Методическая разработка урока-исследования "Химические свойства солей"
план-конспект урока по химии (8 класс)
В методической разработке представлена технологичская карта урока-исследования по химии с применением технологии Способа диалектического обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnolog_karta_him_svoystva_soley.docx | 54.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Чулочникова Оксана Викторовна
Класс: 8
УМК: О. С. Габриелян
Тема: «Химические свойства солей»
Методы: исследовательский, Способ диалектического обучения.
Тип урока: урок - исследование.
Место урока в изучаемой теме: 7 урок в теме «Основные классы неорганических соединений». Понятия «соли», «химические свойства солей», «признаки химических реакций» будут применяться при определении генетической связи между классами неорганических веществ, выполнении заданий ОГЭ по химии.
Цели:
знать:
- понятия: «кислоты», «основания», «оксиды», «соли», «металлы», «условия протекания реакции», «признак химической реакции»;
- химические свойства солей,
уметь (сможет продемонстрировать):
- составлять уравнения химических реакций;
- применять таблицу растворимости веществ в воде для прогнозирования химических свойств солей;
- соблюдать технику безопасности при работе с кислотами, основаниями, солями;
- выполнять лабораторные опыты в соответствии с условиями задачи.
Планируемые результаты
Предметные: | УУД |
- формулируют понятия «соли», «электрохимический ряд металлов», «условия протекания реакции», «признак химической реакции» - проводят опыты, наблюдают, описывают наблюдения | Познавательные – использовать знаково-символические средства для решения задач; осуществлять классификацию, делать выводы; проводить наблюдение; составлять на основе текста графики, в том числе с применением средств ИКТ; интерпретировать информацию, представленную в виде таблиц и графиков (аспект смыслового чтения). Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно. Коммуникативные - строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; сотрудничество учащихся между собой, работа в группах; взаимоконтроль, умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные - формирование познавательного интереса к изучению химии; понимание значимости естественно-научных знаний для решения практических задач; понимание и оценка вклада российских учёных в развитие химической науки |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Время Баллы | Деятельность учащихся | |||||||||||||||||||||||||||
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | 1.1.Приветствие учащихся. Добрый день, ребята. Вы когда-нибудь слышали о китайском мудреце Конфуции? Это влиятельный философ, учитель и политик. Он жил более 2500 лет назад, а его идеи и изречения продолжают находить отклик по всему миру и в наши дни. Одна из цитат Конфуция и станет девизом нашего урока «Услышал – забыл, увидел - запомнил, сделал сам – понял». 1.3.Заявка на оценку: «5» - 14 баллов и выше «4» - 10-13 баллов «3» - 7-9 баллов Критерии оценки Обоснование ответа – 1 балл Дополнение-возражение – 1 балл Построение логической схемы-3 балла Построение логической цепи рассуждений – 3б Ответ на вопрос – суждение – 2 балла Выдвижение аргумента – 1 балл Доказательство – 2 балла За скорость – 1 балл Умение работать в группе – 1 балл | 2 мин | Самоорганизация учащихся. Поисковая беседа Ответ «Соли» Учащиеся определяют учебные задачи | |||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний | Тема урока: «Химические свойства солей» - выделите основные понятия из темы урока -Ответьте устно на вопросы карточки – понятия по теме «Соли»: - Что называется солями? - Что считается сложным веществом? - Что понимается под составом вещества? - Что представляет собой валентность кислотного остатка? - Что выражает химическая формула средних солей? - Что является кислой солью; основной солью? - Что такое физические свойства солей? - Каковы свойства и виды солей по растворимости в воде? - В чем заключается сущность определения растворимости соли в воде по таблице растворимости? - Выберите формулы средней, кислой, основной солей из предложенного перечня веществ и дайте им названия: NaHCO3, H2SiO3, MgSO4, CaOHCI, LiOH - Сформулируйте понятие «Химические свойства». - Перечислите признаки химической реакции, а также ученого, который определил правило протекания химических реакций до конца? | 3 мин 2б 3б | Поисковая беседа Ответы учащихся: Понятия «соли» и «химические свойства» Фронтальная работа Соли- это сложные вещества, состоящие и атомов металла и кислотного остатка. Сложное вещество - это вещество, состоящее из разных химических элементов. Состав вещества- это совокупность атомов или ионов из которых состоит вещество. Валентность кислотного остатка определяется количеством атомов водорода, способных замещаться атомами металлов. Средняя соль- это продукт полного замещения атомов водорода на металл. Кислая соль – это продукт неполного замещения атомов водорода в кислотах. Основная соль – это продукт неполного замещения гидроксогрупп в основаниях. Соли- это твердые, тугоплавкие вещества, имеющие разную растворимость в воде. Соли по растворимости в воде делят: растворимые, малорастворимые и нерастворимые. В таблице растворимости на пересечении строки, в которой находится кислотный остаток и столбца, в которой находится ион металла искомой соли стоит буква (н. м. р) определяющая растворимость соли в воде. Ответ: кислая соль NaHCO3-гидрокарбонат натрия, средняя соль MgSO4- сульфат магния, основная соль CaOHCI- гидрохлорид кальция Ответ: Химические свойства - это свойства веществ, проявляемые в процессе химической реакции и влияющие на нее. Ответ: образование или растворение осадка, выделение газа или воды. Правило Клода Луи Бертолле гласит, что для полного завершения химических реакций ионного обмена необходимо образование газа или осадок. | |||||||||||||||||||||||||||
