программа внеурочной деятельности кружка "Введение в химию" 7 класс
рабочая программа по химии (7 класс) на тему
программа внеурочной деятельности кружка "Введение в химию" для 7 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_o.s.gabrielyana_7_klass_2007_g.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ МО СЕВЕРСКИЙ РАЙОН,
СТАНИЦА КРЕПОСТНАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
СТАНИЦЫ КРЕПОСТНОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30.08.2017 года протокол №1
Председатель педсовета
______________Подружная Е.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(научно-познавательное)
Кружка «Введение в химию»
Класс - 7
Количество часов - 34
Тип программы: по конкретным видам внеурочной деятельности
Срок реализации программы: 1 год
Возраст обучающихся:12-14 лет
Составитель: Кравчина Елена Петровна
Программа разработана в соответствии и на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы «Химия 7-9 классы: Рабочие программы / сост. Х 46 Т.Д. Гамбурцева. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа 2015.
1.Планируемые результаты:
Расширение и углубление содержания химического, физического и биологического образования.
Расширение и углубление знаний учащихся о разнообразии мира живой и неживой природы;
Овладение учащимися навыками организации и проведения исследовательских работ;
Участие учащихся в научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы:
1. Морально – нравственные качества личности:
добровольность и заинтересованность в равноправном участии в педагогическом процессе;
стремление к самостоятельности;
сочувствие и сопереживание людям, природе, чувство радости от помощи ближнему;
сформированность основ общения, нравственно – этических норм поведения;
сформированность первичного контура общечеловеческих качеств гражданина: честности, совести, чувства собственного достоинства, воли;
сформированность личной ответственности.
2. Знания, умения, навыки:
самостоятельное включение в процесс познания;
развитие общих способностей;
сформированность основ мотивов учебной деятельности, желания и умения учиться;
подготовленность к изучению основ наук (овладение начальными представлениями о физических телах, веществах, явлениях, методах исследования природы.);
первоначальные представления о целостной картине мира;
физическое совершенствование, укрепление своего здоровья.
Кроме этого программа направлена на формирование и развитие следующих компетенций обучающихся:
Учебные компетенции:
- решать учебные проблемы;
- связывать воедино и использовать отдельные части знания;
- извлекать пользу из образовательного опыта.
Исследовательские компетенции:
- получение и обработка информации.
Социально - личностные компетенции:
- видеть связи между настоящими и прошлыми событиями;
- вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение;
- справляться с неопределенностью и сложностью.
Коммуникативные компетенции:
- выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей;
- дискутировать и защищать свою точку зрения.
Сотрудничество:
- принимать решения;
- устанавливать и поддерживать контакты;
- сотрудничать и работать в команде.
Организаторская деятельность:
- организовывать свою работу;
- овладевать инструментом моделирования;
- быть включенным в группу или сообщество и сделать вклад в него.
Личностно - адаптивные компетенции:
- использовать новую информацию;
- придумывать новые решения;
- проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами;
- быть упорным и стойким перед трудностями;
Ожидаемый результат:
Получение опыта самостоятельного добывания знаний, приобретение школьниками естественнонаучных знаний, развитие логического мышления, познание окружающего мира.
2. Содержание программы
7 класс
Тема 1. Предмет химии и методы ее изучения (5 ч)
Что изучает химия. Египет — родина химии. Алхимия. Современная химия, ее положительное и отрицательное значение в жизни современного общества.
Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Свойства веществ, как основа их применения.
Явления с веществами. Физические свойства веществ и физические явления.
Химические реакции. Признаки химических реакций.
Наблюдение и эксперимент. Наблюдение. Гипотеза и эксперимент.
Строение пламени.
Фиксирование результатов эксперимента.
Лабораторные опыты. 1. Изучение пламени свечи. 2. Строение спиртовки. 3. Изучение пламени спиртовки.
Практическая работа №1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории).
Практическая работа №2. Наблюдение за горящей свечой.
Тема 2. Строение веществ и их агрегатные состояния (2 ч)
Строение веществ. Атомы и молекулы.
Диффузия. Броуновское движение.
Основные положения атомно-молекулярного учения.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Агрегатные состояния веществ. Газы, особенности их строения и свойства.
Жидкости, особенности их строения и свойства. Конденсация и кристаллизация.
