Рабочая программа элективного курса "Химия элементов"
рабочая программа по химии (11 класс) на тему
Рабочая программа призвана помочь учащимся применить основополагающие химические понятия, теории и законы в повседневной жизни для формирования валеологического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_himiya_elementov_pirogova_n.n._kshi.docx | 43.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа элективного курса
«Химия элементов»
для учащихся 11 классов
Составитель: учитель химии, высшей квалификационной категории ГБОУ «Тетюшская кадетская школа - интернат» Пирогова Наталья Николаевна
Рабочая программа.
- Пояснительная записка к рабочей программе элективного курса.
В настоящее время вопросы валеологического воспитания требуют особого внимания. Со школьного возраста наблюдается снижение здоровья у учащихся, поэтому в ФГОС в качестве личностных результатов выделены пункты: «формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности».[1] Источники массовой информации представляют огромный материал по данной теме, в котором необходимо уметь ориентироваться. Данная программа призвана помочь учащимся применить основополагающие химические понятия, теории и законы в повседневной жизни для формирования валеологического воспитания, претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека. В основе программы лежит системно-деятельностный подход, который направлен на саморазвитие и активную учебно-познавательную деятельность.
Курс направлен на достижение следующих целей:
в направлении личностного развития:
- формирование представлений об огромном многообразии веществ, которые являются неотъемлемой части жизни человека, о значимости знаний о способах получения и свойствах веществ в повседневном быту и на производстве.
- развитие умения логически и критически мыслить, применять химический язык, возможности к умственному и практическому эксперименту;
- воспитание свойств личности, способствующие обеспечить мобильность в быстроменяющемся социальном мире, решительность в принятии решений;
- развитие интереса к своему здоровью и пониманию важности собственного образа жизни на дальнейшее развитие способностей.
в метапредметном направлении:
- развитие представлений о предмете химия как об одном из течений естествознания, позволяющего понять окружающий мир и приобрести условия для формирования первоначального опыта практической деятельности;
- формирование способности к интеллектуальной и творческой деятельности, являющихся основой познавательной интереса, предназначенных для развития во всех сферах человеческой деятельности.
в предметном направлении:
• формирование системы химических знаниями и умениями, для расширения кругозора учащихся, необходимого интеграции изучаемых предметов и в повседневной жизни;
• формирование основы для валеологического воспитания, умения использовать полученные знания в формирования здорового образа жизни;
• формирование умения характеризовать химические процессы, давая количественные и качественные обоснования, рассчитывая величины по химическим формулам и уравнениям;
• формирование умения проводить качественный анализ неорганических и органических веществ, объяснять закономерности протекания химических реакций, прогнозировать возможность их осуществления;
• владение методами самостоятельного планирования и проведения химических экспериментов с соблюдением правил безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием; формирование умений самостоятельного описания, анализа и оценки достоверности полученного результата;
• формирование умений самостоятельно прогнозировать, анализировать и оценивать с позиций экологической безопасности последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
• формирование собственного мнения по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
2. Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413).
3. Место элективного курса в учебном плане.
Элективный курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю).
4. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения элективного курса:
Изучение курса позволяет достичь следующих результатов:
в личностном направлении:
1) сформированности знаний о свойствах веществ, значимых в жизни человека, умение применять данные сведения в повседневной жизни и на производстве;
2) сформированности готовности учащихся к саморазвитию, умения обосновано отстаивать свое мнение используя химический язык;
3) умению критически оценивать полученную информацию, распознавать некорректные данные, отличать предположения от действительности;
4) целенаправленности обучения, проявляющаяся в инициативе, находчивости и активной познавательной деятельности;
5) принимать решения, регулировать процесс обучения и обосновывать результат;
6) способности к эмоциональному восприятию к своему здоровью и пониманию важности собственного образа жизни на дальнейшее развитие способностей и экологическую культуру.
Ученик получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к изучению химии;
• умение выбирать желаемый уровень химических результатов;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции.
