Рабочая программа по химии для 8 классов
рабочая программа по химии (8 класс) на тему
Программа предназначена для 8 классов средних общеобразовательных школ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a-rab._prog.po_him._8_kl._2ch._avto-izm.23.10.17.docx | 74.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии для основной школы для 8 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, одобренным совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО.
За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор Н.Н.Гара) и Примерная программа по химии на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Общая характеристика учебного предмета
Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Содержание программы по химии в основной школе структурировано по шести блокам: Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии; Вещество; Химическая реакция; Элементарные основы неорганической химии; Первоначальные представления об органических веществах; Химия и жизнь.
В курсе химии основной школы учащиеся знакомятся с первоначальными понятиями: атом, молекула, простое и сложное вещество, физические и химические явления, валентность; закладываются простейшие навыки в написании знаков химических элементов, химических формул простых и сложных веществ, составлении несложных уравнений химических реакций; даются понятия о некоторых химических законах: атомно – молекулярном учении, законе постоянства состава, законе сохранения массы вещества; на примере кислорода и водорода углубляются сведения об элементе и веществе. Учащиеся изучают классификацию простых и сложных веществ, свойства воды, оксидов, кислот, оснований, солей; закрепляют практические навыки, необходимые при выполнении практических и лабораторных работ. Изучаются структура периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева, периодический закон, виды химической связи.
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоениеважнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
При составлении рабочей программы использовался учебно – методический комплект:
для учителя:
- Примерная программа основного общего образования по химии.
- Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2009г. -56с.
- Гара Н.Н. Химия. Методическое пособие для учителя Уроки в 8 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – Москва «Просвещение», 2009 .
- Рудзитис Г.Е. Химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений /Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – М.: Просвещение, 2011г.
- Радецкий А.М. Дидактический материал по химии 8-9: пособие для учителя/ А.М. Радецкий. – М.: Просвещение, 2005г. М.: Просвещение, 2011г.
- Гара Н.Н., Габрусева Н.И. Химия. Задачник с «помощником». 8-9 классы - М.: Просвещение, 2009г.
дляучащихся:
- Рудзитис Г.Е. Химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений /Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – М.: Просвещение, 2011.
- Радецкий А.М. Дидактический материал по химии 8-9: пособие для учителя/ А.М. Радецкий. – М.: Просвещение, 2005г. М.: Просвещение, 2011г.
- Гара Н.Н., Габрусева Н.И. Химия. Задачник с «помощником». 8-9 классы - М.: Просвещение, 2009г.
MULTIMEDIA – поддержка предмета:
- электронное приложение к учебнику «Химия 8», разработчик ЗАО «Образование – Медиа»
- Уроки химии Кирилла и Мефодия, 8 – 9 класс - Разработчик: Кирилл и Мефодий, 2005г
На предмет «Химия» в 8 классах отводится 68 ч ( часа в неделю, 34 учебных недель). За основу рабочей программы взята Примерная программа по химии на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и «Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений» (автор Н.Н.Гара) .
Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются самостоятельные и блиц-контрольные работы, тесты. Формы тематического и итогового контроля – тесты и традиционные контрольные работы.
При организации учебного процесса используются следующие формы: уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, комбинированные уроки, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки контроля, практические работы, а также сочетание указанных форм.
Авторская программа предполагает на изучение материала 68 часов в год, 2 часа в неделю (из расчета 34 учебных недель), 3 часа – резервное время. Время для изучения предмета увеличено на 1 час в неделю за счет школьного компонента и с учетом 34 недель обучения составит 68 часов.
Дополнительное и резервное время будет использовано для совершенствования навыков решения расчетных задач, упражнений в применении знаний и их обобщения, коррекции знаний по итогам контроля. Дополнительное время отведено на изучение одного из важнейших разделов курса - классификации и химических свойств основных классов неорганических соединений.
Запланировано для проведения контрольных работ - 5 часов, практических работ - 5 часов.
