Рабочая программа элективного курса "Элементы комбинаторики",7 класс
рабочая программа по алгебре (7 класс) на тему

Ладанова Лариса Анатольевна

Бунимович Е. А., Булычев В. А. Учебное пособие для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs7_klass.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

Рассмотрена на заседании  методического объединения учителей математики, физики, информатики

Руководитель МО ________________Антонова Т.В.

Утверждена       директором                                           МБОУ    «Инсарская        средняя

общеобразовательная школа №1»
 
__________Е.В. Гулькина

 «27» августа 2014 г.                                            «30» августа  2014 г.

Рабочая программа

элективного курса «Решение нестандартных и олимпиадных задач по математике»

для 7 «Б» класса

 
 

Составитель: Ладанова Л.А.,

учитель математики

                                                  Инсар 2014

                              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Курс рассчитан на учащихся 7 классов общеобразовательных школ, проявляющих интерес к изучению математики.

   В период обучения по данной программе учащиеся должны приобрести новые знания, умения и навыки в области математики и повысить общий уровень математической культуры, который позволит им:  

  • точно и грамотно излагать собственные рассуждения при решении задач и доказательстве теорем;
  • приобрести устойчивые навыки решения нестандартных задач;
  • применять рациональные приемы вычислений и тождественных преобразований;
  • продолжить пополнять математические знания из специальной литературы в процессе дальнейшей учебы.

   Программа состоит из ряда независимых разделов и включает вопросы, углубляющие знания учащихся по основным,  наиболее значимым темам школьного курса и расширяющие их математический кругозор, рассматривает олимпиадные задачи и способы их решения. Предусматривается обязательное выделение времени на решение задач повышенной трудности.       Это будет способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся, формированию наглядно-образного и абстрактного мышления, приобретению навыков творческого мышления.

   Учителю курс поможет наиболее качественно подготовить учащихся к математическим олимпиадам.

   Программа элективного курса предполагает знакомство с теорией и практикой рассматриваемых вопросов и рассчитана на 18 часов.

   В процессе изучения данного курса предполагается использование различных методов активизации познавательной деятельности школьников, а также различных форм организации их самостоятельной работы.

   Результатом освоения программы курса является представление школьниками творческих индивидуальных и групповых работ на итоговом занятии.

Цели курса:

  • обобщение и систематизация, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках математики;
  • обретение практических навыков выполнения заданий с модулем;
  • обретение практических навыков выполнения заданий с параметром;
  • обретение практических навыков при решении текстовых задач повышенной трудности;
  • расширение кругозора учащихся;
  • развитие интереса учащихся к изучению математики;
  • повышение уровня математической подготовки школьников.

  Задачи курса:

  • вооружить учащихся системой знаний по темам «Решение текстовых задач повышенной трудности», «Уравнения и неравенства», «Метод математической индукции».
  • сформировать навыки применения данных знаний при решении разнообразных задач различной сложности;
  • подготовить учащихся к математической олимпиаде;
  • сформировать навыки самостоятельной работы, работы в малых группах;
  • сформировать навыки работы со справочной литературой;
  • сформировать умения и навыки исследовательской работы;
  • способствовать развитию алгоритмического мышления учащихся;
  • способствовать формированию познавательного интереса к математике.

Требования к уровню усвоения учебного материала

 В результате изучения программы элективного курса «Решение олимпиадных задач» учащиеся получают возможность знать и понимать:

  • определение графа;
  • принцип Дирихле;
  • понятие инвариантов;
  • определение абсолютной величины действительного числа;
  • основные операции и свойства абсолютной величины;
  • алгоритмы решения уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля;
  • некоторые приемы решения целых уравнений;
  • некоторые приемы решения уравнений с параметрами;
  • метод математической индукции.

Уметь:

  • решать задачи на переливание определенного количества жидкости с помощью двух (иногда трех) пустых сосудов;
  • решать задачи на соответствие между двумя множествами с помощью теории графов;
  • решать задачи, при решении которых используются стороны и диагонали многоугольника;
  • решать задачи на применение принципа Дирихле;
  • решать задачи на применение инвариантов;
  • решать задачи, используя круги Эйлера;
  • обводить контуры фигур непрерывной линией;
  • применять определение, свойства абсолютной величины действительного числа к решению конкретных задач;
  • решать уравнения с параметром;
  • решать уравнения, неравенства, содержащих переменную под знаком модуля;
  • доказывать неравенства.