Твердые вещества. Кристаллические решетки.
Аморфные вещества.
Взаимные переходы между различными агрегатными состояниями веществ.
Лабораторные опыты. 1. Растворение сахара в воде. 2. Диффузия ионов перманганата калия в водном растворе.
Тема 3. Смеси веществ, их состав и способы разделения (11 ч)
Чистые вещества и смеси. Смеси гомогенные и гетерогенные.
Природные смеси: воздух природный газ, нефть.
Твердые жидкие, газообразные смеси в природе и в быту.
Объемная доля компонента газовой смеси. Объемная доля компонента газовой смеси и расчеты с использованием этого понятия.
Массовая доля растворенного вещества. Растворы, растворитель и растворенное вещество. Понятие о концентрации растворенного вещества.
Массовая доля растворенного вещества и расчеты с использованием этого понятия.
Массовая доля примесей. Технический образец вещества. Примеси.
Массовая доля примесей и расчеты с использованием этого понятия.
Разделение смесей. Очистка веществ.
Разделение смесей просеиванием, флотацией, намагничиванием, отстаиванием и декантацией, центрифугированием и фильтрованием.
Дистилляция и перегонка. Получение дистиллированной воды.
Перегонка нефти. Нефтепродукты и их применение.
Фракционная перегонка жидкого воздуха.
Кристаллизация и выпаривание.
Практическая работа №3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.
Практическая работа №4. Выращивание кристаллов (домашний эксперимент). Обсуждение результатов домашнего эксперимента.
Практическая работа №5. Очистка поваренной соли.
Тема 4. Состав веществ. Химические знаки и формулы (3 ч)
Химические элементы. Простые и сложные вещества. Химический элемент как определенный вид атомов.
Элементный состав Земли: ядра, мантии, литосферы, гидросферы и атмосферы.
Неорганические и органические вещества.
Химические знаки и химические формулы. Знаки химических элементов.
Структура таблицы Д. И. Менделеева: периоды (большие и малые) и группы (главная и побочная подгруппы).
Семейства элементов IA, IIА, VIIA и VIIIA групп.
Информация, которую несут химические знаки и химическая формула.
Относительная атомная и молекулярная массы. Водородная единица атомной массы. Относительная атомная и молекулярная массы.
Массовая доля элемента в сложном веществе.
Тема 5. Простые вещества (4 ч)
Металлы. Век медный, бронзовый, железный.
Сплавы.
Значение металлов и сплавов.
Физические свойства металлов.
Представители металлов. Железо и его сплавы — чугуны и стали. Практическое значение их.
Алюминий и его сплавы. Их роль в жизни современного общества.
Золото, как металл ювелиров и мировых денег.
Олово и его аллотропия. Применение олова.
Неметаллы. Неметаллы — простые вещества: газы, жидкость и твердые.
Кислород и озон и их применение на основе свойств.
Сравнение свойств металлов и неметаллов.
Представители неметаллов. Фосфор, его аллотропия, свойства модификаций и их применение.
Сера ромбическая и ее применение.
Азот и его роль в жизни планеты и в жизни человека.
Углерод и его аллотропия. Алмаз и графит в сравнении, их свойства, строение и применение. Активированный уголь. Адсорбция и ее применение.
Тема 6. Сложные вещества (9 ч)
Валентность. Валентность как свойство атомов химического элемента соединяться с определенным числом атомов другого элемента. Единица валентности. Элементы с постоянной и переменной валентностью.
Структурные формулы.
Бинарные соединения. Составление формул таких соединений по валентности элементов и определение валентности по формулам.
Оксиды. Оксиды, их состав и названия.
Оксиды молекулярного и немолекулярного строения.
Представители оксидов. Оксиды углерода (II) и (IV), вода, оксид кремния (IV): их строение, свойства, роль в живой и неживой природе и применение.
Кислоты. Состав кислот. Валентность кислотного остатка. Классификация кислот по основности, наличию кислорода в составе молекулы и растворимости.
Таблица растворимости кислот в воде.
Индикаторы и изменение их окраски в кислотной среде.
Кислоты органические и неорганические.
Представители кислот. Серная и соляная кислоты, их свойства и применение.
Основания. Состав оснований. Гидроксогруппа и ее валентность. Составление формул оснований по валентности металла.
