Выступление по теме "Использование ИКТ на уроках химии при обучении детей с ОВЗ"
статья по химии (8 класс) на тему
В работе изложен материал из опыта работы на уроках химии с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_dlya_ovz.zip | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Текст к презентации
«Использование ИКТ
на уроках химии
при обучении детей с ОВЗ»
Подготовила:
учитель химии
МОУ «Средняя
общеобразовательная школа №6»
г. Железногорска
Курской области
Морозова Ирина Викторовна
Психологи, изучая причины школьных трудностей, отмечают, что процесс дезадаптации протекает по принципу порочного круга. Пусковым фактором выступает существенное изменение условий жизни ребенка при переходе к школьному обучению, которое предъявляет повышенные требования к функционированию познавательных процессов (восприятия, памяти, речи и др.), а также к эмоционально-волевой стороне личности (Л.И. Божович). В период адаптации у детей в силу общей незрелости организма и центральной нервной системы повышается физическое и нервно-психическое напряжение, что приводит к функциональным нарушениям и невротическим реакциям. Недостаточность регуляторных механизмов, которые не позволяют ребенку успешно вырабатывать адекватные новым условиям формы поведения и деятельности, влечет за собой различные отклонения в поведении: повышение агрессивности индивида или, наоборот, состояние заторможенной подавленности. Подобные состояния снижают познавательную активность и делают весьма проблематичным эффективное вхождение в школьную жизнь и усвоение учебного материала. Круг замыкается.
В современную педагогическую науку термин "коррекционная педагогика" был введен в 1988 г. Г.Ф. Кумариной. В течение непродолжительного времени коррекционная педагогика существовала параллельно с дефектологией. Коррекционную педагогику рассматривали "как область педагогического знания, предметом которой является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей". Со временем возник симбиоз дефектологии и коррекционной педагогики - специальная (коррекционная) педагогика, изучающая психофизиологические особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья и занимающаяся разработкой проблем их воспитания, обучения и коррекции онтогенетических недостатков.
Сегодня на педагогической арене присутствуют два направления, объектом которых являются проблемные дети, находящиеся между нормой и патологией. Одно из них, ориентированное на детей риска, называет себя коррекционно-развивающим образованием, другое, ориентированное на детей с ЗПР, – коррекционно-развивающим обучением. Первое направление называют "психолого-педагогическим" КРО, а другое – "дефектологическим" КРО в соответствии с их концептуальными позициями.
Практическое выражение коррекционная педагогика нашла в системе коррекционно-развивающего образования (КРО), которое представляет собой симбиоз организации образовательного процесса во всем многообразии ее проявления и содержания образовательного процесса, и его содержания, в котором соединяются общеучебные, диагностические, охранные, социальные, коррекционно-развивающие стратегии обучения.
Если обратиться к определению детей, являющихся объектом КРО, то можно увидеть, что они на первый взгляд похожи:
Дети группы риска | Дети с трудностями в обучении, обусловленными ЗПР |
дети, которые, не обнаруживая классических форм аномалий развития, имеют в силу различных причин биологического или социального свойства его парциальные недостатки, обусловливающие трудности их воспитания и обучения в обычных условиях, провоцирующие повышенный риск школьной дедаптации. | дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы. |
Однако в них кроются и принципиальные различия, позволяющие понять специфику каждой группы. Дети риска имеют "парциальные недостатки" развития, обусловливающие фрагментарность школьной неуспешности и её временный характер. Дети с трудностями в обучении, обусловленными ЗПР, характеризуются стойкими затруднениями в усвоении всех образовательных программ.
В нашей школе в классах ОВЗ VII вида мы работаем с детьми обеих вышеупомянутых групп.