Учебно-тематический план курса

п / п

Название тем курса

Количество часов

всего

теории

практики

1.

Решение текстовых задач повышенной трудности

7

2

5

2.

Уравнения и неравенства

6

1

6

3.

Метод математической индукции

4

2,5

1,5

4.

Аукцион знаний

1

-

Защита решенных олимпиадных заданий

 

Итого:

16

5,5

12,5

Содержание учебного материала и

 календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема

Часы

Дата

по плану

фактически

Решение текстовых задач повышенной трудности (7 ч)

1.

Задачи на переливание.

1

2.

Задачи на соответствия.

1

3.

Задачи на обведение контура фигуры непрерывной линией.

1

4.

Задачи на нахождение фальшивой монеты.

1

5.

Задачи, при решении которых используются круги Эйлера.

1

6.

Задачи на применение принципа Дирихле.

1

7.

Задачи на применение инвариантов.

1

Уравнения и неравенства (6 ч)

9.

Некоторые приемы решения целых уравнений.

1

10.

Уравнения, содержащие абсолютные величины. Основные методы решения уравнений с модулем.

1

11.

Уравнения, содержащие абсолютные величины. Графический способ решения уравнений с модулем.

1

12.

Уравнения с параметром. Основные методы решения уравнений с параметром.

1

13.

Доказательство неравенств.

1

14.

Решение неравенств с модулем.

1

Метод математической индукции (4 ч)

15.

Метод математической индукции.

2

16.

Метод математической индукции.

2

17.

Аукцион знаний

1

  На последнем уроке слушатели курса представляют защиту решенных олимпиадных заданий и получают зачеты.

Литература

  • Башмаков М.И. Уравнения и неравенства. – М.: ВЗМШ при МГУ, 1983.
  • Гайдуков И.И. Абсолютная величина. – М.: Просвещение, 1968.
  • Галицкий М.Л. и др. Сборник задач по алгебре 8 – 9 кл. – М.: Просвещение, 1995.
  • Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике. 5-11 класс. – М.: Просвещение, 1998.
  • Говоров В.М. и др. Сборник конкурсных задач по математике.– М.: Просвещение, 1983.
  • Колесникова С.И. Математика. Интенсивный курс подготовки к Единому Государственному экзамену. М.: Айрис-пресс, 2009.
  • Мордкович А.Г. Алгебра. 8, 9 кл. – М.: Мнемозина, 2000.
  • Нешков К.И. и др. Множества. Отношения. Числа. Величины. – М.: Просвещение, 1978.
  • Никольская И.Л. Факультативный курс по математике. – М.: Просвещение, 1995.
  • Олехник С.Н. и др. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения. 10 – 11 кл. – М.: Дрофа, 1995.
  • Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике 10 – 11 кл. – М.: Просвещение, 1989.
  • Электронный учебник «Алгебра 7 – 11».

            

           

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Роль биологических знаний в жизни человека"

Программа элективного курса «Роль биологических знаний в жизни человека» составлена на основе концепции профильного образования для общеобразовательной школы в 9-м классе, содержание которого  ст...

Рабочая программа элективного курса для 11 класса "Русское правописание: орфография и пунктуация"

Рабочая программа предназначена для 11 класса. Составлена по программе С.И. Львовой. Рассчитана на 34 часа....

Рабочая программа элективного курса для 10 класса "Гражданин современной России"

Элективный курс по обществознанию для учеников 10 класса по теме "Гражданин современной России" раскрывает особенности современного гражданского общества в России...

рабочая программа элективного курса в 9 классе "Художественная обработка природных мсатериалов и текстиля"

Данный курс расчитан на 17 часов, ориентирован на учащихся, склонных к художественному творчеству...

Рабочая программа элективного курса в 11 классе.

"Решение нестандартных  задач по математике."...

Рабочая программа элективного курса в 11 классе.

"Решение нестандартных  задач по математике."...