в метапредметном направлении:
Ученик научится:
1) сформированности представления о химии как об универсальном языке естественнонаучного направления, который применяется для обоснования и регулирования явлений и процессов в природе;
2) видеть проблемную ситуацию в окружающей жизни и проектировать возможные ее решения;
3) работать с различными источниками информации, выделяя основные моменты необходимые для решения проблем, представляя ее в понятной форме; проявляя самостоятельность в принятии решения выбора информации;
4) владеть навыками учебно-исследовательской, проектной деятельности: умение выдвигать гипотезы требующие проверки; ставить цели и задачи; умение планировать и создавать алгоритм решения, применяя различные методы рассуждений; проводить анализ полученных результатов;
5) аргументированно отстаивать свое мнение и выслушивать доводы собеседника.
Ученик получит возможность научиться:
• видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
• основам саморегуляции в химической деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности взаимодействия с другими;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий.
в предметном направлении:
Ученик научится:
1) устанавливать взаимосвязь между химическими элементами и их значение, функции в нашем организме.
1) работать с химическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением химическую терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства утверждений;
2) овладеет химическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира;
5) применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
5. Содержание программы учебного курса
I.Введение. (2 часа)
II.Макроэлементы. (20 часов)
- Биогенные элементы.
- Биоэлементы.
III. Микроэлементы. (9 часов)
IV. Мой образ жизни и мое здоровье. (4 часа)
6. Тематическое планирование.
№ | Тема | Тип урока | Планируемые результаты | Учебно-исследовательская и проектная деятельность | Форма контроля | ||||||
личностные | метапредметные | предметные | |||||||||
I.Введение. (2 часа) | |||||||||||
1 | Здоровый образ жизни, как я это понимаю. | Урок общеметодологической направленности | развитие личной ответственности за свой образ жизни, который влияет на физическое и эмоциональное здоровье. | формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. | формирование первоначальных представлений о значении знаний о здоровье человека для понимания позитивного влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), как фактора успешной учебы и социализации. | Расчет расхода энергии в сутки и составление рациона питания | Отчет о проделанных расчетах | ||||
2 | Биологически значимые элементы. | Урок открытия нового знания | важности образования, здорового образа жизни. | устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. | формирование представлений о значении химических элементов и их функции в нашем организме. | Рассмотреть некоторые инструкции к витаминам и выделить особенности. | Устный опрос. | ||||
II. Макроэлементы. (20 часов) 1. Биогенные элементы. (10 часов) | |||||||||||
3 | Кислород- жизненно важный элемент и вещество. | Урок открытия нового знания | Формирование интереса к биогенным элементам в организме человека и их важности в биологических процессах. | формирование умения планировать, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности | формирование представлений о необходимости кислорода в жизни живых существ и сохранении чистого воздуха. | Посчитать (приблизительно) свою жизненную емкость легких. | Тест. | ||||
4 | Углерод, азот, водород, кислород - элементы-органогены. | Урок открытия нового знания | Формирование интереса к биогенным элементам в организме человека и их важности в биологических процессах. | овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям | формирование представлений о химическом составе различных круп, энергетическая ценность зерновых. | Исследование состава различных круп по справочным материалам. | Фронтальный опрос. | ||||
5 | Кислородосодержащие органические вещества - спирты. | Урок общеметодологической направленности. Урок-суд | Формирование личного (эмоционального) отношения к окружающему миру. | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. | формирование представлений о применении спиртов в быту и промышленности, свойствах спиртов и физиологическом действии. | Выявить положительные и отрицательные аспекты применения спиртов в жизни человека. | Фронтальный опрос. | ||||
6 | Практическая работа №1 «Определение содержания витамина С». | Урок рефлексии. ПР | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение | Формирование представления о значимости витамина С в жизни человека; умения определять содержания витамина С в овощах и фруктах. | Определение содержания витамина С в различных овощах и фруктах. | Отчет выполненной работы. | ||||