Практическая часть курса химии в 8 классе спланирована в соответствии с примерной и авторской программ, с некоторой корректировкой, связанной с материальными возможностями кабинета и целесообразностью использования времени урока и включает 5 практических и 9 лабораторных работ:
Лабораторный опыт 1 (домашний) Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами Д Образцы простых и сложных веществД |
Разделение смеси, состоящей из порошков железа и серы |
Лабораторный опыт 2 Примеры физических и химических явлений |
Разложение основного карбоната меди (II) Лабораторный опыт 3 Реакция замещения меди железом |
Лабораторный опыт 4 Ознакомление с образцами оксидов |
Лабораторный опыт 5 Получение и свойства водорода |
Лабораторный опыт 6 Свойства растворимых и нерастворимых оснований |
Лабораторный опыт 7 Взаимодействие оснований с кислотами. |
Лабораторный опыт 8 Взаимодействие кислот с металлами и оксидами металлов |
Лабораторный опыт 9 Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей. |
Вытеснение галогенов друг другом из раствора их соединений |
Практическая работа 1 Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете |
Практическая работа 2 Очистка загрязненной поваренной соли |
Практическая работа 3 Получение и свойства кислорода |
Практическая работа 4 Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества |
Практическая работа 5 Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений» |
Содержание учебного курса
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ8 класс
68 ч/год (2 ч/неделю)
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Тема 1. Первоначальные химические понятия (20 ч)
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, хроматография. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.
Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава веществ.
Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Количество вещества, моль. Молярная масса.
Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности.
Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.
Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.
Химические соединения количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газов.
Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций. Разложение основного карбоната меди(II). Реакция замещения меди железом.
Практические работы
• Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.
• Очистка загрязненной поваренной соли.
Расчетные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.
Тема 2. Кислород (9 ч)
Кислород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение. Круговорот кислорода в природе. Горение. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций.
Топливо и способы его сжигания. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
Демонстрации. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха, методом вытеснения воды. Определение состава воздуха. Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами оксидов.
Практическая работа. Получение и свойства кислорода.
Расчетные задачи. Расчеты по термохимическим уравнениям.
Тема 3. Водород (6 ч)
Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород — восстановитель. Получение, применение.
Демонстрации. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.
Лабораторные опыты. Получение водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода с оксидом меди(II).
Тема 4. Растворы. Вода (7 ч)
Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.
Демонстрации. Анализ воды. Синтез воды.
Практическая работа. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.
Расчетные задачи. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.
Тема 5. Основные классы неорганических соединений (9 ч)
Оксиды. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.
Основания. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакция нейтрализации. Получение. Применение.
Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Вытеснительный ряд металлов Н. Н. Бекетова. Применение.
Соли. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Способы получения солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.
Лабораторные опыты. Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
Тема 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома (10 ч)
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды. Короткий и длинный варианты периодической таблицы. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.
Строение атома. Состав атомных ядер. Электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева.
Лабораторные опыты. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.
Тема 7. Строение веществ. Химическая связь (7 ч)
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов. Окислительно-восстановительные реакции.
Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Кристаллические и аморфные вещества. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Демонстрации. Ознакомление с моделями кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения химии в 8 классе ученик должен
знать / понимать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
обращатьсяс химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород; растворы кислот и щелочей;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
Учебно-методические средства обучения
Основная литература для учителя
- Стандарт основного общего образования по химии.
- Примерная программа основного общего образования по химии.
- Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2009г. -56с.
- Гара Н.Н. Химия. Методическое пособие для учителя Уроки в 8 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – Москва «Просвещение», 2009 .
- Рудзитис Г.Е. Химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений /Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – М.: Просвещение, 2011г.
- Радецкий А.М. Дидактический материал по химии 8-9: пособие для учителя/ А.М.Радецкий. – М.: Просвещение, 2005г. М.: Просвещение, 2005г.
- Гара Н.Н., Габрусева Н.И. Химия. Задачник с «помощником». 8-9 классы - М.: Просвещение, 2009г.
Дополнительная литература для учителя
- Барковский Е.В., Врублевский А.И. Тесты по химии, Минск, «Юнипресс», 2002.
- Глинка Н.Л. Общая химия. – Ленинград, «Химия», 1985г
- Егоров А.С. и др. Репетитор по химии /А.С.Егоров. Ростов – на – Дону: Феникс, 2004.
- Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы. – М., «Дрофа», 1999г
- Химия в школе: научно – методический журнал.- М.: Российская академия образования; изд – во «Центрхимэкспресс». – 2005 – 2012.
Основная литература для учащихся
- Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман - Химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011г.
- Гара Н.Н., Габрусева Н.И. Химия. Задачник с «помощником». 8-9 классы - М.: Просвещение, 2009г.
- Радецкий А.М. Дидактический материал по химии 8-9: пособие для учителя/ А.М.Радецкий. – М.: Просвещение, 2005г. М.: Просвещение, 2005г
Дополнительная литература для учащихся
- Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. М., «АСТ-пресс», 2002.
- Егоров А.С. и др. Репетитор по химии /А.С.Егоров. Ростов – на – Дону: Феникс, 2004.
- Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы. – М., «Дрофа», 1999г
- Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. М., «Дрофа», 2002г.
- Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. М., «Химия», 1995г.
Тематическое планирование уроков химии в 8 классе, 68 часов (2 часа в неделю)
№ урока | № урока в теме | Раздел, название урока в поурочном планировании | Дидактические единицы образовательного процесса | Химический эксперимент (демонстрации и опыты), расчетные задачи | Контроль знаний учащихся | Кол-во часов | Дата (план) | Дата (факт) | ||||||||
Тема 1«Первоначальные химические понятия (20 часов) | ||||||||||||||||
1 | 1 | Предмет химии. Вещества и их свойства | Знать определение предмета химии. Уметь различать вещества и физические тела. Знать правила поведения в кабинете химии | Д Примеры тел и веществ Лабораторный опыт 1 (домашний) Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами | Фронтальный опрос | 1 | ||||||||||
2 | 2 | Чистые вещества и смеси | Знать отличие чистого вещества от смеси, основные способы разделения смесей | Д Разделение смеси, состоящей из порошков железа и серы | Текущий опрос Работа по карточкам | 1 | ||||||||||
3 | 3 | Физические и химические явления. Химические реакции. | Знать определение химической реакции, признаки и условия протекания химических реакций. Уметь отличать физические процессы от химических реакций. | Лабораторный опыт 2 Примеры физических и химических явлений Д Примеры физических и химических явлений | Фронтальный и текущий опрос | 1 | ||||||||||
4 | 4 | Простые и сложные вещества. | Знать определение атома, простого и сложного вещества, отличие смеси и сложного вещества Уметь различать простые и сложные вещества, вещества молекулярного и немолекулярного строения | Д - Взаимодействие железа с серой Лабораторный опыт3: ознакомление с образцами простых и сложных веществ | Текущий опрос | 1 | ||||||||||
5 | 5 | Практическая работа № 1«Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете» | Знать правила работы в химическом кабинете. Уметь обращаться с лабораторным штативом, спиртовкой, мерными сосудами, фарфоровой чашкой, пробирками, проводить нагревание в открытом пламени. | Практическая работа 1 Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете | Практическая работа № 1 Контроль выполнения | 1 | ||||||||||
6 | 6 | Практическая работа № 1 (1-й час) «Изучение строения пламени» | Знать строение пламени, его свойства. Уметь проводить исследование пламени, нагревание на спиртовке. | Практическая работа № 1 Изучение строения пламени | Практическая работа № 1 | 1 | ||||||||||
7 | 7 | Практическая работа № 2 (2-й час)«Очистка загрязненной поваренной соли» | Знать правила обращения с необходимым для работы лабораторным оборудованием, способы разделения смесей фильтрованием и выпариванием. Уметь изготавливать фильтр, фильтровать и выпаривать. | Практическая работа 2 Очистка загрязненной поваренной соли | Практическая работа № 2 Контроль выполнения | 1 | ||||||||||
8 | 8 | Химический элементы. Относительная атомная масса. Знаки химических элементов. | Знать определение атома и молекулы, простого и сложного вещества, химического элемента как определенного вида атомов. Уметь различать понятия «простое вещество» и «химический элемент». Знать химические знаки некоторых химических элементов. Понимать различия между абсолютной и относительной массами. Уметь находить значение относительной атомной массы. | Демонстрации: ПС; - видеофильм «Химические элементы» Д Образцы простых и сложных веществ | Фронтальный и текущий опрос | 1 | ||||||||||