III. Мотивация к деятельности | Целевая установка на урок. - В конце урока Вам нужно построить суждение - ответ на вопросы: - Какие химические свойства характерны для неорганических солей? - Как доказать аналитически и экспериментально истинность правила Бертолле на примере неорганических солей? - Итак, вспомним, как взаимодействуют кислоты и основания с солями. - Прильем к раствору гидроксида натрия сульфат железа (II), что наблюдаете, составьте уравнение реакции, сделайте вывод. - К сульфиду калия прильем раствор соляной кислоты, что наблюдаете, составьте уравнение реакции, сделайте вывод. | 5 мин | 2NaOH + FeSO4 = Na2SO4 + Fe(OH)2 образовался осадок зеленого цвета, реакция прошла до конца K2S + 2HCI = 2KCI + H2S Выделился газ с неприятным запахом, реакция прошла до конца. | |||||||||||||||||||||||||||
IV. Создание проблемной ситуации. | Учебная задача Медный купорос – это народное название сульфата меди CuSO4, медной соли серной кислоты. В сельском хозяйстве применяется главным образом для профилактики грибковых болезней растений, поскольку убивает споры паразитических грибов. Также повсеместно используется для защиты сельскохозяйственных культур от вредителей. Может служить и дополнительным источником меди при недостатке ее в почве. Медный купорос также используется как антисептик для защиты домов и внутридомовых помещений от гнилей и плесеней. Водный раствор получают путём соединения голубых гранул с водой. Разводить медный купорос нужно только в холодной воде в неметаллической посуде. Медный купорос окисляется, использовать надо сразу после приготовления.
- Проведение эксперимента: в раствор сульфата меди опускаем железную скрепку и нагреваем. - Сделайте вывод о взаимодействии растворов солей с металлами на основе электрохимического ряда напряжений металлов. | 5 мин | Мозговой штурм. Ребят предлагают модели эксперимента, договариваются. Учащиеся описывают наблюдения, записывают уравнение реакции и делают выводы. CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu образуется налет рыжего цвета, реакция прошла до конца. Вывод: более активные металлы, стоящие в ряду электрохимического ряда напряжений металлов левее, вытесняют менее активные металлы из их солей. | |||||||||||||||||||||||||||
V. Постановка проблемы исследования | - Предположите, как соли будут взаимодействовать между собой. - Каким образом можно доказать возможность реакции между растворами солей? | 2 мин | Учащиеся выдвигают версии: - все соли взаимодействуют между собой; - поваренная соль на кухне ни с чем не реагирует; . некоторые соли реагируют, а некоторые нет. Предполагаемый ответ: провести опыты, применить информацию по таблице растворимости. | |||||||||||||||||||||||||||
VI. Определение темы исследования. • Формулировка цели исследования | - Вам выданы растворы солей: Ba(NO3)2, PbCI2, MgSO4, NaCI. Попробуйте сформулировать тему исследования. Учитель корректирует. Организует беседу по версиям для формулировки гипотезы. - Сформулируйте цель исследования. - Определите задачи исследования. - Определите объект и предмет исследования | 5 мин | Тема исследования «Взаимодействие растворов солей» В ходе беседы выдвигают гипотезы: - все соли взаимодействуют между собой; - химическая реакция возможна между некоторыми солями. Цель исследования: аналитически и экспериментально определить, как реагируют растворы солей между собой. Формулируют задачи: - провести экспериментальное исследование, соблюдая правила ТБ; - описать наблюдения; - составить уравнения реакции; - сформулировать выводы по каждому проведенному эксперименту. Определяют: Объект: соли Предмет: взаимодействие растворов солей между собой. | |||||||||||||||||||||||||||
VII. Проверка гипотезы: проведение лабораторного опыта | - Фиксирование данных лабораторного опыта, заполняя «Карту исследователя»
Учитель координирует деятельность учащихся при выполнении эксперимента и соблюдения ТБ. По окончании эксперимента организует обсуждение результатов. | 10 мин | Проводят эксперимент, оформляют результаты в соответствии с формулированными задачами. | |||||||||||||||||||||||||||
VIII. Вывод по результатам исследовательской работы. | Учащиеся фиксируют результаты на доске. Учитель оказывает помощь в интерпретации полученных результатов. Возвращает детей к цели исследования и его гипотезе. Учитель конкретизирует правила работы с таблицей растворимости учащихся. | 5 мин 10 б | Представляют результаты эксперимента и выводы к нему, работая парами. Интерпретируют полученные результаты для формулировки общего вывода. При проведении лабораторного опыта удобнее пользоваться матрицей:
Опровергают или подтверждают гипотезы. | |||||||||||||||||||||||||||
VII. Рефлексия деятельности | - Какие химические свойства характерны для неорганических солей? - Как доказать аналитически и экспериментально истинность правила Бертолле на примере неорганических солей? - Оцените свои результаты труда. Подсчитав баллы, переведите ее в вашу оценку. | 5 мин 2 б | Ответ:
| |||||||||||||||||||||||||||
VIII. Применение новых знаний в учебной деятельности. | - Как можно применить полученные знания о химических свойствах солей в повседневной жизни? | 2 мин | - Выбирать безопасную для здоровья посуду для приготовления пищи. - Правильно готовить растворы солей для применения на садовом участке. | |||||||||||||||||||||||||||
IХ. Домашнее задание | П. 26 упр. 6, 8 | 1 мин |
ок геометрии по теме «Площадь фигур». 9 класс(подготовка к ОГЭ)
Рабочий лист
Задание 1.
