение рН кислоты, щелочи, воды Лабораторная работа 11. Определение рН лимонного и яблочного сока на срезе плода | Знать понятие: «кислота». Уметь называть кислоты по их формулам; составлять химические формулы кислот; определять кислоты по их формулам. | Д. Образцы кислот. Изменение окраски индикаторов в кислой среде | §21 | ||
Соли. Лабораторная работа 12. Ознакомление с коллекцией солей | Знать понятие: «соль». Уметь называть соли по их формулам; составлять химические формулы солей; определять соли по их формулам. | Д. Образцы солей | §22 | ||
Кристаллические решетки. Лабораторная работа 13. Ознакомление с коллекцией веществ с различным типом кристаллических решеток. Изготовление моделей кристаллических решеток | Знать понятие: «кристаллическая решетка». Уметь вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; количество вещества, объем или массу вещества по его количеству. | Д. Модели кристаллических решеток | §23. | ||
Аморфные и кристаллические вещества. | Знать закон постоянства состава веществ. Уметь характеризовать связь между составом, строением и свойствами веществ. | §23 | |||
Чистые вещества и смеси. Лабораторная работа 14. Ознакомление с коллекцией горных пород. Практическая работа 2. Анализ почвы и воды | Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. | Д. Образцы смесей Разделение смеси речного песка и поваренной соли | §24 | ||
Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора) | Уметь вычислять массовую долю вещества в растворе. | §25 | |||
Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора) | §25 | ||||
Практическая работа 3. Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества. | Уметь использовать приобретенные знания для приготовления растворов заданной концентрации. | §25 | |||
Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов» | §18-25 | ||||
Контрольная работа № 2 «Простые вещества. Соединения химических элементов» | §18-25 | ||||
Физические явления в химии. Практическая работа 4. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, их описание | §26 | ||||
Химические реакции. Практическая работа 5. Признаки химических реакций | Знать понятия: «химическая реакция», «экзотермические и эндотермические реакции». | Д. Горения магния Возгонка йода Плавление парафина Помутнение известковой воды Получение углекислого газа. | §27 | ||
Химические уравнения | Знать закон сохранения массы веществ. Уметь составлять уравнения химических реакций. | §28 | |||
Расчеты по химическим уравнениям | Уметь вычислять количество вещества, массу или объем по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции. | §29 | |||
Типы химических реакций | Знать понятие: «классификация реакций». Уметь определять типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ; решать задачи, связанные с расчетами по уравнениям химических реакций. | Д. Химические реакции различных типов | §30-33 | ||
Реакции разложения | Д. Разложение малахита | §30 | |||
Реакции соединения. Лабораторная работа 15. Прокаливание меди в пламени спиртовки | §31 | ||||
Реакции замещения. Лабораторная работа 16. Реакция замещения между железом и сульфатом меди | §32 | ||||
Реакции обмена | §33 | ||||
Типы химических реакций на примере свойств воды. | Уметь характеризовать химические свойства воды; составлять уравнения химических реакций характеризующих химические свойства воды и определять их тип. | §34 | |||
Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами» | §26-34 | ||||
Контрольная работа № 3. «Изменения, происходящие с веществами» | §26-34 | ||||
Растворение. Растворимость веществ в воде | Д. Растворение безводного сульфата меди (II) в воде | §35 | |||
Электролитическая диссоциация | Знать понятия: «электролит и неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «степень диссоциации». | Д. Испытание веществ и их растворов на электропроводность | §36 | ||
Основные положения теории электролитической диссоциации. Практическая работа 6. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов | Д. Примеры реакций, идущих до конца | §37 | |||
Ионные уравнения. Лабораторная работа 17. Реакция между хлоридом натрия и нитратом серебра. Лабораторная работа 18. Получение гидроксида меди, растворение его в кислоте. | Уметь объяснять сущность реакций ионного обмена; определять возможность протекания реакций ионного обмена до конца; составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена. | §38 | |||
Практическая работа 7. Ионные реакции | §38 | ||||
Кислоты, их классификация и свойства. Лабораторная работа 19. Реакция между кислотой и основанием. Лабораторная работа 20. Реакция между кислотой и оксидом металла. Лабораторная работа 21. Реакция между кислотой и металлом. Лабораторная работа 22. Реакция между кислотой и солью | Уметь называть кислоты; характеризовать химические свойства кислот; определять возможность протекания типичных реакций кислот. | §39 | |||
Основания, их классификация и свойства. Лабораторная работа 23. Реакция между щелочью и кислотой. Лабораторная работа 24. Реакция между щелочью и оксидом неметалла. Лабораторная работа 25. Реакция между щелочью и солью. Лабораторная работа 26. Получение и свойства нерастворимого основания | Уметь называть основания; характеризовать химические свойства оснований; определять возможность протекания типичных реакций оснований. |
| §40 | ||
Оксиды, их классификация и свойства. Лабораторная работа 27. Реакция между основным оксидом и кислотой. Лабораторная работа 28. Реакция между основным оксидом и водой. Лабораторная работа 29. Реакция между кислотным оксидом и щелочью. Лабораторная работа 30. Реакция между кислотным оксидом и водой | Уметь называть оксиды; определять принадлежность веществ к классу оксидов; характеризовать химические свойства оксидов. |
| §41 | ||
Соли, их классификация и свойства. Лабораторная работа 31. Реакция между солью и кислотой. Лабораторная работа 32. Реакция между солью и щелочью. Лабораторная работа 33. Реакция между солями. Лабораторная работа 34. Реакция между солью и металлом | Уметь называть соли; определять принадлежность веществ к классу солей; характеризовать: химические свойства солей. | §42 | |||
Генетическая связь между классами веществ. Практическая работа 8. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей
| Уметь характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ; составлять уравнения химических реакций, характеризующие свойства неорганических веществ. | §43 | |||
Окислительно-восстановительные реакции | Знать понятия: «окислитель и восстановитель», «окисление и восстановление». Уметь определять степень окисления элемента в соединении, тип химической реакции по изменению степени окисления химических элементов. | §44 | |||
Практическая работа 9. Решение экспериментальных задач | Уметь обращаться с химической посудой и реактивами; распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей; определять возможность протекания реакций ионного обмена до конца. | §35-44 | |||
Обобщение и систематизация знаний по теме «Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции». Проверочная работа | §35-44 | ||||
Итоговая контрольная работа | §1-44 |
Лист изменений, вносимых в Рабочую программу.
№ | Причины изменений | Содержание изменений | № и дата протокола заседания МО Подпись руководителя МО | Согласование с заместителем директора по УВР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 1 класса по ФГОС
Рабочая программа для 1 класса ФГОС...
рабочая программа по химии . 9класс , Габриелян О.С.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна , к учебнику химии 9 кл. О.С.Габриеляна(2 часа в неделю)...
Рабочая программа для 1 класса по ФГОС
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе нормативных документов: - Закона Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность обра...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа 5- 9 класс по ФГОС
Рабочая программа по физической культуре для 5-9 классов составлена на основе Примерной и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11классов» В.И.Ляха, А.А.Зд...
Рабочая программа для 5 класса по ФГОС
Рабочая программа для 5 классов (3 часа). Разработанная на основе новых Федеральных образовательных стандартов....
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...