9 | 9 | Закон постоянства состава вещества. | Знать формулировку закона постоянства состава веществ. Уметь производить расчеты на основе постоянства состава вещества. | Текущий опрос | 1 | |||||||||||
10 | 10 | Химические формулы. Расчеты по формулам. | Знать определение понятия «химическая формула» и что обозначает индекс в химической формуле. Уметь вычислять относительную молекулярную массу, характеризовать по данной формуле качественный и количественный состав вещества. | РРЗ. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. | Работа по карточкам | 1 | ||||||||||
11 | 11 | Валентность химических элементов. | Уметь определять валентность элементов по формулам соединений из двух элементов. Знать определение понятия «валентность» | Демонстрация: - видеофильм «Химия 8 класс ч. 1» (Первоначальные химические понятия» | Текущий опрос | 1 | ||||||||||
12 | 12 | Составление химических формул по валентности | Уметь составлять формулы веществ из двух элементов по известной валентности. | Демонстрация: - видеофильм «Химия 8 класс ч. 1» (Первоначальные химические понятия» | Самостоятельная работа Работа по карточкам | 1 | ||||||||||
13 | 13 | Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. | Знать основные положения атомно-молекулярного учения, определение закона сохранения массы веществ, роль М.В. Ломоносова и Д. Дальтона в создании этого учения. | Демонстрация: опыт, иллюстрирующий закон сохранения массы веществ. | Фронтальный опрос | 1 | ||||||||||
14 | 14 | Химические уравнения. | Знать формулировку закона сохранения массы веществ, понимать смысл уравнений химических реакций. Уметь расставлять коэффициенты в уравнениях реакций. | Д Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ. Демонстрация: - компакт-диск «Вещества и их превращения» | Фронтальный и текущий опрос | 1 | ||||||||||
15 | 15 | Типы химических реакций | Знать определения реакций разложения, соединения и замещения. Уметь определять тип реакции по данному химическому уравнению. | Д Горение магния Д Разложение основного карбоната меди (II) | Текущий опрос Работа по карточкам | 1 | ||||||||||
16 | 16 | Контрольная работа № 1 по теме «Первоначальные химические понятия» | Уметь применять полученные знания, умения и навыки при решении примеров и задач | 1 | ||||||||||||
17 | 17 | Анализ результатов контрольной работы № 1. Количество вещества. Моль – единица количества вещества | Уметь анализировать свою работу, делать работу над ошибками и уметь делать выводы Знать число Авогадро, определения количества вещества и моля. Уметь определять число структурных единиц по данному количеству вещества и наоборот. Знать о равенстве числовых значений молярной и относительной молекулярной масс. Уметь вычислять массу данного количества вещества. | Д Химические вещества и соединения количеством вещества в 1 моль | Фронтальный опрос | 1 | ||||||||||
18 | 18 | Вычисления по химическим уравнениям | Уметь вычислять по заданным химическим уравнениям массу или количество вещества по известной массе или известному количеству одного из вступающих в реакцию или получающихся в результате реакции веществ. | РРЗ. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ. | Текущий опрос | 1 | ||||||||||
19 | 19 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Первоначальные химические понятия» | Уметь применять полученные знания на практике | Фронтальный опрос Подготовка к кон. работе | 1 | |||||||||||
20 | 20 | Зачет по теме «Первоначальные химические понятия» | Уметь анализировать свою работу и уметь делать выводы | Сам. работа Контроль выполнения | 1 | |||||||||||
Тема 2 «Кислород. Оксиды. Горение» - 9 часов | ||||||||||||||||
21 | 1 | Кислород. Общая характеристика кислорода | Уметь различать понятия «простое вещество» и «химический элемент» на примере кислорода. Уметь характеризовать физические свойства кислорода и способы собирания кислорода. | Д Получение кислорода из перманганата калия. Собирание кислорода методом вытеснением воздуха и методом вытеснения воды | Фронтальный опрос | 1 | ||||||||||