- Выберите формулы средней, кислой, основной солей из предложенного перечня веществ и дайте им названия:
NaHCO3, H2SiO3, MgSO4, CaOHCI, LiOH
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Цель урока: создать условия для развития умений вычислять площади фигур, применяя известные
свойства фигур и формулы.
Задачи:
Обучающие
• повторить основные теоретические факты по теме;
• закрепить навыки вычисления площади фигур по формуле;
• грамотно применять известные свойства фигур для решения задач на вычисление площадей
Развивающие
• способствовать развитию мыслительной операции анализа, сравнения, обобщения;
• способствовать развитию коммуникативных качеств личности
Воспитательные
• способствовать воспитанию трудолюбия, настойчивости в достижении цели, аккуратности,
культуру поведения при групповой и индивидуальной работе
Педагогические задачи формирования УУД:
• Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности, мотивация учебной деятельности
• Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать
собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,
определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем, контролировать и
оценивать процесс и результаты деятельности.
• Коммуникативные УУД: слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию,
с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.
• Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный при изучении темы
«Площади» в 8, 9 классах, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, уметь
составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.
Задание 2. Эксперимент, доказывающий химическое взаимодействие сульфата меди с металлом.
Наблюдение__________________________________________________________________________________
Уравнение реакции___________________________________________________________________________
Вывод______________________________________________________________________________________
Задание 3. «Карта исследователя»
№ | Этап исследования | Результат |
1 | Проблема | |
2 | Тема исследования | |
3 | Цель и задачи исследования | |
4 | Объект исследования | |
5 | Предмет исследования | |
6 | Гипотеза | |
7 | Подтверждение гипотезы (ход лабораторной работы) | |
8 | Результаты (уравнения возможных реакций) | |
9 | Выводы |
Тип урока – урок закрепления знаний, умений и отработки навы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
11 класс. Методическая разработка занятия "Сравнение свойств неорганических и органических веществ"
Материал содержит конспект занятия, репортаж с урока и презентацию учителя к уроку и одну из презентаций обучающихся....
Методическая разработка урока "Химические свойства карбоновых кислот"
Урок проводился в 10 классе с углубленным изучением предмета. Тип урока: изучение нового материала. Используемые приемы: фронтальная работа, работа в группах, мини-исследовательская работа....
Методическая разработка урока "Алгоритм. Свойства алгоритма"
Изучение новой темы –это самый сложный вид урока. С целью изучения качественного обучения информатике, использую следующие методы : монологический, диалогический, работа с книгой, инструктивно – практ...
Методическая разработка урока по теме "Соли"
Методическая разработка урока по порограмме О.С. Габриелян 8 класс. Тема "Соли". 2 часа.Цели урока. Познакомить учащихся с составом и названиями солей. Продолжить формирование умений различать и обоз...
Методическая разработка урока :" АЛГОРИТМ. СВОЙСТВА АЛГОРИТМА"
Методическая разработка урока ": АЛГОРИТМ. СВОЙСТВА АЛГОРИТМА"...
Методическая разработка элективного занятия "Взаимодействие солей с металлами"
Методическая разработка элективного занятия по химии "Решение задачи повышенной сложности"- изменение массы пластинки в растворе. Предварительно учащиеся наблюдали за реакцией между сульфато...
Методическая разработка урока по теме "Соли"
Урок изучения и первичного закрепления нового материала в 8 классе. В данной разработке есть конспект урока, технологическая карта, презентация и рабочий лист урока....