7 | Практическая работа №2 «Определение содержания глюкозы во фруктах и мёде». | Урок рефлексии. ПР | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение | Формирование представления о значимости глюкозы в жизни человека; умения определять содержания глюкозы в меде и фруктах. | Определение содержания глюкозы во фруктах и мёде | Отчет выполненной работы. | ||||
8 | Практическая работа №3 «Изучение растительных масел». | Урок рефлексии. ПР | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; | Формирование представлений о химическом составе масел. | Изучение растительных масел | Отчет выполненной работы. | ||||
9 | Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического соединения. | Урок рефлексии | Формирование способности обучающихся к саморазвитию, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | владеть рядом общих приёмов решения задач и ориентироваться на разнообразие способов решения задач. | Формирование навыка решения задач на определение молекулярной формулы вещества. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | Определение формул веществ. | Решение задач. | ||||
10 | Решение задач на нахождение молекулярной формулы органического соединения. | Урок рефлексии | Формирование способности обучающихся к саморазвитию, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | Владеть рядом общих приёмов решения задач и ориентироваться на разнообразие способов решения задач. | Формирование навыка решения задач на определение молекулярной формулы вещества. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | Определение формул веществ. | Решение задач. | ||||
11 | Работа над проектом. | Урок систематизации знаний | Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата | Обобщение и систематизация знаний по разделу «Макроэлементы». | Составление и формирование проектной работы. | Фронтальный опрос. | ||||
12 | Защита проектов. | Урок развивающего контроля | Формирование установки на наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. | Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. | Обобщение и систематизация знаний по разделу «Макроэлементы». | Защита проекта и анализ проектов собеседников. | Защита проекта. | ||||
| |||||||||||
13 | Кальций как важнейший элемент структурного материала организма. | Урок открытия нового знания | Формирование интереса к биоэлементам в организме человека и их важности в биологических процессах. | Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. | Формирование представлений о химическом элементе – кальций, значимости его в жизни человека. | Исследование коллекции минералов содержащих кальций; действие кислоты на соли кальция в костях и зубах. Глюконат кальция, инструкция применения. | Фронтальный опрос. | ||||
14 | Практическая работа №4 «Устранение карбонатной жесткости воды». | Урок рефлексии. ПР | Осознание значимости чистой воды. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. | Формирование представлений о жесткости воды и способах ее устранения; познакомиться со способами очистки в нашем районе. | Исследовать способы устранения карбонатной жесткости воды | Отчет выполненной работы. | ||||
15 | Фосфор - элемент жизни и мысли. | Урок открытия нового знания | Формирование интереса к биоэлементам в организме человека и их важности в биологических процессах. | Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета | Формирование представлений о химическом элементе – фосфор, значимости его в жизни человека. | Содержание ортофосфорной кислоты в газированных напитках. | Тест. | ||||
16 | Соли натрия и калий в нашей жизни. | Урок открытия нового знания | Формирование интереса к биоэлементам в организме человека и их важности в биологических процессах. | Умение составлять причинно следственные связи. | Формирование представлений о химических элементах – натрий, калий, значимости его в жизни человека. | Обнаружение ионов натрия в поваренной соли. Поваренная соль и глутамат натрия – усилитель вкуса. | Фронтальный опрос. | ||||
17 | Сера как элемент белка. | Урок открытия нового знания | Формирование интереса к биоэлементам в организме человека и их важности в биологических процессах. | Выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений. | Формирование представлений о химического элемента – сера, значимости его в жизни человека. | Содержание серы в белках. | Фронтальный опрос. | ||||
18 | Хлор наш «враг» и «друг». | Урок открытия нового знания | Формирование интереса к биоэлементам в организме человека и их важности в биологических процессах. | Выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений. | Формирование представлений о химического элемента – хлор, значимости его в жизни человека. | Хлор – как необходимый элемент для организма человека и элемент химического оружия. | Фронтальный опрос. | ||||