22 | 2 | Химические свойства кислорода. Применение кислорода | Знать химические свойства кислорода. Уметь различать физические и химические свойства, составлять уравнения реакций кислорода с фосфором, серой, углем и железом. | Д Горение углерода, серы, фосфора, железа в кислороде Лабораторный опыт 4 Ознакомление с образцами оксидов | Сам. работа Работа по карточкам | 1 | ||||||||||
23 | 3 | Практическая работа №3 «Получение и свойства кислорода» | Уметь собирать простейший прибор для получения газа, проверять его на герметичность, укреплять пробирку в штативе, обращаться с нагревательными приборами. Уметь собирать газ вытеснением воды и воздуха. | Практическая работа 3 Получение и свойства кислорода | Практическая работа Контроль выполнения | 1 | ||||||||||
24 | 4 | Воздух и его состав Горение веществ в воздухе. Горение и медленное окисление | Знать состав воздуха как смеси, состоящей из простых и сложных веществ. Понимать проблемы, связанные с охраной атмосферного воздуха. Уметь объяснять различие между горением и медленным окислением. | Демонстрации: -количественное определение содержания кислорода в воздухе; - Опыты, выясняющие условия горения | Текущий опрос | 1 | ||||||||||
25 | 5 | Вычисления по химическим уравнениям | Уметь вычислять по хим. уравнениям массу по известному количеству вещества, вступающего или получающегося в результате реакции и наоборот | -Плакат «Количественные соотношения в химии» | Текущий опрос Работа по карточкам | 1 | ||||||||||
26 | 6 | Оксиды. Окисление. Круговорот кислорода в природе | Знать: определение оксидов, окисления. Знать круговорот кислорода в природе Уметь объяснять круговорот кислорода в природе. | Лабораторный опыт: Ознакомление с образцами оксидов Д Горение спирта в фарфоровой чашке. Тушение пламени | Текущий опрос | 1 | ||||||||||
27 | 7 | Расчеты по термохимическим уравнениям | Знать понятие теплового эффекта, экзо- и эндотермических реакций. Уметь вычислять количество теплоты по термохимическому уравнению реакции. | Демонстрации: Сжигание в кислороде различных веществ | Сам. работа Контроль выполнения | 1 | ||||||||||
28 | 8 | Обобщение знаний по теме «Кислород» | Различать понятия «химический элемент» и «простое вещество», «физические свойства» и «химические свойства» на примере кислорода. Знать методы собирания кислорода вытеснением воды и воздуха. Уметь рассматривать применение веществ в зависимости от их свойств. | Демонстрация – Видеофильм «Химия. 8 класс. Ч.2» («Кислород. Водород» | Тематический опрос | 1 | ||||||||||
29 | 9 | Контрольная работа № 2 по теме «Кислород» | Уметь применять знания, умения и навыки при выполнении контрольной работы | 1 | ||||||||||||
Тема 3 «Водород»( 6 часов) | ||||||||||||||||
30 | 1 | Анализ результатов контрольной работы № 2. Водород. Общая характеристика водорода | Уметь анализировать свою работу, делать работу над ошибками и уметь делать выводы Знать состав молекул водорода и способ его получения реакцией замещения. Уметь характеризовать физические свойства водорода, собирать водород методом вытеснения воздуха, доказывать его наличие, проверять водород на чистоту. Соблюдать меры предосторожности при работе с химическими реактивами. | Д Получение водорода, проверка на чистоту, собирание методом вытеснения воздуха и воды | Текущий опрос | 1 | ||||||||||
31 | 2 | Химические свойства водорода | Уметь составлять уравнения реакций водорода с кислородом и с оксидами металлов. | Д Взаимодействие водорода с оксидом меди (II) Лабораторный опыт 5 Получение и свойства водорода | Текущий опрос | 1 | ||||||||||
32 | 3 | Получение водорода в лаборатории и промышленности. Применение водорода | Знать области применения водорода и способы получения его в лаборатории и промышленности. Уметь собирать водород вытеснением воздуха, доказывать его наличие, проверять на чистоту. Знать устройство аппарата Киппа | Практическая работа 4 «Получение водорода в лаборатории» | Фронтальный опрос Работа по карточкам | 1 | ||||||||||
33 | 4 | Состав кислот. Соли | Знать состав кислот и солей, определение кислоты и соли Уметь составлять химические формулы солей, давать им название, сравнивать по составу кислоты и соли | Демонстрация образцов кислот и солей | Работа по карточкам | 1 | ||||||||||
