Занимательное путешествие в "Страну - Химия"
материал по химии (5 класс) на тему

Зарипова Фарида Наиловна

Внеклассное мероприятие, предназначенное для учащихся 4-5 классов. Проводилось на неделе предметов естественного цикла учащимися 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doktor_alhimik.-nedelya_himii.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

             Занимательное путешествие в «Страну - Химия»

Внеклассное мероприятие предназначено для учащихся 4-5 классов. Проводилось на неделе предметов естественного цикла учащимися 9 класса.

Форма проведения: экскурсия по школьному химическому кабинету.

Цель проведения: познакомить обучающихся 4-5 классов со школьным предметом «химия», с простейшими химическими превращениями, которые возможно осуществить с веществами;

 сформировать первоначальные представления о значении химических веществ в жизни человека;

заинтересовать учащихся наукой «Химия», расширить кругозор учащихся.

Оборудование и реактивы: ПСХЭ Менделеева, таблица растворимости, химические стаканы, колбы различного приспособления, пробирки, вата, нож, фенолфталеин, стеклянная палочка, спиртовка, вода, растворы солей карбоната натрия, хлорида бария, соляная кислота, мел школьный, перманганат калия, серная кислота, раствор аммиака.

                                   Ход мероприятия.

                                                                                                                 Человек стремится к знанию,

                                                                                                   и как только в нем угасает жажда знания,

                                                                                                                 он перестает быть человеком.

                                                                                                            (Ф.Нансен, норвежский ученый)

Учитель.

Можно ли, представить изучение химии без каких-либо экспериментов или опытов? Сделать это трудно, так как ее величество Химия - наука экспериментальная. Именно благодаря множеству опытов были открыты неизвестные человеку вещества, процессы. Конечно, мы не желаем подтолкнуть вас к необдуманному экспериментированию (это может быть крайне опасным), а просто хотим, чтобы почувствовали силу «волшебства» Химии. Итак, начинаем занимательное, увлекательное путешествие в страну «Химия».

Ученик.

(Разочарованно) Мы – химики, а химия – это бессонные ночи, это постоянные разговоры о химии, это лабораторные и практические работы, и это родители, которые говорят: «Тьфу, наш ребенок-химик!». И это счастье, и это жизнь!

Вы хотите спросить, почему же становятся химиками?

Ученица.

(Торжественно) Да потому, что химия – это бессонные ночи, это постоянные разговоры о химии, это лабораторные и практические работы, и это родители, которые говорят: «Наш ребенок-химик!». И это счастье, и это жизнь!

Ученик. Сегодня вас ожидает увлекательное путешествие по «стране Химии»

Ученица. Итак, вы пришли в «Лицей №4», кабинет химии.

Ученик. Какой интересный кабинет! Чего только в нем нет!

Ученица. А я слышала, что на химии можно пользоваться шпаргалками.

Ученик. Скажешь тоже. (Ребята, а вы знаете, что такое шпаргалки? Вот они……)

Ученица. Да ты только посмотри: вот таблица Менделеева, а вот таблица растворимости. На любой контрольной ими можно пользоваться.

Ученик. Но сначала надо этому научиться. Я читаю-то по слогам, а ты хочешь, чтобы я в латинских буквах разобрался, зубрил формулы и уравнения.

Ученица. Ничего, как-нибудь разберемся, а если не сможем, то (нужно назвать Ф.И. О. учителя). нам поможет. И вам ребята поможет. Но это будет ребята еще не скоро, только тогда, когда вы станете большими, как мы. А пока мы вам покажем и расскажем чудесные химические превращения.

Ученик. Ребята, представьте себе, что мы перенеслись на несколько веков назад и находимся сейчас в 13 веке. Именно тогда алхимия особенно процветала. Перед нами самый знаменитый алхимик того времени.

Ученица. И так слово доктору алхимии.

Разыгрывается сценка с показом опытов, где участвуют доктор алхимии и два его ученика.

Алхимик. Людская молва преувеличивает мою славу, друзья мои, я всего лишь скромный служитель великой науки. Однако не будем терять времени. Какие именно вопросы интересуют вас и ваших друзей? (обращается к ведущему)

Ученик. Нас интересует, что это за палочка у вас в руках?

Алхимик. О, это замечательная палочка, с ее помощью я могу превратить воду в компот и творить множество других чудес.

Ученица. Так я вам и поверил!