Классификация оснований по признаку растворимости.
Изменение окраски индикатора в щелочной среде.
Представители оснований. Щелочи: гидроксиды натрия, калия и кальция.
Соли. Состав солей. Составление формул солей кислородных кислот.
Название солей.
Классификация солей по признаку растворимости.
Представители солей. Галит и кальцит, их природные разновидности, строение, свойства и применение.
Классификация неорганических веществ. Обобщение и повторение сведений о веществах по курсу 7-го класса.
Лабораторные опыты. 1. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде. 2. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
3. Тематическое планирование курса «Введение в химию.»
7 класс
(34 ч — 1 ч в неделю)
Номер урока | Тема урока | Основное содержание урока | Химический эксперимент | УУД | |||
параграф | |||||||
Тема 1. Предмет химии и методы ее изучения (5 ч) | |||||||
1 | g.1 | Что изучает химия | Египет — родина химии. Алхимия. Современная химия, ее положительное и отрицательное значение в жизни современного общества. Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях. Свойства веществ, как основа их применения. | Д. 1. Коллекция различных физических тел из одного вещества (стеклянной лабораторной посуды). 2. Коллекция «Свойства алюминия как основа его применения» | Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, самого себя и своего будущего. Регулятивные действия постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно. познавательные | ||
2 | g.2 | Явления с веществами | Физические свойства веществ и физические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций. | Д. 1. Взаимодействие мрамора с соляной кислотой. 2. Помутнение известковой воды. 3. Выпаривание раствора хлорида кальция. 4. Взаимодействие щелочи (с фенолфталеином) с кислотой. 5. Взаимодействие щелочи с раствором медного купороса. 6. Взаимодействие гидроксида меди (II) с кислотой | |||
3 | g.3 | Наблюдение и эксперимент | Наблюдение. Гипотеза и эксперимент. Строение пламени. Фиксирование результатов эксперимента | Л. 1. Изучение пламени свечи. 2. Строение спиртовки. 3. Изучение пламени спиртовки | |||
4 | Повт .g1-3 | Практическая работа 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории) | |||||
5 | Практическая работа 2. Наблюдение за горящей свечой | ||||||
Тема 2. Строение веществ и их агрегатные состояния (2 ч) | |||||||
6 | g.4 | Строение вещества | Атомы и молекулы. Диффузия. Броуновское движение. Основные положения атомно-молекулярного учения. Вещества молекулярного и немолекулярного строения | 2. Растворение сахара в воде. 3. Диффузия ионов перманганата калия в водном растворе | |||
7 | g.5 | Агрегатные состояния веществ | Газы, особенности их строения и свойства. Жидкости, особенности их строения и свойства. Конденсация и кристаллизация. Твердые вещества. Кристаллические решетки. Аморфные вещества. Взаимные переходы между различными агрегатными состояниями веществ | Д. 1. Переходы воды в различных агрегатных состояниях. 2. Модели кристаллических решеток алмаза и графита. | |||
Тема 3. Смеси веществ, их состав и способы разделения (11 ч) | |||||||
8 | g.6 | Чистые вещества и смеси | Смеси гомогенные и гетерогенные. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть. Твердые, жидкие, газообразные смеси в природе и в быту | Личностные Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы Мотивация на решение проблемы К: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения. П: выделять, анализировать, сравнивать факты; работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую. Л: Формирование познавательного интереса к изучениюхимии, научного мировоззрения; осознание значимости изучения химических веществ для сохранения природы. | |||
9 | g.7 | Объемная доля компонента газовой смеси | Объемная доля компонента газовой смеси и расчеты с использованием этого понятия | Д. 1. Диаграмма состава воздуха | |||
10 | g.8 | Массовая доля растворенного вещества | Растворы, растворитель и растворенное вещество. Понятие о концентрации растворенного вещества. Массовая доля растворенного вещества и расчеты с использованием этого понятия. | Д. 1 . Аптечные и пищевые растворы с указанием их состава (знакомство с этикетками) | |||
11 | g.9 | Массовая доля примесей | Технический образец вещества. Примеси. Массовая доля примесей и расчеты с использованием этого понятия | Д. 1. Образцы химических препаратов с указанием степени их чистоты (маркировка) | |||
12 | g.10-11 | Разделение смесей | Очистка веществ. Разделение смесей просеиванием, флотацией, намагничиванием, отстаиванием и декантацией, центрифугированием и фильтрованием | Д. 1. Просеивание муки. 2. Разделение смеси порошков железа и серы. 3. Разделение смеси с помощью делительной воронки. 4. Центрифугирование. 5. Фильтрование. 6. Коллекция фильтров бытового и специального назначения. | |||