34 | 5 | Химические свойства кислот | Знать определение индикатора, химические свойства кислот Уметь составлять уравнения реакции кислот с различными металлами, оксидами металлов, объяснять происхождение явлений с точки зрения атомно-молекулярного учения | Демонстрации - действие индикаторов на растворы кислот; -Взаимодействие кислот с металлами (железом, медью, цинком); -Взаимодействие кислот с оксидами металов | Текущий опрос | 1 | ||||||||||
35 | 6 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Водород» | Уметь применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных заданий и упражнений | Д Видеофильм «Химия. 8 класс. Ч.2» («Кислород. Водород» | Фронтальный опрос | 1 | ||||||||||
Тема 4 «Вода. Растворы» (7 часов) | ||||||||||||||||
36 | 1 | Вода – растворитель. Растворы | Знать определения понятий «раствор», «растворимость», «насыщенный» и «ненасыщенный» растворы. Д Растворение в воде сахара, глины, бензина | Д Растворение серной кислоты в воде | Фронтальный опрос | 1 | ||||||||||
37 | 2 | Массовая доля растворенного вещества | Знать определение массовой доли растворенного вещества. Уметь вычислять массовую долю и массу вещества в растворе. | РРЗ. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации. | Текущий опрос | 1 | ||||||||||
38 | 3 | Состав воды. Физические и химические свойства воды | Знать качественный и количественный состав воды уметь объяснять закон постоянства состава на примере воды. Знать способы очистки воды. Знать физические свойства и аномальные свойства воды. Уметь составлять уравнения реакций воды с некоторыми металлами и оксидами металлов и неметаллов. Уметь составлять уравнения реакций воды с некоторыми металлами и оксидами металлов и неметаллов. | Д Взаимодействие воды с натрием, магнием, оксидом кальция, оксидом фосфора (Y) | Текущий опрос Работа по карточкам | 1 | ||||||||||
39 | 4 | Практическая работа № 4Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества | Уметь приготавливать раствор с определенной массовой долей растворенного вещества. | Практическая работа 4 Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества | 1 | |||||||||||
40 | 5 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Вода. Растворы» | Уметь применять ЗУН при выполнении тренировочных заданий и упражнений | Тестовая работа | 1 | |||||||||||
41 | 6 | Контрольная работа № 3 по темам «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы» | Уметь применять знания, умения и навыки при выполнении контрольной работы | Контрольная работа | 1 | |||||||||||
42 | 7 | Анализ итогов контрольной работы № 2. Оксиды: состав, состав, номенклатура. | Уметь делать работу над ошибками. Знать определения основных и кислотных оксидов. Уметь по составу классифицировать оксиды. Д Образцы оксидов | Знать классификацию неорганических соединений, определение и классификацию оксидов, их строение, свойства Уметь классифицировать по составу и свойствам неорганические вещества | Контроль выполнения работы над ошибками | 1 | ||||||||||
Тема 5 «Основные классы неорганических веществ» (9 часов) | ||||||||||||||||
43 | 1 | Оксиды: состав, строение, номенклатура, классификация. Классификациянеорганических соединений | Знать определения основных и кислотных оксидов. Уметь по составу классифицировать оксиды. Д Образцы оксидов | Знать классификацию неорганических соединений, определение и классификацию оксидов, их строение, свойства Уметь классифицировать по составу и свойствам неорганические вещества | Фронтальный и текущий опрос | 1 | ||||||||||
44 | 2 | Получение и свойства оксидов | Уметь сравнивать основные и кислотные оксиды. Уметь доказывать основный и кислотный характер оксидов. Записывать уравнения реакций | Д Взаимодействие основных и кислотных оксидов с водой, основаниями (кислотами) | Работа по карточкам | 1 | ||||||||||
45 | 3 | Основания: состав, строение, номенклатура, классификация и свойства оснований | Знать состав оснований, их классификацию. Уметь составлять формулы оснований, распознавать раствор щелочи с помощью индикатора. Уметь определять реакции обмена. Знать правила ТБ при работе со щелочами. | Д Окраска индикаторов в различных средах | Текущий и фронтальный опрос | 1 | ||||||||||