19 | Магний. | Урок открытия нового знания | Формирование интереса к биоэлементам в организме человека и их важности в биологических процессах. | Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения | Формирование представлений о химического элемента – магния, значимости его в жизни человека. | Магний в лекарственных средствах его применение. | Тест. | ||||
20 | Железо – элемент крови. | Урок открытия нового знания | Формирование интереса к биоэлементам в организме человека и их важности в биологических процессах. | Оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. | Формирование представлений о химического элемента – железа, значимости его в жизни человека. | Качественное определение ионов железа (III) методом хроматографии. | Дать сравнительную характеристику о том, что знал до урока и узнал нового | ||||
21 | Работа над проектом. | Урок систематизации знаний | Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | Обобщение и систематизация знаний по разделу «Биоэлементы». | Составление и формирование проектной работы. | Фронтальный опрос. | ||||
22 | Защита проекта. | Урок развивающего контроля | Формирование установки на наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. | Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | Обобщение и систематизация знаний по разделу «Биоэлементы». | Защита проекта и анализ проектов собеседников. | Защита проекта. | ||||
III. Микроэлементы.(9часов) | |||||||||||
23 | Бром, Йод, Фтор - галогены | Урок открытия нового знания | Формирование интереса к микроэлементам в организме человека и их важности в биологических процессах. | Умение воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты | Формирование представлений о химических элементах – бром, йод, фтор их значимости в жизни человека. | Йодированная соль - инструкция и противопоказания. Фторсодержащая паста. Калий бромистый- как успокаивающее средство. Качественные реакции на галогениды. | Фронтальный опрос. | ||||
24 | Элементы побочных подгрупп: кобальт, марганец, молибден. | Урок открытия нового знания | Формирование интереса к микроэлементам в организме человека и их важности в биологических процессах. | Освоение способов составления задач проблем творческого и поискового характера | Формирование представлений о химических элементах – кобальт, марганец, молибден их значимости в жизни человека. | Составление игры – лабиринта по теме урока | Представление работ | ||||
25 | Медь. Практическая работа №5 «Определение содержания ионов меди в воде». | Урок рефлексии. ПР | Осознание значимости применения различных металлов для водопроводных труб. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. | Формирование представлений о примесях, содержащихся в воде и причины их возникновения. | Исследовать водопроводную воду на содержание ионов меди | Отчет выполненной работы. | ||||
26 | Селен. | Урок открытия нового знания | Формирование интереса к микроэлементам в организме человека и их важности в биологических процессах. | Выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений. | Формирование представлений о химическом элементе – селен и его значимости в жизни человека. | Изучить инструкции БАД с добавление селена | Фронтальный опрос | ||||
27 | Цинк. | Урок открытия нового знания | Формирование интереса к микроэлементам в организме человека и их важности в биологических процессах. | Умение воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты | Формирование представлений о химическом элементе – цинк и его значимости в жизни человека. | Рассмотрение амфотерных свойств цинка | Тест | ||||
28 | Решение задач на расчет массовой доли вещества в растворе. | Урок рефлексии | Формирование способности обучающихся к саморазвитию, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | Владеть рядом общих приёмов решения задач и ориентироваться на разнообразие способов решения задач. | Формирование навыка решения задач на расчет количества вещества, массы и объема по известной массовой доли вещества. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | Определение неизвестных величин. | Решение задач. | ||||
29 | Решение задач на расчет массовой доли вещества в растворе. | Урок рефлексии | Формирование способности обучающихся к саморазвитию, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | Владеть рядом общих приёмов решения задач и ориентироваться на разнообразие способов решения задач. | Формирование навыка решения задач на нахождение массовой доли вещества по количеству вещества, массе и объему. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | Определение неизвестных величин. | Решение задач. | ||||