Алхимик. Ты осмеливаешься не верить мне—доктору алхимии, которого знает весь мир. (Обращается к своему ученику) Сын мой, дай мне стакан воды. Смотрите!

Ставить стакан на стол, чтобы всем его было видно, и делает над ним несколько пассов, а потом помешивает в стакане палочкой. Вода в стакане становится малиновой, похожей на компот.

Объяснение опыта. В стакане налита щелочь, а перед выходом алхимик смачивает палочку фенолфталеином.

1-ученик. Да, действительно, даже фруктовым садом пахнет.

Алхимик.  (Забирая у него стакан, с насмешкой.) Ты, я вижу, не против его и на вкус попробовать. Нет, лучше мы сейчас приготовим из воды более подходящий для тебя напиток.

Берет у ученика своего 2 стакана, наполненных  на 2/3 прозрачными жидкостями, и, проделав над ними несколько пассов, выливает жидкость из одного стакана в другой,  предварительно помешав палочкой. Вода превращается в «молоко»

Объяснение опыта.  В стакане №1 находится раствор карбоната натрия, а в стакане №2  раствор хлорида бария, при их соединении получается осадок.

Алхимик.  Вот этот напиток больше подходит тебе (обращается к ведущему), чем компот, тем более что молоко - очень полезный продукт для здоровья.

А теперь можно опять превратить «молоко» в воду. Ведь в жаркий день хорошо уталить жажду прохладной водой.

(Подзывает своего ученика и обращается к нему.). Ну-ка, покажи, как это делается.

 (Ученик берет 3-й стакан с прозрачной жидкостью, наполненной на 2/3 стакана, и выливает ее в стакан с «молоком», при этом «молоко» опять превратилось в воду, жидкость стала прозрачной, выделился газ.

Объяснение опыта.  К осадку карбоната бария приливают раствор соляной кислоты, при этом осадок растворяется и выделяется углекислый газ.

Алхимик. Вот видишь, получили воду, да еще газированную.

2-ученик. (обращается к алхимику). Спасибо вам большое, дорогой доктор алхимик, за показанные чудеса. Но нам бы хотелось увидеть, как с помощью волшебной палочки вы можете добыть огонь.

Алхимик. Что ж, нет ничего проще.(обращаясь к ученику) Принесите-ка мне что-нибудь зажечь.(приносят спиртовку) Алхимик незаметно касается палочкой смеси, а потом, делая несколько пассов над спиртовкой, касается ее фитиля- спиртовка зажигается. Можно потушить колпачком и снова зажечь палочкой.

Объяснение опыта.  Готовиться смесь, состоящая из сухой марганцовки и серной кислоты –конц.( на 5 г мар-и 0,5 мл кислоты.) В жидкую смесь опускают палочку и подносят к фитилю спиртовки, загорание происходит за счет выделения кислорода.

1-ученик. Вот это да! Вот это настоящее чудо! Все это просто замечательно, но нас больше интересует совсем другое. Мы слышали, что вы умеете делать «дыма  без огня» …

Алхимик. Да ребята, вы не раз слышали, что дыма без огня не бывает. А я могу доказать, что это не так! Дым бывает и без огня!

Объяснение.    В один стаканчик налить на донышко раствор аммиака, а в другой соляной кислоты. Стаканчики отверстиями поднести друг к другу, пойдет «белый дым».

 Алхимик. А теперь, мои юные друзья я вам покажу следующий опыт.   У меня в руках платок, который не сгорает в пламени! Не верите? Тогда смотрите.

2-ученик.  Ух  ты! Здорово! И так просто!

Объяснение опыта( Смочить платок в воде, затем в спирте, поджечь, спирт сгорает, платок остается невредимым.)

1-ученик.  А еще что умеете?

Алхимик. О, дети мои! Моим  «волшебствам» нет предела!

Следующее волшебство   «Кровь без раны» называется.

Оперирую без боли, правда, будет много крови,

При каждой операции нужна стерилизация.

Йодом смочим мы обильно, чтобы всю было стерильно.

Не вертитесь, пациент, нож подайте ассистент.

Посмотрите: прямо струйкой кровь течет, а не вода.

Но сейчас я вытру руку - от пореза нет следа!

Объяснение опыта. 1-2-3-строчки-смачивается рука раствором соли трехвалентного железа

4-строчка. – скальпель смачивается в растворе роданита калия или аммония и тупой стороны проводиться по руке. (детский пластмассовый нож)

5-строчка. Образуется ярко-красная жидкость.