46 | 4 | Кислоты: номенклатура, классификация, свойства кислот Свойства кислот | Знать состав кислот и их классификацию, номенклатуру. Уметь определять валентность кислотного остатка и составлять формулы кислот. Знать химические свойства кислот, уметь составлять уравнения химических реакций, уметь пользоваться рядом активности металлов, распознавать кислоты с помощью индикаторов. Знать правила ТБ при работе с кислотами. | Д Действие растворов кислот на индикаторы (фенолфталеин, метилоранж, лакмус) Лабораторный опыт 8 Взаимодействие кислот с металлами и оксидами металлов | Текущий опрос | 1 | ||||||||||
47 | 5 Соли: номенклатура, состав, классификация и свойства солей | Знать состав солей и их классификацию. Уметь составлять формулы солей по валентностям металла и кислотного остатка. Знать номенклатуру солей. Знать способы получения солей и записывать уравнения соответствующих реакций. Знать химические свойства солей. Уметь записывать соответствующие уравнения реакций. | Демонстрация некоторых химических свойств солей | Фронтальный опрос Работа по карточка | 1 | |||||||||||
48 | 6 | Генетическая связь между основными классами неорганических соединений | Знать определения и классификацию неорганических веществ. Уметь по составу и свойствам классифицировать неорганические вещества; составлять генетические ряды металла и неметалла; иллюстрировать уравнениями химических реакций генетическую связь между основными классами неорганических соединений. | Демонстрация превращений веществ | 1 | |||||||||||
49 | 7 | Практическая работа № 5 Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений» | Уметь подбирать вещества и проводить химические реакции, необходимые для решения определенной задачи, соблюдая правила работы в кабинете химии. Уметь составлять технологическую карту для п/р 6 | Практическая работа 5 | Практическая работа Контроль выполнения | 1 | ||||||||||
50 | 8 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные классы неорганических соединений» | Уметь применять ЗУН, полученные при изучении темы 5, в ходе выполнения тренировочных упражнений и заданий Знать понятие генетической связи, уметь осуществлять превращения. | Фронтальный опрос Контроль выполнения | 1 | |||||||||||
51 | 9 | Контрольная работа № 4 по теме «Основные классы неорганических соединений» | Уметь применять теоретические и практические ЗУН, полученные в ходе изучения темы 5, на контрольной работе | Контрольная работа | 1 | |||||||||||
Тема 6 «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома» (10 часов) | ||||||||||||||||
52 | 1 | Анализ итогов контрольной работы № 3. Классификация химических элементов. | Уметь анализировать свою работу, делать работу над ошибками и уметь делать выводы Знать общие признаки классификации ХЭ на примере групп сходных элементов. Уметь характеризовать зависимость свойств щелочных металлов, галогенов и их соединений от относительной атомной массы. | Д Образцы щелочных металлов | Текущий опрос | 1 | ||||||||||
53 | 2 | Амфотерные соединения | Знать определение амфотерности, уметь экспериментально доказывать амфотерность предложенного оксида и гидроксида. | Лабораторный опыт 9 Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей. | Текущий опрос | 1 | ||||||||||
54 | 3 | Периодический закон Д.И.Менделеева | Знать формулировку периодического закона. Уметь приводить примеры периодического изменения свойств химических элементов и их соединений. | Д Взаимодействие оксидов натрия, магния, фосфора с водой, исследование свойств полученных продуктов | Текущий и фронтальный опрос | 1 | ||||||||||
55 | 4 | Периодическая система химических элементов | Знать определения периода, группы, главной и побочной подгрупп, тенденции изменения свойств простых веществ и соединений химических элементов в периодах, главных и побочных подгруппах ПС. Уметь характеризовать химический элемент по положению в периодической таблице. | Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» | Фронтальный опрос Работа по карточкам | 1 | ||||||||||
56 | 5 | Строение атома. | Знать состав атомного ядра, определение химического элемента как определенного вида атомов с одинаковым зарядом ядра. Уметь находить число протонов, нейтронов, электронов указанного атома. | Видеофильм «Строение атома» | Текущий опрос | 1 | ||||||||||
57 | 6 | Изотопы | Знать определение изотопов | Текущий опрос | 1 | |||||||||||