Среди наших учеников встречаются дети, относящиеся к разным группам риска, которые по уровню проявления подразделяются на:
- состояния риска академической неуспешности, возникающие в случаях несоответствия дидактических требований, предъявляемых к ребёнку, уровню зрелости психофизиологических, общедеятельностных и интеллектуально-перцептивных функций, обеспечивающих процесс учения;
- состояния социального риска, возникающие как протест против высоких требований на личностном, поведенческом уровне и проявляющиеся в форме активного или пассивного сопротивления общепринятым нормам либо поведения, либо взаимодействия с другими участниками процесса обучения, в отказе от учебной деятельности в пользу какой-либо другой, существующей вне школы;
- состояния риска по здоровью, которые являются следствием работы в режиме сверхнапряжения, обусловленной либо общей соматической ослабленностью ребёнка, либо завышенными притязаниями взрослых или собственной высокой мотивацией ученика. При этом дети не могут справиться с предъявляемыми им требованиями и решают поставленные перед ними учебные задачи путём предельной мобилизации всех систем организма, в результате чего происходит нарушение в работе одной или нескольких наиболее слабых систем;
- состояния комплексного риска, включающие в себя риск адаптационных нарушений по двум или трём перечисленным направлениям.
Обучение происходит по специальным образовательным программам, при составлении которых я учитываю темп учебной работы с возможностями познавательной деятельности учеников.
Например, так выглядит распределение уроков в календарно-тематическом планировании по теме «Повторение» для работы с обучающимися 9-го общеобразовательного класса:
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
I | Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класс | 6 |
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Свойства оксидов и оснований в свете ТЭД и процессов окисления-восстановления. | |
2 | Свойства кислот и солей в свете ТЭД и процессов окисления-восстановления. | |
3 | Свойства основных классов неорганических соединений. | |
4 | Характеристика химического элемента на основании его положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева. | |
5 | Переходные элементы. | |
6 | ПЗ и ПСХЭ Д.И.Менделеева. |
И вот такое распределение уроков в календарно-тематическом планировании по теме «Повторение» предусмотрено для работы с обучающимися 9-го коррекционного класса VII вида:
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
I | Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класс | 7 |
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Свойства оксидов и оснований в свете ТЭД и процессов окисления-восстановления. | |
2 | Свойства оснований в свете ТЭД и процессов окисления-восстановления. | |
3 | Свойства кислот в свете ТЭД и процессов окисления-восстановления. | |
4 | Свойства солей в свете ТЭД и процессов окисления-восстановления. | |
5 | Характеристика химического элемента на основании его положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева. | |
6 | Переходные элементы. | |
7 | ПЗ и ПСХЭ Д.И.Менделеева. |
Отличается работа с этими обучающимися и во время урока: материал, формы работы на уроке подбираеются так, чтобы задействовать как можно большее количество органов чувств. Принимается во внимание личный опыт учеников. Материал обязательно должен быть связан с реальной жизнью, чтобы повысит мотивацию обучающихся, и ответить на вопрос «Зачем нужно знать материал, который изучается на этом уроке?».
Например, урок химии в 8 классе по теме «Реакции обмена»:
1) примеры реакций обмена в жизни и практической деятельности человека:
- реакции обмена имеют широкое практическое значение в промышленности и в повседневной жизни человека. Так, например, кондитерами используются разрыхлители теста – это углекислый газ, который получается при взаимодействии кислоты и пищевой соды. Он обеспечивает нужную структуру пор теста и вкус продукта.
- для извлечения из сточных вод металлов (цинка, меди, хрома, никеля, свинца, ртути, кадмия, ванадия, марганца и др.). Также извлечение соединений мышьяка, фосфора, цианистых соединений и радиоактивных веществ.
- для удаления накипи в нагревательных приборах, которая образуется из - за жесткости воды; также некоторые соли можно использовать в пищевых целях. Основания и оксиды широко используются в промышленности для получения других веществ, стройматериалов и т. д. Некоторые минеральные кислоты и соли входят в химический состав живых организмов и необходимы для их жизнедеятельности. Например, недостаток поваренной соли (хлорида натрия) организм восполняет разрушением костной и мышечной тканей, что может привести к различным заболеваниям.
2) объяснение учителя о принципах составления уравнений реакций этого типа;
3) демонстрация слайдов презентации, иллюстрирующих принципы составления уравнений реакций этого типа;
4) проведение химических реакций, демонстративно или при работе в группах, или просмотры видеороликов;
5) работа обучающихся при составлении уравнений реакций изучаемого типа фронтально и индивидуально.