30 | Работа над проектом. | Урок систематизации знаний | Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | Обобщение и систематизация знаний по разделу «Микроэлементы». | Составление и формирование проектной работы. | Фронтальный опрос. | ||||
31. | Защита проектов. | Урок развивающего контроля | Формирование установки на наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. | Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Обобщение и систематизация знаний по разделу «Микроэлементы». | Защита проекта и анализ проектов собеседников. | Защита проекта. | ||||
IV. Мой образ жизни и мое здоровье. (4 часа) | |||||||||||
32 | Правильное питание и здоровая пища. | Урок общеметодологической направленности | Способность ставить цели и строить жизненные планы; важности бережного отношения к здоровью человека и к природе. | Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. | Осмысление представлений о человеке и мире, который его окружает. | Изучение состава пищевых продуктов по этикетке. | Фронтальный опрос | ||||
33 | Спорт и применение протеина и стероидов. | Урок общеметодологической направленности | Способность ставить цели и строить жизненные планы; важности бережного отношения к здоровью человека и к природе | Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Осмысление представлений о спорте. | Исследование пищевых добавок для спортсменов на белки. | Фронтальный опрос | ||||
34 | Экологические проблемы моего края. | Урок общеметодологической направленности | Важности бережного отношения к здоровью человека и к природе; формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. | Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. | Осмысление взаимосвязи между человеком и окружающим миром. | Исследование почвы на кислотность среды; биондикаторы; промышленные загрязнения. | Фронтальный опрос | ||||
35 | Мой образ жизни и мое здоровье. | Урок общеметодологической направленности | Способность ставить цели и строить жизненные планы; формирование личного (эмоционального) отношения к окружающему миру. | готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | Осмысление представлений о человеке и мире, который его окружает | Составление режима дня. | Фронтальный опрос. |
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Валеологисеское воспитание в химии элементов. Пособие для учителя. / Под ред. Н.Н. Пироговой. Тетюши: ООО «Тетюшская типография», 2008 г. – 28 с.
2. Использование органических соединений в военном деле и медицине/ Э. А. Соболева. – М. : Чистые пруды, 2009. – 31 с.
3. Каверина. ЕГЭ-2018. Химия. 30 вариантов. Типовые экзаменационные варианты. ФИПИ.- М.: Национальное образование, 352 с. – (ЕГЭ. ФИПИ- школе).
4. Научно-методический журнал «Химия в школе»
5. Пигугина Г.В. Ситуационные задания по химии.8-11 классы. – М.:ВАКО, 2014. – 144 с.-(Мастерская учителя химии).
6. Формирование валеологических знаний в процессе изучения химии. Пособие для учителя. / Под ред. Р.М. Мухаметшина. – Казань, 2002. -84 с.
7. http://ru.wikipedia.org
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Элементы комбинаторики",7 класс
Бунимович Е. А., Булычев В. А. Учебное пособие для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений....
рабочая программа элективного курса "Элементы математической логики"
Программа разработана на основе авторской учебной программы «Элементы математической логики», издательство “Просвещение-Юг”, г. Краснодар, 2004 г. Авторы: Е.А. Семенко, Е.Н. Бурцева, Е.С. ...
Рабочая программа элективного курса «Черчение с элементами моделирования и проектирование на ПК» (для учащихся 8-9 классов) Адаптированная.
Рабочая программа элективного курса «Черчение с элементами моделирования и проектирование на ПК» для общеобразовательных классов общеобразовательных школ. Разработана на основе типовы...
Рабочая программа элективного курса "Элементы небесной механики"
Рабочая программа элективного курса "Элементы небесной механики" с КТП...
Рабочая программа элективного курса по физике "Элементы биофизики" 9 класс
Рабочая программа элективного курса по физике "Элементы биофизики" 9 класс...
Рабочая программа элективного учебного предмета Элементы высшей математики для 10 класса 2019
Рабочая программа элективного учебного предмета « Элементы высшей математики» для учащихся 10 класса составлена на основе авторской программы А.Н. Землякова, кандидата пед. нау...
Рабочая программа элективного учебного предмета Элементы высшей математики для 11 класса
Данная программа элективного курса по математике даёт широкие возможности повторения и обобщения курса алгебры и основ анализа. В курсе разбирается большое количество сложных задач, которые понадобятс...