58 | 7 | Строение электронных оболочек атомов | Знать современную формулировку периодического закона, физический смысл номеров периода и группы, причину периодического изменения химических свойств первых 20 элементов. Уметь объяснять периодическое изменение свойств химических элементов в свете теории строения атомов, составлять схемы строения атомов первых 20 элементов. | Таблица «Строение атома» | Фронтальный опрос | 1 | ||||||||||
59 | 8 | Состояние электронов в атоме | Иметь представление о двойственной природе электрона и состоянии электронов в атоме. Уметь составлять электронные формулы атомов. | Фронтальный опрос Работа по карточкам | 1 | |||||||||||
60 | 9 | Значение Периодического закона. | Знать о роли Периодического закона для обобщения и объяснения уже известных и предсказания новых фактов. Уметь показывать его значение для развития науки и техники. | Таблица химических элементов | Текущий опрос | 1 | ||||||||||
61 | 10 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева». | Знать зависимость свойств атомов химических элементов и их соединений от строения атома. Уметь характеризовать ХЭ по положению его в ПС. Уметь объяснять физический смысл порядкового номера ХЭ , номера периода, номера группы в ПС. Уметь применять ЗУН при выполнении упражнений и задач. | Демонстрация видеофильма | Фронтальный опрос Тестовая работа | 1 | ||||||||||
Тема 7 «Химическая связь. Строение веществ» (7 часов) | ||||||||||||||||
62 | 1 | Электроотрицатель- ность химических элементов | Знать определение ЭО, закономерности изменения ЭО в периодах и главных подгруппах в зависимости от строения атомов, их радиусов. Уметь сравнивать ЭО элементов, расположенных в одной подгруппе и одном периоду ПСХЭ. | Таблица «Электроотрицательность элементов» | Текущий опрос | 1 | ||||||||||
63 | 2 | Ковалентная связь Полярная и неполярная ковалентная связь | Знать определение ковалентной связи, механизм ее образования. Уметь составлять электронные схемы образования ковалентных соединений, записывать электронные и структурные формулы молекул данного вещества. | Таблицы по видам химической связи | Текущий опрос | 1 | ||||||||||
64 | 3 | Ионная связь | Знать определение ионов и ионной связи, механизм образования ионной связи. Уметь составлять схемы образования ионных соединений и их электронные формулы. Понимать отличие ионной связи от ковалентной. | Таблица по ионной связи | Фронтальный опрос | 1 | ||||||||||
65 | 4 | Кристаллические решетки | Знать типы кристаллических решеток, зависимость свойств веществ от типа кристаллической решетки и молекулярного и немолекулярного строения. Уметь характеризовать физические свойства вещества по типу кристаллической решетки. | Д Модели кристаллических решеток | Текущий опрос Работа по карточкам | 1 | ||||||||||
66 | 5 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение веществ. Химическая связь» | Уметь применять ЗУН при изучении темы 6, 7 при выполнении тренировочных заданий и упражнений | Фронтальный опрос Тестовая работа | 1 | |||||||||||
67-68 | 6-7 | Контрольная работа № 5по темам «ПЗ и ПСХЭ» и «Строение веществ. Химическая связь» | Уметь применять ЗУН в ходе выполнения контрольной работы | Контрольная работа | 1 | |||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 8 класс Факультативный курс «Введение в мир химии»
пояснительная записка, тематическое планирование....
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.
Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.(68 часов, 2 часа в неделю)...
Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.
Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский....
Рабочая программа по химии, 8 класс к учебнику ХИМИЯ - 8, Новошинский И.И., Новошинская Н.С.
В рабочей программе представлена пояснительная записка, содержание учебного материала, учебно-тематический план, учебно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки, методическое обеспече...
Рабочая программа по химии 11 класса (базовый уровень) (2 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)
рабочая программа разработана для общеобразовательных школ , изучение химии ведётся на базовом уровне, 2 часа в неделю( 1 час по учебному плану+1 час из школьного компонета)...
Рабочая программа по химии 9 класс по программе И.И. Новошинского, Н.С.Новошинской.
В работе приводится тематическое ланирование учебного материала....