Особенности подачи материала на уроках в классах КРО.
Наблюдение
Выводы (с помощью учителя)
Введение понятия
Включение понятия в систему понятий
При подготовке к урокам, кроме дидактических задач, продумываются задачи коррекционые.
Коррекция мышления.
- Развивать умения делать словесно-логические обобщения.
- Учить выделять главное, существенное.
- Учить замечать недостатки в работе, анализировать ход выполнения работы, сравнивать с образцом.
- Развивать умение сравнивать и анализировать.
- Учить выделять сходство и различие понятий.
- Учить обобщать, анализировать.
Коррекция речи.
- Совершенствовать слуховое восприятие, внимание.
- Развивать функции фонематического анализа.
- Развивать экспрессивную сторону речи (активный словарь).
- Формирование коммуникативной стороны речи (умение общаться).
- Формирование диалогической речи.
- Преодоление речевого негативизма (нежелание говорить).
- Воспитание устойчивого интереса к знаниям.
Коррекция внимания.
- Воспитывать целенаправленность внимания.
- Развивать быструю переключаемость внимания.
- Учить распределению внимания (что главное, что можно оставить на потом).
- Развивать силу внимания (не замечать посторонних раздражителей).
- Воспитывать устойчивость внимания.
Коррекция самооценки.
- Формировать навыки, потребности в труде, в общественной оценке и самооценке, в потребности занимать достойное место.
- Работать над устранением неустойчивой и пониженной самооценки.
- Воспитывать умение анализировать свою деятельность.
- Формировать адекватный уровень притязаний.
- Воспитывать правильное отношение к критике, корригировать отрицательные реакции на замечания.
Коррекция эмоционально - волевой сферы.
- Развивать инициативу в стремлении к активной деятельности.
- Развивать умение совершенствовать свою деятельность.
- Формировать стремление добиваться результата, доводить начатое до конца.
- Вырабатывать умение преодолевать трудности.
- Воспитывать чувство товарищества, коллективизма, уважение к старшим.
- Формировать адекватность чувств.
- Формировать высшие духовные чувства (совесть, долг, ответственность).
- Вырабатывать положительные привычки поведения.
Но первостепенной задачей является создание благоприятного психологического климата на уроке: когда ребёнку комфортно, он работает в меру своих сил.
Источники
- http://www.vevivi.ru/best/Korrektsionno-razvivayushchee-obuchenie-i-ego-mesto-v-sovremennoi-shkole-ref156171.html
- Кумарина Г.Ф. Теоретические основы компенсирующего обучения.//Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы. - М., 1995. - С. 9.
- Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. – М., 2001. – С. 16.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий на уроках географии при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью
Работа посвящена проблеме внедрения компьютерных технологий в обучение умственно отсталых школьников на уроках географии. Содержит примеры использования мультимедийных продуктов при формировании позна...
Интегрированный урок - эффективная форма обучения детей в коррекционной школе
Интегрированный урок - эффективная форма обучения детей в коррекционной школе....
Статья "Организация дифференцированного и индивидуального подходов на уроках географии при обучении детей с ОВЗ"
Статья "Организация дифференцированного и индивидуального подходов на уроках географии при обучении детей с ОВЗ"...
Выступление на МО учителей начальных классов "Активные методы обучения детей с ОВЗ"
Выступление на МО учителей начальных классов "Активные методы обучения детей с ОВЗ"...
Использование ИКТ на уроках истории в обучении детей.
Информатизация образования открывает нам педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновац...
Методическая разработка по теме» «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в обучении детей с ОВЗ»
Всеобщая компьютеризация и внедрение компьютерных технологий требует от педагогов постоянного развития в данной области. Ведь именно это, является методом повышения эффективности учебного процесса. Но...
Использование опорных схем на уроках математики при обучении детей с нарушениями интеллекта
Из всех существующих форм наглядности сейчас наиболее распространены схемы. Систематическое и целенаправленное использование опорных схем на уроках математики способно не только заложить определённый ...