13 | g.12-14 | Дистилляция и перегонка | Получение дистиллированной воды. Перегонка нефти. Нефтепродукты и их применение. Фракционная перегонка жидкого воздуха. Кристаллизация и выпаривание | 2. Коллекция нефтепродуктов. 3. Кристаллизаторы и кристаллизация. 4. Фарфоровая чашечка и выпаривание в ней | |||
14 | Повт.g 8 | Практическая работа 3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества | П:; соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием в кабинете химии. К: воспринимать учебную информацию, высказывать свою точку зрения; устанавливать субъект-субъективные отношения в группе. Р: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения. П: выделять главное; сравнивать делать выводы; выбирать наиболее эффективные способы решение задач в зависимости от конкретных условий; проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты. | ||||
- | Повт.g15 | Практическая работа 4. Выращивание кристаллов (домашний эксперимент). | |||||
15 | Повт.g10 | Практическая работа 5. Очистка поваренной соли | |||||
16 | Повт. g 6-15 | Подготовка к контрольной работе | Повторение и обобщение темы, решение задач и упражнений. | ||||
17 | Контрольная работа 1 по теме «Смеси веществ и их состав» | ||||||
Тема 4. Состав веществ. Химические знаки и формулы, (3 ч) | |||||||
18 | g.16 | Химические элементы. Простые и сложные вещества | Химический элемент как определенный вид атомов. Элементный состав Земли: ядра, мантии, литосферы, гидросферы и атмосферы. Неорганические и органические вещества | Д. 1. Опыт, иллюстрирующий состав воздуха | К: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Р: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: передавать содержание в сжатом (развернутом виде); выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи. Л: формирование потребности и готовности выполнять учебные действия; умение использовать фантазию, воображение при выполнении учебных действий. | ||
19 | g.17 | Химические знаки и химические формулы | Знаки химических элементов. Структура таблицы Д. И. Менделеева: периоды (большие и малые) и группы (главная и побочная подгруппы). Семейства элементов IA, IIА, VIIA и VIIIA групп. Информация, которую несут химические знаки и химическая формула | ||||
20 | g.18 | Относительные атомная и молекулярная массы | Водородная единица атомной массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля элемента в сложном веществе | ||||
Тема 5. Простые вещества (4 ч) | |||||||
21 | g.19 | Металлы | Век медный, бронзовый, железный. Сплавы. Значение металлов и сплавов. Физические свойства металлов | Д. 1. Коллекция изделий и репродукций изделий из металлов и сплавов | П: систематизировать изученный материал; оценивать уровень сформированности навыков, способствующих применению химических знаний в практической деятельности. К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы. Р: выдвигать версии решения проблемы; осуществлять рефлексию своей деятельности. Л: умение самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые знания, развития познавательной деятельности. | ||
22 | g.20 | Представители металлов | Железо и его сплавы — чугуны и стали. Практическое значение их. Алюминий и его сплавы. Их роль в жизни современного общества. Золото, как металл ювелиров и мировых денег. Олово и его аллотропия. Применение олова | Д. 1. Коллекция «Металлы и сплавы». | |||
23 | g.21 | Неметаллы | Неметаллы — простые вещества: газы, жидкость и твердые. Кислород и озон и их применение на основе свойств. Сравнение свойств металлов и неметаллов | Д. 1. Получение озона. 2. Распознавание кислорода | |||
24 | g.22 | Представители неметаллов | Фосфор, его аллотропия, свойства модификаций и их применение. Сера ромбическая и ее применение. Азот и его роль в жизни планеты и человека. Углерод и его аллотропия. Алмаз и графит в сравнении, их свойства, строение и применение. Активированный уголь. Адсорбция и ее применение | Д1. Горение серы и красного фосфора 2. Модели кристаллических решеток алмаза и графита. 3. Устройство противогаза | |||
Тема 6. Сложные вещества (9 ч) | К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; осуществлять своей деятельности. П: устанавливать причинно-исследовательские связи, сравнивать и делать выводы. К: формировать навыки учебного сотрудничества, устанавливать субъект-субъективные отношения в группе, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Р: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения. П: работать с различной информацией, устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы; | ||||||