6-строчка. Чтобы удалить реактивы, руку вытирают свежеприготовленным раствором фторида натрия.

2-ученик. Еще, еще хотим увидеть, да ведь ребята!

Алхимик.  (сам с собой разговаривает) Думай, думай моя умнейшая голова. А,придумал…

Опыт «Фейерверк»   Для опыта надо смешать равные количества  марганцовки, порошка железа и древесного угля. Насыпать смесь в металлический наперсток и внести его в пламя спиртовки.

1 –ученик. Дорогой мой, учитель! А давайте, сейчас и  вам и ребятам и я  покажу свой опыт.

Алхимик. Неужели, что-то не вериться. Но я  тебе дорогой мой ученик разрешаю испытать свои дары!

Ученик алхимика показывает следующий опыт  с мелом. Вступительное слово ученика.  

Что это такое? (мел)

  -Ребята, а вы знаете,  как мел образуется в природе? (нет)

Показывают картинки, где изображены моллюски.

-Как называются эти красивые животные (моллюски)

Ребята, в воздухе содержится углекислый газ, этот газ вы выдыхаете, а эти животные собирают углекислый газ в свой домик. Когда они погибают домик остаются, и из этих домиков образуется  через много - много лет мел.

-Что делают с мелом. (пишут)

Ребята, а вы знаете, что мел может « кипеть».  Опыт:  мел + кислота= соль + вода + углекислый газ.

2- ученик. Дорогой учитель, и мне тоже разрешите показать ребятам один интереснейший опыт.

Алхимик. Разрешаю.

Опыт.   Удивительные «чернила»

надпись становится совершенно незаметной. При помощи пульверизатора смачивают текст раствором щелочи – появляются На бумаге раствором фенолфталеина пишут какой-нибудь текст. Спирт быстро испаряется  и малиновые буквы. А если повторить то же самое, но с кислотой - текст исчезнет. Можно несколько раз восстанавливать текст и снова его обесцвечивать.

Ученица. Дорогой доктор алхимии, разрешите поблагодарить вас за все интересное, что мы увидели и услышали здесь.

Алхимик. Мне пора ребята.  Меня ждут мои юные друзья в другой школе.

Ребята, а мы продолжаем свою экскурсию.

Один из учеников знакомить «гостей» с лабораторной посудой и их значением.

Далее идет просмотр презентации с объяснением.

Презентация:  Химия – союзник медицины. Лекарства и продукты питания.

Ученица. Ну вот мы и совершили небольшое путешествие в страну «Химия».

Мы надеемся, что вы поняли значение этой важной и увлекательной науки и будете с интересом ее изучать в будущем.

 В конце мы хотим вам показать наш прощальный опыт, который называется

  «Волшебное пламя»  

 На белом листе бумаги делают надпись серной кислоты. Когда лист высохнет, надпись исчезает. Затем берут этот лист бумаги и держат его над спиртовкой на расстоянии 15-18 см от пламени.

                                        Появляется надпись «Спасибо»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-состязание "Занимательное путешествие по Приморскому краю"

Класс делится на три группы. Каждая группа выбирает название команды. Игра состоит из нескольких геймов....

"Занимательное путешествие в страну Математика".Итоговое занятие.

Итоговое занятие по математике для детей дошкольного возраста.Целью занятия является проверить и закрепить знания дошкольников, а также воспиттывать  целеустремлённость ,устойчивость ,интерес к м...

Внеклассное мероприятие "Занимательное путешествие".

В данном материале представлен подробный конспект интегрированного внеклассного мероприятия для учащихся 4 класса С(к)ОУ VIII вида....

Занимательное путешествие в мир насекомых

Представленный интерактивный плакат позволяет повысить наглядность представляемого материала и может быть использован в качестве: наглядного пособия на внеклассном мероприятии или уроке; сопровождающе...

Географическая игра "Занимательное путешествие", 7 класс

Игра «Занимательное путешествие»для 7-х классов Цель:    Систематизация и обобщения знаний, полученных при изучении курса географии; вызвать интерес к изучению предмета, способствовать ...

Школьное мероприятие по биологии для учеников 7 класса «Занимательное путешествие на родину предков культурных растений»

После знакомства с основными группами цветковых растений, я провожу мероприятие в виде занимательного путешествия на родину культурных растений. Примерно за  неделю  я сообщаю, что мы ...

Конспект урока в 9 классе по теме "Занимательные путешествия"

Конспект урока в 9 классе по теме " Занимательные путешествия".Загадки нашей планеты....