25 | g. 23 | Валентность | Валентность как свойство атомов химического элемента соединяться с определенным числом атомов другого элемента. Единица валентности. Элементы с постоянной и переменной валентностью. Структурные формулы. Бинарные соединения. Составление формул таких соединений по валентности элементов и определение валентности по формулам | Д. 1. Шаростержневые модели молекул некоторых бинарных соединений | |||
26 | g. 24 | Оксиды | Оксиды, их состав и названия. Оксиды молекулярного и немолекулярного строения | Формируются чувства: гордости за российскую химическую науку, гуманного отношения к окружающему миру, трудолюбие, любознательность. 1.Формируются навыки различных видов познавательной деятельности (системно- информационный анализ, моделирование). 2.Формируются навыки основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение. 3.Формируются навыки работы с различными источниками для получения химической информации. 1.Формируются навыки: - давать определения изученным понятиям, используя химическую терминологию; - наблюдать и описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные опыты; - анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека; - оказывать первую помощь при отравлениях. ожогах и др. травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием. | |||
27 | g. 25 | Кислоты | Состав кислот. Валентность кислотного остатка. Классификация кислот по основности, наличию кислорода в составе молекулы и растворимости. Таблица растворимости кислот в воде. Индикаторы и изменение их окраски в кислотной среде. Кислоты органические и неорганические | Л. 1. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде. Д. 1. Образцы органических и минеральных кислот. 2. Тепловой эффект при разбавлении серной кислоты. 3. Обугливание серной кислотой бумаги и сахара | |||
28 | g. 26 | Основания | Состав оснований. Гидроксогруппа и ее валентность. Составление формул оснований по валентности металла. Классификация оснований по признаку растворимости. Изменение окраски индикатора в щелочной среде | Л. 1. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. Д. 1. Тепловые эффекты при растворении щелочей в воде. 2. Получение окрашенных нерастворимых оснований. | |||
29-30 | g. 27 | Соли | Состав солей. Составление формул солей кислородных. кислот. Название солей. Классификация солей по признаку растворимости. | ||||
31 | g.28 | Классификация неорганических веществ | Обобщение и повторение сведений о веществах по курсу 7-го класса | ||||
32 | Подготовка к контрольной работе | Решение задач и упражнений | |||||
33 | Контрольная работа 2 по теме «Классификация неорганических веществ» | ||||||
34 | Анализ контрольной работы |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения Зам. директора по УВР
учителей естественно- ______ /Кисленко Н.П./
математического цикла
от 30.08.2017 г. № 1 30.08.2017 г.
Руководитель МО
__________ /_Кравчина Е.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности для 1-4 классов " Корригирующая гимнастика"
Традиционная организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы учащегося требует проведения специальных мероприятий, направленных на профилактику нарушений опорно-двигательног...
Авторская программа. Внеурочная деятельность "Мастерская доброты". 3 класс
Программа внеурочной деятельности продолжает занятия учащихся начальной школы по предметам "Крупицы доброты" (1 класс) и "Дорогой добра" (2 класс). Нагрузка - 1 час в неделю. программа разработана в с...
Программа внеурочной деятельности "Создаём игры", 5 класс
Программа «Создаём игры» разработана на основе авторской программы « Создаём игры вместе» Чепасова П.А. для организации внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности . в рамках ФГО...
Программа внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов общекультурного направления «Декоративное творчество»
Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс общекультурного направления. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овл...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс и 6 класс
Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная геометрия» лежит максимально...
Методика развития скоростно-силовых качеств учащихся кадетских классов при реализации программы внеурочной деятельности «Камандарм» (5- 9 классы)
Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств....
Рабочая программа внеурочной деятельности в 5-9 классах "Решение расчетных задач по неорганической химии" для 8а класса
Рабочая программа элективного курса “Решение типовых расчетных задач по химии” предназначена для учащихся 8 классов общеобразовательной школы.Содержание курса включает в себя практические ...